О мнимости особых канонических прав Константинопольского престола на судебную власть в Православной Церкви ( Прот. Андрей Новиков) 14.01.2013 18:30:39 Протоиерей Андрей Новиков, секретарь Одесского епархиального управления О МНИМОСТИ ОСОБЫХ КАНОНИЧЕСКИХ ПРАВ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПРЕСТОЛА НА СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В связи с предпринимаемыми в последние годы попытками беззаконного вторжения Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви (Эстония, Украина), в поддерживающих Фанар церковных и околоцерковных СМИ все чаще стали появляться статьи, авторы которых пытаются теоретически обосновать теорию т. н. «восточного папизма», которая приписывает Константинопольскому патриаршему престолу особые права власти во Вселенской Церкви. Особенно участилось появление таких «исследований» в оранжевых СМИ России и Украины в канун приезда на Украину Константинопольского Патриарха Варфоломея, в ожидании принятия им в общение раскольнических украинских групп, ранее отколовшихся от РПЦ и подвергнутых церковным прещениям со стороны Московского Патриархата. Апологеты «восточного папизма» с различных сторон оправдывают новую еретическую экклезиологическую модель, являющуюся не более чем бездарным копированием древней ереси римского папизма. И точно так же, как на заре папизма появлялись многочисленные работы, в которых приводилась масса ссылок на каноны, отцов Церкви и прецеденты церковной истории в «доказательство» особой власти римских пап во Вселенской Церкви, сегодня те, кто отстаивает зарождающуюся новую ересь, пытаются насытить свои писания громкими упоминаниями Вселенских и Поместных Соборов, различными высказываниями и фактами из церковной старины. Собственно, удивляться и смущаться тут нечему. Всякая ересь, как правило, находила очень много цитат. Вспомним, хотя бы, монофелитов, буквально, сыпавших «аргументами» на Шестом Вселенском Соборе. Возвращаясь к «восточному папизму», обратим особое внимание на новый опус поборников Константинополя – статью некоего г-на Шабанова «Каноническая справка о праве Вселенского Патриаршего Престола Константинополя - Нового Рима принимать апелляции на судебные дела из других Поместных Церквей», опубликованную на антицерковном российском портале «Кредо-ру». Разберем доводы, приведенные Шабановым в подтверждение особых канонических прав Константинопольской кафедры.

http://radonezh.ru/monitoring/o-mnimosti...

28 декабря 2018 г. 20:50 В Издательском совете обсудили проблемы распространения православной литературы В канун Нового года в Издательском совете Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, издатели и представители Российской книжной палаты обсудили вопросы продвижения духовной литературы на книжном рынке. Среди проблем были выделены недостаточный контроль за ассортиметом в церковных лавках и слабая информированость читателя о новых книгах. Журнал Московской Патриархии и  раньше  обсуждал  эту тему , но теперь она получила новое звучание.  В своем вступительном слове председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Климент рассказал, что продавцы книжных лавок еще недавно не были заинтересованы в широком ассортименте литературы на своих прилавках, торгуя преимущественно только ликвидными позициями. Это Библия, отдельно изданное Евангелие, молитвословы, акафисты. На вопрос почему не берут другие книги, обычно следовал ответ: их не покупают. Между тем, как показали региональные выставки «Радость слова», спрос есть на самую разную духовную литературу православной тематики. Проблема в том, что она не доходит до читателя, особенно в удаленных от Центральной России регионах. В связи с этим «в уходящем году Святейшим Патриархом было принято важное решение, направленное на развитие книгораспространения в епархиях. По благословению Его Святейшества было разослано циркулярное письмо, в котором предписывалось назначить в епархиях ответственных за развитие книгораспространения и библиотечной сети. До 1 ноября в 111 епархиях ответственными было назначено 106 человек»,- подчеркнул выступающий. Эти сотрудники будут отслеживать ассортимент в каждой церковной лавке и в магазинах православной книги в своей епархии. Эти данные, предоставленные в Издательский совет, решат сразу две задачи - контроль за ассортиментом (должны продаваться только книги одобренные Издательским советом, в том числе и не имеющие его грифа) и собираться сведения об отсутствующих, но необходимых к распространению позиций.

http://e-vestnik.ru/news/rasprostraneniy...

При расчёте количества церковного актива, тесно вовлечённого в богослужебную жизнь и церковные миссии и послушания, учитываться должны, по-видимому, причащающиеся раз в месяц и чаще – всего 1,4%, ежедневно вычитывающие молитвенное правило – 0,7%, соблюдающие все посты – 0,4% от числа россиян (ФОМ, 2014). При рассмотрении посещаемости храмов важны средние и пиковые значения количества молящихся за обычными службами и торжественными богослужениями по большим праздникам. Православие как политический фактор Далее, если говорить об общественно-политической жизни, общий «ресурс» и влиятельность Русской Православной Церкви зависит от обстоятельств и «мобилизационного» повода. Как мы знаем, крестные ходы в Киеве в канун дня святого равноапостольного князя Владимира собирают по нескольку сот тысяч прихожан, монашествующих и священнослужителей Украинской Православной Церкви. Подобные мероприятия, помимо цели молитвенного единения, обладают и определённым политическим значением. Никакая другая общественная сила на Украине не может сегодня повторить или хотя бы приблизиться в массовости к упомянутому результату. Несмотря на относительно невысокие показатели числа активных верующих, вера как политический фактор способна играть колоссальную роль, становиться базой широкой общественной консолидации. Как на наиболее очевидный и близкий пример, укажем на Сербию, где социологи называют цифру всего в 8% посещающих воскресную службу до двух раз в месяц (Опрос отделения этнологии и антропологии философского факультета Белградского университета, 2010) – уровень, не сильно отличающийся от той же категории православных верующих в России. И тем не менее в событиях в Косове православная идентичность сербов играла центральную роль. Богатая и важная для национального самосознания история края, древние косовские святыни – монастыри и храмы, пребывание одной из главных кафедр в городе Печ побудили сербский народ, вопреки внешнему давлению, отстаивать сербский статус Косова, глубоко сопереживать Сербской Церкви и трагической судьбе косовской православной общины.

http://pravoslavie.ru/123130.html

1988 год – Состоялась встреча М. С. Горбачева с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Священного Синода Русской Православной Церкви. Она стала ответом на обращение патриарха Пимена и Синода с просьбой о встрече. В близком окружении генсека эта идея была одобрена. Была дана команда разработать сценарий и подготовить проекты возможных выступлений во время встречи и перечень просьб Церкви, которые можно поддержать в первую очередь. Работа над документом проходила в условиях сверхсекретности, дабы исключить всякую возможность утечки информации. Лишь поздним вечером в канун дня встречи материал был направлен Горбачеву. Именно тогда в документ был внесен текст: «…Точек соприкосновения для заинтересованного и, надеюсь, плодотворного диалога у нас очень много. У нас общая история, одно Отечество и одно будущее. Так давайте и поразмышляем обо всем этом вместе, как говорится – соборно», – много раз и на разные лады затем прокомментированный советскими и зарубежными средствами массовой информации. В. М. Васнецов. Крещение Руси. Подготовительная роспись над входом на хоры в соборе во имя св. Владимира в Киеве. 1885—1886 гг. На встрече было решено отмечать 1000-летие Крещения Руси не только как церковный, но и как общественно значимый юбилей. Горбачев определил Крещение Руси в Киеве 1000 лет назад следующим образом: «…Это знаменательная веха на многовековом пути развития отечественной истории, культуры, русской государственности». Патриарх официально пригласил Горбачева на юбилейные торжества и получил согласие. Дано было указание подключить к разрешению проблем в связи с готовящимися торжествами все необходимые государственные органы и ведомства. Кроме того, патриарху удалось заручиться поддержкой со стороны Горбачева для решения важных проблем: открытия новых церквей, духовных учебных заведений, монастырей; увеличения тиражей богослужебной и церковно-просветительской литературы; возвращения Церкви ранее национализированных культовых зданий и т. д. Горбачев пообещал отменить дискриминационные по отношению к Церкви акты и законы, заметив: «Для Русской Православной Церкви важно обрести нормальный правовой статус».

http://pravoslavie.ru/5433.html

   В сегодняшней Православной церкви, как и в ранней церкви, все службы поются или произносятся речитативом. В православии нет эквивалента римской " низкой мессе " или англиканской " читаемой службе». При каждом совершении литургии, на каждой утрене или вечерне воскуряется ладан и звучит пение, даже если нет ни хора, ни общины, но только один священник и единственный чтец. В церковной музыке грекоязычных православных до сих пор принят византийский распев на восемь гласов. Этот распев был принесен византийскими миссионерами в славянские страны, но в течение столетий он сильно видоизменился, и разные славянские церкви выработали каждая собственный стиль и собственную традицию церковной музыки. Среди этих традиций наиболее известна и наиболее притягательна для западного слушателя русская традиция. Многие считают русскую церковную музыку самой утонченной в христианстве; как в самой России, так и за ее пределами заслуженной славой пользуются русские хоры. До самого недавнего времени все песнопения в православных храмах осуществлялись хором певчих; сегодня в небольшом, но постоянно растущем количестве церквей Греции, России, Румынии и православной диаспоры начинает возвращаться общинное пение: если не на протяжении всей службы, то, во всяком случае, в ее особые моменты — такие, как произнесение символа веры и Господней молитвы.    Как и в ранней церкви, в сегодняшней Православной церкви принято пение без сопровождения и отсутствует инструментальная музыка, за исключением некоторых — прежде всего греческих — православных общин в Америке, проявляющих склонность к органу и фисгармонии. Большинство православных не применяют ручных колокольчиков внутри храма, но снаружи они строят колокольни и очень любят колокольные звоны, звучащие не только перед службой, но и в некоторые моменты самой службы. Особенно знамениты русские колокольные звоны. Павел из Алеппо, посетивший Москву в 1655 г., пишет: " Ничто не волновало меня так, как согласный звон всех колоколов в канун воскресных дней и больших праздников, а также в полночь перед наступлением праздников. От их колебаний дрожала земля, и гул их голосов, подобно грому, возносился к небу». " Они звонят в бронзовые колокола, согласно своему обычаю. Да не испугается Бог шумного великолепия их звонов!»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть «Десант» противника в тыл канонической территории Русской Православной Церкви О визите Папы Римского в Казахстан в канун исторического саммита ШОС Валентин Лебедев   05:57 20.09.2022 653 Время на чтение 3 минуты Фото: Из личного архива автора На прошлой неделе состоялся «Съезд мировых религиозных лидеров» в Казахстане, главным событием которого стал визит Римского Папы Франциска, использовавшего эту трибуну исключительно для пропаганды своего непрошеного посредничества между Кремлём и нацистским оккупационным режимом Зеленского и остановки СВО. Эти попытки нашли поддержку в целом ряде российских СМИ, которые стали представлять Папу чуть ли не пророссийским религиозным деятелем, «лидером элит старой Европы», борцом с глобализмом. Уничтожение Русской Православной Церкви является реальной политикой США Однако, эти фантазии сторонников остановки СВО, спасателей антирусского проекта «Украина» опровергаются реальными словами и делами католической стороны. Визит Папы сопровождается антиправославной русофобской истерикой его подчинённых в России, называющих Православие «нацизмом»: «Великая русская Духовность – на проверку оказалась банальным нацизмом». Автором этого текста является Кирилл Миронов , который десятки лет занимал должность апостольского администратора для греко-католиков Санкт-Петербурга и воспитавший в «правильном» русле целое поколение униатов и униатских клириков на территории Исторической России, в том числе на территории современного Казахстана. Ныне Миронов курирует своих российских учеников непосредственно из Ватикана, и они отвечают ему «лайками», то есть жестами согласия, под этими его текстами в социальных сетях.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/20/de...

«Сердце» гимназии - это её храм, где дети вместе со священником и педагогами читают молитвы перед началом и в конце учебного дня. Один раз в неделю совершается Божественная литургия. Запомнится педагогам и встреча с С.О. Никулиной, прошедшая в православной гимназии - учителем-призёром Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Софья Олеговна, будучи православным педагогом, пишет стихи и сама перелагает их на музыку. Её канты, повествующие о сложных вопросах веры простым, живым, запоминающимся языком, известны не только в Рязани, но и далеко за её пределами. Многие из них опубликованы. Ключевое мероприятие этого дня - круглый стол по проблемам духовно-нравственного воспитания, преподаванию Православной культуры. Он был организован кафедрами педагогики (зав. Беляева В.А., доктор педагогических наук, профессор) и теологии (зав. игумен Лука (Степанов)) Рязанского государственного университета (РГУ) имени С.А. Есенина. Основанный в 1915 году, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина является старейшим вузом рязанского региона. В канун своего 90-летнего юбилея 7 декабря 2005 года вуз приобрел статус классического университета. В настоящее время здесь на 53 кафедрах работают 513 преподавателей, среди которых члены международных и российских академий, 94 доктора наук и профессора, 338 кандидатов наук и доцентов. Все кафедры университета оснащены современным учебным оборудованием, при многих действуют научные лаборатории. Перечень лицензированных специальностей включает 26 направлений и 47 специальностей. В университете обучается около 11 тысяч студентов, из них более 5 тысяч - по очной форме обучения. Ежегодно на первый курс поступают около 2000 человек. Среди выпускников университета - Л.В. Черепнин, историк, автор фундаментальных работ по русскому средневековью профессор; А.В. Перышкин - один из основоположников методики преподавания физики академик; А.Г. Кузьмин - специалист в области древнерусского летописания; Л.Л. Любимов - автор многочисленных исследований по экономической теории; Э.М. Щагин - специалист по аграрной истории России. В этом авторитетном учебном заведении учился иерарх Русской Православной Церкви, член Святейшего Синода, митрополит Никодим (Ротов). При университете действует Покрово-Татианинский храм - первый студенческий храм в Рязанской области.

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/19/...

Фото: sputnik.by «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 6) «Православные христиане в единстве с Римским престолом» очередной неологизм, исполненный множества невысказанных ожиданий. Неологизм, настолько своеобразный и многозначительный, что может вдохновить любого мало-мальски грамотного человека соткать целый ковер из кричаще ярких неологизмов собственного производства. Но в связи с действиями Константинопольского Патриархата по учреждению так называемой «Православной Церкви на Украине» (ПЦУ) подобные словесные феномены стали повседневностью. В интервью ВВС Памфилийский архиепископ Даниил, один из двух стамбульских экзархов, работавших по созданию ПЦУ, заявляет, что объединение украинских униатов из УГКЦ (Украинской Греко-Католической церкви) с новосозданной ПЦУ уже вполне возможно, потому что «исторически греко-католики пытаются найти свою идентичность. Они являются православными христианами в единстве с Римским престолом, но они постоянно возвращаются обратно к киевской традиции, к Крещению, принятому от Константинополя». Единство с Римским престолом приводит православного христианина к отпадению от Церкви Архиепископ – бывший униат, для него, возможно, подобные мысли допустимы. Но в православной традиции до сих пор такие «православные христиане» назывались коротко и точно «униатами» и считались не православными, а предателями православной веры, принявшими католицизм, пусть даже сохранившими при этом некоторые внешние формы православного обряда. Для принятия униатов обратно в Православие существует чин, содержание которого менялось в различные исторические периоды, но в большинстве случаев совпадало с чином для принятия римокатоликов. Если вкратце, то единство с Римским престолом приводит православного христианина к немедленной потере звания православного и к отпадению от Церкви. Но, как уже было сказано, Стамбул, похоже, вошел в эпоху великих исторических, канонических и лингвистических открытий. Возвращаясь, однако, к ожиданиям, заложенным в основу вышеуказанного неологизма, само его появление можно рассматривать и как кульминацию невысказанных до сего момента или двусмысленно сформулированных стамбульских устремлений. Потому как вот они, уже окончательно озвученные: православные христиане должны быть в единстве с Римским престолом.

http://pravoslavie.ru/118690.html

Бывший лидер ГДР умер в 1994 г., и с тех пор его семейство покидало Чили лишь для поездок на Кубу. В кубинских закрытых клиниках дважды лечился от кокаиновой зависимости внук Хонеккера – 27-летний Роберто, а Маргот прошла успешный курс избавления от рака. Отношения с Фиделем Кастро у неё по-прежнему прекрасные, и тот каждый год приглашает семью экс-главы ГДР бесплатно отдыхать на лучшем курорте острова – Варадеро. 75-летняя вдова Хонеккера не даёт интервью, хотя германские телевизионщики сутками дежурят напротив её виллы в пригороде Сантьяго – Ла-Рейна. Иногда они выводят бабушку Маргот из себя, и она обливает журналистов водой: обычно же у входа в домик (примерная цена которого дежурят телохранители. До последнего времени имелось лишь одно фото Маргот в изгнании – год назад она предстала перед фотокамерами в Национальной библиотеке Сантьяго, на презентации совместной с лидером чилийских коммунистов Луисом Корваланом книги «Другая Германия», мгновенно ставшей бестселлером на её родине. Экс-министр образования ГДР фрау Хонеккер получает убогую пенсию в 300 евро: от властей Германии она берёт лишь деньги, не покупая ничего немецкого в супермаркетах и отказываясь лечиться немецкими лекарствами. Несмотря на многочисленные приглашения, на родину Маргот ехать не хочет, пока ей не будут принесены официальные извинения за «преследование её семьи» – как она заявила, «её тошнит от Германии в современном виде». Урна с прахом умершего мужа всегда рядом с ней – пепел Хонеккера хранят в комнате, соседней со спальней Маргот 307 . Митрополит Никодим был председателем комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления Патриаршества в Русской православной Церкви (1977 г.). И он же председательствовал на торжественном заседании, посвящённом этому знаменательному юбилею. Это было последнее участие владыки в праздновании выдающихся событий Русской православной Церкви. Долгие годы председателем Ленинградского (Санкт-Петербургского) комитета защиты мира был известный поэт-фронтовик М.А. Дудин. Однажды, в канун Дня Победы, он был приглашён на торжественный акт в Ленинградскую духовную академию. Михаил Александрович оставался в этой должности до конца своих дней. И чувствовалось, что роль «свадебного генерала» его тяготила. Своё слово, обращённое к студентам и преподавателям ЛДА, он произнёс «на автопилоте», как делал это сотни раз в разных учреждениях. Запомнилось часто звучавшее клише: «обвальный грохот войны».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Правительство и военное командование знали о трудностях в поддержании воинской дисциплины и весьма высоком уровне преступности в войсках и, между тем, мерой, способной духовно укрепить уставной порядок, считали религиозное воспитание. В условиях перемен в обществе одних воскресных бесед священника с нижними чинами уже не хватало. Наряду с обучением грамоте считалось необходимым развить в нижнем чине представления о чести и долге перед Церковью, Царём и Отечеством, «развить в грубой оболочке простого человека – солдата те основные понятия, которые служат прочными устоями между людьми во всяком обществе». Мобилизационная работа. Важнейшим направлением работы штабов военных округов и военного духовенства являлась мобилизационная работа. Секретный Указ Императора Всероссийского, согласованный со Святейшим Синодом 31 марта 1899 года за 3604, конкретизировал деятельность всех уровней православной церковной иерархии в случае мобилизационного развёртывания страны. Инициатором этого указа был протопресвитер военного и морского духовенства А. А. Желобовский . На основании плана мобилизационного развёртывания страны, епархиальным преосвященным предписывалось назначать священнослужителей в те части, которые формировались на подведомственной епархии территории. Особенностью административно-территориального деления Русской Православной Церкви было то, что границы епархий, как правило, совпадали с границами губерний, что в значительной мере облегчало проведение этой работы. Большая мобилизационная работа была развёрнута в канун русско-японской войны. Вот только несколько документов, свидетельствующих о большой и кропотливой работе (В РГИА Ф. 806. Оп. 4. Дело 3755 «О назначении священников в полковые церкви, в связи с военными действиями на Дальнем Востоке» включает 530 листов – В. К.): «Копия. Секретно. По Указу Его Императорского Величества, Св. Правительствующий Синод слушали: рапорт Протопресвитера военного и морского духовенства, от 25 Октября 1903 года за 14178, при коем представляет копию полученной им, Протопресвитером, из Главного Штаба ведомости срокам, в которые священнослужители, предназначенные в военно-врачебные заведения военного времени, должны прибыть по назначению, по объявлении мобилизации армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010