Закрыть itemscope itemtype="" > Уроки преподобного Сергия Ко дню памяти печальника Земли Русской 17.07.2013 1058 Время на чтение 5 минут В канун славного юбилея - 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского я вспоминаю слова Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, произнесенные им в 1998 году на Международных Рождественских образовательных чтениях. Он сказал: «Важнейший вопрос педагогики не только в том, чтобы напитать детей знаниями, но - как и какой водой хотим мы утолять их жажду духовную, и есть ли у нас вода живая?» Более десяти лет в образовательном пространстве нашего района, освященном светлым образом великого русского святого, уделяется самое серьезное внимание духовно-нравственному воспитанию и просвещению подрастающего поколения. Изучение основ православной культуры, уроки Духовного краеведения Подмосковья, интеграция духовно-нравственной составляющей в программы дисциплин гуманитарного цикла, творческий потенциал системы внеклассной работы и дополнительного образования создали ту благодатную атмосферу постижения сущности и смысла исторических событий России и приобщения к высочайшим образцам отечественной культуры, которыми богат наш город, наш край. Уроки нравственности в школах Сергиево-Посадского района стали традиционными, что свидетельствует об искреннем стремлении учителей помочь своим воспитанникам разобраться в сложных вопросах современной жизни, познакомить их с вечными личностными ценностями, которые определяют «самостоянье человека, залог величия его». Это высокая воспитательная миссия всегда была основополагающей в педагогической системе русской школы, базирующейся на лучших традициях отечественного образования, сформированных в недрах святоотеческой мудрости. Такими уроками нравственности стали для наших детей уроки изучения жития преподобного Сергия на уроках литературы. С одной стороны, юные жители Сергиева Посада должны знать историю жизни великого святого, основателя родного города, с другой - чтение детьми житийной литературы всегда было благочестивой русской традицией, определяющей нравственный вектор развития личности.

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/18/...

Говоря о значении Н.П. Остроумова в деле изучения ислама и распространения знаний о нем, нельзя ни упомянуть также и научно-педагогическую деятельность исследователя в рамках Ташкентской офицерской школы. В 1900 г. в Ташкенте была открыта офицерская школа по изучению восточных языков с. 98]. Н.П. Остроумов , считавшийся к тому времени, по словам известнейшего российского востоковеда В.В. Бартольда, «несомненно, лучшим знатоком ислама и его прошлого» с. 56–59], откликнулся на предложение руководства учебного заведения ознакомить слушателей с настоящим и прошлым ислама. Приняв приглашение ознакомить слушателей с курсом «Исламоведение», Остроумов на первых порах своей педагогической деятельности встретился с большими затруднениям, которые выражались, по его же собственным словам, в «отсутствии руководства по названному курсу» с. 3]. Для пополнения этого пробела исламовед решил переиздать работы об исламе и его прошлом, напечатанные им раньше, преимущественно в «Православном собеседнике», с некоторыми изменениями и дополнениями. Итогом же исламоведческих исследований автора явились пять работ, объединённых общим названием – «Исламоведение»: «Аравия – колыбель ислама» (1910), «Коран – религиозно-законодательный кодекс мусульман», «Шариат по школе (мазхаб) Абу Ханифы», «Догматы Корана» и «Введение в курс исламоведения» (1910–1914) с. 40]. После революции 1917 г. Н.П. Остроумов продолжал интересоваться судьбами местного исторического краеведения. Однако на службу в советские учреждения, помня его «дореволюционное прошлое» и зная о религиозных убеждениях, Н.П. Остроумова брали неохотно. Его лишь иногда привлекали в качестве консультанта и лектора по истории Туркестана и исламоведению. 17 ноября 1930 г. в дачном поселке Никольском под Ташкентом скончался магистр богословия Николай Петрович Остроумов . Так завершилась жизнь одного из виднейших воспитанников Казанской духовной академии. Восприняв все её традиции, он, несмотря на трудности и превратности судьбы, продолжил их и в Туркестанском крае, где был одним из известных специалистов в области миссионерства и изучения ислама. Н.П. Остроумов оставил после себя большое научное наследие, которое сегодня требует изучения. Библиографический список:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Перед образовательными учреждениями стоит также третья задача — организация методических семинаров для руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений области с целью повышения эффективности преподавания курса. Комплексно решает эту задачу школа совхоза имени Ленина Мордовского района, которая выстроила систему работы по духовно-нравственному воспитанию молодежи с учетом социокультурной среды. Разработанные педагогами данной школы образовательные программы и программы дополнительного образования внедряются учителями области, преподающими предмет ОПК. Многие из них вошли в сборники «Педагогика духовного развития: формы и методы», «Духовно-нравственное воспитание в условиях сельского социума». Как правило, перед базовыми школами стоит четвертая задача по отработке механизмов взаимодействия с учреждениями культуры, высшими и средними профессиональными учреждениями, религиозными организациями в целях реализации проекта по духовно-нравственному просвещению школьников. Эту задачу успешно решает гимназия 7 имени святителя Питирима города Тамбова. Школой выстроено сетевое взаимодействие с Тамбовским государственным университетом; Отделом религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии; Тамбовской духовной семинарией; церковно-приходскими воскресными школами; Центром детского и юношеского творчества «Радуга»; Центром творческого развития, экологии и туризма; областной детской и городскими библиотеками; областным краеведческим музеем; картинной галереей. Разработаны и реализуются программы дополнительного образования: «Духовное пение», ручное творчество «Монастырское шитье», бисероплетение «Православные мотивы» и курс классической и духовной музыки «Музыка внутри и вокруг нас», «Духовное краеведение». Педагоги вышеуказанных образовательных учреждений являются постоянными участниками конкурса «За нравственный подвиг учителя». Гимназия 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского, в 2012 году была номинирована в межрегиональном конкурсе «Вифлеемская звезда».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Д. А. Пшеницын, М. С. Черкасова. Летопись тотемской Троице-Зеленской церкви как исторический источник     Церковно-приходские летописи являются ценным источником для изучения локальной истории и повседневной жизни. Их количество в региональных архивах очень значительно и далеко еще от полного выявления, систематизации, публикации. Не выяснено также их хронологическое распределение по десятилетиям второй половины XIX в. – первой четверти ХХ в., когда они бытовали. Впервые внимание к себе они привлекли ещё в период подъёма краеведения в России – в 1920-х гг. Новый же этап их изучения наблюдается за последние полтора-два десятилетия. В научный оборот вводится обширный массив церковных летописей и публикуются наиболее интересные из них. Помимо многочисленных статей в журналах, альманахах, тематических сборниках, материалах конференций по разным регионам , имеются уже диссертации и отдельные научно-археографические издания . Не теряются на этом фоне и работы по Русскому Северу . Расширяется основа для сравнительно-исторического изучения этих многоплановых, содержательных источников. В связи с развитием «новой локальной истории» и таких ее аспектов, как «история памяти», («memory studies»), «память локуса/места» не вызывает сомнения актуальность и перспективность дальнейшего исследования церковных летописей. По замечанию Т. А. Бернштам, до середины XIX столетия приходское летописание зависело от личного почина сельских священников и велось вяло. Оживилось оно в 60-х гг. XIX в. в связи с общим демократическим подъемом в России в пореформенную эпоху, движением за обновление, в том числе и церковной жизни, выходом ряда синодальных указов и поддержкой Святейшим Синодом инициатив, исходящих от отдельных епархий . В 1865 г. Преосвященный Варлаам (Денисов), епископ Оренбургский и Уральский, предложил своей духовной консистории ввести в приходах ежегодные летописные записи. Это предложение было поддержано Синодом, издавшим 12 октября 1866 г. указ о составления летописей во всех епархиях, в каждой приходской церкви .

http://sedmitza.ru/lib/text/9975744/

Тут вообще нужно понимать, как работает идеология, — поясняет Виталий. — Представьте, что у вас в масштабе всей страны есть масса фактического материала. Из этой массы вы вытаскиваете только то, что нужно для вашей концепции, например, голодных крестьян и разжиревших купцов (или, если нужно, ровно наоборот), жонглируете этими фактами, все остальное замалчиваете, делаете на чем-то искусственный акцент. И вот таким образом можно нарисовать любую заранее заданную идеологическую картинку. И такая картинка будет казаться людям убедительной. Но если работать с конкретикой, с историей твоей улицы, твоего села, твоего города, то непременно окажется, что эта реальная история не вписывается в идеологические схемы. Значит, тем хуже для реальной истории — ее нужно запретить, замолчать, выхолостить. Только с 1960-х годов началось робкое возрождение краеведения. Начали описывать памятники архитектуры. Но качественной краеведческой литературы было создано мало, она часто была скучной, плохо изданной и воспринималась как некий маловажный «довесок» к «большой» идеологически выверенной истории. Сильный краеведческий бум начался в конце 1980-х, продолжился в 1990-е годы, было накоплено большое количество эмпирического материала. Но материал был очень разный по качеству и нуждался в научной верификации и систематизации. А ведь по большому счету это и есть российская культура. Просто есть некие общие, большие смыслы российской культуры и истории, а есть их конкретное преломление в судьбе тех мест, где ты живешь. То, что порой называют “смыслами шаговой доступности”. И нужно знать эту конкретику, чтобы общие смыслы сделались твоими, чтобы ты ощутил личную причастность к истории своих родных мест, а через это — и к истории всей России. Если угодно, эти смыслы “шаговой доступности” можно сравнить с нотами. Вместе ноты складываются в некую общую мелодию, и мелодии без нот не бывает. Но если взять и усреднить эти ноты, сделать их одинаковыми по высоте звучания — музыка пропадет». Пора вернуть эту землю себе

http://foma.ru/vitaliy-kaplan-yaroslavsk...

На полученную Ленинс кую премию и гонорары за книги Иван Васильев создал в Борках, под Великими Луками, Музей боевой славы с картинной галереей, Дом экологического просвещения. Для сравнения: Дом поэзии Андрея Дементьева в Твери обошелся в 70 миллионов рублей бюджетных средств. Между прочим, Васильев, в отличие от Дементьева, никогда бы не написал: «Я в Израиле, как дома...», не заявил бы, что тоскует по этой далекой, чуждой для него стране. Я, кстати, был в Израиле с православной делегацией в начале 90-х, и, несмотря на все очарование увиденными святынями, через неделю затосковал по погрязшей в ельцинской смуте Родине. Эта же тоска по родному одолевала Ивана Афанасьевича: «...Я люблю эту землю. Неброскую березовую страну. Тихую мою Родину. Я люблю на ней все: грустные околицы деревень, грязные большаки и звенящие при первом морозце тропинки, серое чернолесье с багряным листом и затяжные дожди, голубые озерные дали и нивы-рушнички. Я люблю ее людей, трудолюбивых, радушных, отважных»... Как подтверждение этой любви длинный ряд их проходит перед нами в васильевских очерках и повестях. Старый солдат Мокеич - от него автор познавал на войне солдатскую науку. Столяр детского дома Пал Ваныч, который «резал правду-матку в глаза» («Земля русская»). Трудолюбивая Кирьяновна, которая «своим и обликом, и манерами, и речью напоминала о славе своей первой девки на селе» («Крестьянский сын»). Заступник «за родное и такое беззащитное» Мишка Молчун («В Топалках что-то случилось»)... Васильев с болью отмечает, что «демократия» сделала их «забытыми всеми» - и властью, и «новой культурной элитой». Несмотря на то, что он был старше меня на целое поколение, нас многое роднило. Опыт районной газеты. Областная газета «Калининская правда», где Иван Афанасьевич отработал десять лет собственным корреспондентом по Ржевскому «кусту», и куда я пришел редакторствовать, когда он уже обосновался на «вольных хлебах» в Борках. Интерес к краеведению, наконец. Но была и разница во взглядах, что однажды дало себя знать. Последнее письмо от него повергло меня своей непререкаемой бескомпромиссностью если не в смятение, то в несомненное расстройство. Васильев откликнулся на мою статью «Синдром бамбуковой палки», напечатанную в «Тверской жизни» (бывшей «Калининской правде»). В статье шла речь о неспособности некоторых руководителей и политиков отрешиться от догматизма, по-новому взглянуть на прошлое. Иван Афанасьевич заподозрил меня в «отступничестве» и открыто написал об этом. Письмо, датированное 22 июня 1991 года, заканчивалось припиской «В день поминовения павших, но не отступивших».

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/26/...

Миссия Церкви, стремящейся обновить христианские основы цивилизации, немыслима без образования и воспитания, которые должны идти рука об руку. Образование — это не просто сообщение суммы знаний или даже формирование умения применять эти знания. Образовать человека — это выявить в нем определенный образ. Христианство видит в человеке образ Божий. Поэтому духовно-нравственное воспитание должно составлять сердцевину образования. Именно в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на традиционных для нашего народа христианских ценностях роль Церкви может быть чрезвычайно велика. Для этого у нас в республике есть наработанный опыт сотрудничества Церкви и государства. Так, например, заключенное еще в 1996 г. соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и Белорусским Экзархатом, и подписанное вновь, позволяет, не нарушая принципа светскости образования, вести работу (хотя не такими темпами как хотелось бы) по возрождению культурно-исторических и религиозных традиций нашего народа, приобщать молодежь к духовной сокровищнице христианства. Примером тому могут служить ставшие уже доброй традицией Свято-Евфросиниевские педагогические чтения. На этих чтениях педагогическая общественность республики и стран зарубежья обсуждает насущные проблемы духовно-нравственного воспитания, обменивается опытом, ставит новые задачи. В организации этих чтений помимо Министерства образования и Белорусского Экзархата самое активное участие принимают и негосударственные, общественные организации, в частности Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой. Заслуживает внимания инициатива Академии последипломного образования по проведению семинаров для учителей по основам православной культуры, которые существуют с 1996 г., педагогических чтений и конференций («Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях белорусского народа», 180-летию со дня рождения С.А. Рачинского, 170-летию К.Д. Ушинского), по материалам которых выпущены сборники статей. Большой интерес педагогической общественности вызвал конкурс «Православные святыни родного края», который воскресил забытые традиции церковного краеведения. Заслуживает внимания инициатива областного института повышения квалификации учителей, знакомящих учителей с «Основами православной культуры Беларуси».

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-cerkov-b...

Arhiva Mitropolitul de Kaluga Climent a condus consftuirea online cu efii departamentelor eparhiale editoriale 25 decembrie 2020 10:12 23 декабря состоялось онлайн-совещание председателя  Издательского Совета  Русской Православной Церкви  митрополита Калужского и Боровского Климента с руководителями епархиальных издательских отделов по итогам деятельности епархий в сфере книгоиздания в 2020 году. В рамках совещания были затронуты вопросы реализации общецерковных и епархиальных просветительских программ, направленных на развитие книжной культуры. В мероприятии приняли участие сотрудники Издательского Совета и представители епархий. Открывая совещание, митрополит Климент рассказал, как работал Издательский Совет в 2020 году в условиях сложной эпидемиологической ситуации. Владыка отметил, что многие мероприятия теперь проводятся с использованием онлайн-форматов. Архиерей предложил издателям искать новые возможности для развития книгораспространения в условиях ограничения социальной активности. Владыка также предложил готовить больше рецензий на православную литературу и размещать этот контент на разных информационных ресурсах, в том числе епархиальных порталах и сайтах приходов. Митрополит Климент отметил, что священники могут в своих проповедях упоминать интересные книжные новинки. Глава Издательского Совета также рассказал о запланированных мероприятиях по книгораспространению в регионах Дальнего Востока и подчеркнул особую значимость книг, посвященных духовному краеведению. И.о. руководителя Секретариата рецензирования и экспертной оценки Издательского Совета Олег Костишак сделал краткий отчет о работе Коллегии по рецензированию в 2020 году. Он напомнил, что в настоящее время все материалы принимаются в электронном формате. С 1 января в Издательский Совет поступило на экспертизу 1195 изданий, состоялось 22 заседания Коллегии. Помощник председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров) рассказал об итогах XV сезона конкурса «Просвещение через книгу». Священник отметил, что в этом году среди соискателей и финалистов заметно увеличилось число епархиальных изданий. Они представляют Костромскую , Смоленскую , Нижегородскую , Пензенскую , Мелекесскую и другие епархии. Иеромонах Макарий также кратко рассказал о таких проектах Издательского Совета, как конкурсы «Новая библиотека» и «Лето Господне».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5740420...

В сборник «Любовь к родному краю» вошли лучшие работы представителей из 19 муниципальных образований, работы богословов, ученых, представителей общественных организаций. 2. Итоги Чтений подводились на круглом столе, в котором приняли участие представители большинства муниципальных образований и благочиний Московской области. Основными направлениями работы совместного обсуждения решаемых и предстоящих задач стали такие вопросы, как: научно-методические основы организации и проведения Чтений и вопросы преподавания факультативного курса «Основы православной культуры» – председатель координационного совета В.С. Запалацкая и представители Клинского благочиния; краеведческие аспекты духовно-нравственного воспитания и образования – член координационного совета протоиерей Игорь Гагарин, представители Дмитровского района Мытищинского и Рузского благочиний; организационно-педагогические основы деятельности педагогической и церковной общественности по подготовке Чтений – представители города Коломны и Видновского благочиния; формы и методы работы по формированию духовно-нравственных качеств личности школьника в рамках Чтений – член координационного совета, проректор Коломенской Духовной семинарии, иеромонах Константин (Островский) и представители Красногорского района; Рождественские фестивали и концерты как особая форма духовно-нравственного развития личности – представители Луховицкого района. Именно в рамках этого круглого стола было начато обсуждение тематики предстоящих Рождественских чтений. Рабочая группа Координационного совета продолжила эту работу, и в настоящее время для Третьих Рождественских чтений, объединенных общим названием «Вместе возрождаем Россию», определена следующие темы: Дороги подвига: 60-летию Победы посвящается. 625-летие Куликовской битвы. Святые защитники земли Русской. Православное краеведение Подмосковья. Святыни Подмосковья. П равославные ценности в культуре Подмосковья. Основы Православия в русской культуре: народные обычаи и православные праздники; Основы Православия в предметах школьного курса.

http://pravoslavie.ru/13498.html

Отверзается духовное зрение. Наш конкурс никогда не называл себя церковным, хотя и родился в лоне Русской Православной Церкви. Тех, кто организует его каждый год, никогда не интересовало «увеличение показателей», «степень воцерковленности участников» и тому подобные варварские цифры. «Лето Господне» постоянно развернуто только в одну сторону — языковую и эстетическую. И хотя первые, кто слышат о новом конкурсном сезоне, это, вероятно, все же учащиеся воскресных школ и православных гимназий, нас всегда особенно радовали работы, приходящие из обычных ГБОУ СОШ: именно они говорят нам о том, что конкурс любим и ожидаем. Вот уже шесть лет мы стоим у колыбели самосознания сотен молодых людей по всей стране и даже за ее пределами, «поколения 2010-х» годов. О наших ребятах можно совокупно сказать следующее: обитель их — великий русский язык, на котором свободно и на весь мир и говорили, и будут продолжать говорить сотни миллионов человек. В их безраздельном владении — русская литературная классика, и живая современность, и история, и краеведение, и эссеистика, и юная мемуаристка, и художественная проза. Тематически участники не скованны никакими ограничениями: свободная тема в работах так же часта, как и темы, связанные с особыми датами в жизни литературы и целой страны. Выпуская второй сборник детских работ, мы памятуем о том, что 2020-й год — и 75-летия Победы, и 70-летия успения Ивана Шмелева, давшего имя конкурсу, и очередной пушкинский год (220-летие величайшего поэта только что прошло). Мы воочию видим и вне всяких дат, что русский язык — это не только великое право говорить на нем, дар каждому из нас: матрица национального сознания, образованная им, образует призму, сквозь которую человек взирает на личные и мировые события совершенно особым зрением. Русское сознание гибко, упруго, скоро адаптируемо к горестям и тяготам, терпеливо и спокойно, смешливо иногда вплоть до едкости и зубоскальства. Оно не упустит шанса посмеяться над тем, что закоснело, но никогда не надсмеется над истинной святыней, в каком жалком виде она бы ни пребывала. Особым зрением видит русский человек и свое прошлое, и будущее, различая в нем важное и умея отметать ритуальность, потерявшую внутреннее здравое зерно.

http://patriarchia.ru/db/text/5636451.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010