8. Епископское поучение собору епархиального духовенства В старших списках статья эта, обыкновенно называемая «поучение к попам», надписывается именами св. отцов: Иоанна Златоустог о (в пергаменном Номоканоне XIV века Погодинского Древлехранилища 31, д. 165) и Василия Великого (в чудовской пергам. Кормчей 4; л. 189). В позднейших рукописях она встречаются с именем св. Леонтия ростовского (в соловецкой Минее 1494 года, 518), но всего чаще – с надписанием «Кириллово», чт подало повод признать автором ее «учительного» митрополита Кирилла II См. соображения преосв. Макария в Ист. Русс. Церкви т. V, стр. 387 сл.). Несомненно только одно, что это – русское сочинение, составленное не позднее XIII века и сделавшееся образцовой речью, которую каждый епархиальный архиерей должен быль произносить пред собором своего духовенства, обыкновенно собиравшимся в неделю православия («сборное» воскресенье). Об этих ежегодных епархиальных соборах упоминается уже в определениях владимирского собора 1274 6) и в предыдущем 7) поучении новопоставленному священнику ту же речь, без сомнения, произносили и митрополиты в качестве епархиальных архиереев. Отсюда всего естественнее объясняется и несогласие списков в указании имени автора, и происхождение глухой надписи: «поучение епископов к иереям» (наприм. в Чуд. Корм. 1499. г., 167, л. 246), и наконец то обстоятельство, почему статья эта с течением времени достигла до таких обширных размеров, в каких представляют ее позднейшие западнорусские Кормчии, в которых дается ей длинное заглавие: «В понеделок второе недели поста, на собрание священническое, науки исправлений духовных… и поученье мое имярек архиепископа… к вам… всему священническому чину… моей митрополии киевской и всея Руси (Корм. XVI в. Моск. Государ. Древлехр. 16 – в конце). В настоящем издании памятник является в своем первоначальном виде по списку чудовской пергаменной Кормчей и с вариантами из такого же Погодинского Номоканона. Слышите ерейский преподобный изборе 889 : к вам ми слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Из этого свидетельства Папия ясно: 1) что апостол Иоанн знал Евангелие Марка и рассуждал о нем в кругу своих учеников, конечно, в Эфесе. 2) Что он засвидетельствовал, что евангелист Марк сообщил те воспоминания, которые сохранил в своей памяти о речах апостола Петра, рассказывавшего о словах и делах Господа, и таким образом сделался вестником и посредником в передаче этих рассказов. 3) Что Марк при этом не держался хронологического порядка. Это замечание дает основание предполагать, что в то время слышалось осуждение Евангелия Марка по поводу того, что в нем есть некоторые недостатки по сравнению с другими Евангелиями, которые тщательно заботились о «порядке» ( Лк.1:3 ) в изложении евангельских событий. 4) Папий со своей стороны сообщает, что Марк не был лично учеником Христу, но – вероятно, позже – учеником Петра. Однако этим не отрицается возможность того, что Марк нечто сообщает и из того, что пережил сам. В начале Мураториева фрагмента есть замечание о Марке: «он и сам при некоторых событиях присутствовал и их сообщил». 5) Что Петр свои поучения приноровлял к современным потребностям слушателей и не заботился о связном строго хронологическом изложении евангельских событий. Поэтому и Марку нельзя ставить в вину отступления от строго хронологической последовательности событий. 6) Что зависимость Марка от Петра в его писательстве простирается только на некоторые обстоятельства ( νια). Но Папий хвалит Марка за его тщательность и точность в повествовании: он ничего не скрывал и нисколько не приукрашивал событий и лиц. Иустин-мученик в «Разговоре с Трифоном-иудеем» (Justinus Martyr, «Разговор с Трифоном-иудеем» , ed. E.J. Goodspeed, Die ältesten Apologeten. Göttingen, 1915, c. 100, 4–6) упоминает о существовании «достопримечательностей» или «воспоминаний Петра», причем приводит место из Мк.3:16 и сл. (в данном случае автор комментария делает ошибку: Иустин ничего не говорит о воспоминаниях Петра, упоминая лишь «воспоминания апостолов» [ ν τος πομνημονεμασιν τν ποστλων]. – Прим. ред.). Ясно, что он под этими «достопримечательностями» подразумевает Евангелие Марка. Святитель Ириней ( Ириней Лионский . «Против ересей», III, I, 1), также знает определенно, что Марк написал Евангелие по смерти Петра и Павла, которые, по хронологии Иринея, проповедовали в Риме от 61 до 66-го года, – написал так именно, как возвещал Евангелие Петр. Святитель Климент Александрийский (hypot. к 1Пет.5:13 ) сообщает, что Марк написал свое Евангелие в Риме по просьбе некоторых знатных римских христиан. В Евангелии своем он изложил слышанную им устную проповедь апостола Петра, которому и самому известно было о желании римских христиан иметь памятник его бесед с ними. К этому свидетельству свт. Климента Евсевий Кесарийский прибавляет, что апостол Петр на основании бывшего ему откровения выразил свое одобрение писанному Марком Евангелию («Церковная история», VI, 14, 5 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– Зрите любовь Божию к нам: не терпя видеть нас приносящими жертвы бесам, Сын Божий Сам сошел на землю, и крестился, не имея нужды в крещении, но чтобы нам дать образ обращения. А какие грехи учиним после крещения, для очищения их предлагает Он пост. И так вооружимся на подвиг воздержания. Если первую половину поста и слабо провели мы, постараемся лучше его кончить. – Далее проповедник внушает еще поразговаривать в церкви, обращать внимание на службу церковную, и с благоговением в ней участвовать умом и сердцем. Все слово обнаруживает безыскуственность проповедника. Хотя и Златоуст в своих словах неоднократно указывает своим слушателям на то внимание, с каким они принимают слово царское, и этим старается возбудить в них еще большее внимание к слову Царя царствующих 14 : тем не менее поучение это в целом своем составе есть собственно славянское произведение. В поучении на 4 неделю поста 15 довольно заимствований из слова Василия В. о посте второго. Но проповедник дает его мыслям свой порядок и соединяет их своими рассуждениями. Дошел до нас славянский перевод слова Василиева и в полном его виде: но этот перевод отличается от того, в каком приводит места из Василия В. славянский проповедник. Представим пример. По древнему именуя пост «алчбою», проповедник говорит: «не отложение брашном токмо – истинная алчба, но отверженье злых дел и разрешение всякого съуза неправедного. Остави ближнему скорбь и отдай же ему долг. Не на суды и на которы алчете. Мяса ли не ясп, – но брата своего клеветами ясп. Питья ли остался еси, – но от свара не удержишися. Вечеря ли остался еси, но и до поздного седиши в беседе, всех осужая». Тоже в полном переводе слова Василиева читается так: «пост истиный злыим оттуждение. Разрешай всяк съуз неправды. Остави искреннему печаль. Остави ему долгы. Не в суды бо и свары поститеся ( Ис.58:4 ). Мяс ли не яси,– но снедаеши брата. Вина ошаешися, но досады не удержаваеши. Вечера ожидаеши въсприятие пищи, – но день иждиваеши в судищи» 16 . В слове на 5 неделю 17 изъясняется дневное чтение евангельское, именно сказание Евангелиста Марка об учениках Иакове и Иоанне, просивших Господа, да сядут во царствии Его, один одесную Его, другой ошуюю. При изъяснении евангельского чтения проповедник, как видно, пользовался сокращенным толкованием евангелия Марка, известным на греческом языке 18 , или словом на том же толковании основанным: но сокращал его еще более так, что иногда для ясности необходимо иметь в виду полный текст. Так говоря о предречении Господом страданий, ожидающих Его в Иерусалиме ( Мк.10:32 и сл.), проповедник прибавляет: «обаче аще и скорбная вся поведает им: но они имяху три дни воскресения Его». В греческом толковании читается: «ясно говорит им Господь о будущем, упомянул и о том, что будет оплеван; не хотел ничего умолчать такого, что, без предречения, могло бы смутить очевидцев своею внезапностью: но врачевством против сего поставил слово: в третий день воскреснет».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Печалится евангельский богач, которому нива принесла обильный плод, печалится, что некуда ему собрать те плоды, и говорит: «Сломаю житницы мои и построю большие, и скажу душе моей: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». А Бог говорит ему: Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк. 12:16–20 ). Думал жить долго, и неожиданно умер, ожидал прожить много лет, и не прожил одних суток. О, сколь неизвестен час смерти! Хорошо советует кто-то: ты не знаешь, на каком месте ожидает тебя смерть, и потому ожидай ее на всяком месте. Не знаешь, в какой день и час умрешь, будь же готов к смерти каждый день и каждый час. Мы творим поминовение скончавшегося не в старых годах раба Божия Иоанна Семеновича, о котором думали, что он проживет дольше. Но благодарение Богу, что он скончался христианской кончиной, с надеждой воскресения и вечной жизни, как один из тех, которых ублажает Святое Писание, говоря: «Блаженны мертвые, умирающие в Господе» ( Откр. 14:13 ). Блажен раб Божий Иоанн Семенович, умерший в Господе. Не дожив на земле до старости лет, он отошел в жизнь нестареемую, где лета его не оскудеют. Старость у Господа Бога не по числу лет исчисляется, а по добродетельному разуму, как говорится в Писании: «Мудрость есть седина человека, и возраст старости – жизнь непорочная; скончавшись в малых годах, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу» ( Прем. 4:9 и сл.). Обычно пересаживают с одного места на другое молодое, а не старое дерево, чтобы оно лучше принялось. И раб Божий пресажден из земного сада нашей жизни в сад райский в молодых летах, чтобы он процветал там «как дерево, насажденное при истоках вод» ( Пс. 1:3 ) Божия милосердия. Плачущему же о нем родителю да будет утешением надежда, что в свое время, во время переселения из этой жизни в жизнь будущую, он увидит его как живого, ибо в Боге все живы, а не мертвы. И пусть увидит его в благодати Божией среди праведных, упокоевающимся в месте светлом и прохладном. Об этом ходатайствует и умоляет Преблагого Бога Церковь своими молитвами и приношением бескровной Жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят» ( Лк. 21:16 ). В кратких словах предсказал Владыка наш лютейшее гонение, гонение от своих же, – от родителей, от братьев, от родственников, от друзей. Ибо что может быть больше страдания от близких? Не так мучительна рана на теле, сечение мечом, резание бритвой, растягивание на колесе, сожжение в печи, зубы зверей, как мучительна рана сердца, уязвленного скорбью, которая причиняется своими родственниками, враждующими друзьями, преследующими, предающими на смерть. И лютая смерть не столь тягостна, как враждебное предание ей своими близкими. Пророчески изображая начальную Церковь в Песни Песней, Соломон упоминает одно лицо, жалующееся на истых своих братьев: «Сыновья матери моей (то есть братья мои) разгневались на меня» ( Песн. 1:5 ), то есть, по переводу блаженного Иеронима , воздвигли на меня брань, преследовали меня. Этими словами указывалось то, что первоначальная Церковь должна будет много пострадать от своих братьев и жаловаться: сыновья матери моей, братья мои гонят меня, ведут брань против меня. Но, о Святая Церковь ! Почему же не жалуешься ты на Ирода, дерзнувшего оскорблять принадлежавших к Церкви и убившего мечом Иакова, на Нерона, который распял Петра головой вниз и усек главу Павла? Почему не жалуешься на Диоклетиана, Максимиана, Ликиния и на других бесчисленных мучителей, гнавших тебя во всей вселенной, и только братий своих вспоминаешь? Потому, говорит она, что нет более жестокого гонения, чем гонение от братьев, от родственников. Их гонение более тяжкое, чем гонение Ирода, Нерона и других немилосердных мучителей. Ибо те извне нападают, а эти изнутри; от кого можно бы ожидать помощи и защиты, те-то и предают на смерть. Беды от родственников и от лжебратьев хуже, чем беды от язычников и от разбойников. Не даром Давид говорит одному из домашних: «Если бы враг поносил меня, я перетерпел бы; и если бы ненавидящий меня превозносился надо мной, я укрылся бы от него. Но ты, человек единодушный, владыка мой и знаемый мой, который вместе со мной наслаждался пищею; в дом Божий мы ходили единомысленно» ( Пс. 54:13 и сл.). Сколь тяжело для сердца терпеть беды от такого.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

143 Лествица, Сл. 28, гл. 16, 21 и 27. 144 См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети».//Доброт., ч. 1. 145 Там же. 146 Св. Исаак Сирин, Слово 55. 147 Мф. 13. 44. 148 Письменный Отечник. 149 Слово 2. 150 Еккл. 11:6. 151 О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 8. 152 Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 153 О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 154 Кол. 4:2. 155 Иер. 8:21. 156 Мф. 11:12. 157 О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы. 158 Св. Исаак Сирин, Слово 89. 159 Мф. 11:12. 160 Лествица, Слово 7. 161 Ис. 21:3. 162 О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14. 163 Пс. 37:7—9. 164 Св. Исаак Сирин, Слово 78. 165 Прп. Нил Синайский. О молитве.//Доброт., ч. 4, гл. 61. 166 Доброт. ч. 2. 167 Главы 19 и 45. 168 Глава 38. 169 Глава 53. 170 Техническое монашеское слово. 171 Глава 24. 172 Заглавие 24 главы. 173 Притч. 22:28. 174 Еккл. 4:10. 175 Глава 14. 176 Слово 55 177 Патерик Алфавитный и Достопамятные Сказания об Арсении Великом. 178 Слово 41. 179 2 Кор. 13:5. Глава 52. 180 Лествица, Слово 4, Гл. 121. 181 Слово 74. 182 Мф. 9:17. 183 Доброт., ч.1. 184 Мк. 10. 47. 185 Иов. 2:8. 186 Мк. 2:4. 187 Преподобный авва Дорофей. Поучение 10, О еже ити в путь Божий. 188 Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Доброт., ч. 4. 189 Там же. 190 Там же. 191 Доброт., ч. 1. 192 О законе духовном.//Доброт., ч. 1, гл. 4. 193 Предисловие на главы блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 194 Слово 1, гл. 3. Слово 2, гл. 15. 195 О молитве, гл. 139. Доброт., ч. 4. 196 Там же, гл. 9, 10 и проч. 197 Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73.//Доброт., ч. 2. 198 Гл. 13. Доброт., ч. 1. 199 1 Тим. 1:7. Прп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном, гл. 34. 200 Ис. 8:12, 13. Наставление 29. 201 Часть 2. Раскол Варлаамов. 202  Toм VI, khura 95, rл. 9. 203 Dictionnare Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 204 Гл. 4, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

12) «К вопросу о тайной исповеди» Суворова, стр. 96, изд. 2: Козьма, пресвитер Болгарский (X-XI в.), в поучении на богомильскую ересь говорит: «Еретики, слышаще Иакова, брата Господня, глаголюща; исповедуйте друг другу грехи и молите друг за друга, яко да изцелеете, не разумеют, яко иереом то есть речено. Аще бо болит, рече, кто в вас, да призовет попы церковныя, и да молитву творят над ним, помазавше и маслом во имя Господне и т. д. Еретики же сами в себе исповедь творят и решат, сами суще связани диаволими узами». 13) Никон Черногорец, сл. 50, л. 402: «Яко не подобает кроме иерея приимати неким исповеди». 14) Там же. сл, 51, л. 410 об.: «Аще прегрешением прегрешит человек в грех впад, изнурит же плоти тела своего, и истает кости мозгов своих в посте и плачи, ничтоже успеет. Аще же изречет человеку священнику грехи своя на срам себе, ради сего оправдится, ибо враг весть, яко велми оставляет Бог согрешения Иже с теплою верою Ему приходящему, и прощает еже со слезами Ему исповедающаяся, той бо есть враг поспешая человеку на все злое, и сего ради возбраняет им не исповедовати». 15) Там же, сл. 55, л. 455: «Иже от человек содеянная согрешения к пресвитером достоит исповедоватися подражающим человеколюбца Бога. Святаго Василия. Согрешения несть исповедовати к простому человеку, разве к иерею, понеже иерей земный ангел и небесный человек глаголется... Святаго Афанасия Александрийскаго . Якоже человек от человека священника крещаем просвещается Св. Духа благодатию, тако исповедаяся в покаяние, ради иерея приемлет оставление благодатию Христовою». 16) Его же, Тактикон, сл. 14, л. 72: «А яко презвитером священнодействующим подобает исповедем бывати, а не ко инем все божественное писание глаголет... л. 72 об.: «божественная писания учат нас, се ныне и от сего навыкнуем, яко к презвитером священнодействующим лепо есть бывати исповедем». 17) Иоанн Дамаскин – «Три защитительных слова» стр. 40–41: «Идеже два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их. Не царям Христос дал власть связывать и разрешать, но Апостолам и их преемникам, и пастырям, и учителям».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

16–18а. Обращаясь к своим соотечественникам, которых бен-Сира называет «праведными», как сохраняющих правую веру (ср. 36:16–17), он приглашает их слушать его поучения и исполнять их, обещая за это бла­годенствие, как награду от Господа за добрую и мудрую жизнь, которой он их учит. «Послушайте меня, правед­ные, и вы произрастете, как кедр, растущий при водном потоке; вы издадите благоухание, как ливан, и расцветете, как лилия». Образы – почти те же, какими изображается процветание премудрости в сонме избранного народа Божия (24:14–20). Сл.: «Послушайте мене, преподобнии сынове, и прозябните яко шипки произрастающыя при потоце сельном (Остр.: яко шипка прозябающия на пусте селе), И якоже ливан дадите благовоние (Остр.: воню), И процветите цвет яко крин». В Гр. «преподобнии сынове» читается неправильно: в Сир. стоит только: «преподобные», – слово «сынове» в Гр. прибавлено под влиянием других подобных же обращений (в 23, 253 вместо υο читается только ο 248, Cpl., Сир.-екз. совсем опущено). Дальнейшие глаголы в Сл. и Гр. поставлены в повелительном наклонении, в Сир. же – в изъявительном, что правильнее по смыслу, так как речь идет о благополучии, как на­граде за послушание. Вместо «прозябните» Сир. ставит: «и произрастет плоть ваша». Сл. и Гр. «яко шипки», т.е. «как розы», и здесь, как в 24:15, следует признать ошибочным; в Сир. читается: «как лилии и как кедры», – здесь слово «лилии» взято из 18 стиха, а «кедры» передает подлинное чтение, тем более, что сравнение с кед­рами, в речи о величии и распространении человеческого рода, – довольно обычное в Библии , напр.: «праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится» Пс. 91:13 , или: «коль добри доми твои, Иакове, – яко кедри при водах», Чис. 24:5–6 , и т.п. Здесь и говорится о кедре, растущем «при потоце сельном», Гр. γρο «поля» (В, 55, 70, 155, 254); в других списках правильнее: γρο «влажном» или «водном», – Климент Ал. так и цитирует («Педагог» 2, 8): «при потоках вод»; Сир. свободно: «при воде». Под «ливаном» разумеется здесь дерево, даю­щее ладан; Сир. 17 стих передает с отступлениями: «и как понятное благоухание будет приятен запах ваш, как запах Ливана в кедрах его», – разумеются Ливанские горы; в Гр. гл. (248, Cpl.) 17 стих опущен. Вторая часть притчи (ст. 18а) в Сл. переведена буквально: «про­цветите цвет», – свободнее: «расцветете, как лилия»; Сир. вместо этого полустишия читает только: «как корень цар­ской лилии». Лат. начало 16 стиха переводит: «в голосе говорит: послушайте меня, божественные плоды»; вместо in voce dicit в цитате бл. Августина (Speculum 151, 9) чи­тается более правильно: in voce dicito, что могло быть взято из 18b стиха 1 . Слово «прозябните» Лат. переносит в конец стиха и переводит: «принесите плоды», а вместо «дадите благовоние» читает: «воню благоухания имейте».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

13 . Gratiarum actiones II: ibid. [SC 113: Catéchèses, Actions de Grâce 1–2], 304–356 [=TLG 3116/7]. 14 . Catéchèses 1–34: ibid, 1 [SC 96]: 206–468, 2 [SC 104]: 12–392; 3 [SC 113]: 12–302 [=TLG 3116/9]. В греч. Добротолюбии ( Φιλοκαλα. θναι 4 1976. 5. 73–80) текст (Cat. 22: SC 104. 364–392) дан в новогреч. переводе. Др.-рус. пер.: 15 . Слово о созерцании; Слово 15 О мысленном откровении действенного божественного света и делании умном; Слово 20 О мысленном рае//Вилинский. 409–415. [ГИМ, Син. 950, XV в.]. Рус. пер.: 16 . Слово о вере [=Cat. 22. SC 104. 364–393]//ХЧ 1821. 1. 142 сл.; Поучение 1/Пер. Миллер Т. А.//Памятники византийской литературы IX-XIV веков. М. 1969. [ПВЛ]. 131–132. [Отрывки]. Англ.пер. (с др.-греч.): 17 . Symeon the New Theologian. St. On Faith [=Cat. 22. SC 104. 364–393]//Philokalia 7 .157). 4. 16–24. пер.: Symeon the New Theologian. The Discourses/Transl. by Catanzaro C. J. de. Ν. Y. 1980. (The Classics of Western Spirituality) [Catech.]. Рум. пер.: 13 .144 (Cat. 23, 24); 13 .145 (Cat. 28). Главы богословские, умозрительные и практические (сар.) Первое полное крит. изд., с франц. пер.: 18 . Syméon le Nouveau Théologien. Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques/Introd., texte crit., trad. fr. et notes par Darrouzès J. P. 1957. (SC 51). 2 Avec la collab. de Neyrand L. P. 1980. (SC 51 bis). 19 . Capita theologica·. ibid. [SC 51 bis], 40–186; 191 [=TLG 3116/6]. Рус. пер. полные: 20 . 225 глав по изд. SC 51 bis в пер. иеромон. Илариона (Алфеева) : Главы богословские, умозрительные и практические [Сар. 1]// Иларион (Алфеев) 1998 6 .58). 505–535; Другие двадцать пять глав умозрительных и богословских [Сар. 2]//Там же. 536–544; Преп. Симеона Нового Богослова другие сто глав богословских и практических [Сар. 3]//Там же. 545–578. изд.: Преп. о. н. Симеона Нового Богослова ... Главы богословские, умозрительные и практические. М. 1998. 141. Симеон Новый Богослов , преп. Никита Стифат . Аскетические произведения в новых переводах/Сост. и общ. ред. игумена Илариона (Алфеева) . Клип 2001. 9–76. пер.://Добротолюбие/Пер. и сост. И. М. Носов 9 .802): Симеон Новый Богослов . Главы о практике и богоразумии (4–39), Главы о внимании и богоразумии (40–48), Главы о богоразумии и практике (49–88), Благодарение Богу (1–2, 89–109 [то же, пер. еп. Феофана Затворника : Доброт. 2. 482–502]), Диалог со Схоластиком (110–113);

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010