147 Исидор (Я. С. Никольский, 1799–1892) – митрополит Новгородский и С. – Петербургский с 1860 по 1892 гг. 148 Выписки из годовых отчетов свт. Игнатия Св. Синоду о посещениях им Кавказской епархии и о духовно-христианском состоянии края, в т. ч. за 1858 г.; изложены также в кн.: Соколов. Ч. 1. С. 211–300; ПСТ. Т. 2. С. 468–518. 151 Этот взгляд свой на преуспеяние Консистории епископ выразил и самой Консистории предложением, данным ей 13 января 1859 года за 2. Он писал Консистории: «С сердечным утешением усматриваю я, что Кавказская духовная Консистория в истекшем 1858 году сделала значительное преуспеяние по характеру и достоинству своим, которые заключаются в правосудии, в беспристрастии, в благоразумном христианском взгляде на немощи общества, в приветливом, скромном, положительном и твердом тоне при сношениях с другими ведомствами; в осторожности, осмотрительности, устранении от разгорячения, всегда сопутствуемого страстию и всегда обличающего присутствие страсти и уклонение от истины; в безостановочном, по возможности, решении дел, столько отрадном для тех, коих эти дела касаются. 152 Предложение свт. Игнатия о значительном преуспеянии Консистории в 1858 г. (от 13 янв. 1859 г., Публикуется впервые. 154 Григорий Иванович Филипсон (1809–1883) – генерал-лейтенант, сенатор, с 1858 г. командующий войсками Правого крыла Кавказской линии, в 1860 г. – начальник штаба Кавказской армии. 155 Данный материал под заглавием: «Вопрос начальника Кавказской линии [Г. И. Филипсона] и ответ епископа [Игнатия] о Кавказской кафедре по отношениям ее к Кавказскому линейному казачьему войску, значение епископа и протоиерея в православной церковной иерархии (20 сент. – 3 окт. 1858 г.)» был полностью (с незначительными расхождениями) опубликован в кн.: Соколов. Ч. 2. Прил. С. 1–13. Документ характеризует состояние кавказской паствы в период управления ею святителем Игнатием и знакомит с его церковно-административными взглядами. 156 Различие между епископом и пресвитером превосходно изложено в книге «Истинно древняя и истинно Православная Христова Церковь » (с. 81). Изложение это тем особенно важно, что оно указывает на св. отцов Православной Церкви и вместе на раскольничьи книги, говорящие о том же предмете. По сему отделу вероучения большая часть раскольников согласна с Православною Церковию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Даниил. В 1831 г. Андрей окончил школу в с. Лунгани, в 1839 г. принял постриг с именем Андроник, в 1842 г. рукоположен во диакона, в 1850 - во иерея. Подвизался в Н. В. м. и мон-ре Секу. В 1853 г. стал духовником, в 1861 - настоятелем мон-ря Сихэстрия, затем - Секу. Переписал много рукописей, делал переводы с церковнослав. на румын. язык. Автор мн. трудов по церковной истории. Подвизаясь в Н. В. м., составил «Регистр церковного имущества святых монастырей Нямц и Секу», куда включил опись книг обоих монастырей, что вместе с др. составленными им позже описями является важным источником по истории Н. В. м. до пожара 1862 г. В 1856 г. составил «Инвентарь всех сокровищ Большой церкви и остальных церквей св. монастыря Нямц», в 1857 г.- более полный вариант «Инвентаря...» (сохр. в б-ке Н. В. м.: Mss. rom. 167). В 1857 г. в типографии Н. В. м. была издана «История святых монастырей Нямц и Секу в кратком изложении», составленная иеросхим. Андроником по просьбе митр. Молдавского Софрония (Миклеску) для защиты имущественных прав Н. В. м. и Секу (в 1858 иеросхим. Андроник составил более подробный вариант). В 1857-1859 гг. написал «Хронологию св. монастыря Нямц», в к-рой особое внимание уделил деятельности настоятелей обители. В 1858 г. в типографии Н. В. м. вышла его «Краткая история об игуменах и старцах святых монастырей Нямц и Секу». В 1851-1858 гг. написал соч. «История, охватывающая знания вкратце о том, сколько мон-рей и скитов для монахов и монахинь было основано во всем мире», в которую включил сведения о 624 правосл. обителях, в т. ч. о 168 - в Молдавском и Валашском княжествах. В 1858 г. написал историю Молдавской митрополии до 1856 г. («Начало христианства и иерархии в Молдове»). В 1858-1859 гг. совершил паломничество на Афон и в Иерусалим, которое описал в сочинениях «Путешествие и история о Святой Горе Афон» и «Путешествие к Живоносному Гробу…». В 1859 г. создал «Историю о чудотворной иконе Богородицы, которая находится в Нямецком монастыре». В 1863-1887 гг., уже в Новонямецком мон-ре, написал «Историю святых монастырей Нямц и Секу» в 10 т.

http://pravenc.ru/text/2578019.html

Санкт-Петербург. Церковь Павла Исповедника при Александро-Невском Антониевском Духовном училище. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Александроневское духовное училище первоначально, со времени основания своего, помещалось вместе с семинарией (1726 - 41 гг.) подле Александроневского монастыря в особом здании, по левую сторону Черной речки; потом (1741 - 88 гг. ) за нынешним Стеклянным заводом, по Шлиссельбургскому тракту, в деревянном одноэтажном, с двумя флигелями здании; затем семинария (1788г. - до сент. 1841 г.) в одном из монастырских двухэтажных флигелей, так называемом Федоровским, между Федоровскою церковью и собором, а училище (до 1858 г.) в другом монастырском флигеле между тою же Федоровскою церковью и архиерейским домом; в этом флигеле и находятся квартиры начальствующих в училище, некоторых наставников, эконома, больница и пр. Кроме того, для учеников училища на довольно большой площади против того же флигеля построен был деревянный двухэтажный корпус, вместо которого на том же месте построен был для них в 1858 г. каменный трехэтажный корпус. До 1858 г., когда для духовных воспитанников не было устроено особой церкви, они ходили ко всенощному богослужению в семинарский актовый зал, бывший в Федоровском флигеле, близ собора; всенощное здесь обыкновенно отправлял ректор училища, который был в то же время и инспектором семинарии. К литургии же они ходили в одну из монастырских церквей, преимущественно в Лазаревскую. В настоящее время училищная церковь помещается в среднем этаже построенного в 1858 г. каменного корпуса. Она устроена попечением бывшего протоиерея Волковско - кладбищенской церкви Николая Степановича Ильинского, впоследствии архимандрита и наместника Александроневской лавры, Никанора на сумму, пожертвованную С.-петербургским почетным гражданином Павлом Ивановичем Кудряшовым, и освящена 20 сентября 1858 г. высокопреосвященным митрополитом Григорием. Длина церкви вместе с алтарем 7 саж., а ширина 3 саж. и три четверти аршина. В 1877 г. к ней присоединен смежный с нею зал в 3 окна. На чердаке устроено в 1876 г. потомственным почетным гражданином Петром Аверьяновым помещение для трех колоколов, из которых один в 20 фунтов составляет давнишнюю собственность училища, другой в 5 с половиной пудов и третий в 2 пуда пожертвованы в 1876 г. сапожного цеха мастером Кириллом Ивановым.

http://sobory.ru/article/?object=11219

Немало энергии потребовало от Преосвященного Игнатия Брянчанинова дело постройки в г. Ставрополе Архиерейского дома, стоившее ему больших хлопот и не обошедшееся для него без значительных неприятностей! Архиерейский дом к 1858-му году был почти уничтожен. Деревянная ветхая тесная хижина, пожертвованная купцом Волобуевым для жительства Преосвященному Иеремии на короткий срок, до времени построения Архиерейского дома, должна была служить гораздо долее этого срока приютом Епископу. Неудобство и необыкновенная простота этого приюта отнимали возможность у Епископа заниматься епархиальными делами с должной отчетливостью; сверх того хижина, пожертвованная уже ветхой, в течение 14-ти лет пришла в совершенную ветхость, начала разрушаться. Епископ Игнатий должен был провести зиму 1857–1858 года в частному доме. Само место, довольно большое, было неудобно для архиерейского дома, который, по мысли Епископа Игнатия, должен стоять отдельно и иметь характер монастыря. Место это утверждено Высочайшим повелением за Архиерейским домом еще в 1858-м году, но не было передано к 1858-му году под различными предлогами, в епархиальное ведомство. 2) Другое место, в лучшей части города, именуемой Воробьевской, весьма удобное и живописное, куплено было Преосвященным Иеремией у Штаба. При этом месте была лесная дача с плитной ломкой, пожертвованная дому городом. Относительно дачи производился процесс с частным лицом, захватившим своевольно и насильственно значительный участок и старавшимся распространить свое владение. Естественно, что при таком положении этого места, при неизвестности, каким результатом разрешится дело, построение дома представлялось рановременным. Составлен был и проект дома, но проект был так недостаточен, что Епископ Игнатий не мог принять на себя представление проекта на утверждение Святейшего Синода. 3) Кавказское начальство, ходатайствовавшее об открытии на Кавказе епархии, намеревалось немедленно обеспечить содержание Епископа и его дома угодиями или суммой за угодия. Но обеспечение это, однако, не осуществлялось, как лицо, так и дом Епископа оставались, в самом затруднительном положении. Епископам Иеремии и Иоанникию выдавались в пособие 1000 руб. серебром в дополнение к жалованию и 1500 серебр. на содержание дома; последние 1500 руб. были отпущены и в 1858 году. 4) С открытием епархии даны были дому 44 служителя, избранные из казенных поселян Ставропольской губернии. Дом, очевидно, не имел ни средств ни места к поселению этих штатных служителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

1856 г. Г. участвовал в короновании имп. Александра II Николаевича и был возведен в сан митрополита. 1 окт. того же года переведен на Новгородскую и С.-Петербургскую кафедру и с этого времени состоял первоприсутствующим членом Синода. Благодаря усилиям Г. выросло число духовенства в епархии, митрополит освятил Исаакиевский собор в С.-Петербурге (30 мая 1858), а также храмы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в С.-петербургском Новодевичьем в честь Воскресения Господня мон-ре и во имя святых Захарии и Елисаветы при богадельне Елисеевых (1856), свт. Григория в Троице-Сергиевой пуст. и в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи при доме призрения престарелых бедных женщин гр. Кушелёва-Безбородко (1857), во имя святых Константина и Елены при гимназии Человеколюбивого об-ва и св. Павла исповедника при Александро-Невском ДУ (1858), в честь Воскресения Господня в М. Коломне (1859). При содействии Г. правосл. богослужебные книги переводились на фин. язык, т. к. мн. правосл. финны были вынуждены пользоваться лютеран. молитвенниками и посещать кирхи. Переводами с 1849 г. занимался преподаватель СПбДС Т. Фриман, с 1858 г. эту деятельность возглавил архим. Павел (Лебедев ; впосл. архиепископ Казанский). В 1860 г. Г. активно участвовал в переводе ВЗ на рус. язык, осуществленном при СПбДА. Заботясь о христ. просвещении, в 1857 г. основал при СПбДС ж. «Духовная беседа» , предназначенный для всех мирян, более актуальный и доступный, чем «Христианское чтение». В нем впервые стали печататься офиц. документы духовного ведомства. По инициативе Г. при СПбДА стали издаваться «Переводы византийских историков», был преобразован Духовно-цензурный комитет. В 1858 г. митрополит перевез в б-ку академии б-ки Софии Св. собора в Новгороде и Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В дек. 1858 г. представил в Синод проект создания миссионерского ин-та со сроком обучения 7 лет, под к-рый была отведена мыза в с. Грузине Новгородской губ. (проект не был реализован).

http://pravenc.ru/text/166676.html

Полагаю, что в сих строках я изложил ответ на вопросы, предложенные мне Вашим превосходительством в письме Вашем, ответ настолько удовлетворительный, сколько позволили мои скудные способности и познания. Остается мне желать, чтоб милосердый Господь, Податель всех благ и начала их – благой мысли, ниспослал Вам из духовной сокровищницы Своей помышления мудрые и преподобные, да положит их в основание порученного Вам дела. С чувством отличного уважения и совершенной преданности имею честь быть Вашего превосходительства покорнейшим слугою: Подлинное подписано Игнатием, епископом Кавказским и Черноморским. 205 октября 3 дня 1858 года». Предположение это, однако, не состоялось. В конце 1858 года получено циркулярное предписание князя наместника с изложением другого проекта, устраняющего вышеупомянутый, но еще не представлявший ничего положительного, как введенный исполнительно только в виде опыта на два года с 1-го января 1859 года. По сему последнему проекту изменялся только образ действий губернатора, епархиального ведомства он нисколько не касался. Приведенные здесь два предположения фактически и живописно изображают переходное состояние края и тем дают возможность Св. Синоду составлять правильно свои административные соображения относительно Церкви. Архиерейский дом. Архиерейский дом к 1858 году был, с справедливостию можно сказать, почти уничтожен. 1 . Деревянная ветхая и тесная хижина, пожертвованная купцом Волобуевым преосвященному Иеремии на короткий срок, до времени построения архиерейского дома, должна была служить гораздо долее сего срока приютом епископу. Неудобство и необыкновенная простота этого приюта отнимали возможность у епископа заниматься епархиальными делами с должною отчетливостию. Сверх того, хижина, пожертвованная уже ветхою, в течение четырнадцати лет пришла в совершенную ветхость, начала разрушаться. Епископ должен был провести зиму с 1857 на 1858 год в частном доме. Самое место, довольно большое, но неудобное для архиерейского дома, долженствующего стоять отдельно и иметь характер монастыря, утвержденное высочайшим повелением за архиерейским домом еще в 1846 году, не было передано к 1858 году под различными предлогами в епархиальное ведомство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Я думаю, что эти тетради ничто иное как сочинение, написанное Евфимием, при помощи Лихудов: «Опровержение латинского учения о пресуществлении» (Синод. непер. сб. V, л. 376–385). Г. Миркович (стр. 91) считает его отдельным от тетрадей сочинением, появившимся тогда, когда Медведев начал писать большое сочинение «Манну хлеба животнаго», куда и включено опровержение сочинения Евфимия (Син. непер. сб., VIII, л. 109–484). Но на л. 375 сборн. V-ro пред сочинением Евфимия написано: Тетради церкве святыя от возмутителей: и слову Божию яко и ныне есть всесильно в пресуществлении неверующих... в народ неискусен Божественнаго писания пущенныя, мне же от протопопа Иоанна Черниговскаго месяца ноемвриа в день лета [зpчs] (1687, а не 1685 как у Г. Мирковича) принесенныя, на них же праведный ответ аз вещал, монах недостойный Сильвестр Медведев. Дальше (л. 376) непосредственно идет вышеупомянутое сочинение Евфимия. На них Медведев, по повелению царевны Софии пишет «Праведный ответ на тетрати церкве святыя от возмутителей и слову Божию яко и ныне есть всесильно в пресуществлении, неверующих хитрообразне и неправедно на прельщение православнаго народа неискусным от безымяннаго писаны и тайно в российский народ пущенныя (Строев, Библ. слов. указывает на рук. Синод. 452, а в сборн. непер. V л. 375 только один листок 375). Поэтому я предполагаю, что этот ответ есть именно «Манна хлеба животнаго», а праведный ответ только черновая, подготовительная работа к «Манне». Это мнение также подтверждается и другими данными. Большая часть Манны (л. 109–484) представляет ничто иное как опровержение сочинения Евфимия, фраза за фразой. В другом сочинении «Известие истинное» стр. 38 Медведев говорит, что Лихуды в Акосе написали неправедная слову Божию «и вмале прежде того их писания, их же советом в мир ради правоверных смущения изданных о том же пресуществлении, тетрать противная, и сами с собою несогласная писаша» и пишет возобличительная Акосу «якоже за их государским указом и на первыя их, лжею исполненыя тетрати возобличительную книгу написах и великим государем и благоверной великой государыне царевне вручих». Между тем об этой книге или «ответе» нет ни слова ни в покаянии Медведева, ни в деле Шакловитого, ни в повести о Медведеве, равно нет и опровержения «Ответа» в полемике, то непременно бы было; кроме того «Манна хлеба животнаго» написана лета от создания мира 7196 года от рождества во плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1687 ноемвриа месяца: трудно предположить, чтобы С. Медведев зараз писал два сочинения против «Тетратей Евфимия». Наконец в «Остне» стр. 97 в своем покаянии Медведев пишет: еще же аз в той же книзе Манне согреших и отвещая пиша ко тетратей описателю яко...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

— Участие самого Сергия и неслучайность упоминаемых им событий (450–452). — Переговоры Ираклия с Киром (452–453). — Соглашение с Езром (453–456) и действия императора в Сирии (456–458). — Униональный акт Кира в Александрии 632 г. (458–460). — Уния с армянами в Карине (460–462). — Переписка Сергия и Гонория (462–464) и синодика Софрония (464–466). — Характеристика этих деятелей (466–469); монофелитство Гонория (469–472). — Спор о действиях во Христе, как первая стадия монофелитского спора (472–474), и догматическое значение униональной попытки, начатой Ираклием и Сергием (474–475). —  Вторая стадия: спор о волях . — Экфесис и протеста, против него на западе и востоке (475–477). — Св. Максим Исповедник (477–479) и его диспут с Пирром (479–482). — Типос Константа (482–483). — Латеранский собор 649 г. (484). — Суд над папою Мартином (485–486) и над Максимом Исповедником (486–488). — Отношения между Константинополем и Римом (488–489). — Обращение Константина Погоната к папе. (489–490); прибытие в Константинополь римских делегатов и созвание вселенского собора (490–491). —  Шестой вселенский собор . — Состав собора и свобода рассуждений на нем (491–492). — Ход соборных деяний; низложение Макария антиохийского и осуждение прежних монофелитов (492–495). — Эпизоды: выступления Феодора мелитинского, пресв. Константина и Полихрония (495–498). — Догматическое определение собора (498–499). — События, сопровождавшие собор. — Принятие анафемы на Гонория римскими папами (499–500). — Попытка восстановления монофелитства при Филиппике (500). — Марониты. — Вопрос о Мароне и о монастыре Марона (501–503). —Вероятное происхождение маронитства (503–504). — Легенда о патриархе Иоанне Мароне и возможная историческая основа её (504–506). Мотивы иконоборческого движения . — Трудность вопроса о возникновении иконоборческого движения (606–507). — Политические мотивы: второстепенные (607–510) и главный — стремление правителей секуляризовать церковь (510–512). — Церковные мотивы: прецеденты иконоборчества (512–513) и борьба с неправильным чествованием икон (513–514).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Сколько ты трудишься, чтобы найти покровителя, который бы представил тебя смертному царю и перед ним замолвил за тебя слово! А предстателей всего рода человеческого, которые молят-ся за нас Богу, неужели не должно почитать? ( 113, 452 ). Если и человек к искреннему другу своему, подвергшему за него опасности свою жизнь, питает такую любовь, что ценит его дороже всех дорогих стяжаний, если мы, «будучи злы» ( Мф. 7, 11 ), стараемся всем возможным платить людям, любящим нас ( Мф. 5, 46–47 ), то не тем ли более имеет такую любовь к святым и так поступает Христос Спаситель, настолько возлюбивший возлюбивших Его учеников, что сказал им: «Вы друзья Мои»? ( Ин. 15, 14 ) ( 113, 452 ). Итак, мы поклоняемся святым, потому что Бог их прославил и сделал страшными для врагов и благодетелями для приходящих к ним с верою, поклоняемся им не как богам и благодетелям по естеству своему, но как рабам и служителям Божиим, имеющим дерзновение к Богу по любви своей к Нему... Ибо те, которые с верою приходят к Царю (Небесному), получают просимое, будет ли просить Его сам раб, или же будет он просить во имя Его (ближайшего) служителя Его, ибо эту честь и веру Сам Царь приемлет. Преподобный Иоанн Дамаскин ( 113, 452 ). Кто с верою и любовью к Богу и Его закону, с надеждой благодатной помощи Божией твердо стоял против искушения и действительно принял благодатную помощь к отражению его, кто ревностно и постоянно упражнялся в некоем благочестивом подвиге или добродетели Я действительно принял благодатную помощь совершить подвиг и добродетель, кто мужественно решился лучше пострадать и умереть, нежели изменить истине и правде, и действительно принял благодатную помощь победоносно пройти поприще неповинного страдания, тот может и другим искушаемым и подвизающимся помочь. Или вообще потому, что привлеченная его верою и подвигом обитает в нем «сила Христова» ( 2Кор. 12, 9 ) и действует не только в нем, но и через него, и в особенности потому, что он, по опыту своего искушения и подвига, тем глубже сочувствует и состраждет другим в подобном искушении и подвиге и тем ревностнее ищет им помощи и, по опыту обретенной для себя благодатной помощи, тем с большим дерзновением веры и тем с большим успехом предстательствует пред Богом и за других, требующих подобной помощи, находя притом в радости благотворения награду за свой подвиг. Такое o примирительное направление благотворной силы святых можно усматривать на опыте в житиях их.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Отдел Официальный/Донские Епархиальные Ведомости. 1911 г., 11 июля. 20. С. 312. Отдел Официальный/Донские Епархиальные Ведомости. 1911 г., 11 июля. 20. С. 317. ЦАМО. Ф. 58. Оп. 18002. Д. 332. Донесение о безвозвратных потерях 28042 от 18.05.1944 г. Управления по персональному учету потерь. Л. 187. ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 452. Клировые ведомости церквей Кагальницкого благочиния за 1912 г. Л. 45 об., 46. Отдел Официальный/Донские Епархиальные Ведомости. 1912 г., 11 июля. 20. С. 337. Там же. Отдел Официальный/Донские Епархиальные Ведомости. 1913 г., 21 июля. 21. С. 489. ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 452. Клировые ведомости церквей Кагальницкого благочиния за 1912 г. Л. 45 об., 46; Церковный клир городских, станичных и хуторских церквей Войска Донского XVIII в. – 1918 г. Часть II. Доц. А. Г. Сизенко. Ростов-на-Доу. РГСУ. 2012. С. 516, 517; ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 955. Список Священно-церковнослужителей Кагальницкого благочиния, пострадавших от красногвардейцев. Л. 117 об., 118. Построена в 1883 г. на средства прихожан. Деревянная на каменном фундаменте с деревянной колокольней в одной связи, крыта железом. Один престол во имя святого великомученика Димитрия Мироточивого. Штат: один священник, один псаломщик и просфорня. Подробно: ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 452. Клировые ведомости церквей Кагальницкого благочиния за 1912 г. Л. 41, 42. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11741. Клировые ведомости церквей Кагальницкого благочиния за 1910 г. Л. 27 об., 28. Церковный клир городских, станичных и хуторских церквей Войска Донского XVIII в. – 1918 г. Часть II. Доц. А. Г. Сизенко. Ростов-на-Дону. РГСУ. 2012. С. 516. Построена в 1883 г. на средства прихожан. Каменная с каменной колокольней в одной связи, крыта железом. Три престола: главный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, южный – во имя святых царей Константина и Елены, северный – во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Причт: два священника, один дьякон, два псаломщика. Церкви принадлежат здания: кирпичная караулка под железной крышей и кирпичное здание церковно-приходской школы, крытое железом, в четыре комнаты на 60-ть учащихся. Подробно : В.Л. Авдеев. История храмов станицы Кагальницкой. Ростов-на-Дону. Издательство Ростовской-на-Дону Епархии. 2011. 336 с.; ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11741. Клировые ведомости церквей Кагальницкого благочиния за 1910 г. Л. 21, 22.

http://pravoslavie.ru/158426.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010