Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИНТЕР [нем. Winter] Эдуард (16.09.1896, Гроттау, ныне Градек-над-Нисоу, Чехия - 3.03.1982, Берлин), нем. историк, академик АН ГДР, специалист по «восточной политике» Ватикана. В 1915-1919 гг. изучал богословие и историю в ун-те Инсбрука. Рукоположенный в сан католич. пресвитера, В. был назначен адъюнктом Пражского ун-та, где защитил докт. диссертацию (1922), затем преподавал церковную историю и философию. В 1941 г. В. оставил священническое служение. В 1945 г. переехал в Вену и занимался восточноевроп. историей. В 1947 г. его пригласили на должность профессора в г. Галле, расположенном в советской зоне оккупации Германии. В 1951 г. он окончательно обосновался в Берлине, где до 1966 г. преподавал в ун-те им. В. Гумбольдта. С 1955 г. академик, член АН ГДР (Берлин). Возглавлял научно-исследовательский ин-т истории СССР в ГДР, являлся вице-президентом Исторического об-ва ГДР. В 1956 г. стал лауреатом Национальной премии ГДР. В.- автор многочисленных работ, посвященных культурным и научным связям народов Вост. Европы. Однако его основные научные труды посвящены взаимоотношениям России и Папского престола с момента возникновения гос-ва на Руси. Основной работой В. является трилогия «Россия и папство» (Russland und das Papsttum), в к-рой рассмотрены взаимоотношения Киевской и Московской Руси с Папским престолом с X по XVI в. (Ч. 1), отношения Российского гос-ва с католич. Церковью с XVI в. до революции 1917 г. (Ч. 2) и контакты СССР с Ватиканом (Ч. 3). Несмотря на тенденциозное освящение политики католич. Церкви, определяемое как взглядами самого В., так и антицерковной атмосферой страны, где он работал, это сочинение отличается научной скрупулезностью, т. к. автор привлек для своего исследования многочисленные материалы не только из ватиканских и советских источников, но и из архивов ГДР, ФРГ, Австрии и Чехословакии. В 1964 г. в кн. «Папство и царизм» вышел сокращенный перевод первых 2 частей его трилогии. 3-я часть была опубликована в виде краткого изложения в 1972 г., а в 1977 г. вышла отдельной книгой. Перевод этого сочинения, хотя и выдержан в антицерковном духе советского времени, способствовал научному изучению вопросов, связанных с деятельностью католич. Церкви в СССР.

http://pravenc.ru/text/158712.html

Заграница тоже не молчала. В Чехословакии было организовано собирание протестов против отнятия церквей, и в Лигу Наций были отправлены десятки протестов из разных мест Европы, Америки, Азии, Японии и т.д. 280 . В Японии этому не удивились и писали: «Здесь, в Японии, у Православной Церкви отношения с протестантами – добрососедские, с англиканами – дружественные, с буддистами и синтоистами – взаимно почтительные, всегда корректные, и лишь с католиками – никаких отношений, до неснимания шляпы включительно» 281 . Наконец, польская печать увидала, что ничего хорошего из этого для католичества не получается, и замолчала. Во время всего этого возбуждения, 3 декабря 1929 года, появился весьма странный документ, а именно обращение Пинского епископа С.Лозинского к православному населению, то есть к населению, принадлежащему к другой церкви. В этом обширном письме, весьма сентиментально написанном, епископ старается оправдать то, чего оправдать нельзя. Он приводит такое соображение: «Если полушубок своего ближнего оказался в твоем владении несправедливо, а собственник требует его возвращения, то хотя бы ты сто лет носил этот полушубок, ты должен его отдать». Все это отлично, но только православное население никогда не пользовалось католическим имуществом, а перешло в унию, имея свой собственный «полушубок». Дальше епископ обещает, что если даже православные храмы будут присуждены католикам, то он все-таки будет думать об интересах православных. В конце концов, он не может не признать, что «все находится в руках Божьих». Епископ предлагает вместе молиться, чтобы «все окончилось к Божьей славе и на пользу наших душ, за которые умер Иисус Христос ». Обращение епископа Лозинского свидетельствовало о том, что дело обстоит для католиков весьма неблагополучно. Началась судебная волокита, потребовавшая большого морального напряжения и средств со стороны православного населения. Не подлежало ни малейшему сомнению, что отобрание от православного населения в Польше всех монастырей и более чем 700 храмов повлечет за собой народное восстание и потребует большой вооруженной силы для того, чтобы сохранить за католиками переданные им храмы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Молдавия (как обширная область в пределах современной Румынии, так и отдельное государство Молдавия) также возникла на древнерусских землях, с активным участием древнерусского населения из Мараморыша. Славянским издревле был также не только крайний восток, но и весь север современной Румынии. Восток Словакии называется Пряшевская Русь, по старинному русскому поселению Пряшево, и там до сих пор живет немало русинов, составляющих основу Православной Церкви Чешских Земель и Словакии, также как русины Польши составляют основу Польской Православной Церкви, собор новомучеников которой прославлен несколько лет назад. В более давние времена границы Русского Запада были гораздо более обширны. Еще в XVIII веке русско-сербским был весь северо-восток современной Венгрии. Тогда город Дебрецен еще называли его исконным славянским именем Доброчин. К началу XIX века основная часть Русского Запада оказалась в границах Австрии, которая финансировала и лютым террором устанавливала украинскую национальную идею в противовес общерусской для того, чтобы сохранить эти земли под своим господством и противопоставить остальной Руси. В XX столетии эту эстафету подхватила фашистская Германия, затем безбожная коммунистическая власть, боровшаяся таким образом с русской державностью, и, позднее, американский глобализм. Все эти антихристианские и античеловечные режимы XX столетия проводили такую политику с одной-единственной целью – разделять, чтобы властвовать. По Промыслу Божиему весь Русский Запад в период между двумя мировыми войнами был сохранен от богоборческой коммунистической власти: Прибалтика получила независимость, как и Польша, границы которой тогда пролегали гораздо восточнее нынешних. Буковину и Молдавию захватила Румыния, а Подкарпатская Русь вошла в состав Чехословакии. Народ Русского Запада отличается сохранением древней христианской культуры, верностью традициям, но во всей народной жизни виден отпечаток многовекового геноцида, что особенно ярко выражается в Материальной бедности народа по сравнению с народами соседними: восток Словакии, восток Польши, север Румынии – до сих пор самые бедные области в этих странах. Про общую бедность в Молдавии и говорить нечего – это факт общеизвестный. Высшее образование – удел очень немногих, и люди, получившие его, часто не могут найти себе достойной работы в родном краю и в большинстве своем вынуждены поэтому уезжать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Представители Русской Православной Церкви посетили митинг-реквием в Тростенце 30 июня 2018 г. 14:22 29 июня 2018 года на территории мемориального комплекса «Тростенец» вблизи Минска (Республика Беларусь) состоялся митинг-реквием, посвященный памяти жертв нацизма. Митинг посетили: Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, Федеральный президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и Федеральный президент Австрии Александр Ван дер Беллен. На церемонии присутствовали: митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси, архиепископ Венский и Будапештский Антоний , почетные гости из Польши, Чехии и других стран. Глава белорусского государства обратился к собравшимся с приветственным словом, в котором призвал всех сохранить правду о Второй мировой войне и не допустить повторения страшного прошлого. О важности помнить уроки истории говорили президенты Германии и Австрии, другие высокие гости. Также было оглашено послание Президента Польши Анджея Дуды. Вниманию участников мероприятия был представлен музыкальный эпизод «Минута памяти и скорби», символизирующий память о жертвах фашистских палачей и призыв не допустить повторения ужасов войны. Прозвучали стихи и музыка в исполнении сводного ансамбля скрипачей. В завершение в небо были выпущены белые голуби, а Президент Республики Беларусь и высокие гости возложили цветы к памятной плите мемориального кладбища «Благовщина», сообщает БелТА. Тростенец — одно из крупнейших мест массового уничтожения нацистами гражданского населения в 1941-1944 годах. По количеству жертв он находится на четвертом месте после лагерей смерти Освенцим, Майданек и Треблинка. В Тростенце погибли жители Белоруссии, других советских республик, депортированные граждане западноевропейских государств, включая Австрию, Германию, Чехословакию. По официальным данным, в Тростенце оборвалась жизнь более 200 тысяч человек из разных стран. 8 июня 2014 года Президент Республики Беларуси Александр Лукашенко принял участие в церемонии закладки памятной капсулы на месте создания мемориального комплекса «Тростенец». Александр Лукашенко подчеркнул, что мемориал «Тростенец» должен стать объектом общеевропейского значения. Мемориальный комплекс объединяет места массового уничтожения людей немецко-фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны: лагерь смерти с одноименным названием «Тростенец», урочище Шашковка (крематорий яма-печь), урочище Благовщина (34 братские могилы). Первый пусковой комплекс и мемориальную скульптуру «Врата памяти» открыли на территории бывшего лагеря 22 июня 2015 года. При строительстве второй очереди объекта благоустроено мемориальное кладбище «Благовщина». 25 июня 2018 года там состоялась церемония захоронения останков жертв нацизма, найденных во время строительства. Официальный сайт БПЦ / Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5229770.ht...

4 выпуска в год Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения (Духовный учено-литературный журнал). М. – Сергиев Посад, 1863–1917 Неопределенно С 1871 года – ежемесячно, с 1916 года – 4 раза в год. С 1872 года заглавие в без слова «Московском» Чтения в церковно-археологическом обществе при Киевской Духовной Академии. Киев 1883–1916 Неопределенно, всего 14 выпусков Являются оттисками из журнала «Труды Киевской Духовной Академии, 1901–1916 Чтения Варшавского общества религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Варшава, 1904. 1 выпуск Является оттиском из «Холмско-Варшавского епархиального вестника» за 1903 год Акты юридические. СПб., 1838 Акты исторические, собранные и изданные Археологической комиссией. Т. 1–5. СПб., 1841–1842. Акты Московского государства, изданные императорской академией наук. Т. 1–3, СПб., 1890–1901 Акты, собранные в библиотеках и архивах российской империи Археологической экспедицией Академии наук. Т. 1–4. СПб., 1836 Акты Московского государства, изданные императорской Академией наук, СПб., 1894–1901. Акты, относящиеся к истории южной и западной России. Т. 1–14. К., 1863, 1889 Акты, относящиеся к истории Западной России. Т. 1–5. Спб., 1946–1853 Акты и документы, относящиеся к истории Киевской духовной академии. К.., 1904–1907, 1911 Архив Юго-Западной России. К., 1864 Всеподданейший отчет Обер-Прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1836–1863, 1866–1914. СПб., 1906–1916 Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. Изд. На французском и русском языках. Париж, 1950–1975 Вестник Восточно-азиатского экзархата Московской Патриархии (Журнал на русском языке). Харбин (Китай), 1947 Вестник Православия. Журнал на русском и голландском языках. Изд. Православного викариатства Московской Патриархии в Голандии. 1851 Вестник Православного Экзархата Московской Патриархии в Чехословакии.. Журнал на русском языке. Прага, 1948–1951 Герберштейн С. Записки о московитских делах. СПб., 1908

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Выдающемуся иерарху Русской Православной Церкви Миф о том, что царь и царица якобы были «пронемецкими», распространявшийся Ллойд Джорджем (который впоследствии восхищался Гитлером!) и британским шпионом Сэмюэлем Хоаром (который позднее сотрудничал с Гитлером в Мюнхене), оказался, действительно, только мифом. Царица, внучка королевы Виктории, не любила милитаристов пруссов за порабощение ее родного Гессена, а мать императора, датчанка, не могла их простить за аннексию Шлезвига. По иронии судьбы, мы теперь знаем, что клеветники, утверждавшие, что царь и царица якобы добивались сепаратного мира с Германией, на самом деле сами его добивались, особенно предатель Ленин , которого спонсировала Германия. Если бы не было устроенного элитой переворота в феврале 1917 года, то победа в войне была бы гарантирована - так думали Черчилль и другие. К чему бы привела победа, если бы она произошла за целый год до ноября 1918 года? В первую очередь, миллионы жизней были бы спасены в пропитанной кровью Франции, где «львы были ведомы ослами». Удалось бы совсем избежать гибели американцев. Как заметил 21 ноября 1916 года французский посол Морис Палеолог, Вену и Берлин должны были освободить Российские войска в 1917 году (а не после кровавой бани в 1945 году). Народы Германии освободились бы от проклятия милитаризма и унижения Версальского мирного договора («Это не мир, а перемирие на 20 лет», - как предсказал маршал Фош). Кайзер был бы отправлен в ссылку. Шлезвиг был бы возвращен Дании, Эльзас и Лотарингия - Франции, а Силезия - Польше. Немецкие же земли, такие как Ганновер, Гессен, Бавария и Саксония, вернув себе независимость, смогли бы снова стать центрами культуры, музыки и поэзии, как это было до Второго рейха 1871 года. Соответственно, не было бы и Третьего рейха Гитлера, который назвал Революцию 1917 года «указующим перстом провидения», потому что благодаря ей стал возможен захват власти нацистами в Германии. Австро-Венгерская империя разделилась бы на демилитаризованную конфедерацию, как планировал Франц Фердинанд. Вместе с Польшей, которая была бы наконец освобождена российской армией (как обещал Николай II в 1914 году), она бы стала группой независимых католических государств. Словения и Хорватия, объединившись с Боснией, а также Чехией и Словакией, не образовали бы неудавшиеся конгломераты, какими оказались Югославия и Чехословакия. Такие православные регионы, как Рутения, а также части Польши, Венгрии и Боснии, вошли бы в состав Российской империи, Румынии и Сербии. Православный Балканский союз Греции, Болгарии, Сербии и Черногории, учрежденный Николаем II в 1912 году и саботированный Веной и Берлином, мог бы возродиться. Македония и Албания снова бы обрели независимость и тоже вступили бы в Союз.

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

правительством Шушнигга. Этот Винтер ненавидел всей душой национал-социалистов и призывал к борьбе с ними в союзе с коммунистами. Он хотел создать единый антинационал-социалистический фронт вместе с большевиками. Он пропагандировал свой план довольно продолжительное время и устно и печатно. В конце концов он должен был оставить свою высокую должность, но не по настоянию правящих католических кругов, а под давлением национальной оппозиции. В Чехословакии играет большую политическую роль каноник капитула в Ольмюце – прелат Svetlik, член и выразитель идеологии католической чешской народной партии. Этот прелат открыто одобряет и защищает союз Чехословацкой Республики с СССР. Несколько времени тому назад он утверждал даже, что в СССР совершается, яко-бы, «перелом в духе христианства» и «возникает порядок, основывающийся на христианских десяти заповедях». Советофильскую политику защищает и другой выдающийся представитель чешской католической партии монсиньор Шрамек. Оффициальный орган этой партии «Lidové Listy», в начале настоящего года, оправдывал даже последние антитроцкистские показательные процессы, и это случилось в таком тоне, что, как заметила венская католическая газета «Reichspost» (14 апреля 1938 г.), эта статья «могла быть напечатана и в Москве». Французский иезуит Fressard писал в 1937 г. в католической газете «La Croix», что возможность заключения соглашений между католиками и коммунистами вполне возможна при условии, что только руководители католических организаций договариваются с руководителями коммунистических организаций с целью проведения справедливых реформ общественных отношений. Показательно и отношение к испанским событиям известных кругов французской католической интеллигенции. Надевая маску «нейтральности», они, в действительности, симпатизируют большевицкой красной Испании. Орган английских иезуитов «The Month» называеть это отношение «скандалом католической левой» и, в частности, осуждает пристрастное отношение католического писателя и члена французской Академии François Mauriac к испанским большевикам и анархистам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дионисий Хмыров Глава I. Исторический обзор деятельности русской православной эмиграции Численность российских эмигрантов после событий 1917 г., по некоторым оценкам, только в Европе составила 2 млн. человек. В целом же их количество достигло 4 млн. чел. В основном это были представители православного вероисповедания. «Вместе с паствой за рубеж ушли и многие пастыри, и архипастыри, большинство из которых оставили родину и свои епархии перед лицом прямой угрозы для жизни». 1 Одними из главных очагов русской эмиграции, если не считать те государства, которые образовались вследствие крушения Российской империи (Польшу, Финляндию, Латвию, Эстонию и Литву) стали Франция, Германия, Чехословакия, Болгария и Югославия. «...Гражданская война практически прервала связи Патриарха в Москве с епархиями, оказавшимися на территории, занятой Белой Армией, – пишет исследователь. – Эта ситуация обусловила появление временных органов церковного управления, не связанных с Москвой, как это было на юге России, где властвовал генерал А. И. Деникин. Именно там – в Екатеринодаре – весной 1919 г. было сформировано Высшее временное церковное управление». 2 Благодаря своему географическому положению главной страной первоначального прибежища русских эмигрантов стала Турция. В ноябре 1920 г. вместе с армией генерала П.Н. Врангеля и гражданскими беженцами в Константинополь прибыло возглавляемое митрополитом Киевским и Галицким Антонием (Храповицким) Временное Высшее Церковное управление (ВВЦУ) Юга России, члены которого разместились на подворьях русских афонских обителей. 3 20 ноября Патриарх Тихон, Священный Синод и Высший Церковный Совет издали указ 362 о создании церковных управлений (автономных митрополичьих округов) под руководством старшего иерарха на территориях, оторванных от центрального церковного управления. Этим важным документом указывался путь к сохранению канонического строя церковного управления на случай крайне печального развития событий для высшей церковной власти в лице Патриарха Тихона и его приемников. Данное постановление легло в основу канонического устроения Русской Зарубежной Церкви и явилось ключевым документом, на основании которого ВВЦУ продолжило свою деятельность за границей. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Причины перемен были как внутренние, так и внешние. К внутренним относятся: обращение руководства СССР в ходе войны к русским патриотическим традициям, в том числе церковным. Ярко выраженная — с первых дней войны — патриотическая позиция руководства Московского Патриархата: обращение к народу 22 июня 1941 года митрополита Сергия (Страгородского) , церковные сборы в фонд обороны, Красный Крест, разнообразные послания, молитвы за Русскую землю. К внешним можно отнести массовое религиозное возрождение на всей оккупированной территории Советского Союза, где открылось около десяти тысяч храмов, более 60 монастырей. Не только в границах Псковской миссии, но и на Кубани, Ставрополье, территориях Украины и Белоруссии. И Сталин вынужден был что-то противопоставить немецкой пропаганде, активно использовавшей против СССР религиозной фактор. Это также позиция наших союзников — Великобритании и США. Прежде всего президента США Франклина Рузвельта, который был набожным человеком, и ему нужно было подготовить общественное мнение для вступления США в войну против Германии. Его личный посланник А. Гарриман осенью 1941 года прибыл в Москву и передал Сталину просьбу своего президента изменить религиозную политику в СССР. Сыграли свою роль и внешнеполитические планы Сталина, которые он начал активно реализовывать после Сталинградской битвы в начале 1943 года. Речь шла о расширении сфер советского влияния на значительные территории мира. При этом Сталин понимал, что без церковных каналов здесь не обойтись. В частности, по церковным каналам было легче влиять на страны Восточной Европы, которые, как предполагалось, станут государствами-сателлитами СССР. А там в значительной степени проживало православное население — помимо Болгарии, Югославии, Румынии, оно имелось и в Албании, Чехословакии, и даже в небольшом количестве в Польше и Венгрии. Также у Сталина были планы в отношении Средиземноморья, Ближнего Востока, где существовали православные Восточные Церкви. Для влияния на них предполагалось использовать Московскую Патриархию. И наконец, советский вождь надеялся распространить влияние Советского Союза в мире благодаря русской православной диаспоре, состоящей преимущественно из эмигрантов, которую можно было бы включить в этот процесс, пользуясь церковными каналами Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/5630299.ht...

7308. ГЛОБАЛЬНЫЙ форум по проблемам окружающей среды и развития в целях выживания: 1. Послание Святейшего Патриарха Пимена участникам Глобального форума. – 1990, 6, 49. 2. Московская декларация. – 1990, 6, 50. 3. Сидорина И. Обращение к человеческой совести. – 1990, 6, 51. 10.471 Всемирные и региональные организации в защиту мира; их конгрессы и заявления (Всемирный Совет Мира (ВСМ); Брюссельский форум за европейскую безопасность и сотрудничество и др.) 7309. ВТОРАЯ Всемирная конференция-диалог по разоружению и разрядке: 1. Венская инициатива: ядерная война может и должна быть предотвращена. – 1984, 2, 39. 2. Заключительное коммюнике. – 1984, 2, 40. 7310. ВСТРЕЧА религиозных деятелей-участников Венского диалога. – 1984, 2, 42. 7311. ДОКЛАД Митрополита Пражского и всей Чехословакии Дорофея о Всемирной Ассамблее в Праге “За мир и жизнь, против ядерной войны”. – 1984, 3, 46. 7312. НА ВТОРОЙ информационной встрече представителей антивоенных организаций. – 1984, 10, 40. 7313. НА СИМПОЗИУМЕ в Вене “Европа сегодня и в будущем”. – 1984, 11, 51. 7314. РЕЧЬ Святейшего Патриарха Пимена во время приема делегации женщин из стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Москва, 28 сентября 1984 года. – 1984, 12, 51. 7315. И. Б. На заседании Международного подготовительного комитета XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. – 1985, 3, 55. 7316. К XII ВСЕМИРНОМУ фестивалю молодежи и студентов. – 1985, 6, 70. 7317. МЕЖДУНАРОДНЫЙ форум общественности за мир и безопасность в Европе. – 1985, 7, 42. 7318. ВСТРЕЧИ с руководством Международного содружества примирения. – 1985, 7, 49. 7319. СЕССИЯ Президиума Всемирного Совета Мира в Москве. Нет “звездным войнам”! (Призыв к народам мира). – 1985, 8, 46. 7320. АЛЕКСИЙ, митр. К десятой годовщине подписания Заключительного акта Хельсинки. – 1985, 10, 50. 7321. УЧАСТНИКИ XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов-гости Русской Православной Церкви. – 1985, 10, 52. 7322. НА VI КОНГРЕССЕ “Врачи мира за предотвращение ядерной войны”.Резолюция “Врачи помогают в созыве экуменической встречи в поддержку мира”. – 1986, 10, 57.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010