Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной говорит о рае: " Вопрос 67. Какое место назначено собственно для душ тех людей, кои умирают с благодатию Божиею? Ответ. Души тех людей, которые отходят от мира сего с благодатию Божиею и с покаянием во грехах своих, имеют своим местом руки Божии. Ибо Священное Писание так говорит: «А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» (Прем. 3, 1). Называется также место их раем, как Христос Господь сказал на кресте к разбойнику: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). Оно именуется и лоном Авраамовым, как написано: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16, 22), и Царствием Небесным, по слову Господа: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8, 11). Посему, каким бы кто именем из числа упомянутых нами ни назвал место сие, не погрешит: только бы знал, что души пребывают в благодати Божией в Царствии Небесном, и, как гласят Церковные песни, на небеси " . ГДЕ НАХОДИТСЯ РАЙ. Географическое положение Эдемского сада в настоящее время определить с точностью очень трудно. Указывая на него, Священное Писание говорит о реке, вытекавшей из Эдема для орошения рая и разделявшейся потом на четыре реки, именно: Фисон, Гихон (Геон), Хеддекел (Тигр) и Евфрат (Быт 2, 10-14). Очевидно, что страна Эдемская и рай находились в местности, лежащей близ рек Тигра и Евфрата. Иеромонах Серафим Роуз пишет о местонахождении рая: " Говоря о рае, где обитал Адам до грехопадения, мы подходим к предмету тонкому и таинственному, который в то же время является необходимым ключом к пониманию всего христианского учения. Этот рай, как мы увидим, не просто то, что существовало до грехопадения; он есть также (в несколько отличной форме) цель всей нашей земной жизни - блаженное состояние, в которое вернуться мы подвизаемся и которым мы будем наслаждаться вполне (если окажемся в числе спасенных) с концом этого падшего мира. |
Равным образом и блаженства мы усвояем себе надеждою, когда, то есть, исполняем добродетели в той надежде, что получим обетования блаженств. Вопрос 4. Что есть молитва? Ответ. М о л и т в а есть прошение пред Богом, произносимое от горячей веры с надеждою получить просимое по Его воле. Или так: молитва есть возвышение ума и воли нашей к Богу, в котором мы хвалим Бога, или просим, или благодарим за Его к нам благодеяния. Вопрос 5. Что нужно для человека, прежде нежели он начнет молитву свою? Ответ. Нужно знать, что молитва есть троякого рода. Первая, в которой мы благодарим Бога за Его благодеяния. Как древний Израиль благодарил Бога за освобождение из Египта, так равно и мы должны непрестанно благодарить Бога за все Его к нам благодеяния, и особливо за то, что Он освободил нас от врага души нашей – благодарить вместе с Апостолом, который говорит: Непрестанно молитеся. О всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас ( 1Фес. 5:17–18 ). И в другом месте: Благодарю Бога моего всегда о вас, о благодати Божией данней вам о Христе Иисусе ( 1Кор. 1:4 ). И еще: Благодаряще Отца, призвавшаго вас в причастие наследия Святых во свете: Иже избави нас от власти темныя, и престави в Царство Сына любве Своея ( Кол. 1:12–13 ). Молитва второго рода есть та, в которой мы просим Бога, чтоб Он простил нам грехи наши, так, чтобы избавил нас и от наказания, и чтобы излил на нас, и на душу и на тело, святую благодать Свою. Сию молитву мы приносим за себя и за ближних наших, как говорит Апостол: Сего ради и мы, от негоже дне слышахом, не престаем о вас молящеся и просяще, да исполнитеся в разуме воли Его, во всяцей премудрости и разуме духовнем ( Кол. 1:9 ). Молитва третьего рода есть та, в которой славословим и прославляем неприступное величие и вечную славу Господа нашего и Бога, как говорит Священный Псалмопевец: На всяк день благословлю Тя, и восхвалю имя Твое в век и в век века. Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца. Род и род восхвалят дела Твоя и силу Твою возвестят ( Пс. 144:2–4 ). |
Радостью же и весельем будет не что иное, как созерцание Блаженной Троицы, и духовный хор вместе с Ангелами, как говорит Апостол: «Теперь мы видим гадательно в зеркале, тогда же – лицом к лицу; теперь я знаю отчасти, тогда же познаю подобно тому, как и я был познан» ( 1Кор. 13:12 ). И хотя Господь сказал Моисею: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх. 33:20 ), но это следует понимать [о состоянии] прежде искупления, и по отношению к этому тленному и непрославленному телу, и к настоящей жизни. Но после искупления, в прославленном теле, в будущей и вечной жизни, после дня Последнего Суда, Бог сообщит нам свет, которым мы будем видеть свет Божий, как говорит Псалмопевец: «Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем узрим свет» (35:10); который, когда будет увиден, успокоит всякое желание всякой мудрости и красоты. Ибо в созерцании Высочайшего Блага заключаются все прочие блага, и наслаждение Им – полнота всякой радости, по словам того же Псалмопевца: «Насыщусь, когда явится мне слава Твоя» ( Пс. 16:15 ). 3 Здесь можно видеть принятое в православном догматическом богословии деление на основные догматы (члены веры) и частные догматы. Последние выводятся Церковью из первых, они также являются обязательными для всякого желающего оставаться членом Церкви. 7 Слово 31, о богословии пятое, о Святом Духе: «Ты говоришь: «Чего же недостает Духу, чтоб быть Сыном? Ибо если бы ни в чем не было недостатка; то, он был бы Сыном». – Мы не говорим, чтоб чего-нибудь недоставало. Ибо в Боге нет недостатка. Но разность (скажу так) проявления или взаимного соотношения производит разность и их наименований. Ибо и Сыну ничего не недостает, чтоб быть Отцом (так как Сыновство не есть недостаток), но он не есть еще поэтому Отец. В противном случае, и Отцу недостает чего-то, чтоб быть Сыном, потому что Отец – не Сын. Но это не означает недостатка (откуда быть ему?) и убавления в сущности. Это самое – быть нерожденным, рождаться и исходить, дает наименования, первое – Отцу, второе – Сыну, третье – Святому Духу, о Котором у нас слово, так что неслитность трех Ипостасей соблюдается в едином естестве и достоинстве Божества». |
Разделы портала «Азбука веры» В католичестве принято считать, что церковь «построена» на Петре и первым папой был также Петр. Считает ли православная церковь подобным образом также? Похожие вопросы 4 Ответа Основа Православной Церкви это Господь и Спаситель наш Богочеловек Иисус Христос. Христос основал Церковь Свою на Кресте, где Он стяжал ее кровью Своею. Также думают и католики, поэтому Вы заблуждаетесь на счёт католической догматики. С православной точки зрения католики придают преувеличенное значение статусу первоверховного апостола Петра, как “начальствующего” в Церкви, а не как “первого среди равных” ошибочно толкуя это место Священного Писания: “и Я говорю тебе: ты – и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ( Мф.16:18 ). Православные абсолютно правомерно указывают, что это указание Христа относится не к самой личности Петра, а к тому исповеданию Христа, которое он Пётр, от лица всех апостолов, произнёс минутой раньше: “ Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго.Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах” ( Мф16:15–17 ). Основа и полнота Церкви есть Христос, поставленный Богом над нею главою: Еф. 1:22–23 и все [Бог] покорил под ноги Его [Иисуса Христа], и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем Тут какие разночтения могут быть среди христианских конфессий… Христос. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, Ч. 1, вопрос 85: Нет другого основания Церкви, кроме единого Христа, по слову Апостола: «основания бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3, 11 ). Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78 чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки |
Разделы портала «Азбука веры» Дихотомия (от греч. διχοτομα – двухсоставность (от δχ — надвое, двояким образом; и τομ — сечение, разделение) – богословский термин, употребляемый, как правило, для обозначения двухсоставности человека (душа и тело). В «Православном исповедании веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» сформулировано учение о двухсоставности человека: человек «составлен из невещественной и разумной души и вещественного тела» (Ч. 1, вопрос 18). В Священном Писании можно найти ряд свидетельств, выделяющих в человеке две составляющие. « И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его » ( Еккл.12:7 ). « Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне » ( Мф.10:28 ). « Тело без духа мертво, так и вера без дел мертва » ( Иак.2:26 ). « Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии » ( 1Кор.6:20 ). Есть два изречения, которые, по-видимому, выделяют в человеке три части: « Сам Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранит без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа » ( 1Фес.5:23 ). « Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдно острого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные » ( Евр.4:12 ). Митрополит Макарий (Булгаков) пишет: «Если Слово Божие само себе противоречить не может; если оно так многократно и так ясно говорит только о двух частях в человеке; если сам апостол Павел с такой раздельностью изображает человека состоящим только из двух частей ( 1Кор. 5:3–5; 6:20; 7:34 ): то быть не может, чтобы в двух означенных местах душа и дух были различаемы в человеке, как особые самостоятельные части, а не в другом смысле. И действительно, в первом месте, они различаются только как две стороны или силы одной и той же духовной природы человека: потому что говорит Апостол, Слово Божие точно так же проникает до разделения души и духа, как составов и мозгов ; но составы и мозги только части одного и того же тела человеческого, а не отдельные части человека. На основании этого же место можно заключать, что и во втором своем изречении святой Павел различает дух и душу в человеке только как две стороны одной и той же его духовной природы, или особо обозначает в душе дух, как высшую ее способность. А может быть, как и полагали некоторые из древних, под именем духа Апостол имеет ввиду здесь собственно благодать Святого Духа, обитающую во всех верующих, о которой сам же он перед тем только выразился: духа не угашайте ( 1Фес.5:19 )». |
Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Усыновление Богу — вступление человека в особый, личностный, благодатный духовно-нравственный союз Богом. Осуществляется в Таинстве Крещения. Форма отношения христианина к Богу и к христианскому деланию зависит от степени его духовно-нравственного совершенства. Различают три формы такого отношения: рабство, наемничество, богосыновство. Богосыновство — высшая из 3х названных форм, она характеризуется тем, что христианин ведёт жизнь, соответствующую высокому званию сына Божия (по благодати). Каким образом человек усыновляется Богу? Разве не все люди – дети Божьи? Все люди – творения Бога, но не все – Его дети. Священное Писание говорит о том, что люди могут стать детьми Божьими по вере в Господа Иисуса Христа: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими » ( Ин.1:12 )». Это усыновление (удочерение) осуществляется в Таинстве Крещения. В одной из молитв чина оглашения, предшествующего Крещению, содержится прошение о том, чтобы крещаемому сделаться «сыном/дочерью света и наследником/наследницей Царства» . Обращаться к Богу как к Отцу, уместно тому человеку, который является чадом Божьим по благодати. Св. Августин справедливо замечает: «Кто же может говорить Отче наш, не будучи рожден [свыше]?» По этой причине в древней Церкви молитва Господня торжественно сообщалась принимающим Крещение, а после совершения Таинства произносилась ими как первая молитва. Иисус Христос – Сын Божий, христиане – дети Божьи, в чем разница? В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» дается такой ответ: «Священное Писание ясно учит, что Сын Божий есть Единородный: Мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца . И ниже: Единородный Сын, сущий в недре Отчем ( Ин.1:14, 18 ). Называется же Единородным потому, что один только есть по существу Сын Божий. Прочие, называющиеся сынами Божиими, называются этим именем по благодати и усыновлению, а не по естеству, как то все верные и избранные Божии» ( Ч.1, вопрос 35 ). Что дает человеку то, что он – Божий ребенок? |
Разъяснивши себе с большей или меньшей обстоятельностью вопрос о назначении в деле нашего спасения Божественной благодати; показавши, что без благодати Божией естественный падший человек никаким образом не может достигнуть спасения и блаженства, мы теперь обратим наше внимание на другую сторону дела нашего спасения, на нас самих, и покажем – может ли, или не должен ли, не обязан ли принимать деятельное участие в совершении своего спасения и сам человек? И если обязан, если должен и может участвовать в совершении своего спасения и сам человек, то в чем именно должно состоять с его стороны это участие? Покайтесь и веруйте во Евангелие, – вот что было обыкновенным воззванием Спасителя, Который в Своем явлении возвестил миру приближение Царства Божия, начало истинно доброй и блаженной жизни на земле (Мф. 4:17; Мк. 1:15 ). Итак, со стороны самого человека в деле его спасения требуется, по учению Господа, покаяние и вера. Это покаяние и вера, по учению слова Божия, составляют несомненный акт воли самого человека и вполне вменяются сему последнему, но не зависят от одной воли Бога. Так еще по учению Ветхого Завета, человек должен был, и, следовательно, от него самого зависело, веровать и каяться, коль скоро к нему было воззвание от Бога: ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших ( Евр. 3:7–8; 4:7 ); склоните ухо свое, и приидите ко Мне, слушайте Мене, и жива будет душа ваша ( Ис. 55:3 ). Бог, очевидно, не требовал бы покаяния и веры от человека, если бы человек сам не мог и не должен был веровать и каяться. Сам Спаситель также неоднократно высказывал учение, что покаяние и вера человека зависят от самого человека. Вы не захотели, говорил Он, например, чадам Иерусалима, и потому оставляется вам дом ваш пуст ( Мф. 23:37–38 ). И вообще Христос Спаситель, обличая иудеев в том, что они не понимают речи Его, не могут слышать слов Его ( Ин. 8:43 ), видя не видят и слыша не слышат и не разумеют ( Мф. 13:13 ), выражает ту мысль, что неспособность иудеев к вере и покаянию есть свободно созданное ими в себе ожесточение сердца и ослепление ума, что эти ожесточения и ослепления ума суть крайняя степень бедствия, которым зло показывает само себя. И сбывается над ними, учит Он, пророчество Исайи, которое говорит: Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Мф. 13:14–15 ). В виду именно плохого нравственного характера веры, Спаситель не совершает для иудеев чудес, не имеющих для них нравственной цели, а возбуждающих только удивление и любопытство, запрещает говорить о совершенных уже Им чудесах, не позволяет до времени разглашать об исповедании Его Сыном Божиим, не отвечает на вопросы иудеев или Пилата и прочее. Таким образом, Евангелием вполне охраняется самодеятельность человека в его вере и покаянии. |
Распятие. Икона. Посл. четв. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Распятие. Икона. Посл. четв. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) «Входя в мир», Христос обращается к Богу Отцу: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже». Т. о., разъясняется в Послании к Евреям, Он «отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр 10. 5-7, 9-10). Евр 10. 5-7 свидетельствует о вольном самоотвержении И. Х., Его глубочайшем смирении, безусловном послушании и покорности воле Божией ради спасения человека. Вольные страдания, мучения, скорби до смерти крестной принял Спаситель во искупление человека (ср.: Ис 53. 4-8). «...Христос пострадал за наши грехи, не быв причастен никакому греху, по слову апостола Петра... (1 Петр 1. 18-19). Также и Иоанн Креститель свидетельствует, что Иисус Христос, будучи Сам невинен и безгрешен, пострадал за грехи наши. Вот его слова: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин 1. 29). Пострадал же Он добровольно, как Сам говорит... (Ин 10. 18)» (Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Серг. П., 1995. Вопр. 45. Отв.). В Ин 10. 17-18 содержится утверждение Самого Спасителя о вольном характере Его самопожертвования, которое целиком в Его власти: «...Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее». В Томосе свт. Льва сказано: «...то истощание, по которому невидимый соделался видимым и по которому Творец и Владыка всех тварей восхотел быть одним из человеков, было снисхождением Его милосердия, а не недостатком могущества» (ДВС. Т. 3. С. 233). (Подробнее см. в ст. Кеносис .) Обожение человеческой природы И. Х. Человеческая природа Бога Слова находилась в состоянии обожения с момента Его воплощения. Бог Слово приходит в мир, чтобы вернуть человеку утраченную им благодать Божию. |
«Священство, – отмечается в другом догматическом документе «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», – именуемое таинством, заповедано апостолам от Христа. Посвящение производилось чрез возложение рук их и до ныне производится по преемству епископов, наследовавших апостолам для раздаяния Божественных таин и попечения о человеческом спасении, как сказал апостол: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих ( 1Кор. 4, 1 ). Сия должность заключает в себе две принадлежности. Во первых, силу и власть разрешать грехи человеков, ибо о сем сказано: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе ( Мф. 18, 18 ) . Во вторых, власть и силу учить: « Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф. 28, 19 ) . Итак, Христос послал апостолов на проповедь , а апостолы, рукоположившие других, послали их на то же дело, как явствует из слов святого Луки: «Тогда возложили руки на их и они приняли Духа Святого ( Деян. 8, 17 . Также: «Когда они служили Господу(то есть, когда приносили бескровную жертву Богу) и постились Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому я призвал их. Тогда они совершили пост и молитву, и, возложив на них руки, отпустили их ( Деян. 13, 2, 3 ) . И Павел говорит: «Рук ни на кого не возлагай поспешно ( 1Тим.5:22 ) . По сему рукоположению и преемству, никогда не прерывающемуся, те только имеют власть наставлять, в спасительном учении, кои посланы на сие дело, а которые не посланы и не избраны на сие, те ни под каким видом не должны приступать к нему, по словам апостола Павла: «И как проповедовать, если не будут посланы? ( Рим.10:15 )» 34 . Происходит это так. Епископ возлагает руку на главу рукополагаемого, причем при епископской хиротонии это происходит более торжественно: первенствующий архиерей возлагает «десницу» на рукополагаемого, а другие архиереи правые руки возлагают на его голову, а левыми поддерживают лежащее на его голове евангелие. Затем епископ возвещает об избрании, назначении и определении к рукоположению в степень, приглашает всю церковь помолиться, чтобы совершилось таинство, и возглашает: |
СКАЖЕТЕ: Богу достаточно только внутренней чести, исходящей из сердца, которая лучше внешней. ОТВЕЧАЕМ: Отнюдь. Лучше и то, и другое вместе, то есть когда внутренняя, невидимая честь, проявляется во внешней, видимой. Последней не имели Вавилонские пленники, и Даниил с тремя отроками, сокрушаясь, восклицали: нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву тебе и обрести милость Твою ( Дан. 3, 38 ). Так что, противники, лучше внешняя служба, соединенная с внутренней, сердечной. Если мы не можем совершить внешнюю службу, Бог довольствуется внутренней, но если можем, но не делаем этого, не полностью служа Господу Богу, отсюда следует Доказательство четвертое Если рассмотрим причины, по которым совершались жертвы в Ветхом Завете, то найдем их и у себя. Люди Ветхого Завета приносили внешние и телесные жертвы, так как были не Ангелами, а людьми, и служить Богу поэтому им было должно, как людям, а не как Ангелам, то есть служить телом и имуществом. Мы такие же люди, имеем то же естество и, как и они. ограничены телом. Они приносили в жертву кровь животных, напоминая себе о смерти и Крови будущего Мессии, от Которого ожидали получить спасение. Подобное приношение важно и для нас, чтобы, совершая Бескровную Жертву, вспоминать и иметь в незабвенной памяти свершившуюся смерть Христа и ее значение. У них была служба, которой они угождали одному только Богу и славили Его Божество, и как же нам оставаться без этого? Как лишиться исповедания истинного Божества, которому служим? У них были жертвы, которыми благодарили Бога о прошлых благодеяниих и молились о будущих. Как же нам быть неблагодарными, разве и мы получаем от Бога непрестанные благодеяния, разве мы каждый день не просим новых даров Божиих? Разве мы не стремимся молиться о грехах и обращаться к благопременительному Владыке? СКАЖЕТЕ: Христос упразднил ветхозаветные Моисеевы жертвы. Поэтому в Новом Завете нужны новые жертвы. |
| |