Исследовательские проекты -- Философская аргументация арианских споров (2007-2008); Рецепция богословских традиций древности в христианской науке XX в. (2008-2010) Библиография работ автора: Список научных публикаций: 1) Лингвистические аспекты имяславия в сопоставлении со святоотеческими представлениями о природе языка//Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 8 (М., 2001). С. 70-86; 2) Пути разрешения вопроса имяславия//Ежегодная Богословская Конференция Православного Св.-Тихоновского Богословского Института: Материалы 2001. М., 2001. С. 61-64; 3) Аристотель в России//Православная энциклопедия, т. III (2001). С. 256-257; 4) Наследие каппадокийцев в древнерусской письменности//Ежегодная Богословская Конференция Православного Св.-Тихоновского Богословского Института: Материалы 2002. М., 2002. С. 29-32; 5) Брек И., свящ . Чтение Священного Писания по учению святых Отцов (перевод с французского)//Альфа и Омега, 2 (32) (М., 2002) . С. 48-63; 6) Святоотеческие источники просвещения Древней Руси//Альфа и Омега, 3 (33) (М., 2002). С. 313-323; 7) Вечный спор о Священном Предании (рецензия на книгу еп. Илариона (Алфеева), Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. 2 тт. СПб.: Алетейя, 2002)//Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 11 (М., 2003). С. 469-473; 8) Брек И., свящ . Как читать Ветхий Завет? (перевод с французского)//Альфа и Омега, 1 (35) (М., 2003). С. 16-30; 9) Св. Василий Великий. Переписка с Аполлинарием Лаодикийским (вступительная статья, перевод с древнегреческого и комментарии)//Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 12 (М., 2003). С. 71-78; 10) Св. Василий Великий и Аполлинарий Лаодикийский//Ежегодная Богословская Конференция Православного Св.-Тихоновского Богословского Института: Материалы 2003. М., 2003. С. 74-79; 11) Василий Селевкийский. Слово на святую Пасху (вступительная статья, перевод c древнегреческого, примечания)//Альфа и Омега, 1 (39) (М., 2004) . С. 73-84;

http://bogoslov.ru/person/266831

Ермаков С.А. Вопросы жизни в творениях Макария Великого и их  современное значение//Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России. – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3). Жизнь преподобного Макария Египетского//Макарий Египетский. Духовные беседы. – М.: Правило веры, 1998. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.205–207. Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.124–126. Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение. – СПб.: Византинороссика, 1997. С.190–194. Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно–христианская мистика. – М.: Институт ДИ–ДИК; Православный Свято–Тихоновский Богословский институт, 2003. С.284–286.  Казанский П. История православного монашества на Востоке. Ч. 1: Монашество в Египте. – М.: Тип. Александра Семена, 1854. – С. 54 – 98. Казанский П.С. Общий очерк жизни иноков египетских в IV–V веках. – М., 1872. То же в кн.: Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – Б.м.: Православный паломник, 1998. (Приложение). Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. с.220–225. Киприан (Керн). Золотой век Святоотеческой письменности. – М.: Паломник, 1995. С.150–177. Киприан (Керн). Патрология. – Париж; М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, 1996. – Т. 1. С.150–177. Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви/Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.358. Лосский В.Н. Боговидение. – М.:  Изд. Свято–Владимирского братства, 1995. С.78–81. Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд–во Свято–Владимирского братства,  2000.    Миллер Т.А. Византийская экзегеза 4: христианское учение о природе и человеке: ( " Шестоднев " свт. Василия Великого и " Беседы " преп. Макария Великого//Альфа и Омега. – М., 1995. – 2 (5). Минин П. М. Мистицизм и его природа. – Киев: Пролог, 2003. С.107–119. Мистика на Востоке//Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994. 

http://bogoslov.ru/person/2948270

Богословско-теоретический аспект В предисловии к книге автор пишет, что »Эта книга появилась на свет в результате работы над лекционным курсом «Сектоведение», который автор читает в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте начиная с 1995 г.» (с. 7). Таким образом, книгу можно рассматривать в качестве учебного пособия, предполагая, что именно так - как учебное пособие - эта книга используется автором в его преподавательской деятельности в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте. С другой стороны, данная книга, попавшая в руки нецерковного читателя, будет рассматриваться им как отражающая понимание сектантской проблемы в Православной Церкви - ведь это, фактически, учебник Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Это также надо иметь в виду при дальнейшем рассмотрении книги, особенно ее богословско-теоретической части. Уже простое исследование оглавления книги ставит читателя в тупик в отношении важнейшей ее части (как учебного пособия по сектоведению для православных учебных заведений) - а где, собственно, изложено отношение Христианской Церкви к феномену религиозного сектантства? Пусть хотя бы конспективно, на нескольких страницах из почти 700 в книге, учитывая знания студентов четвертого курса Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Рассмотрим теперь конкретнее содержание этого теоретико-богословского введения в книге А.Л. Дворкина «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования» (Изд. Братства во имя св. князя Александра Невского, Нижний Новгород, 2000). Во-первых, выясняется, что деление богословско-теоретического раздела книги на 2 главы совершенно необоснованно. Материал в этих главах расположен хаотично, в существенной части «перекрывает» друг друга. Собственно богословско-теоретическим обоснованиям сущности, происхождения и классификации религиозного сектантства в книге посвящены всего несколько страниц. Это подразделы 1-2 в главе 2 (подраздел 3 этой главы содержит оценки имеющейся литературы о сектах, а подраздел 8 - понимание автором истоков происхождения новых религиозных сект) и частично подразделы 1 и 11 в главе 3. Последний подраздел 11 во 2 главе посвящен, в основном, проблеме классификации религиозных сект. Путем исследования содержания текста первых двух глав книги можно выделить 5 основных логических позиций богословско-теоретического раскрытия автором феномена религиозного сектантства:

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/18/...

Трое из пяти сыновей — также священники… Великий труд, но и великая радость — взрастить шестерых сыновей и шестерых дочерей, данных Богом. Прекрасные, чуткие и одаренные, сияющие добротой и любовью дети в семье отца Александра и матушки Марии… Старшая дочь Татьяна учится в аспирантуре, пишет диссертацию, преподает в школе и в Свято-Тихоновском богословском институте. Старший сын Филипп уже женат, у него родился сын-первенец. Филипп тоже аспирант, работает в Свято-Тихоновском институте и служит алтарником в храме. Сын Иван любит и чувствует электронику, обслуживает компьютерный парк Свято-Тихоновского института, занимается множительной техникой. Варвара — студентка Свято-Тихоновского института. Александра -так же, как и мама, медик, учится на 3-м курсе медицинского университета, недавно вышла замуж. Сын Даниил тоже студент-первокурсник медуниверситета. Володя, сестры-близнецы Катя и Маша, Николай и Сережа — школьники. А младшая дочь, шестилетняя Олечка, еще дошкольница, она пойдет в школу на будущий год… Всем им запас прочности для жизни дает большая, дружная, православная семья. Глава ее, священник Александр ИЛЬЯШЕНКО, делясь с читателями размышлениями о вечных и современных проблемах семьи, не понаслышке может посоветовать, как в любви и верности строить «домашнюю церковь», как, по словам святителя Иоанна Златоуста, «с единомыслием нести бремя настоящей жизни». СОВМЕСТНОЕ ШЕСТВОВАНИЕ КО ХРИСТУ — Чего ждать от супружества? Как духовно меняется человек, когда вступает в брак и начинает вести семейную жизнь? — Супружество — это духовный дар. Супруги, получающие благословение на брак в таинстве венчания, получают этот необыкновенный духовный дар — не просто человеческой естественной любви, но и любви, которая одухотворяет их жизнь. И как любой дар, который дает Господь, он превосходит на самом деле все наши ожидания. Человек не может, как говорит апостол Павел, даже представить себе это: “Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” (1 Кор. 2,9)… Так говорил Апостол о Царствии Небесном, но Царствие Небесное проявляется прикровенно уже здесь, на земле. И этот драгоценный духовный дар молодые супруги должны беречь и приумножать. Человек, получивший этот дар осознанно, с благодарностью, и приумножающий его, под влиянием благодати Божией меняется сам — становится чище, добрее, учится любить.

http://pravmir.ru/semya-dar-lyubvi/

За богослужением пел сводный хор ПСТГУ и Свято-Петровской гимназии . После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине. В слове по окончании богослужения председатель ОВЦС сказал: «Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, Ваше Высокопреподобие дорогой отец Владимир — юбиляр, в честь которого мы сегодня собрались в этом святом храме, дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Мне особенно приятно сегодня по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершить богослужение в этом древнем московском храме и от имени Его Святейшества, от своего имени и, думаю, от имени всех собравшихся здесь поздравить Вас, дорогой отец Владимир. Ваш жизненный путь является примером для очень многих. Вы получили светское образование, но избрали путь служения Церкви и уже долгие десятилетия беспорочно несете священническое служение. Вы стали добрым пастырем для великого множества людей. Вы стали учителем и наставником для нашего православного студенчества. И сегодня мы стоим в переполненном храме, слышим два университетских хора, которые поют за богослужением, видим собравшийся сонм духовенства числом 48 человек. И все эти пастыри и диаконы являются либо Вашими собратьями и коллегами, либо Вашими учениками и воспитанниками. Очень радостно, что Вы встречаете свой 75-летний юбилей в прекрасной физической форме, сохранив силы для несения не только пастырского, но и ректорского служения, которое возлагает на Вас огромную ответственность и многочисленные обязанности. Я хорошо помню, как создавался Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Он начался с пастырско-богословских курсов, которые ютились в различных чужих аудиториях, потому что своих помещений не было. Помню, как мы читали лекции в стенах Московского университета, гостеприимно предоставившего свои аудитории для преподавателей и студентов вуза, который в то время еще назывался Свято-Тихоновским институтом. Я был свидетелем того, как на протяжении четверти века Свято-Тихоновский институт, а потом и университет, расширял свою деятельность, разрастался и занимал новые площади. Может быть, кульминацией этого процесса было состоявшееся недавно освящение исторического здания в Лиховом переулке, где проходил Поместный Собор, избравший Святейшего Патриарха Тихона на Патриарший престол. И неслучайно, конечно, в самом начале 90-х годов имя святителя Тихона было дано создававшемуся православному институту.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4416009...

Сост. Искусство христианского мира. Сборник статей. Выпуск 4. Главный редактор: протоиерей Александр Салтыков. Ответственный редактор: А. А. Воронова. – М.: Издательство Православнаго Свято-Тихоновского Богословского Института, 2000. – 390 с.: илл. Тираж 1 000 экз. Непосредственное отношение к ставрографии имеют три статьи сборника: В. В. Филатов «Поклонные кресты во фресках собора Успения-на-Городке в Звенигороде (попытка богословского истолкования росписей)» (с. 129–137); А. В. Рындина «Деревянная скульптура в Новгородском храме. Людогощенский крест 1359–1360 гг.» (с. 225–245); В. Г. Пуцко «Новгородский выносной басменный крест» (с. 258–266). Как это характерно для сборников, подготовленных факультетом церковных художеств Свято-Тихоновского Богословского Института, все статьи написаны на высоком научном уровне. Сост. Кийский Крест Патриарха Никона . Составитель Осипенко М. В. – М.: Подворье Патриарха Московского и всея Руси. Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, 2000. – 40 с.: илл. Тираж не указан. Крест-мощевик, сооруженный патриархом Никоном в 1656 г. для Кийского монастыря, и в советское время находившийся в фондах музеев, в том числе, в последнее время – в Государственном историческом музее (Москва), сегодня находится в московском храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Изданная храмом об этом памятнике брошюра, включает в себя; «Слово о Животворящем Кресте Господнем, писанное святейшим патриархом Никоном », «Сказание о святом Кресте, что в заливе Белого моря, на Кии-острове, в Крестном монастыре», «Описание святынь, собранных и водруженных во Святом Кресте, иже есть в Крестном монастыре», краткое жизнеописание Никона и информацию о самом храме, ставшем с 1991 года местом пребывания святыни. Это не первая работа об этом кресте. Среди предшественников, в первую очередь, необходимо указать на статью: Кольцова Т. М. «Крестовый образ» Кийского Крестного монастыря//Научно-исследовательская работа в художественном музее. Сборник статей. Выпуск 1. – Архангельск: Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», 1998. С. 14–32. Но неоспоримое достоинство представляемой работы – то, что это хороший образец приходского издания, рассказывающего о святыне храма.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. Воспоминания, изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М.: Московский рабочий. 1994. Жития святых. Июнь. Издание Введенской Оптиной пустыни. 1992. Иоанн Кронштадтский , прав. Моя жизнь во Христе. М.: Благовест. Подворье Троице-Сергиевой лавры. 1998. Иоанн Кронштадтский , прав. Правда о Боге, мире и человеке, записанная в дневнике протоиереем о. Иоанном Ильичом Сергеевым (Кронштадтским). Извлечения из нового дневника за 1894–1899 гг. СПб.: Тип. В. Ерофеева. 1900. Лосский В. Богословие и боговидение. М.: Свято-Владимирское братство. 2000. Отечник, составленный святителем Игнатием Брянчаниновым . М.: Подворье русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Правило веры. 1996. Письма Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) . Нью-Йорк. 1988. Серафим (Соболев) , архиеп. Защита софианской ереси протоиереем С. Булгаковым пред лицом Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви. Нью-Йорк. Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь. 1993. Серафим (Соболев) , архиеп. Искажения православной истины в русской богословской мысли. София. 1943. Серафим (Соболев) , архиеп. Новое учение о Софии Премудрости Божией. Нью-Йорк. Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь. 1993. Серафим (Соболев) , архиеп. Проповеди. София: Покровский монастырь. 1998. Серафим (Соболев) , архиеп. Об истинном монархическом миросозерцании. Статьи и проповеди. СПб.: Свято-Владимирский Русский Православный информационный центр в Новой Коренной пустыни. Община Казанской церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря//Литературный вестник. 1994. Серафим (Соболев) , архиеп. Русская идеология. СПб.: Свято-Владимирский Русский Православный информационный центр в Новой Коренной пустыни. Община Казанской церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря//Литературный вестник. 1994. Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Памятники исторической мысли. Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2000. Сократ Схоластик . Церковная история. М.: РОССПЭН. 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

16. Константин Николаевич Леонтьев: реакционер, пророк?//Вступит. ст. К. Леонтьев. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза(1872-1891). Изд. «Республика», М., 1996, 1, 2 а. л. 17. Русская церковь в Югославии 1921-1939 гг.//Славяноведение, 1996, 6, 1 а. л. 18. Русская церковь в Югославии 1921-1939 гг.//Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Материалы. 1992-1996. М., 1996, 1, 3 а. л. 19. Югославянство/славянство в русской эмигрантской периодике//Русская эмиграция в Югославии. М., 1996, 0,6 а. л. 20. К истории деятельности православных братств//Церковь в истории славянских народов.  М., 1997, 0, 6 а. л. 21. Тревоги и заботы национальной школы//Педагогика, 1997, 1, 0, 7 а. л. 22. Македония - споры, соглашения, войны//На путях к Югославии: за и против. Очерки национальных идеологий югославянских народов. Конец XVIII начало XX вв. М., 1997, 1, 2 а. л. 23. Этапы борьбы македонского народа за независимость//Вступит. ст. Македония. Путь к независимости. Документы. М., 1997, 1, 2 а. л. В соавт. 24. Болгарская тема: pro et contra//Славянский альманах. М., 1998, 1, 3 а. л. 25. Константин Леонтьев//Литературная учеба, М., 1998, 4-6, С. 177. 26. Православие и политика (из истории русско-болгарских отношений)//Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Материалы. М., 1999, 1, 3 а. л. 27. Гордиев узел Балкан//Македония: Проблемы истории и культуры. М., 1999, 0, 6 а. л. 28. «И на камени веры утверди мя» (из истории русско-сербских связей)//Славянский альманах. М., 1999, 1, 2 а. л. 29. Украинский вопрос и проблема «балканизации» России в среде русских эмигрантов в 1930-е годы в связи с выходом в свет сборника документов «Чему свидетели мы были...»//Славяноведение, 1999, 4, 0, 6 а. л. 30. Забытая страница (из послевоенной истории Русской Церкви в Югославии)//Славяноведение, 1999, 5, 0, 7 а. л. 31. К проблеме исторической памяти//Славянский альманах. М., 2000, 0, 5 а. л.

http://bogoslov.ru/person/792994

Был конец мая 1992-го года. Только что, в марте, был зарегистрирован Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Правда, «Свято-Тихоновский» прибавилось к названию немного позже. Святейший Патриарх Алексий II согласился стать учредителем Богословского института, но с понятной опаской: что еще из этого выйдет? Первым нашим «выходом в свет» стала конференция, которую мы назвали – «Чтения в память протоиерея Всеволода Шпиллера», так как сознавали себя его учениками и думали, что Богословский институт будет продолжением его дела. Помещений подходящих у нас не было, денег для аренды зала – тоже, и мы решили провести наши Чтения в недавно открывшемся храме Святого Царевича Димитрия при Первой Градской больнице, где настоятелем был священник Аркадий Шатов (теперь – епископ Пантелеймон). Был назначен день открытия Чтений, все ждали, как-то готовились, и вдруг… во время всенощной под воскресенье прибегает в алтарь сторож и говорит: «Какой-то отец Иоанн Мейендорф просит отца Владимира к телефону». Тогда еще не было мобильных телефонов, и единственный храмовый телефон находился в сторожке. Я бегу бегом в сторожку: «Отец Иоанн! Здравствуйте». В ответ приглушенный голос: «Я в России, в Минске. Завтра буду в Москве. Чем могу быть вам полезен?» Конечно, я сразу пригласил его выступить на наших Чтениях. Весь храм Царевича Димитрия был заставлен стульями и заполнен людьми. Отец Иоанн вспоминал свои встречи с отцом Всеволодом, очень хорошо говорил о нем. Потом мы попросили, чтобы он рассказал нам о Православии в Америке, прочитал бы еще две лекции. Он с готовностью соглашался. Узнав, что у нас выступает отец Иоанн, народ «повалил» отовсюду на наши Чтения. На второй день во время заседания раздался телефонный звонок, и нам сообщили, что через несколько минут к нам приедет сам Святейший Патриарх Алексий. Мы, конечно, его не приглашали, не было у нас дерзновения на это, да и не было никакого вероятия, что он приедет, а тут вдруг он сам! Понятно, что ради отца Иоанна. Святейший Патриарх Алексий, приехав действительно через несколько минут после звонка, выступил на наших Чтениях, одобрил, благословил нашу инициативу открытия Богословского института, вспомнил добрым словом отца Всеволода и уехал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого ФИЛАРЕТА, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя редакционной коллегии сборника «Богословские труды» о составе редакционной коллегии. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить состав редакционной коллегии сборника «Богословские труды» в следующем составе: 1. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Председатель Синодальной Богословской комиссии, председатель редакционной коллегии; 2. Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, ректор Кишиневской духовной академии; 3. Архиепископ Верейский Евгений, Председатель Учебного комитета, ректор Московских духовных академии и семинарии; 4. Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, Председатель Миссиоенерского отдела, ректор Белгородской духовной семинарии; 5. Епископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии; 6. Епископ Керченский Иларион, викарий Сурожской епархии; 7. Архимандрит Иоанн (Экономцев), ректор Российского православного университета Иоанна Богослова; 8. Архимандрит Леонид (Филь), ректор Минской духовной академии; 9. Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского богословского института.; 10. Протоиерей Николай Забуга, ректор Киевской духовной академии; 11. Протоиерей Владимир Силовьев, Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, главный редактор издательства Московской Патриархии; 12. Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС МП; 13. Протоиерей Василий Стоиков, профессор Санкт-Петербургской духовной академии; 14. Протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии; 15. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), доцент Санкт-Петербургской духовной академии; 16. Протоиерей Валентин Тимаков, заместитель главного редактора издательства Московской Патриархии; 17. Протоиерей Максим Козлов, доцент Московской духовной академии; 18. Иерей Леонид Грилихес, преподаватель Свято-Тихоновского богословского института и Московской духовной академии; 19. Иерей Владимир Шмалий, секретарь Синодальной богословской комиссии, преподаватель Московской духовной академии;

http://sedmitza.ru/lib/text/429481/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010