282. Левитский Я. Я. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский. Некоторые черты из его жизни, главным образом, за 1902–1905 гг., по воспоминаниям служившего в то время в Кронштадте тюремного священника. Пг., 1916. 78 с.; ил. 283. О чудесах и чудесных исцелениях у гробницы о. Иоанна Кронштадтского . М., 1916, 32 с. 284. Орнатский И. H., прот. Житие и труды приснопамятного протоиерея праведника о. Иоанна Кронштадтского . М., 1916. 64 с.; портр. 285. Смирнов Ф. В. Евхаристия или Таинство Св. Причащения, по учению о.       Иоанна Кронштадтского . Пг., 1916. 32 с. 1917 286. Никольский В. Великий проповедник. Пг., 1917. 6 с. 287. Чудесные явления дивной милости Божией и благодатной помощи по молитвам приснопамятного батюшки о. Иоанна Кронштадтского . Собрание и издание Иоанновского женского монастыря. Вып. 4. Из записей 1910–1916. Пг., 1917. 78 с.; ил. 1918 288. Живой колос с Духовной нивы протоиерея Иоанна Ильича Сергиева-Кронштадтского. Выписки из Дневника за 1907–1908 гг. Посмертное 2-е изд. Пг., Синодальная тип., 1918. XVI + 159 с.; портр. Предисл.: П. Ивановский. 1929 289. О. В[асилий1 Ш[устин]. Запись об о. Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах. Из личных воспоминаний. Белая Церковь (Югославия), 1929. 62 с. 1930 290. Дубровский М. Черный отец и желтые братцы. ( Иоанн Кронштадтский , Иван Чуриков, Анисим Смирнов.) М., 1930.128 с. 1932 291. Веньямин, архиепископ. Учение о. Иоанна Кронштадтского о Божественной Литургии. Париж, Православное изд-во, 1932. 1938 292. Методий, иеромонах. Отец Иоанн Кронштадтский . Сливен, 1938. 293. Сурский И. К. (Я. В. Илъяшевич). Отец Иоанн Кронштадтский . Белград. Т. 1. 1938. Т. 11. 1941. 1939 294. Четвериков Сергий, прот. Духовный облик о. Иоанна Кронштадтского и его пастырские заветы. Париж, изд. бюллетеня «За Церковь », 1939. 1948 295. Николаевский А. Великий пастырь Земли Русской. Мюнхен, 1949. 94 с. 1949 296. Арапова Д. А. Жизнь отца Иоанна Кронштадтского , рассказанная для детей и юношества. Лондон, 1949. 40 с. 1951 297. Соллогуб А. А., граф. Отец Иоанн Кронштадтский . Жизнь, деятельность и избранные чудеса. Джорданвилль, изд. Св.-Троицкого монастыря, 1951.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

С. Франк , Свет во тьме. Париж, 1949. С. 268 и сл.; Москва, 1998. Kirche und Kosmos. Orthodoxes und evangelsches Christentum//Studienheft 2. Witten/Ruhr, 1950. H. О. Лосский, Мир как органическое целое. Москва, 1917. Ю. М. Лотман, О понятии географического пространства в русских средневековых текстах//Труды по знаковым системам II. Вып. 181. Тарту, 1965. Н. Страхов, Мир как целое. Черты из науки о природе. С.-Петербург, 1872. Е.Трубецкой , Миросозерцание Вл. С. Соловьева . Москва, 1913. С. 366–394: Бог и мир. Л. А. Зандер, Бог и мир. Париж, 1948. В. Зеньковский , История русской философии. Т. II. Ч. 2. Ленинград, 1991. С. 262: Космология; С. 263: Мировая душа, мировой разум; С. 259: Биоцентрическое понимание мира (Предметный указатель). Естественное созерцание La spiritualité. P. 325. Lapriére. P. 197 ff., 405 ff. С. H. Булгаков, Свет невечерний. Москва, 1917. С. 192–198: Мир как теофания и теогония. Схимонах Иларион, На горах Кавказа. Баталпашинск, 1910; ср.: S. Bolšakov,/mistici russi. Torino, 1962. P. 247 ff. П. Коропцев, Публичные чтения. Воронеж, 1978. С. 52–65: Из видимой природы можно поучаться мудрости. Свт. Тихон Задонский , Сокровище духовное, от мира собираемое//Творения. Т. IV. Москва, 1899. С. М. Зарин, Аскетизм по православно-христианскому учению II. С.-Петербург, 1907. С. 412 и сл. Мать сыра-земля Г. Федотов , Стихи духовные. Париж, 1935. С. 67–84; Москва, 1991. Г. Федотов , Мать земля. К религиозной космологии русского народа//Путь. 46 (1935). С. 3–18; перепечатано в сборнике: Г. Федотов , Тяжба о России. Париж, 1982. С. 219–240. I. Kologrivof, Essai sur la sainteté en Russie. Bruges, 1953. P. 160 ff. Русское издание: Иеромонах Иоанн (Кологривов), Очерки по истории русской святости. Сиракузы, 1991. М. Murjanov, «Tatjanin den» nella cultura russa//OCP 38, 1 (1972). P. 243–252. K. Onasch, Geist und Geschichte der russischen orthodoxen Kirche. Berlin, 1947. S. 37 ff. Преображать космос N. Afanassieff, «Le monde» dans lEcriture Sainte//Irénikon 42(1969). P. 6–32.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

Лит.: Краснов-Левитин А. Лихие годы 1925–1941. Париж. 1977. С. 206–208; Антонов В. В. Приходские православные братства в Петрограде (1920-е годы).//Исторический альманах. Вып. 15. М.-СПб. 1994. С. 426, 427, 431, 434, 439–441; Его же. Александро-Невское братство и тайные монашеские общины в Петрограде.//С.-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 23. 2000. С. 105–109, 111, 112; Варлаам (Сацердотский), архимандрит. Письма из заключения к духовным детям. Публ А. Воронцова.//Исторический альманах. Вып. 15. М.-СПб. 1994. С. 465, 473, 503, 513, 516; Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публ. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. М.-СПб. 1994. Вып. 15. 198, 252, 261, 267, 347 Левашовский И. М. – член Приходского Совета Успенской церкви, что на Сенной площади. 216 Левитин Анатолий Эммануилович; (8 сентября 1915 – 4 апреля 1991) – церковный писатель. Родился в Баку. В 1920–1930 гг. проживал в Ленинграде. Служил посошником у епископа Сергия (Зенкевича). В 1933 примкнул к обновленческому движению. С 1933 учился в Педагогическом техникуме. Арестован 23 апреля 1934 по «церковному делу», в мае 1935 освобожден. В 1940 окончил факультет русского языка и литературы Педагогического института имени А. И. Герцена, поступил в аспирантуру НИИ театра и музыки, диссертация была изъята при аресте и уничтожена. С 1942 – обновленческий диакон. В 1944 возвратился в лоно Православной Церкви, Проживал в Москве, работал учителем русского языка в школе. Арестован 8 июня 1949 и приговорен к 10 годам заключения в лагерь. Освобожден в 1956 году. Вернулся в Москву, сотрудничал в ЖМП. В 1956–1959 работал в школе. В 1960-е годы активный участник правозащитного движения, выступал против антицерковной политики властей. 12 сентября 1969 вновь арестован. 10 августа 1970 освобожден. 8 мая 1971 арестован. 8 июня 1972 освобожден из лагеря. 20 сентября 1976 эмигрировал в Швейцарию. С 1976 жил в Люцерне. Написал более 10 книг по истории Русской Церкви в XX веке. Основной труд «Очерки по истории русской церковной смуты» (совместно с В. М. Шавровым) – одна из первых опубликованных работ по истории обновленческого движения. Трагически погиб (утонул).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Заметное влияние на духовную жизнь диаспоры оказывала обитель преп. Иова Почаевского 279 , при которой действовала первоклассная типография. Богослужебные книги и дешевые брошюры благочестивого содержания для простого народа распространялись по всему русскому зарубежью. После Второй мировой войны, около 1948 г., монахи из обители преп. Иова Почаевского переехали в США, Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле (основан в 1930 г.), где продолжили издательскую деятельность. При монастыре были организованы издательство преп. Иова Почаевского, иконописная мастерская, Св.-Троицкая духовная семинария, библиотека, исторический музей и русское кладбище. Вторая мировая война принесла с собой и новую волну эмиграции. В Америке после трудных военных лет была реорганизована Св.-Владимирская православная семинария, превратившись в полноценное высшее учебное заведение. Как уже говорилось, для радикального переустройства учебного процесса туда переехал о. Георгий Флоровский, ставший ректором, а за ним вскоре о. Александр Шмеман и о. Иоанн Мейендорф, которые определили богословский и педагогический уровень этого учебного заведения. Основная литература 1.  Беляева А. В.  Из истории Русской Православной Церкви во Франции//Россия и Франция, XVIII-XX в. — М.: Наука, 2003. — Вып. 5. — С. 275—287. 2.  Бердяев Н. А.  Самопознание: Опыт философской автобиографии. — Париж: YMCA-Press, 1949. 3.  Берсенева М. С., Пестов С. Е.  Православие в Русском Зарубежье//Россия: религии: Культурологический словарь. — М.: МГПИ, 2004. 4. Братство Святой Софии: Материалы и документы, 1923—1939. — М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2000. 5.  Бунин И. А.  Миссия русской эмиграции//Смена. — 1994. — 2. — С. 14—20. 6.  Евлогий (Георгиевский), митр.  Путь моей жизни: Воспоминания. — М.: Московский рабочий, 1994. — 621 с. 7.  Елена (Казимирчак-Полонская), мон.  Профессор протоиерей Сергий Булгаков, 1871—1944: Личность, жизнь, творческое служение, осияние Фаворским светом. — М.: Изд-во Правосл. ун-та им. о. Александра Меня, 2003.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Лит.: 25-летний юбилей Правосл. Богословского ин-та в Париже: 1925-1950. П., 1950; Семенов-Тян-Шанский А., свящ. Памяти М. М. Осоргина//ВРСХД. 1950. 6. С. 30-33; А. Ш. М. М. Осоргин//ЦВЗЕЕ. 1951. 1(28). С. 18-19; Кассиан (Безобразов), еп. Слово на отпевании М. М. Осоргина//Там же. С. 19-20; Ossorguine N. M. Un chantre hors du commun: M. Ossorguine//Messager orthodoxe. P., 1987. N 104. P. 76-82; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 402-404, 407, 431-432, 444; Рар Г. Киссингенский храм: его настоятели и богомольцы (1921-1984)//Братский вестн. Бад-Киссинген, 1997. Вып. 6. С. 4-12; Рахманова М. П. M. M. Осоргин//Золотая книга эмиграции. М., 1997. С. 474-475; Ковалевский П. Е. Дневники (1937-1948). СПб., 2001. Т. 1. Н. М. Осоргин. Фотография. 2005 г. (8.09.1924, Париж - 5.11.2014, там же), псаломщик, регент, церковно-общественный деятель, автор обработок церковных распевов. Сын M. M. Осоргина. Род. на Сергиевском подворье. Учился в Русской гимназии в Париже. С раннего детства прислуживал в церкви Сергиевского подворья, где 8 янв. 1939 г. был посвящен в чтеца митр. Евлогием (Георгиевским). Во время второй мировой войны прислуживал в Александро-Невском соборе в Париже. Член братства иподиаконов и прислужников при соборе. Окончил техническое уч-ще (1946), Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского в Париже (1949). Член студенческого братства им. преподобных Сергия и Никона Радонежских. В 1950 г. женился на И. В. Александрович. Руководил кружком по изучению церковного пения при Русском студенческом христианском движении (1949-1955). 1 окт. 1951 г. был назначен псаломщиком ц. прп. Сергия Радонежского на Сергиевском подворье, исполнял это служение до самой смерти. Член приходского совета ц. прп. Сергия Радонежского (1951-2014). Регент мужского хора студентов Богословского ин-та и певчих ц. прп. Сергия. Преподаватель церковного устава в Богословском ин-те (1951-2005). Администратор Сергиевского подворья (1951-2005). Директор епархиального свечного завода при Сергиевском подворье (1951-1995). Член редакционной комиссии по составлению «Нотного сборника православного русского церковного пения» (1962-1975; т. н. Лондонский сборник). Член комитета Об-ва ревнителей православного церковного пения (1968). Участник работ Межправославной комиссии по вопросу церковного календаря в Шамбези (1977). Член епархиального совета Архиепископии русских православных церквей в Зап. Европе (1981-1994). Автор статей по литургическому богословию.

http://pravenc.ru/text/2581643.html

124. Миних Б.Х. (1683-1767 гг.), граф, генерал-фельдмаршал, служил инженером в различных западноевропейских армиях, с 1721 г. на русской службе, в 1742-1762 гг. в ссылке. 125. См.: Шульц С.С. Храмы С.- Петербурга (история и современность). Справочное издание. - СПб.: " Глаголъ " , 1994. - с.90. См. также: Историческая панорама Санкт-Петербурга и его окрестностей. - Вып.2. - М.: Товарищество " Образование " , 1911-1915. - с.20. 126. Оноприенко Н.В. Рождество Христово в Морском Корпусе. Из былого. -//РМ, 1952, - с.6. 127. Там же. 128. Кнорринг Н. Ук. Соч. - с.153. 129. Берг В. Ук. соч. - с.55-68. 130. Варнек П.А. в кн.: Узники Бизерты. - с.226. 131. Рышков Николай. -//МС, 1921, - с.3-4. 132. См.: Зернин А. Бал. Из жизни Морского Корпуса. -//РМ, 1953, - с.6.; Зернин А. На миноносце. Из быта Морского Корпуса. По случаю юбилейного года Навигацкой школы. -//РМ, 1952, - с.6. 133. Оноприенко Н.В. Ук. соч. - с.6. 134. Наш Приход. - Париж, 1949, - с.32. 135. См.: А.В. Празднование юбилея Навигацкой школы. -//РМ, 1951, - с.4. 136. Романов Николай II Александрович (1868-16.7.1918 гг.), сын Александра III, российский император с 1894 по 3.3.1917 гг., свергнут Февральской революцией, отрекся от престола, в марте 1917 г. арестован, вместе с семьей выслан в Тобольск, затем в Екатеринбург, где расстрелян по приказу Уральского областного совета в подвале дома купца Ипатьева. Канонизирован РПЦ. 137. Бизерта. -//РМ, 1953, - с.4. 138. Малиновский С., прот. Тунис. -//РМ, 1951, - с.4. 139. Нам пишут из Туниса. -//РМ, 1947, - с.4. 140. Там же. 141. Русская церковь в Бизерте. -//РМ, 1949.21.12. 142. Пантелеимон (Рудык Петр) (1896(8?)-1968 гг.), окончил православный богословский факультет Варшавского университета. Несколько лет был архимандритом Почаевской Свято-Успенской лавры. Епископ Львовский с 1941 г., в 1941-1943 гг. управлял Киевской епархией Автономной Украинской Церкви, с 1944 г. архиепископ. Эвакуировался в Германию, присоединился к РПЦЗ, направлен в Тунис, переведен в Буэнос-Айрес, затем управлял Эдмонтонской и Канадской епархией. Похоронен на кладбище при храме Рождества Богородицы в мест. Реббит Хилл (Канада).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/403/...

Биржевые ведомости. Вечерний выпуск. 1917. 16133. С. 1. Цит. по изд.: Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви/сост. М. А. Бабкин. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2008. С. 476. Можно заметить, что архиепископ Андрей (Ухтомский) был канонизирован Русской Православной Церковью за рубежом в 1981 году. Протоиерей Философ Орнатский канонизирован Русской Православной Церковью в 2000 году. Ахеронт или Ахерон — в греческой мифологии название реки, через которую души мертвых безвозвратно попадали в подземное царство Аида. Адамович Г. В. Василий Алексеевич Маклаков. Париж, 1959. Цит. по изд.: Религия и Церковь в Сибири: Сб. науч. ст. и документальных материалов. Вып. 11. Тюмень, 1998. С. 60–63. Константин (Зайцев), архимандрит. Чудо Русской истории, 2002. С. 266. Цит. по изд.: Бабкин М. А. Священство и Царство (Россия, начало XX века — 1918 г.). Исследования и материалы. М., 2011. С. 606. Польской М., протопр. Новые мученики Российские. В 2 т. Джорданвилль, 1949–1957. 2-е репр. изд. М., 1994. Т. 1. С. 260. Мф. Гл. 10. Ст. 38–39. Дневники Императора. Т. 2. Ч. 1. С. 53; Ч. 2. С. 189. Древнерусские княжеские жития/подготовка текстов, пер. и коммент. В. В. Кускова. М. 2001. С. 65, 66. Мф. Гл. 26. Ст. 52–54. Подробнее см.: Федоров Г. П. Собр. соч. В 10 т. Т. 8. Святые Древней Руси. М., 2000. С. 16–27; Древнерусские княжеские жития/подготовка текстов, пер. и коммент. В. В. Кускова. М. 2001. С. 44–70, 91–131. Юсупов Ф. Ф. Конец Распутина. Воспоминания. Париж, 1927. Цит. по изд.: Григорий Распутин. Сб. исторических материалов. В 4 т. Т. 4. М., 1997. С. 213. Чтобы перечислить примеры оскорблений Императорской четы, потребуется отдельная книга. Приведем один пример. В марте 1917 года член Государственной думы от фракции правых (позднее беспартийных) епископ Енисейский и Красноярский Никон (Бессонов) в речах неоднократно именовал свергнутого Императора Николая II «Иродом, упивавшимся вином», а Императрицу, мать пятерых детей, ни много и ни мало как «беснующейся Иродиадой». Его речи были опубликованы в епархиальной прессе. С «зарей свободы» многие «потеряли голову». Пример владыки Никона — пример крайности, но по-своему показательный. В июле 1917 года владыка снял с себя сан и монашество, обвенчавшись с бывшей ученицей подведомственного ему духовного заведения, скандал об отношениях с которой разгорелся еще до революции. После свадьбы жена бывшего владыки была убита. После этого в конце 1917 года бывший архиерей возглавил Министерство исповеданий Украинской Рады и подрабатывал в газетах театральным критиком. См.: Енисейская церковная нива. 1917. 3. С. 20–22; Забайкальские епархиальные ведомости. 1917. 9/10. С. 309–310. Цит. по изд.: Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви/сост. М. А. Бабкин. Изд. 2-е испр. и доп. М., 2008. С. 292–293.

http://pravmir.ru/posle-2-marta-romanovy...

Прот. Николай Афанасьев. Вступление в Церковь. М., 1993, сс. 150, 153. Патриарх Сергий . Отношение Православной Церкви к отделившимся от нее обществам// Православие и экуменизм: Документы и материалы 1902–1998. М., 1999, С.106–107. Митрополит Николай . Русская Православная Церковь и экуменическое движение// Православие и экуменизм. Документы и материалы… С. 194. 451 Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 2. Спб., 1907, сс. 421–422. Деяния совещания глав и представителей автокефальных православных церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. М., 1949, Т.2. С.435. 453 Архимандрит Рафаил. Указ. соч. с. 90. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. М., 2000, сс. 3–4. Древний Патерик. М., 1899. С.144. Духовник Царской семьи Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник, М., 1996, С.329–330. Иеромон. Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. М., 1995, с. 914. Архимандрит Рафаил . Указ. соч. С. 35. См. Архимандрит Рафаил . Указ. соч. С. 36. Хомяков А. С. Сочинения. т. 2, М., 1886, с. 374. Публ.: иеромонах Стефан (Садо). Профессор СПбДА В. В. Болотов и вопрос о чиноприеме воссоединения несториан с Русской Православной Церковью в конце XIX в.//Христианское чтение. Журнал Православной Санкт-Петербургской духовной академии. 14, 1997, с. 119–120, 122. прот. Сергий Булгаков. У кладезя Иаковля//Христианское возсоединение. Экуменическая проблема в православном сознании. Сборник статей. Париж, 1933, с. 22. свящ. Георгий Флоровский. Проблема христианского воссоединения//Символ. Париж, 1984, с. 34. св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 6. М., 1899, сс. 111,113,115,117. Цит. по: Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века. Ленинград, 1970, с. 157. Повесть страшная и достопримечательная; здесь же и о совершенном иноческом жительстве//преп. Максим Грек . Творения. Ч.3. Троице-Сергиева Лавра. 1996, с. 120. Повесть… с. 126.

http://azbyka.ru/vyzov-ekumenizma/11

Исследования. Для исследований по истории Русской Церкви XX в. в течение долгого времени были характерны публицистичность, использование не вполне достоверных материалов или поспешные выводы, основанные на изучении не всех сторон того или иного события. Так, в книге протопресвитера М. Польского «Новые мученики российские» (Джорданвилль, 1949—1957. М., 1994р. 2 вып.) собран документальный материал, основанный главным образом на устных свидетельствах очевидцев расправ над архипастырями, пастырями и мирянами Русской Церкви. Ввиду того что автору были недоступны архивы карательных органов, в составленных им биографиях архиереев содержится масса неточных сведений. Труд протопресвитера М.М. Польского полемически заострен против Патриархии, особенно против патриарха Сергия. В 70-х гг. ХХ в. большой резонанс получила опубликованная за рубежом книга Л. Регельсона «Трагедия Русской Церкви» (Париж, 1977; М., 1996р). Ее относительная ценность заключается в том, что в ней помещены документы (в основном в виде фрагментов) из архива М.Е. Губонина и некоторых других архивов. Каноническая правота Московской Патриархии в ее сложных отношениях с отделившимися от нее церковными группировками в России и в диаспоре убедительно продемонстрирована в брошюрах И. Стратонова «Происхождение современного устройства Русской Патриаршей Церкви» и «Русская церковная смута», впервые опубликованных в начале 30-х гг. в Париже. В 1983 г. появился на английском языке, в 1995 г. — в русском переводе труд Д.В. Поспеловского «Русская Православная Церковь в ХХ веке», вызвавший многочисленные упреки своей публицистичностью и необоснованным радикализмом выводов. Из церковно-исторических трудов, написанных в советскую эпоху в России, выделяется магистерская диссертация архимандрита, впоследствии митрополита Санкт-Петербургского Иоанна (Снычева) «Церковные расколы в Русской Церкви 20—40-х годов ХХ столетия», опубликованная через три десятилетия после ее написания, в 1993 г. В этом труде дана оценка полемике и связанным с нею разделениям в церковной жизни конца 20-х гг. Работа информативно насыщена, но в то же время содержит субъективные оценки и выводы. В год 1000-летия Крещения Руси Московская Патриархия издала очерки «Русская Православная Церковь. 1917—1988» (М., 1988. 2 вып.). Материалы трех научно-богословских и церковно-исторических международных конференций, проведенных в Киеве, Москве и Ленинграде в связи с этим же юбилеем, изданы в двух сборниках докладов: «Тысячелетие Крещения Руси» (М., 1988, 1989).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3449...

9 Красная газета. 1922. 25 марта. 10 Там же. 14 апреля. 11 Там же. 12 Петроградская правда. 1922. 22 апреля. 13 Два эпизода борьбы с Церковью в Петрограде/Публ. М. В. Шкаровского//Звенья. Исторический альманах. Вып. 2. М.; СПб., 1992. С. 568. 14 ЦГА СПб. Ф. 143. Оп. 1. Д. 108. Л. 48; Ф. 7384. Оп. 33. Д. 247. Л. 346. 15 Архив Президента Российской Федерации. Ф. 3. Оп. 60. Д. 63. Л. 76–77. 16 Русская Православная Церковь. 988–1988. Вып. 2: Очерки истории 1917–1988 гг. М., 1988. С. 24. 17 Валентинов А. А. Черная книга (Штурм небес). Париж, 1925. С. 210. 18 Петроградская правда. 1922. 30 мая. 19 Там же; Красная газета. 1922. 31 мая. 20 Валентинов А. А. Указ. соч. С. 211–212. 21 ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 6. Д. 108. Л. 68. 22 Степанова И. Житие Петроградского митрополита//Вечерний Ленинград.1990. 11 августа. 23 Красная газета. 1922. 9 июня. 24 ЦГА СПб. Ф. 1001. Оп. 169. Д. 1420. Л. 44; «Дело» митрополита Вениамина (Петроград, 1922 г.). М., 1991. С. 23. 25 Валентинов А. А. Указ. соч. С. 220. 26 Там же. С. 229. 27 Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ. 1918–1956. Ч. I–II. М., 1990. С. 345. 28 Валентинов А. А. Указ. соч. С. 235. 29 Польский М. Новые мученики российские. Т. 1. Джорданвилль, 1949. С. 56. 30 «Дело» митрополита Вениамина (Петроград, 1922 г.). С. 8. 31 Коняев. Н. Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский. СПб.,1997. С. 162–163. 32 ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 238. Л. 57–58. 33 Соборный разум. 1922. No 1–2. С. 1; 1923. No 1–2. С. 7.     Михаил Шкаровский 15 сентября 2022 г. 18:00 HTML-koд для сайта или блога: Прости им, Боже Кампания изъятия церковных ценностей в Петрограде имела свои важные особенности, ведь именно здесь в 1922 году прошел самый массовый судебный процесс над православным духовенством. О телеграмме, в которой большевики просили разрешить расстреливать священнослужителей, о том, как вскрытие мощей святого князя Александра Невского стало поводом для возбуждения уголовного дела, и других событиях 1922 года в Петроградской епархии «Журналу Московской Патриархии» рассказал главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга профессор Санкт-Петербургской духовной академии Михаил Шкаровский. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/analytics/izjatie_ce...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010