«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16:17—18).     «Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» (1 Фес. 5:11). I БОЖЕСТВЕННОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ, ИЛИ БОГОСЛОВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОЕ... Определение    Божественное практическое правоведение, или богословие деятельное, есть знание о том, как сообразовать свои действия с божественным законом. Совокупность же божественных законов, разнообразно явленных миру и составляющих вместе один закон Божий, можно назвать божественным правом. Предмет    Итак, предметом божественного правоведения являются действия людей, которые должны сообразовываться с законами божественными, или иначе — обязанности людей, и не каких-либо людей, но возрожденных. Ибо только таковые через веру в Иисуса Христа могут угождать Богу и любить Его и ближнего, что составляет исполнение всего закона, и могут испрашивать и получать божественные силы для совершения добрых деяний. Цель    Цель божественного закона, а, следовательно, и божественного правоведения рассматривается с двух сторон, а именно: по отношению к людям возрожденным и невозрожденным.    1. По отношению к возрожденным цель сего закона состоит в том, чтобы они проявляли постоянное усердие следовать во всем воле Божией. Хотя они освобождены от осуждения закона и оправдываются через заслуги Христа, усвоенные верой, однако же обязываются и к совершению добрых дел с готовностью души и с сыновним расположением. Следовательно, обязываются без принуждения исполнять волю Божию в полной надежде, что через веру получат прощение грехов. 2. По отношению к невозрожденным цель божественного закона состоит в том, чтобы показать им их грехи, а равно и то, что за эти грехи следует осуждение на вечную смерть, и таким образом возбудить их к снисканию отпущения грехов во Иисусе Христе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

“Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним… Иисус сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их” ( Мк. 10,13-16 ). Техника религиозной безопасности Чтобы дети не попали в секту типа Муновской, преподавание истории религии в школе должно иметь не только чисто познавательную, культурологическую, но и вполне практическая цель. Это — научение детей технике религиозной безопасности. Курс “истории религии” сегодня не может носить чисто “академического” характера. Для России коммунизм оказался своеобразной “машиной времени”: религиозная история вернулась вспять. Ереси и культы, как будто давно погребенные в истории, под лучами “перестройки” оттаяли и вышли наружу. Сегодня не выезжая за пределы Москвы можно изучить все верования, когда бы то ни было бывшие на Земле. Желаете приобщиться к “эзотерическим знаниям” язычества? — Общества Рерихов к вашим услугам. Хотите увидеть живых “богомилов”, альбигойцев или хлыстов? — Пожалуйте на собрания “Церкви Божией Матери преображающейся”. Дворцы культуры приглашают на камлания шаманов. В университетских общежитиях создаются кришнаитские и буддистские ашрамы. Значит “история религии” невозможна как “история” (ибо она предполагает наличие почтенной дистанции между исследователем и предметом его интереса). Скорее речь пойдет о своего рода технике религиозной безопасности. Сегодня надо всерьез думать о том, как защитить себя и детей от сект. Разлившееся море религиозных проповедников уже обнаружило, что чревато оно человеческими катастрофами. Поскольку запретить интерес к религии или прекратить работу миссионеров невозможно, лучше научиться жить в мире реального религиозного многообразия. Как не попасть в секту? Как отличить подделки от подлинного Предания Церкви? Нередко сегодня православно-русскими традициями называются те языческие предрассудки, с которыми Церковь веками боролась. Богословие сегодня — это не отвлеченность и не предмет занятий узкого круга профессионалов. Богословие — это вопрос духовной безопасности, вопрос просто личного выживания.

http://azbyka.ru/deti/shkolnoe-bogoslovi...

Алексей Родионов поверил этому объяснению и осенью 1744 года отправился в Оштинский погост к своему отцу. Там он в Олонецкой воеводской канцелярии записался в раскол под двойной оклад. Отец снова всячески убеждал его оставить раскол и соединиться с православной церковью. Но он не только оставался глух к увещаниям отца, но ещё продолжал с необыкновенным успехом действовать в пользу беспоповщины. Живя в —620— доме отца, он окончательно совратил в раскол свою мать и родного брата. Странствуя по разным местам и домам, он многих сделал последователями мнимо-древнего благочестия и убеждал их пребывать в старожитности святоотеческого содержания 3327 . Целый год прожил Алексей Родионов в доме своего отца. Н. Сахаров (Продолжение следует). Голубцов А.П. Литургия в первые века христианства//Богословский вестник 1913. Т. 2. 7/8. С. 621–643 (3-я пагин.). (Начало.) —621— (Из лекций † проф. А. И. Голубцова). I. Установление таинства евхаристии. Литургия времён апостольских: её общая схема; её постоянные и переменные части. Отношение предстоятеля к совершению литургии. Свидетельство Плиния о богослужебных собраниях христиан. Как совершалась литургия или, лучше сказать, евхаристия во времена апостолов? Исходным началом и зерном литургийной практики послужило учреждение Христом новозаветной вечери. Как установил и совершил евхаристию Сам Господь, – общий ответ на это дают нам три первые евангелиста. Из них мы узнаём, что „в первый день опресноков, в который надлежало закалять пасхального агнца, приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где хочешь есть пасху? мы пойдём и приготовим. И послал Иисус Петра и Иоанна и сказал им: пойдите в город, и встретится вам человек с кувшином воды; последуйте за ним и скажите хозяину дома, в который войдёт он: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу (νγεον) большую, устланную, готовую: там приготовьте. Они пошли в город и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. Когда настал вечер, Он пришёл и возлёг с двенадцатью апостолами. И когда они возлежали, Иисус сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Будем хранить нашу православную веру, которую исповедовали все воеводы наши, и все отцы наши, и все настоящие румыны. Если хочешь быть истинным сыном Христа и Румынии, храни веру правую, православную, которую мы храним две тысячи лет. А если нет, то ты не сын Христа и Церкви, ты чужд румынскому роду. Ты не можешь быть христианином и румыном, если у тебя нет правой веры во Христа. Ты чужой. Ты не сын страны. Ибо истинный сын Румынии – православный, потому что Православная Церковь преобладает в нашей стране две тысячи лет. А сектантов не станем принимать в своих домах. Наша Румынская земля всегда была православной, и она должна хранить путь Православия. Православными мы родились по происхождению, от колонизации Дакии, православными мы жили две тысячи лет и в Православии мы должны стоять до смерти. Это истинная вера Румынии – Православие. Ничего не принимайте извне, потому что все хотят разрушить единство народа, веры и Церкви. Все таковые – враги Креста Христова». Отец Клеопа, богослов и мирянин В нашем распоряжении оказалась очень интересная беседа о молитве, записанная на магнитную ленту в 1987 году, произошедшая между отцом Клеопой, богословом и мирянином, в которой богослов старался получить точный ответ на свои мысли, а отец Клеопа словно не давал ему ответа. Богослов: Итак, отец Клеопа, когда молишься и на тебя находят искушения и помысл говорит тебе: «Иди туда-то, сделай то-то», то нужно тотчас же сотворить молитву (Иисусову) против этого помысла? Отец Клеопа: Да. Призови Господа Иисуса Христа в сердце. И даже если ты в это время читаешь Псалтирь, или акафист, или другую какую длинную молитву, прекрати ее! Так учат нас святые отцы. Тогда прекрати длинную молитву и углубься в молитву Иисусову. Когда ты возопил умом в сердце к Иисусу, ты сжег всех бесов. Потому что ему [диаволу] в длинной молитве есть куда спрятаться. Ибо ум рассеивается, и [диавол] находит, куда спрятаться. А в краткой молитве, когда у тебя одна только мысль – только имя Иисуса, – некуда [ему спрятаться]. Ибо апостол сказал: не дано нам другого оружия под небом более сильного, чем имя Иисуса (ср.: Деян. 4, 12 ). Ты слышал, как апостол Павел говорит в Послании к Филиппийцам: Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних ( Флп. 2, 9–10 ). Потому что имя Господа нашего Иисуса Христа, по Божеству Его, получило такую силу, когда его призывают в сердечном вопле…

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Бэр Иоанн, свящ. Дева Матерь – Дева Церковь 410 /Пер. с англ. Н.И. Колотовкина под ред. В.Л. Шленова//Богословский вестник 2004 В православном богослужебном почитании Девы Марии, Божией Матери, обращает на себя внимание то, что на трех из четырех двунадесятых Богородичных праздников: Рождества Ее, Введения во храм и Успения (за исключением праздника Благовещения, в отличие от указанных выше, посвященного событию, описанному в канонических Евангелиях), – на Литургии предписывается читать то место из Евангелия от Луки (10:3842), где деятельное служение Марфы противопоставляется созерцательному сидению у ног Иисуса Марии, внимавшей слову Его. Евангельское чтение заканчивается стихом, взятым из середины следующей главы, где Иисус обращается к народу со знаменательными словами: «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: „Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!“ А Он сказал: „Блаженны слышавшие слово Божие и соблюдающие его“» ( Лк.11:2728 ). Слова Христа поражают тем, что отводят наше внимание от Матери Его по плоти: чрева, носившего Его, и сосцов, питавших Его, и сосредоточивают наш духовный взор на самом состоянии веры, на соблюдении услышанного нами слова. Напомним, что и —124— ранее в том же Евангелии от Луки Христос, Которому сказали, что Матерь и братья Его, стоящие вне, желают видеть Его, отвечает: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» ( Лк.8:21 ). Те, кто слышат слово Божие, принимают и исполняют его, по словам Самого Христа, суть Его мать и братья. Однако в то же самое время в Новом Завете не встречаем никого, кому вполне удалось бы соблюсти слово Божие в чистоте сердца, за исключением одной только Марии, Матери Иисуса. Напомним о том, что торжественно и благоговейно празднуется в день Благовещения: Пречистая Дева, услышав слово Бога, возвещенное Ангелом, принимает его и зачинает во чреве Христа. Поскольку Сама Она являет доподлинное усвоение того слова, о Котором говорит Христос, совсем не случайно в праздничном богослужении Благовещения опущено высказывание Христа, всегда читаемое на богослужениях других Богородичных праздников: «Блаженны слышавшие слово Божие и соблюдающие его» ( Лк.11:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вопрос шестой: А как Христос говорит: «Не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ? И снова: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» , – а ты говоришь, что и ангелы не ведают, Кто есть Бог и где Он? Ответ : Как в полдень сияющий и посылаемый солнцем свет мы видим ясно, но само солнце, каково оно, мы увидеть и познать не в силах, но говорим, что поистине видим его, так и ангелы и святые сияющую подобно молнии славу Духа созерцая, в ней и Сына, и Отца видят. Но не так грешники и нечистые, ибо они подобны слепцам и бесчувственным. Как слепцы не видят сияющий свет чувственного солнца, так и они божественный и вечно сияющий свет не видят и не чувствуют теплоты его. Вопрос седьмой : Что же видят чистые умом и сердцем? Ответ: Поскольку Бог – это свет , и свет ярчайший, то видящие Его видят не что иное, как свет. В этом уверяют видевшие лик Христов, просиявший подобно солнцу, а одежды Его ставшие как свет , и апостол Павел, видевший Бога как свет и обратившийся в познание Его , и мириады других святых. Вопрос восьмой: Почему же Бог не всеми виден, ведь Он – вечный и вечносияющий свет? Ответ: Потому что так Бог устроил от начала, чтобы тьма не имела никакого общения со светом, а нечистое и скверное – со святым и чистым. Ибо наши грехи, как великая пропасть и стена, отделяют нас от Бога . Наипаче же лукавые воспоминания и суетные помыслы становятся высокой стеной и отделяют нас от подлинного света жизни. Ибо Бог есть свет и жизнь. Значит, лишенные сего мертвы душой, суть сонаследники и сопричастники вечного огня и вечной тьмы. Вопрос девятый: Не достигшие таких мер не сподобляются спасения? Ответ: Когда Господь говорит «обители многи у Отца Моего суть» , то понятно, что путей спасения множество. Все же они совершаются на одном пути покаяния через воздержание от зла, через милостыню или странничество, или какого другого благого дела исполнение к д Игумен Иларион (Алфеев), Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание, СПб, 2001, с. 43.

http://bogoslov.ru/article/4775861

е. фактически представляет собой разновидность докетизма (отрицание реальности боговоплощения). Защитниками иконопочитания в разное время были: прп. Иоанн Дамаскин , патр. Константинопольский Никифор, прп. Феодор Студит . Литература . Давыденков О. , прот. Богомужное действие//Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 474–475; Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 113–121; Иларион (Алфеев) , иером. Таинство веры: Введение в православное догматическое богословие. С. 128; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. С. 385–388. Вопрос 38. Господь Иисус Христос: Бог и Человек. Его рождение, безгрешность О Лице Господа Иисуса Христа: Он есть истинный Бог и истинный Человек (Пс.2:7, 109:3; Ин.1:14,17, 5:19,21,23,26; Мк.14:61–62; 1Ин.5:20; 1Тим.3:16; Флп.2:6; Мф.8:20; Лк.24:39; Рим.5:15; 1Кор.15:21; 1Тим.2:5). Сверхъестественное рождение и безгрешность Богочеловека (Ис.7:14; Лк.1:30–32; Ис.53Н:9; Ин.8:46, 14:30; 1Пет.2:22; 1Ин.3:5; 2Кор.5:21) Ответ . Священное Писание со всей определенностью говорит об Иисусе Христе как о Боге. Оно приписывает Сыну Божию все, что только может приличествовать истинному Богу, как то: 1) Именования Бога. Оно называет Его а) Богом воплощенным: «и беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим.3:16 ); б) Единородным Сыном Отца: «и Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ); в) Богом истинным: «знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин.5:20 ); г) Богом великим: «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит.2:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

И сейчас, когда я пишу эти строки, святая икона Святого Апостола, Евангелиста Иоанна Богослова находится в моей келий. Мой духовник, Святой Апостол, Евангелист Иоанн Богослов постоянно напоминает мне о том, что когда Христа распяли, то все отреклись от Него, все ушли вслед за убийцами. И только он один остался с Матерью Христовой. Как и Мать Христова, он не дрогнул и стоял рядом с Нею при Кресте, готовый умереть за своего Учителя. Мой духовник, Святой Апостол, Евангелист Иоанн Богослов взирает на меня своими глубокими, все ведающими очами, как бы спрашивая у меня отчет о каждом дне и часе моего архипастырского служения. Мой духовник, Святой Апостол, Евангелист Иоанн Богослов видел все несовершенство земной жизни. Он не упускал из виду того, что в сообщество христиан вливались не только подвижники, праведники, мученики, искренние и пылкие проповедники, но и сребролюбцы, властолюбцы, равнодушные попутчики. И, несмотря на это, он учил и учит нас братской любви друг ко другу. Созерцая его святой Образ, я каждый раз мысленно повторяю его слова: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь… если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас». Ко всему изложенному выше я хочу присовокупить слова из моего духовного завещания: «Когда Господь призовет меня к уделу вечности, я прошу передать эту Святую икону Святого Апостола, Евангелиста Иоанна Богослова в Свято-Иоанно-Богословский Крещатинский монастырь, где она ранее находилась». Рассказ о моем архипастырском служении на Костромской Кафедре подошел к концу. 21 апреля 1964 года Чиноначалием Русской Православной Церкви я был определен быть Епископом Аргентинским и Южноамериканским. Всемогущему Богу было угодно, чтобы я последовал завету Его возлюбленного Сына Иисуса Христа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого духа…» На востоке Ойкумены Покинув гостеприимную землю Латинской Америки, я думал, что на этом мои архипастырские странствия по миру закончились. Но Господь рассудил иначе. В последующие годы, неся свое архипастырское служение на Харьковско-Богодуховской, Львовско-Тернопольской и вновь на Харьковско-Богодуховской Кафедрах, я побывал почти во всех странах мира. В общей сложности я налетал более миллиона километров. Но до 80-х годов XX века мне доводилось посещать лишь центральные и западные регионы нашей Ойкумены и Ближний Восток.

http://pravmir.ru/mitropolit-nikodim-rus...

Каждый здравомыслящий и беспристрастный человек из этого труда усмотрит, что по вопросу о лишении священнического сана духовных лиц многие заблуждаются вследствие неправильного толкования гражданских законов, ибо последние не должны противоречить ни здравому смыслу, ни канонам восточно-православной церкви, ни основным или другим законам королевства Сербского. Поэтому, мы решили обратить внимание тех, кого это касается, на этот существенный пробел, призывая разработать этот вопрос в согласии церковных канонов с государственными законами. I Краткий обзор судебной практики христианской церкви. Законодательную власть в христианской церкви Основатель её передал Апостолам, от Апостолов она перешла к преемникам их – епископам, которые всегда, как и теперь, соборне осуществляли её. Основание церковному суду положено Самим Основателем церкви. Это видно из слов Его к Своим ученикам: «Если согрешит брат твой, пойди и обличи его наедине; если послушает тебя, ты приобрел брата; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Как Божественное установление, законодательная власть в соответствии с прямыми задачами церкви всегда развивалась в точно определенном направлении. Церковные законодатели, издавая законы, не делали это от своего имени, как бы проявляя свою личную волю, но от имени Божественного Животворящего Духа, всегда живущего в церкви. Они служат лишь орудием, при посредстве кото- —557— рого на земле проявляется воля Его и чрез них действует. (Что считает за благо Дух Святой, то и мы) «Ибо угодно Святому Духу и нам» ( Деян.15:28 ). Но законодательство церкви получило полное развитие лишь тогда, когда оно вступило в согласное общение с государством. Первыми христианскими Императорами была предоставлена церкви свобода законодательства, и гражданским властям строго запрещалось вмешательство в дела, касающиеся церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как многие великие созерцатели, Матерь Божия письменно Своего опыта не излагала. Однако те немногие Ее слова, которые донесли до нас евангелисты, свидетельствуют об удивительной глубине Богопознания. «Се - раба Господня, да буди ми по слову твоему» - отвечает Она Ангелу-благовестнику. Это всего лишь подтверждение Ее личного полного послушания Господу. А какое теоретическое Богословие больше полного, абсолютного, без тени колебаний послушания Богу? Именно к этому Пресвятая Богородица призывает и виночерпиев (всего лишь виночерпиев! - Она очень скромна!) в Кане Галилейской: «что скажет Он вам, сделайте». Но ведь это пожелание всецелого послушания Богу. В нескольких словах отражена ее естественная жизненная позиция, возможно, с момента рождения. Это ли не Богословие? И, наконец, удивительный гимн в первой главе Евангелия от Луки: «величит душа Моя Господа, 47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50 и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; 52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54 воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века». Думаю, не нужно объяснять православному читателю, что здесь каждое слово - Богословие высочайшей пробы. 3. «...чтобы посрамить жестокосердие мужей» Это выражение придумано не феминистками, а авторами житий некоторых равноапостольных ( и не только равноапостольных) святых жен. Звучит оно обычно так: «Господь воздвиг такую-то, чтобы посрамить жестокосердие мужей». А такое бывает? - возмутятся некоторые братья. Давайте обратимся к истории. Древний Израиль. Эпоха Судей. Доблестные мужи-Судьи периодически спасают Отечество от завоевателей и приводят в чувство регулярно отпадающий от Бога народ. И вдруг в этом славном мужском ряду появляется женщина, Девора. А Библия нам свидетельствует, что на всех Судьях Израиля почивал Дух Божий. То есть узурпировать эту должность было невозможно. Девора была пророчицей еще до того, как стала управлять Израилем. Почему Господь на столь важное дело выбрал женщину? Кроме всего прочего, еще и потому, что самый храбрый из мужей Израиля, Варак, боялся без нее битву начать. Под руководством Судьи и пророчицы враги были побеждены. Наступил период благоденствия.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010