Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 337. Откуда всё это появилось? Гл. «Хронология». Глава 3. Об иконопочитании Иконы для протестантов являются, пожалуй, наибольшим камнем преткновения в Православии, по крайней мере – самым известным. Протестантский профессор богословия Д. Ферберн отмечает, что «в православном богословии евангельских христиан более всего смущает почитание святых и использование икон в богослужении...» . О том же в ещё более острой форме говорит и Г. Гололоб: «…есть один элемент в православном богослужении, заслуживающей... самой сильной критики – иконопочитание» . В связи с иконопочитанием протестанты обвиняют православных в нарушении прямого библейского запрета: « не делай себе… никакого изображения " 124 ( Исх.20:4–5 ; ср. Втор.4:16 ). Г. Гололоб также, выражая, безусловно, общее мнение протестантов, утверждает, что иконы попали в Православие из «язычества», и являются «языческим нововведением». Ещё одна цитата одного протестантствующего проповедника: «...все иконы, которым они (православные) поклоняются. всё это мерзость перед Богом... Дьявол не боится всех этих храмов, в которых куча идолов – икон, крестов и всякой другой нечисти. За каждой иконой и за каждым крестом стоит определённый бес...» . «Идолопоклонниками» называет православных Е. Пушков (советуя, однако, не начинать с такого заявления разговор с православными), а иконы – идолами . Одним словом, иконы протестанты отождествляют с языческими идолами и кумирами; иконопочитание – с мерзким грехом идолопоклонства , а православных – с невежественными ветхозаветными идолопоклонниками, которых часто и гневно обличал Бог через своих пророков такими, например, словами: «делающие идолов все ничтожны.» ( Ис.44:9–20 ; ср. Ис.2:8; 40:19–20; 45:16 ). Что на столь тяжкие обвинения может ответствовать православное Богословие? Так как вопрос об иконах многосоставный, то я разделю его на несколько подвопросов. I. Позволительно ли делать изображения ? Протестанты настаивают: Бог прямо запретил делать всякое изображение : «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил с вами Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира , представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им...» (Вт.4:15–19). Православные же, делая иконы и помещая их в своих Храмах, нарушают вполне ясную и конкретную заповедь Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Протестантское богословие, хотя и признает божественность Отца, Сына и Святого Духа, но радикально отличается от католического и православного богословия, и даже от лютеранского и англиканского. Есть феномен «радикального протестантизма», он еще называется евангелическое движение, к нему относятся евангелические, баптистские, харизматические церкви. В XX веке протестанты стали отказываться от догмата о вечном рождении Сына Божия. Они стали утверждать, что этот догмат – оригеновское изобретение, что на самом деле учения о вечном рождении Сына Божия и сущности Отца никогда не было. Сын Божий – из вечности Слова Отца (Слово существует рядом с Отцом), но сказать, что Сын рождается от Отца, нельзя, и Сыном Он стал называться с момента воплощения. И именно против этого евангелического движения направлена аргументация Свидетелей Иеговы, против православных она не работает. Мы говорим: «Да, конечно, Он рожден от Отца прежде всякой твари – все правильно» и продолжаем: «Ибо Им создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» ( Кол. 1, 16 ). Рожденный прежде всякой твари и, конечно, не сотворенный. Написано «сотворенный»? Генезис? Протогенезис? Написано «перворожденный». Он первородный – между многими братьями. Он рожденный, а все остальные рождаются от воды и Духа Святого как Его младшие братья. Мы, православные – братья Божии, это чистая правда. Первенец среди нас – Христос. Он не стыдится называть нас братьями, говоря: «Возвещу имя Мое, братия, посреди Церкви». Итак: перворожденный – да! Но не сотворенный! 5 . Еще один текст, который используется сектантами против учения о Пресвятой Троице – из Евангелия от Марка: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» ( Мар. 13, 32 ). Мы должны помнить, что сказано не «Сын Божий», а просто «Сын» потому, что незнание того дня и часа обусловлено рамками человеческой природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Радостью же и весельем будет не что иное, как созерцание Блаженной Троицы, и духовный хор вместе с Ангелами, как говорит Апостол: «Теперь мы видим гадательно в зеркале, тогда же – лицом к лицу; теперь я знаю отчасти, тогда же познаю подобно тому, как и я был познан» ( 1Кор. 13:12 ). И хотя Господь сказал Моисею: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх. 33:20 ), но это следует понимать [о состоянии] прежде искупления, и по отношению к этому тленному и непрославленному телу, и к настоящей жизни. Но после искупления, в прославленном теле, в будущей и вечной жизни, после дня Последнего Суда, Бог сообщит нам свет, которым мы будем видеть свет Божий, как говорит Псалмопевец: «Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем узрим свет» (35:10); который, когда будет увиден, успокоит всякое желание всякой мудрости и красоты. Ибо в созерцании Высочайшего Блага заключаются все прочие блага, и наслаждение Им – полнота всякой радости, по словам того же Псалмопевца: «Насыщусь, когда явится мне слава Твоя» ( Пс. 16:15 ). 3 Здесь можно видеть принятое в православном догматическом богословии деление на основные догматы (члены веры) и частные догматы. Последние выводятся Церковью из первых, они также являются обязательными для всякого желающего оставаться членом Церкви. 7 Слово 31, о богословии пятое, о Святом Духе: «Ты говоришь: «Чего же недостает Духу, чтоб быть Сыном? Ибо если бы ни в чем не было недостатка; то, он был бы Сыном». – Мы не говорим, чтоб чего-нибудь недоставало. Ибо в Боге нет недостатка. Но разность (скажу так) проявления или взаимного соотношения производит разность и их наименований. Ибо и Сыну ничего не недостает, чтоб быть Отцом (так как Сыновство не есть недостаток), но он не есть еще поэтому Отец. В противном случае, и Отцу недостает чего-то, чтоб быть Сыном, потому что Отец – не Сын. Но это не означает недостатка (откуда быть ему?) и убавления в сущности. Это самое – быть нерожденным, рождаться и исходить, дает наименования, первое – Отцу, второе – Сыну, третье – Святому Духу, о Котором у нас слово, так что неслитность трех Ипостасей соблюдается в едином естестве и достоинстве Божества».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Само Слово Божие, цитируемое нами, обладает собственной живой внутренней силой, которая реально действует на людей. Вспомним знаменитую историю о том, как Антоний Великий решил стать монахом. Он шел к себе на поле и случайно зашел в храм, где в это время читали слова Евангелия: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Лк. 9, 23 ). Он вышел из храма, продал все, что имел, раздал нищим и ушел в монастырь. Само Слово Божие оживило человека. Именно поэтому мы всегда цитируем Священное Писание . Святой Кирилл Иерусалимский говорил: «Если я говорю тебе что-то, не основанное на Священном Писании , не верь мне». Рассмотрим критерий правильности понимания Слова Божия. Часто приходится слышать: «Это ваши интерпретации!» или «Мы так понимаем, вы так понимаете – у каждого своя правда, у каждого своя точка зрения. У нас у всех есть право на свою точку зрения». Модная в наше время теория – «теория теологуменов» – говорит о том, что существуют лишь частные богословские мнения, а богословие – это наука творческая. Это лживая теория. Слово «теологумен» введено в XIX веке Адольфом Гарнаком. В Православном богословии этот термин впервые употреблен Василием Васильевичем Болотовым . Со святоотеческим учением оно ничего общего не имеет. Святые Отцы разделяли два понятия: «мнение Церкви» и «частные богословские мнения». Для Святых Отцов частное богословское мнение – это мнение, которое не одобрено вселенской полнотой Церкви и которое чаще всего является ошибочным. Истинность Священного Предания. О Священном Предании сказано: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес. 2, 15 ). Апостол повелевает держаться Предания, которым мы научены, «словом или посланием». «Словом» – это устное Предание, а письменное Предание – Священное Писание . Это высшая часть Священного Предания Церкви. Библейское обоснование обращения к Святым Отцам находится в Псалтыри ( Пс. 77, 5–8 ). Закон, положенный Богом – передавать верность Богу, воспоминания о Его чудесах от отцов к детям. Об этом сказано как о законе в книге царя Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Таинство Брака    Исследование вопроса о даровании шестого церковного Таинства — Брака — представляет некоторые трудности из-за незаконченного взгляда на него в наших научных пособиях к изучению догматического богословия. Но путем сопоставления выводов о Таинстве Брака в научной догматике с учением о том же Библии, святых отцов и учителей Церкви можно ясно определить значение для супружеской жизни благодати Святого Духа в церковном браковенчании.    Курсы догматического богословия в числе плодов Таинства Брака называют благодатное вспомоществование: 1) супружескому единодушию, 2) взаимной верности, 3) благословенному рождению и 4) христианскому воспитанию детей.    Перечисленные научно-догматические определения плодов Таинства Брака оставляют то впечатление, что дарование церковного Брака благодатно напутствует мужа и жену пред началом брачной жизни к свободному творчеству друг в друге и детях любви.    Такой вывод слишком общ и не отмечает никаких характерных черт действенности Брака сравнительно с прочими Таинствами. Если теперь за отысканием признаков дарования в Брачном Тайнодействии обратимся к свидетельствам Библии, то неясность в данном вопросе сразу распутается следующими библейскими текстами:     «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит... жены... а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (ср. Лк.14:26). «Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1Пет.3:7). «Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1Кор.7:29). «Ничто не должно обладать человеком» (ср. 1Кор.6:12). «Мужья! любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... чтобы представить ее Себе не имеющею пятна или порока, но дабы она была свята и непорочна» (ср. Еф.5:25, 27—28). «Воля Божия есть освящение ваше... чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (1Сол.4:3—5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Так построен, напр., упомянутый «Опыт Прав. Догм. Богословия» епископа Сильвестра. Надо знать, что такой способ изложения в православной догматической Науке не имеет задачей исследовать постепенное развитие догматов. Его цель иная: исторически последовательное и полное изложение мыслей св. отцов Церкви по каждому предмету веры наглядно подтверждает, что они во все века мыслили единодушно об истинах веры; но т. к. одни из них рассматривали предмет с одной стороны, а другие с другой, одни приводили аргументы одного рода, а другие – другого, – то историческое исследование учения отцов Церкви дает полноту рассмотрения догматов веры и полноту доказательств их истинности. Это не значит, что научно-богословское изложение догматов должно принять нерушимую форму. Каждая эпоха выдвигает свои собственные взгляды, понятия, вопросы, ереси и возражения против христианской истины или повторяет забытые старые. Богословию естественно принимать во внимание эти запросы времени, отвечать на них и соответственно им излагать догматические истины. В этом смысле можно говорить о развитии догматического богословия, как науки. Но нет достаточного основания говорить о развитии догматов Церкви. Догматика и вера Догматическое Богословие предназначается для верующего христианина. Оно само не влагает веры, а предполагает веру, уже имеющуюся в сердце. «Я веровал, и потому говорил,» слова ветхозаветного праведника ( Пс. 115:1 ). И Господь Иисус Христос открывал тайны Царствия Божия ученикам после того, как они уверовали в Него: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога живого» ( Иоан. 6:68–69 ). Вера, а точнее, вера в Сына Божия, пришедшего в мир, есть краеугольный камень Священного Писания; она есть камень личного спасения; она – камень богословской науки. «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Иоан. 20:31 ). Эту мысль ап. Иоанн многократно повторяет в своих посланиях, и эти его слова выражают главную мысль всех писаний всех апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

В этом главная, жуткая сторона того, что совершается сейчас на наших глазах, что затрагивает глубочайшие, духовные интересы чад Церкви Божией, что неизмеримо по своим последствиям, не поддающимся даже приблизительному учету, но по существу имеющим мировое значение, ибо таковое значение принадлежит изначала Церкви Христовой единой, истинной (Православной) на которую с небывалой силой ополчаются теперь силы ада, и с которой мы органически связаны не в сем только веке, но и в будущем. Как же нам быть в эти страшныя минуты новой опасности, надвинувшейся по наущению вражьему на нашу мать – св. Православную Церковь ? Как быть, чтобы не выпасть из Ея благодатного, спасительпого лона – и не приобщиться нечестию богохульного зверя и сидящей на нем блудной жены. «Господи, скажи нам путь, в оньже пойдем!...» «После сего я увидел, – продолжает Иоанн Богослов, – иного ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую. Земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом, говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице» (18, 1–2). «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нея, народ Мой, чтобы не участвовать вам во грехах ея и не подвергнуться язвам ея» (18, 4). Не подумайте, дорогой мой, что эти апокалипсически-эсхатологические экскурсы я предлагаю в качестве непреложно-догматического толкования данных мест Откровения. Это было бы с моей стороны непозволительным притязанием, безумной дерзостью. Я только провожу линию между образами Апокалипсиса и современными церковными событиями, которыя невольно обращают мысль к этим пророчественным образам, со своей стороны бросающим яркий луч света на данныя события. Можно неоднократно усматривать еще в Ветхом Завете, что одне и те же пророчества сперва исполняются в малом виде, а потом имеют еще другое высшее и окончательное исполнение. (Не привожу примеров, чтобы не растягивать письма). Это обстоятельство достаточно для опровержения делаемых мною сопоставлений, которыя я предлагаю Вашему христианскому размышлению и отдаю на Ваш дружеский суд, усердно прося Ваших молитв о вразумлении меня благодатиею духа истины, без которого наши человеческия соображения о предметах духовных часто оказываются лишь «пленной мысли раздражением».

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Исходя из этого, аксиологически оправданным будет следующее иерархическое построение принципов: христоцентричность , экклезиоцентричность и педоцентричность , соотносящихся как Богочеловек, богочеловечество и богоподобная личность. а) О христоцентричности Христоцентричность является основополагающим первопринципом всей православной педагогики, ибо Христос есть ее главный центр, основание, идеал и цель. Господь наш Иисус Христос, как Спаситель людей, есть центр, на Котором зиждется и к Которому все возвращается в нашей жиэни. На Нём, как на незыблемом камне, стоит наша вера и Церковь, понимание догматических истин и нравственных начал жизни. Потому и сказал Он: … без Меня не можете делать ничего… Я есть путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин.14:6 ). Он открыл в Своём Лице средоточие беспредельного соединения Бога с человеком, и вместе с тем Он дал в Своём Лице опору для всего последующего процесса возрастания в меру Божественного совершенства до тех пор, пока, по слову Апостола, не будет « Бог все во всем» ( 1Кор.15:28 ). Господь служит идеалом для воспитания развивающегося человека. О детстве Его в Евангелии сказано мало, но ёмко: « Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполнялся премудрости; и благодать Божия была на Нём» ( Лк.2:40 ). Отрок « Иисус преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк.2:52 ). Своим детством Спаситель освятил важнейшие институты воспитания. Смиренномудренным послушанием родителям ( Лк.2:51 ) Он признал покорность сыновней любви и власть родителей над чадами. Посещением храма ( Лк.2:41-46 ) – явил воспитательную роль храмового действа. Пребыванием между учителями ( Лк.2:46 ) – почтил науку. Сначала выслушивая, потом вопрошая, – указал путь, по которому может идти усвоение всякой Истины ( Лк.2:46-47 ). Термин «христоцентричность» чаще всего употребляется в богословии, философии, истории, аскетике, а в последнее время и в трудах православных педагогов. Именно при христоцентричном подходе, когда за основу берется Боговоплощение и Евангельское благовестие о Христе в духе вероучения Православной Церкви, обретается истинное понимание богословия, истории, философии, аскетики и педагогики.

http://azbyka.ru/deti/o-kontseptsii-prav...

Таинство Крещения. По определению «Пространного катихизиса», «Крещение есть таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Святым Духом в жизнь духовную, святую. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Таинство Крещения совершается в православной Церкви по чинопоследованию, изложенному в Требнике. Самое важное в совершении Крещения составляет троекратное погружение крещаемого в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий имярек (или раба Божия имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Отсюда ясно, что к видимой стороне таинства Крещения относятся: а) употребление определенного вещества для таинства – воды; б) видимое действие, образ или способ совершение таинства – троекратное погружение крещаемого в воду; в) совершительные слова – формула таинства Крещения. Веществом для Крещения должна быть вода – чистая, естественная, освященная особым священнодействием. На это вещество указал Сам Спаситель словами «аще кто не родится водою и Духом не может внити в Царствие Божие». В воде Иордана крестился Он Сам. В воде совершали Крещение апостолы. Так, о Крещении св. ап. Филиппом каженника (евнуха) говорится: «Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? ...И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» ( Деян.8:36,38 ). И в последующие времена Церковь всегда совершала Крещение в воде. Вода есть самый наилучший символ благодати Святого Духа, очищающей нечистоты греховные, так как с представлением о воде все человечество издревле привыкло соединять понятие о животворной, возрождающей силе, омывающей всякую нечистоту. По учению православной Церкви, Крещение должно быть совершено чрез троекратное погружение крещаемого в воду. Погружение, по разумению православной Церкви, наиболее правильный способ совершения Крещения. Это подтверждается следующими соображениями. Можно думать, что Сам Иисус Христос крестился во Иордане через погружение в воды Иорданские, т. к. евангелист замечает, что Иоанн крестил в Еноне, близ Селима, где были «воды многи», т. е. река была многоводна. Естественно думать, что Иоанн выбрал это место для крещения иудеев потому, что здесь удобнее было крестить через погружение. А если так, то ясно, что Иисус Христос крестился также через погружение. За это говорят, по-видимому, и такие выражения евангелистов о крещении Христа, как «крестившись Иисус тотчас вышел из воды» ( Мф.3:16 ), «и когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса» ( Мк.1:10 ). Восхождение из воды само собою предполагает и схождение Иисуса Христа в воду, а это последнее, очевидно, требовалось для погружения в нее, а никак не для обливания ею. Нужно думать, что и апостолы также совершали Крещение через погружение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

1472 Другое учение – реформаторов, которые впадают в противоположную крайность, слишком преувеличивая в нас следствия первородного греха: по этому учению, прародительский грех совершенно уничтожил в человеке свободу, образ Божий и все духовные силы, так что самая природа человека сделалась грехом, все, что ни желает, что ни делает человек, есть грех, самые добродетели его есть грехи, и он решительно не способен ни к чему доброму. 1473 Первое из указанных ложных мнений Православная Церковь отвергает своим учением о действительности в нас первородного греха со всеми его последствиями (т.е. первородный грех понимаемый в обширном смысле); последнее – отвергает своим учением о следствиях. § 92. Действительность первородного греха, его всеобщность и способ распространения. Прародительский грех, учит Православная Церковь , со своими следствиями распространился от Адама и Евы на всех их потомков путем их естественного рождения, и следовательно, несомненно существует. 1). Это учение имеет твердые основания в Священном Писании. Относящиеся сюда места Писания можно подразделить на два класса: одни выражают преимущественно мысль о действительности и всеобщности первородного греха в людях; а другие преимущественно мысль о действительности и способе его распространения. Из мест первого рода : 1 .1. Самое главное и ясное находится в пятой главе послания святого апостола Павла к Римлянам. Делая здесь сравнение между Адамом и Господом Иисусом Христом по отношению к роду человеческому, Апостол пишет между прочим: как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков, потому что в нем все согрешили (12). Ибо если преступление одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека Иисуса Христа, переизбыточествует для многих (15). Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010