Друг! что ж воздадим, чем возблагодарим Господа Бога за такую полноту Его любви к нам? В таком важном деле не дерзну сказать своего слова. Обратимся за словом к Его возлюбленному ученику, и выполним точно и безусловно, что скажет он нам. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства, чтобы нам иметь дерзновение в день суда, достигает в нас тем, что мы поступаем в мире также, как Он. Страха нет в любви, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви. Станем и мы любить Его, потому что Он еще прежде возлюбил нас. Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, потому что не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И заповедь мы имеем от Него такую, чтобы всякий, любящий Бога, любил и брата своего», ( 1Ин. 4:16 – 21 ). Прошлое и настоящее В заключение этого письма поговорю с тобой еще несколько о тех далеких временах, когда Церковь Христова сияла еще таким чудным, благодатным светом. Так люблю я переноситься мыслью к этим временам! Но грустно, грустно делается каждый раз, как посравнишь прошлое с настоящим, как увидишь, сколько прекрасного вышло из употребления и совсем забыто, и сколько, взамен того, привнесено пустого, суетного, ничтожного. В те времена всему народу позволялось принимать участие в псалмопении и молитвах. Ученые и неученые, и даже женщины, девы и дети участвовали тогда в общественном богослужении. Дети, вместе с прочими, молились за оглашенных и верных 206 . Девы воспевали по чину псалмы: поутру, в часы третий, шестой, девятый, в вечер и в полночь; они каждый день должны были выучивать псалмы и некоторые другие места из священного писания 207 . А теперь? Посмотри хоть бы на наших женщин и дев за божественной литургией: что они, зачем пришли? Псалмопением или молитвами они заняты? А еще есть местности, в которых девы совсем не ходят, да и не пускаются в Божью церковь – хороши должны выходить матери семейства! А дети, посмотри, как стоят они в Божьей церкви, ничему не наученные, ничего не понимающие и не принимающие ни малейшего участия в богослужениях. Об ученых я уже и не говорю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Если говорить более точно, часом славы Иисуса становится час (время) Его распятия и Воскресения. Все, что ему предшествует, есть ожидание и подготовка. Сам термин «час» (w(/ra), иногда заменяемый на kairo/j («время» 881 ), многократно употребляется в Ин. Земное служение Иисуса по Ин. проходит под знаком ожидания «часа». Точнее, ожидание «часа» и его наступление – две примерно равные по объему части, на которые четко разделяется Ин. Вот как их принято условно называть: 1) «Книга знамений» ( Ин. 1 – 11 ); 2) «Книга славы» ( Ин. 12 – 21 ). И вот как распределяются цитаты, в которых используются термины «час» или «время»: Ожидание «часа» славы Наступление «часа» славы «... еще не пришел час Мой» (2, 4 ). «Пришел час прославиться Сыну Человеческому» (12, 23 ). «И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его» (7, 30 ). «Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (12, 27 ). «И никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его» (8, 20 ). «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу» (13, 1 ). «Мое время еще не настало...» (7, 6 ; ср. ст. 8 ) «Вот, наступает час, и настал уже...» (16, 32 ). «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (17, 1 ). Во вторую колонку можно было бы добавить и трогательное сравнение часа Иисуса с часом женщины, когда она рожает после долгого периода ожидания: Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир ( Ин. 16, 21 ). Слова о наступлении ожидаемого «часа» славы Иисус произносит накануне Тайной Вечери, после которой и происходят события Голгофы и Воскресения. Таким образом, заключительные страстные дни входят в этот «час». Богослужение Православной Церкви не упустило столь важного момента. Первое из 12-ти страстных Евангелий (служба Святых Страстей Господних – Утреня Великой Пятницы) представляет собой прощальную беседу Иисуса с учениками на Тайной Вечере по Ин. Богослужение начинается словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Естественно, что ученые-византийцы сразу же выступили против подобных безобразий. Проповедуя, Константин Философ так наставлял народ: «Принеси как жертву Богу хвалу и воздай Вышнему обеты и молитвы твои. Жену же юности твоей не отпусти. Если, возненавидев, ее отпустишь, не укроется нечестивая похоть твоя, говорит Господь Вседержитель, берегите дух ваш, и никто из вас да не оставит жены юности своей. И вы то, что Я возненавидел, сотворяли, так как был Бог свидетелем между тобой и женой юности твоей, которую ты оставил, что она подруга твоя и законная жена твоя. И в Евангелии Господа слышали: «Как сказано древним: не прелюбодействуй». A я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. И еще раз говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот заставляет ее творить прелюбодейство. И кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». Но местное духовенство никак не могло по достоинству оценить его усилия – их раздражало и озлобляло то, что, вторгшись на их территорию, Константин Философ позволяет себе критиковать их действия, не имея при этом высокого церковного сана. Они жаловались на него и Баварскому архиепископу, и Венецианскому митрополиту, и папе Римскому. В конце концов, после трех с половиной лет поведенных в Моравии, святые братья решают отправиться в Венецию и Рим, дабы при личной встрече объяснить свою позицию и заручиться архиерейской поддержкой. Вместе с ними в путь отправились также их ученики и помощники. Путешествие в Рим На пути в Венецию святые братья проезжали Паннонию – княжество, находившееся на югозападе нынешней Венгрии. Паннонский князь Коцел пригласил их ненадолго задержаться в его владениях, поскольку уже давно хотел ввести у себя славянское богослужение, которое было у его соседей и противников в Моравии. Он был несказанно обрадован, когда переводчики Священного Писания и богослужебных книг на славянский язык прибыли в Паннонию. По просьбе князя Константин и Мефодий провели в Паннонии около года. За это время они обучили славянской грамоте и самого князя и около пятидесяти человек, выбранных им. После этого в некоторых храмах в Паннонии было введено богослужение на славянском языке. Прощаясь с наставниками, князь Коцел предлагал им любое вознаграждение, но Константин Философ просил его вместо этого отпустить домой моравских пленников, что и было исполнено.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Забота об этом и дает возможность и простор каждому приложить свои силы и способности как лучше во спасение своей души трудиться для Христа: один в Богослужении и храме, другой в благотворительности, третий в просвещении, иной в увещаниях и обличениях заблудших и т. д., по Апостолу – к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе не придем в единство веры и познания Сына Божия в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Eфec. IV, 12–13 ). О таком обществе спасающихся христиан, охотно принимающих слово о Христе, и можно сказать то, что сказано о первых христианах: они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Все верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нуждам каждого… находясь в любви у всего народа. ( Дeяh. II, 42, 44–45. 47 ).Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их ( Дeяh. V. 13 ). Так и все христиане, духом своим между собою объ­единяясь в Богослужении, в общей церковной молитве, как душе всей жизни во Христе верующих в Него, через это в единстве духа исполняясь благодатными силами Христа – Главы церковного тела, – объединяются и во всей христианской жизни и деятельности, как проявлении полноты христианского воодушевления. Так это происходит во всей Христовой Церкви; так это и в малых церквах – приходах. С принятием веры от греков мы русские восприняли от них и их церковный порядок в приходской жизни, хотя и с своим своеобразным приложением его к делу. Прежде всего, тогда как на Востоке епархии постепенно расширялись из одного прихода в соединение многих приходов, в России наоборот: епархии постепенно сокращались в своих пределах, увеличиваясь количественно в своем числе. Русский Архиерей, управляя гораздо более обширною епархиею со множеством приходов, не мог так близко входить в управление и руководство каждым приходом в отдельности. Отчасти это исправлялось, между прочим, тем, что приходские священники из пределов епархии собирались к своему Епископу в неделю православия или в иное воскресенье, которое так и называлось поэтому «сборным воскресеньем».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

И которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. Они, говорит, установлены только для людей того времени и соединены с наставлениями о брашнах и питиях. Это, говорит, ешь, а того не ешь. Почему сказал: питиями? Ведь закон ничего не говорил о различии в питиях. Он говорит это или о священнике, что он не должен пить вина, когда намерен войти во святилище; или относительно давших обеты, то есть обещания о воздержании от вина, как, например, назореи; или сказал это просто с целью обесценить и унизить эти постановления. Омовения были различны. Если бы кто-нибудь прикоснулся к мертвецу или прокаженному, и если бы кто страдал истечением семени, то он омывался и таким образом, казалось, очищался. Оправдания плоти - это именно заповеди плотские, очищающие плоть и плотски оправдывающие тех, которые считались нечистыми по плоти. Однако они не до конца были установлены, но до времени исправления, то есть до пришествия Христа, имевшего все исправить и ввести истинное и духовное богослужение. А так как закон был тяжким игом, то, вероятно, потому и сказал: установлены. Как и в Деяниях написано: что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? (Деян.15:10). Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя. Ветхозаветное, говорит, богослужение не приводило на небо. Христос же, придя, однажды вошел во Святая, ибо туда обращается мысль. Не сказал: сделавшись первосвященником, но Первосвященник, придя, то есть придя на это самое дело. Не прежде пришел, потом, когда случилось так, сделался Первосвященником: но целью Его пришествия на землю было первосвященство Не сказал: Первосвященник жертвоприношений, но будущих благ; так как слово бессильно представить все в точности, то просто и неопределенно назвал благами то, что сделано для нас. Грядущими же назвал эти блага, как бы по отношению ко времени закона. Ибо как то время назвал настоящим, так Христово называет грядущим, как бы в сравнение с тем, или также в сравнение с тайнами, имеющими открыться нам в будущем веке.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Кажется, против этого сказать нечего. И именно, если когда весь народ должен участвовать своим пением в богослужении, так во время принесения жертвы бескровной, в видимое свидетельство, что она приносится всей Церковью, лишь при посредстве священника. Сколько от этого было бы пользы духовной – и представить себе трудно. Разумеется, по многим и многим причинам, это не осуществится. По крайней мере, была бы заявлена необходимость этого. Славословие великое, или утренняя песнь Богу при первом свете дня. «Слава тебе показавшему нам свет! Слава в вышних Богу, и на земли мир, к человекам благоволение! Славим Тебя, величаем Тебя, поклоняемся Тебе, превозносим Тебя, благодарим Тебя, потому что велика слава Твоя, Господи-Царь небес, Бог-Отец, Вседержитель, Господи-Сын единородный и Святый Дух! Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца, принимающий на себя грехи мира, помилуй нас; принимающий грехи мира, прими молитву нашу; седящий одесную Отца, помилуй нас. Ибо един Ты свят, един Ты Господь – Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь. Всякий день славлю Тебя, и превозношу имя Твое во веки, в вечные веки. Сподоби нас, Господи, сохраниться нам в этот (наступающий) день без греха. Благословен Ты, Господи, Бог отцов наших, хвально и прославленно имя Твое во веки. Аминь. Да будет на нас милость Твоя, Господи; так как мы и надеялись на Тебя. Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим (трижды). Господи! Ты наше прибежище в род и род. Потому-то я и говорю: Господи, помилуй меня, и исцели душу мою, потому что я грешен пред Тобой, Господи! к Тебе прибегаю, научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой, у Тебя источник жизни, в свете Твоем мы видим свет. Продли милость Твою к знающим Тебя. Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». Эта песнь, как и все церковные песни основана на священном писании. В ней слышатся не только слова, но и целые стихи из ветхого и нового зав-ветов. Укажу на состав ее. «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Песнь ангельская, при рождении Спасителя 125 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Как тут не вспомнить довольно распространенное в наши дни (к сожалению, не только в среде протестантов, но и в широких массах) заблуждение, что апостолы и их последователи в первые века совершали Богослужение бесчинно и вне какой-либо традиции? Действительно, при поверхностном прочтении Нового Завета кажется, что ни Сам Спаситель, ни апостолы не следовали каким-то формальным правилам в своей молитвенной и Богослужебной жизни. Да и вообще, эта сторона их жизни будто находится «за кадром» Писания. Это может показаться весьма странным для протестантов, исповедующих ложный принцип «sola scriptura» (раз Писание – это единственное, что Бог нам дал в качестве руководства, то почему Он не объяснил нам там толком, как Ему служить и как Ему молиться?), но совершенно не должно удивлять православного читателя, знающего о Священном Предании. Священное Предание и «предание человеческое» Для поверхностного читателя Библии сама идея Священного Предания может показаться противоречащей новозаветному учению. Можно вспомнить огненные, клеймящие фарисеев слова Иисуса в Мф 15:»…Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?… Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» Или вот, уже апостол Павел в Кол 2:8 осуждает «предание человеческое»: «Смотрите, (братия,) чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу.» Но у апостола Павла есть и другие слова о предании (2Фес 2:15): «Итак, братия, стойте и держите предания , которым вы научены или словом , или посланием нашим.» (курсив наш) Очевидно, что в Кол 2:8 и в 2Фес 2:15 речь идет о двух совершенно разных преданиях. Кроме предания человеческого есть еще и Предание Божественное, Священное. Последнее имеет две формы – «словом» и «посланием». Именно существование словесного Апостольского Предания проясняет, почему в Новом Завете почти не затронуты практические аспекты молитвы и Богослужения. Апостолы и их ученики прекрасно знали, что любой практической деятельности гораздо легче учиться под руководством опытного учителя, чем по книгам. Поэтому им не было нужды писать о том, как молиться или служить Богу — они это показывали своим личным примером.

http://pravmir.ru/zachem-my-xranim-preda...

Когда евнух сделал с своей стороны все, то тогда уже явился ангел Господень и сказал Филиппу: востав, “ встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. И вот , - продолжает он, - муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию ” (Деян.8:26-28). Смотри, как обстоятельно рассказал нам (это) писатель книги: сказав, что это эфиоплянин, дабы мы знали, что он был иноплеменник, говорит потом, что он вельможа, и облечен был важным саном и великолепием - “ приезжавший, - говорит, - в Иерусалим для поклонения ”. Смотри и на цель его путешествия, которая уже достаточно показывает боголюбивое расположение души его: вот какой совершает он путь для того, чтобы воздать поклонение Господу! Тогда ведь еще думали, что богослужение может быть совершаемо в одном только месте (в Иерусалиме); поэтому там и возносили свои молитвы, совершая для того отдаленные путешествия. Вот почему и этот человек приезжал туда, где был храм, и где совершалось иудейское богослужение, чтобы воздать поклонение Господу. И когда он исполнил свое желание, - говорит Писание: “ Возвращался и, сидя на колеснице своей, читал ”.   2. Потом Филипп, подошедши к нему, говорит: “ Разумеешь ли, что читаешь? ” (Деян.8:30). Видишь заботливую душу, которая, и, не разумея содержащегося (в книге), занимается, однако же,  чтением и охотно желает найти наставника, который бы вразумил ее? Апостол своим вопросом тотчас пробуждает в нем это желание. А что он был достоин получить руководителя к уразумению содержавшегося (в книге), это видно из самого его ответа. Когда апостол, подошедши к нему в бедной одежде, спросил его: “ Разумеешь ли? ” - он не огорчился этим, не обнаружил негодования, не думал оскорбляться, что бывает со многими неразумными людьми, которые часто готовы навсегда оставаться в неведении, стыдясь сознаться в своем незнании и поучиться у тех, кто может их наставить.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Конечно, он этим указал на Христа, Который сделался умилостивлением за наши грехи. Запечатлел все, что было в Ветхом Завете, и утвердил. О чем не нужно теперь говорить подробно. О чем не нужно теперь говорить подробно. Здесь показывает, что все это было не только видимое, но и служило знаком чего-то другого, изъяснение чего требует слишком много времени. При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать богослужение. При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать богослужение. Хотя это и было, говорит, но иудеи не участвовали в этом, так как завеса удерживала их. Это сохранялось для нас, для кого оно было прообразом. А во вторую — однажды в год один только первосвященник. А во вторую — однажды в год один только первосвященник. Видишь ли самые прообразы, здесь уже предложенные? Дабы не сказали: жертва Христова была принесена однажды, каким же образом она освятила всех? Показывает, что так было издревле, ибо и святейшая и страшная жертва в Ветхом Завете была приносима первосвященником однажды. Не без крови. Не без крови. После того, как назвал крест жертвой, и без огня, и без дров, и не часто приносимой, показывает, что и ветхозаветная жертва была такова; ибо однажды приносилась с кровью. Некоторые спрашивали, каким образом в книге Исход написано: да кадит над золотым жертвенником, который, очевидно, находился во Святая Святых, «да кадит Аарон фимиамом сложенным благовонным рано: на нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда приготовляет лампады, будет курить им (Исх. 30:7-8), так что каждый день дважды входил первосвященник во Святая Святых с тем, чтобы кадить над тем местом, — где находился золотой жертвенник. Итак, как апостол говорив здесь, что этот первосвященник входил однажды в год? И решают, что однажды в год первосвященник входил с кровью, с фимиамом — дважды в день. Однако ты знай, что они напрасно сомневались и по неведению: не в золотой кадильнице Аарон кадил фимиамом дважды в день, но над золотым жертвенником, последний же находился не в Святая Святых, но в средней скинии; в ней же светильник и трапеза: тогда как с золотой кадильницей он входил во Святая Святых действительно однажды в год.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Крещение не повторяется, оно как духовное рождение происходит однажды. Те, кто грешат после Крещения, виновнее в своих грехах, чем некрещёные. Но и для согрешивших после Крещения есть возможность в покаянии получить прощение грехов. О таинстве Миропомазания Миропомазание это Таинство, в котором верующему при помазании освящённым Миром частей тела подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной. О действии этого Таинства говорит апостол Павел: «Утверждающий же нас с вами во Христе и по­мазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1, 21-22 ). Отсюда взяты главные слова, произносимые при Миропомазании: Печать дара Духа Святаго. В первые века Святой Дух сообщался новокрещенным через возложение рук апостолов: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8, 17 ), которое впоследствии было заменено помазанием Миром, освященным преемниками апостолов – епископами. Святое Миро это благовонное масло, которое готовится из множества ингредиентов по осо­бому чину и освящается Патриархом, как преемником Апостолов. Варится Миро раз в год или реже, по мере необходимости. Тема 36. Об Евхаристии Определение и установление Таинства Причащение это Таинство, в котором хлеб и вино Духом Святым прелагаются в истинное Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, которые верующий вкушает для теснейшего соединения со Хрис­том, оставления грехов и Вечной Жизни. Установление этого Таинства Церковь вспоминает в Великий Четверг. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв Чашу и благода­рив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливае­мая во оставление грехов». ( Мф. 26, 26-28 ). «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22, 19 ). Место совершения и Богослужение таинства Литургия должна совершаться в храме, в котором престол 8 и антиминс 9 освящены архиереем. Богослужение, на которым совершается это Таинство, называется Литургией.

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010