- Поясним схему ниже приводимого изображения древней церкви следующим образом: 1.Горнее место для епископа (ο ο ε). 2 и 3. Сопрестолие (οο) для пресвитеров. 4. Св. Престол ( ε). 5. Алтарь (). 6. Предложение (ε, οο). 7. Диаконик (ο) или сосудохранительница (ευουο). 8. Место, где впоследствии воздвигнут иконостас. 9. Св. врата ( ). 10.Северные врата (ε ). 11. Южные врата ( ). 12. Перегородки (ο), низкие ступеньки, от которых до иконостаса идет солея ( илиο). 13. Древний диаконик (ο ο). 14. Соб. храм или церковь (, ). 15. Место, где стояли верные и кающиеся четвертой степени. 16. Амвон (). 17 и 18. Εοο, места, отделенные от храма стеной, где собирались церковные соборы. 19. Красные врата ( ) и место, где стояли кающиеся третьей степени. 20. Место, где стояли кающиеся второй степени. 21. Купель (ου). 22. Притвор (ο). 23. Место, где стояли оглашенные. 24. Великие врата (ε ). 25. Место, где стояли кающиеся первой степени. 26. Паперть (οο). Примечания: 101. Euseb., De vita Constantini, II,1. Cp. Hist eccl. X,8 [Migne, s.g., t.20, col.977-980 и col.893-901]. 102. Cp. сказанное нами об этом правиле на стр.35. 103. См. Tertull., de poenit. c.9 [Migne, s.l., t.1, col.1243, 1244]; de pudicit. c.13 [Migne, s.l., t.2, col.1003-1005]. - Ambros., ad virg. laps. c.8 (Migne, s.l., t.16, col.376-379]. - Hieronym., ep.30 ad Ocean [Migne, s.l., t.22, col.690]. - Euseb., Hist. eccl.V,28 [Migne, s.g., t.20, col.512-517]. - Socrat., Hist. eccl. III,13 [Migne, s.g., t.67, col.412-416]. Правило 12. Благодатию призванные к исповеданию веры, и первый порыв ревности явившие, и отложившие воинские поясы, но потом, аки псы, на свою блевотину возвратившиеся, так что некоторые и сребро употребляли, и посредством даров достигли возстановления в воинский чин: таковые десять лет да припадают в церкви, прося прощения, по трилетном времени слушания писаний в притворе. Во всех же сих надлежит приимати в разсуждение расположение, и образ покаяния. Ибо которые, со страхом, и слезами, и терпением, и благотворениями, обращение являют делом, а не по наружности: тех, по исполнении определеннаго времени слушания, прилично будет приимати в общение молитв.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1312...

Конечно, соображения икономии 7 допускают смягчение некоторых канонических требований при необходимости. Но нет никакой нужды для отказа от употребления канонов, говорящих о гибельности отпадения от Церкви. Отказ от употребления данных канонов исключительно вреден для духовной жизни и миссионерской деятельности . Поэтому сегодня крайне важно вернуться на естественную для Церкви каноническую платформу оценки правоспособности ее членов. Заглянем в учебник по каноническому праву прот. Владислава Ципина. Данный учебник рассматривает состав Церкви следующим образом: Главой Церкви является Господь Иисус Христос, а в составе Церкви земной выделяются клирики, миряне и монашествующие 8 . Некие «невоцерковленные» здесь не обозначены. Можно заглянуть и в древние источники церковного права. Там тоже не найти «невоцерковленных» (враждебных или пассивных), но правоспособных членов Церкви. Канонические сборники и труды древних толкователей канонов дают единственный вариант возможного неполноценного членства в Церкви – оглашенные, то есть люди, активно готовящиеся ко Крещению, стремящиеся стать членами Церкви. В составе Церкви, кроме клириков и монашествующих, каноны выделяют еще «верных» и «кающихся». Но все они активно проявляют свою веру. Есть еще одна категория людей, которую выделяют древние источники церковного права, – «отпавшие» (добровольно или невольно). Среди добровольно отпавших церковную правоспособность приобретают только люди, искренне раскаявшиеся в своем отпадении от веры . Но даже к раскаявшимся каноны предельно строги . Святители Василий Великий и Григорий Нисский считают, что раскаявшийся в добровольном отпадении человек должен быть лишен Причастия до самой смерти. Правила I Вселенского Собора к раскаявшимся более милостивы, « аще и не суть достойны человеколюбия». Показательно о них говорит 12 правило I Вселенского Собора: « Благодатию призванные к исповеданию веры, и первый порыв ревности явившие, и отложившие воинские поясы, но потом, аки псы на свою блевотину возвратившиеся…: таковые десять лет да припадают в Церкви, прося прощения, по трилетном времени слушания писаний в притворе. Во всех же сих надлежит приимати в рассуждение расположение, и образ покаяния. Ибо которые со страхом, и слезами, и терпением, и благотворениями обращение являют делом, а не по наружности: тех, по исполнении определенного времени слушания, прилично будет приимати во общение молитв. Даже позволительно епископу и человеколюбнее нечто о них устроити. А которые равнодушно понесли свое грехопадение и вид вхождения в Церковь возмнили для себя довольным ко обращению: те всецело да исполняют время покаяния ».

http://azbyka.ru/otpavshie-ili-nevocerko...

«Где св. Божия церкви и Божии образы? – взывает со скорбию в своем послании по городам Троицкий Архимандрит Дионисий: где иноки, сединами цветущие и инокини, добродетелями украшенныя? Не все ли до конца разорено и обругано злым поруганием? Где вообще народ христианский? Не все ли скончалась лютыми и горькими смертьми?». «Смилуйтесь пред общею смертною гибелью, чтобы и вас не постигла такая же лютая смерть». «О том много и слезно всем народом Христианским бьем вам челом». «Ради Бога, Судии живых и мертвых – писали москвичи по другим городам – будьте с нами за одно против врагов наших и ваших общих. У нас корень царства, здесь образ Божией Матери, вечной Заступницы христиан, писанный евангелистом Лукою, здесь великие светильники и хранители Петр, Алексий и Иона Чудотворец, или вам, православным христианам, все это нипочем?» Эти великие исторические зовы, неумолкавшие в течение веков, ныне особенно много говорят нам, которым суждено пережить второе, неизмеримо худшее лихолетие. Какой бы ревностью воспламенились все эти крепкие стоятели за Св. Русь теперь, при виде нового страшного разорения Отечества? Если бы они увидели повсюду разрушение храмов, осквернение святынь, множество епископов, священников, иноков и христианского народа умерщвленных лютою смертью, мерзость запустения, водворившуюся в самом священном Кремле, где раздается ныне уже не латинское пение, а проповедь открытого безбожия, распространяемая оттуда по всему свету, они растерзали бы ризы своя, посыпали пеплом главу и, обращаясь к нам, грозно спросили бы нас, как спрашивали своих современников, «или вам, православным христианам, все это нипочем?» Еще громче вопиет к нам кровь наших мучеников, возглавленных Царем-Страстотерпцем и священиомучеников, на челе коих стоят приснопамятные Митрополиты Владимир, Вениамин и другие архипастыри, явившие себя истинными свидетелями Христовыми. Жертва, принесенная ими, была бы неоправданной, если бы мы не продолжали их великого подвига, подъятого за родную землю. Ничто не вредит нам более на таком пути, чем пагубная страсть к раздорам и разделениям: это подлинно ваш великий национальный недуг, в котором, однако, мы не можем винить никого, кроме самих себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– медаль преподобного Сергия Радонежского, двух степеней; учреждена 26 декабря 1978 года (новый дизайн утвержден 5 октября 1999 г.); медалью награждаются священно- и церковнослужители Поместных Православных Церквей, представители инославных Церквей и религиозных объединений, представители общественности за церковные и миротворческие заслуги; государственные и общественные деятели за труды по укреплению мира и дружбы между народами; – медаль преподобного Серафима Саровского , двух степеней; учреждена 25 марта 2004 года в ознаменование 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского ; медалью святого преподобного Серафима Саровского награждаются монашествующие, миряне, ревнители Православия за особый вклад в дело возрождения монастырей, храмов, пастырскую и церковно–общественную деятельность; – медаль святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского; учреждена 28 декабря 1996 года в ознаменование 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского; медалью награждаются клирики и миряне за миссионерские и просветительские труды; – медаль святителя Макария, митрополита Московского, двух степеней; учреждена 17 июля 2001 года в ознаменование 2000-летия Рождества Христова; медалью награждаются церковные и светские деятели за личный научный и организационный вклад в развитие церковной науки и духовного просвещения; – медаль преподобного Андрея Рублева, двух степеней; учреждена 17 февраля 2001 года в ознаменование 2000-летия Рождества Христова; медалью награждаются государственные и должностные лица, священнослужители и миряне, принимающие участие в благоукрашении православных храмов, в том числе за долговременную и успешную работу в области иконописи, церковного зодчества, преподавательской деятельности в области иконописи и церковно–археологических дисциплин, издание книг по церковному искусству и благотворительную деятельность, направленную на благоукрашение храмов. 3 . Патриарший знак Материнства, двух степеней; учрежден Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 5 октября 2006 года «в целях укрепления традиционных семейных ценностей, проповеди в обществе уважения к подвигу материнства, а также содействия защите материнства и детства»; им награждаются лица, «воспитавшие в традициях православной веры пять и более детей; явившие обр

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Пн Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви 27 червня 2008 р. 14:10 27 июня 2008 года Архиерейский Собор обратился к посланием ко всей полноте Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе всечестные отцы пресвитеры, досточтимые диаконы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне — верные чада нашей Святой Матери — Русской Православной Церкви! Освященный Архиерейский Собор, проходивший с 24 по 29 июня 2008 года во граде Москве, обращается ко всем вам со словами апостольского приветствия: «Благодать [вам], милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Тим. 1, 2). Нынешний Архиерейский Собор ознаменован символической датой. В этом году исполняется 1020 лет со времени, когда по воле Божией, трудами святого и великого князя Киевского Владимира, наши предки восприняли Святое Православие и сопричислились народу Божию в Киевской купели крещения. Хотя с момента принятия Русью христианства прошло уже более тысячи лет, задачи Русской Церкви не изменились. Она, как и в прежние века, призвана освящать и преображать этот мир, приводя его к единству со своим Господом и Спасителем, привнося в человеческое общество плоды живительного действия Духа Святого: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23). Несмотря на все искушения и соблазны, люди взыскуют Бога, иногда неосознанно для самих себя, и третье тысячелетие, как и вся предыдущая история, являет нам непреходящую ценность благовестия Христова. Как знамение победы Христовой, настоящим Освященным Архиерейским Собором прославлены для общецерковного почитания ранее канонизированные местночтимые святые, жившие в разные эпохи и в разных местах, но совокупно явившие миру торжество Евангельской вести о попрании Воскресшим Спасителем греха и смерти. Это святитель Воронежский Антоний (Смирницкий), святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович), преподобные жены игумения Иулиания и монахиня Евпраксия Московские.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208026...

   За учением об обожении стоит представление о человеческой личности, сотворенной по образу и подобию триединого Бога. " Да будут все едино, — молился Христос во время Тайной вечери, — как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино " (Ин.17:21). Как три Лица Троицы " пребывают " друг в друге в непрестанном движении любви, так и мы, люди, созданные по образу Троицы, призваны " пребывать " в троичном Боге. Христос молится о том, чтобы мы могли участвовать в жизни Троицы в движении любви, которое совершается между божественными Лицами, Он молится о том, чтобы мы могли быть взяты в божество. Согласно Максиму Исповеднику, святые — это люди, явившие в себе Святую Троицу. Эта идея личностного и органического единства между Богом и людьми (Бог пребывает в нас, и мы в Нем) является постоянной темой Евангелия от Иоанна, а также посланий Павла, который рассматривал христианскую жизнь прежде всего как жизнь " во Христе». Та же идея просматривается в знаменитом тексте из Второго послания Петра: " …чтобы чрез них [обещания] вы стали причастниками Божественного естества " (2 Пет.1:4. Перевод епископа Кассиана (Безобразова) — прим. ред.). Важно держать в уме эту новозаветную идею. Православное учение об обожении не только не является далеким от Писания (как порой думают), но имеет прочное библейское основание — не только в 2 Петр, но также у Павла и в четвертом Евангелии.    Идею обожения всегда следует понимать в свете различения между сущностью и энергиями Бога. Единение с Богом означает единение с божественными энергиями, отнюдь не божественной сущностью: Православная церковь, говоря об обожении и единении, отвергает любые формы пантеизма.    С этим вопросом тесно связан другой, столь же важный. Мистическое единение между Богом и человеком — истинное единение, однако в нем Творец и творение не сливаются в единое сущее. В отличие от восточных религий, согласно которым человек растворяется в божестве, православное мистическое богословие всегда настаивало на полном сохранении личностной целостности человека, сколь бы тесно ни был он связан с Богом. Даже будучи обоженнои, человеческая личность остается отличной (хотя и не отдельной) от Бога. Тайна Троицы есть тайна единства в различии; те, кто являет в себе Троицу, не приносят в жертву свои личностные свойства. Когда св. Максим Исповедник говорил, что " Бог и достойные Бога имеют одну и ту же энергию», он не имел в виду, будто святые утрачивают свободную волю, но что они, будучи обоженными, добровольно и с любовью сообразуют собственную волю с волей Божьей. Точно так же человеческая личность, становясь " богом», не перестает быть человеческой: " Становясь богами по благодати, мы остаемся тварными, так же как Христос, став человеком по воплощению, оставался Богом». Человеческие существа становятся богами не по природе, но лишь как " тварные боги», боги по благодати, или по статусу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вот так дьявол и поныне искушает людей (особенно протестантов). Он показывает им места Писания, и внушает им свой смысл, своё толкование и применение, и люди очень склонны внимать этим бесовским внушениям, что показывает сама практика жизни: существуют уже тысячи толков протестантов, и все уверены, часто совершенно непоколебимо, что именно они правильнее всех понимают Библию. Православные же знают природу человека и его неспособность ясно и правильно понимать Слово Божие, и осознают опасность обольщения в этом деле намного больше протестантов, которые, как правило, совершенно уверены в своём духовном опыте, в том, что они правильно могут понимать Библию, и что им открывает её смысл только Дух Святой, и никто иной 642 . А происходит эта уверенность от крайнего протестантского легкомыслия, от непонимания природы человека и глубины её падения, от их уверенности, что, «впустив в своё сердце Христа» через покаянную молитву, бесы уже не имеют доступа к их душе, разуму и чувствам. Хотя обольщение протестантов не только в том, что они думают, что после их покаяния и «возрождения» они уже могут легко слышать голос и внушение Духа Святого в своём сердце, отличая его от внушений бесовских, но ещё большее и в том, что в их сердце, вне Церкви, без православного Крещения и Миропомазания, вообще входит Дух Святой, тогда как на самом деле Он никогда не входил (тем более в новозаветном смысле) в сердце протестанта при их «покаянии». Более того: даже получившие Духа Святого и освятившиеся люди не все могут в Писании правильно всё истолковать, и нуждаются при этом в помощи других членов Церкви, как написано: «Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» ( 1Кор.12:24–25 и далее). Забота и помощь одних членов Тела Христова другим относится, без малейшего сомнения, и к толкованию Писания. Бог даровал разным людям различные дары, чтобы они служили ими друг другу, и в толковании Писания мы нуждаемся в тех, кому Бог даровал особые дары и способность к его разумению и толкованию. Поэтому каждый верующий должен толковать Библию не сам, и не «по-своему», а соборно, и согласно тому, как толковали его более святые христиане, своей жизнью и смертью явившие свою святость и верность Христу; как толкует его вся Церковь ; как толковали его прежние поколения христиан, особенно самые первые, которые видели и слышали Апостолов и их учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Можно в связи со всем этим сказать определённо: где имеет место Православие – там и живут потомки двенадцати колен Израиля. Православие Греции – это проявившее себя «Еллинское рассеяние» колен Иуды и Вениамина. Только этот «магнит» позволяет не только вытянуть потомков десяти израильских колен и «Еллинского рассеяния» из тьмы язычества, но и полностью восстановить их в «израильском достоинстве» и воссоздать таким образом скинию Давидову падшую. Естественно, что потомки десяти колен в силу творческого темперамента будут первыми кандидатами в священство. Во всяком случае, наиболее активные и ревностные прихожане по большей части будут из их числа. Если бы искали «народы судеб Божиих», то кто бы прошёл мимо того факта, что славяне, прежде всего русские, стали ядром могучей империи, а затем сверхдержавы – СССР ? Кто бы не заметил, что у советского общества в 1945 году «крепость... как первородного тельца, и роги..., как роги буйвола; ими избодет... народы все до пределов земли...» (Втор. 33:17)? А уж об огромных территориях, природных богатствах и говорить нечего: ничего подобного не было ни у одного народа Земли. Совершенно очевидно, что утверждения о десяти коленах и «двух народах судеб Божиих» в бумагах «служки Божией Матери и Серафимова» Николая Мотовилова неслучайны. Они заставляют задуматься о соединении Израильских колен в «конце времен», и побуждают присмотреться к славянским племенам более внимательно. Собственно говоря, миру славянские народы предстали во всей своей полноте после развала Югославии и СССР. До этого времени, как правило, лишь специалисты могли точно назвать их количество. Мир после разрушения Югославии и СССР, как бы «вдруг», в одночасье, увидел, что славянских народов десять (Древний Израиль состоял из 13 колен, если учитывать то, что колено Иосифа дало начало еще двум коленам; после разделения Израильского Царства, лишь колено Иуды полностью вошло в Иудейское Царство, значительная часть колена Вениамина также осталась в союзе с Иудой): русские – великороссы, малороссы и белорусы, – поляки, болгары, чехи, словаки, сербы, черногорцы, македонцы, словенцы, хорваты. Это, как представляется, можно рассматривать в качестве явного «знака исполнения пророчеств». Особняком стоят боснийцы, явившие черты колена Данова...

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/13/ru...

Мы были врагами Божиими, – бесценною кровью Иисуса Христа примирены с Господом, ибо Он – мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, примирены с Богом посредством креста, на котором убита вражда ( Еф.2:14:16 ). Мы были мертвы по своим грехам, – Иисусом Христом мы оживотворены и воскрешены, и в Нем имеем дерзновение и надежный доступ к престолу благодати. Мы были безнадежны в будущем, – в Иисусе Христе открыты нам высочайшие обетования: единение с Господом, лицезрение Его, единение со святыми и такие блага, ихже око не виде, ухо не слыша и на сердце человеческое не взыдоша. В Иисусе Христе открыта нам вся широта любви божественной, обилие благодатных даров, изливающихся на нас в св. таинствах церкви. И все это соединяется с высоким званием христианским. Как же нам не дорожить им и не охранять его! Этому содействует, между прочим, участие в богослужении, совершаемом во св. храмах. Стоящий во храме что видит вокруг себя? Священные изображения любящего нас Господа, благоволившего явиться во плоти человеческой для нашего спасения; – Матери Божией, постоянной ходатаицы за верующих в Сына ее и Господа нашего; изображения св. Божиих, оставивших нам примеры выполнения заповедей Божиих и явившие в себе образцы добродетелей. А священный алтарь, в котором на св. престоле приносится служителем церкви св. и пренебесная жертва за верующих, как место особенного благодатного присутствия Божия среди нас. Неужели все это не может и не сильно располагать нас к сознанию высокого значения звания христианского и побуждать к достойному охранению? Неужели все это не может отклонять нас от того, что унижает и оскорбляет это звание? Так, во святом храме все напоминает нам быть бдительными к себе, и укрепляет наше сознание в высоком и спасительном значении звания христианского. Нужно помнить, что всеми этими благами обладают одни христиане, как верующие во Христа, подающего им все чрез Святую православную церковь , как хранительницу и сокровищницу благодатных даров Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Ольга Седакова о совместном заявлении Патриарха и Папы Церковь здесь говорит на языке, происходящем из молитвы 13 февраля, 2016 Церковь здесь говорит на языке, происходящем из молитвы В Заявлении мы слышим христианский голос Церкви: благодарность, благословение, солидарность, заботу обо всём мире (и в первую очередь о слабейших, беспомощных и гонимых в этом мире). Ольга Седакова Первое, что мне хочется сказать по этому поводу: слава Богу, что этот документ написан и подписан! Что бы дальше ни последовало, встреча состоялась (мне кажется символическим то, что она произошла в приближении праздника Сретения), эти важнейшие слова сказаны и удостоверены. Преамбула, и особенно пункты 4 и 5 звучат как настоящий гимн братству апостольских церквей: 4. Благодарим Бога за те дары, которые мы получили через явление в мир Его Единородного Сына. Мы разделяем общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. Свидетелями этого Предания являются Пресвятая Матерь Божия, Дева Мария, и святые, которых мы почитаем. Среди них – бесчисленные мученики, явившие верность Христу и ставшие «семенем христианства». 5. Несмотря на общее Предание первых десяти веков, католики и православные на протяжении почти тысячи лет лишены общения в Евхаристии. Мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников различиями в понимании и изъяснении нашей веры в Бога, единого в Трех Лицах – Отца, Сына и Духа Святого. Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Не знаю, как для других читателей Заявления, для меня этот разрыв с Преданием первого тысячелетия многие годы был делом личной скорби. Так же, как и отсутствие осознания этого положения среди моих единоверцев. Про открытую вражду к «латинянам» и «грех экуменизма» не хочется даже упоминать.

http://pravmir.ru/olga-sedakova-o-sovmes...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010