Вот основной и далеко не полный круг вопросов, возникающих при обучении детей церковному пению без специального музыкального отбора, причем на практике этот круг вопросов становится еще более широким. Профессиональное же обучение детей развивается в настоящее время главным образом по двум направлениям: во-первых, это обучение на основе специального музыкального отбора детей, большею частию с чисто концертно — хоровым уклоном; во-вторых, это профессиональное обучение в собственном смысле этого слова — т.е. подготовка так сказать будущих кадров для пения на клиросе на основе специального музыкального отбора или без него. Какая главная проблема возникает при том или другом направлении профессионального обучении детей церковному пению? Это проблема непосредственно отражает вообще состояние православного церковного пения в России в настоящее время. Заключается она в “репертуарном” подходе к пению в храме, т.е. когда богослужение рассматривается с певческой точки зрения не как целостная система, в которой СЛОВО выходит на первый план и принимает мелодическую форму при помощи т.наз. принципа “распева”, а становится (богослужение) набором музыкальных “номеров”, в большинстве случаев не связанных между собою ни идейно, ни музыкально, а назначаемых по произволению регентов, священнослужителей или других лиц. Богослужебный репертуар при этом выбирается на основе сложившихся музыкально-хоровых традиций по принципу “уместности” того или иного авторского сочинения или песнопения из какого-либо церковно-певческого “обихода” на конкретном богослужении. Например, в Великий Четверток считается уместным спеть сочинение Львова “Вечери Твоея Тайныя”; в неделю Всех Святых в земле российской просиявших, для пения после причастного стиха — для т.наз. “запричастного концерта” берутся стихиры стиховны “Земле Русская”, распетые на подобен 2го гласа “Доме Евфрафов” по напеву Киево-Печерской Лавры. Или, например, великим постом в настоящее время иногда используют одноголосные песнопения столпового, греческого и др. распевов, исполненных по “итальянской ноте” или по “топорикам” — т.е. по “квадратным нотам”, а некоторыми профессиональными музыкальными церковно-певческими коллективами, в дни рождения или смерти композиторов, писавших духовно-музыкальные циклы, принято петь за богослужением их т.наз. “Литургии” или “Всенощные Бдения”.

http://azbyka.ru/kliros/problemy-obuchen...

Коллектив уже записал полтора десятка компакт-дисков, среди них многие известны широкому кругу слушателей и любителей музыки: «Не отврати лица Твоего» (песнопения Великого Поста), «Страстная седмица», «Ночь тиха над Палестиной» (песнопения Рождества Христова), «Антифоны Страстной Пятницы» и «Литургия Иоанна Златоуста» (по напеву Супрасльской лавры 1598 года), «Песнопения Македонской Литургии и Македонского осмогласника», «Рождественские канты и колядки», «Боже Царя храни» (гимны и патриотические песни Российской Империи), альбом «Молитву пролию ко Господу» памяти Великого архидиакона Константина Розова, «Господские праздники знаменного распева XVI века по напеву Московского Новоспасского монастыря», «Песнопения праздника Святой Пятидесятницы», «Русские и грузинские духовные песнопения и молитвы». Сейчас хор работает над новым Пасхальным репертуаром, закончил проект, посвященный 625-летию Куликовской битвы и 60-летию Великой Победы во Второй мировой войне, продолжает развивать программу старинных вальсов, застольных и исторических песен. Возрождая традиции русского знаменного, демественного и строчного пения, бытовавшие на Руси в XV – XVII веках, монастырский хор продолжает в то же время певческие традиции Московского Синодального хора и  мужских хоров, среди которых хоры Троице-Сергиевой  и  Киево-Печерской Лавр. С 1994 года Праздничным мужским хором Московского Данилова монастыря руководит регент Георгий Сафонов – выпускник Российской Академии музыки имени Гнесиных, лауреат 1-го Всероссийского конкурса дирижеров, почетный член Всероссийского музыкального общества. Патриарший хор во главе с регентом является постоянным активным участником международных конференций по проблемам расшифровки старинных певческих рукописей, международных фестивалей церковной музыки в России и за ее пределами, различных благотворительных и молодежных фестивалей, творческих вечеров и церемониях вручения различных наград и премий. С коллективом выступали такие известные деятели русского классического певческого и театрального искусства как Народная артистка СССР, лауреат Государственной премий, профессор И.К.Архипова, Народный артист СССР, профессор А.А.Эйзен, Народный артист СССР Б.В.Штоколов, Народный артист СССР А.Ф.Ведерников, Народный артист России В.А.Маторин, Народный артист СССР, художественный руководитель Академического Малого театра России Ю.М.Соломин, Народный артист России А.Я.Михайлов, Народная артистка СССР В.В.Толкунова, Народная артистка России Т.Ю.Петрова и многие другие ведущие деятели российской культуры.

http://pravoslavie.ru/14822.html

Муз. соч. и обработки: Издания автора: Духовно-муз. произведения: Четырехголосные песнопения для большого смеш. и однородного хоров. М., 1911. Вып. 1: Песнопения Божественной литургии. (23 номера); Вып. 2: Песнопения всенощного бдения (49 номеров) (рец.: Николай [Могилёвский], иером.//Рус. инок. Почаев, 1912. 8(56)); 1912. Вып. 3: Песнопения молебнов (20 номеров); Вып. 4: Песнопения заупокойных служб (25 номеров); 1913. Вып. 5: Песнопения Постной Триоди. Ч. 1: Службы на весь Великий пост (17 номеров); Ч. 2: Преждеосвященная литурия (9 номеров); Ч. 3: Песнопения в пятницу 5-й седмицы на всенощной и задостойник в субботу Лазареву и Неделю ваий (7 номеров); Ч. 4: Страстная седмица (26 номеров); Вып. 6: Заупокойные службы и отпевания мирских, монашествующих и священников (29 номеров): Для смеш. хора; Вместо запричастного: 4 тропаря из канона посещения Божией Матерью прп. Сергия. М., 1912; «Милость мира», «Тебе поем» и «Достойно есть»: Простого расп.: Для однородного и смеш. хоров. М., 1912; «Милость мира», «Тебе поем» и «Достойно есть»: Невская. М., 1912; Полный чин монашеского пострига: Разных напевов. М., 1912; «С нами Бог» (3 варианта: знам. расп. по напеву Сергиевой лавры, сокращ., обычного): Для смеш. хора. М., 1912; Херувимская песнь: Киево-печерская: Для 4-голосных однородных... хоров. М., 1912; «Вышшую небес»: Стихиры греч. расп. в ред. Сергиевой лавры. М., б. г.; Ежечасная молитва свт. Иоасафа Белгородского. М., б. г.; «Живый в помощи»: Пс 90 вместо запричастного стиха: Для большого хора. М., б. г.; Ирмосы великого канона св. Андрея Критского: Древнего распева. М., б. г.; «Милость мира», «Тебе поем» и «Достойно есть» (F-dur). М., б. г.; «Милость мира», «Тебе поем» и «Достойно есть» (d-moll). М., б. г.; «Милость мира» и «Тебе поем»: Невские, «Достойно есть»: Троицкое (e#moll): Трио. М., б. г.; Молитва свт. Филарета, митр. Московского. М., б. г.; Молитва свт. Феофана, затворника Вышенской пустыни. М., б. г.; На литургии Василия Великого: Обиходное (G-dur). М., б. г.; «Плачу и рыдаю» (из отпевания): Трио.

http://pravenc.ru/text/2564770.html

К., 1887; Большой и малый знаменный роспев. 1889. Рига, 18902 (испр. и доп.); Вып. 2: Нотные прил. с объясн. текстом. Рига, 1889; Из дневника любителя церк. пения//РукСП. 1888. Т. 1. Вып. 17. С. 557-567; Осмогласные роспевы трех последних веков Правосл. Рус. церкви: В 4 вып.: Киев. роспев и дневные стихирные напевы на «Господи воззвах». К., 1888. М.; Лпц., 18982; Болг. роспев или напевы на «Бог Господь» Юго-Западной Православной Церкви: Технич. построение. К., 1891. М., 18982; Греч. роспев в России: Ист.-технич. изложение. К., 1893; Прил.: Образцы осмогласия роспевов Киев., Болг., Греч. с объясн. их технич. устройства. Рига, 1893; Церк. пение правосл. Юго-Зап. Руси по нотно-линейным ирмологам XVII и XVIII вв.: В 4 вып.: Состав, свойства и достоинство напевов, помещенных в юго-зап. ирмологах. К., 1890. М.; Лпц., 18982; Сравн. обозрение церк. песнопений и напевов старой Юго-Зап. Руси по ирмологам XVII и XVIII вв., ирмологу Г. Головни 1752 г., моск. синод. изд. и гармонич. перелож. Л. Д. Малашкина. М.; Лпц., 1898; Ирмолог Гавриила Головни 1752 г. и Круг церк. песнопений по напеву Киево-Печерской Лавры на 4 голоса, Л. Д. Малашкина. М.; Лпц., 1898; Метод греко-слав. церк. пения испанца Иоанна де Кастро (De Castro) с присовокуплением сб-ка (Энхиридиона) песнопений той же церкви, сост. тем же авт.: Пер. М.; Лпц., 1899; О совр. нам нуждах и задачах рус. церк. пения//Рижские ЕВ. 1891 (отд. отт.: Рига, 1891; То же: М.; Лпц., 18992); Общедоступные чтения о церк. пении: В 3 вып., 6 ч.: О высоком достоинстве и благотворном влиянии на людей церк. пения. Рига, 1892. Кострома, 18972; О совр. нам общенар. церк. пении в России. Рига, 1893; Технич. сторона состава и исполнения церк. песнопений. Мелодический и ритмический состав церк. напевов. Техника певч. исполнения//Костромские ЕВ. 1895. 8-20 (отд. изд.: Кострома, 1895); Главные пункты истории греч. церк. пения. Кострома, 1896; Опись старым нотным рукописям Костромской епархии//Костромские ЕВ. 1896. 23; 1897. 1; О пении в Правосл. церквах греч.

http://pravenc.ru/text/155118.html

Муз. соч.: «Христос раждается»: Торжественные ирмосы Рождества Христова, киев. расп. К.: Музична Украïна, 1993; Степенные антифоны утрени древних распевов. К.: Музична Украïна, 1994; Степенна, антифон 1-й гласов]//Песнопения воскресной службы. М.: Живоносный Источник, 1996. Глас 1. С. 18-19; Глас 2. С. 21-24; Глас 3. С. 26-27; 1997. Глас 4. С. 29-31; 1998. Глас 5. С. 27-28; Глас 6. С. 37-39; Глас 7. С. 28-29; 1999. Глас 8. С. 31-33; Православные церковные хоры: Соч. и перелож. К.: Музична Украïна, Избранные соч. и перелож. для небольшого смеш. хора. М.: Живоносный Источник, 1997; «Тебе одеющагося» расп. Киево-Печерской лавры//Песнопения Страстной седмицы. М.: Живоносный источник, 1999. Ч. 2: Великий пяток. С. 93; То же//Воскресные службы Постной Триоди. М.: Паломник, 2000. С. 156; Лimypriя миру («De Angelis»). К., 2003. (Б-ка камерного хору «Киïв»); Литургия мира («De Angelis»): Хоровая партитура. Херсон, 2003; Чорнобильська лimypriя: Хорова партитура. Херсон, 2003; «Осанна»: Собр. духовно-муз. перелож. и соч. Херсон: ИХГУ, 2004; «Тебе поем»: [Сб. духовно-муз. перелож. и соч.]. Херсон: ИХГУ, 2005; Ирмосы Великого канона (по напеву из Спутника псаломщика), глас 6: Для смеш. хора//Великий канон св. Андрея Критского. М.: Издат. совет РПЦ, 2006. С. 11-19. (Триодь церк. пения); То же: Для 3 однородных голосов//Там же. С. 19-27; «Душе моя», глас 6 знам. расп.//Там же. С. 87-89; «С нами Бог», напев Соловецкого мон-ря//Великое повечерие/Ред.-сост. А. Буренина; ред. Н. Грызлова. М.: Издат. совет РПЦ, 2006. С. 16-17. (Триодь церк. пения. Седмичные службы Великого поста); «Ныне силы небесныя», напев Валаамского мон-ря//Литургия Преждеосвященных Даров/Ред.-сост. А. Буренина; ред. Н. Грызлова. М.: Издательский совет РПЦ, 2006. С. 47-48. (Триодь церк. пения. Седмичные службы Великого поста); «Слава Тебе, Боже наш» знам. расп.//Венчание. М.: Издат. совет РПЦ, 2006. С. 11. (Обиход церк. пения. Чинопоследования Требника); «Положил еси на главах их венцы»: Прокимен знам. расп., глас 8-й//Там же. С. 14-15; «Исаие, ликуй»: Тропари на венчании, 5-й глас знам. расп.//Там же. С. 29-31; Лира: Избр. духовно-муз. соч. и перелож. Херсон, 2007; Задостойники разных распевов в обработке архиеп. Ионафана (Елецких)//Задостойники: В 4 ч. М.: Издат. совет РПЦ, 2008. Ч. 2. С. 5-17; Чернобыльская литургия: Хоровая партитура. Херсон, 2009 (на церковнослав. яз.); Гласовая литургия: Хоровая партитура. Херсон, 2009.

http://pravenc.ru/text/578358.html

Что касается “осмогласного” пения, то оно, давно потеряв свое уставное и распевное значение, приняло форму 8 типовых мелодий построчной структуры с различными категориями напевов, предназначенных для пения, например, стихир, тропарей, ирмосов и т.д. и страдает той же “репертуарностью”, выражающейся в смешении различных распевов, их местных певческих вариантов и авторских аранжировок. Так, в нынешнем 1м гласе для пения стихир обычно используется киевский распев, для тропарей — греческий; эти распевы могут быть исполнены в простой гармонизации, с местными сложившимися вариантами, а также по какому-либо монастырскому или авторскому “обиходу” — например по “обиходу” Киево-Печерской Лавры, по “обиходу” Бахметьева и др. Так называемое “пение на подобен” также потеряло свой быстрый и “будничный” характер пения и в настоящее время наоборот считается признаком “праздничного пения” (обычно на службах используют вариант подобнов по напеву Оптиной пустыни, сложившийся в устной форме на основе столпового распева, положенный некогда на ноты для четырех-голосного мужского состава, и в настоящее время отдельное песнопение или их группа, предназначенное для пения на один из имеющихся “подобнов”, по изложенному в нотах образцу разучивается хором как музыкальное сочинение, с голоса или расписывается по нотам; при этом считается “высшим пилотажем”, если хор сможет “с листа” без нот грамотно разложить и пропеть текст “на подобен” — и это действительно так, ибо для того чтобы пропеть “с листа” такую стихиру, в условиях заранее регламентированных правил гармонизации основной мелодии остальными сопровождающими голосами, требуется высокое гармоническое мышление и большая постоянная практика при условии стабильности певческого состава, чего не бывает почти ни в одном церковном хоре). Мы не будем подробно останавливаться на всех этих вопросах, тем более, что они уже для многих труждающихся на ниве церковного пения известны из личной практики и достаточно широко освещены апологетами устнавного пения.

http://azbyka.ru/kliros/problemy-obuchen...

Лит.: Л. Д. Малашкин//Баян. СПб., 1888. 18. С. 171; С[оловьев] Д. Рец. на изд.: Малашкин Л. Д. По напеву Киево-Печерской лавры круг церковных песнопений, положенных для хора//ПрибЦВед. 1891. 45. С. 1608-1609; Вознесенский И. И. Церковное пение правосл. Юго-Зап. Руси по нотно-линейным ирмологам XVII и XVIII вв. М.; Лпц., 1898. Вып. 2: Сравн. обозрение церк. песнопений и напевов Юго-Зап. Руси по ирмологам XVII и XVIII вв., ирмологу Г. Головни 1752 г., моск. синод. изданиям и гармоническим переложениям Л. Д. Малашкина; Вып. 3: Ирмолог Гавриила Головни 1752 г. и Круг церк. песнопений по напеву Киево-Печерской лавры, на 4 голоса, Л. Д. Малашкина; Металлов В., свящ. Очерк истории правосл. церк. пения в России. М., 19003. С.154-155; Калачинский П. Памяти композитора Л. Д. Малашкина//Церк.-приходская школа. К., 1902. Кн. 8. С. 97-100; Лисицын. Обзор. 1901. С. 231-236; он же. Я. С. Калишевский и его хор//Музыка и пение. СПб., 1903. 3. С. 2-3. 4. С. 3-5; 5. С. 1-5; Малашкин Л. Д.: Некр.//Моск. листок. 1902. 38. Приб.; Малашкин Л. Д.: Некр.//Моск. ЦВед. 1902. 6. С. 281; [Некр.]//Музыка и пение. СПб., 1901/1902. 4; Малашкина К. Н. Мат-лы для биографии и кр. биография известного композитора Малашкина. Рязань, 1903; Pazdírek F. Universal-Handbuch der Musikliteratur aller Zeiten und Völker. W., 1904-1910. Bd. 18. S. 92-94; Библиографический словарь писателей, ученых и художников, уроженцев (преимущественно) Рязанской губ./Сост.: И. В. Добролюбов, С. Д. Яхонтов. Рязань, 1910. С. 335-336; Павлова Г. «Я встретил вас»: К истории романса//Муз. жизнь. 1972. 5. С. 16-17; Михельсон Е. «Я встретил вас»: Еще об истории романса//Там же. 1975. 5. С. 17; Гиппиус Е. В. Малашкин Л. Д.//МЭ. Т. 3. Стб. 413; Гарднер. Богослужебное пение. 1982. Т. 2. С. 444-446; Свод напевов; Верхняцкая Н. Распев Киево-Печерской лавры: Устная и письменная традиции и их взаимодействие в XIX-XX вв.//Наук. bichuk НМАУ. 2003. Вип. 24. Кн. 1. С. 108-117; Пархоменко Л. О. Легендарний Я. Kaлiшebcьkuй в укр. xopobiй kyльmypi//Музична ykpaïhicmuka: Сучасний buмip. К., 2005. Вип. 1. С. 35-57; Сорокина Л. Д. С любовью к России//Насельники рязанских усадеб/Сост.: И. К. Красногорская. Рязань, 2007. С. 297-304; Шнуренко Р. Записи старинных церк. хоров: Из арх. собр. Киево-Печерской лавры: [Буклет к компакт-диску RSKPL 027]. К., 2011.

http://pravenc.ru/text/2561716.html

П. И. Чайковский отмечал самобытность пения в Киево-Печерской лавре: «Там поют на свой древний лад, с соблюдением тысячелетних традиций, без нот, и, следовательно, без претензии на концертность, но зато, что за самобытное, оригинальное и иногда величественно-прекрасное богослужебное пение!» ( Чайковский. 1966). В нач. XX в. юрисконсульт лавры проф. И. Н. Никодимов (наст. фам. Шумилин) писал: «Когда слушаешь эти распевы, то реально ощущаешь их мощь и величие. Они многогранны: в них чувствуются и беспредельность и раздолье украинских вольных степей, и грусть и тоска мятежной кающейся души, и величие религиозных настроений, и хоралы торжества победы духа над материей, и звуки народных песен. Все это слилось в одну стройную, подкупающую своей художественной простотой, строгой гармонией и величием прекрасную мелодию» ( Никодимов. 1999. С. 56). Арх.: Из воспоминаний архим. Спиридона (Кислякова). [Жизнеописание]: Ркп.//Б-ка Киево-Печерской лавры; Спиридон (Лукич), архим. Богослужебные заметки: Маш.//Там же. Ист.: Систематический каталог книг б-ки Киево-Печерской лавры: В 2 т. К., 1908. Т. 1. С. 1-2, 219-221; Киево-Печерский патерик, или сказания о житии и подвигах святых угодников Киево-Печерской лавры. К., 1991. С. 27-28. Изд.: Херувимская песнь: Киево-Печерская//Обиход церковный нотного пения разных распевов. М.: [Синод. тип.], 1772. [Ч. 1]. Л. 158 об.- 161 (переизд.: Обиход нотного пения употребительных церковных распевов. М.: Синод. тип., 1909. Ч. 2. Л. 15-16); Малашкин Л. Д. Литургия св. Иоанна Златоустого: По напеву Киево-Печерской лавры: Ор. 40: На 4 голоса для муж. или смеш. хора. К.: [изд. ж. РукСП, литогр. В. Гроссе], 1887; То же. М.: [изд. авт.], 1890; он же. Всенощное бдение: По напеву Киево-Печерской лавры: Для муж. или смеш. хора: Ор. 42. К.: [изд. ж. РукСП, литогр. В. Гроссе], 1887; он же. Круг церк. песнопений по напеву Киево-Печерской лавры: На 4 голоса для муж. или смеш. хора. М.; Лпц.: Юргенсон, 1888, 1898п, 18995. Вып 1: Литургия св. Иоанна Златоуста: Op.

http://pravenc.ru/text/1684521.html

«На реках Вавилонских»: (Киевской лавры)// Он же. Духовно-муз. соч. и переложения. М.: [изд. авт.], 1912. 21; Ирмосы канонов Пресв. Богородице: Глас 4: На Введение, Благовещение, Успение и Вознесение//Ирмологий. М.: Изд. МП, 1983. Ч. 3: Нотное приложение. С. 137-147; Ирмосы на двунадесятые праздники: На Рождество Пресв. Богородицы: Ирмосы 1-го канона: Глас 2, Ирмосы 2-го канона: Глас 8//Там же. С. 184-189, 200-207; [Ирмосы] на Воздвижение Честного Креста: Глас 8//Там же. С. 208-217; [Ирмосы] в Неделю ваий: Глас 4-й//Там же. С. 311-318; На Успение Пресв. Богородицы: Ирмосы 1-го канона: Глас 1-й//Там же. С. 358-364. Лит.: С[оловьев] Д. Рец. на изд.: Малашкин А. Д. По напеву Киево-Печерской лавры круг церк. песнопений, положенных для хора//ПрибЦВед. 1891. 45. С. 1608-1609; Веймарн П. Несколько слов о церк. музыке: По поводу нового соч.: Всенощное бдение по напеву Киево-Печерския лавры. Перелож. иером. Парфения; положено на 4 голоса//РМГ. 1896. Июнь. Стб. 627-640; Вознесенский И., прот. Церковное пение православной Юго-Зап. Руси по Ирмологам XVII и XVIII вв.: Вып. 2: Сравнительное обозрение церковных песнопений и напевов старой Юго-Зап. Руси по Ирмологам XVII и XVIII вв., Ирмологу Г. Головни 1752 г., московским синодальным изданиям и гармоническим переложениям Л. Д. Малашкина. М.; Лпц., 1898; Лисицын М., свящ. Еще о пении в Киево-Печерской лавре//РМГ. 1903. 37. Стб. 834-839; он же. Я. С. Калишевский и его хор//Музыка и пение. 1903. 3. С. 1; он же. Упадок киево-печерского распева//Совр. театр и музыка. 1903. 13; он же. Имеющему уши...: (Ответ г. В. П.)//РМГ. 1904. 8. Стб. 208-209; 9. Стб. 235-237; В. П. [Петр В. И.]. О современном состоянии церк. пения в Киево-Печерской лавре//РМГ. 1903. 27/28. Стб. 631-642 [Ответ на ст. свящ. М. Лисицына «Упадок киево-печерского распева»]; 45. Стб. 1087-1092 [возражение Лисицыну]; Компанейский Н. И. Лаврская херувимская песнь//Музыка и пение. 1906. 1-2; Иадор (Ткаченко), иером. История киево-печерского лаврского распева//РМГ. 1907. 3. Стб.

http://pravenc.ru/text/1684521.html

погибла значительная часть использовавшихся при богослужении книг и возникла потребность в новых. Прот. Димитрий Разумовский упоминает лаврский Ирмологион 1728 г., но не исключено, что в 20-х гг. XVIII в. было неск. подобных изданий (сохр. экземпляры, не совпадающие по тексту). Нотный стан и текст в них написаны от руки, а нотные знаки, ключи и декоративные украшения страниц напечатаны ( Ясиновський. 1994. С. 26). В контексте укр. традиции ирмолойного письма лаврские полупечатные Ирмолои 20-х гг. XVIII в. можно считать экспериментальными: примененная в некоторых из них ромбическая форма нот резко отличается от типовой квадратно-прямоугольной киевской нотации ( Шевчук. 2008). Опыт печати ромбическими нотами западноевроп. вида не получил продолжения, до кон. XVIII в. новых нотных изданий здесь не было. Появление изданий 20-х гг. не повлияло на традиц. графику рукописных Ирмологионов. Выход полупечатных Ирмологионов в Киево-Печерской лавре возобновился в нач. XIX в. (1811, 1820, 1852, 1854 и др.), в них вид нотного письма был возвращен к традиционному (прямоугольная наклонная форма киевской ноты). С кон. XIX в. лаврские певч. книги выходили в виде многоголосных партитур с круглой «итальянской» нотацией. Переложение напева Киево-Печерской лавры Л. Д. Малашкина на 4 голоса вышло в московской литографии В. Гроссе ( Малашкин Л. Д. Литургия св. Иоанна Златоустаго по напеву Киево-Печерской лавры. Ор. 40. М., 1887. М.: Юргенсон, 1898п; он же. Всенощное бдение: (По напеву Киево-Печерской лавры). Оп. 42. М., 1887). Новая редакция Обихода Киево-Печерской лавры была опубликована в 4 ч. лаврского издания (1910; ч. 4 - в 1915), 5-я ч. (Песнопения Пасхи и Цветной Триоди) была издана только в 2002 г. в московском изд-ве «Живоносный Источник». В XIX-XX вв. Львовский ставропигиальный ин-т издавал при Успенском храме (ромбической нотацией) певч. сборники 2 видов: Ирмологионы (1904-1906) и «Гласопеснец» (1893). Практическое и одновременно учебное назначение имел сб. «Псалтихия», составленный сыном прот.

http://pravenc.ru/text/293876.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010