Содержательно-методический аспект Можно ли учиться по этой книге? В отношении ее богословско-теоретического содержания, да и просто культуры логической аргументации ответ уже очевиден, - учиться по ней нельзя ни в коем случае. По крайней мере, православным или тем, кто хотел бы усвоить христианский православный взгляд на проблему религиозного сектантства. В провинциальном американском университете - может быть и можно, но это уже не наше дело. Выше было отмечено, что А.Л. Дворкин мотивирует 56 страниц теоретико-богословского введения в курс «Сектоведения» тем, что студенты четвертого курса Православного Свято-Тихоновского Богословского института уже изучили церковное богословие и апологетику. Если они действительно изучили богословие и апологетику Христианской Церкви, то 56 страниц теоретико-богословского введения в курс «Сектоведения» в книге А.Л. Дворкина могут вызвать у этих студентов только недоумение и смущение. То, что пишет по этому поводу А.Л. Дворкин, не имеет никакого отношения к догматическому учению Церкви, противоречит ему в самых существенных положениях о единственности Церкви и Истины. И пока А.Л. Дворкин продолжает работать в ведущих православных вузах России, остается уповать только на то, что полная логическая абракадабра и ересь теоретико-богословского введения в курс «Сектоведения» А.Л. Дворкина будет просто проскакивать мимо ума и сердца учащихся. Кроме того, А.Л. Дворкин нигде в предисловии не говорит, что данная книга издана только и исключительно как учебное пособие для студентов четвертого курса Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Тираж книги - 12 тысяч экземпляров. Поэтому логично предположить, что ее основными читателями станут не только и не столько учащиеся 4 курса данного вуза, обогащенные знаниями церковной догматики. И остальные читатели, основная масса читателей книги вместо настоящего богословия Церкви в отношении религиозного сектантства будет усваивать в этом отношении «богословие по А.Л. Дворкину». Итак, приведенные в первом разделе отзыва многочисленные цитаты, в которых А.Л. Дворкин дает богословско-теоретическое обоснование основных понятий своей книги, представляют собой совершеннейший сумбур в понятиях и определениях - абсолютно безграмотный с богословской точки зрения и абсолютно алогичный. Сумбур, совершенно непригодный для какого бы то ни было изучения, хотя бы, в силу (вернее, слабость) своей полной внутренней противоречивости. Как было показано выше, кандидат богословия, профессор церковной истории и прочая и прочая А.Л. Дворкин сделал открытие, что, например, папа римский - не еретик. А если, например, Кальвин и еретик (еретик в отношении римо-католичества?), то уж «культуросообразные» последователи Кальвина не еретики, а «добрые христиане». И русские православные студенты должны это просто «запомнить».

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/19/...

Конференции  1. Доклад: «Энергии простоты или простота энергии? Парадигмы патристической философии на Востоке и на Западе» — Международная конференция: «Оппозиция Запад – Восток в культурных традициях христианского мира». Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 10-13 мая 2016 г.Доклад: «Аристотель и трансцендентальная онтология» — XVI Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения, РХГА, 25-27 мая 2016 г. Санкт-Петербург.  2. Доклад: «Аристотель и трансцендентальная онтология» — XVI Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения, РХГА, 25-27 мая 2016 г. Санкт-Петербург.  3. Доклад: «О влиянии онтологии Аристотеля на схоластическую теологию» — XXVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ, 26 ноября 2016 г.  4. Доклад: «Бог и предикаты (Часть 2)» — круглый стол: «Как должно говорить и писать о Боге согласно святым Отцам». Университет Дмитрия Пожарского, 18.02.2015.  5. Доклад: «Онто-тео-логия: pro et contra» — регулярный семинар сектора философии религии ИФ РАН Scientia de religione, 26.02.2015.  6. Доклад: «Предпосылки учения о трансценденталиях в античности: Доаристотелевский период» — XV Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения, РХГА, 27-30 мая 2015 г. Санкт-Петербург.  7. Доклад: «Метафизика Исхода» и исход из метафизики: две парадигмы в патристической философии. — Конференция: «Метафизика в интеркультурном пространстве: история и современность», 18 декабря 2015г. Институт философии РАН.  8. Доклад: «Этика и преодоление онтологии». XXII Международные Рождественские образовательные чтения. 28 января 2014. Храм Христа Спасителя. Секция «Онтология нравственных начал».  9. Доклад: «Платон и онто-гено-логия». Универсум Платоновской мысли. Корпус текстов Платона в истории его интерпретаций – II. Санкт-Петербургский Государственный Университет. Институт философии. 24-25 июня 2014 г.  10. Доклад: «Бытие и Единое у Платона». 2-я международная Платоновская конференция. РГГУ, 18-19 сентября 2014.  11. Доклад: «Бог и предикаты (Часть 1)». Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. 11 ноября — 2 декабря 2014.  12. Доклад: «Деконструкция генологии: Хайдеггер и неоплатонизм». 86-е заседание Научно-методологического семинара богословского факультета ПСТГУ. 29 марта 2013 г. 

http://bogoslov.ru/person/287368

Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь» , созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-bepcuя. 1 июля 2022 г. 13:00 Этим материалом ЖМП продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника.  Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь» , созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/tags/pastyrstvo/page...

Дмитрий Анохин 8 августа 2022 г. 16:00 Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь» , созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-bepcuя. 6 августа 2022 г. 19:00 Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь» , созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/tags/svyashchenniki_...

В основу учебной работы в ПСТГУ был положен обычный для классических университетов принцип базового фундаментального образования, соединенный с серьезным изучением иностранных языков, философии и отечественной истории. По мере повышения профессионального уровня увеличивается узкоспециальная нагрузка. На старших курсах студенты выполняют курсовые работы, затем выбирают тему дипломной работы, руководителя. Четвертый курс заканчивается защитой дипломной работы. В случае успешно выполненной учебной программы и защиты выдается диплом бакалавра. Те, кто желает углубить свои знания и приобрести более высокий профессиональный уровень, поступают в магистратуру. Магистратура заканчивается также защитой магистерской работы. Для ее выполнения нередко будущим магистрам приходится проходить стажировку за границей, хорошо овладевать иностранным языком, активно работать в зарубежных архивах и библиотеках. Следующий уровень — аспирантура и подготовка кандидатской диссертации. На всех уровнях учащиеся слушают лекции, работают в семинарах, сдают зачеты и экзамены, участвуют в каких-либо общефакультетских или общеуниверситетских дополнительных нагрузках. С первого курса студенты работают в летних трудовых лагерях, на следующих курсах устраиваются миссионерские поездки, разнообразная практика (в зависимости от специальности). С первого года все студенты участвуют в литургической жизни, организованной обычно по факультетам. На факультетах существуют студенческие научные кружки, организуются праздничные спектакли, концерты, встречи с известными иерархами, учеными богословами и т.п. Университет имеет ряд совместных научных и образовательных программ с отечественными и зарубежными учебными заведениями, научными организациями и фондами, осуществляются программы международных студенческих и преподавательских обменов, проводятся международные конференции. Поддерживаются постоянные контакты с зарубежными учебными центрами: Православным Свято-Сергиевским богословским институтом (Париж, Франция), Свято-Владимирской духовной академией (США), богословскими факультетами университетов Белграда (Сербия), Бухареста (Румыния), Софии (Болгария), Институтом православных исследований (Кембридж, Великобритания), Христианской богословской академией (Варшава, Польша), Институтом восточно-христианских исследований (Ниймеген, Голландия), теологическим факультетом Университета им. Гумбольдта (Берлин, Германия), Университетом г. Фрибурга (Швейцария).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244416...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Михаил Щепенко: ТЕАТР – ДЕЛО ОПАСНОЕ 11 мин., 01.01.2008 Сходив в этот театр один раз, люди стремятся попасть туда снова. Что их привлекает? Может быть, талантливая игра актеров? Или репертуар, основанный на русской классике? Или добрая, теплая атмосфера? Все это, безусловно, есть. Но как сказал Лев Аннинский на юбилейном вечере, посвященном 30-летию театра: " У вас маленький зальчик, а сверхзадача всегда огромна – этим вы и отличаетесь " . Возможно, это главное, почему Московский Театр русской драмы " Камерная сцена " имеет своего постоянного, серьезного, думающего зрителя. И люди после спектакля уходят другими... Мы беседуем с Михаилом ЩЕПЕНКО, художественным руководителем театра " Камерная сцена " , доцентом Ярославского государственного театрального института и МГПУ, заслуженным деятелем искусств РФ, лауреатом российских и международных фестивалей. Михаил ЩЕПЕНКО родился в 1945 году в Новокузнецке. Учился в Пензенском художественном училище, затем во Всесоюзном юридическом заочном институте. Вскоре после окончания юридического института поступил в Театральное училище имени Б.В.Щукина на режиссерский факультет. Вместе с женой, Тамарой Сергеевной Басниной, также выпускницей Щукинского училища, прошел весь путь от театра-студии в МХТИ (ныне – РХТУ) им. Д. И. Менделеева до создания Театра русской драмы " Камерная сцена " . Сейчас Тамара Сергеевна – директор, режиссер и актриса этого театра, Михаил Григорьевич – его художественный руководитель, режиссер-постановщик и актер. В 1998 году ему присвоено звание " Заслуженный деятель искусств России " . В 1996 году году получил третье высшее образование – окончил Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ныне – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет). Имеет двоих детей и четырех внуков. – Михаил Григорьевич, как родился Ваш театр? – В 1974 году мы с моей супругой, Тамарой Сергеевной Басниной организовали театральную студию в Химико-технологическом институте имени Менделеева. Мы решили, что нужно делать свой театр.

http://foma.ru/mihail-shepenko-teatr-del...

Arhiva La Moscova a fost inaugurat expoziia de fotografie „Viaa de zi cu zi. Preotul în oraele mici” 17 aprilie 2019 15:44 16 апреля 2019 года в Москве в Историко-культурном и просветительском центре Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Соборная палата» открылась выставка «Жизнь жительствует. Священник в малых городах». На фотовыставке представлено около 70 работ фотографа Сергея Пронина и исследовательские материалы ученых, сотрудников Лаборатории «Социология религии» ПСТГУ. Фотовыставка включает три тематические зоны, посвященные разным аспектам служения священнослужителей в малых городах: «Партнерский приход», «Жизнь не для себя», «Священник везде». Цель выставки — обратить внимание общества на роль священника в организации жизни малого города. «На фоне общей подавленности, оттока населения, неустроенности жизни в российской глубинке, священник оказывается тем человеком, который может собрать вокруг себя конструктивные силы поселка, вдохнуть в него новую жизнь, как духовную, так и общественную. По долгу своего служения священник оказывается везде: в школах, больницах, на официальных мероприятиях, в домах своих прихожан. Проживая свою жизнь не для себя, а для других, он оживляет все окружающее», — подчеркнула куратор выставки Эльга Канаева. По ее словам, исследования, проведенные в ПСТГУ, показали, что лучше всего это удается священникам, которые заботятся об устройстве сплоченной общины, поддерживают инициативы прихожан и приветствуют самоорганизацию, а не замыкают все задачи на себе. На церемонии открытия выступили сотрудники лаборатории и Православного Свято-Тихоновского богословского института. Проректор ПСТБИ и руководитель лаборатории протоиерей Николай Емельянов сообщил о направлениях исследований, проводимых в научном центре «Социология религии», и о том, почему эти исследования важны для подготовки будущих священников. Кроме этого, отец Николай рассказал о цивилизационном сдвиге, который совершило христианство, о его последствиях и дальнейшем участии в нем христиан. С приветственным словом также выступили научный сотрудник лаборатории Татьяна Крихтова, заведующий практическим отделом ПСТБИ чтец Кирилл Алексин, священник из малого города Нижегородской области протоиерей Арсений Ерзаулов и автор фотопроекта Сергей Пронин. Фотограф поделился впечатлениями об участии в работе исследователей и рассказал о том, как родилась и трансформировалась идея выставки, как за унылой серостью будней в малом городе ему удалось увидеть действительную жизнь. Выставка открыта для свободного посещения до 16 мая по предварительной регистрации . Пресс-служба ПСТГУ /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5414938...

поиск:   разделы   рассылка Алексей Беглов Церковная история в контексте социальной истории советского периода Источник:  Богослов. ру Портал Богослов.Ру публикует авторизованную расшифровку доклада и последовавшей за тем дискуссии научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, к.и.н. А.Л. Беглова на состоявшемся 30 октября 2008 г. научно-методологическом семинаре Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета " Богословие в системе научного знания: традиции – современность – перспективы " . В семинаре принимали участие студенты и преподаватели ПСТГУ, Московского государственного университета, сотрудники других академических учреждений. Вел заседание доцент кафедры патрологии ПСТГУ П.Б. Михайлов. Алексей Львович Беглов: Прежде всего, я хочу поблагодарить организаторов семинара за внимание к предложенной сегодня теме и за приглашение выступить в стенах Свято-Тихоновского университета. Темой моего выступления – или лучше обозначить его жанр как рассуждение вслух – будут опыты и перспективы применения новейших методов и достижений социальной истории применительно к истории Русской Православной Церкви и непосредственно к истории Русской Церкви ХХ века. В литературе и в околоисторической публицистике существует достаточно давнее, хотя и условное, различение " истории декретов " и " истории народов " . Взаимодействие этих двух традиций в написании истории в ХХ веке давало интересные результаты. Можно остановиться только на нескольких примерах того, как в течение ХХ века различные исследования экономической, социальной, общественной жизни эллинистического мира и Римской империи добавляли нечто существенно новое в наши представления об истории ранней Церкви или о библейской истории. Здесь приятно отметить заслуги наших соотечественников, в частности, М.И. Ростовцева и И.И. Биккермана, а также – известного и здравствующего сегодня американского историка Питера Брауна. Их исследования в свое время внесли достаточно серьезные коррективы в историю христианской Церкви и позднеантичного мира. Так, Биккерман предложил взгляд на события, о которых повествует книга Маккавеев, как на конфликт внутри еврейского общества (между традиционной и ренегатской его частью), а не " внешний " конфликт – между евреями и эллинами, как это воспринималось ранее. Книги Ростовцева показали место торгового " среднего " класса в общественной, религиозной, политической жизни городов Востока Римской империи и Италии, место среднего класса в христианской общине, и как следствие – расширили наше знание об экономическом и общественном весе христиан в империи во II-III вв. Питер Браун позднее продемонстрировал механизм " социализации " христианства в западном Средиземноморье через систему патроната в IV-VI вв. Что было условием для этого изменения нашего исторического знания, которое совершалось в их трудах?

http://religare.ru/2_63180.html

Margrander E.C. Vilatte, Joseph Rene (Archbishop Mar Timotheus)//The New Schaff – Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge edited by Samuel Macauley Jackson...: In 12 vol. Vol. XII. Grand Rapids, MI: Baker Book House, 1950. P. 187–189. Our Father among the Saints, Raphael, Bishop of Brooklyn: Good shepherd of the lost sheep in America (Saint Raphael Hawaweeny)/By Bishop Basil (Essey). Englewood: Antiochian Orthodox Christian Archdiocese of North America, 2000. Service Book of the Holy Orthodox-Catholic Apostolic (Greco-Russian) Church compiled, translated and arranged from the old Church-Slavonic Service Books of the Russian Church, and collated with the Service Books of the Greek Church by Isabel Florence Hapgood. Boston; New York: Houghton, Mifflin and Company, 1906. The blessed memory of Metropolitan Theophilus//1951 Year Book and Church Directory of the Russian Orthodox Greek Catholic Church of North America. N.Y.: Metropolitan Council Publications Committee, 1951. P. 32–34. The Orthodox Church in America and other writings by St. Alexis, Confessor and Defender of Orthodoxy in America/Translated and edited by George M. Soldatow. Minneapolis: AARDM Press, 1996. – (AARDM archive series: founders, beautifiers, builders and witnesses of the orthodox faith in North America.) Tikhon (Bellavin). Archbishop Tikhon " s reply to Bishop Grafton of Fon du Lac, Wis.//Russian Orthodox American Messenger, 1905, November suppl., p.370–374. Tikhon (Bellavin). The Archbishop " s Notice to the Presiding Bishop of the P. E. Church//Russian Orthodox American Messenger, 1905, November suppl., p.366–369. Сокращения АВПРИ Архив внешней политики Российской империи. АПВ Американский православный вестник. ЖМП Журнал Московской Патриархии. M Москва. ПГПИ Псковский государственный педагогический институт. ПСТБИ Православный Свято-Тихоновский богословский институт. ПСТГУ Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. ПЦВ Прибавления к Церковным ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Нужна ли пастырям психиатрия? Часть 1 2 февраля 2021 г. 14:31 В декабре 2020 года Издательство Московской Патриархии выпустило руководство для священнослужителей по пастырской психиатрии доктора медицинских наук, профессора, заместителя директора Научного центра психического здоровья Российской академии наук, профессора кафедры практического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета В.Г. Каледы. Редакция сайта ПСТГУ попросила В.Г. Каледу рассказать о своей книге, которая явилась плодом многолетнего преподавания курса основ психиатрии студентам богословского факультета ПСТГУ. Где тонкая грань между душой и нервной системой? Мешает ли психическое расстройство спасению души? Как относятся к психиатрии святые отцы и современные старцы? На эти и другие вопросы отвечает В.Г. Каледа в первой части интервью. — Василий Глебович, студенты богословского факультета и Богословского института нашего Свято-Тихоновского университета на определенном этапе помимо основной учебной программы обязаны выбрать несколько спецкурсов. В годы моей учебы складывалось впечатление, что наиболее популярным и посещаемым был курс «Пастырской психиатрии», который уже на протяжении многих лет ведете Вы. Я тогда выбрал суровые дисциплины по догматике, поэтому теперь так хочется восполнить пробелы в знаниях и начать с основного вопроса: чему может научить будущего священника человек, который занимается медициной? — Всем нам постоянно приходится сталкиваться с людьми, у которых есть проблемы. По данным, которые приводит Центр психического здоровья РАН — основное место моей работы, — примерно 14% населения и в нашей стране, и в мире имеют какие-то психические отклонения, психические расстройства. Сюда входят достаточно распространенные различные депрессии, пограничные психические расстройства, так называемые эндогенные заболевания (биполярное аффективное расстройство, шизофрения и др.), расстройства аутистического спектра, входят возрастные отклонения в старческом возрасте, различные формы олигофрении, которые отмечаются с раннего детского возраста, то есть очень широкий спектр расстройств. Но из людей с такими расстройствами только около 6% нуждается в помощи психиатра. При этом, по данным некоторых экспертов Всемирной организации здравоохранения, психическое расстройство имеет чуть ли не 30% населения Земного шара. На мой взгляд, эти цифры излишне завышены. Но в любом случае цифры говорят о том, что расстройства встречаются очень часто.

http://patriarchia.ru/db/text/5765128.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010