В церкви они (особенно мать) казались строгими, но потом я убедился, что они были очень милые и теплые люди. Владыка внешностью не походил на них, а судя по одной фотографии, он поразительно походил на одного своего предка (кажется прапрадеда) умершего в 1873 г. (то был Михаил Александрович Максимович, 1804–1873) в честь которого, вероятно, Владыку и назвали при крещении Михаилом. Он был крупный ученый, в своем роде человек эпохи Ренессанса. Он был не только ученый ботаник и зоолог, но и историк-знаток русской литературы, философ, знаток малороссийского фольклора. Был он сперва профессором ботаники, а затем и русской словесности. Был он и ректором Киевского университета. В молодости был знаком с Пушкиным и Гоголем. Другим известным предком Владыки бы св. митрополит Тобольский Иоанн (Максимович) , просветитель западной Сибири, умерший в царствование Петра Великого (1715). В 18 и 19 веках Максимовичи были известны, как дворяне, полтавские помещики. Сам Владыка окончил Полтавский кадетский корпус. Родители Владыки жили позднее в Харькове, его отец был некоторое время предводителем харьковского дворянства, а сам Владыка там окончил юридический факультет. Во время студенчества Владыка познакомился с выдающимся харьковским архиепископом Антонием, будущим киевским митрополитом, который оказал на него сильное влияние. Нужно отметить, что дальние предки Владыки были сербскими дворянам, покинувшими родину, после завоевания ея турками (в конце 15 века). Между прочим, и бабка Ивана Грозного, мать его матери, кн. Елены Глинской, была тоже из сербских дворян-беженцев. Владыка Иоанн очень любил православный сербский народ и Сербию, как и вся русская эмиграция в Югославии. Последняя состояла, главным образом, из представителей бывших военных и их семей и вообще русской интеллигенции. Прошло 30 лет с тех пор, как Владыка уехал в Шанхай и вот, как архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский (с 1963 г.) он навестил наш приход в Сеаттле и в первый же день приезда он зашел ко мне, тем более, что я живу прямо против церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

ИОАНН, Епископ Шанхайский. 11 сентября 1950 года. Преп. Феодора, преп. Сергия и Германа Валаамских. 55 Route Paul Henry тел. 72557. г. Шанхай С искренней радостью в первый раз обращаюсь к тебе так, чтоб горячо приветствовать тебя с благодатию Божиею, излившеюся на тебя и поставившею тебя архипастырем Христовой Церкви. Да даст тебе Великий Пастыреначальник «право править слово истины» и в свое время восприять мзду доброго и верного слуги Господня. Возвышение на духовную степень есть воздвижение на крест или воздвижение нового креста на свои рамена, но и верою в силу Крестную восприими то, что предназначено еще днем твоего рождения. Об одном жалею, что не смог лично (принять) участие в том, что давно было моим желанием, но мыслями, духом и молитвою был с тобою с кануна нынешнего дня. Сегодня за литургией, с благословения архиепископа Тихона, возглашал твое имя на великом входе и после освящения Святых Даров, а после литургии призвал собравшуюся паству молитвенно пожелать тебе многая лета. Вчера прибыл в Сан-Франциско для устройства помещения для Приюта св. Тихона Задонского , которому на днях будут высланы вызовы, изготовление которых делают в Вашингтоне по указаниям из State Depart и при содействии тамошнего отделения IRO. Мое прибытие сюда оказалось нужным и для церковных дел, т.к. Архиепископ Тихон просил меня пробыть здесь некоторое время и заменить в богослужениях и других делах, которые он не может совершать по болезни. Господь укрепит тебя и поможет во всем! Благословение Господне дорогому отцу Антонию. Любящий тебя + Иоанн, Архиепископ Шанхайский . Прилагаю копию отзыва о твоем избрании в епископы. Письмо опубликовано в книге Фонда Иоанна Чудотворца «Он был доступнее всех», 2012г., стр. 17 Возлюбленной пастве на Филиппинах 1951 год Ныне, когда Ангелы воспевают Рождшемуся Младенцу «Слава в Вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение», когда звезда Вифлеемская ярко светит, указуя волхвам путь к сошедшему с небес Сыну Божию, охватывая мысленным взором всю паству, особенно к вам обращаю его, пребывающие еще на Филиппинах возлюбленные духовные чада.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Скачать epub pdf Предисловие Прежде чем ознакомиться с текстом слова «О молитве» в двух словах остановимся на нововыявленном рукописном документе. Во-первых, этот труд уже публиковался в вышеприведённых источниках. Автором слова «О молитве» является известный мировому Православию святитель и подвижник благочестия ХХ века, ныне уже причисленный к лику святых Иоанн (в миру Михаил Максимович) (04.06.1896 – † 02.07.1966) 1 . Предыстория появления рукописи Предыстория возникновения рукописи слова «О молитве» непосредственно связана с известным подвижником Православной Церкви, но уже в Закарпатье – архимандритом Василием (Прониным) (08.09.1911 – † 05.01.1997). Из биографии студента Битольской семинарии (1929–1931), а впоследствии богословского факультета Белградского университета (1931–1937) Владимира Пронина известно, что его духовным отцом был иеромонах, а впоследствии епископ и  архиепископ Иоанн (Максимович) 2 . Последний, как известно с 1929 года был преподавателем и воспитателем в Сербской семинарии Охридской епархии в городе Битоле, а 28 мая 1934 года был посвящён в епископы и назначен в Шанхайскую епархию. Видимое общение между ними продолжалось всего пять лет, с 1934 года, когда (Несмотря на то, что видимое общение между ними продолжалось всего пять лет, с 1934 года общение между ними приняло эпистолярный вид. Хотя в 1934 году)  отца Иоанна возводят в сан епископа, и он уезжает в далёкий Шанхай, сердечное общение между ними продолжалось до самой смерти святителя, теперь уже в письменной форме 3 . В архиве Мукачевской епархии сохранилась уникальная и глубокая по своему духовному содержанию переписка между святителем Иоанном и тогда ещё иеромонахом Василием (Прониным) 4 . Как известно помимо подвижнических трудов святитель Иоанн оставил после себя уникальные аскетические, гомилетические и богословские статьи, труды, книги. Одним из таких трудов является слово «О молитве». После краткого пребывания на сельских приходах (После кратких пребываний на приходах ) Мукачевской епархии, в апреле 1940 года иеромонах Василий (Пронин) был переведён для пастырского служения в Покровский храм-памятник русским воинам города Ужгорода 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Продолжая быть в послушании у Митрополита Антония, отец Иоанн законоучительствовал в сербской гимназии, а вскоре (вероятно еще до того, как стал он преподавателем и воспитателем Битольской семинарии), была напечатана во Владимировой на Карпатах его вдохновенная апологетическая брошюра Как св. Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь. Статья была сперва напечатана в Календаре за подписью: Иеромонах Иоанн Максимович . Инок Мильковския Обители Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Югославия, 1928 г. Я и читал эту статью в Мильковской обители, вступив в нее в 1930 году. Отец Иоанн бывал там наездами. Игумен Батюшка о. Амвросий его очень любил и с восхищением потом говорил о его смирении и готовности исполнить любое послушание. Вспоминается мне, как в 1930 году с Митрополитом Антонием одновременно был в Милькове после своей хиротонии Владыка Тихон наш Сан-Францисский. В те дни иеромонах Иоанн служил у нас литургию в сослужении с диаконом Саввой Струве (впоследствии архимандрит), тогда же Митрополит Антоний постригал в монашество нынешнего Архиепископа Лос-Анжелосского Антония и скончавшегося в Магопаке в сане архимандрита монаха Феофана и еще одного инока. В тот год отец Иоанн приезжал к нам уже из Битольской семинарии, воспитанники которой весьма полюбили своего русского воспитателя, умиляясь его аскетизму и той отечественной заботе, с которой он их и спящих покрывал одеялом и благословлял... Тогда Владыка служил в епархии известнейшего сербского архиерея, “Сербского Златоуста” Николая Охридского (позже Жичского). Этот всему православному миру известный архипастырь чрезвычайно почитал Владыку, он писал о нем, что и тогда отец Иоанн обходя больных с иконой преподобного Наума Охридского многих исцелял... Отношения Владыки Николая с отцом Иоанном особенно искренны, трогательны и просты. Впоследствии Владыка Николай издал и небольшую книжку в серии “Малый миссионер” под названием “Продавец белградских газет – китайский Владыка”. Сербской же девочке письменно запросившей: почему сейчас нет святых?! Владыка Николай в печати ответил: “Есть доченька!” и указал ей на пример подвижничества Владыки Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Очистив мощи от подкладки гроба и от насыпанной в конце отпевания владыки Иоанна земли, духовенство опять опустило мощи в деревянный гроб, и архиепископ Антоний при чтении кондака Великого канона «Душе моя, востани...» закрыл лицо приснопамятного архиепископа Иоанна новым воздухом, а тело было прикрыто пеленой. Затем владыка Антоний поведал всем, что у одного священнослужителя епархии, священника Ярослава Беликова, двухлетний сын очень сильно болен и что он поблизости от собора с сыном ждет, чтобы приложиться к мощам. За отцом Ярославом послали, и вскоре он с младенцем на руках спустился в усыпальницу и приложил своего сына Всеволода к нетленным рукам владыки Иоанна. Деревянный гроб был перенесен и опущен в очищенный от ржавчины саркофаг, закрыт, запечатан и покрыт мантией. Была внесена крышка саркофага и установлена на прежнем месте. Духовенство запело святительский тропарь «Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты...». Отслужена заупокойная лития. Все приложились к гробнице владыки Иоанна и были помазаны елеем от лампады на гробнице. В 11 часов 15 минут вечера все начали расходиться, благодаря Господа Бога за Его милость к нам, явленную нетлением останков приснопамятного святителя Иоанна, чему все мы, нижеподписавшиеся, стали свидетелями. † АНТОНИЙ, архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский † ЛАВР, архиепископ Сиракузский и Троицкий † КИРИЛЛ, епископ Сеаттлийский [Сиэтлийский] (следуют подписи всех участников освидетельствования) Сан-Франциско, Калифорния 28 сентября (11 октября) 1993 года III. Взгляд на Русскую Церковь в ХХ веке святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Протоиерей Петр Перекрестов Доклад на Всезарубежном пастырском совещании Русской Православной Церкви Заграницей Покровский храм, г. Наяк, 8–12 декабря 2003 Если задать вопрос любому члену нашей Русской Православной Церкви Заграницей, да и любому православному, кто является самым выдающимся представителем нашей Церкви, вероятно, ответ будет: святитель Иоанн (Максимович) . В нем мы видим и верного архипастыря нашей Церкви, и аскета, и богослова, и молитвенника. Когда в предлагаемом сегодня вам докладе будет идти речь о мыслях владыки Иоанна, о его взглядах на церковные вопросы, нам следует учесть, что его мысли, его взгляды не просто мысли и взгляды богословски образованного иерарха, прекрасного знатока церковной истории и церковных канонов, но и святого, стяжавшего Духа Святого. Мысли и взгляды святителя Иоанна были сформулированы не только интеллектуально, но были выношены в его сердце посредством молитвы, пастырского опыта, преемственности духа его наставников и ежедневного совершения литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Едой владыка Иоанн совсем не интересовался. Ему готовили еду, но никогда не знали, когда он будет кушать. Чай он любил, но спиртные напитки никогда не пил. О жизненных делах владыка Иоанн со мной никогда не говорил – только о духовных вещах. Даже когда были неприятности в Сан-Франциско в связи с постройкой собора, владыка ни с кем не делился своими переживаниями. В Сан-Франциско паства владыку любила – он спас всех шанхайцев-беженцев. Протоиерей Георгий Ларин. Шанхайский прислужник 568 Рад возможности поделиться своими личными воспоминаниями о владыке Иоанне (Максимовиче) , тогда еще епископе Шанхайском, памятуя следующие слова прп. Нестора Летописца и молясь его молитвою: «Умоляю убо вас, возлюбленная моя братия, не судите меня за мое невежество, ежели, будучи столь преисполненным любовию ко святому, я решился поведать о нем решительно все, что знаю, ибо убоялся я, чтобы слово Господа нашего о злом и ленивом рабе не относилось ко мне... Но прежде всего обращаюсь ко Господу: О Всемогущий Господи, благодати Подателю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, помози ми, просвети сердце мое, да уразумею заповеди Твоя, отверзи уста моя, и да поведаю чудеса Твоя и славу угодника Твоего» (из предисловия к «Летописи почитания архиепископа Иоанна (Максимовича) » епископа Саввы Эдмонтонского). И я «преисполнен любовию ко святому», но боюсь своего невежества, неумения передать «славу угодника Божия». И не знаю, с чего начинать, как по порядку изложить огромное множество глубоких, врезавшихся навсегда в мое сердце благодатных впечатлений о величайшем праведнике. Не зная, с чего начать, я переписал собственноручно некоторые сохранившиеся у меня письма владыки, написанные им мне между 1949 и 1962 годами. Это я сделал, чтобы пережить еще раз умиление от духоносных наставлений святителя и чтобы отметить, что владыка каждое письмо начинал кропотливым изображением восьмиконечного Креста Спасителя, который он возлюбил до конца. Он отмечал эти письма только по православному календарю (вовсе игнорируя гражданский календарь) и писал только по старой орфографии. Поздравления с днем Ангела он всегда писал в самый день праздника, поэтому я их получал только несколько дней спустя. Этот праведник не допускал даже такой мелкой «фальши», как посылка поздравлений до наступления самого праздника!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Подошел один молодой студент, и священник шепнул Марии Димитриевне: «Этот человек будет большим молитвенником». Действительно, в будущем этот человек стал архиереем Зарубежной Церкви, и его молитва была очень сильна. Подошел к владыке Антонию второй человек, и священник сказал: «Этот человек принесет много вреда нашей Церкви». Этот человек также стал архиереем Зарубежной Церкви и действительно принес много вреда. Я, конечно, помню имена этих двух первых лиц, но главное не в том, кто они были. Третьим подошел к митрополиту Антонию за благословением молодой иеромонах Иоанн (Максимович) , и священник моей маме сказал следующее: «С его мощами русские люди будут возвращаться в Россию». Слова русского батюшки сбылись, и я был этому свидетель. Спустя более 70 лет после его пророческих слов, в 2004 году, Русская Зарубежная Церковь в лице ее Первосвятителя, Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра и сопровождавшей его делегации, в число которой входил и я, вернулась в Россию с 11 иконами и частицами мощей иже во святых отца нашего Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца! Бурлингейм, Калифорния Протопресвитер Илия Вень. Шанхай–Сан-Франциско 567 Я помню, как в 1934 году, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, прибыл владыка Иоанн из Югославии в Шанхай. Мы его долго ждали. Наш шанхайский архипастырь, владыка Симон, скончался в 1933 году. Тогда Начальник Духовной миссии, архиепископ Виктор, написал прошение в Синод о назначении нового викарного епископа в Шанхай. Из Синода он получил ответ, что к нам пошлют такого же молитвенника, каким был архиепископ Симон. Долго мы ждали нового архипастыря – день его приезда был большим торжеством для нашего города. Все священнослужители, общественные организации и школьники собрались у кафедрального собора в этот день для встречи владыки Иоанна. Владыка прибыл, в соборе отслужили краткий молебен, а затем состоялся прием. Помню, как на трапезе владыка Иоанн, увидев сахар, улыбнулся: «Это так много сахара?» «Да»,– ответили мы, а он сказал: «У нас это недоступно – нету». За трапезой владыка произнес слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Весь день прошел в волнении, Джулия каждые два часа вспоминала о святом масле и крестообразно помазывала им лоб Джанин. Вскоре после этого неожиданно для всех вся вода из легких вытекла, ребенку стало значительно лучше, и через несколько дней ее выписали из больницы. Джулия была очень взволнованна и благодарна русскому святому за его помощь. Я подарила ей книгу о владыке Иоанне на английском языке и немного рассказала о нем. Она попросила меня написать об этом случае и передать свидетельство священнику. Более того, у нее появился интерес к Православию, и она время от времени задает вопросы о нашей вере. Господь Милосерд и Долготерпелив и всем желает спасения, поэтому очень важно просить молитв владыки Иоанна о нашем спасении, об укреплении веры и о спасении наших близких, а остальное приложится. Татьяна Айкона Сан-Франциско, США 2005 год, 21 апреля 76. Святитель согревает меня надеждой Многоуважаемый протоиерей Петр! Меня зовут Ольга, мне 17 лет. Я бы хотела рассказать вам не о большом чуде, не о явной внешней помощи, а просто о внутренней поддержке, которую оказывает святитель Иоанн Шанхайский моей семье. У меня трудная домашняя обстановка: родители часто ругаются, вот уже несколько лет как собираются разводиться, уже однажды разъезжались. А у меня ведь братик четырехлетний есть, Андрюша, ему нужна любовь, устойчивая семья. Уж не знаю, как он будет дальше расти... Надо сказать, что моя бабушка очень чтит владыку Иоанна Максимовича и регулярно заказывает молебны у его св. мощей. Он ей тоже не один раз помогал. Со мной же вот что случилось. У родителей был тяжелый период, они сильно ругались каждый день в течение нескольких недель, и я уже не знала, что делать. В то же время или немного раньше прихожанка, чей сын священствует в Сан-Франциско, передала мне иконку святителя Иоанна, освященную на его гробнице, и я повесила ее над своей кроватью. И вот после одного тяжелого вечера, полного ссор и ругани, я зашла к себе, и мой взгляд упал на эту иконочку. Я прочитала тропарь, написанный на обороте, и он согрел мою душу, особенно потому, что там выражены «любовь» и «попечение» о нас владыки Иоанна. Там ясно сказано, что он здесь, близко, что он живой, и от этого молитва согревает и роднит святого с нами. Я прочитала тропарь, и мне сразу стало лучше, появилась надежда. Я и до этого его знала, но именно в эту тяжелую для меня минуту мне приоткрылась, посредством тропаря, вся любовь и забота святителя Иоанна о нас. Удивительно также то, что на следующий день, когда я вернулась из школы, оказалось, что и мама и папа оба заболели гриппом, оба слегли больные на одну постель и за прошедший день помирились. Не знаю, сколько продлится этот мир и продлится ли, но с тех пор я стараюсь ежедневно читать тропарь святому Иоанну Шанхайскому , и святитель продолжает согревать меня надеждой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Много раз, как я получил Ваше письмо, молюсь за них на литургии. А когда они погибли и по каким причинам? Знаете ли еще что-нибудь о наших семинаристах и священниках? Несколько дней назад получил письмо из Америки из Битоля от бабушки Заке и других, посещающих Благовещенскую церковь . На этом письме подписался Таневич, который является настоятелем в Благовещенской церкви. В Шанхае, в прошлом году было много проблем в борьбе с архиепископом Виктором, который перешел на другую сторону. Теперь церковная жизнь проходит мирно. Здесь очень почитают Святого Наума, которого ранее не знали. За несколько лет на его День прославления перед его иконой выздоровел не совсем нормальный человек. Память к нему возвратилась, и он умер в нормальном состоянии от туберкулеза. В нашей соборной церкви, которая еще не освящена, но мы уже служим, написана икона Святого Наума во весь рост. Для нас была бы большая радость, если бы Вы могли нас посетить. Да пошлет Вам Господь здоровья и помощи во всем и Сербии – освобождения от зла. Молитесь за нас. Иоанн Архиепископ Шанхайский Привет от Отца Ильи и Николая, которые много работают и Михаила Ангелович с его семьей. Письмо к Святителю Николаю Велемировичу публикуется впервые В отношении же идеи монархии «В отношении же идеи монархии Вы совершенно не правы. Произвол бывает при всяких властях, но Монарх ответственен перед Богом и совестью (в православной стране может быть лишь верующий и исповедующий Православную веру), а при народоправии (республике) все сводится к удовлетворению масс, каким бы то ни было способом, и во главе всего расчет и выгода. Православная Церковь может существовать при всяком правлении, но вопрос в том, какое из них более способствует нравственному принципу. Церковь же не связана ни с кем и не ставит себя в зависимость ни от какого строя». 1950 год Письмо опубликовано в книге Епископа Саввы (Сарашевича) «Летопись почитания архиепископа Иоанна», 1998г., стр.167 Ваше Преосвященство, дорогой Владыко Леонтий! 1950 год Российская Духовная Миссия в Китае.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Святитель Иоанн Шанхайский «Ибо в нем сила Господа» Крест, бывший до Христа орудием позорной казни преступников и поэтому вызывавший страх и отвращение, после распятия на нем Господа Иисуса стал символом и знаменем нашего спасения. Им Господь сокрушил диавола, с него Он сошел в ад, освободил томившихся там праведников и ввел их в Царство Небесное. Изображение Креста страшно для демонов, ибо в нем – сила Самого Господа. Так, знамением Креста император Константин Великий сокрушил Максенция 1 . Увидев на себе милость Божию, Константин попросил свою мать, царицу Елену, отправиться в Иерусалим и найти Животворящий Крест, который и был обретен в 326 году 2 Многие исцеления и другие чудеса творились и творятся как от Самого Креста Христова, так и от его изображения. Им хранит Господь Своих людей от всех врагов видимых и невидимых. В праздничные и посвященные святому Кресту дни мы молим Бога, чтобы не только отдельным людям, но и всем христианам, всей Церкви Бог даровал Свои милости. Очень выразительно об этом говорится в тропаре Кресту Господню, составленном в VIII веке другом преподобного Иоанна Дамаскина – святым Космой, епископом Маиумским: «Спаси Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы царем (благоверным) на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Начало этой молитвы взято из 27 псалма. В Ветхом Завете словом «люди» обозначались только исповедовавшие истинную веру. «Достоянием» или «наследством» было всё, принадлежащее Богу, Его собственность, каковой в Новом Завете является Церковь Христова. Изображение Креста страшно для демонов, ибо в нем сила Самого Господа Молясь о спасении людей Божиих, христиан, как от вечных мук, так и земных бедствий, мы просим Господа, чтобы Он благословил нас и ниспослал благодать и милость всей Церкви, внутренне укрепил ее. Моление о даровании «победы царем», носителям верховной власти, имеет в основе 10 стих 143 псалма и напоминает об одержанных силой Божией победах ветхозаветного царя Давида. Именно явление Креста святому Константину Великому сделало впоследствии римских монархов, бывших до той поры гонителями христиан, защитниками Православия от внешних врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010