Закрыть itemscope itemtype="" > О жизни русской эмиграции в Чехии, западном обряде и «церковном хулиганстве» Интервью Владимира Буреги интернет-порталу «ROSOCOR Studies» 06.08.2012 524 Время на чтение 8 минут Проректор Киевской духовной академии по научно-богословской работе Владимир Бурега дал интервью интернет-порталу « Вопросы истории Русской Зарубежной Церкви (ROSOCOR Studies) ». Интервью посвящено церковной жизни русской эмиграции в Центральной Европе, проблеме «западного обряда» в Православной Церкви, историческому пути Русской Православной Церкви Заграницей. Беседовал с В. Бурегой преподаватель Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле диакон Андрей Псарев. Портал «Богослов.Ru» с согласия редакции «ROSOCOR Studies» предлагает читателям полный текст интервью. - Вы являетесь единственным историком Русской Православной Церкви, специализирующимся на истории православия в Чехословакии в первой половине ХХ века. Объясните пожалуйста, почему в Чехословакии не было ни одного прихода в подчинении Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви? - Прежде всего, напомню, что в Словакии в поселке Ладомирова (Владимирова) действовал монастырь преподобного Иова Почаевского, который был связан с Архиерейским Синодом РПЦЗ в Сремских Карловцах. Но в целом действительно, общин РПЦЗ в Чехословакии не было. Думаю, это в первую очередь было связано с личностью епископа Сергия (Королева), который более двадцати лет прожил в Праге, духовно окормляя русскую эмиграцию в Чехословакии. Он был пострижеником митрополита Евлогия (Георгиевского), всю жизнь считал владыку Евлогия своим духовным отцом и никогда не допускал даже мысли о выходе из юрисдикции митрополита Евлогия. При этом епископ Сергий имел высокий авторитет среди эмигрантов в Чехословакии, что также фактически предотвратило создание здесь общин в юрисдикции РПЦЗ. Мне известно лишь одно упоминание в мемуарной литературе о попытке части пражских прихожан отделиться от епископа Сергия и создать в Праге другую юрисдикцию (видимо, они хотели уйти в подчинение РПЦЗ). Но владыка Сергий сумел своей пастырской мудростью предотвратить эту попытку.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Чехословацкая Православная Церковь: путь к автокефалии HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Владимир Бурега Чехословацкая Православная Церковь: путь к автокефалии В новейшей истории Православия в Чехословакии как в капле воды отразились многие проблемы взаимоотношений между Православными Церквями в ХХ веке. Юрисдикционные споры 1920-х годов в значительной степени остаются актуальными и сегодня, в начале XXI века. Межвоенный период В период между Первой и Второй мировыми войнами на территории Чехословацкой республики существовали православные приходы нескольких юрисдикций. Наиболее многочисленной была группа, подчинявшаяся Сербской Православной Церкви (СПЦ). В 1929 году СПЦ создала в Чехословакии две епархии — Чешскую с центром в Праге и Мукачевско-Прешевскую с центром в Мукачево. Во главе Чешской епархии до 1942 года стоял епископ-мученик Горазд (Павлик), а епархию Мукачевско-Прешевскую последовательно возглавляли епископы Серафим, Иосиф, Дамаскин и Владимир. В 1923 году в Чехословакии была создана архиепископия Константинопольского Патриархата во главе с архиепископом Савватием (Врабецем). Однако после того, как в 1926 году Чехословацкое Министерство образования и народного просвещения признало законной на территории республики сербскую православную церковную юрисдикцию и передало право управления Чешской религиозной общиной православной в Праге епископу Горазду влияние архиепископа Савватия на церковную жизнь в Чешских землях было минимальным. Значительно большее число верующих подчинялось его юрисдикции в Восточной Словакии и Закарпатье. Кроме того, в межвоенный период на территории Чехословакии существовали русские эмигрантские приходы, подчинявшиеся митрополиту Евлогию (Георгиевскому) и управлявшиеся епископом Пражским Сергием (Королевым). В Восточной Словакии (в Ладомирове) существовал мужской монастырь Преподобного Иова Почаевского, подчинявшийся Русской Православной Церкви Заграницей (Карловацкому Синоду). По переписи населения 1930 в Чехословацкой республике проживало 145583 православных.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Архив Пн Предстоятели Православной Церкви Чешских земель и Словакии 16 января 2011 г. 15:05 Митрополит Елевферий (Воронцов) (1951-1955) Митрополит Елевферий (Вениамин Александрович Воронцов) родился в 1892 году в подмосковном селе Ромашково в семье священника. Закончил Московскую духовную семинарию и академию . После женитьбы в 1915 году был рукоположен ректором МДА епископом Волоколамским Феодором во пресвитера. С 1916 года служил в должности законоучителя в Марфо-Мариинском институте. После революции служил в разных храмах Москвы и Ивановской епархии . Овдовел. В 1943 году принял монашество и был рукоположен во епископа Ростовского и Таганрогского. В 1945 году посетил Харбин, где принял в юрисдикцию Московской Патриархии дальневосточные русские приходы. По окончании Великой Отечественной войны был награжден Советским правительством медалью «За трудовую доблесть». 5 апреля 1946 года назначен экзархом Московского Патриарха в Чехословакии с титулом архиепископа Пражского и Чешского. В 1948 году возведен в сан митрополита. В 1951 году после дарования автокефалии Чехословацкой Православной Церкви избран ее первым Предстоятелем с титулом Митрополита Пражского и всея Чехословакии. 24 апреля 1952 года избран первым доктором богословия (honoris causa) Православного богословского факультета в Прешове. В этом же году был награжден церковным орденом святых Кирилла и Мефодия I степени. В июле 1956 года правительством Чехословакии награжден Орденом Республики. В 1955 году в связи с перенесенным инфарктом миокарда приехал в Москву на лечение, где в конце года сложил с себя полномочия Предстоятеля и был назначен на Ленинградскую кафедру. Скончался 27 марта 1959 года. Митрополит Иоанн (Кухтин) (17 мая 1956 — 1964) Митрополит Иоанн (Михаил Иванович Кухтин) родился в 1901 году в Ростовской области в семье священника. Учился в Новочеркасской духовной семинарии, которую не успел закончить. В 1920 году эмигрировал в Грецию, а через два года переехал в Югославию. В 1926 году закончил Призренскую духовную семинарию.

http://patriarchia.ru/db/text/1410111.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛОМОУЦКО-БРНЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ [Чеш. Olomoucko-brnnská eparchie ] Чешских земель и Словакии Православной Церкви . Объединяет правосл. приходы на территории исторической обл. Моравия. Кафедральный город - Оломоуц. Правящий архиерей - архиеп. Симеон (Яковлевич; на кафедре с 9 апр. 2000). Возрождение и активное развитие Православия в Моравии в 20-30-х гг. XX в. было тесно связано с деятельностью еп. Чешского и Моравско-Силезского сщмч. Горазда (Павлика). После создания независимой Чехословацкой Республики (1918) в Чехии и Моравии началось движение духовенства и мирян за выход из состава католич. Церкви. В результате в 1920 г. была создана независимая гуситская Чехословацкая Церковь, руководство которой вскоре начало переговоры о присоединении к Сербской Православной Церкви . 25 сент. 1921 г. в Белграде бывш. католич. свящ. Горазд (Павлик) был рукоположен во епископа. После хиротонии он стал заниматься организацией правосл. общин в Моравии. В 1929 г. во главе с еп. Гораздом была создана Чешская правосл. епархия (в юрисдикции Сербской Православной Церкви), охватившая территорию земель Чехии, областей Моравия и части Силезии. Благодаря деятельности еп. Горазда в Моравии в этот период наблюдался рост правосл. верующих: если в 1921 г. здесь проживали 1686 чел. правосл. исповедания, то к 1930 г. их было уже более 9 тыс. В 30-х гг. в состав Чешской епархии входили 11 общин, из к-рых 9 располагались в Моравии. В 1934 г. еп. Горазд для улучшения управления епархией перенес свою резиденцию из Праги в моравский пос. Ржимице. Во время второй мировой войны церковные общины Моравии были фактически разгромлены нем. оккупационной властью. После окончания войны началось их восстановление. Переход в 1946 г. правосл. приходов Чехии и Словакии в юрисдикцию РПЦ, учреждение Экзархата РПЦ в Чехословакии и прибытие в Прагу экзарха архиеп. Елевферия (Воронцова) способствовали оживлению церковной жизни. В 1946-1951 гг. в правосл. Церкви в Чехословакии открывались новые приходы и складывались условия для провозглашения церковной автокефалии. В этот период увеличению числа правосл. верующих епархии способствовало возвращение на родину т. н. волынских чехов (чеш. крестьян-эмигрантов, выехавших на Волынь в XIX в.): в 1946-1947 гг. в Чехословакию вернулись ок. 40 тыс. чехов с Волыни, из к-рых ок. 90% исповедовали Православие.

http://pravenc.ru/text/2578343.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IX. Чехо-Словацкая Православная Церковь Содержание Исторический очерк Чехо-Словацкой Православной Церкви 1. Основание Церкви и ее состояние в средние века: начало христианства на территории современных Чехии и Словакии; деятельность святых братьев Кирилла и Мефодия; борьба «Мефодиевской Церкви» с католической пропагандой; оппозиция латинизму со стороны гуситов; действия католиков после белогорской битвы 2. Православие у чехов в XIX и начале XX вв.: заявление проживавших в России чехов; торжества в связи с их присоединением к Православной Церкви; открытие храмов в Чехии; создание «Православной беседы» в Праге; Православная Церковь в Чехии во время Первой мировой войны 3. Положение Православия в Восточной Словакии: Ужгородская уния; Мармарош-Сигетский процесс 4. Православная Церковь в Чехословацкой Республике: движение к восстановлению Православия на всей территории Республики; деятель Православия епископ-мученик Горазд; «Реформистская фракция римско-католического духовенства»; издание Фарским и Калоусом своего Катехизиса; «посвящение» Фарского в «патриарха»; образование Чешской Гуситской Церкви; ее учение, «патриархи»; история «Чешской православной общины»; установление единой Сербской юрисдикции; борьба с оккупантами; казнь епископа Горазда и гонения на Чешскую Православную Церковь; оценка подвига епископа Горазда правительством социалистической Чехословакии 5. Общий обзор истории Православия в Чехии и Словакии 6. Православная Церковь в Чехословакии после Второй мировой войны: бедственное состояние Церкви непосредственно после войны; мероприятия правительства по улучшению церковной жизни; принятие православных чехов и словаков в ведение Русской Церкви; учреждение Экзархата; увеличение числа храмов, паствы, епархий; отмена Ужгородской унии; открытие Духовных школ

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

“Свет Православия” — Европейский журнал Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 29 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 Журнал “Свет Православия” выходит в Праге по благословению Блаженнейшего Владыки Христофора, Предстоятеля Православной Церкви в Чешских землях и Словакии. В декабре 2010 г. состоялась торжественная презентация журнала. Гостями презентации были официальные лица Чешской Республики, представители дипломатического корпуса, торговых представительств и общественных культурных организаций. Среди полученных к презентации поздравлений можно назвать поздравление Владыки Христофора, поздравления Посольства и Торгпредства Российской Федерации, Российского центра науки и культуры в Праге (где особо отмечается постоянное сотрудничество Центра и журнала, в частности, интересная инициатива: проведение “бесед о Православии”), Чешско-моравского славянского союза, от читателей из города Хеба и от общественной организации “Ковчег-Арха”. Собравшиеся с глубоким вниманием выслушали слово Блаженнейшего Христофора, Архиепископа Пражского, Митрополита Чешских земель и Словакии, и выступление главного редактора и издателя журнала протоиерея Олега Махнёва. Журнал издаётся уже более трёх лет и с 2009 г. определяется как “Западноевропейский православный журнал”. У этого издания богатая история, отражающая жизнь Православия в самом сердце Европы. Традиция издания русскоязычных православных журналов в Чехии достигает конца 40-х годов ХХ века. Первым из них был журнал “Свет Православия”, выходивший с 1948 по 1952 г. под руководством экзарха Московской Патриархии в Чехословакии, архиепископа Пражского и Чешского, управляющего Пряшевско-Словенской епархией владыки Елевферия. С 1952 по 1954 г. Владыка, уже будучи Митрополитом Пражским и всея Чехословакии, руководил изданием журнала “Голос Православия”. В 1956–1959 гг. издавался журнал “Православная мысль”, — дело Митрополита Елевферия продолжил Митрополит Иоанн. Сравнительно недавно был предпринят уникальный труд: все старые православные журналы были самым тщательным и заботливым образом переизданы.

http://pravmir.ru/svet-pravoslaviya-evro...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Горазд, епископ Богемский и Мораво-Силезский мая 1879 – †4 сентября 1942 Прославлен Сербской Православной Церковью 17 мая 1961 г., Чехословацкой Православной Церковью 6 сентября 1987 г. Имя внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви в 1988 г. Память празднуется 22 августа/4 сентября (преставление) Из Определений Священного Синода В заседании Священного Синода 27 марта 1988 г. под председательством Патриарха имели суждение о внесении в церковный календарь Русской Православной Церкви имени святого священномученика Горазда, епископа Богемского и Мораво-Силезского. Справка : Преосвященный епископ Богемский и Мораво-Силезский Горазд (Павлик ; †1942) причислен к лику святых Сербской Православной Церковью 17 мая 1961 г. Православная Церковь в Чехословакии 6 сентября 1987 г. совершила прославление в лике святых священномученика Горазда, епископа Чешского, Моравского и Силезского и своим Посланием от 30 ноября 1987 г. известила Поместные Церкви об установлении памяти святого 4 сентября, в день его мученической кончины. Постановили: Включить имя святого священномученика Горазда в Месяцеслов Русской Православной Церкви. Память его праздновать 22 августа по старому стилю (4 сентября по новому стилю), в день мученической кончины святого. Священномученик Горазд (в миру Матей Павлик) родился 26 мая 1879 г. в селе Груба Врбка, в Словацкой Моравии, в семье благочестивых крестьян-католиков. Родители воспитывали будущего святителя в глубоком благочестии, заботясь о его образовании. В годы учения в гимназии в Кромержиже Матей впервые заинтересовался Православием, начал изучать церковнославянский язык. В 1898 г. поступил на католический богословский факультет в Оломоуце, однако Православие все сильнее привлекало его. В 1900 г. он совершил поездку в Киев, желая увидеть своими глазами этот древний центр Русской Церкви и поклониться ее святыням. В 1902 г. в Оломоуце Матей Павлик принял сан католического священника и приступил к приходскому служению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАЛОВСКО-КОШИЦКАЯ ЕПАРХИЯ [Словац. Michalovsko-Košická eparchia], Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Объединяет приходы в юго-вост. части Словакии. Кафедральный город - Михаловце. Правящий архиерей - архиеп. Георгий (Странский; на кафедре с 30 сент. 2007). 28 июля 1950 г. епархиальное собрание Прешовской епархии Экзархата РПЦ в Чехословакии под председательством еп. Прешевского Алексия (Дехтерёва) в связи с массовым присоединением греко-католиков к правосл. Церкви приняло решение создать епархию с центром в г. Михаловце. 29 июля в Михаловце состоялось собрание духовенства и верующих, избравшее епископом бывшего греко-католич. свящ. Виктора Михалича (15 авг. это избрание утвердил Синод РПЦ). 3 окт. свящ. Виктор принял монашество с именем Александр и был возведен в сан архимандрита, после хиротонии во епископа 8 окт. он вступил в управление епархией. После издания 23 нояб. 1951 г. патриархом Московским и всея Руси Алексием I Томоса о даровании автокефалии Чехословацкой Православной Церкви (см. Чешских земель и Словакии Православная Церковь ) Михаловская епархия вошла в состав этой автокефальной Церкви. В 1951 г. в состав Михаловской епархии входило 90 приходов и 362 филиала, разделенных на 16 архидеканатов (благочиний). Общее количество православных в епархии составляло 103 917 чел. ( Horkaj Š., prot., Pruinský Š., prot. 1998. S. 304). Большинство верующих были бывшими греко-католиками: в 1953 г. из 66 священнослужителей епархии 38 были бывшими греко-католич. клириками, 25 были рукоположены после создания епархии и лишь 3 были рукоположены до 1950 г. ( Marek P., Lupo M. Nástin djin pravoslavné církve v 19. a 20. st.: Prolegomena k vývoji pravoslaví v eských zemích, na Slovensku a na Podkarpatské Rusi v letech 1860-1992. Brno, 2012. S. 282). Деятельность еп. Александра (Михалича) часто вызывала нарекания гос. органов (на момент хиротонии ему было 72 года), обвинения в неспособности к адм. деятельности и недостаточной лояльности к новой власти. Поэтому 14 февр. 1953 г. был избран викарий Михаловской епархии еп. Мефодий (Милли; также бывш. греко-католич. священник) с титулом «Требишовский», который фактически принял руководство всей епархией. В апр. 1953 г. еп. Александр ушел на покой по собственному желанию († 25 нояб. 1954). 14 апр. 1954 г. правящим архиереем епархии был избран еп. Мефодий (Милли), к-рому на момент избрания было 70 лет. Когда в 1960 г. здоровье еп. Мефодия резко ухудшилось, 4 нояб. 1962 г. викарием Михаловской епархии (с титулом «Требишовский») был рукоположен архим. Мефодий (Канчуга). Но в 1964 г. за самовольную поездку в США он был запрещен в служении. В 1965 г. в викарного еп. Требишовского был рукоположен архим. Кирилл (Мучичка), после смерти еп. Мефодия (4 окт. 1966) он стал правящим епископом Михаловской епархии.

http://pravenc.ru/text/2563822.html

М. В. Шкаровский. Русский монастырь преподобного Иова Почаевского в Словакии в годы Второй мировой войны   Среди нескольких десятков существовавших в XX в. за пределами России монастырей Русской Православной Церкви особую, вероятно, наиболее значительную роль играло монашеское братство прп. Иова Почаевского, существовавшее с 1923 до середины 1940-х гг. на территории так называемой Пряшевской Руси – северо-восточной части Словакии, частично населенной русинами (карпатороссами) – восточно-славянским народом, близким к украинцам и русским. Монастырь прп. Иова был известен, прежде всего, своей энергичной и широкомасштабной деятельностью по распространению религиозной литературы. В определенном смысле он являлся центром Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), почти единственным местом в Европе, откуда распространялось православное печатное слово по всем приходам Русского зарубежья. Кроме того, монашеское братство прп. Иова Почаевского активно занималось миссионерской, благотворительной и просветительской деятельностью.   Братство сыграло важнейшую роль в распространении православия в Словакии (входившей с 1918 г. в состав нового государства Чехословакия). При этом само устроение монастыря было тесно связано с историей возрождения православной Церкви в данном регионе. Эта обитель в виде книгопечатного монашеского братства была основана в апреле 1923 г. в небольшом словацко-русинском селе Владимирова (по-чешски Ладомирова) Свидницкого округа известным церковным деятелем архимандритом (позднее архиепископом) Виталием (Максименко). В последующие 15 лет монастырь стал важнейшим издательским и миссионерским центром Русского церковного зарубежья. Его братия редко превышала 20–25 человек, но это были выдающиеся по своих духовным качествам представители российской эмиграции. К концу 1930-х гг. деятельность братии находилась на подъеме, ее духовное влияние неуклонно росло. Однако вскоре само существование монастыря оказалось под угрозой. После раздела Чехословакии и ее частичной оккупации немцами и венграми ситуация в стране существенно изменилась. Еще 7 октября 1938 г. под давлением Германии чехословацкое правительство признало автономию Словакии, а 8 октября и Закарпатской Украины. Президентом последней стал греко-католический священник Августин Иванович Волошин, объявивший 14 марта 1939 г. Закарпатье независимым государством. В тот же день была провозглашена и самостоятельность Словакии. Вследствие присоединения территории Закарпатья к Венгрии 15 марта 1939 г. Мукачевско-Пряшевская епархия была разделена государственной границей на две части. Подавляющее большинство православных приходов отошло к Венгрии, и на территории Словакии осталось лишь 12 приходов епархии (пять из которых окормляли русские монахи), монастырь прп. Иова и две церковные общины в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского, возглавлявшего Западно-Европейский экзархат Константинопольского Патриархата) – в Братиславе и Нитре.

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

Разделы портала «Азбука веры» ( 14  голосов:  4.4 из  5) Оглавление Предисловие 3 января 1946 года в Москву из Чехословакии, на адрес Академии наук СССР, прибыл военный транспорт в составе девяти вагонов. В них, в 650 ящиках, Русский заграничный исторический архив — документы и материалы по истории России XIX — начала XX веков, о жизни и деятельности русской эмиграции в Европе, Америке и других странах. По мере разбора выявилось значительное число материалов, касающихся Русской Православной Церкви за границей. Среди этих материалов были найдены и публикуемые воспоминания архимандрита Феодосия Алмазова. В фондах Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей нашлось и его личное дело. Согласно ему Константин Захарьевич Алмазов родился 21 мая 1870 г. в семье священника Смоленской епархии. Образование получил в Смоленской духовной семинарии (1891 г.) и Московской духовной академии, которую окончил в 1896 г. со степенью кандидата богословия. Тогда же он был пострижен в монашество под именем Феодосия. В последующие два десятилетия архимандрит Феодосий (1903 г.) находился на преподавательской работе в различных должностях от преподавателя до ректора в Каргопольском и Иркутском духовных училищах; в Архангельской, Владимирской, Волынской, Новгородской, Курской, Астраханской, Минской семинариях. Занимал он и священнические места: служил в Донском монастыре, был настоятелем Собора двенадцати апостолов в Московском Кремле и Старорусского монастыря в Новгородской епархии, синодальным ризничим и священником в действующей армии. События личной жизни с 1917 по 1930 гг. изложены архим. Феодосием в своих воспоминаниях. После своего побега из СССР в 1930 г. архимандрит Феодосий обосновался сначала в Румынии, где служил настоятелем греческой церкви в г. Кишиневе. Затем, в 1932 г., он перебрался в Болгарию, где жил в монастыре св. Кирика и преподавал в пастырско-богословском училище при монастыре. Сведениями о его дальнейшей судьбе мы не располагаем. Свои воспоминания архимандрит Феодосий написал в 1931–1933 гг.. В настоящее время воспоминания хранятся в ГАРФ (Ф. 5881, Оп. 2, Д. 73. Автограф).

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010