Экзапостиларий (светилен): а Трубою мудрости явился ты, Максим, свет монашествующих, доброгласным языком своим поражая сонмы противников: посему, питаясь твоими словами, мы познаем разум сущего. С. I сл., ркп. 290 и 298 (291 и 292 нет). Слав. янв. и авг. под названием: светилен. В ркп. 99 и 125 нет. Слав: благогласным, др: богогласным. Тепер. и др. противных ужасая (πλττων) полки (στφη), но 105. 99. 271: улавляя сопротивных соборы. Тепер. и др. разум познаваем сущих – τν γνσιν κατανοομεν τν ντων. – 105: тем же твоими питеющеся словесы и разумом подаваем сущих, но 99 и 271 как тепер. Экзапостиларий: б Глубины судов Твоих исследованы Духом, а глубины Духа, Спаситель, в духе и силе исследовал Максим, как истый философ, возвещая два Твоих хотения и действия: посему светло ныне чтится он. С. сл. II и греч. печ. 12 авг. Экзапостиларий: в Θεολογν κρυξας μαν φσιν Τριδος κα μαν, πτερ, ϑ λησιν κα νργειαν μαν, Θεο δ το σαρκωϑντος δο φσεις ϑελσεις κα νεργεας, Μξιμε πνσοφς ϑεοφντορ, μολογν, Богословствуя, отец, ты проповедал одну природу Троицы и одну волю и действие одно: а в Воплотившемся Бог исповедуя (Продолжение следует). Игнатий (Брянчанинов), еп. Поучение в неделю о Самарянине 1447 /Сообщил М. А. Новоселов//Богословский вестник 1914. Т. 2. 5. С. 1–5 (2-я пагин.). —1— Истинные поклонницы поклонятся Отцу Духом и Истиной: ибо Отец таковых ищет поклоняющихся Ему. Ин.4:23 . Возлюбленные братия! ныне слышали мы во Евангелии, что истинные служители истинного Бога поклоняются Ему Духом и Истиной, что Бог ищет, то есть, желает иметь таких поклонников. Если Бог желает иметь таких поклонников: то, очевидно, что таковых только поклонников и служителей Он приемлет, таковые только поклонники и служители Ему благоугодны. Это учение нам, возвестил сам Сын Божий. Веруем учению Христову! со всей любовью приемлем всесвятое учение Христово! Чтоб с точностью последовать ему, рассмотрим, что значит поклоняться Богу Отцу Духом и Истиной. Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о себе: Аз есмь путь и истина и живот ( Ин.14:6 ); Истина есть Слово Божие. Слово Твое истина есть ( Ин.17:17 ). Это слово предвечно было в Боге, произносилось Богом и к Богу; это Слово – Бог; это Слово-Творец, всего существующего, видимого и невидимого ( Ин.1 . Кол.1:16 ). Это Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполне благодати и истины ( Ин.1:14 ). Бога никтоже виде нигдеже: но Слово Божие, единородный Сын, сый

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

381 Прп. аввы Дорофея поучение 1. 382 Священномученик Петр Дамаскин, исчисляя благодатные духовные видения, представяющиеся уму подвижника Христова при постепенном его очищении, помещает между этими видениями и видение падения, которому подверглось человечество. Св. Петр Дамаскин, книга 1-я о восьми умных видениях. Добротолюбие, ч. 3. 383 Сл. 4, гл. 16. Это явствует из запрещений, совершаемых перед святым таинством Крещения. Падший человек сделался жилищем не только греха, но и сатаны; таинством св. Крещения изгоняется сатана из человека, но при нерадивой и греховной жизни крещеного сатана возвращается в него, как это будет объяснено далее. См. последование св. Крещения в требнике. 384 Слово 4, гл. 5. 385 Прп. Макарий Великий, Беседа 21, гл. 1. 386 16-е поучение преподобного Синклитикии, Достопамятные сказания. 387 Ответ на вопрос 210. 388 Гл. 49, Доброт., ч. 2. Эта цитата полнее приведена в Слове об Иисусовой молитве. 389 Беседа 21, гл. 3 и 4. 390 Поучение 13 о том, как переносить искушения. Наш российский подвижник, старец Серафим Саровский, говорит: «Должно снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим другим, но не обленяться, а побуждать себя к лучшему. Употребил ли пищи много, или что другое подобное сему, сродное слабости человеческой, сделал – не возмущайся сим и не прилагай ко вреду вред, но мужественно подвигни себя к исправлению, а между тем старайся сохранить мир душевный, по слову Апостола: «Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается " _ 391 Слово 4, гл. 6—8. 392 Св. Григорий Синаит, гл. 117. Добротолюбие, ч. 1. 393 Прп. Макарий Великий, беседа 27, главы 4, 5 и 18. 394 Слово 7, гл. 14. 395 Слово 31. Здесь употреблено слово «делание», потому что Отцы наиболее так называют мысленный и сердечный подвиг, чаще обозначая словом «подвиг» телесные труды. Прп. Варсоноф. Отв. 210. Исаака Сирина. Слово 56. 396 Прп. Макарий Великий, Слово 1, гл. 1. 397 Доброт., ч. 1, деятельных и Богословских глав 43. 398 Прп. авва Дорофей, поучение 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3188...

Евангелие от Луки есть Евангелие спасения. И Марк, и Матфей тоже запечатлели в своих книгах благую весть о спасении. Но Евангелие от Луки в ряду синоптических Евангелий есть Евангелие спасения по преимуществу. Евангелие от Марка, Евангелие победы над миром Божественного царя, возвещает о спасении от мира ( Мк.16 ). Евангелие от Матфея говорит о спасении от греха ( Мф.1:21 ). У Луки совмещаются обе стороны. Как и Марк, Евангелист Лука изображал благовестие Христово в резком противоположении миру ( Лк.12:13–40 ). Как Матфей, он нес благую весть о спасении от греха ( Лк.1:77 ), раскрывал моральную сторону Евангельского учения ( Лк.6:27–49 ) и сохранил в рассказе о Марфе и Марии память о первенствующем в благовестии Христовом значении духовных ценностей ( Лк.10:38–42 ). Но была и другая сторона, на которую Лука обращал особенное внимание – спасение от страдания. Только у Луки сообщается содержание первого поучения Иисуса Христа в Назаретской синагоге, когда Он возвестил исполнение слова пророка Исаии о благовестии избавления нищим и страждущим, о проповеди лета Господня благоприятного ( Лк.4:16 и сл.). Один Лука привел грозные предостережения Спасителя богатым, пресыщенным, смеющимся и окруженным всеобщим почитанием в противовес ублажению нищих, алчущих, плачущих и ненавидимых Сына Человеческого ради ( Лк.6:20–26 ) и с этими блаженствами и проклятиями связал религиозно-моральные предписания, главная часть которых сохранена у Матфея в составе Нагорной проповеди. Но самая эта связь говорит уже о большем. В полноте спасения, возвещаемой Евангелием от Луки, спасение от греха и спасение от страдания, спасение от власти мира, совмещается в любви. Эта любовь есть любовь отца к блудному сыну ( Лк.15:11–32 ), она открывает объятия презренному Закхею ( Лк.19:1 и сл.). В любви выражается спасительная вера. – В акте прощения с любовью человеческою таинственно сочетается милующая любовь Божия, как это тоже рассказал один только Лука, вспомнивший о грешной жене, помазавшей в доме фарисея ноги Спасителя ( Лк.7:37–50 ). Сам Господь молился за мучителей и простил благоразумного разбойника ( Лк.23 ). И потому Евангелие от Луки, – Евангелие тельца, согласно известной символике Евангелистов, – есть Евангелие искупления.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

8. Епископское поучение собору епархиального духовенства В старших списках статья эта, обыкновенно называемая «поучение к попам», надписывается именами св. отцов: Иоанна Златоустог о (в пергаменном Номоканоне XIV века Погодинского Древлехранилища 31, д. 165) и Василия Великого (в чудовской пергам. Кормчей 4; л. 189). В позднейших рукописях она встречаются с именем св. Леонтия ростовского (в соловецкой Минее 1494 года, 518), но всего чаще – с надписанием «Кириллово», чт подало повод признать автором ее «учительного» митрополита Кирилла II См. соображения преосв. Макария в Ист. Русс. Церкви т. V, стр. 387 сл.). Несомненно только одно, что это – русское сочинение, составленное не позднее XIII века и сделавшееся образцовой речью, которую каждый епархиальный архиерей должен быль произносить пред собором своего духовенства, обыкновенно собиравшимся в неделю православия («сборное» воскресенье). Об этих ежегодных епархиальных соборах упоминается уже в определениях владимирского собора 1274 6) и в предыдущем 7) поучении новопоставленному священнику ту же речь, без сомнения, произносили и митрополиты в качестве епархиальных архиереев. Отсюда всего естественнее объясняется и несогласие списков в указании имени автора, и происхождение глухой надписи: «поучение епископов к иереям» (наприм. в Чуд. Корм. 1499. г., 167, л. 246), и наконец то обстоятельство, почему статья эта с течением времени достигла до таких обширных размеров, в каких представляют ее позднейшие западнорусские Кормчии, в которых дается ей длинное заглавие: «В понеделок второе недели поста, на собрание священническое, науки исправлений духовных… и поученье мое имярек архиепископа… к вам… всему священническому чину… моей митрополии киевской и всея Руси (Корм. XVI в. Моск. Государ. Древлехр. 16 – в конце). В настоящем издании памятник является в своем первоначальном виде по списку чудовской пергаменной Кормчей и с вариантами из такого же Погодинского Номоканона. Слышите ерейский преподобный изборе 889 : к вам ми слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Из этого свидетельства Папия ясно: 1) что апостол Иоанн знал Евангелие Марка и рассуждал о нем в кругу своих учеников, конечно, в Эфесе. 2) Что он засвидетельствовал, что евангелист Марк сообщил те воспоминания, которые сохранил в своей памяти о речах апостола Петра, рассказывавшего о словах и делах Господа, и таким образом сделался вестником и посредником в передаче этих рассказов. 3) Что Марк при этом не держался хронологического порядка. Это замечание дает основание предполагать, что в то время слышалось осуждение Евангелия Марка по поводу того, что в нем есть некоторые недостатки по сравнению с другими Евангелиями, которые тщательно заботились о «порядке» ( Лк.1:3 ) в изложении евангельских событий. 4) Папий со своей стороны сообщает, что Марк не был лично учеником Христу, но – вероятно, позже – учеником Петра. Однако этим не отрицается возможность того, что Марк нечто сообщает и из того, что пережил сам. В начале Мураториева фрагмента есть замечание о Марке: «он и сам при некоторых событиях присутствовал и их сообщил». 5) Что Петр свои поучения приноровлял к современным потребностям слушателей и не заботился о связном строго хронологическом изложении евангельских событий. Поэтому и Марку нельзя ставить в вину отступления от строго хронологической последовательности событий. 6) Что зависимость Марка от Петра в его писательстве простирается только на некоторые обстоятельства ( νια). Но Папий хвалит Марка за его тщательность и точность в повествовании: он ничего не скрывал и нисколько не приукрашивал событий и лиц. Иустин-мученик в «Разговоре с Трифоном-иудеем» (Justinus Martyr, «Разговор с Трифоном-иудеем» , ed. E.J. Goodspeed, Die ältesten Apologeten. Göttingen, 1915, c. 100, 4–6) упоминает о существовании «достопримечательностей» или «воспоминаний Петра», причем приводит место из Мк.3:16 и сл. (в данном случае автор комментария делает ошибку: Иустин ничего не говорит о воспоминаниях Петра, упоминая лишь «воспоминания апостолов» [ ν τος πομνημονεμασιν τν ποστλων]. – Прим. ред.). Ясно, что он под этими «достопримечательностями» подразумевает Евангелие Марка. Святитель Ириней ( Ириней Лионский . «Против ересей», III, I, 1), также знает определенно, что Марк написал Евангелие по смерти Петра и Павла, которые, по хронологии Иринея, проповедовали в Риме от 61 до 66-го года, – написал так именно, как возвещал Евангелие Петр. Святитель Климент Александрийский (hypot. к 1Пет.5:13 ) сообщает, что Марк написал свое Евангелие в Риме по просьбе некоторых знатных римских христиан. В Евангелии своем он изложил слышанную им устную проповедь апостола Петра, которому и самому известно было о желании римских христиан иметь памятник его бесед с ними. К этому свидетельству свт. Климента Евсевий Кесарийский прибавляет, что апостол Петр на основании бывшего ему откровения выразил свое одобрение писанному Марком Евангелию («Церковная история», VI, 14, 5 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

в Домострое гл. 24 (по изд. Яковлева, 1887 г. стр, 50 и сл.); – ср. брошюру Щапова: «Голос древнерусской церкви об улучшении быта несвободных людей». К. 1859, – стр. 17. 49 См. брошюру (речь) А. Щапова : «Голос древней русской церкви» и пр., стр. 12, – ср. «Прав. Собес.», 1861 г., т. 1, ст. «Попечение отечественной церкви о внутреннем благоустройстве рус. гражд. общества в XIII – XV в.», стр. 184 и сл. 50 Сборник Солонец, библ. 826, л. 311: «поучение еже во святых отца вашего Евфимия, архиепископа великого Новгорода», – также Кормчая Сол. библ. 858 (см. в указ. брош. Щапова, стр. 13 и примеч., также в ст. «Прав. Собес.», 1861 г, ч. 1, стр. 193 и след ). 51 В частности, в житии Феодоры, извлечения из которого приводятся в Прологе и которое было чрезвычайно популярным в древнерусской народной литературе (особенно благодаря посредству так называемых синодиков, в которые оно входило иногда целиком, иногда же по частям»), – учение о милостыне составляет самое существенное: оно – «его нерв, его центр», по словам новейшего исследователя этого жития, проф. А. Н. Веселовского... В последней части этого жития, в видении страшного суда, милостыня является в «поэтическом олицетворении» и описывается теми самыми чертами, какими она изображается, как мы видели выше, в Прологе, как – «превосходящая все добродетели»... Веселовский А.П., Разыскания в области русского духовн. стиха. XI – XII, вып. 5, Спб., 1889 г., стр. 131–132. 52 См. церковные поучения против него в указ. брош. Щапова, стр. 14–16, – в «Прав, Собес», ч. 1. стр. 187. 53 Окт. 14, т. 1 л. 152 об., в слове св. Антиоха о лихоимании: «лихоимец сытости не имать, сице имать и многа имения, егда многа стяжет, паки большему восхощет. И егда усвоит то паки большему желает, и николи же престанет от суетного сего похотения. Таковый житию конца не чает, и невесть, что пришлец есть в сем житии. И добре глаголют о таковых книги: якоже ад и погибель не насыщается, такоже и очи человечи не сыте»... Далее приводятся места из св. Писания, поясняющие всю гибельность несытости в богатстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

59 В повествовании раскольников об Арсении Греке говорится, будто сам патриарх Паисий с обратного пути писал государю, что хотя Арсений человек учёный, но требует присмотра, так как он бывал и в жидовской вере не только в хр. иноверных и будто бы за такое-то сомнительное православие патр. Иосиф сослал его в Сол. мон. См. ист. Сол. об. стр. 14–16, 174, 175, 181, 187. 62 Правда, нет совершенно ясных указаний на то, что Преображенский монастырь основан по мысли и предложению Никона. Тем не менее, можно считать это почти несомненным, если взять во внимание, что Никон был тогда любимцем, другом и первым советником царя и, вместе, другом Ртищева, к которому он имел «любовь зело велию» и с которым «о благоустроении советовался». См. Вивлиоф. ч. XVIII. стр. 396. Житие милостивого мужа Фёдора Ртищева. Стоит внимания и то обстоятельство, что монастырь Преображенский устроен при церкви св. Ап. Андрея. Мысль соединить воспоминание о первом начале Еванг. проповеди в нашем отечестве с представлением необходимости завести училища для сохранения Еванг. учения в истинном свете, эта мысль принадлежит Никону. Он неоднократно высказывал её в борьбе с суеверными врагами своими. См. возр. на 26 вопр. Стрешн. и послание к констант. патр. Дионисию. Ркп. Воскр. монастыря, напечатанная с пропусками Археогр. комиссией. 63 Сл. пис. дух. чина, ч. 1, стр. 177. Здесь же упоминается о его канонах и поучениях, хранящихся в Киево-Михайловском монастыре. 64 Собр. государ. грам. и догов. т. III, 136. Собр. зак. т. 1, стр. 166. Писана эта грамота от 14 мая 1649 года. 65 Их отправили из Киева и приняли в Москве «для реторического учения и для перевода греческих книг». Опис. малоросс. Делам в Молодике 1844 г. Привилегия Московской академии говорить, что они вызваны «ради в оном монастыре российского народа во просвещении свободных мудростей учения». Древн. росс. вивлиоф. ч. VI. стр. 414. 67 Временн, т. XIII. матер., стр. 1–136. Сл. пис. дух. чина под именами известнейших деятелей училищ андреевского и чудовского: Епиф. Слав., Арсения Сатан., Арсения Грека и др. чт. М. общ. ист. и др. росс. 1846. 2 Каталог Медведева.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Триодь Цветная. M., 1992. Л. 130–136. 946 Установился также обычай совершать поминальные моления в субботу перед Сырной седмицей и в субботу первой седмицы Вели кого поста, когда Церковь воспоминает чудо, совершенное с коливом святым великомучеником Феодором Тироном († 420). Разные поместные Православные Церкви совершают общие панихиды и в другие дни. Например, Русская Православная Церковь совершает две общих панихиды по православным воинам, павшим за веру и отечество. Одна совершается 29 августа (память усекновения честной главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна), а другая — в субботу перед 26 октября (праздник святого великомученика Димитрия Солунского, Мироточивого) [с 1996 года установлен еще один такой день — 26 апр./9 мая. — Ред.]. 947 См.: Постановления апостольские. Кн. 8. Гл. 44//ΒΕΠΕΣ. Т. 2. 169 (19–21). 948 На Руси, как правило, — сладкий рис с изюмом. (Ред.) 949 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. 950 Преп. Иоанн Дамаскин. О в вере усопших 15, 19//PG. 95, 261 В, 265 С. 951 Там же, 265 С, 261 С. 952 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. Поучение 5. Ст. 9. M.: Синод, б–ка, 1991. С. 336. 953 Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Филиппийцам беседа 3, 4//PG. 62. 204. 954 Он же. Сл. 45. О еже не плакати горько…//PG. 63, 892. 955 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. 956 П. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της ρθοδξου Καθολικς Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 410–411. Согласно св. Дионисию Ареопагиту, святая Евхаристия приносится за «достойных священных молитв […], от немощи человеческой нечистоты приносимых» (О церковной иерархии. Гл. 7. Ст. 6–7//СПб., 1855. С. 226–231). 957 Свт. Климент Римский. К Коринфянам послание II. Гл. 8//Ранние отцы Церкви. Брюссель. 1988. С. 89–90. 958 Свт. Василий Великий. Нравственные правила. Правило 1. Гл. 2//Творения. М., 1993. Ч. 3. С. 359. 959 Свт. Григорий Богослов. Слово 16, в присутствии безмолвствующего отца//Творения. ТСЛ, 1993. С. 236. 960 Свт. Иоанн Златоуст. О Лазаре. Сл. 2. Ст. 3//PG. 48, 985. См.: На Еванг. от Матфея беседа 36, 3//PG. 57, 416; На Пс. 9, 4//PG. 55, 127; На Посл. к Филиппийцам беседа 3, 4//PG. 62, 203. 961

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

280 Насколько правильно наименование действия Божия не божественностью, а Богом, выяснено нами в статье «Афонская смута». 299 Лекции по науке о языке. Спб. 1865, стр. 262–263. Ср. св. Григорий Нисский. Прот. Евномий, кн. 12, Mg. 45, 976 D сл.; Р. п. VI, 343; О шестодневе, 44, 43 А сл.; 112 В; Р. п. I, 14–16 и др. 300 Mg. 6, 277; Р. п. 1864 г. стр. 21: «Имена существуют для обозначения и различения предметов при их множестве и разнобразии, но... Он не имел нужды давать Себе Самому имя, будучи только Один». 301 Мысль, что первые люди в начале своего бытия не имели никаких имен Божиих, хотя были религиозны, встречается и у св. отцов, например, св. Афанасий Великий и св. Димитрий Ростовский полагают, что до искушения Адам и Ева не образовывали никаких имен Божиих и потому не знали их. См. св. Димитрий Ростовский . Поучение в неделю двадцать третью по Святом Духе. Творения, изд. Сойкина, I, 533: «Ты (Адам) умел назвать имена всем зверям, скотам, птицам и всей видимой твари; ты назвал имя и помощнице твоей Еве, имени же Божия не сумел произнести твоими устами»... 326 Если стать на точку зрения Макса Мюллера и допустить, что первые люди могли иметь религию, не имея имени для означения Бога, то стих этот, являющийся камнем преткновения для экзегетов, получит прямой и ясный смысл. Если в Библии отмечено наречение имен тварным предметам, то было бы странно, если бы не было отмечено наречение имени Богу. Но единственным местом, которое можно считать говорящим о таковом наречении является Быт.4:26 : «У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа (в евр. Иеговы)». В конце 4 главы Бытия говорится о первых проявлениях «измышления», επνοια, по выражению святого Григория, или творчества, как говорят теперь, у каинитов и сифитов, и направление творчества первых противопоставляется направлению вторых. Тогда как открытия первых касались жизненных удобств, техники, творчество вторых было направлено на религиозные символы, и они впервые образовали имя для означения Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010