И, в-третьих, не теряют актуальности слова апостола Иоанна: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин 1:18). Видение Бога в человеческом облике всегда нас отсылает к Сыну Божию воплотившемуся, напоминает проректор по учебной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Геннадий Егоров, недаром Христос говорит: Видевший Меня видел Отца (Ин 14:9). Чем важно это пророчество: Здесь впервые в Библии возникает образ Сына человеческого, вновь ясно говорится о будущем воплощении Бога. Кроме того, это одна из первых попыток выразить мысль о том, что Бог больше, чем единичная Личность, что в Боге мы встречаемся с несколькими Лицами. Впоследствии эта мысль будет отлита в чеканной формулировке важнейшего догмата христианской Церкви: «Бог един в Трех Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Он есть Троица единосущная и нераздельная». Где еще можно встретить образы из пророчества? Очень похожие образы мы встречаем в Откровении святого апостола Иоанна Богослова — книге, завершающей Новый Завет (и всю Библию в целом). Например, Господа Иисуса Христа автор книги Откровения описывает как подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая вóлна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих (Откр 1:13–15). Есть в этих двух книгах, созданных с разницей в многие сотни лет, и много других перекличек, что можно объяснить схожестью их содержания: обе они говорят о последних судьбах мира. Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева . Иллюстрации: фреска  " Ветхий деньми " из храма святых апостолов Патриархия г. Печ (XIV в., Сербия). Источник: http://users.livejournal.com/strochka- и ruicon.ru Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома»

http://foma.ru/samye-zagadochnye-proroch...

Увидев Господа Иисуса Воскресшего, эммаусские путники, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба (Лк. 24:33–35). Выводы Итак, на основании проделанного исследования вопроса локализации первых явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа можно сделать следующие выводы.    Хотя в современной библеистике существует теория о невозможности гармонизировать разрозненные свидетельства евангелистов о явлениях Воскресшего Христа. См.: Raymond E. Brown S. S., John R. Donahue S. J., Donald Senior C. P., Adela Yarbro Collins. ASPECTS OF NEW TESTAMENT THOUGHT//THE NEW JEROME BIBLICAL COMMENTARY/Editors: Raymond E. Brown S. S., Joseph A. Fitzmyer S. J., Roland E. Murphy, O. Carm. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1990. P. 1375–1377.  См.: Августин, блж. О согласии евангелистов//Об истинной религии. Теологический трактат. Минск: «Харвест», 2017. С. 893–894.  См.: Феофан Затворник, свт. Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых евангелистов. М.: «Правило веры», 2014. С. 430–454.  Синаксари Постной и Цветной Триодей. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009. С. 161.  См.: Беннетт Ричард. Введение в библейскую археологию и археологию Иерусалима/Пер. с англ. В. Куриленко. Изд. 2-е. Одесса: Христианский гуманитарно-экономический открытый университет, 2017. С. 134–136.  Беннетт Ричард. Указ. соч. С. 135.  Там же. С. 131.  См.: Там же. С. 131–134.  Там же. С. 135–136.  См.: Храм Воскресения Христова. Голгофа и Гроб Господень/автор-сост. А. Логвиненко. К.: ООО «АДЕФ-ПРИНТ», 2016. С. 8.  Храм Воскресения Христова. Голгофа и Гроб Господень. С. 24.  См.: Паломничество во Святую Землю. 150 лет Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. М.: Изд-во «ЭКОМ-ПРЕСС», 1997. С. 284–285.  Беннетт Ричард. Указ. соч. С. 120.

http://bogoslov.ru/article/6174022

Очевидно, что человек и человечество со временем меняются. Вместе с ними изменяется и христианство. Сразу стоит сказать, что речь идет не о каких-то «качественных отличиях», но о тех «образах» христианства, которые складываются в разные эпохи. К тому же в сегодняшнем мире часто за христианство выдается то, что не имеет к нему никакого отношения. Как распознать подделку? Мы попросили помочь нам разобраться с этим протоиерея Владимира Воробьева — настоятеля храма во имя святителя Николая в Кузнецах, основателя и ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета — крупнейшего в России православного вуза для мирян. Отец Владимир — замечательный пастырь и духовник, мнению которого доверяют тысячи наших современников. Кроме того, он лучше, чем кто бы то ни было, может проанализировать изменения, произошедшие с Церковью и христианством в ХХ веке: отец Владимир возглавляет в ПСТГУ отдел новейшей истории Русской Церкви, в котором собираются и систематизируются материалы о российских новомучениках, о гонениях на Церковь в предыдущем столетии. — Быть христианином сегодня — это то же самое, что быть христианином пятьдесят, сто, тысячу лет назад? — И да, и нет. Христианином быть трудно всегда. Апостолы говорят нам: Мир лежит во зле (1 Ин. 5, 19), и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3, 12). Гонимы не обязательно так, как это было при советской власти, когда сажали в тюрьмы и расстреливали за веру. А в том смысле, что во все времена этот мир не будет христиан принимать. Он будет относиться к ним, как к чуждому элементу, будет постоянно их отталкивать от себя, выдавливать, выгонять, и от этого им будет очень трудно. Это во-первых. Во-вторых — всегда трудно бороться со своими страстями. Трудно встать на тот путь, который только и может сделать человека христианином. Этот путь — крестный, ведь Господь сказал прямо: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). То есть нужно отвергнуться себя, чтобы быть со Христом, распять себя со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Это всегда трудно, и трудность эта от времени не очень зависит.

http://pravoslavie.ru/37796.html

6. Что такое логическая и моральная проблемы исламского детерминизма? 7. Что такое богословская и метафизическая проблемы исламского детерминизма? 8. Каким образом мы можем выразить свое христианское учение о Святой Троице посредством схем и пояснений к ним? 9. Что такое ваххабизм и в чем его вероучительные особенности? 10. На какие несколько групп условно можно разделить ваххабизм? Литература: 1. Хризостом Селахварзи. Мы будем утешены: исход от ислама к Православию. – М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2005. 2. Уайтбрехт Стантон Г. У. Учение Корана. Пер. с англ. Нью-Йорк, 1969. 3. Тор Андре. Мухаммад: Человек и его вера/Перев. Теофил Мендель. Нью-Йорк, 1955. 4. Гайслер Норман, Салиб Абдул. Сын свободной. Полумесяц в свете креста. – Казань: Изд. Заман., 2002. 5. Игнац Гольдциер. Введение в исламское богословие и закон/Пер. Андрее Хамари. 1981. 6. Пфандер С.Г. Весы истины. Пер. и доп. Клэр-Тисдал. Австрия, 1989. 7. Ислам классический. Энциклопедия. – М.: ЭКСМО, СПБ «Мидгард», 2005. 8. Может ли Коран претендовать на то, что он – слово Бога?// Даниил Сысоев . Прогулка протестанта по православному храму (диалоги с иноверцами в защиту Православия). – М., 2003. 9. Климович Л. И. Книга о Коране. М., 1986. 10. Мец Адам. Мусульманский ренессанс. М., 1996. 11. Крачковский И. Ю. Изучение избранных отрывков Корана в подлиннике./Коран., М., 1990. 12. Рацингер Джозеф. Введение в христианство. Брюссель. 1988. 13. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М., 1998. Особенности миссионерского служения в пенитенциарных учреждениях «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев, для подзаконных был как подзаконный, что бы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтоб быть соучастником его».

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Архив Пн Московская духовная академия провела онлайн-конференцию «Экзегетика и герменевтика Священного Писания» 13 мая 2020 г. 13:22 11-12 мая 2020 года Московская духовная академия провела ежегодную научно-богословскую конференцию «Экзегетика и герменевтика Священного Писания». Форум прошел в режиме онлайн на платформе Zoom. С приветственным словом к участникам обратился ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим : «Я рад приветствовать вас на весенней сессии XV ежегодной международной научно-практической богословской конференции " Экзегетика и герменевтика Священного Писания " . Несмотря на то что в этом году мероприятие впервые проводится дистанционно, в онлайн-формате, в конференции участвуют представители многих высших духовных учебных заведений, среди которых Минская духовная академия , Сретенская духовная семинария , Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет , Донская духовная семинария, Николо-Угрешская духовная семинария, Воронежская духовная семинария, Калужская духовная семинария, Екатеринодарская духовная семинария. Отрадно отметить, что проводимая ныне конференция вызвала интерес и среди коллег из светских высших учебных заведений — Московского педагогического государственного университета и Российского государственного социального университета. Основной целью конференции является активизация исследований в отечественной библейской науке, а также повышение уровня мотивации к изучению Священного Писания среди обучающихся духовных и светских учебных заведений. Во втором послании к Тимофею читаем: " …ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен " (2 Тим. 3:15-17). Этими словами апостол Павел, с одной стороны, указывает на возможность совершенствования человека через познание Священного Писания, а с другой стороны — на роль Священного Писания в приуготовлении человека ко всякому доброму делу.

http://patriarchia.ru/db/text/5636317.ht...

Архив Пн Призываемый Богом (Евр. 5:4) 3 февраля 2024 г. 12:15 Что такое призвание к священству? Как мимолетную увлеченность церковной жизнью не принять за истинное призвание? Может ли сам человек понять, что Господь призывает его в священство, и на что ориентироваться священноначалию, когда встает вопрос о рекомендации молодого человека в клирики? В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья, подготовленная на основе материалов портала «Пастырь» ( 1, 2024 , PDF-bepcuя ). Кандидаты в священство, как и их духовные наставники, вновь и вновь оказываются перед сложной задачей: понять, обладают ли они качествами, необходимыми, чтобы предстоять перед престолом. Казалось бы, об этом вполне четко говорит апостол Павел: священнослужитель должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью (1 Тим:3, 2-4). С одной стороны, не все эти качества поддаются немедленной проверке, тем более когда кандидат еще молод. А с другой — даже при их наличии остается еще что-то, без чего священника быть не может; это и называют призванием. «Начиная с евангельской эпохи и заканчивая самыми последними днями, священники избирались и всегда будут избираться одним-единственным образом — их призывает Господь, и никто другой, — отмечает проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), куратор подготовки студентов пастырского направления, член епархиальной комиссии по приему абитуриентов в московские духовные школы протоиерей Николай Емельянов. — Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15:16) — эти слова актуальны на все времена». Как понять готовность человека к священству?  Разобраться в вопросе о том, что такое призвание, совсем не просто. В католическом мире понятие «призвание к священству» часто рассматривают в двух планах — как призвание внутреннее и внешнее (vocatio interna и vocatio externa соответственно), пишет клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, и.о. заведующего кафедрой пастырского и нравственного богословия ПСТБИ кандидат богословия иерей Алексий Черный. Внутреннее призвание — это субъективная склонность, желание человека стать священником; внешнее — обстоятельства, влияющие на его выбор. Пастырское призвание формируется на пересечении этих двух аспектов.

http://patriarchia.ru/db/text/6099914.ht...

Архив Пн Хотелось бы всех поименно назвать… 9 февраля 2015 г. 13:10 8 февраля 2015 года, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых , наместник  Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря епископ Троицкий Панкратий дал интервью официальному сайту Валаамского монастыря. — Владыка, расскажите, пожалуйста, сколько на сегодняшний день святых входит в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, чью память мы совершаем ежегодно, и почему подвиг этих людей настолько важен для нас, их потомков? — К лику святых Русской Православной Церкви на данный момент причислены 1866 подвижников благочестия, в том числе 1776 новомучеников и исповедников Российских. Но не будем забывать, что ради десяти праведников Господь может помиловать целые города: Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие… Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти (Быт. 18: 26-32). Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом создана и поддерживается документальная база данных, в которой собрана информация о более чем 32 000 пострадавших священнослужителях и мирянах, среди них, конечно, есть и новомученики, еще не канонизированные по недостатку достоверных сведений об их подвиге. Однако даже приблизительное число пострадавших, в годину гонений за веру Христову, до сих пор не известно, хотя, как писала Анна Ахматова, «хотелось бы всех поименно назвать». К примеру, в синодике Валаамского монастыря поминается 101 имя пострадавших и репрессированных монахов в годы гонений на веру, а документы сохранились и собраны факты только по 8 новомученикам. Вдумайтесь, только по 8 из 101 человека известны подробности гибели, а сколько таких мученических смертей остались неизвестны... Слава Богу, их имена знает Господь, у Него все живы. По словам святителя Иоанна Златоуста, «истинная похвала мученикам — подражание им», что в равной степени относится не только к мученикам, но и к любому святому. Подражать святому достаточно сложно, не зная о его жизни и его подвигах.

http://patriarchia.ru/db/text/3986713.ht...

В Евангелиях от Матфея и от Иоанна апостол Петр исповедует Иисуса Сыном Божиим, но в совершенно в разных обстоятельствах. Почему? Потому что это два эпизода, а не один. В одном случае дело происходит близ Кесарии Филипповой. По дороге Иисус спрашивает учеников, за кого почитают Его люди, и слышит самые разные варианты: от Иоанна Крестителя до кого-то из воскресших ветхозаветных пророков… А вы за кого почитаете Меня? — спрашивает Иисус, и Петр от лица всех двенадцати исповедует Его Христом, Сыном Бога Живого (Мф 16:13–21; Мк 8:27–31; Лк 9:18–22). Господь подтверждает его правоту и обещает, что на «камне» веры в Него воздвигнет Церковь Свою, и врата ада не одолеют ее ; апостолам же вручит ключи Царства Небесного (Мф 16:17–19). Св. Петр и Св. Иоанн Креститель. Алессандро Бонвичино (ок.1498-1554) В Евангелии от Иоанна есть похожий эпизод, но он происходит в другом месте — галилейском городе Капернауме — и при других обстоятельствах: после того как значительная часть учеников отошла от Иисуса Христа, сказавшего странную для них и пугающую вещь: оказывается, условие вечной жизни — вкушать Его Плоть и пить Его Кровь (Ин 6:24–66). Христос спрашивает оставшихся учеников: Не хотите ли и вы отойти? — и Петр отвечает: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго (Ин 6:67–69). Этот ответ Петра похож на первый, но сама ситуация совершенно другая. Иначе откликается на эти слова и Христос. Если в Кесарии Филипповой Он хвалит Петра: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф 16:17), то здесь, в Капернауме, говорит с горечью: Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол (Ин 6:70), имея в виду Иуду, который скоро предаст Его. Часть исследователей Нового Завета считают, что апостол Иоанн рассказывает о событии более раннем. По сути этот момент и стал моментом избрания двенадцати апостолов, пишет протоиерей Александр Прокопчук, старший преподаватель кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: множество людей, ходивших за Иисусом в поисках чуда, теперь от Него отходят, и остаются лишь те, кто осознает: как бы странно Христос Себя иногда ни вел, больше идти просто не к кому. А слова, заслужившие похвалу Иисуса, Петр произнес уже перед тем, как в последний раз отправиться с Учителем в Иерусалим.

http://foma.ru/pochemu-evangelie-ot-ioan...

В творениях многих святых отцов грех отождествляется со смертью, а Евхаристия с бессмертием. Таким образом, Евхаристия обретает космическое и даже сверхкосмическое измерение. То, что произошло на заре человеческой истории в момент грехопадения, преодолевается в Таинстве Причащения. Через грех прародителей смерть вошла в мир ( Рим.5:12 ). Господь сказал Адаму в Раю : «От дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:17 ). И, хотя в тот день, когда Адам вкусил плодов от древа познания добра и зла, физически он не умер, но произошло принципиальное изменение его естества – в него вошел закон смерти. Вкушение запрещенных плодов стало для человека «залогом смерти» 43 . В Евхаристии происходит обратное тому, что произошло в грехопадении. Тело и Кровь Христовы становятся для искупленного человечества «залогом жизни». «Мы получили жизнь во Христе; именно, Тело Его вкусили вместо плодов дерева жизни, (…) и праведной Кровью Его омыты (…), и чрез надежду воскресения ожидаем будущей надежды и уже живем жизнью Его, которая сделалась залогом нашим « 44 . После причащения, хотя физически люди продолжают умирать, меняется самая суть, принцип человеческого бытия. Приобщившись нетленным Телу и Крови Христа, человек оказывается вне абсолютной власти смерти (ср. Рим.6:9 ), становится наследником воскресения. Примечания: 1 Макарий (Булгаков) , еп. Православно-догматическое богословие. СПб., 1852. Т. IV. С. 164. 2 Там же. С. 164–165. 3 Также: «проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» ( 1Кор. 2:7 ). 4 Цит. по: Отцы Церкви и подвижники благочестия о помощи Божией//ЖМП. 1984. С. 30. 5 См., напр.: Иероним Стридонский , блаж. Творения. Киев, 1901. Ч. 16. С. 41. 6 Бобринский Б. , протопресв. Тайна Пресвятой Троицы: Курс Догматического Богословия. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2005. С.180, 184. 7 Флоровский Г. , прот. Евхаристия и соборность//Путь. Париж, 1929. 19. С. 3.

http://azbyka.ru/bogoslovskie-aspekty-ta...

Вечность в камне, или почему разрушают Москву Мы договорились с протоиереем Александром Салтыковым об этой беседе еще во время последних Кадашевских чтений, в декабре 2009 года, конференции, одной из задач которой является привлечение внимание «вечно спешащих москвичей» к угрозе уничтожения нашего города и исторического комплекса храма Воскресения Христова в Кадашах комплексом Пять столиц. 26 февраля, 2010 Мы договорились с протоиереем Александром Салтыковым об этой беседе еще во время последних Кадашевских чтений, в декабре 2009 года, конференции, одной из задач которой является привлечение внимание «вечно спешащих москвичей» к угрозе уничтожения нашего города и исторического комплекса храма Воскресения Христова в Кадашах комплексом Пять столиц. И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. Быт 28,22 Мы договорились с протоиереем Александром Салтыковым об этой беседе еще во время последних Кадашевских чтений, в декабре 2009 года, конференции, одной из задач которой является привлечение внимание «вечно спешащих москвичей»  к угрозе уничтожения нашего города и исторического комплекса храма Воскресения Христова в Кадашах комплексом Пять столиц. Но из-за болезни отца Александра, настоятеля храма, (он в прошлом году перенес четыре операции, которые чуть не стоили ему жизни) и, несмотря на это, его занятости, беседа состоялась только недавно. Предлагаем вашему вниманию рассказ отца Александра о его храме, а также его взгляды на то, что и почему происходит сегодня в духовной жизни москвичей и в грабительском разрушении исторических памятников в Москве. Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Прошлое, настоящее и будущее в Кадашах — Расскажите последние новости в громкой истории попыток строительства офисного комплекса «Пять столиц» в Кадашах?

http://pravmir.ru/vechnost-v-kamne-ili-p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010