Было это незабываемое. Начинаем возглас: “Благословен Бог наш” и потом начинаешь плакать, другой батюшка подтягивает и тоже начинает плакать. У диакона срывается голос и он не может говорить ектенью... Весь город плакал, включая и духовенство. Владыка Иоанн ушел из этой жизни, неся ореол святости и бесконечной любви к людям. Архимандрит Амвросий “Примеры святости и благочестия” Православная Церковь за рубежом не только вела все 50 лет большую культурную и просветительную работу, но дала много примеров святости и благочестия. Мы ограничимся только шестью примерами, хотя подвижников было очень много. ... Третьим подвижником был архиепископ Иоанн (Максимович) , которого при жизни многие считали юродивым и только после смерти оценили его высокую христианскую добродетель. Он спас тысячи своих пасомых из Китая и был удивительным аскетом и молитвенником. П. Е. Ковалевский. Из книги “Зарубежная Россия” (изд. “Librarie des cinq conmenms” Париж.) Необычайный студент Русские студенты, как и русские профессора, отличались от сербов. Среди последних большинство окончило семинарии и готовилось стать священниками. Они смотрели на изучение богословия, как на шаг, облегчающий продвижение по иерархической лестнице. Отношение к Церкви у них было бытовое, но многие из них были искренно верующими. Мы же, русские, готовились на служение гонимой Церкви; не обеспеченная карьера, а полная неизвестность ожидала нас. Среди нас было значительное число своеобразных, даровитых людей, оставивших след в жизни эмиграции. Самым необычайным среди них был несомненно Михаил Борисович Максимович (1896–1966), в будущем архиепископ Иоанн. Небольшого роста, грузный и широкий в плечах, с одутловатыми щеками и красными губами под рыжеватыми малороссийскими усами, он производил впечатление большой, в себе сосредоточенной силы. Он мало общался с другими студентами, только под конец курса я ближе познакомился с ним, и мы имели несколько дружеских разговоров. Он очень бедствовал, зарабатывал на жизнь продажей газет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Такова была моя последняя встреча с владыкой Иоанном, которого я знал и любил 40 лет. И теперь, после 25 лет со дня его смерти, я чувствую, что мне его не хватает, недостает. Бывая в усыпальнице владыки, я всегда обращаюсь к нему с просьбой и за советом. Протоиерей Урош Максимович. Воспоминания об иеромонахе Иоанне (Максимовиче), преподавателе Битольской семинарии 562 Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Евр. 13:7 Пролетело уже почти пять десятилетий с тех пор, как однажды в Битольской семинарии появился один очень скромный монах. Это был молодой иеромонах Иоанн (Максимович) , русский по происхождению. Внешность его не производила особого впечатления, но что-то особенное в нем было. Это был человек среднего роста, с густыми черными волосами до плеч. Лицо без единой морщины, большие глаза, как будто настороженно выглядывающие из-под волос. Бородой тогда он еще не очень оброс. Нос прямой, а нижняя челюсть была как бы втянута, что ему отчасти мешало при речи. Правая нога была короче другой, и он носил ортопедический ботинок, постукивавший во время ходьбы, особенно когда он шел по коридору или по классу. Часто он ходил с тростью. Таким он появился у нас в 1928/1929 учебном году. Никто не мог подумать, какая полнота Святого Духа обитала в нем. Без сомнения, по Божиему Промыслу он оказался там, где был тогда совершенно необходим,– в Битольской семинарии, имевшей в пансионе от 400 до 500 учеников. Многие стипендиаты жили в пансионе до четвертого года обучения, когда перед ними вставал выбор: оканчивать семинарию или перейти в другую школу, оставаясь стипендиатами. Таким образом, там было много учеников из разных школ, а больше всех – семинаристов. Было много албанцев, меньше русских и чехов. С утра до вечера гудело, как в улье. И среди этих-то мальчиков и юношей стал работать святой человек, который неустанными трудами, молитвой и теплой христианской любовью творил новых людей. Подвижник С появлением нового учителя у студентов всегда возникают вопросы: «Каким он будет? Строгим или добрым?» и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Скачать epub pdf Просветитель Руси Святой Равноапостольный Князь Владимир (1015, память 1528 июля), оставив престол великого княжения, отошел к самому Престолу Царя Небесного, чтоб перед Ним ходатайствовать за Русскую Землю. Святитель Иларион, Митрополит Киевский и всея Руси (1067, память 21 октября3 ноября) в княжение Ярослава Мудрого (1054), обращаясь ко гробу Святого Владимира, как к живому взывал к нему: «Возстани, о честная главо!» И когда наступило нужное время, действительно, явно для всех восстал за Русь Святой Владимир. Прошло уже двести двадцать пять лет со дня его кончины, и Русь постигли тягчайшие испытания. Татары опустошили Русскую Землю и завладели ею. Стольный Киев – купель Руси – был сожжен. А с севера и запада двигались новые враги, желавшие уничтожить Православие и лишить русский народ того безценного бисера, которым обогатил его Святой Владимир. Первый удар тех врагов должен был принять на себя Новгород. Тот Новгород, в котором провел свое отрочество Святой Владимир, будучи тогда его Князем. Теперь в нем княжил славный потомок Владимира – Александр (1263, память 23 ноября6 декабря и 30 августа12 сентября), который своим благочестием и мужеством был подобен своему родоначальнику. Узнав, что шведское войско под начальством Биргера двинулось на Новгород и вступило в новгородские пределы, он понял, что новгородская рать одна не сможет защитить Русь и что ей нужна помощь. Где искать помощь? Александр знал, где. Он обратился не к чужестранным государствам и даже не к тогдашним князьям разоренной татарами Руси. Он взывал к родоначальнику Князей Российских, к тому, кто Крещением освободил русский народ от рабства диаволу. Он просил у него предстательства пред «единым сильным Царем царствующих и Господем господствующих» ( 1Тим. 6:15 ), на Которого возлагал все свои надежды! И «упование не посрамило» ( Рим. 5:5 ). Настало пятнадцатое июля – день кончины просветителя Руси. Новгородское войско, немногочисленное, но крепкое верой, готовится к битве. Ночью перед тем днем стоит страж у реки Невы и зорко следит, чтобы шведы не воспользовались темнотой и не напали на спящих воинов. Вдруг видит: плывет по реке ладья. «Кто плывет? «Наш ли еси, или от супостат наших» ( Нав. 5:13 ), – готов был вопросить страж Филипп-Пелгусий. Но не успел еще он задать вопроса, как заметил, что в ладье стоят двое в алых одеждах, оба одеянные мглой, и ясно слышит, как один говорит другому: «Брате Глебе, вели гребсти, да поможем сроднику нашему Александру». Понял Филипп-Пелгусий, что необычные гребцы находятся в таинственной ладье, и поспешил к Князю Александру возвестить о виденном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Сам будущий владыка Иоанн, нареченный во святом крещении Михаилом в честь Архангела, был, при всей своей тщедушности и болезненности, мальчиком необыкновенным. Его сестра Любовь Борисовна вспоминала, что он был необыкновенно послушным и родители не испытывали трудностей с его воспитанием 2 . Особое почтение к родителям осталось у него на всю жизнь, он всегда считался с их мнением. Отрок Михаил был очень благочестивым, что, в частности, проявлялось в его любви к иконам, которые он собирал, покупая их в большом количестве. Эта привычка привела к тому, что в доме Максимовичей больше не осталось места, куда их ставить, и отец Миши вынужден был положить предел благочестивому собирательству своего сына. Будучи покорным сыном, Миша не прекословил, а только попросил разрешения купить еще лишь одну икону. Отец заинтересовался тем, какую именно икону выберет его сын, и согласился. Комнату Миши украсил образ «Всех святых, в земле Российской просиявших» 3 . Родительское имение в Голой Долине находилось лишь в восьми верстах от знаменитого Святогорского монастыря, где часто бывал молодой Михаил. Этот дивный монастырь, с афонским уставом, расположенный на лесистом берегу Северского Донца, с великолепными соборами, высокой горой Фавор, со многими пещерами, схимниками, скитами, многолюдной братией (тогда насчитывавшей 600 человек), производил сильное впечатление на юного «инока с детства». Монастырь был основан в первой половине XIII века, когда из Киева плыли по Северскому Донцу монахи, спасаясь от жестокости татар. По другим источникам, первыми насельниками Святогорского монастыря стали афонские иноки. С XVI века Святые Горы известны по всей Руси и за ее пределами. Одно из святых мест монастыря – могила иеросхимонаха Иоанна Затворника, который пробыл в затворе 17 лет и почил в Бозе в 1867 году. Молитвенное правило затворника состояло из 700 земных и 100 поясных поклонов, 5 тыс. Иисусовых и 1 тыс. Богородичных молитв, акафистов Христу, Божией Матери и Страстям Христовым, поминания по запискам, поданным от богомольцев. Не прошло года по кончине о. Иоанна, как на могиле его начали твориться знамения и исцеления бесноватых. Святогорский монастырь был закрыт большевиками и возродился в 1992 году, когда появились первые монастырские насельники 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Мы вникли в нашу духовную жизнь и поняли, что должны довериться Господу, чтобы Он смог исполнить Свою волю в нашей жизни. Мы тогда впервые узнали о праведной и полной чудес жизни владыки Иоанна (Максимовича) . Он был архипастырем Русской Зарубежной Церкви в Сан-Франциско, а раньше заботился о сиротах в Китае. Мы просили владыку Иоанна, чтобы он помолился о нас Господу Иисусу Христу. Мы хотели, чтобы Господь направил нашу жизнь и чтобы у нас был ребенок, о котором мы могли бы заботиться как о своем. Несколько месяцев мы так молились, и обстоятельства начали меняться. После двух лет ожидания мой муж получил известие, что освобождается место военного капеллана в армии США. Причем жена священника, который прежде занимал эту должность, являлась президентом организации по размещению приемных детей в том районе. Она познакомила нас с одной женщиной, которая этим заведует. Прошло пять с половиной недель, после того как она подала наши бумаги, и мы стали родителями близнецов – девочки и мальчика! Мы вам об этом пишем с молитвенной благодарностью Господу Богу. Благодарим владыку Иоанна за его ходатайство перед Господом и просим владыку и далее приближать нас к Богу. Роберта Б. Янич Техас, США 19. Владыка является больной во время операции 12 мая 1992 года моя мать Хрисула Мааконис имела повторную операцию в Цинциннати, штат Огайо, от рака кишечника. Пока мы ждали, мой муж, священник Иоанн, позвонил в собор в Сан-Франциско с просьбой помянуть мою мать у гробницы святителя Иоанна. После операции мы узнали, что молитва была совершена не только у гробницы владыки Иоанна, но также и на молебне перед Курско-Коренной чудотворной иконой Божией Матери, которая в этот день находилась в храме. Во время операции я молилась, чтобы владыка Иоанн помог матери и освободил ее от рака. После операции врач нам сказал, что опухоль раковая и дела идут не очень хорошо. По своем возвращении в палату мать была очень слабая; она вскрикивала, называя наши имена, но больше всего она звала Иоанна. Мы были в замешательстве, так как моего мужа (отца Иоанна) не было во время операции.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

В конце 80-х и в начале 90-х годов я сильно страдал в весенний период от астмы и аллергии, часто просто лежал пластом. Мать переживала за меня и посоветовала обратиться к врачу д-ру Маллухе, который лечил ее в легочной больнице. Этот врач, которому было уже далеко за восемьдесят, имел практику около вокзала во Франкфурте, и к нему съезжались астматики со всех концов Германии. Попасть к нему было непросто, и только благодаря маминой подруге Марии Петровне Гуменюк мне удалось записаться на прием. Я тогда как раз был рукоположен во иеромонаха и проходил мои первые 40 дней служения в монастыре Прп. Иова Почаевского в Мюнхене. Должен сказать, что в эти дни я сильно ощущал присутствие в моей жизни владыки Иоанна. Я сел на поезд, и мать меня встретила на вокзале во Франкфурте. На приеме я объяснил д-ру Маллухе, что являюсь сыном его бывшей пациентки. Он заинтересовался, и я ему сказал, что мать находится в приемной. Вызвав мать, д-р Маллухе подошел к шкафу и вынул старые дела Кенигштейнской больницы. Он быстро нашел мамину историю болезни (немецкий порядок!) и вспомнил всё дело. Его коллега тогда отказался делать операцию, попросив д-ра Маллухе его заменить. Операция длилась семь часов! Д-р Маллухе сказал, что сегодня он эту болезнь вылечил бы амбулаторно, а тогда таких средств и возможностей не было. (Лекарства д-ра Маллухе мне сильно помогли, и я еще четыре года, до самой его кончины, пользовался его услугами. В 1995 году я узнал о дыхательном методе Бутейко, побывав ради этого в Москве, после чего оставил всякие противоастматические медикаменты.) В 1992 году у нас в монастыре Прп. Иова Почаевского проходил расширенный Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви. После одного заседания я встретил в коридоре монастыря светлого и радостного владыку Антония, архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского, который открыл мне, что на этом заседании приняли решение о прославлении владыки Иоанна. В 1994 году я отправился в Сан-Франциско на прославление владыки Иоанна. Когда я по дороге заехал в Свято-Троицкий монастырь, отец Петр (ныне епископ Кливлендский) попросил меня заменить дежурного священника и отслужить литургию. Это был день памяти святителя Иоанна Тобольского (Максимовича) – предка владыки Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Вдруг газеты в Брюсселе сообщают, что самолет, на котором летела семья Воейковых, упал между Нью-Йорком и Монреалем и разбился. Весь экипаж и все пассажиры погибли. Анна Александровна, прочитав это сообщение, всё же решила сразу обратиться в авиакомпанию, чтобы удостовериться в случившемся и в судьбе своего сына и его семьи. Авиакомпания подтвердила, что Николай Николаевич и его семья были на этом рейсе и погибли. Тогда Анна Александровна сразу пошла к архиепископу Иоанну (Максимовичу) , рассказала о происшедшем и попросила его отслужить панихиду. Владыка ее выслушал и спокойно сказал: «Не панихиду надо служить, а молебен». Анна Александровна в недоумении посмотрела на него и со слезами на глазах умоляла его отслужить панихиду, утверждая, что ее сын с семьей погибли и что у нее имеется подтверждение об этом от авиакомпании. Владыка опять посмотрел ей в глаза и повторил: «Не панихиду, а молебен» – и ушел. Анне Александровне ничего не оставалось делать – она вернулась домой и, крепко помолившись, заснула. Рано утром зазвонил телефон. Анна Александровна ответила и услышала голос своего сына Николая. Он ей сообщил, что семья благополучно прибыла поездом из Нью-Йорка в Монреаль. Невозможно словами описать то, что Анна Александровна в эти минуты пережила. После шока утраты у нее появились невыразимые слезы радости. Оказалось, что когда Николай Николаевич с семьей прилетели в Нью-Йорк, они решили поездом проехать из Нью-Йорка в Монреаль, чтобы детям показать природу севера штата Нью-Йорк и провинции Квебек, причем они никому в авиакомпании не сказали, что покидают самолет. Далее Николай рассказал своей матери, что во время рейса из Брюсселя в Нью-Йорк какой-то внутренний голос ему подсказывал, что в Нью-Йорке надо выйти из самолета и продолжить путь поездом. Таким образом Николай Николаевич с семьей спаслись от верной смерти. После всего пережитого Анна Александровна вторично пошла к владыке Иоанну, чтобы сообщить радостную весть о семье, а также попросить у него прощения за недоверие к нему. Святитель Иоанн, как он при первой встрече с Анной Александровной предлагал, отслужил благодарственный молебен за спасение ее семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Избранный чудотворце и изрядный угодниче Христов, всему миру источаяй многоценное миро вдохновения и чудес неисчерпаемое обилие. Восхваляем тя с любовию и да зовем ти: радуйся, святителю отче Иоанне, последних времен чудотворце. Кондак свт. Иоанну (Максимовичу) Шанхайскому и Сан-Францисскому (глас 8), составленный о.Серафимом Глеб, как мы уже убедились, имел гораздо больше возможностей познакомиться с целым сонмом великих служителей Церкви. Эти «живые звенья» связывали его с православной традицией. Однако и Евгений в декабре 1962 года повстречался с величайшим из них – будущим святителем, архиепископом Иоанном (Максимовичем) . 282 Интересный факт: архиепископ Иоанн прибыл в Сан-Франциско ровно через год (день в день) после первой встречи Глеба и Евгения, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В Сан-Франциско владыку любили – многие русские приехали сюда из Шанхая, где он, будучи епископом местной епархии, собирал на улицах сотни больных и голодных детей, устраивал их в сиротский дом. А затем, когда в Китае произошел коммунистический переворот, вывез всех своих сирот и всю паству сначала на Филиппины, а потом в Америку. В Сан-Франциско он основал для сирот Приют святителя Тихона Задонского . Вскоре его назначили епископом в Париж, но все равно душой он оставался со своими духовными чадами и старался по возможности навещать их. В 1962 году обстоятельства позволили владыке Иоанну вернуться к своей пастве. Архиепископ Антоний Лос-Анджелесский (Синкевич), сменивший ушедшего на покой архиепископа Тихона, довел всю епархию до смуты. Он намеренно приостановил строительство нового собора, начатое архиепископом Тихоном. И пока вокруг строительства бушевали споры, стальной каркас недовершенного здания ржавел, а наемные рабочие получали зарплату по контракту и ничего при этом не делали. Городские прихожане, большей частью духовные дети архиепископа Иоанна из Шанхая, обратились в Синод с просьбой прислать их пастыря, дабы поправить положение. После некоторых колебаний Синод согласился, и владыка (поначалу временно) был назначен в Сан-Франциско. Православная община сразу ожила, потоком потекли пожертвования на строительство нового собора, создавались комитеты, братства, благотворительные общества и, несмотря на некоторые трудности со стороны старой гвардии архиепископа Антония (речь о которых чуть позже), приходская жизнь закипела.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Несколько иначе толкует два воскресения прп. Ефрем Сирин : «Наименовал же первое и второе воскресение потому, что два чина святых в двух Заветах, и тем хочет показать, что святые новозаветные восстанут в первом достоинстве, а святые ветхозаветные – во втором; между тем как воскресение будет одно и совершится в одно и то же время, как и Павел сказал: вострубит бо, и мертвии восстанут ( 1Кор.15:52 ). А что два чина наименовал первым и вторым воскресением, под­тверждает сие Апостол: ...начаток Христос, потом же Христу веровавши ... таже кончина ( 1Кор.15:23–24 ). Так же, что одно и в одно время будет общее всех воскресение, опять говорит о сем Павел: яко Сам Христос в повелении, во гласе Архангелове... снидет с небесе... и в трубе,то и сказал посему: мы живущии. Почему же святые именуются живыми? Потому что Христос сказал: идут сии... в живот вечный ( Мф.25:46 ), и потому что для праведных есть достоинство именоваться живыми… Но главное в сказанном о воскресении есть то, что оно одно, потому что все мы воскреснем вскоре, во мгновении ока ( 1Кор.15:52 )». С понятием первого воскресения связана смерть вторая. Отцы ясно различают первое воскресение, совершающееся сейчас, от смерти второй, ожидаемой в будущем. Свт. Игнатий (Брянчанинов) : «Смерть вторая, то есть окончательное осуждение на вечные адские муки и предание им, не имать области над воскресшими первым воскресением; воскресшие им будут иерее Богу и Христу и воцарятся с Ним тысящу лет. Это царствование священников Божиих в Духе Святом не может быть прервано разлучением души от тела: оно развивается и упрочивается им. Егда скончается тысяща лет, исполнятся времена, и созреет весь словесный плод земли, – последует воскресение второе, воскресение тел. После него усугубится блаженство праведников, благовременно воскресших первым воскресением; усугубится после него смерть отверженных грешников, лишившихся первого воскресения». Свт. Иоанн (Максимович) Шанхайский  и Сан-Францисский: «Слово Божие понимает смерть не в одном только смысле расставания человека со своим земным телом, но и в смысле потери человеком благодати Божией. Эта последняя, абсолютно ужасная смерть, есть смерть души, или, как говорит Апокалипсис: «смерть вторая» – смерть для праведности, для чистоты, для блаженства, для добра, – вечной жизни в Боге. Но эта смерть не имеет власти там, где души спасены и преображены силой Христовой. «Смерть и ад отдали мертвых» ( Откр. 20:13 ). Самая святая и высшая смерть человека – смерть его для зла, для греха. Смерть для самой смерти... Человек умирает, чтобы не умирать больше... Воскрешенный во Христе есть человек, умерший для зла» («Беседы с русским народом», глава «Врата в жизнь»).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Празднику Рождества Пресвятой Богородицы посвящен целый ряд прекрасных святоотеческих гомилий (проповедей). Все они помогают нам постичь не только духовный смысл самого чуда Рождения Марии от престарелых и бесплодных родителей, но и проникнуть в догматические глубины церковного богословского учения о Пресвятой Богородице, о Ее Приснодевстве, о значении Ее Личности в истории спасения человеческого рода. Кроме того, эти святоотеческие проповеди вдохновенно прославляют огромную меру Ее святости, Ее высочайшего духовного подвига, ярко повествуют о предельном нравственном совершенстве Богоматери, возвышенно говорят о беззаветной материнской любви Пречистой Девы к Ее Божественному Сыну Проповеди на Рождество Богородицы не столь многочисленны, как, например, святоотеческие гомилии на Рождество, на Пасху, на Крещение Господне или же на Пятидесятницу И это не удивительно. Поскольку праздник Рождества Богородицы по своему происхождению гораздо более поздний, чем все перечисленные церковные торжества, посвященные ему церковные гомилии и начали произноситься, вероятно, лишь с VII-VIII столетий. Кроме того, следует признать, что в отличие от упомянутых праздников Рождество Богородицы все же не дает мысли проповедников того богословского простора, как, например, важнейшие события земной жизни Господа Иисуса Христа. Однако все это не помешало стать авторами замечательных гомилий на Рождество Пресвятой Богородицы целому ряду древних святых отцов: святителю Андрею Критскому (произнесено в первой половине VIII столетия), преподобному Иоанну Дамаскину (первая половина VIII века), преподобному Феодору Студиту (первая четверть IX столетия), святителю Фотию, патриарху Константинопольскому (877–880 годы), святителю Георгию Никомидийскому (вторая половина IX столетия), святителю Клименту Охридскому (конец IX – начало X века), святителю Григорию Паламе (1351–1357 годы), святому праведному Николаю Кавасиле (середина – вторая половина XIV столетия) и другим. Некоторые из этих проповедей публикуются в настоящей книге. Также прекрасные слова на Рождество Богородицы принадлежат святым нового и новейшего времени. Среди них можно назвать произнесенные в прошлом XX столетии проповеди священномученика Сергия Мечёва , архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского святителя Иоанна (Максимовича) , преподобного Иустина (Поповича) , также предлагаемые вниманию читателей этого издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010