Поучение на день памяти святого праведного Симеона Богоприимца, месяца февраля, в 3 день «Память праведного с похвалами» бывает, – говорит Писание ( Притч. 10:7 ). И какая похвала праведнику может быть лучше той, которой Сам Бог восхвалит его? Сегодня мы почитаем память святого праведного Симеона Богоприимца, но не можем мы, грешные, похвалить праведника этого по достоинству. Пусть же будет вместо нас Сам Бог , похваляющий его в святом Евангелии, ибо веруем мы, что слова евангельские – это слова Божии, как изреченные евангелистами от Духа Святого. Послушаем же, как восхваляет Бог почитаемого ныне праведника во святом Евангелии, и усвоим силу похвальных сих слов в пользу нашу. Евангелие от Луки в память ныне празднуемого угодника Божия читается так: «Был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем» ( Лк. 2:25 ). Что может быть лучше такой похвалы! Что прекраснее и что преславнее! Такую похвалу сотворил Бог, провозвестил Дух Святой, записал евангелист, проповедует во вселенной Святая Церковь : «Симеон был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем». Соберитесь, премудрые и добровещательные витии, со всей вселенной и сочиняйте от премудрости вашей похвалы какому-нибудь высочайшему в земной славе лицу. Если тот, кого вы хвалите, не угоден Богу, не имеет похвалы от Него, если он не праведен и не благочестив, если нет в нем чаяния утешения Израилева, и если Дух Святой не живет в нем, – то всуе все ваши восхваления; только воздух наполняете вы своими словами и хартии загрязняете своими писаниями. Тот достоин превысочайших похвал на небе и на земле, кто правдой и благочестием угождает Богу. Тот достоин бессмертной славы, в ком есть чаяние утешения вечного и жительство Святого Духа. Симеон, муж праведный. Вот титул, первейший из всех титулов, почтеннейшее из всех почтеннейших наименований, ибо и Сам Бог этим титулом именуется в Святом Писании. Во Второзаконии Моисей восклицает: «Праведен и Преподобен Господь!» ( Втор. 32:4 ). И Давид говорит: «Праведен Господь во всех путях Своих» ( Пс. 144:17 ). Честь праведническая выше самой высочайшей чести царской, ибо в царской чести нет уверенности в спасении. Много было царей у христиан, но не все получили спасение, а в праведничестве – несомненное спасение. «Не видел праведника покинутым», – говорит Псаломник ( Пс. 36:25 ). Если во временной жизни Бог праведника не оставляет, то тем более в вечной жизни не оставит его и дарует ему спасение. Если праведен кто, то уже в том есть несомненная надежда, что он получит венец в царствии небесном.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Февраль Святые Симеон Богоприимец и пророчица Анна 16-е февраля (3 февр. церк.кал.) Святой Симеон жил во время рождения Господа Иисуса Христа. Согласно евангелисту Луке Симеону было обещано Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа. Согласно преданию это обещание он получил еще за 270 лет до Рождества Христова. В то время Симеон состоял в числе 70-ти переводчиков (толковников), которые переводили священные книги Библии с еврейского на греческий язык для библиотеки египетского царя Птоломея Филадельфа. Симеон при переводе пророчества Исаии о рождении Еммануила (Мессии) от Девы ( Ис. 7:14 ) усомнился в точности пророчества и хотел исправить слово “дева” на “жена”. В этот момент он и получил извещение от Духа Божия, чтобы он не смел искажать пророчества и что он не умрет до тех пор, пока не увидит исполнения пророчества Исаии о рождении Мессии именно от Девы. Среди бедствий своего времени, при общем упадке веры и нравственности святой старец в течение долгих лет жил ожиданием исполнения этого пророчества. Когда Божественный Младенец наконец родился и был принесен в храм, Симеон получил откровение от Духа Святого, что его ожидание исполнилось и что в Иерусалимском храме он увидит Младенца-Спасителя. Придя сюда, святой старец не только увидел обещанного Младенца и Его пречистую Деву-Матерь, но и удостоился взять Христа на свои руки. Тут в священном восторге праведный Симеон изрек те бессмертные слова, которые так часто слышны на вечерних богослужениях: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу (слову) Твоему с миром. Яко (потому что) видеста (увидели) очи мои Спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей”. Здесь Симеон как бы выступил в качестве представителя ветхозаветного человечества, ожидавшего Спасителя, и, одновременно, стал проповедником новозаветной благодати. Евангелист Лука не говорит, к какому званию принадлежал праведный Симеон, но в церковных песнопениях он называется священником и святителем. По всей вероятности, он принадлежал к священникам, служившим при храме ( Лк. 2:23–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

3-го числа Святых праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы Святых праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. О них довольно сказано выше, в празднике Сретения. † Преставление св. Симеона, епископа Тверского В рукописных святцах Симеон, епископ Тверской, поставлен между святыми русской Церкви. Летописи разных времен, говоря о нем, называют его «преподобным епископом», чем показывают в нем подвижническую, святую жизнь 1 . Блаженный Симеон был первым Тверским епископом 2 , а седьмым Полоцким епископом 3 . По некоторым памятникам, он был из рода князей Полоцких 4 . Последнее подтверждается и тем, что множество земель и угодий роздано им Полоцким обителям и церквам 5 . Скорби времени заставили его оставить Полоцк. В 1263 г. убит был князь Миндовг, женатый на княжне Тверской. Тогда же лишен был жизни и племянник его, князь Полоцкий, Товтивилл. Сын Товтивилла скрылся в Новгород; другие князья и бояры бежали, кто куда мог 6 . Полоцкий епископ, заведовавший и прежде того церквами Тверского княжества, уклонился от бед в Тверь, тем более, что в то же самое время Тверский князь Ярослав Ярославич стал великим князем России и любимую им Тверь избрал в свой престольный город. – Благоверный князь принял блаженного пастыря со всею любовию: он наделил Тверскую кафедру его богатыми имениями и угодьями 7 . По летописи, блаженный пастырь в 1271 году с любовию отдавал последний долг любви и уважения почившему благотворителю своему. Великий князь Ярослав Ярославич скончался на пути из Орды, и его привезли в Трерь для погребения; «Тверской епископ Симеон совершил над ним обычное надгробное пение, и его положили в соборном храме св. Козмы и Дамиана» 8 . Блаженный Симеон управлял паствою, как пастырь искренний, как один из лучших пастырей церкви. По свидетельству летописей, он был «учительный и хорошо знакомый с книгами; не боясь неприятностей и бед, вступал в спор с князем и вельможами, а нищим и сиротам благотворил 9 . Снисходительный и добрый для обижаемых и несчастных, внимательный к чину иноческому и священническом у, он бы л грозен для оскорблявших правду и добродетель, – они боялись его 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кофе с сестрой Вассой: О праведном Симеоне и том, что надо не забывать вечером (+Видео) 15 февраля, 2015. Инокиня Васса (Ларина) Так влюбленный человек может увидеть лицо возлюбленного или возлюбленной в голубом небе. Очередной выпуск своего шоу инокиня Васса (Ларина) посвятила празднику Сретения Господня и Песне Симеона Богоприимца. Всем здравствуйте! Я – сестра Васса, и, как обычно, я готовлю себе кофе  здесь, в Вене, в Австрии. Сегодня у нас с вами очень увлекательная тема – слова святого Симеона, приведенные в Писании, также известные как Песнь Симеона Богоприимца. Напомню, святой Симеон в Евангелии – это очень старый человек, который приветствовал Господа в Храме, когда Богоматерь и Иосиф принесли туда младенца Иисуса в храм. Песнь Симеона Богоприимца – это актуальная для нас тема в связи с разговором о церковной службе, которая называется вечерней, поскольку песнь Симеона поется в конце этой службы. Эта песнь также важна в связи с темой праздника Сретения – встречи, представления Господа. Этот праздник будет отмечаться 2 (15 — по новому стилю — Ред.) февраля. Прежде чем вы выключите это видео, подумав, что тема встречи Господа не настолько и интересна, я спешу уверить вас, что эта тема – центральная, главная тема нашей жизни во Христе, которая вся посвящена этому. Да, вся наша жизнь во Христе посвящена тому, чтобы наша встреча с Христом состоялась. И, размышляя, как это удалось сделать Симеону, который взял на руки Господа, пока Тот был младенцем, так и мы вдохновляемся обнимать Христа ежедневно. Я подозреваю, что многие из вас, наших регулярных зрителей, интересуетесь, что случилось с Дэвидом, членом нашей команды, который поднялся к нашим соседям сверху, вернуть таинственный ботинок. Это долгая история, так что, если вы ее не знаете, посмотрите в предыдущем эпизоде, поскольку у нас не так много времени. Слава Богу, Дэвид в порядке. Он вернулся, после того как мы не слышали о нем три дня и три ночи. И вернулся он не один, а с русской женщиной Наташей, которую он спас в трудной ситуации. Я не могу сейчас рассказывать все подробности, мои многочисленные слушатели, могу лишь сказать, что она очень помогает нам. Она совершила настоящие парикмахерские чудеса. Я знаю, что по мне видно очень мало, но уверена, что вы заметили!

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Симеон Богоприимец не крестился, но узнал Христа. Почему важна именно Встреча И как становится ясно, что человек действительно понял 15 февраля, 2020 И как становится ясно, что человек действительно понял Был один человек, совсем не похожий на праведного старца Симеона Богоприимца – довольно молодой, успешный ученый, очень искренний и доброжелательный, всегда готовый прийти на помощь, душа компании – короче, со всех сторон положительный. Всю жизнь он искал Бога, ходил вокруг да около, размышлял… К Церкви относился равнодушно, христианская философия была ему близка, но как-то не настолько отзывалось сердце, чтобы он мог назвать себя христианином. Верующие над ним посмеивались: исповедовал он в итоге причудливую смесь агностицизма, монотеизма по типу иудаизма и масонства. Однажды этот человек заболел. Тяжело. Онкология, очень быстрая форма. Хирургия не помогла. Очевидно, дело шло к концу. Человек был очень ответственный, поэтому стал быстро доделывать дела: дописывать статьи, встречаться с друзьями, которых давно не видел. Во время одной такой встречи как раз зашел очередной философско-богословский спор. Человек снова и снова возвращался к вопросам сущности Божией, Его бытия, диалога Бога и человека, а потом, когда его сведущие в богословии собеседники дошли уж до совсем глубин – учении святителя Григория Паламы о нетварной благодати, – внезапно спросил: — А чем в христианстве Святой Дух отличается от благодати? И то, и другое – сила Божья. Собеседники слегка растерялись, потому что терминология у них хромала, но потом собрались с мыслями и ответили, что благодать – это энергия Божья, она в мире действует, а Святой Дух – это Тот, Кто собственно жизнь в мире и поддерживает, Живо-творит. Кто-то из них уточнил: — Святой Дух – это Личность. И совершенно внезапно наш герой сказал: — А, понятно. Как у Данте: «Любовь, что движет солнце и светила». Там же не чувство любви имеется в виду, а Бог-Любовь. А благодать – это то, что происходит от Бога. Звучало сумбурно, но, кажется, человек действительно понял. В разговоре он стал странно и светло спокоен, как будто убедился в чем-то очень важном и радостном. Мне кажется (я была свидетелем этой беседы) вернее будет сказать: в Ком-то.

http://pravmir.ru/simeon-bogopriimecz-ne...

III. Праздник Сретения Господня у гроба праведного Симеона Богоприимца в Катамонасе близ Иерусалима. В истории настоящего праздника, весьма кратко рассказанной св. евангелистом Лукою (2:22–39), едва ли не самое видное место отведено св. праведному Симеону Богоприимцу. О нем боговдохновенный писатель замечает: „И се бе человек во Иерусалиме, ему же имя Симеон: и человек сей праведный и благочестив, чая утехи Исраилевы, и Дух бе свят в нем. И бе ему обещано Духом святым, не видети смерти, прежде даже не видитъ Христа Господня. И прииде духом в церковь : егда введоста родителя отроча Иисуса, сотворити има по обычаю законному о нем. И той прием его на руку своею и благослови Бога и рече: „Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко“... И бе Иосиф и Мати Его чудящася о глаголемых о нем. И благослови я Симеон и рече к Марии матери Его: се лежит Сей на падение и на востание многим во Исраили и в знамение пререкаемо: и Тебе же самой душу пройдет оружие: яко да открыются от многих сердец помышления“. Ни до этого знаменательного события в земной жизни нашего Спасителя раньше, ни после него мы более не встречаемся с этою высокоправедною и пророчески-вдохновенною личностью иерусалимского старца Симеона в книгах Священного Писания . Кто были родители св. старца, из какого колена они происходили, где он жил в Иерусалиме, какое общественное положение он занимал, когда скончался и где погребен – все это покрыто мраком неизвестности, и на многие из этих вопросов, волнующих пытливые умы, возможны ныне ответы лишь предположительные, гадательные. Даже повод, почему ему „обещано Духом святым не видети смерти, прежде даже не видитъ Христа Господня“, – с величайшею трудностью, и то лишь до некоторой степени, уясняется церковным преданием. Праведный Симеон Богоприимец был для своего времени весьма образованным человеком, прекрасно владевшим языками еврейским и греческим. Некоторые предполагают, что он был сыном еврейского патриарха Гилеля и якобы отцем знаменитого законоучителя апостола Павла Гамалиила. За свои глубокие богословские познания и широкое лингвистическое образование праведный Симеон был приглашен в числе прочих семидесяти двух старцев в Александрию известным любителем просвещения, египетским царем Птоломеем Филадельфом, для перевода св. Библии с еврейского языка на греческий. Перевод этот впоследствии получил название перевода семидесяти толковников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Архимандрит Рафаил: Сретение Архимандрит Рафаил (Карелин). Слово " сретение " значит встреча. На сороковой день после Рождества Христова Дева Мария в сопровождении Иосифа Обручника принесла Своего Сына в Иерусалимский храм, чтобы исполнить закон Моисея. В притворе храма два ветхозаветных праведника - Симеон, названный Богоприимцем, и Анна встретили Святое Семейство. Симеон происходил из священнического рода. В молодости он участвовал в переводе Библии на греческий язык. Анна, которую народ почитал как пророчицу, всю жизнь неотлучно находилась при храме. В символическом плане праздника Симеон олицетворяет Священное Писание, Анна устное предание храма. Храм - место таинственной встречи. Душа, очистившись в пламени покаяния, как руда в горниле, встречается с Богом. Она ощущает Божественную благодать, как новую жизнь, как незримый свет, как присутствие Божие, как истину и небесный покой. Теперь Симеон и Анна не только верой сердца, но и очами своими видят Бога. Храм - мистический центр мира, где сходятся все меридианы и сферы земли и неба. Храм - преддверие вечности. Там пространство теряет свою протяженность, а время - одномерность и необратимость. В пространстве храма заключается вся Вселенная. Время в храме свернуто, как пергаментный свиток, на котором записана история мира от первого дня творения до Страшного Суда. Его можно раскрыть и прочесть в ритмах богослужения. В храме время циклично: сутки, неделя, месяц, год подобны вращающимся кругам, вложенным друг в друга. Святая Святых храма - это неподвижная точка в движущемся космосе. В храме вместе с людьми ангелы составляют единый хор, где каждое слово превращается в небесный луч. Храм - это океан незримого духовного света. В храме Небесная Церковь встречается с Церковью земной. По закону Моисея, мать на сороковой день после рождения ребенка должна была принести его в храм. Если это был первенец, то за него полагался символический выкуп. По закону Моисея, первенца мужского пола посвящали Богу. Старший сын должен был исполнять какие-либо работы для храма. Когда с течением времени потребность в таких работах исчезала, то, установился обычай приносить жертву как выкуп за первенца. Для бедных это была покупка двух голубей при храме, которых затем выпускали на волю. Только после очистительной молитвы в притворе храма мать могла посещать храм.

http://zavet.ru/a/rss_1297660917.html

3/16 Попразднство Сретения Господня. Праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы (I). Равноапостольного Николая, архиепископа Японского (1912). Благоверного князя Романа Угличского (1285). Иконы Божией Матери, именуемой «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». Тропарь и Кондак празднику Сретения (вчерашний). Тропарь праведному Симеону Богоприимцу, глас 4 Симеон старец днесь веселится,/восприят на руку свою Младенца, Превечнаго Бога,/от уз плоти разрешитися прося/и вопия:/видеста очи мои/спасение Твое мирови. Кондак, глас тойже Старец днесь отрешитися от уз моляшеся/сего жития тленнаго,/Христа восприят на руки/Зиждителя и Господа. Величание Величаем тя,/святый праведный Симеоне Богоприимче,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, глас 4 Апостолов единонравне и сопрестольне,/служителю Христов верный и богомудрый,/цевнице избранная Божественнаго Духа,/сосуде преизливающийся любве Христовы,/Японския земли просветителю,/святый Николае, иерарше равноапостольне,/молися Живоначальней Троице/о всем твоем стаде и о всем мире. Ин тропарь, глас тойже Яко апостолом сопричастника в трудех и в возмездиих/Церковь тя с любовию почитает,/святителю отче Николае равноапостольне./Положив бо многими подвиги начало Православия в Японии язычестей,/умножил еси в ней чада спасения,/и по кончине прият тя Бог во обители апостол Своих по достоянию./Сего ради молим тя,/молися Господеви пребыти и в предняя делу твоему незыблему на веки,/и ввестися в лоно Церкве Православныя всем погибнути имущим,/умиритися мирови/и спастися душам нашим. Кондак, глас тойже Странника и пришельца прият тя страна Японская,/равноапостольне святителю Николае,/в нейже исперва познал еси себе, яко чуждаго,/обаче теплоту и свет Христов источая,/прелагал еси враги твоя в сыны духовныя,/имже раздая благодать Божию, созидал еси Церковь Христову,/о нейже ныне молися,/и тебе бо сынове ея и дщери взывают:/радуйся, пастырю добрый наш. Ин кондак, глас 2

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Зачем нам память о давней Встрече? Бог встречается с человеком, сойдя к нему. Это продолжается всегда. 16 февраля, 2015 Бог встречается с человеком, сойдя к нему. Это продолжается всегда. На молебне, который я регулярно совершаю для рожениц в саратовском перинатальном центре неподалеку от вокзала, во время отпуста почти всегда поминаю святого праведного Симеона Богоприимца. И немного рассказываю присутствующим о нем, а еще о том, в чем заключается подвиг материнства и зачем состоялась Встреча ветхого старца, Младенца и Его Матери… Когда-то для меня стал большим открытием тот факт, что праздник Сретения Господня вполне может быть отнесен и к Богородичным праздникам. И сам храм, и служащее духовенство облачены в этот день в одеяния голубого цвета, что само по себе как бы говорит о торжестве в честь Пресвятой Богородицы. Однако вместе с тем Сретение — Господский праздник. Общий контекст празднования тесно связан с рождественским циклом. Сретение отмечается на сороковой день после Рождества Христова и в смысловом отношении выражает важные христологические идеи. Есть в уставных предписаниях и некоторые особенности, явно роднящие этот праздник с Господскими (например, в Минее дается стих, который провозглашается на Литургии при входе с Евангелием, а это атрибут Господского праздника). В результате многих исследований и даже споров Сретение часто именуют Господским неполным праздником или даже Господско-Богородичным. Известно, что в 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм. По закону Моисееву (см.: Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с ребенком, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. А в храме к Ней внезапно подошел старик… Некогда Симеон, муж ученый и благочестивый, занимаясь переводом Священного Писания с еврейского на греческий язык по поручению египетского царя, увидел в послании пророка Исайи слова: се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7, 14) — и задумался о том, не является ли само слово «Дева» в данном случае опиской. Подумав так, Симеон решил, что будет верным исправить это слово на слово «жена», и в тот же самый момент был остановлен Ангелом. И Ангел в свою очередь сказал ему, что исправлять ничего не надо, а чтобы сам Симеон убедился в верности пророчества, ему предстоит жить до тех пор, пока он не встретит этого Младенца. И с того самого времени прошло более трех веков.

http://pravmir.ru/zachem-nam-pamyat-o-da...

Сретение Господа Нашего Иисуса Христа 2/15 февраля Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое . Лк.2:29–30 В конце каждой вечерни мы слышим эту вдохновенную предсмертную песнь праведного старца Симеона Богоприимца. Что же значит эта песнь? О чем она говорит? За ответами на эти вопросы обратимся к Священному Писанию и посмотрим, что нам известно о жизни и деятельности праведного старца. Святой евангелист Лука сообщает о нем краткие сведения. «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» ( Лк.2:25–26 ) Из Святого Предания Церкви мы имеем более подробные сведения о жизни и деятельности праведного Симеона. За двести семьдесят лет до Рождества Христова египетский царь Птоломей Филадельф, собиравший в свою библиотеку священные книги разных народов, пожелал иметь в своей библиотеке и еврейские книги в переводе на греческий язык. По желанию этого царя иудейский первосвященник Елеазар послал в Египет семьдесят ученых еврейских толковников, знавших греческий язык, чтобы они перевели Священные Книги с еврейского языка на греческий для царя Птоломея. В числе этих семидесяти толковников был и праведный Симеон: он переводил на греческий язык Книгу пророка Исаии. Когда же он дошел до пророчества Исаии о рождении Христа от Девы: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7:14 ), то задумался и хотел заменить слово «Дева» словом «Жена». Но Ангел Господень явился ему и сказал: «Имей веру написанному. Ты не умрешь, но пока не увидишь своими глазами имеющего родиться от Пресвятой Девы Христа Господа». Как сказал Ангел, так и случилось: старцу Симеону уже тогда было девяносто лет от роду. Двести семьдесят лет он ждал Пришествия Христа. На триста шестидесятом году своей жизни по внушению Святого Духа приходит он в храм Иерусалимский в то время, когда Пресвятая Дева и праведный Иосиф приносят в храм Младенца Иисуса в сороковой день по Его рождении, чтобы посвятить Его Богу и отдать за Него в умилостивительную жертву двух птенцов голубиных.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010