Литература . Конспект по догматическому богословию. С. 75; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 171–176; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. С. 442–447; Пономарев П. Кеносис//Православная богословская энциклопедия, или богословский энциклопедический словарь. СПб., 1908. Т. 9. С. 499–501, 504. Вопрос 43. Этимология слова «искупление». Смерть Иисуса Христа как искупительная за нас Жертва (Ис.53:5–7; Мф.20:28; Мк.10:45; Ин.1:29, 3:14–15, 10:17–18; 1Пет.1:18–20; 1Ин.1:7, 5:8–10; 1Кор 6:20; 2Кор.5:21; Еф.1:7; 5:2; Кол.1:14). Спасительные плоды Жертвы Христовой (Лк.24:25–26; 1Пет.1:11, 3:22; Еф.1:20–22; Ин.3:16, 17:24; 1Ин.2:2; Рим.3:23–25; Еф.5:25–27; 2Кор.5:14–15; Кол.1:20; Евр.2:14) Ответ. Слово «искупление» – это перевод греческого πολτρωσις, обозначающего освобождение от рабства путем выкупа или денежную сумму, уплата которой дарует приговоренному к смерти жизнь. В Ветхом Завете этим словом обозначался выкуп, который иудеи приносили за своих первенцев. Вследствие этого выкупа первенцы, которые должны были быть посвящаемы на служение Богу, освобождались от этого служения. Т. о., «искупление» означает выкуп за освобождение тех, кто не могут обрести свободу собственными силами. Ап. Петр говорит: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» ( 1Пет.1:8–20 ). Рабство, из которого «выкупает» Бог человека состоит в грехе: «всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Ин.8:34 ), «продан греху» ( Рим.7:14 ). Сам Господь применяет к Себе этот образ: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ; Мк.10:45 ). Поэтому ап. Павел говорит, что мы «куплены дорогою ценою» ( 1Кор.6:20 ). Эта цена действительно безмерно высока, потому что за всех людей страдает безгрешный Богочеловек.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Ожидание смерти и воздушных мытарств не должно ввергать душу православного христианина в уныние Ожидание смерти и воздушных мытарств не должно ввергать душу православного христианина в уныние. Ибо подобное всегдашнее памятование о смерти и мытарствах может увенчаться радостью их прохождения и счастливого вхождения в Царство Небесное. Преподобный Исаия Отшельник: «Каждодневно имейте пред очами смерть и заботливо помышляйте о том, как имеете выйти из тела, миновать власти тьмы, встречающие нас в воздухе, и беспреткновенно предстать пред Бога, простирая взор и ко страшному дню последнего суда Его и воздаяния каждому за дела, слова и помышления» . Сказано: «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего» (Евр. 4, 13–14). Веруя в «прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего», ибо мы исповедуем Его не только «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес», но и «нас ради человек и нашего спасения», «восшедшаго» в теле «на Небеса», обеспечив верующим в Него облегчение в прохождении воздушных мытарств. Преподобный Исаия Отшельник также пишет: «Какая же, думаешь, радость будет душе того, кто, начав работать Богу, успешно окончит это дело свое? При исходе его из мира сего такое дело его сделает ему то, что с ним будут радоваться Ангелы, увидев, что он освободился от властей тьмы. Ибо когда изыдет душа из тела, ей сшествуют Ангелы; навстречу же ей выходят все силы тьмы, желая схватить ее и изыскивая, нет ли в ней чего ихнего. Тогда не Ангелы борются с ними, а дела, содеянные душою, ограждают ее, как стеною, и охраняют ее от них, чтоб не касались ее. Когда дела ее одержат победу, тогда Ангелы (идя) впереди ее поют, пока не предстанет она Богу в радование. В час тот забывает она о всяком деле мира сего и о всем труде своем» . Так что же такое учение о мытарствах – богословские фантазии или согласное учение святых отцов? Сейчас многие уверовавшие из числа неофитов, и не только они, ставят под подозрение учение о мытарствах. Они говорят, что это апокрифическое учение, не имеющее под собой основания в Священном Писании и Предании. Однако недавно в Санкт-Петербурге вышел в свет пятитомник трудов епископа Сильвестра, где о мытарствах говорится в положительном смысле. Несколько раз переиздавался двухтомник «Православно-догматическое богословие» святителя Макария (Булгакова), где также положительно говорится о мытарствах. Книга преподобного Иустина (Поповича) содержит догматическое учение о мытарствах. И только горстка теологов-реформаторов в нашей стране пытается модернизировать церковное учение под влиянием западных теологов-рационалистов, исповедующих «суицидальную сотериологию».

http://pravoslavie.ru/94136.html

По православному учению, с момента Воплощения Господь подвержен всем тем безгрешным страстям, которым подвержен каждый человек. В.Н. Лосский пишет о Человечестве Христа, что оно «обладало бессмертием и нетленностью природы Адама до грехопадения, но Христос добровольно подчинил его условиям нашей падшей природы. Не только человеческая природа, но и то, что было противоприродно – последствия греха, – были приняты на Себя Христом, Который тем не менее оставался вне первородного греха в силу Своего девственного рождения» 31 . Современный греческий богослов митр. Иерофей (Влахос) пишет: «Зачатие Иисуса Христа произошло посредством творящей силы Пресвятого Духа, а не через восприятие семени, потому что Христос должен был принять природу чистую и непорочную – природу Адама до грехопадения. Однако для одержания победы над тленностью и смертью плоть Христа должна была быть смертной и подверженной страстям, какой она стала после падения Адама. Т. о., Тело Христа было совершенно непорочно и безгрешно, как тело Адама до падения. Что же касается тленности и смертности – как тело Адама после падения» 32 . Литература. Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 103–105; Давыденков О., прот. Катихизис. С. 139–145; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 140–150; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. С. 392–406. Вопрос 39. Соединение Божественной и Человеческой природ во Христе: действительность и образ соединения (Ин.3:13; 1Кор.8:6; Флп.2:6–8; Рим.9:5), орос Халкидонского Собора. Следствия соединения природ (Ин.3:13; 1Кор.2:8; Рим.5:10; 1Кор.15:47; Ин.5:22–23; Лк.22:42) Ответ. Наиболее ясное и полное свидетельство Иисуса Христа о Себе, как Сыне Божием, мы видим в беседе Христа по случаю исцеления Им расслабленного при овчей купели, совершенном в субботу. Евангелист Иоанн, повествующий об этом чуде, замечает, что иудеи, узнав об этом чуде, искали убить Иисуса Христа, «зане сия творяше в субботу». Иисус Христос в оправдание Свое говорит им: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю». Этот ответ иудеи поняли буквально, т. е. в том смысле, что Иисус Христос называет Себя Сыном Божиим, в собственном смысле, и усвояет Себе равенство с Богом: «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» ( Ин.5:18 ). В дальнейшем Иисус Христос не только не указал иудеям, что они неправильно поняли Его слова, но напротив, с новой силой стал говорить о Своем Богосыновстве, указывая на Свое внутреннее единение с Богом Отцом: «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» ( Ин.5:19 ). В беседе в притворе Соломона Христос Спаситель сказал: «Я и Отец одно» ( Ин.10:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Свойство «неизменность» указывает на незыблимость догматов. Священное Писание подтверждает этот принцип, называя Бога «неизменным в слове» ( Тит. 1:2 ). Никто не имеет права искажать («усовершать») догматы по своему усмотрению или отменять. «Умоляю вас, братия, – пишет апостол Павел, – остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» ( Рим.16:17 ); «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 ). От понятия «догматическая истина» следует отличать сопряженное с ним, но не равное ему по значению понятие «догматическая формулировка». В то время как под догматической истиной подразумевается объективное, независящее от сознания человека смысловое содержание, под формулировкой – лексическое выражение этой истины, составленное или одним человеком, или группой людей, или соборно. Несмотря на то, что по смысловому наполнению догматические истины непреложны и неприкосновенны, выражающие их догматические формулировки могут уточняться, дополняться и изменяться. Свойство «законообязательность» («общеобязательность») указывает на то, что определяемые, проповедуемые и трактуемые Вселенскою Церковью догматы имеют достоинство и силу законоположений, безусловно обязательных для всех христиан. Поскольку догматы преподаются Кафолической Церковью не самопроизвольно, а от имени Святого Духа во имя Христово, по заповеди и власти, дарованной ей свыше, постольку тот, кто осознанно и упорно не принимает хотя бы один догмат, не может именоваться православным христианином. Церковь готова терпеть в своем лоне нарушителей заповедей, но отлучает противников догматов. «Еретика, – наставляет Писание, – после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» ( Тит. 3:10–11 ); .«а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ) Итак, догматы – это неизменные истины христианского вероучения, открытые Богом, подтверждённые, соблюдаемые и проповедуемые Церковью, безусловно обязательные для каждого верующего . Можно ли быть христианином без знания догматов?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Сообразно этому «сидение» вознесшегося Сына Человеческого «одесную Отца» указывает на получение Им славы, достоинства и власти над искупленным им миром... О восприятии такой власти свидетельствовал и Сам Он, когда говорил: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» ( Мф.28:18 ). Утверждали это и апостолы. «Бог, – учит апостол Павел, – воскресив Его из мертвых, посадил одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» ( Еф.1:20–21 ; ср. 1Пет.3:22 ; Флп.2:8–10 ). Сидение это, являясь прославлением Сына Человеческого, вместе с этим является и продолжением Его служения делу спасения мира, – делу восстановления и утверждения Царства Божия» (Малиновский, Н., протоиерей. Царское служение Иисуса Христа (§ 113)/протоиерей Н. Малиновский //Счерк православного догматического богословия. Книга первая. – Москва: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003. – С. 483. Так же думал и свт. Макарий: «Во всей славе Он явился царем в состоянии Своего прославления, ...когда Бог, действительно, посадил Его одесную Себя» (Макарий, (Булгаков)! митрополит. С царском служении Христа (§ 157)/митрополит Макарий (Булгаков) //Православно-догматическое богословие. Т. 2. – Санкт-Петербург, 1857. – С. 127). Наиболее, кажется, удачное объяснение догматического понятия славы дал свт. Филарет Московский в своей проповеди на Рождество Христово: «Слава есть откровение, явление, отражение, облачение внутреннего сОвершенства. Бог от вечности открыт Самому Себе в вечном рождении Сына Своего, и в вечном исхождении единосущного Духа Своего. И таким образом единство Его во Святой Троице сияет существенною, непреходящею и неизменяемою славою. Бог Отец есть Отец славы ( Еф.1:17 ); Сын Божий есть Сияние славы Его ( Евр.1:3 ) и Сам имеет у Отца Своего славу прежде бытия мира ( Ин.17:5 ); равным образом, Дух Божий есть Дух славы ( 1Пет.4:14 ). В сей собственной внутренней славе живет блаженный Бог превыше всякой славы, так что не требует в ней никаких участников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Как решается вопрос о предопределении и свободе выбора человека в Православии? Вопрос этот весьма сложный, и ответить на него исчерпывающе нельзя, поскольку нам не дано здесь на земле проникнуть в тайну свободной воли человека и понять, как можно согласовать её с предопределением Божиим. Можно сказать лишь о главнейших положениях, которых придерживается православное богословие по данному вопросу. Православие признаёт, что Бог есть существо абсолютно всемогущее и свободное, Который предопределил все события в мире до малейших подробностей, как написано: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего» ( Мф.10:29 ); «А у вас и волосы на голове все сочтены» ( Лк.12:7 ). Если же Господь предопределил такие ничтожные события, как падение птички и количество волос на голове каждого человека, то тем более Он предопределил спасение и погибель людей, и если бы что-то могло совершиться не по Божьему предопределению, то Бог не был бы абсолютно всемогущим и свободным. Но при этом Православие признаёт, что человек совершенно свободен в своём выборе, и каждый спасается или погибает только согласно тому, что он избрал. Как же совместить эти два положения? В том всё и дело, что совместить логически, нашим ограниченным умом, эти понятия невозможно, но мы должны верить и признать как одно положение, так и другое, ибо оба они – истинны! Мы не можем эти истины совместить только по своей ограниченности, но Бог совмещает несовместимое . Как известно, догматическое богословие состоит из катафатического (положительного) и апофатического (отрицательного). Катафатическое богословие описывает Бога и положительно утверждает, что Бог есть дух, что Он вечный, всемогущий, вездесущный, всезнающий, милосердный, милующий, благой, любящий и т.д. Апофатическое же богословие говорит о Боге только отрицательно, то есть о том, кем Бог не является; о Боге мы не можем сказать ничего утвердительного, и Бог не есть ни вечный, ни всемогущий, ни вездесущий, ни милосердный и т.д., ибо все эти слова и понятия – человеческие, взятые из нашего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Литература. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. С. 207–222; Воронов Ливерий , прот. Догматическое богословие. Клин, 2002. С. 24; Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 57–90; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 96–103. Вопрос 28. Назначение человека. Важность учения о происхождении человеческого рода от Адама и Евы (Деян.17:26; Рим.5:12). Попечение Божие о человеке до грехопадения Ответ. Выделяют три аспекта: назначение по отношению к Богу, назначение по отношению к самому себе и назначение по отношению ко всему прочему творению. По отношению к Богу назначение человека состоит в том, чтобы он неизменно пребывал верным тому высокому завету или союзу с Богом (религии), к которому призвал его Вседобрейший при самом сотворении, запечатлев в нем Свой образ, чтобы вследствие такого призвания постоянно стремился к своему Первообразу всеми силами своей разумно-свободной души, т. е. чтобы человек познавал своего Создателя и прославлял, жил для Него и в нравственном единении с Ним. «Исполнил их проницательностью разума», – говорит премудрый сын Сирахов о Боге и первых людях, – «положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих, да прославят они святое имя Его и возвещают о величии дел Его. Он приложил им знание и дал им в наследство закон жизни; вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои» ( Сир.17:6–10 ). Соответственно этому, и Спаситель заповедал нам: «так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). Заповедали и свв. апостолы: «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6:20 ); «едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» ( 1Кор.10:31 ). По отношению человека к самому себе назначение его то, чтобы он, как созданный по образу Божию с нравственными силами, старался постоянно развивать и усовершенствовать эти силы через упражнение их в добрых делах, и, таким образом, более и более уподоблялся своему Первообразу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Об устроении человека. СПб., 1996. С. 12–13. Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. С. 36–37. Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. С. 38. Святитель Фотий. Амфилохии. Альфа и Омега. 4 (18). М, 1998. С. 83. Святитель Феофан Затворник. Цит соч. С. 112. Святитель Феофан Затворник. Цит соч. С. 112. Св. Тихон Задонский . Творения. Сокровище духовное. М., “Русский духовный центр”, 1994. С. 274. Св. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. С. 25–26. Св. Григорий Богослов. Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает свое удаление в Понт. Собрание творений в 2х томах. Т. 1. Троице-Сергиева лавра, 1994. С. 43–44. Св. Григорий Богослов. Там же. С. 50. Аристотель. Риторика. Античные риторики. С. 118. Аристотель. Вторая аналитика. Соч. Т. 2. М., 1978. С. 328. Феодорит епископ Кирский. Церковная история. М., 1993. С. 72–73. Преп. Иоанн Дамаскин. Против манихеев. Творения. Христологические и полемические трактаты. М., “Мартис”, 1997. С. 56. Св. Иоанн Дамаскин. Философские главы. С. 79. См. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Сергиев Посад, 1914. С. 315–323; Карташев А. B. Вселенские Соборы. М., “Республика”, 1994, С. 63–72. Феодорит епископ Кирский. Церковная история. М., “Росмэн”, 1993. С. 104–105. См. Тема 4. Политическая и судебная речь. Эдикт благочестивейшего и христолюбивого императора Константина… Деяния Вселенских Соборов. Собор Константинопольский 3й; Вселенский шестый. Т. 4. СПб., 1996. С. 253. Преп. Максим Исповедник . Главы о любви. Творения. Книга I. М., “Мартис”, 1993. С. и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. терпением вашим спасайте души ваши. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

5. Богородский Я.В., проф. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. —  Казань, 1906. – С. 201. 6. Лосский В.Н. Очерк Мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. – М., 1991, с. 253. 7. Иустин (Попович), преп. Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 36, 39. 8. Ефрем Сирин, преподобный. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. – М.: Отчий дом, 1995, с. 249. 9. См., например: Быт. 9:22; Быт. 42: 9-12; Исх. 20:26, Иез. 16:8; Иез. 23:10; Ис. 20:2-4;  Ис. 47:3;  Плач. 1:8; Мф.25:36;  2 Кор. 5:3; Откр. 3:17-18; Откр. 16:15. 10. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. — С. 403, 436-437. 11. Синаксарий в Неделю сырную, в тот же день вспоминаем отпадение первозданного Адама от сладости Рая//Синаксари Постной и Цветной триодей. – М.:ПСТГУ, 2009. — С. 50-57. 12. Пс. 18:2-4: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их…» и далее. Прем. 11:21:  «Ты все расположил мерою, числом и весом». Екклесиаст 1:13: «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем». Рим. 1:20:  «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…». 13. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. — С. 378-379, 401. 14. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. — С. 549. 15. Зубов А.Б. История религий. Кн. I. – М.: Институт «Открытое общество», 1997. – С. 131; Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. — М.: Библейский институт св. ап. Андрея, 2000. – С. 50-80. 16. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. — С. 548-549. 17. Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание//Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. – С. 80-81; 85-86.

http://pravmir.ru/biblejskij-vzglyad-na-...

е. фактически представляет собой разновидность докетизма (отрицание реальности боговоплощения). Защитниками иконопочитания в разное время были: прп. Иоанн Дамаскин , патр. Константинопольский Никифор, прп. Феодор Студит . Литература . Давыденков О. , прот. Богомужное действие//Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 474–475; Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 113–121; Иларион (Алфеев) , иером. Таинство веры: Введение в православное догматическое богословие. С. 128; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. С. 385–388. Вопрос 38. Господь Иисус Христос: Бог и Человек. Его рождение, безгрешность О Лице Господа Иисуса Христа: Он есть истинный Бог и истинный Человек (Пс.2:7, 109:3; Ин.1:14,17, 5:19,21,23,26; Мк.14:61–62; 1Ин.5:20; 1Тим.3:16; Флп.2:6; Мф.8:20; Лк.24:39; Рим.5:15; 1Кор.15:21; 1Тим.2:5). Сверхъестественное рождение и безгрешность Богочеловека (Ис.7:14; Лк.1:30–32; Ис.53Н:9; Ин.8:46, 14:30; 1Пет.2:22; 1Ин.3:5; 2Кор.5:21) Ответ . Священное Писание со всей определенностью говорит об Иисусе Христе как о Боге. Оно приписывает Сыну Божию все, что только может приличествовать истинному Богу, как то: 1) Именования Бога. Оно называет Его а) Богом воплощенным: «и беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим.3:16 ); б) Единородным Сыном Отца: «и Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ); в) Богом истинным: «знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин.5:20 ); г) Богом великим: «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит.2:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010