Молитва Господня Господь повелел Своим ученикам молиться так: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Эта молитва называется «Молитвой Господней» или «Отче наш», и служит образцом для всех наших молитв. Она начинается обращением к Богу, как нашему Отцу, и мы говорим: «Да святится имя Твое». Божие имя благословенно и свято, оно совершенно и исключительно. Он единственный только воистину свят, и мы говорим Ему, что глубочайшим образом почитаем Его, когда молимся. Мы просим исполнения Его воли – мы верим, что только одному Ему ведомо, что для нас является благом в нашей земной жизни, подобно тому, как во всем исполняется Его благая воля на небесах. Всякий просит Его дать хлеб на каждый день не только одному себе, но и всем нам, соединяя в своей молитве и просьбы и воздыхания всех других людей. Мы просим Его о прощении своих грехов, и это тоже нужно нам ежедневно. Мы говорим Богу, что мы, в свою очередь, прощаем других, потому что знаем, что мы непременно должны прощать, чтобы простили нас самих. Мы просим Бога даровать нам душевные и телесные силы при встрече с искушениями, чтобы не поддаться им и не свернуть со своего пути, так как никто кроме Господа не сможет помочь нам их преодолеть. Пост Господь говорил также о посте. Он сказал, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Наоборот, когда мы постимся, лица наши должны быть чистыми и светлыми. Пост должен основываться на внутреннем усилии, он должен помочь нам возрасти духовно, а не быть каким-то делом, служащим нашему превозношению над другими. Мы должны всегда поститься не пред людьми, но пред Богом, и Он, видящий тайное, воздаст нам явно. Вера в Бога Иисус Христос учил Своих последователей не привязываться ни к каким вещам в этом мире. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Он предостерегает нас, что человек не должен привязываться ни к чему земному и воистину любить одного Бога. Вслушайтесь в слова Спасителя: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству)». Господь знает, что нам надо для жизни, и Он непременно даст это нам, если мы возложим на Него все наше упование. 24. За шесть дней до Пасхи

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: Кто не собирает со Мною, тот расточает ( Мф.12:30 ). Доброе дело иначе нельзя назвать как собиранием, ибо хотя оно и не ради Христа делается, однако же добро. Писание говорит: Во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему ( Деян.10:35 ). И, как видим из последовательности священного повествования, этот «поступающий по правде» до того приятен Богу, что Корнилию сотнику, боявшемуся Бога и делавшему правду, явился Ангел Господень во время молитвы его и сказал: Итак, пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой ( Деян.10:5–6 ). Итак, Господь все Свои Божественные средства употребляет, чтобы доставить такому человеку возможность за свои добрые дела не лишиться награды в жизни пакибытия. Но для этого надо начать здесь правой верой в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, Пришедшего в мир грешных спасти, и приобретением себе благодати Духа Святаго, Вводящего в сердца наши Царствие Божие и Прокладывающего нам дорогу к приобретению блаженства жизни будущего века. Но тем и ограничивается эта приятность Богу дел добрых, не ради Христа делаемых: Создатель наш дает средства на их осуществление. За человеком остается или осуществить их, или нет. Вот почему Господь сказал евреям: Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас ( Ин.9:41 ). Воспользуйся человек, подобно Корнилию, приятностью Богу дела своего, не ради Христа сделанного, и уверует в Сына Его, то такого рода дело вменится ему, как бы ради Христа сделанное, и только за веру в Него. В противном же случае человек не вправе жаловаться, что добро его не пошло в дело. Этого не бывает никогда только при делании какого-либо добра Христа ради, ибо добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодатию Духа Святого, и притом, как сказано: ...ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его ( Ин.3:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Мф.17:20.   И ничтоже невозможно будет вам . и ничего не будет невозможного для вас; Вы не только будете переставлять горы, но и ничего другого не будет для вас невозможного. Мф.17:21.   Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом . сей же род изгоняется только молитвою и постом. Род всех демонов изгоняется не иначе как молитвою и постом не только исцеляющего, но и страждущего, и даже больше — страждущего. Молитва весьма страшна демону; а более сильной и могущественной делает ее пост, не позволяя ни пресыщению ослаблять телесную крепость, ни происходящим из него парам повреждать мозг и омрачать ум. И когда тело обладает силою, и ум действует, не развлекаясь, тогда восходит молитва сильнее огня и страшнее всего. Поэтому пост и молитву должно всегда соединять. Мф.17:22—23.   Живушым же им в Галилеи, рече им Иисус: предан имать быти Сын Человеческий в руце человеком, и убиют Его, и в третий день востанет. И скорбни быша зело . Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились. Постоянно предсказывает ученикам о том, что будет убит, для того, чтобы они легко перенесли этот факт, приготовившись постоянным напоминанием о нем, и — одним словом — по той причине, которую мы передали в 16-й главе. Итак, смотри: хотя там Петр был порицаем и после этого Отец повелел слушать Его, хотя Он обещал даже Воскресение после трех дней, однако они не могли этого снести, но опечалились, и не как-либо, а сильно. Произошло же это вследствие того, что они не понимали смысла сказанного, как засвидетельствовали Марк (9, 32) и Лука (9, 45). Первый сказал: «они же не разумеваху глагола и бояхуся Его вопросити» , а второй: «бе бо прикровен от них, да не ощутят его» . И оно было закрыто от них, так что они не постигали его. По Божественному Домостроительству смысл этих слов скрывался от них, как еще не совершенных и не могущих проникнуть в сверхъестественую истину его. Но если они не понимали этого, то как же они сильно опечалились? Не вполне понимали, — но о смерти Его знали, так как весьма часто слышали о ней, и о ней-то сильно печалились. О Воскресении же, хотя также часто слышали, однако не могли понять, что это за Воскресение. Марк говорит (9, 10) между прочим, что они спрашивали друг друга, что значит воскреснуть из мертвых. Они предполагали, что и это — какая-нибудь притча. Только после Воскресения Господь отверз им ум к уразумению Писаний (Лк. 24:45).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Мы живем в просвещенное время, у нас очень мощные средства связи, мы можем мгновенно получить справку о чем захотим, из любой области знаний, но есть некое особое знание, которое мы можем получить только от Бога. Божественная мысль содержит в себе великую силу, способную изменить человеческую жизнь. Вот и сегодня мы с вами слышали Евангельское чтение — притчу о двух должниках. Один из них был должен самому царю. Евангелие называет его рабом, но, наверное, это был человек богатый, и сумма, которую он задолжал, была фантастическая — десять тысяч талантов. Вернуть такой долг он не мог, и по обычаям того времени царь приказал продать в рабство его жену и детей, а также конфисковать все имущество. Но раб упал в ноги царю и стал умолять не губить его жизнь, не губить его жену и детей, дать им возможность жить и, может быть, в будущем вернуть долг. Царь его прощает, этот человек выходит на улицу и вдруг встречается со своим знакомым, который задолжал ему ничтожную сумму — сто динариев. Схватив должника за горло, этот только что освобожденный от ответственности раб потребовал у него всю сумму, и тот взмолился так же, как только что первый должник умолял царя. Но первый должник отказался пощадить товарища и отвел его в тюрьму, чтоб тот сидел в страшной долговой яме, пока не отдаст долг полностью. Притча заканчивается тем, что друзья несчастного, который оказался в долговой тюрьме, пришли к царю и сказали: ты простил, а этот человек отправил в тюрьму того, кто был ему должен совсем небольшую сумму денег. Тогда государь призвал своего должника и отдал его истязателям, с тем, чтобы его пытали, пока не отдаст долг. И Господь наш Иисус Христос заключает: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:35). Это не человеческие слова, это не какой-нибудь философ написал, — это Сам Бог нам говорит. Если вы хотите обрести счастье, полноту жизни, избежать истязаний в этом мире и в жизни будущего века, умейте прощать людям. Господь говорит о великой силе прощения, а святой Ефрем Сирин, рассуждая на эту же тему, произносит замечательные слова: «Если ты не умеешь прощать ближнему своему согрешения его, напрасны молитва и пост». И пост, и молитва вторичны, если мы не умеем прощать людям.

http://patriarchia.ru/db/text/4603969.ht...

На необходимость сокрушения о грехах при покаянии указывает ап. Павел, который пишет: Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает ( 2Кор.7:10 ). Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению 128 . Намерение исправить свою жизнь есть необходимое следствие истинного сокрушения о грехах; ведь совершенно невозможно истинно сокрушаться о своих грехах и в то же время не чувствовать в себе искреннего желания и решимости исправить свой образ жизни. Поэтому-то слово Божие учит, что только тогда грешник начинает жить истинной жизнью, когда он оставляет свои прежние грехи: И егда грешник возвратится от беззакония своего, и сотворит суд и правду, той жив будет в них ( Иез.33:19 ). Когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив. Вера во Христа Спасителя и надежда на Его милосердие необходимы для кающегося потому, что получить прощение своих грехов грешник и может только ради крестных заслуг Иисуса Христа. Вера во Христа и уверенность в Его милосердии могут даровать мир самой возмущенной, самой растерзанной совести грешника. Пример этого представляет нам собою св. ап. Петр, трижды отрекшийся от своего Господа. Этот апостол говорит об Иисусе Христе: О Сем вси пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти именем Его всякому верующему в Онь. ( Деян.10:43 ). О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. Подготовительными и вспомогательными средствами к покаянию служат также пост и молитва. Иногда св. Церковь употребляет еще особенное средство, служащее к очищению и успокоению совести кающегося грешника. Такое средство – эпитимия. Греческое слово «эпитимия» значит запрещение ( 2Кор.2:6 ). Так называются некоторые особенные благочестивые упражнения и некоторого рода лишения, которые, смотря по надобности, предписываются кающемуся его духовником 129 . К числу таких упражнений и лишений принадлежат: коленопреклонения, пост сверх положенного для всех, усиленная молитва , а за тяжкие грехи отлучение христианина от св. причащения на определенное время. Эпитимия налагается не с той целью, чтобы исполнением ее кающийся грешник удовлетворил Божьему правосудию, – такое удовлетворение на все времена для всех людей и за все грехи принесено Спасителем нашим Иисусом Христом, – но для того, чтобы помочь кающемуся загладить неправду греха и победить свои греховные привычки. Таким образом, эпитимии имеют исправительное, воспитательное значение; например, человеку невоздержному назначается пост; скупому и корыстолюбивому – раздача милостыни; привязанному к светским удовольствиям – частое посещение храма и т. п. О таинстве священства

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 36–40). Спаситель раскрыл ученикам Своим этот нравственный закон в полном объеме: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем… Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянитесь вовсе… Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому… Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших» (Мф. 5: 21–44). То новое, что говорится здесь, не было отменою старого закона, а было более совершенным выражением все той же заповеди о любви, которая содержит весь закон, как старый, так и новый. Господь пришел не нарушить закон, но исполнить, потому что Он Сам был совершенным исполнением любви. И тот идеал, который во всей полноте не могло вместить ветхозаветное сознание, сделался идеалом новозаветным, когда через искупление открылся путь богосовершенства и сделалось возможным получение через веру в Господа Иисуса Христа и принадлежность к Его святой Церкви благодатной помощи в таинствах. Что же представляет из себя этот новозаветный христианский идеал? Это жизнь в полноте любви. Что значит жизнь в полноте любви? Это – жизнь в Боге. Об этом благодатном состоянии, как цели нравственной христианской жизни, говорит и Слово Божие, и отцы Церкви, и святые угодники Божии. Я приведу тебе слова преподобного Серафима, и тогда тебе станет сразу ясно, о чем идет речь: «Пост, бдение, молитва, девство и все другие добродетели, ради Христа делаемые, сколько ни хороши они сами по себе, однако же не в них одних состоит цель христианской жизни нашей, и не затем мы родились, чтобы лишь только их творить: но цель жизни нашей есть та самая благодать Духа Божия, которую они приносят нам, и вот в стяжании или наживании ее-то одной (через них приобретаемой) и состоит цель жизни христианской». «Истинная цель жизни христианской есть стяжание Святого Духа Божиего. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божия».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

О какой это славе говорится в откровении? О каком агнце? Это говорится о славе Божией, которая будет некогда осиявать вечный, пренебесный город, или рай, в котором будут жить все праведники; там уже не нужно будет солнца сотворенного и ныне освещающего весь мир, – там вечным светильником будет Агнец Божий, то есть, Господь наш Иисус Христос. Откуда мы видим, что Он будет там сиять? Видим из того, что он однажды воссиял на горе Фаворе перед очами святых апостолов, которые не могли даже смотреть на Него; а пали ниц, потому что лице Его воссияло как солнце, и ризы Его сделались белы, как снег. Будут ли и могут ли так сиять праведники и быть причастниками того света? Ведь луна сияет потому, что ее освещает солнце; не будь солнца – она не сияла бы таким блеском. Очевидно, что и лица праведников в раю будут сиять и телом и душой, потому именно, что будут освещаемы сияющим Господом. Чем это докажешь? Тем, что Моисей, освещенный сиянием славы Божией, всю жизнь носил на челе своем лучи, или отражение, отблеск того света. Что делает способным человека к принятию того пребожественного света? Пост, молитва и принятие в себя тела и крови Христовой. Моисей постился на горе Синае и через то осветился, просветился и озарился. Господь молился на горе Фаворе и молитва из пречистой Его плоти открыла свет Божества Его, для очей святых апостолов. Видите, – сколь драгоценно то, что вы, христиане, поститесь, молитесь и приобщаетесь святыни – тела и крови Христовой. Благодать Божия, получаемая вами вместе с этой величайшей святыней, просвещает ваше сердце. О! если б вы только строго и продолжительно постились и непрестанно молились, тогда вы сами удостоились бы этого освещения и озарения. Апостол Павел сказал, что будет время, когда Христос уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его 65 . Теперь еще скрывается этот свет в вас потому, что вы покрыты греховным телом; но будет время, что и вы будете озарены светом божественным – от светильника вечного Иисуса Христа и сами будете сиять, как звезды. Много было святых на земле, которые еще здесь на земле сияли благодатным, чудным светом; особенно те из святых, которые строжайше постились и всегда сохраняли строго святой пост и непрестанно молились, беседуя с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Однажды, когда иудеи порицали апостолов за то, что они срывали колосья, растирали их руками и ели, Спаситель говорит им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? (Лк. 6:3, 4). Видишь ли, что воздержание — сестра священства? Видишь, как Бог взирает не на лица, а испытывает истину? 10. Итак, расположим себя к доброделанию, к правде, чтобы окрылился пост. Как птица не может летать без помощи крыльев, так и пост не может течь без двух своих крыльев — молитвы и милостыни. Посмотри на Корнилия, как он вместе с постом обладал и этими крыльями. Потому он и услышал бывший ему голос с неба: Корнилий, молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом (Деян. 10:3, 4). Представь, возлюбленный, что пост — птица; крылья его — милостыня и молитва, без которых он не может лететь вверх. Такой человек, если и не говорит, громким голосом возглашает правду, так как добродетель — великая защитница правды. Потому и говорится: услыши, Господи, правду мою. Итак, первое и величайшее благо — молитва, милостыня и делание правды; непоколебимая же основа и корень всего — ведение о Боге, почитание Единородного, исповедание Святого Духа, — вера единая, нераздельная, непоколебимая, не рассекаемая на части. Уже я говорил о том, что хочу сказать; но, тем не менее, опять скажу. Премудрый Бог попустил ересям называться по именам своих начальников, дабы показать, что их мнения не учение Бога, а измышление человеческое. Македониане, например, называются так от Македония, ариане — от Ария, евномиане — от Евномия. Точно также и остаются ереси. Желая же сохранить неповрежденною веру апостольскую, Бог не попустил, чтобы она называлась по имени человеческому. Если верующих и зовут единосущниками, то этим указывают не на человека, а обозначают веру. А что называться по именам человеческим свойственно не верующим, а еретикам, об этом свидетельствует Павел, когда, упрекая коринфян, говорит: слышу, что у вас есть разделение; один говорит: я Павлов, а я Аполлосов, я Кифин (1 Кор.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

Перед тем как начать изучение основных страстей и методов борьбы с ними, давайте зададим себе вопрос: для чего мы боремся с нашими грехами и страстями? Недавно услышал, как один известный православный богослов, профессор Московской духовной академии (не буду называть его имени, так как очень уважаю его, он был моим преподавателем, но тут я в корне не согласен с ним) сказал: «Богослужение, молитва, пост — всё это, так сказать, строительные леса, подпорки для возведения здания спасения, но не цель спасения, не смысл христианской жизни. А цель — избавление от страстей». Не могу с этим согласиться, так как избавление от страстей тоже не самоцель, а о настоящей цели говорит преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен — и вокруг тебя спасутся тысячи». Цель жизни христианина — стяжание любви к Богу и ближним. Сам Господь говорит только о двух заповедях, на которых зиждется весь Закон и пророки. Это возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф 22, 37–39). И далее: на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22, 40). Это самые главные заповеди, исполнение которых — смысл и цель христианской жизни. А избавление от страстей лишь средство, как молитва, богослужение и пост. Если бы это было целью, то недалеко ушли бы мы от буддистов, которые тоже ищут бесстрастия, нирваны. Но человеку невозможно исполнить две главные христианские заповеди, пока над ним господствуют страсти. Подверженный страстям, грехам, он любит себя и свою страсть. Разве может тщеславный, гордый любить Бога и ближних? А находящийся в унынии, гневе, служащий сребролюбию? Вопрос риторический. Служение страстям и греху не позволяет христианину исполнить ключевую заповедь Нового Завета — заповедь о любви. СОДЕРЖАНИЕ Книгу можно приобрести: ·  в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15 тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40) ·  в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,

http://pravoslavie.ru/32898.html

При виде Петра Корнилий падает к его ногам. Обычай кланяться до земли многократно зафиксирован в Ветхом Завете ( и мн. др.), однако для римского сотника такое поведение было необычным: рядовой офицер римской армии мог кланяться до земли императору, или его статуе, или статуям языческих богов при жертвоприношениях, но не пришельцу-еврею. Останавливая Корнилия словами «встань, я тоже человек», Петр, возможно, имеет в виду языческий обычай обожествлять людей. В Деяниях описывается случай, когда в Листре местные язычники приняли Павла за Гермеса, а Варнаву – за Зевса и хотели совершить им жертвоприношение, но апостолы остановили их словами: «Мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки...» ( Деян. 14:11–15 ). Не исключено, что Петр увидел в поведении Корнилия признаки подобного рода суеверия. В своем обращении к собравшимся Петр первым делом указывает на причину, по которой он пришел: иудеям запрещено общаться с язычниками, но ему Бог открыл, что ни одного человека нельзя считать скверным или нечистым. Петр здесь говорит о видении, которое имел накануне. Если сначала он не понял смысл этого видения, то к моменту, когда он переступил порог дома Корнилия, в его голове сложилось ясное понимание того, что Бог хотел ему сказать. На вопрос Петра о цели, с которой он был приглашен, Корнилий отвечает рассказом о явлении ангела: ...Четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе. Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога 298 ( Деян. 10:30–33 ). Данный рассказ содержит дополнительный штрих к тому, что мы уже знаем об обстоятельствах, при которых ангел явился Корнилию: этому явлению предшествовала не только молитва , но и пост. Под постом (евр. ôm) в еврейской традиции понималось полное воздержание от пищи и воды от рассвета до заката: именно такой смысл вкладывается в Ветхом Завете в выражение «поститься весь день до вечера» ( Суд. 20:26 ). Пост мог быть как общим, так и индивидуальным: Моисей постился «сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» ( Исх. 34:28 ; Втор. 9:9, 18 ); царь Давид в знак покаяния постился семь дней ( 2Цар. 12:16–20 ); пророк Даниил постом сопровождал молитву ( Дан. 9:3 ). Согласно Евангелию от Матфея, Иисус Христос постился в пустыне сорок дней и сорок ночей ( Мф. 4:2 ); Лука говорит, что в течение этого времени Он «ничего не ел» ( Лк. 4:2 ) 299 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010