«Божиего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор. 2:11 ). 94. Каково различие лиц Святой Троицы? Между лицами Святой Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Святой Дух предвечно исходит от Отца. 95. Какое достоинство имеют лица Святой Троицы? Три ипостаси, или лица Святой Троицы – совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть истинный Бог , так равно и Сын есть истинный Бог, равно и Святой Дух есть истинный Бог; но притом так, что в этих трёх ипостасях явлен один триипостасный Бог. 96. Почему Бог называется Вседержителем? Бог называется Вседержителем потому, что Он всё, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле. 97. Почему Бога мы именуем Творцом? Слова Символа веры : Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят о том, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. 98. Эти слова взяты из Священного Писания. Книга Бытия начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ). Апостол Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» ( Кол 1:16 ). 99. Кого мы подразумеваем под названием «невидимых»? В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат ангелы . 100. Кто такие Ангелы? Ангелы – духи бесплотные, одарённые умом, волей и могуществом. 101. Имя Ангел значит вестник. 102. Они так названы потому, что Бог посылает свою волю. Так, например, Архангел Гавриил был послан предвозвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя. 103. Кто сотворен раньше: люди или Ангелы? Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы – прежде людей (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 18). 104. Свидетельство об это можно найти в Священном Писании . В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: «На чем утверждены основания ея, или кто положил краеугольный камень ея, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» ( Иов. 38:6, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Божии соединились между собою узами мира, утвердили изложение веры, составленное блаженными отцами в Никее, и уничтожили все возникшие соблазны, мы старались убедить единомысленных с Кириллом египетским и подписавших составленные им еретические главы епископов, чтобы они, сохранив изложение составленное в Никее, осудили эти явно противные православной вере главы, как определено было от христолюбезнейших наших императоров. Но, не в состоянии быв убедить их в этом, по причине их нечестивых предубеждений, мы, следуя правой вере отцов и не дозволяя примешивать к ней ничего чуждого, принуждены были изложить ее письменно и утвердить наше исповедание подписанием. Ибо изложения в сих немногих словах достаточно для полного уразумения благочестия, для указания пути истины и для обличения нечестивого еретического заблуждения. Это изложение веры состоит в следующем. Веруем во единого Бога, Отца вседержителя, творца всего видимого и невидимого, и во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, рожденного от Отца, единородного, т. е. от сущности Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через коего сотворено все на небе и на земле, который ради нас людей и ради нашего спасения сошел, воплотился и вочеловечился, пострадал и в третий день воскрес, и возшел на небеса, и воссел одесную Отца, и имеет придти судить живых и мертвых, и в Духа Святого. А тех, которые говорят, что было некогда время, когда Его не было и Его не было прежде, нежели родился, и что Он сотворен из ничего, или из какой-либо субстанции, или сущности, или утверждают, что Сын Божий изменяем или прелагаем, анафематствует кафолическая и апостольская церковь . От знаменитейшего Кандидиана, уведомившего наше благочестие, мы узнали, что в ефесской митрополии некоторые дела произведены в беспорядке и не так, как следовало. Ибо и не все, как предписано было, сошлись благочестивейшие епископы, когда епископ великого града Антиохии с другими митрополитами уже приближался, и те, которые собрались, не совещались вместе, не соглашались между собою, и дела, касающегося веры, не исследовали должным образом, или как предписывалось в посланных нами священных посланиях, так что ясно видно, что одни другими были оскорблены, по причине сильного пристрастия всех к своим мнениям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

В такой помощи нуждаются и крещаемые. И как тогда Святой Дух сошел на Апостолов в виде огня и излил на них Свои дары, так и сейчас, когда священник помазывает крещаемого Святым Миром, на него изливаются свыше дары Святого Духа, что видно из слов, которые должен говорить священник при совершении этого Таинства: «Печать Дара Духа Святого. Аминь». Он как бы так говорит: «Через помазание этим Святым миром ты запечатлен и утвержден в дарах Святого Духа, которые ты получаешь для утверждения (ες βεβαωσιν) твоей христианской веры». Это согласно и со словами Апостола: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1:21–22 ). Это помазание миром, или, лучше сказать, это действие помазания, совершалось во времена апостолов через возложение рук, по словам Писания: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» ( Деян. 8:17 ). Впоследствии оно стало совершаться через помазание миром, как мы знаем от священного Дионисия Ареопагита , ученика блаженного Павла 70 . Вопрос 105. Что требуется для этого Таинства? Ответ. Во-первых, требуется, чтобы это миро было освящено верховным епископом. Во-вторых, чтобы оно имело надлежащую материю, то есть: елей, бальзам и другие масти. В-третьих, требуется, чтобы непосредственно после Крещения священник помазал определенные члены крещаемого, произнося эти слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь». От этого Таинства происходят следующие плоды. Во-первых, как через Крещение мы возрождаемся, так через помазание святым миром мы делаемся причастниками Святого Духа, утверждаемся в вере Господней и возрастаем в Божественной благодати, по словам Апостола: «Он спас нас чрез омовение возрождения и обновления Духом Святым, Которого Он излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит. 3:5–6 ). Во-вторых, силой Святого Духа мы становимся настолько твердыми и крепкими, что духовный враг не может нанести никакого вреда нашей душе. Это Таинство не может быть повторено снова, кроме как над теми, кто, отрекшись от имени Христа, вернется [к исповеданию истинной веры].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

В-третьих: жертва должна приноситься во исповедание превысочайшего Владычествия Божия. чтобы показать нашу зависимость от Него. Убивать животных можно и для того, чтобы поесть, и употребить их для здоровья, но кто назовет это жертвой? На­стоящая жертва должна приноситься с таким намерением: «Я приношу эту жертву Тебе. Господу Богу моему, потому что я знаю, что Ты Господь и Бог мой. благодаря Которому я имею все, что имею, прими же от меня эту дань моего рабства и послушания, которую я должен Тебе, Господу и Творцу Моему». В-четвертых: истинная жертва должна приноситься священником, имеющим для этого полномочия, который от имени всех приносит жертву Богу, ибо Апостол говорит: Ибо всякий первосвященник (или священник), из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи. (...) И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5, 1–4). И поэтому в Ветхом Завете никому нельзя было приносить жертвы, кроме священников от колена Ааронова. Поэтому не является жертвой то, что мы сами кладем перед иконой или кадилом или свечой, или еще где-либо, это дар и простое приношение. В-пятых: Чтобы можно было говорить о принесении жертвы, необходимо некое со­ответствующее видимое чиноуправление, совершаемое жрецом или молитвой, или пок­лонами, или воздеянием рук. возложением или неким служением и освящением. Такими действиями приносимый в жертву предмет отделяется от земного и мирского и стано­вится из земного и мирского посвященным Богу и приличествующим Ему. Так, в Ветхом Завете священник брал руками кровь животных или птиц, или муку, или хлеб, и возносил горе пред Господом Богом, и полагал на жертвеннике по некоему видимому и ощутимому чину. Если он не мог объять руками приносимое, например, тельца или нечто в этом роде, то возлагал на него свои руки, произнося некие слова, должные при освящении, и отделяя эту жертву от земного и мирского, и после этого приношение может называться святым. В-шестых: Настоящая жертва требует и того, чтобы употребить ее во Славу Бога и превратить в небытие. Так, в древности жившие по закону Моисея умерщвляли или сжигали животных или птиц. Кровь, вино или вода проливались на землю. Если при­носились мясо или хлеб, их употребляли в пищу и съедали, превращая их в небытие во Славу Господа Бога. И в этом состоит вся сущность жертвы. Поэтому золото, серебро, медь и драгоценные камни, принесенные для создания храма Божия. не были истинной и сущей жертвой, так как не превращались в небытие, но служили для употребления и украшения. Также и левиты, и сыны Ароновы, которых Моисей определил для службы Господу Богу, не были настоящей жертвой, так как их не убивали и не умерщвляли во Славу Господа Бога. Исаак, которого его отец Авраам хотел принести в жертву и убить для Господа Бога, вот он был истинной и сущей жертвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Во-вторых, под именем сынов Божиих, о которых говорится далее в приведенном месте, также нельзя разуметь кого-либо других, кроме Ангелов Божиих; ибо людей, которые в Писании равно называются иногда сынами Божьими ( Быт. 6:7 ), при основании земли не было же. Поэтому в Катехизисе на вопрос: « что прежде сотворено: видимое, или невидимое? – мы получаем такой ответ: » Невидимое прежде видимого, и Ангелы прежде человеков» , и в подтверждение сего учения приводятся именно означенные слова праведного Иова. В «Православном Исповедании» также говорится: «Прежде всего Бог произвел мыслию Своею из ничего все небесные Силы; как отличных песнопевцев славы Своей, и создал оный умный мир, который по данной ему благодати знает Бога и всегда во всем предан воле Его (за исключением, разумеется, согрешивших ангелов). После того сотворен Богом из ничего сей видимый и вещественный мир. Напоследок Бог сотворил человека» (Православное Исповедание, 1, вопрос 18). По благой воле Промыслителя, Ангелы – хранители имеются у каждого из нас . Господь Бог назначает Ангелов – хранителей для каждого из нас затем, чтобы они своим невидимым влиянием на нашу душу располагали нас к добру и охраняли от зла. Что для каждого из нас есть Ангелы-хранители, «в сем удостовериться можно , – учит Катехизис, – следующими словами Иисуса Христа : смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного (Мф. 18:10). В самом деле, кого бы мы ни разумели здесь под именем малых, – детей ли, малых по возрасту лет, или и тех из верующих, которые не успели сделаться великими в духовной жизни (Мф. 6): мысль во всяком случай та, что даже каждый малый член общества верующих имеет своего Ангела, который готов ходатайствовать пред Богом против оскорбляющих младенца Христова 104 . Мы не замечаем или, лучше сказать, не стараемся замечать благотворных действий на нас наших Ангелов – хранителей, но это не значит, чтобы их не было у нас. Вот что говорит об этом, и весьма поучительно, покойный преосвященный Филарет, Митрополит Московский: «Как в видимых своих явлениях, Святые Ангелы нередко принимаемы были человеками за подобных себе людей: так легко случиться может, что и невидимые их действия человек примет за собственные человеческие или обыкновенные естественные действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Вопрос 106. Какое третье Таинство? Ответ. Святая Евхаристия или Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, под видом хлеба и вина, в котором истинно и собственно, существенно находится Иисус Христос. Это Таинство превосходит все другие и более других содействует нашему спасению, потому что в этом Таинстве открывается и сообщается всем верным вся благодать и благость Господа Иисуса, как будет показано ниже. Вопрос 107. Что необходимо соблюдать при этом Таинстве? Ответ. Во-первых, это Таинство никто другой не может совершать, какая бы ни случилась необходимость, кроме законного священника. Во-вторых, необходимо предусмотреть, чтобы там, где священник должен совершать это Таинство, был жертвенник или, по крайней мере, антиминс, без которого он никоим образом не может принести Бескровную Жертву. В-третьих, следует наблюдать, чтобы было надлежащее вещество, то есть хлеб пшеничный, квасной, чистый, насколько возможно; и вино, не смешанное с какой-нибудь другой жидкостью, и чистое само в себе, в которое во время проскомидии следует добавлять воду, чтобы исполнилось Писание, которое говорит: «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» ( Ин. 19:34 ). В-четвертых, священник, освящая Дары, так должен мыслить (χ ερες τοι ατην γνμην), что сама сущность хлеба и сущность вина прелагается (μεταβλλεται) в сущность истинного Тела и Крови Христа действием Святого Духа, Которого призывает в то время для совершения этого Таинства, молясь и говоря: «Ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти предлежащие дары. И соделай хлеб сей драгоценным Телом Христа Твоего. А то, что в чаше сей – драгоценной Кровью Христа Твоего. Претворив Духом Твоим Святым» 71 . После этих слов 72 немедленно бывает пресуществление (μετουσωσις): хлеб становится истинным Телом Христа, а вино – истинной Кровью 73 . Остаются только одни виды их, которые воспринимаются зрением, и это по Божественному устроению (κατ τν θεαν οκονομαν). Во-первых, чтобы мы не видели Тела Христа, но веровали, что это оно, вследствие слов, сказанных [Христом]: «Сие есть Тело Мое», и «Сия есть Кровь Моя», веруя более словам и силе Его, чем нашим собственным чувствам, что доставляет блаженство веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Вопрос 109. Каким образом совершается сакраментальное Священство? Ответ. Таинство Священства заповедано апостолам от Христа, и через возложение их рук до сих пор совершается рукоположение, по преемству епископов, наследовавших апостолам, чтобы раздавать Божественные Тайны, и совершать служение спасения человека, как сказал Апостол: «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» ( 1Кор. 4:1 ). Эта должность заключает в себе две [принадлежности]. Во-первых, силу и власть отпускать грехи людей, потому как сказано об этом: «Что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18:18 ). Во-вторых, власть и силу учить, что выражается в следующих словах: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). Итак, Христос послал на проповедь апостолов, а апостолы, рукоположившие других, послали их на то же самое дело, что видно из слов святого Луки: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» ( Деян. 8:17 ). Также: «Когда они служили Господу (то есть, когда приносили Бескровную Жертву Богу) и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян. 13:2–3 ). И Павел: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим. 5:22 ). Благодаря этому рукоположению и никогда непрерывающемуся преемству, только те имеют власть наставлять в спасительном учении, кто послан на это дело; а те, кто не посланы и не избраны на это [служение], те не должны приступать к нему, по словам Павла: «Как им проповедать, не будучи посланными?» ( Рим. 10:15 ). Вопрос 110. Что необходимо соблюдать при этом Таинстве? Ответ. Надлежит испытать лица, приступающие к этому Таинству, чтобы они были пригодны в трех отношениях 77 . Во-первых, чтобы они имели добрую и чистую совесть и были свободны от всех тех преступлений, которые делают их неспособными к получению священного сана 78 . Во-вторых, чтобы они были украшены мудростью и опытностью (πιστμην κα σοφαν), как в распорядительстве Тайнами Божиими, так и в назидании и наставлении простого народа своими поучениями 79 . В-третьих, чтобы они были здоровы и совершенны во всех своих конечностях и членах, необходимых для этого 80 . Вопрос 111. Даются ли какие-либо другие степени, прежде Священства?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Вопрос 11. Сколько прошений заключается во второй части сей молитвы Господней? Ответ. Семь прошений. Вопрос 12. Какое первое прошение в молитве Господней? Ответ. Да святится имя Твое. Вопрос 13. Что содержит в себе сие прошение? Ответ. Во-первых, сим просим Господа и Бога нашего, чтобы Он дал нам жизнь благочестивую, украшенную добродетелями и благими делами, дабы люди благочестивою жизнию нашею возбуждались к прославлению имени Божии, как сказано: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех ( Мф. 5:16 ). Во-вторых, сими словами просим не только того, чтобы наша жизнь была во славу Божию, но чтобы и все те, которые не веруют в истинного Бога, и не знают Его, обратились и познали Его, так чтобы и в них и чрез них славилось имя Божие. Сверх сего молим Господа нашего и Бога за тех, которые носят на себе титло истинного христианства, но ведут жизнь худую и беспорядочную, чрез что хулится вера и Бог наш; о них так говорит Апостол: имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися ( 2Тим. 3:5 ). И в другом месте: имя бо Божие вами хулится во языцех ( Рим. 2:24 ). В сей части молитвы мы молим за них, чтобы они обратились и оставили распутную жизнь, живя впредь благочестиво и воздержно, дабы таким образом имя Божие могло святиться. При сем надлежит знать, что имя Божие само в себе есть свято: но говорится, что оно святится в нас и чрез нас, когда мы освящаем самих себя благочестивою и добродетельною жизнию, во славу имени Божия. Вопрос 14. Какое второе прошение? Ответ. Да приидет Царствие Твое. Вопрос 15. Что содержится в сем втором прошении? Ответ. Просим Бога, чтобы Он Сам, Своею благодатию, правдою и благостию, царствовал во всем существе нашем, и преимущественно в сердце, а не грехе, как сказано: Да не царствует убо грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его ( Рим. 6:12 ). Во-вторых, прошение сие содержит то, что человек, получивший благодать Божию, и ощутивший небесную радость, ни во что вменяет мир, и желает единственно наследовать Царствие Божие, как говорил Апостол: желаю разрешитися и со Христом быти ( Флп. 1:23 ). В-третьих, просим Бога, чтобы скорее наступило второе Его пришествие, в которое Сын человеческий явится во славе Своей, и настало воскресение мертвых и последний суд; после чего царство мира сего и враг душ наших упразднятся, и приидет Царство небесное: да будет Бог всяческая во всех, как говорит Апостол ( 1Кор. 15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Вопрос 24. Какое седьмое прошение? Ответ. Но избави нас от лукаваго. Вопрос 25. Что содержится в сем прошении? Ответ. Во-первых, просим Бога, чтобы Он сохранил нас от всякого зла, именно от греха и всякого постыдного дела, возбуждающего гнев Божий к отмщению. Во-вторых, просим, чтобы присутствовал с нами Своею благодатию, для избежания ярости гнева Его, дабы Он не во гневе Своем обличал нас, и не в ярости Своей наказывал нас ( Пс. 6:2 ) за грехи наши, но чтобы мы предстали пред лице Его со славословием, и в песнях восклицали Ему ( Пс. 94:2 ). Надлежит знать, что здесь мы просим об избавлении нас и от всех других зол, которые человек с трудом переносить может, каковы суть: голод, язва, войны, пожары и другие подобные. Просим человеколюбие Божие отвратить все сие от нас. Также здесь просим Бога, чтобы Он при смерти нашей удалил от нас всякое искушение врага души нашей, и даровал нам милость – благочестиво и безопасно совершить подвиг под защитою благодати Его, и под руководством Ангела, охраняющего нас. Ибо блажен тот, кто таким образом умирает. Посему все мы должны усердно просить Бога, чтобы при смерти нашей Он избавил нас от искушений и нападений диавола. Наконец, просим об избавлении нас от вечного мучения во аде и от жестокого диавола. Вопрос 26. Какая третья часть сей молитвы Господней? Ответ. Сие заключение: Яко Твое есть Царство, и сила и слава во веки. Аминь. Вопрос 27. Что содержится в сем заключении? Ответ. Сие заключение имеет две части: первая сходствует со вступлением. Поскольку как вступление удостоверяет нас, что получим от Бога то, чего будем просить у Него надлежащим образом, – ибо будем просить у Отца нашего: так и заключение научает нас, что мы все то получим, о чем просили. Поскольку сему Отцу нашему принадлежит весь мир сей, Он царствует над ним, и всякое творение Ему повинуется; Его есть сила и слава, которым ничто не может противиться ни на небесах, ни на земле, а потому Он силен соделать все то, чего бы мы ни просили у него с верою и надеждою, и все сие не для иного чего, как для вечной славы святого имени Своего, что заключается в сих словах сей части: и слава во веки. Вторая часть заключения содержится в слове: аминь. Сим просим, чтобы все исполнилось так, как мы просили; поскольку просили с верою и надеждою по воле Его. Ибо Апостол говорит: Сие есть дерзновение, еже имамы к Богу, яко аще чесо просим по воле Его, послушает нас. И аще вемы, яко послушает нас, еже аще просим, вемы, яко имамы (получаем) прошения, ихже просихом от Него ( 1Ин. 5:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Вопрос 68. Где находятся души, которые покидают свои тела, находясь в гневе Божием? Ответ. Этому месту дано много имен. Его называют «адом», куда был низвергнут дьявол , когда его изгнали с Небес. Как свидетельствует Пророк, дьявол сказал: «Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» ( Ис. 14:14 ). «А теперь сойдешь в ад и в основания земли». Кроме того, оно называется «огнем вечным», как говорит Писание: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф. 25:41 ). Также оно зовется «тьмой внешней»: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 25:30 ). Называется оно еще и другими именами, но все они выражают ту мысль, что это место осуждения и гнева Божия 47 , куда сходят души всех тех, кто умирает, прогневав Бога и отчаявшись (πεγνωσμνοι). Нужно каждому знать и то, что души праведных, хотя находятся на небесах, несмотря на это, до Последнего Суда не получают совершенной награды; так и души осужденных не претерпевают полной меры наказания до того времени. Однако, после Последнего Суда, души вместе с телами получат или венец славы, или наказание. Вопрос 69. Какой восьмой член веры? Ответ. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, покло­ня­е­мо­го и про­слав­ля­е­мо­го рав­но со Отцом и Сыном, говорившего через проро­ков. Вопрос 70. Чему учит этот член веры? Ответ. Трем предметам. Во-первых, что Дух Святой – Бог, единосущный Отцу и Сыну, что видно из слов Апостола, который говорит: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» ( 1Кор. 12:4–6 ). И еще: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» ( 2Кор. 13:13 ). Итак, поскольку в данных текстах иногда назван первым Святой Дух, а иногда Сын, это происходит, потому что все три Лица единосущны и равночестны. Но не потому, что Сын чем-то отличается от Святого Духа, или Святой Дух от Сына по Своей сущности (сказать такое было бы богохульством).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010