Митрополит Ювеналий: Нужно чтобы «Основы православной культуры» не вызвали отторжение у современных детей Перед нами школьник, который смотрит фильмы наполненные ужасами и насилием, а подчас и безнравственным содержанием, привыкший к равнодушию взрослых к проблемам внутренней жизни человека и все свободное время проводящий или на улице, или перед компьютером. А мы хотим ему предложить уроки «Основ Православной культуры» или «Духовного краеведения Подмосковья». 14 декабря, 2009 Перед нами школьник, который смотрит фильмы наполненные ужасами и насилием, а подчас и безнравственным содержанием, привыкший к равнодушию взрослых к проблемам внутренней жизни человека и все свободное время проводящий или на улице, или перед компьютером. А мы хотим ему предложить уроки «Основ Православной культуры» или «Духовного краеведения Подмосковья». Доклад митрополита Ювеналия на встрече с классными руководителями школ Домодедовского округа «Роль духовно-нравственного воспитания в формировании личности современного человека» Уважаемая Лидия Николаевна, Леонид Павлович, Дмитрий Игоревич, всечестные отцы, дорогие участники встречи! Когда возникло предложение собраться, чтобы обсудить насущные вопросы современной воспитательной работы, мне захотелось провести эту встречу в Домодедово. Здесь особенно явственно видны плоды церковного возрождения. Благодаря активности благочинного протоиерея Александра Васильева и его помощников был, как говорится, всем миром построен грандиозный собор Всех святых, в земле Российской просиявших. Много внимания уделяется и просветительской деятельности. При скромном храме в честь преподобного Серафима Саровского была открыта православная гимназия. Теперь она переехала в прекрасное новое здание, возведенное на церковные средства. Там преподают лучшие педагоги, а выпускники показывают блестящие результаты при поступлении в высшие учебные заведения. Все вышесказанное показывает, насколько мощным является на Домодедовской земле православное благовестие. Потому-то здесь и проходит наше собеседование.

http://pravmir.ru/mitropolit-yuvenalij-n...

«Создавайте историко-краеведческие приходские общества!» Беседа с историком и краеведом В.Ф. Козловым Владимир Фотиевич Козлов – кандидат исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета и Государственной академии славянской культуры в Москве, заведующий кафедрой региональной истории и краеведения Историко-архивного института РГГУ, ведущий редактор темы «Религия» в «Московской энциклопедии», главный редактор издательского центра «Москвоведение», председатель Союза краеведов России. Наша беседа с В.Ф. Козловым – о дореволюционном и современном состоянии церковно-исторической науки, о возможных формах сотрудничества Православной Церкви и художественно-исторических музеев.   – Для Православной Церкви во все времена было важно ее историческое самосознание, в том числе и на уровне епархии и даже каждого отдельного монастыря и храма. Известно, что до 1917 года в этой области проводилась какая-то работа. Не могли бы вы рассказать об этом? – Уже в начале XIX века церковным краеведением и археологией у нас серьезно занимались митрополиты Платон (Левшин), Евгений (Болховитинов) и другие исследователи. Но масштабное научное исследование истории монастырей и храмов в России началось со времен митрополита Московского Филарета (Дроздова). Главным образом с 1860-х годов. К этому времени относится возникновение Московского общества любителей духовного просвещения, которое начало колоссальную работу по каталогизации и полному описанию церквей, монастырей, святынь во многих епархиях Русской Православной Церкви. Это было заметное церковно-общественное движение. И вышло распоряжение Святейшего Синода, обязывавшее каждый приход, каждый монастырь вести летопись богослужебных и исторических событий. Историко-статистическое или историко-археологическое описание было направлено на создание, насколько это возможно, полной истории каждого храма, начиная от его создания: архитектура, почитаемые святыни, клир, приход, праздники, церковно-общественные объединения при храме, крестные ходы, некрополи… А ведение регулярных летописей должно было облегчить задачу будущим поколениям историков Русской Православной Церкви. То есть существовала целая глубоко продуманная программа, очень серьезная, и надо сказать, что на сегодняшний день мы еще не достигли подобного уровня.

http://pravoslavie.ru/35658.html

Место мученической кончины нвмч. Димитрия Неровецкого ЖМП 10 октябрь 2013 /  23 октября 2013 г. 10:07 Две жизни. Анна Крупцова и священник Димитрий Неровецкий выбрали смерть, но не отреклись от Христа В эти дни в Москве проходит Международная конференция " Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий " , подготовленная Общецерковной аспирантурой и докторантурой. Анна Крупцова, расстрелянная большевиками в 1938 году, и новомученик Димитрий Неровецкий, убитый в 1919 году, не знали друг друга, хотя жили в одно время. Независимо друг от друга двое их земляков Анна Крючкова (Мезень) и Геннадий Малашин (Красноярск) посвятили им свои исследования, цель которых состояла в поиске, систематизации и популяризации новых сведений об этих людях, отдавших жизнь за Христа. Это оказалось возможно благодаря грантовому конкурсу «Православная инициатива», победителями которого стали проекты Анны и Геннадия в 2012 году. В такой неожиданной форме развивается в современной России региональное краеведение, тесно связанное с трагическими страницами русского православия. Молчаливая проповедь Анна Крючкова — ведущий специалист по туризму отдела по делам молодежи, культуре и искусству Мезенской администрации. Два года подряд она руководит проектами, которые получили грантовую поддержку конкурса " Православная инициатива " . Первый ее проект назывался «Мезень — страна обетных крестов». А тот, что реализуется в этом году, — «Кимженские кресты». Он посвящен установке в селе Кимжа трех обетных крестов, один из которых будет поставлен в память об Анне Крупцовой. Чем привлекла ее тема обетных крестов и почему заинтересовала судьба Крупцовой?  «С одной стороны, обетные кресты — это отчасти моя работа, — рассказывает Анна. — По роду своей деятельности я занимаюсь объектами культурного наследия, а обетные кресты у нас самые известные из памятников. Например, удалось установить, что наиболее древний крест стоит в деревне Козьмогородское и датируется 1875 годом. С другой стороны, душа болит, что памятники разрушаются, что очень медленно оттаивают для православной веры души моих земляков. А подвиг Анны Крупцовой для всех нас должен служить примером верности Христу, поэтому мы с мужем и решили увековечить ее память».

http://e-vestnik.ru/reports/novomuchenik...

EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Новости Патриарх вручил историкам Макариевские премии 13 ноября, 2013. Новостная служба Патриарх Кирилл: ‘Можно сказать, что Макариевская премия была неким примером создания в нашем Отечестве премии, соотносимой по своему значению с Нобелевской, потому что и та, и другая премии присуждаются за особый вклад в развитие научных исследований». Фото: Патриархия.ru 13 ноября. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил российским историкам Макариевские премии за 2012/2013 годы. Вместе с Патриархом победителей награждали президент Российской академии наук академик Владимир Фортов и заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы Александр Горбенко. Торжественная церемония награждения проходила в конференц-зале Президиума РАН, сообщает Патриархия.ru . Награды были вручены таких номинациях, как «История Православной Церкви», «История России», «История Москвы и историческое краеведение» и другие. Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с поздравительным словом. В своем выступлении он отметил неоценимый вклад митрополита Макария (Булгакова) в развитие отечественной исторической науки и сравнил Макариевскую премию с Нобелевской. «Можно сказать, что Макариевская премия была неким примером создания в нашем Отечестве премии, соотносимой по своему значению с Нобелевской, потому что и та, и другая премии присуждаются за особый вклад в развитие научных исследований. Макариевской премией поощрялись наиболее талантливые русские исследователей. До митрополита Макария ничего подобного у нас не было. В XX веке появилась премия имени М.В. Ломоносова, но ее основателем выступила Российская Академия наук, то есть государственное учреждение. Макариевский же фонд был создан усилиями одного человека, который заработанные научным трудом деньги оставлял на будущие премии, не потратив ни копейки на себя.

http://pravmir.ru/patriarx-vruchil-istor...

     Христос воскресе! Эти слова, как никакие другие, доступные человеческому языку, ободряют, утешают, окрыляют любого православного человека. Неслучайно тема Пасхи Господней вдохновляет русских поэтов на протяжении не одного столетия. Даже в богоборческую эпоху эти слова звучали как «голос сердца», как утверждение неразрывной онтологической связи русской души с православием: Хоть он теперь не богомолен, Наш заблудившийся народ, И звон умолкших колоколен Его к молитве не зовет, Но голос сердца изначальный В его душе еще звучит, И в светлый день первопасхальный «Христос воскресе» говорит. Явная грусть этих строк Александра Солодовникова, написанных в советские годы, таит в себе непростой вопрос: только ли революция и отношение новой власти к религии сделало народ небогомольным? На этот вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны, даже в самые суровые для Церкви годы ХХ века оставалось немало верующих, которых власть сломить не могла. Были среди них архиереи, священники, монахи, миряне. Они открыто вели церковный образ жизни и шли в тюрьму, в ссылку, даже на смерть, но не отступали от веры. Были и те, кто не вступал в явный спор с властями, но тем не менее сохранял веру, молитву, старался попасть в храм хотя бы на большие праздники. После того, как значительная часть храмов и практически все монастыри были закрыты и разорены, такие люди готовы были по несколько часов идти в храм или проехать сотни, тысячи километров, чтобы побыть на праздничном богослужении, помолиться в храме, причаститься. В Евангелии упоминаются тайные ученики Христовы — Иосиф Аримафейский и Никодим. Это были почтенные и знатные люди, но они не испугались пожертвовать всем, что имели, чтобы совершить погребение Спасителя, в то время как Его апостолы в страхе разбежались. Тайно верующие в советское время тоже использовали любые возможности, чтобы сохранить православную культуру и веру в народе: переводили святыни в музейные фонды как национальное достояние, фиксировали на бумаге, фотопленке то, что нельзя было уберечь от безбожных вандалов, занимались краеведением, привлекали к этому молодежь, поддерживали верующих, смягчая давление на них со стороны партийной идеологии.

http://pravoslavie.ru/112110.html

  разделы   рассылка  распечатать Выступление министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко на XVII Международных Рождественских образовательных чтениях Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства! Уважаемые участники Рождественских чтений! Сегодня впервые за всю историю проведения Рождественских чтений с нами нет их инициатора и вдохновителя – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Мы глубоко скорбим об этом, но одновременно испытываем светлое чувство: в деле, которое он считал одним из важнейших для себя – воспитания и просвещения российской молодежи – за последние годы удалось сделать немало. Именно в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью появилось такое важное направление в школьном образовании, как " Духовно-нравственная культура " . Министерство и Российская академия образования на постоянной основе сотрудничали с представителями Русской Православной Церкви, разрабатывая соответствующие учебные пособия. И именно Русская Православная Церковь показала пример и была инициатором участия других централизованных организаций в совместной работе по созданию условий для духовно-нравственного развития обучающихся. Одним из важнейших результатов на этом направлении стала разработка примерного соглашения о сотрудничестве регионального органа управления образованием субъекта Российской Федерации и епархии Русской Православной Церкви. И сегодня я с удовлетворением могу отметить, что в большинстве субъектов Российской Федерации подобные соглашения уже действуют. В рамках таких соглашений в регионах Российской Федерации разработаны и реализуются программы разнообразных спецкурсов и факультативов ( " История православной культуры земли Смоленской " , " История и культура традиционных религий народов Карачаево-Черкесской Республики " , " Духовное краеведение Подмосковья " , " Православие и казачество " (Ростовская область) и многие другие ), позволяющие глубже понять и почувствовать историю и культуру православия и других религий. Для того, чтобы поддержать и поощрить авторов лучших таких программ, министерство совместно с Русской Православной Церковью проводит Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии " За нравственный подвиг учителя " . Одним из сопредседателей оргкомитета этого конкурса является митрополит Калужский и Боровский Климент. В этом году в конкурсе приняли участие сотни педагогов по всей стране, и мы имеем возможность чествовать лучших в этом зале.

http://religare.ru/2_62429.html

Выступление министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко на XVII Международных Рождественских образовательных чтениях 17 февраля 2009 г. 11:40 Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко выступил на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтениях «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития». Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства! Уважаемые участники Рождественских чтений! Сегодня впервые за всю историю проведения Рождественских чтений с нами нет их инициатора и вдохновителя — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Мы глубоко скорбим об этом, но одновременно испытываем светлое чувство: в деле, которое он считал одним из важнейших для себя — воспитания и просвещения российской молодежи — за последние годы удалось сделать немало. Именно в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью появилось такое важное направление в школьном образовании, как «Духовно-нравственная культура». Министерство и Российская академия образования на постоянной основе сотрудничали с представителями Русской Православной Церкви, разрабатывая соответствующие учебные пособия. И именно Русская Православная Церковь показала пример и была инициатором участия других централизованных организаций в совместной работе по созданию условий для духовно-нравственного развития обучающихся. Одним из важнейших результатов на этом направлении стала разработка примерного соглашения о сотрудничестве регионального органа управления образованием субъекта Российской Федерации и епархии Русской Православной Церкви. И сегодня я с удовлетворением могу отметить, что в большинстве субъектов Российской Федерации подобные соглашения уже действуют. В рамках таких соглашений в регионах Российской Федерации разработаны и реализуются программы разнообразных спецкурсов и факультативов («История православной культуры земли Смоленской», «История и культура традиционных религий народов Карачаево-Черкесской Республики», «Духовное краеведение Подмосковья», «Православие и казачество» (Ростовская область) и многие другие ), позволяющие глубже понять и почувствовать историю и культуру православия и других религий.

http://patriarchia.ru/db/text/561193.htm...

Е.С. Шишигин В сборник включены статьи, опубликованные в республиканских газетах и журналах в 1973–1997 гг. В них рассмотрены вопросы, связанные с историей миссионерства в Якутии, жизнь и деятельность таких известных церковных деятелей, как митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) , епископы Якутские и Вилюйские Дионисий и Иаков, иеромонаха Григория Слепцова, проблемы возрождения православных традиций и т.д. Сборник издается в рамках международной программы « Иннокентий (Вениаминов) – просветитель Аляски и Якутии» и рассчитан на массового читателя, на всех, кто интересуется краеведением, историей Православной церкви на северо-востоке Азии. Раздел I. Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) – просветитель народов Аляски и северо-востока Азии Иннокентий (Вениаминов) , в миру Иван Евсевиевич Попов родился в Иркутской губернии в селе Анга на Лене 26 августа 1797 г. в семье сельского пономаря Ильинской церкви Евсевия Попова, который умер, когда мальчику исполнилось пять лет. В начале 1807 г. он поступил в Иркутс­кую духовную семинарию. Учился отлично, проявлял интерес к прикладным наукам, достиг успехов в плотницком деле, механике и изготовлении часов. В 1814 г. за отлич­ную учебу, примерное поведение и впечат­ляющую внешность (по воспоминаниям со­временников, «он был человеком атлетического сложения, росту в нем было около шести футов трех дюймов, обут в сапоги, настоящий Геркулес, и притом очень умен»), вместо фамилии Попов ему присвоили новую – Вениаминов, в честь скончавшегося незадолго до этого известного сибир­ского миссионера, Иркутского архиерея Вениамина. По окончании семинарии Иван Вениаминов должен был отправиться учиться в Московскую Духов­ную Академию, однако он женился на дочери священника и был рукоположен во диакона, учебу не продолжил. После двух лет службы в Иркутске он принял новое назначение на Аляску, которую русские люди открыли в 1732 г., когда судно «Гавриил», выйдя из Нижнекамчатска под командой геодезиста Михаила Гвоздева и штурмана Ивана Федорова, преодолев неистовые волны и жестокие ветры Берингова моря, в последние дни августа подошло к крутым утесам неведомой земли и стало несколько южнее мыса Принца Уэльского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не по плану и не по случайности Как были обнаружены «екатеринбургские останки»: воспоминания очевидца 17.06.2022 933 Время на чтение 6 минут В продолжение темы екатеринбургских останков публикуем беседу с геофизиком Геннадием Васильевым, одним из тех, кто обнаружил останки 1 июня 1979 года. Впервые опубликована на сайте Нижегородской митрополии . Гелий Рябов (слева) и Геннадий Васильев снимают верхний слой с мостика из шпал 1 июня 1979 года — Геннадий Петрович, произведено множество экспертиз по идентификации останков, их результаты изучала специально созданная Церковью комиссия. На предстоящем Архиерейском соборе Русской Православной Церкви они могут быть признаны принадлежащими святым Царственным страстотерпцам и их приближенным. Для вас эта принадлежность когда-нибудь вызывала сомнение? И почему вас, советского ученого, заинтересовала тема царской семьи? — Сомнений в принадлежности никогда не было. После окончания Свердловского горного института я по просьбе профессора Козырина пришел на работу в Среднеуральскую геофизическую партию, занимался разведкой железнорудных месторождений. Здесь же работал Александр Николаевич Авдонин, кандидат геолого-минералогических наук, писатель, краевед. Я стал его учеником. И хотя Александр Николаевич старше, мы очень подружились. Мы оба интересовались краеведением. Тема царской семьи попала в круг моих интересов в 1976 году. До этого была совершенно далека. Я знал лишь, что расстреляли, сожгли, а пепел развеяли по болотам. Однажды Авдонин рассказал, что познакомился с автором сценария фильма «Рожденная революцией» Гелием Рябовым. Я удивился. Это был знаменитый фильм. И под большим секретом Александр Николаевич сообщил, что они будут искать останки царской семьи. Удивление возросло в разы. Останки Николая Кровавого… Какой смысл? Но я получил объяснение, что в 1926 году вышла книга Быкова, в первом издании которой говорилось, что тела закопали в болоте. Значит, есть зацепка. После этого разговора я стал читать о царской семье, собирать фотографии, вернее, открытки и переснятые снимки. Появилась целая коллекция, где, к примеру, были изображения детей от младенчества и практически до гибели в Ипатьевском доме. Эти люди стали мне близки, трудно объяснить, но по-родственному близки. К слову, в 1977 году Ипатьевский дом снесли, и мне так и не удалось там побывать. Но его фотографии у меня тоже были.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/17/...

Закрыть itemscope itemtype="" > От ядерного оружия до «ковида» Православный священник о злободневных вопросах современности 14.09.2021 2157 Время на чтение 7 минут Протоиерей Александр Козырев принадлежит к числу тех православных священников, кто пришёл в церковь в 80-е годы, круто поменяв свою прежнюю светскую жизнь. Почти полтора десятилетия до этого он работал инженером одного из ведущих оборонных предприятий страны. В 90-е годы отец Александр возглавил православную общину Реутова, которая инициировала и много способствовала строительству первой за всю историю этого подмосковного города церкви, освящённой в честь Казанской иконы Божией Матери. Вот уже более 20 лет протоиерей служит в Николо-Архангельском храме города Балашихи, одновременно занимаясь церковным краеведением. Среди тех, кто увлекается историей Подмосковья, известна его книга «Летопись Николо-Архангельской церкви». 15 сентября отец Александр отмечает семидесятилетний юбилей. Накануне этого события мы встретились, чтобы поговорить о самых разных вопросах от освящения ядерного оружия до влияния «ковида» на православных. - Известно, что в последние годы появился обычай освящать оружие, в том числе ядерное. Не всем понятно, для чего это делается. Как бы Вы объяснили смысл этого обряда? - Противники Православной Церкви обвиняют духовенство в освящении оружия и войны. Замечу сразу, что православное духовенство не благословляет войну никогда! Мы благословляем православных воинов, идущих защищать Родину, веру Христову, мирных жителей. Часто критики Православной Церкви отрицают возможность участия христианина в войне вообще, ссылаясь на предписанное Евангелием (Лк. 6:29) непротивление злу насилием. В тексте Священного Писания Господь учит: «Ударившему тебя по щеке, подставь и другую». Но критики не замечают, что о войне и оружии в Новом Завете есть и другие цитаты! Воинам, пришедшим креститься в реке Иордан, Иоанн Креститель на вопрос, что им делать, ответил (Лк. 3:14): «не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием». Но не требовал вовсе отказаться от воинской службы. В послании апостол Павел учит: «Начальник есть Божий слуга, ... он не напрасно носит меч:/.../отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:4). Здесь мы видим, что апостол допускает применение оружия, и расценивает это именно как Божие служение.

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/14/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010