Научно-богословская конференция «Богословие и культура» пройдет в СПбДА Конференция состоится 28 марта САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Научно-богословская конференция «Богословие и культура» пройдет в СПбДА 28 марта 2024 года Место проведения:г. Санкт-Петербург, наб. Обводного канала д. 17, Санкт-Петербургская Духовная Академия Для участия в конференции необходимо зарегистрироваться по ссылке . Программа конференции: Модератор: свящ. Димитрий Лушников кандидат богословия, кандидат теологии, заведующий кафедрой богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 9.00 – 9.10 1. Приветственное слово проректора по научной работе Санкт-Петербургской Духовной Академии прот. Константина Костромина 9.10 – 9.55 2. Сокурова Ольга Борисовна доктор культурологии, доцент кафедры истории западноевропейской и русской культуры Института истории СПбГУ, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств Св. Троица и принцип троичности как духовно-смысловое ядро русскойкультуры 9.55 – 10.40 3. Цветаева Марина Николаевна доктор культурологии, профессор кафедры филологии и истории искусств Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Осмысление тенденций современной культуры в контексте религиозно-философского понимания человека: диалог Востока и Запада 10.40 – 11.25 4. Губарева О.В. кандидат культурологии, старший научный сотрудник Российского института истории искусств, эксперт РАН. Эстетика иконы в культуре и искусстве современной России: актуализация прошлого в настоящем. 11.25 – 12.10 5. Маркидонов Александр Васильевич кандидат богословия, профессор кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии О возможной религиозно-философской мотивации отношения к культуре школьного образования в Античности и Древней Руси 6. 12:10 – 12:40 - Coffee-Break 12.40 – 13.25 7. Гаврилов Игорь Борисович кандидат философских наук, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии Об идеале русской православной культуры в философии К. Н. Леонтьева 13.25 – 14.10 8. Свящ. Игорь Иванов кандидат философских наук, заведующий кафедрой иностранных языков СПбДА, доцент кафедры богословия СПбДА, Прот. Думитру Станилое о католической культуре в 1920-е гг. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/text/10376780.html

Есть некоторый опыт, который свидетельствует о том, что если ставить перед собой задачу просвещения, то форма этого просвещения, конечно, органично расширяется. Сначала «Православная энциклопедия» была только научным издательством, потом появился сайт «Седмица.ру» , направленный на более широкую аудиторию, потому что «Православная энциклопедия» – это все-таки достаточно сложное научно-богословское издание. Одновременно у нас появился и специализированный журнал «Вестник церковной истории», который направлен на еще более узкую, чем энциклопедия, аудиторию специалистов, которые занимаются церковной историей. Потом появилась еженедельная телепрограмма на канале ТВЦ, где мы стали демонстрировать документальные и художественные фильмы… Сейчас одно из главных направлений деятельности Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» – создание электронной версии православной энциклопедии , которая должна быть общедоступной и которая постепенно появляется на нашем сайте. Православная энциклопедия живет по буквам, поэтому по буквам информация появляется и на этом сайте. Сегодня это еще более важно, во-первых, потому, что первые тома энциклопедии уже практически стали библиографической редкостью; а во вторых, за десять лет произошло множество событий, появляются новые результаты исследований, поэтому первые тома православной энциклопедии требуют своей актуализации, что и происходит в электронной версии. Что касается нашего читателя, то, прежде всего, как у любой научной фундаментальной энциклопедии, наш читатель корпоративный – это посетители библиотек. Православная энциклопедия поступает в 17,5 тысяч общедоступных библиотек России. Кроме того, она поступает в библиотеки 3 тысяч высших учебных заведений, и, по решению Правительства Москвы, она поступает во все школы Москвы. Это примерно 55 процентов тиража. Остальные книги в основном поступают в епархиальные и приходские библиотеки, библиотеки церковных учебных заведений. Есть и большая доля просто ценителей книги, которые приобретают это издание для домашнего пользования.

http://pravoslavie.ru/34576.html

В будущем году продолжится работа над православным катехизисом, которая проходит под руководством Синодальной библейско-богословской комиссии. Планируется завершить подготовку словаря-справочника по истории Православия на Украине. В 2012 г. также будет продолжена работа над базой данных по истории русского канонического права. Также планируется проведение работы по созданию научно-комментированного издания источников по истории учреждения Патриаршества на Руси. В области кино и телевидения продолжится выпуск еженедельной передачи «Православная энциклопедия», предстоит работа над циклом фильмов о двунадесятых праздниках. Также будет организован широкий кинопоказ художественного фильма «Орда» во всероссийском масштабе. О деятельности Попечительского совета по изданию «Православной энциклопедии» в 2011 г. сообщил его председатель С.С. Собянин. «Московские библиотеки — и школьные, и общедоступные, по линии департамента культуры, — закупают ежегодно около трех тысяч книг для учащихся, для читателей библиотек, — сказал, в частности, мэр Москвы. — Мы будем по-прежнему помогать финансировать полиграфические работы и оказывать поддержку Интернет-порталу " Православной энциклопедии " Седмица.Ru, а также поддерживать по линии ТВЦ еженедельную программу " Православная энциклопедия " и другие проекты». Святейший Патриарх Кирилл выразил благодарность С.С. Собянину за поддержку, оказываемую правительством Москвы и членами Попечительского совета. О работе Общественного совета Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» в 2011 г. доложил глава совета Б.В. Грызлов. «Сегодня, когда завершает свою деятельность Государственная Дума 5-го созыва, я хотел бы отметить тот вклад, который за последние четыре года был сделан депутатами Государственной Думы в издание " Православной энциклопедии " и в процесс дальнейшего развития государственно-церковных отношений в нашей стране в целом, — заявил спикер нижней палаты Федерального Собрания. — Прежде всего, это принятый федеральный закон " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности " . Кроме того, это федеральный Закон о днях воинской славы — памятных датах России. Теперь в нашей стране на общефедеральном уровне отмечается памятная дата, которая имеет глубокий нравственный, духовный и объединяющий смысл, — это 28 июля, День Крещения Руси. Важно и то, что был принят новый федеральный Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части лицензирования и аккредитации профессионального религиозного образования — духовных образовательных учреждений. Существенное значение имеет внесенное в Налоговый кодекс РФ уточнение нормы, касающейся освобождения от налога на добавленную стоимость предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых религиозными организациями».

http://patriarchia.ru/db/text/1672085.ht...

«Фактически, это разрешение мне цензуры для Энциклопедии потеряло всякое практическое значение с введением свободы печати, почему все другие приложения «Странника» (даже «Толковая Библия») печатались бесцензурно, но я, –отмечал H. H. Глубоковский, – продолжал [ставить(?)] на Энциклопедии сии цензорские разрешения для ограждения данного моего издания». 440 К сожалению, он не поясняет, что имел в виду, говоря об ограждении ПБЭ (очевидно, от разного рода нападок). Можно предположить, что H. H. Глубоковский хотел довести издание до конца в том виде, как его задумал в 1904 г., предпочитая за все отвечать самому. Впрочем, в этом были не только очевидные преимущества для ПБЭ, но и возможные трудности (в случае конфликта редактора с церковным начальством). Не будет преувеличением сказать, что, приступая к редактированию ПБЭ и занимаясь данным делом в течение семи лет, H. H. Глубоковский следовал определенной программе, разработанной еще в конце 1904 г. В 194 фонде Рукописного отдела Российской национальной библиотеки сохранился черновой автограф плана работы по редактированию шестого тома ПБЭ. Не вызывает сомнений, что и в дальнейшем, при подготовке последующих томов, план работы оставался аналогичным плану 1904 г. Мне удалось расшифровать карандашные записи H. H. Глубоковского, которые позволяют понять «техническую сторону» издания энциклопедии. По этой причине я счел возможным полностью привести в настоящей работе план, разработанный H. H. Глубоковским для шестого тома. 441 Вот он: «Принимая на себя редактирование издаваемой при «Страннике» наследниками и преемниками покойного проф. А. П. Лопухина «Православной Богословской Энциклопедии» с 6-го ее тома, я беру на себя только ученую ответственность, причем каждый редактированный мною том должен иметь на заглавном листе обозначение, что «составлен под моей редакцией», а если он будет редактирован мною не весь (по § 12), то при этом в скобах указываются редактированные мною страницы. Такое обозначение должно сохраняться на всех изданиях, которые будут сделаны издателем согласно § 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ниже приводится таблица со списком из 82 российских научных журналов, издаваемых духовными академиями, университетами, институтами и семинариями с рядом позиций, по-нашему мнению, необходимых для отображения в таблице и последующей оценки. Данная таблица является первой в своём роде и не претендует на полноту сведений по всем изданиям духовных школ РПЦ. В ней отсутствуют индексации в ряде наукометрических баз, наличие или отсутствие грифа Издательского совета РПЦ, ISSN (для онлайн-изданий), не указан ID изданий в отечественной Elibrary и т. д., и т. п. Кроме того, в таблице не охвачены научные издания духовных школ Русской Православной Церкви за пределами Российской Федерации. Подобного рода таблицы могли бы стать основой для пунктирной оценки изданий в рамках внутрицерковного (общецерковного) рейтинга богословских журналов. ТАБЛИЦА российских богословских журналов, издаваемых духовными высшими учебными заведениями Русской Православной Церкви по состоянию на 01.01.2022   ЛИТЕРАТУРА:   Подробнее см.: Зонтиков Н. А. Костромская духовная семинария. Вехи истории: К 250-летию со дня основания (1747—1997). — Кострома: Б. и., 1997; Костромская духовная семинария: историческая энциклопедия. — Кострома: Костромская духовная семинария, 2019. Попов Василий, прот. О возрождении Воронежской Православной Духовной Семинарии в 1993—2003 гг.//Труды преподавателей и выпускников Воронежской православной духовной семинарии. Вып. 4-5/ред. игум. Иннокентий (Никифоров) , 2011. С. 261. Выпускники Воронежской духовной семинарии 1745—2015 гг.: материалы к биографическому справочнику/Под общ. ред. игум. Иннокентия (Никифорова). — Воронеж: Издательский отдел Воронежской православной духовной семинарии, 2015. С. 364. Митрополит Волоколамский Иларион возглавил заседание нового состава редакционной коллегии «Богословских трудов»//Официальный сайт Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2577420.html (дата доступа: 24.12.2021). Полищук Е. С. Богословские труды//Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. С. 525.

http://bogoslov.ru/article/6172957

В 1990-2000-х гг. сформировалась сложная система правосл. СМИ. В 1990 г. было зарегистрировано 12 правосл. периодических изданий, к кон. 2006 г. количество изданий различных учреждений РПЦ составило 200 наименований, частных - 193. К центральным печатным органам РПЦ относятся «Журнал Московской Патриархии» и газ. «Церковный вестник» , к-рая начала выходить в 1989 г. под названием «Московский церковный вестник». С кон. 80-х гг. XX в. возрождаются епархиальные периодические издания (в основном газеты), журналы при духовных школах, выходит богословская, церковно-общественная, миссионерская, катехизаторская и другая периодика. Первая православная радиостанция в России «Радонеж», созданная об-вом «Радонеж» , вещает с 1990 г., объем вещания в 2008 г. составлял 4 ч. в сутки. В 1999 г. С.-Петербургская митрополия открыла радиостанцию «Град Петров» с объемом вещания 6 ч. в сутки (в 2006 перешла в FM-дuanaзoh и увеличила объем до 18 ч.). В 2007 г. в Н. Новгороде началось вещание радио «Образ» в УКВ-диапазоне. Принципы работы радиостанций во многом схожи: на них выходят религиозные, культурно-просветительные, музыкальные, детские программы. Передачи транслируются в т. ч. через Интернет в режиме реального времени. В 90-х гг. XX в. развитие правосл. телевизионных проектов было связано с деятельностью Православного информационного телевизионного агентства (ПИТА). К нач. 1998 г. ПИТА выпускало 5 еженедельных и ежедневную программу на 4 основных российских телеканалах, но после финансового кризиса 1998 г. прекратило существование. Часть программ была закрыта, остальные перешли в Информационное агентство РПЦ, к-рое впосл. в основном организовывало трансляции праздничных богослужений, а программы правосл. тематики стали готовить небольшие производящие компании. Запись телепрограммы «Православная энциклопедия». 2005 г. Запись телепрограммы «Православная энциклопедия». 2005 г. В 2008 г. на центральных каналах выходило 4 правосл. программы: «Слово пастыря» («1-й канал», производитель - ПИТА-ТВ), «Православная энциклопедия» (ТВЦ, производитель - телекинокомпания «Православная энциклопедия»), «Библейский сюжет» («Культура», производитель - студия «Неофит») и «Русский взгляд» (вещатель и производитель - ТРВК «Московия»).

http://pravenc.ru/text/182365.html

Так что для знающих людей претензии, высказанные в адрес «Православной энциклопедии» партией «Яблоко» и журналисткой Юлией Латыниной, выглядят попросту смехотворными. Такое впечатление, что эти люди заученно среагировали на эпитет «православная», что ассоциируется с их личными предрассудками в отношении Православия, а всерьез в саму энциклопедию и близко не заглядывали. Видимо, для них само сочетание «церковно-научный», само соединение Церкви и науки представляется чем-то невозможным. Впрочем, как всегда, нет худа без добра. Благодаря поднятому малокомпетентному шуму больше народа узнает об этом издании и сможет к нему обратиться. Так что в каком-то смысле этим людям можно даже сказать «спасибо». «“Православная энциклопедия” – очень серьезное предприятие» Владимир Леонидович Коровин , доцент филологического факультета МГУ им. Ломоносова, кандидат филологических наук: – «Православная энциклопедия» – очень серьезное научное и гуманитарное предприятие. Она выходит с начала 2000-х годов, а работа над проектом началась еще в середине 1990-х годов. На данный момент вышло 46 томов, издатели дошли до буквы «М». Это важно отметить, потому что аналогичным изданием в прошлом была Православная богословская энциклопедия под редакцией профессоров А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского, которая издавалась перед революцией. Ее последний – двенадцатый – том вышел в 1911 году и заканчивался статьей «Константинополь», после чего это издание так и осталось незаконченным. Нынешнее издание уже перешло через тот роковой рубеж и успешно движется дальше. Без какого-либо преувеличения можно говорить, что данное издание является уникальным для отечественной гуманитарной традиции. Оно объединяет ведущих ученых самых разных специальностей: историков, литературоведов, богословов, религиоведов, искусствоведов, лингвистов. И этот список можно продолжать и продолжать. Статьи «Православной энциклопедии» отличаются высоким научным качеством и активно востребованы специалистами самых разных областей знаний. Желающим в этом убедиться достаточно посмотреть на редколлегию и авторский состав энциклопедии, а также ознакомиться с самим статьями, многие из которых размещены в открытом доступе на сайте http://www.pravenc.ru/ .

http://pravoslavie.ru/106092.html

Мы успешно вступили в завершающий этап нашего многолетнего, почти четвертьвекового проекта. То, что создается сегодня силами ученых и сотрудников Церковно-научного центра, беспрецедентно в современной научной и издательской сфере. Это издание уже стало, и еще многие годы будет оставаться, основным и авторитетным источником знаний не только для нашей богословской науки, но и для историков, религиоведов, историков искусства. Причем не только в нашей стране — «Православная энциклопедия» получила международное признание. На нее как на фундаментальное научное издание ссылаются ученые самых разных стран. Ее используют русскоговорящие специалисты в университетах и научных центрах по всему миру. Это наш весомый вклад в современную науку — вклад, который стал возможным благодаря совместным трудам ученых Болгарии и Сербии, Грузии и Украины, Белоруссии и США, Греции и Польши, Финляндии и Германии и еще многих других стран. Отсюда и задачи, которые стоят перед нами, — мы только что говорили о них на нашем совместном заседании Советов по изданию «Православной энциклопедии». Их, по существу, три. Первое — обеспечить успешное завершение проекта нашего большого 75-томного издания. Второе — сделать все для того, чтобы наша энциклопедия была доступна людям по всей стране, в публичных библиотеках, в библиотеках вузов и школ, чтобы о ней знали не только специалисты, но и любой читатель, где бы он ни жил. И третье — необходимо на основе нашей фундаментальной энциклопедии создать пятитомный энциклопедический словарь на английском языке, чтобы предоставить доступ к знаниям о Православии огромной англоязычной аудитории. Последняя задача достаточно сложная — об этом мы говорили сегодня на только что состоявшемся заседании. Но какой бы трудной она ни казалась и с точки зрения подбора кадров, и с точки зрения финансирования, мы должны справиться, потому что англоязычный вариант энциклопедии открывает возможность для значительной части мира знакомиться с Православием, и с русским Православием в том числе.

http://patriarchia.ru/db/text/5396594.ht...

Это подтверждает важность осмысления значения рассмотренных в настоящей статье канонических правил не только в разрешении различных вопросов в области межцерковных и межправославных отношений, но и на уровне отдельной Поместной Церкви. Профессор Н. Глубоковский, приводя в своей работе слова «одного авторитетного для него в науке русского ученого», писал, что «от пространных толкований смысл 34 апостольского правила вовсе не раскрывается и только разбаливается голова». Хочется надеяться, что приведенные в настоящей статье соображения, возникшие при рассмотрении полемики профессора Н. Глубоковского с профессором Н. Заозерским, все-таки приблизят нас к более точному пониманию 34-го Апостольского канона. Цит. по: Правила Святыхъ Апостолъ и Святыхъ Отецъ с moлkobahiямu. М.: Паломник, 2000. С. 74-75. См.: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. М., 1994. Т. 2. С. 348. Глубоковский Н.Н. Смысл 34 апостольского правила: [Ответ на возражения проф. Н.А. Заозерского]//Богословский вестник, 1907. Т.2. 7/8. С. 750 (2-я пагин.). См.: Цыпин В., прот., Литвинова Л.В. Апостольские правила//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 120. Заозерский Н.А. Точный смысл и значение Апостольского 34-го правила: (По поводу статьи проф. Н. Н. Глубоковского «Смысл 34-ого Апостольского правила»//Богословский вестник июль-август 1907 г.)//Богословский вестник 1907. Т. 3. 12. С. 771 (2-я пагин.). (Начало). Заозерский Н.А. Точный смысл и значение Апостольского 34-го правила: (По поводу статьи проф. Н. Н. Глубоковского «Смысл 34-ого Апостольского правила»//Богословский вестник июль-август 1907 г.)//Богословский вестник 1908. Т. 1. 1. С. 85-86 (2-я пагин.). (Окончание.). См.: Заозерский Н.А.Топографический смысл 34 Апостольского правила//Богословский вестник 1907. Т. 2. 6. С. 346-347. (2-я пагин.). Заозерский Н.А. Точный смысл и значение Апостольского 34-го правила//Богословский вестник 1907. Т. 3. 12. С. 779. См.: Цыпин В., прот. Курс церковного права: Учеб. пособие. Клин: Христианская жизнь, 2002. С. 64.

http://bogoslov.ru/article/2607957

О характере и задаче самого издания с достаточностью могут свидетельствовать те правила, которые выработаны редакцией в руководство сотрудникам. Правила эти гласят: Православная Богословская Энциклопедия не задается специально-учеными целями, так как имеет в виду удовлетворить насущную потребность широкой публики и прежде всего нашего духовенства в обстоятельной справочной книге по всем богословским предметам. Поэтому изложение предметов в ней должно быть популярным в лучшем смысле этого слова, т. е. не вдаваясь в сухую ученость, доступную и интересную только для ограниченного круга ученых специалистов, должно давать сущность предмета в общедоступной форме с такими подробностями, которые могут возбуждать интерес и соответствовать потребностям знания всякого богословски образованного человека. Но 2-м пунктом не исключается требование того, чтобы в популярном изложении давалось последнее слово науки, так чтобы словарь мог стоять на уровне современного знания и служить выразителем передового движения отечественной богословской мысли и науки. За образец «Православной Богословской Энциклопедии» принимается «Реальная Энциклопедия» Герцога (3-е издание), и обработка предметов может идти параллельно и с помощью статей этой энциклопедии преимущественно в предметах, относящихся к области общехристианского и особенно западно-христианского знания, но с тем непременным условием, чтобы весь материал подвергался переработке в интересе православно-богословской мысли, а по таким предметам, как догматика, православно-восточная и русская церковная история, агиология, литургика и др. подобные науки, вполне самостоятельно. Так как «Православная Богословская Энциклопедия» по предположению должна состоять из десяти томов по 30–35 листов каждый и следовательно по объему по крайней мере в два раза меньше Энциклопедии Герцога, то и статьи для нее должны в своем объеме сообразоваться с этим масштабом, причем однако предметы, имеющие особый интерес для православно-русского общества, могут в своем объеме отступать от этой нормы и иногда даже превосходить объем статей немецкого прототипа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010