В православной практике это нет так. Икона, даже будучи бытовым предметом, является непременной принадлежностью домашнего обихода православных христиан. И она неотделима от икон, используемых в церкви на богослужении. То есть, она сохраняет литургический характер в частном употреблении. Это происходит, потому что литургичность означает участие в соборной молитве. Православная христианская жизнь ориентирована на молитву, притом, соборную, совершаемую не только в церкви, но и дома. В Писании сказано, что семья – это «домашняя церковь», сейчас это в отношении семьи все меньше заметно, но такова наша установка. Домашняя молитва была соборная, она была продолжением церковной молитвы. Поэтому, иконы чудотворными являются не только в церкви, но в домах верующих. Например, Почаевская икона Божьей Матери стала чудотворной в поместье помещицы Анны Гойской, которая и отдала ее церкви. Таких случаев очень много, даже и в наше время. Эта молитвенная направленность ставит строгие рамки художественному творчеству. Молитвенная направленность христианина, это не его фантазии. Фантазии, мечтательность или подобные вещи, дающие возможность войти в те духовные состояния, которые называются «прелестью», то есть ложным духовным состоянием, строго запрещены в церковной практике. Между тем, для религиозной западной картины эта мечтательность крайне характерна. Но икона должна быть аскетичной, ограждающей ум христианина от мечтательности.  Отличие картины от иконы – Как в контексте отличия картины от иконы применить слова догмата об иконопочитании, что честь, которая воздается образу, восходит к первообразу? – Икона предполагает ответ верующему через изображение, чего картина не предполагает. Нельзя сравнить икону, являющуюся окном в другой мир, с картиной, которая на это не претендует. Картина оперирует земными образами в гораздо большей степени, чем икона. Мы знаем мифы о мистической сущности картины или скульптуры, появившиеся в дохристианские времена, такие изображения в древней церкви считались демоническими. Но лицо, изображенное на иконе, есть реальное лицо, которое, несомненно, существует и которое отвечает обращающемуся к нему человеку. Именно отсюда та чудотворность, которая является сущностной характеристикой иконы. Чудо – это один из ответов верующему христианину на его молитвы.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksandr-s...

Незадача с назначением на Петроградскую кафедру не расстроила дружбы и союза Саблера и Сергия Страгородского . Обер-прокурор стремился всячески продвигать Сергия на церковные посты, дававшие ему возможность и быть на виду, и играть все более заметную роль в общецерковных делах. Так, в 1913 году на архиепископа Сергия были возложены обязанности управления еще двумя синодальными ведомствами: Миссионерским советом и Учебным комитетом. Не обходили его и наградами: во внимание к его усердным трудам Сергий был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке и орденом Святого Александра Невского. Сведения о характере его епископского служения мы можем почерпнуть из газеты «Церковно-общественный вестник», которая писала: «Высокопреосвященный Сергий ни у кого не заискивал. Что касается отношений его к земным выгодам и преимуществам, то оно является истинно монашеским. Неустанно работая на пользу Церкви, он не пытался сменять бедную Финляндскую кафедру на более обеспеченную. Мало того, знающие жизнь его передают, что финское жалованье он не получает на руки, а все целиком передает на карельскую миссию, довольствуясь тем содержанием, которое получает из Синода, и ведя крайне простой и невзыскательный образ жизни» 33 . На 1913 год было назначено празднование 300-летия Дома Романовых. Сергий Страгородский становится участником всех основных юбилейных церковных торжеств. Главным из них было богослужение в Казанском соборе столицы, назначенное на 21 февраля, в четверг на Масленой неделе, и открывавшее празднование. Накануне в собор специальным крестным ходом была доставлена особо чтимая российская святыня – икона Почаевской Божьей Матери, которая была установлена на солее возле иконы Спасителя. В присутствии императора, его семьи, членов императорского дома и иностранных царствующих домов, многочисленных российских и иностранных гостей, при участии глав и представителей Антиохийской и Сербской церквей совершена была литургия под возглавлением митрополита Санкт-Петербургского Антония (Богоявленского). После окончания богослужения, отбытия царской семьи и высокопоставленных особ в собор был допущен народ, устремившийся к Почаевской иконе, дабы успеть ей поклониться. Некоторое время спустя икона торжественным крестным ходом вернулась в Митрофаньевское синодальное подворье.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Во-первых: между Россией и Подкарпатьем лежит огромная, почти непроходимая пропасть, это два полюса Руси: полюс крайнего величия и процветания и полюс крайнего унижения и обездоленности. Совместить эти два полюса невероятно трудно. Если выходец из Подкарпатья сможет прекрасно себя почувствовать в великой православной державе, то как себя будет чувствовать в Подкарпатье, среди гонений, священник из России, ненавидимый австро-венгерскими властями? Во-вторых, это дело не только чисто церковное, но и политическое, и отнюдь не каждый архиерей, даже при большом сочувствии и желании оказать помощь, способен взять на себя ответственность за поступок, который может вызвать международный конфликт. Россия и Австро-Венгрия – две совершенно разные империи, и вмешательство одной империи в дела другой может вызвать непредсказуемую реакцию. В-третьих, какой смысл искать священника, когда им можно стать самому, исполнив волю старца Аркадия, и действительно послужить Богу и народу в монашестве и священстве? Вот к чему в конце концов пришел борец за веру. Поэтому он не стал больше искать встречи с архиерееми, а решил поскорее вернуться в Подкарпатье, чтобы православная соборная община поддержала его решение. Если из первого своего путешествия в Россию он возвращается православным миссионером-проповедником, то из второго путешествия он возвращается уже монахом в душе. Его ходатайство за Подкарпатскую Русь потерпело неудачу, но он понимает, что это произошло неспроста, по воле Божьей, что именно он сам, и никто другой, должен стать тем самым первым карпаторусским священником, который через все преграды будет нести родному страждущему народу свет возобновленного в Подкарпатье истинного христианства. Эта мысль отныне будет с ним неразлучна, она заставит его отречься не просто от прежней жизни, а от всего мира, кроме святой веры, дающей людям жизнь вечную в Царстве Божьем. Не застав владыку Житомирского, Александр, однако, не может миновать Почаев по пути домой, и эта великая русская святыня потрясает его. Теперь уже не так в Киев так рвется его душа, как сюда – к горе Божьей Матери. Здесь он хочет получить Божье благословение на монашество и священнослужение. Об этой святыне, где, как нигде в Руси, чувствуется присутствие Божьей Матери, он расскажет своим духовным братьям на родине. Уже не на Киев, а на эту святыню он будет надееться. Сюда теперь будет стремиться его душа. В короткое время камень со стопочкой Пречистой и святой водой, струящейся из нее, великая чудотворная икона, спускаемая на лентах с иконостаса, нетленные мощи святого Иова Почаевского с теплыми живыми открытыми кистями благословенных рук его, его колодец, скит – все становится родным и близким. Эта вознесшаяся среди равнин святая гора напоминает ему родные Карпаты – кусочек родины в России, у самой границы с Австро-Венгрией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Алла 3 мая 2011, 23:57 Спаси Вас Господи, Сергей! Собираемся ехать в Почаевскую Лавру в эти выходные. Очень благодарна за статью, если честно не люблю читать такие статьи, но эта так впечатлила, что я дочитала её до конца. После статьи постоянно думаю про поездку, нашла эту статью на этом сайте: http://www.pochaev.org.ua/?pid=1472. С любовью и благодарностью, Алла. Наталия 7 февраля 2011, 14:29 Дорогой автор, благодарю за все рассказы написанные Вами. Что в жизни моей связывает с Почаевской лаврой? Перво-на-перво это появление моего третьего ребенка, моей доченьки (теперь уже ученицы православной гимназии).В Почаеве я никогда не была, родом же из г.Любеч, Черниговской обл. Живу уже 22 года за пределами Украины, в России, на чудесной Нижегородской земле, в которой так много православных Святынь, а самое главное это наш дорогой батюшка Серафим Саровский. В 2002 году наш Печерский монастырь, в сопровождении братии монастыря, посетила Святая Икона Почаевской Божьей Матери,а так же частицы мощей Святого Иова Почаевского. О, если бы можно было передать все те чувства которые мы ипытывали при встрече с Божьей Матерью Почаевской и со Святым Иовом Почаевским!Какой поток верующих людей шел и шел на поклон к Святыням!Это было СЧАСТЬЕ, о котором мы грешные и не мечтали, вот какая радость была в те дни!Господи, храни Лавру Почаевскую от злых клевет, распрей и неурядиц, молитвами Пресвятой Богородицы и Всех Святых!Слава Богу за все! Мария Федотова 24 января 2011, 20:54 Я счастлива, что сподобилась побывать в Почаевской Лавре и повезти даже туда моего друга- англичанина, светлого парня, который перешел в нашу веру. И после того, как он там побывал, вся его тяжелая и очень мрачная жизнь вкорне изменилась и все стало потихоньку с Божьей помощью улаживаться, хотя до этого казалось,что нет просвета и надежды. И у меня в душе пошло на лад после этой поездки. Сереженька, ! Люблю, горжусь , что я в твоих друзьях.Спасибо за все! Всегда читаю твои работы взахлеб и всегда жалко, что уже конец, когда дочитываю. Благослови Господи тебя и всех твоих! Дай Бог тебе силы и здоровья продолжать твою бесценную работу во славу Господа и нам во исцеление!

http://pravoslavie.ru/44120.html

Почаевская, принесена греческим митрополитом Неофитом в 1357г. в Россию; прославилась в 1597 и 1675г., в Почаевской Лавре, Волынской епархии Празднование в пяток светлой седмицы, Июля 23 и Сентября 8 (Русский Паломник 1886, стр. 41; 1888г., стр. 29 и 616; 1892, стр. 265,– последнее изображение с семью святыми). Пражевская, в селе Пражеве, близ Житомира, прославилась в конце XVII в.; празднование ей в 10 пятницу после Пасхи и 29 Июня (Русский Паломник 1894, стр. 641). С 1893г. крестный ход в Житомирский Кафедральный собор, с Июня по Август. Предвозвестительница, на Афоне, в Костамоните, прославилась чудесным умножением всего потребного для храма и братии; празднование 1 Августа накануне храмового праздника обители, посвящённого святому Апостолу и первомученику Стефану Того же названия есть икона в Ватопеде, см. Живоприятная. Предста Царица, или Царь Царем, по преданию, писана святым Алипием,– в Москве, в Успенском соборе. В средине образа на престоле восседает Спаситель, по сторонам Его Богородица и Предтеча. Такая икона называется ещё Деисис, что значит моление или приношение; в России кто-то из несведущих предков сделал из греческого слова Деисис – имя Деисус, вероятно, увлёкшись сходством его с именем Иисус. Между тем в Греции с давних пор ведётся обычай, по которому тот, кто заказывает какую-бы то ни было икону от себя, подписывает под нею: моление (деисис) раба Божья имя рек, здесь слово моление заменяет слово приношение. Прежде рождества и по рождестве Дева, 17 Октября, в Николаевском, Песношском монастыре, Московской епархии (Воскресный День 1892, Русский Паломник 1893, стр. 665; Кормчий 1896, Призри на смирение, 1420, Сент. 16, явилась на озере Каменном, ныне в Пскове. Прусиотисса, или Пирсиотиса, Август 22; до 829г. была в соборном Богородичном храме г. Пруссы (Брусса), в Малой Азии, ныне в монастыре Пирсу или Пруссу, в Греции, в епархии Литсас и Аграфон, в отдельном приделе, посвящённом её имени. Псково-Печерская (Успение), две иконы Божьей Матери в Псково-Печерском монастыре (вторая называется ещё Умиление). Обе иконы особенно прославились во время осады Пскова польским королём Стефаном Баторием 1581. Печерские иноки, в память избавления города и обители (монастырь в 5–6 вёрстах от Пскова), дали обещание ходить в Псков с иконой в 7 неделю по Пасхе. В 1812г., по прошению псковских граждан, разрешено Святейшим Синодом совершать крестный ход 7 Октября, в память избавления от французов. Со второй же иконой крестный ход в Ригу, в Сентябре.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Надвратный корпус (1835) Построен в стиле классицизма. Здание кирпичное, прямоугольное в плане, двухэтажное. Главный фасад памятника решен в виде четырехколонного портика дорического ордера, дворовой фасад - в виде глухого пилястрового портика дорического ордера. http://www.alyoshin.ru; http://www.pochaev.org.ua/?pid=1384 При подъезде к посёлку Почаев дух захватывает от величественного зрелища Свято-Успенской Лавры. Величественный ансамбль обители венчает каменистый мыс над живописной долиной речки Иквы, благодаря чему одна из главных православных обителей видна со всех сторон. Лавра расположена на одиноко стоящем высоком каменистом холме, возвышающемся над окружающей местностью на 75 метров. Почаевский монастырь учредили монахи Киево-Печёрской лавры, которые пришли с берега Днепра на это место, спасаясь после разорения Киева Батыем в 1240 году. Во время татарского нашествия двум монахам и пастуху Ивану Босому явилась Богоматерь в огненном столбе. На скале, где стояла Пречистая, отпечаталась её стопа, на которой заструился святой целебный источник. Каждый, кто тогда умылся водой из этого источника или выпил его воды, чудом излечивался от болезней. И по сей день вода, разлитая в пластиковые бутылки, с успехом продаётся в обители наследниками монахов-первопроходцев. В честь явления Богоматери монахи построили у подножия каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы. В наше время камень с отпечатком стопы Матери Божьей хранится недалеко от входа в главном нефе Успенской церкви с правой стороны. Ещё одна святыня Почаевской Лавры - чудодейственная икона Почаевской Богоматери. Её в 1597 году подарила монастырю его учредительница Анна Гойская, получив сей образ за оказанное гостеприимство от греческого митрополита Неофита, который в 1559 году останавливался проездом в её имении " Урля " . Чудом исцеления слепорождённого брата Анны - Филиппа, связанное с этой иконой, сделало образ объектом поклонения всей округи. В настоящее время икона Матери Божьей Почаевской находится над царскими вратами иконостаса Успенской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=07437

Рубрики Коллекции Избавительница от бед 7 мин., 14.12.2023 Поделиться Содержание К Божьей Матери как к Избавительнице от бед часто в своих молитвах обращаются верующие и даже далекие от веры люди. При этом не все знают о существовании чудотворных икон с таким названием. Богородица «Избавительница от бед» Первый известный образ Богородицы «Избавительница от бед» (чаще просто «Избавительница») стал почитаться в XIX веке, хотя датируется XVII. Он был подарен одним иеромонахом своему ученику, ставшему насельником Пантелеимонова монастыря на Афоне. Эту небольшую по размеру икону — 14 на 13 см — тот всегда носил с собой. Жители греческого села, возле которого устроил свой уединенный скит монах, приходили к нему как к старцу и просили о молитве перед имеющейся у него святыней. Первым чудом, произошедшим по молитвам у иконы, считается избавление от нашествия саранчи. Известно также о случаях исцелений жителей соседних сел. Икона «Избавительница» со святым апостолом Симоном Кананитом и великомучеником Пантелеимоном. Рубеж вв. Новоафонский монастырь Позже икона была передана из Пантелеимонова монастыря в обитель апостола Симона Кананита в Новый Афон. Многие чудеса, происходившие там, сохранились не только в предании, но и в официальных документах. Днем празднования иконы было выбрано 30 (17) октября. В советское время верующим удалось сохранить святыню. Она была перевезена в Гудауту, но там, в Покровском храме, сейчас находится список. Первообраз, вероятно, был вывезен в Почаевскую Успенскую лавру. А в Новоафонском монастыре есть храм во имя нее и почитаемая икона, напоминающая о связи греческой и кавказской обителей. На ней с образом «Избавительница» в руках изображены великомученик Пантелеимон и святой апостол Симон Кананит. Подобная икона с конца 1990-х годов есть и на Афоне. Еще один образ с тем же названием есть в Маровском Крестовоздвиженском монастыре в Нижегородской области. В конце XIX века, когда ее доставляли из Палестины в одно из сел Вятской губернии, Богородица Сама выбрала место для иконы и подала знак, чтобы та осталась именно здесь.

http://foma.ru/izbavitelnica-ot-bed.html

Описание иконы Пресвятой Богородицы Тригорская Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Пресвятой Богородицы Тригорская Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Тригорская Тригорская Единого мнения о дате основания Тригорского монастыря, где находится чудотворная икона Божьей Матери, нет. По некоторым данным, возник как пустынножительный. Документально известен с 1613г. В 1723 г. принял унию, но дух Православия теплился здесь еще долго (например, в богослужении использовались не исправленные под влиянием католицизма книги) и нередко иноки занятых католиками православных монастырей искали в Тригорье убежища. Лишь с кон. XVIII в. униатство берет в обители перевес. В первой пол. XIX в. обитель руководит движением среди униатов против окончательного окатоличивания, за сближение с Православием. Во время Первой мировой войны в 1915-1916гг. в монастыре пребывали эвакуированные наместник и Духовный Собор Почаевской Лавры. В 20-х гг. XX в. обитель была упразднена. Во время Великой Отечественной войны здешняя престольная церковь открылась как приход. В 1990-1993 гг. монастырь возродился. Каменный престольный монастырский храм стоит на одной из трех господствующих над местностью высот, от которых и произошло название Тригорья . Первый каменный монастырский храм теплый, во имя Крещения Господня разрушен в 1941 г. перед Великой Отечественной войной (на его месте воздвигнут крест). Главной святыней обители является чудотворная Тригорская икона Божией Матери, к которой в старину с особым усердием притекали жители всей восточной половины Волыни; также в монастыре есть частицы мощей Препп. Печерских. Празднование иконе установлено 7 августа (20 ст. ст.). Украина Житомирская обл. Житомирский р-н с. Тригорье Свято-Преображенский Тригорский мужской монастырь Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Тригорская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-634

Первоначальный интерьер храма из-за недостатка средств выглядел довольно скромно. В главном иконостасе, изготовленном по проекту великого князя Петра Николаевича, были иконы Спасителя и Богоматери, присланные из Петербурга, другие написали сестры-послушницы в монастырской мастерской. Главной святыней собора считалась подаренная императорской семьей фамильная реликвия Романовых — икона Божьей Матери " Всех Скорбящих Радость " . Стены не были расписаны. В послереволюционные времена, когда обитель была закрыта (1922), собор превратился в приходской. С 1922 по 1926 г. им пользовалась обновленческая ( " синодальная " ) община, с 1926 г. — община УАПЦ. В августе 1928 г. нижний храм был передан Свято-Серафимовской общине традиционной " старославянской " , или " экзархистской " ориентации. В конце концов, в 1934 г. как верхний, так и нижний храм были закрыты, а здание использовали как типографию и книгохранилище Украинской Академии наук. После оккупации города фашистами в 1941 г. монастырская жизнь возобновилась. Осенью 1943 г. в нижнем храме собора скрывались киевляне, не желавшие по приказу оккупантов оставить город перед его освобождением от гитлеровцев. Состояние собора требовало ремонта, который состоялся в 1948—49 гг., в значительной мере благодаря организационным усилиям игуменьи Архелаи и инокини Евфросинии (Анны Погожевой, родной сестры Патриарха Московского и Всей Руси Алексия II). 16 мая 1949 г. был вновь освящен главный престол в честь св.Николая. Другие престолы изменили названия. В 1950 г. освящены престол южного придела верхнего храма в честь Всех Святых, а также в нижнем храме главный престол в честь Божьей Матери " Живоносного источника " и придел по имени св.Серафима Саровского. В 1951 г. престол северного придела верхнего храма освящен в честь св.Сергия Радонежского. Собор пострадал от пожара, произошедшего в 1981 г. от удара молнии. После этого здесь были проведены восстановительные работы. На протяжении 1980-х годов выполнена также внутренняя стенопись верхнего храма (работали мастера из Почаевской лавры).

http://sobory.ru/article/?object=05839

Патриарх Ефрем II: «Я все думал, кто из святых покровительствует мне на чужбине? Сказал себе: как вернусь домой, на коленях войду в свой храм, на какую икону сразу взгляну, тот и будет мой покровитель» Епископ воздал хвалу Господу за спасение. Впоследствии он вспоминал: “Я все думал тогда, кто из святых покровительствует мне на чужбине? Сказал себе: как вернусь домой, на коленях войду в свой храм, на какую икону сразу взгляну, тот и будет мой покровитель”. Так и сделал по возвращении. И первое, на чем остановился его взгляд, была икона святого Серафима Саровского». Рассказывает Гурам Читанава: Преподобный Серафим Саровский – У моей жены был любимый дядя. А у него была жена, тетя Груня. Она из Пензы родом. Во время войны оказалась в одном колхозе в каспийском районе. Приехала в Грузию за хлебом. Потом чем-то заболела, а когда выздровела, то осталась в Грузии. Вышла замуж, родилась дочка Светлана. В 60-х годах семья переехала в Тбилиси. Светлана была в восьмом классе, когда у нее неожиданно лопнул аппендицит. Ее срочно отвезли в Арамянц-больницу . Вскоре мать вызвали и говорят: – Забирайте дочь домой, она вот-вот умрет. Груня побежала в церковь святого Александра Невского. Было семь часов утра. Свечница только-только открыла дверь. Груня бросилась на колени перед Почаевской иконой Божьей Матери. Вы же знаете, она справа у входа висит. Вдруг кто-то вошел и встал рядом с ней. Она невольно обернулась. Перед ней стоял монах в черной рясе. – Твоя дочь здорова! – сказал он. – Кто вы? – спросила Груня. – Я отец Серафим. Иду в Киев. Груня задумалась. Как это он идет в Киев? Пешком, что ли? Монах сунул руку за пазуху и подал ей маленькую икону Казанской Божьей Матери. Пока Груня ее в сумку укладывала, монах исчез. Пошла она к свечнице спросить, кто это был, а та отвечает: – В церковь никто не заходил. Груня побежала в больницу. Смотрит, дочка в полной памяти сидит на кровати и спрашивает: – Мама, где ты столько времени была? Стали потом ту икону рассматривать и увидели, что на обороте прикреплен кусочек мощей святого Серафима Саровского.

http://pravoslavie.ru/76511.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010