Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОН ВЕЛИКИЙ Прп. Никон Великий, игум. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Никон Великий, игум. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) († 1088, Киево-Печерский монастырь), прп. (пам. 23 марта, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, игум. киевского Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (см. Киево-Печерская лавра) (1077/78 - 1088). Сведения о Н. В. содержатся в Житии прп. Феодосия Печерского (далее - ЖФ), написанном прп. Нестором в нач. XII в. (по др. мнению, в кон. XI в.); в «Повести временных лет» (далее - ПВЛ): в статьях 6582 (1074) г.- «Сказании о первых черноризцах печерских» и 6596 (1088) г.; в Киево-Печерском патерике (далее - КПП): в «Слове о пришествии писцов церковных», «Слове об Иоанне и Сергии», «Слове о Никите Затворнике», «Слове о Спиридоне Проскурнике и об Алимпии Иконописце» (20-30-е гг. XIII в.). Согласно ЖФ, Н. В. был одним из первых последователей прп. Антония Печерского. В пещеру близ Берестова (княжеское село на юж. окраине Киева) он пришел не позднее сер. 50-х гг. XI в. ( Артамонов. 2003. С. 224). Именно Н. В., как пресвитеру и опытному черноризцу («прозвутеру и чьрноризьцю искусьну»), прп. Антоний поручал совершать пострижение желавшх приобщиться к подвигу монашества. Н. В. постриг в иночество прп. Феодосия Печерского, прп. Варлаама , преемника прп. Антония на игуменстве и 1-го настоятеля княжеского киевского во имя великомученика Димитрия Солунского мужского монастыря , свт. Ефрема буд. титулярного митрополита Переяславского. Это событие стало причиной конфликта печерян с киевским кн. Изяславом (Димитрием) Ярославичем (1054-1078, с перерывами), к-рый был недоволен тем, что пострижение состоялось без его разрешения (Ефрем был слугой Изяслава, а Варлаам - сыном его боярина Иоанна).

http://pravenc.ru/text/2577567.html

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 762-764; он же. Словарь гравированных портретов. 1887. Т. 2. Стб. 1351-1352; Чечулин Н. Д. Гравированные портреты Нестора летописца//С. Ф. Платонову ученики, друзья и почитатели: Сб. ст. СПб., 1911. С. 70-75; Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28; Гравюры Леонтия Тарасевича к Патерику Печерскому, изд. в типографии Киево-Печерской лавры в дек. 1702 г. М., 1992 (лист «Прп. Нестор Летописец»); Зарицкая О. И. Портретные гравюры, выполненные по заказам кн. А. М. Белосельского-Белоозёрского.//Гравюра в системе искусств: Сб. ст./ГРМ. СПб., 1995. С. 25-30; она же. Гравированные портреты рус. деятелей, изд. кн. A. M. Белосельским-Белозерским, из кол. Московского митр. Платона//Антиквариат. 2006. 9 (40). С. 92-100; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 177. 356, 357; Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87; Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)

http://pravenc.ru/text/2565114.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), трудолюбивый. Предание относит кончину И. к 1115 г., однако сведения о святом не отразились в Киево-Печерском патерике , составленном в 1-й трети XIII в. И. впервые упоминается в «Тератургиме» киево-печерского мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), где святой назван «старцем трудолюбивым» и указано, что его мощи почивают в Ближних пещерах Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), установлено празднование преподобным Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же составлена служба Собору. Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. И.) в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. И. упоминается в 9-й песни канона преподобным отцам Киево-Печерским, в Ближних пещерах почивающим, где святой уподобляется «горлице пустыннолюбивой» (Минея (МП). 2003. Сент. С. 829). Возможно, в позднем почитании И. отразилось древнее почитание в Киево-Печерском мон-ре печерского постриженика свт. Исаии, еп. Ростовского († после 1089), погребенного в Ростове. Мощи И., почивающие в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, как показали проведенные в 80-х гг. XX в. исследования, принадлежали человеку, скончавшемуся в XI-XII вв. в возрасте ок. 60 лет (Дива печер лаврських. С. 91, 92). Лит.: Описание о российских святых. С. 27; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 46; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 274.

http://pravenc.ru/text/674808.html

Уникальным произведением является Донская икона Божией Матери с сюжетами Патерика (кон. XVII - нач. XVIII в., ГИМ), где присутствует 2 «зеркальных» извода подобной композиции - согласно надписям, чудо во Влахерне и пришествие иконописцев из Царьграда (Киево-Печерский патерик. С. 39. Кат. 39). На палице кон. XVII в., созданной в мастерской киевского Вознесенского мон-ря, вышиты изображения Богоматери, вручающей икону греч. зодчим, и предстоящих преподобных Антония и Феодосия державний icmopuko-kyльmyphuй зanobiдhuk: Фотоальбом. К., 1984. С. 191). Влахернское чудо написано также в нише зап. фасада Успенского собора Киево-Печерской лавры, восстановленного в 2000 г. Лит.: Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 1: Факсим. воспроизв. рукописи. Л. 107 об.; Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр. С. 342; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат./Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. Е. В. Лопухина Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) ВАСИЛИЙ († ок. 1098), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 11 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/171474.html

Ист.: Описание Киево-Печерской лавры. К., 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий), еп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцев Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 19062; Барсуков. Источники агиографии. Прил. С. II. Лит.: Голубинский. Канонизация святых. С. 202-210; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Воронеж, 1883. Август. С. 288; Филарет (Гумилевский). РСв. Август. С. 126-127; Кабанець. Icmopiя печерськоï kahohiзaцiï. Игум. Андроник (Трубачев), Е. В. Лопухина Иконография. В иконописном подлиннике кон. XVIII в. облик А. Т. описан следующим образом: «Сед, брада Сергиева, на главе клабук черн, ризы преподобническия дичь, испод бакан» (БАН. Строг. 66. Л. 316об.; «левыя страны» 21-й, назван «трудолником»). На иконе XIX в. у раки преподобного в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры А. Т. изображен в монашеском одеянии и куколе, склонившимся над раскрытой книгой в руках. В композиции «Собор Киево-Печерских святых» он представлен в правой группе иноков, стоящих за прп. Феодосием Киево-Печерским (их мощи почивают в Дальних пещерах), обычно в 3-м ряду 1-м или 2-м слева. А. Т. изображен старцем в куколе на гравюрах кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА, РГБ) - без выраженных индивидуальных особенностей; на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР), предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры,- с аскетическим обликом (впалыми щеками), с надписью: «Пре Арсений Тру[жде]ник»; на хромолитографии 1884 г. изд. И. Д. Сытина в Москве (РГБ) - средовеком; на литографии 1893 г. изд. Киево-Печерской лавры (РГБ). На литографиях мастерской А. Абрамова 1859 г. (ЦАК МДА) и 1883 г. (ГРМ) образ А. Т. (как средовека) помещен в 5-м ряду 3-м слева. Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-633. Т. 4. С. 761-764; Русские монастыри: Искусство и традиции/ГРМ. Б. м., 1997. С. 169; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 61. И. Б. Черномаз Рубрики: Ключевые слова: АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/76320.html

В 1761 году встречается Старокодацкая протопопия, обнимавшая церкви Запорожской Сечи. Она выделилась также из Полтавской протопопий; в ней в 1767 г. насчитывалось 9 церквей, а в 1778 году – 8. Старокодацкая протопопия вместе с Решетиловской прикрыты в 1770 году будучи присоединены снова к Полтавской протопопии. В том же 1770 году в ведомстве Киевского митрополита образовалась Киево-Печерская протопопия в составе 32 церквей. 964 Как известно, Киево-Печерская Лавра и Киево-Межигорский монастыри, пользуясь правами ставропигии, самостоятельно управляли своими вотчинными селами и церквами в них. Во всех официальных ведомостях они стояли особняком, например, в ведомостях 1738 – 1745 гг. Приходы Киево-Печерского и Межигорского монастырей также обозначены особо от приходов, подведомых киевскому архиерею. В ведомстве Киево-Печерской Лавры их было более 70, у Межигорского монастыря 4 прихода. 965 Киево-печерский и межигорский архимандриты по делам посвящения ставленников нередко предпочитали обращаться к черниговскому и переяславскому епископам, чем к ближайшему киевскому митрополиту. Такое положение дела было неприятно для Киевского митрополита, мечтавшего снова подчинить Киевской митрополии вместе с Черниговской, Переяславской и Могилевской епархиями ставропигиальные Киево-Печерский и Межигорский монастыри, отторгнутые от Киевской митрополии. Он просил о восстановлении своих церковных прав, касавшихся самостоятельного поставления в Киеве епископов и архимандритов в малороссийские епархии и монастыри. Просьба вызвана тем, что 17 февраля 1765 г. малороссийский первоиерарх был лишен права поставлять архимандритов даже в своей Киевской епархии. Митрополит Арсений Могилянский обо всем этом доносил в пунктах, составленных для представления в Екатерининскую Комиссию о составлении проекта Нового Уложения. 966 В то же время Киево-Печерская Лавра и Межигорский монастырь просили оставить их самостоятельными. Вместо восстановления старых прав киевскому митрополиту самим Синодом, 29 апреля 1767 г., воспрещено впредь именоваться «и Малыя России». Только 11 февраля 1769 года состоялось постановление Св. Синода о том, чтобы архимандриты Киево-Печерской Лавры и Киево-Межигорского монастыря, не подчиняясь сами вместе с монастырями киевскому митрополиту, передали все церкви своих вотчин и состоящих при них священно и церковнослужителей, и всех мирских людей по духовным делам в полное ведение епархиальных архиереев, а сами ни в какие дела, исключая избрания и представления ставленников, не вмешивались. В силу этого распоряжения Лавра передала в ведение Киевского митрополита 47 церквей, а Межигорский монастырь 12 церквей. Вотчинные лаврские церкви, числом 32, составили в Киевской епархии особую Киево-Печерскую протопопию; остальные церкви расписаны были по другим протопопиям. 967

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

князем Владимиром, при его загородном дворце, в котором он и скончался. После ее разорения, при нашествии татар, она была возобновлена Киевским митрополитом Петром Могилою . До 1890–х годов она была приходским храмом для жителей части г. Киева, называемой Липками, а в это время была предоставлена Киевским единоверцам. В 1908 г. она передана в ведение и под наблюдение Киево–Печерской Лавры. Кроме главного Преображенского престола, в Спасском храме имеется боковой придел (справа) во имя свв. Косьмы и Дамиана. По получении надлежащего разрешения от Императорской Археологической Коммисии, Киево–Печерская Лавра приступит к постепенному полному обновлению сей древней церкви, после чего в ней будет открыто постоянное совершение богослужения. Управление Киево-Печерской Лавры В заключение почитаем необходимым сообщить краткие сведения об управлении, богослужебных порядках Киево–Печерской Лавры и о некоторых особенных благочестивых обычаях в ней. Киево–Печерская Лавра ныне состоит под высшим управлением Св. Синода и под непосредственною властию Киевского митрополита, который именуется священно–архимандритом Лавры. Киевский митрополит управляет Лаврою при посредстве Духовного Собора и наместника. Духовный собор Лавры есть присутственное место, ведающее, под высшим наблюдением священно–архимандрита, все внутреннее управление Лаврою. Присутствующие в нем члены назначаются священно–архимандритом Лавры из Лаврской монашествующей братии, заведывающей какою–либо частию общего Лаврского ведомства. Все присутствующие в Духовном соборе иноки называются соборными старцами и пользуются некоторыми преимуществами. Во главе канцелярии Духовного Собора стоит особый правитель дел. Председателем Духовного Собора состоит обыкновенно наместник Лавры, имеющий сан (с 1816 г.) архимандрита. Он избирается священно–архимандритом Лавры и утверждается Св. Синодом. Он имеет отличия, равные с настоятелями других первоклассных монастырей. Ему принадлежит право непосредственного наблюдения за точным исполнением всех распоряжений священно–архимандрита, постановлений Духовного Собора и вообще за соблюдением в Лавре монастырского устава и порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

Это показывает, что в Юрьевском монастыре, а вероятно и в других новгородских, как избрание игумена, так и лишение его власти зависело не только от братии монастырской, но и от владыки, и от гражданской власти. Примечания П. собр. р. лет. 1. 194; 2. 107, 128, 152 Такое сочетание двух названий — игумена и вместе архимандрита употреблялось настоятелями некоторых знаменитейших монастырей и в Греции еще во дни VII Вселенск. Собора (Binii Concil. T. 3. Part. 1. Sect. 1. P. 522, 598 Сведения об этой грамоте сообщены в «Опис. К.-Печерской лавры». С. 47–51. Изд. 2-е а самая грамота напечатана в Прибавлениях к Описанию. 1. П. собр. р. лет. 1. 149, 194; 2. 81 Повесть о зачале Свенского монастыря в Древн. росс. вивлиоф. (19. 284. Изд. 2-е О княжении Романа Михайловича в Брянске — Карамз. 4. 37. Изд. 2-е Слова патриарха о снятии копии с грамоты напечатаны в предисловии к грамоте (Прибавл. к Опис. Киево-Печер. лавры. 1 Из них видно, что помянутый Иеракс уверял еще патриарха, будто в архивах патриарших хранились тогда многие жалованные грамоты самого святого Владимира киевского и даже бабы его Ольги, данные русским епископам, монастырям и вообще русскому духовенству. Каким монастырям и какому русскому духовенству могла дать эти грамоты святая Ольга? А лаврою назван тогда Киево-Печерский монастырь только дважды, сколько нам известно: в послании к киево-печерскому архимандриту Василию (поставл. 1182 г.), которое с вероятностию усвояется святому Кириллу Туровскому (Прибавл. к Твор. св. отц. 10. 347 и в самом начале сказания Симонова о создании Киево-Печерской церкви: «Да уведят вси, яко самаго Господа Промыслом, и волею Того и Пречистыя Матери, и молитвою, и хотением, создася и свершися боголепная и Великая церкви святая Богородица Печерския, архимандрития всея Русския земля, еже есть лавра святого Феодосия...» (рукоп. Киево-Печер. Патер.). Но не внесено ли имя лавры в оба эти сочинения позднейшими переписчиками и не поставлено ли оно вместо слова монастырь, подобно тому как в Похвальном слове преподобному Феодосию он называется основателем Киево-Печерской лавры (см. Киево-Печ. Патер.)? Впрочем, принимая во внимание, что имя лавры (laЪra — целый квартал домов) издавна употреблялось на Востоке не как какое-либо почетное название, даваемое монастырям властию, а усвоялось обыкновенно монастырям, отличавшимся множеством зданий, многолюдством, равно и то, что также у нас впоследствии лаврами были называемы обыкновенно многолюдные монастыри — Чудов, Антония Римлянина, Кирилло-Белозерский, Глушицкий и другие, можем согласиться, что и Киево-Печерскому монастырю еще в XII в. без всякой грамоты от Боголюбского за одно многолюдство могли приписывать имя лавры.

http://sedmitza.ru/lib/text/435834/

Мелетий Дзик , в 1673–80; перев. в Киево-Михайловский Златоверхий. Сильвестр Головчич , в 1680–83; перев. в Киево-Михайловский Златоверхий. Иезекииль Филипович определён 28 апр. 1684; до 1686. Феодосий Гугуревич 1686 перев. из Максаковского; † 25 дек. 1689. Пахомий Подлузский , из Выдубицкого монастыря, в 1690–92. Кирилл Филимонович (один год). Иоасаф Кроковский , игум. Братского и Киево-Николаевского Пустынного, с 15 июня 1693; 29 июня 1697 перев. в Киево-Печерскую Лавру. Прокопий Колачинский (Кольчинский ), 1697–1702; перев. в Николаевский Пустынный. Гедеон Одорский , игум. Батуринский Крупицкий; управлял в 1703 и 1704. Иннокентий Поповский, из префектов акад., в 1705–1707. Христофор Чарнуцкий , из префектов акад., в 1707–9; перев. в Киево-Николаевский Пустынный мнтрь. Феофан Прокопович , из префектов акад., с 1711; 7 апр. 1718 хирот. в еписк. Псковского. Сильвестр Помовский , с 1718; † в 1721. Иосиф Волчанский , с 1721, а в марте 1727 перев. в Киево-Николаевский Пустынный мнтрь. Иларион Левицкий , из префектов акад., с 1727; † 14 июня 1731. III.      Apxuмahдpumы и ректоры Амвросий Дубневич , из префектов акад., с 1731; в 1737 перев. в Киево-Михайловский Златоверхий. Сильвестр Думницкий , из наместн. Киево-Софийских, определён 1 авг. 1737; 2 сент. 1740 перев. в Киево-Михайловский Златоверхий мнтрь. Сильвестр Кулябка , 9 авг. 1710, из префектов акад.; 18 нояб. 1745 хирот. в еписк. Костромского. Сильвестр Ласкоронский 24 февр. 1746 перев. из Нежинского Назарета; 1 авг. 1751 уволен в Киево-Выдубицкий на покой, и там † 8 мая 1754. Георгий Конисский произведён 1 авг. 1751, из префектов акад.; 20 авг. 1755 хирот. в еписк. Могилевского. Манассия Максимович , из иеромонахов, определён 25 нояб. 1755; † 2 июля 1758. Давид Нащинский в нояб. 1758 перев. из Слуцкого-Троицкого, а 10 февр. 1761 – в Гамалеевский мнтрь. Самуил Миславский , 10 февр. 1761, из префектов акад.; 12 авг. 1768 перев. в Киево-Николаевский Пустынный мнтрь. Тарасий Вербицкий 12 авг. 1768 перев. из Киево-Кирилловского; 16 янв. 1774 – в Новгородский Антониев мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

† ок.1031–1043 гг., 26 июля Св. прмч. Моисей Угрин, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. Ок. 1045 г. Прп. Маркиан, игумен киево-зверинецкий (25 октября). Св. блгв. кнг. киевская Ирина (10 февраля). † 1052, 4 октября Св. блгв. кн. новгородский Владимир. † ок. 1053 г., 28 января Прп. Ефрем Новоторжский. † ок.1053 г. (?) Свт. Иларион, митр. Киевский и всея Руси (21 октября, 28 сентября – Собор Ближних пещер). † 1054, 19 февраля Св. блгв. кн. киевский Ярослав (в крещении Георгий) Мудрый. † 1058, 15 октября Свт. Лука, еп. Новгородский (10 февраля, 4 октября). Прп. Судислав (в крещении Георгий), кн. псковский, затворник киевский (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России). Прп. Варлаам, игумен киево-печерский, в Ближних пещерах почивающий (19 ноября). Прп. Иларион схимник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (21 октября). † ок.1070 г. Прп. Иеремия прозорливый, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (5 октября). Прп. Дамиан пресвитер, целебник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (5 октября). † 1070-е гг. Свт. Леонтий сщмч., еп. Ростовский (игумен киево-зверинецкий ?) (23 мая). † 1075, 7 мая Прп. Антоний Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (10 июля, 2 сентября). † ок.1073–1077 гг., 29 октября Прп. Авраамий, архим. ростовский. † после 1073 г. Свт. Михаил, еп. Юрьевский (игумен киево-зверинецкий ?) (6 сентября). † ок. 1074 г. Прп. Софроний, игумен киево-зверинеикий (11 марта). † 1074. 3 мая Прп. Феодосии Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (14 августа, 2 сентября). † после 1074 г. Прп. Иаков монах, Киево-Печерский (23 октября, 28 августа – Собор Дальних пещер). † 1076. 27 декабря Св. блгв. кн. киевский Святослав (в крещении Николай) (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России). † ок. 1077 г., 13 декабря Прп. Аркадий, Вяземский и Новоторжский (11 июля, 14 августа). † 1078. Св. блгв. кн. киевский Изяслав (в крещении Димитрий) 3 октября (26 октября). † до 1080 г.? Свт. Николай, еп. Переяславский (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010