Но при всем том последний так высоко ценил ум и обширную эрудицию своего питомца, что не усумнился призвать его в сотрудники себе в великом деле перевода Библии на русский язык, не усумнился в 1821 году ходатайствовать о присуждении ему ученой степени доктора богословия и т. д. 25 Моисей из воспитанников Троицкой Лаврской семинарии послан был в С.-Петербургскую духовную академию в 1808 году и в ней окончил курс в 1814 году со степенью магистра, после чего оставлен был при академии в качества бакалавра церковной словесности. Участником дела перевода он мог быть только до 1817 года, когда назначен был на должность ректора Киевской духовной академии (скончался экзархом Грузии в 1839 году). См. о нем у И. А. Чистовича в истории С.-Петербургской дух. академии, стр. 347. Спб. 1867; у С.К. Смирнова в Истории троицкой лаврской семинарии, стр. 530. Москва, 1867 и др. 26 Поликарп, подобно Павскому и Моисею, был магистром первого курса С.-Петерб. дух. академии и следовательно учеником Филарета. Он был назначен инспектором с.-петербургской дух. семинарии прямо по окончании курса в 1814 году, а за тем в 1819 году опредлен был и ректором той же семинарии; в 1822 году возведен был в степень доктора богословия; в 1824 г. перемещен был на должность ректора Московской дух. академии, от каковой должности был уволен в 1835 и умер на покое в Новоспасском монастыре в 1837 году. См. о нем у Чистовича в Истории с.-петербургской духов, академии, стр. 387; у С. К. Смирнова в Истории моск. дух. акад., стр. 379, Если в Воспоминаниях Филарета, напечатанных в «Прав. Обозр.» за 1868 г. части XXVI, стр. 526, кроме его самого и Моисея, именуются таковыми участниками еще бакалавры академии Григорий Постников и Кирилл Богословский-Платонов , но за то не упоминается Павский я Поликарп: то участие их, без сомнения, должно относит к другим частям Нового Завета и к св. книгам Ветхого Завета. Григорий до 1826 года пробыл в Петербурге, сперва (в 1814–1816) в качестве бакалавра, за тем инспектора (1816–1819) и наконец (1819–1826) ректора духовной академии, после чего переведен был на епископскую кафедру в Калугу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В должности наместника лавры, архимандрит Антоний продолжал соблюдать строгое молитвенное правило, установил ежедневное совершение братией акафиста Успению Божией Матери в благодарность Ей за спасение Киева и лавры от нашествия галлов в 1812 году (этот обычай сейчас возобновлен), в 1816 году принимал великого князя Николая Павловича (позже — император Николай I) и императора Александра I, и в течение всей жизни имел как благоволение императора, так и милость всего царского двора. Об этом свидетельствуют визиты августейшей фамилии в Воронеж, обширная переписка Антония с монархом, императрицей Александрой Феодоровной, великим князем Михаилом Павловичем, великими княгинями Марией Павловной, Анной Павловной (позже королева Нидерландская) и Еленой Павловной, рескрипты, многочисленные дары (кресты, облачения, золотые покровы на святые мощи, панагии) и монаршие благодарности. Прославление святителя Митрофана 31 января 1826 года в Киево-Печерской лавре архимандрит Антоний хиротонисан во епископа Воронежского и Черкасского. Двадцатилетнее архипастырское служение на одной кафедре (1826-1846) выдающегося иерарха XIX века архиепископа Антония составило целую эпоху в истории Воронежской епархии. Промысел Божий избрал его орудием прославления святителя Митрофана Воронежского и подготовки к канонизации святителя Тихона Задонского. «Еще ничего не было известно, — говорил Антоний, — как приносят мне из Сарова записку от отца Серафима, в которой он меня поздравляет с явлением нового Угодника Божия». В 1830 году Антоний начал готовить материалы к прославлению святителя Митрофана и впервые обратился в Святейший Синод. 25 июня 1831 года, после повторного донесения в Синод, мощи были признаны нетленными, а чудеса над гробом и от мантии святого — истинными. 6-7 августа 1832 года Антоний в сослужении члена Святейшего Синода архиепископа Тверского и Кашинского Григория (Постникова) и двенадцати священников возглавил торжества по открытию и обретению мощей, на которых присутствовало более 60 тысяч верующих со всех концов России. Через 40 дней после праздника на поклонение прибыл император Николай I. 23 ноября 1832 года Антоний торжественно переложил мощи в новую, подаренную воронежским купечеством серебряную раку. 25 июня 1833 года святые мощи были перенесены из Архангельского в возобновленный стараниями владыки Благовещенский кафедральный собор, после чего день перенесения мощей стал по указу Антония общеепархиальным праздником.

http://patriarchia.ru/db/text/299060.htm...

Архиепископы Тверские и Кашинские: Ириней Клементьевский 1792–1798 с 1796 года архиепископ Павел Пономарев 1798–1799 с 1799 года архиепископ Павел Зернов 1800–1803 с 1801 года архиепископ Серафим Глаголевский 1814–1819 Филарет Дроздов 1819–1820 Симеон Крылов-Платонов 1820–1821 Иона Павинский 1821–1826 Амвросий Протасов 1826–1831 Григорий Постников 1831–1848 Гавриил Розанов 1848–1857 Филофей Успенский 1857–1876 с 1861 года архиепископ Алексий Ржаницын 1876–1877 Евсевий Ильинский 1877–1879 Савва Тихомиров 1879 с 1880 года архиепископ Тобольская Учреждена в 1620 году. Кафедра в Тобольске. Архиепископы Сибирские и Тобольские: Киприан Старорусенников 1620–1624 Макарий Кучин 1624–1635 Нектарий Телящин 1636–1640 Герасим Кремлев 1640–1650 Симеон 1651–1664 Митрополиты Сибирские и Тобольские: Корнилий 1664–1677 Павел 1678–1692 Игнатий Римский-Корсаков 1692–1701 Димитрий Туптало, святой 1701–1702 Филофей Лещинский 1702–1711 Иоанн Максимович , святой 1712–1715 Филофей (вторично, в схиме Феодор) 1715–1721 Тобольские и всея Сибири: Антоний Стаховский 1721–1740 Никодим Скребницкий назначения не принял Арсений Мациевич 1741–1742 Антоний Нарожницкий 1742–1748 Сильверст Гловатский 1749–1755 Павел Конюскевич 1758–1768 Архиепископы Тобольские и Сибирские: Варлаам Петров 1768–1802 с 1792 года архиепископ Антоний Знаменский 1803–1806 Амвросий Келембет 1806–1822 Амвросий Рождественский 1822–1825 Евгений Казанцев 1825–1831 Павел Павлов (Морев) 1831 Афанасий Протопопов 1832–1842 Владимир Алаувдин, еп. 1842–1845 Георгий Ящуржинский 1845–1852 Евлампий Пятницкий 1852–1856 Феогност Лебедев 1856–1862 с 1862 года архиепископ Варлаам Успенский 1862–1872 Епископы: Ефрем Рязанов 1874–1880 Василий Левитов 1880–1885 Авраамий Летницкий 1885–1889 Иустин Полянский 1890–1893 Агафангел Преображенский, святой 1893 Березовское викариатство Учреждено в 1870 году. Епископы (в Тобольске): Ефрем Рязанов 1871–1874 Томская Учреждена в 1832 году. Кафедра в Томске. Епископы Томские и Енисейские: Агапит 1834–1841 Афанасий Соколов 1841–1853

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4) Доктор богословия, архим. Григорий Постников , преемствовал преосв. Филарету в звании ректора Академии и продолжал благоустроение академии, начатое предшественниками. Свидетельством его трудов служат отличия и награды, полученные им в бытность ректором академии: в 1819 г., находясь в звании настоятеля второклассного Иосифо-Волоколамского монастыря, он наименован был первым архимандритом после первоклассных, из уважения к отличным училищным должностям, им занимаемым; в том же году 23 сент. сопричислен к ордену св. Владимира 3-й степени; в 1821 г. августа 21 Высочайше утвержден членом Комиссии дух. училищ, и получил в награждение наперсный бриллиантовый крест; в 1822 г. 7 мая утвержден епископом Ревельским, викарием С.-Петербургской митрополии, с оставлением за ним должности ректора академии, а в следующем году ноября 17 сопричислен к ордену св. Владимира 2-й степени; в 1826 г. переведен на епископскую кафедру в Калугу. 5) Доктор богословия, архим. Иоанн Доброзраков, из ректоров С.-Петербургской семинарии, с 30-го янв. 1826 г.; в августе сопричислен к ордену св. Анны 2-й степени; 14 янв. 1829 г. определен настоятелем Пинского богоявленского (Минской епархии) первоклассного монастыря и сопричислен к ордену св. Владимира 3-й ст. В августе 1830 г. утвержден епископом Пензенским. 6) Магистр, архим. Смарагд Крыжановский, из ректоров Киевской академии, с 27 августа 1830 г.; в декабре того же года определен настоятелем первоклассного Пинского монастыря. В ноябре 1831 года посвящен во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской митрополии. 7) Магистр, архим. Венедикт Григорович, из ректоров Вифанской семинарии, с 4 ноября 1831 г. ректор академии и настоятель Боровского Пафнутиевского первоклассного монастыря. В 1833 г. 8 июня утвержден епископом Ревельским, викарием С.-Петербургским. Скончался Олонецким архиепископом в декабре 1850 года. 8) Магистр, архим. Виталий Щепетев, из ректоров Московской семинарии, с 8 июня 1833 г. и тогда же определен настоятелем Боровского монастыря; в 1834 г. февр. 27 пожалован орденом св. равноап. кн. Владимира 3 ст. В июне 1837 г. утвержден епископом Дмитровским, викарием Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Церковь является характерным для начала XIX века каменным храмом в стиле классицизма, построенным в качестве заводской церкви. Играет важную градостроительную роль, являясь активной архитектурной доминантой в историческом центре города. 25 апреля 1825 года руководство Александровского пушечно-литейного завода получило разрешение Департамента горных и соляных дел на строительство заводской церкви; митрополит Новгородский Серафим благословил устроение нового храма. Для организации строительства была учреждена комиссия под председательством управляющего олонецкими горными заводами Адама Армстронга. В объявленном конкурсе проектов будущей церкви победил проект архитектора Департамента горных и соляных дел Александра Ивановича Постникова (1766-1830). Торжественная закладка нового заводского храма состоялась в июле 1826 года. Храм строился на выделенные казной средства и пожертвования мастеровых и служащих Александровского завода. Строительство собора велось под руководством инженера Пьетро Карло Мадерни в 1826-1832 гг. Работы по устройству иконостаса были выполнены под руководством мастера А. Боброва из Кексгольма. Иконы написал художник А.С. Чижов. На колокольне церкви, в четырёхугольной башне на южной стороне, были установлены восемь колоколов различного веса. Епископ Олонецкий и Петрозаводский Игнатий 27 января 1832 года в день памяти святителя Иоанна Златоуста освятил главный престол храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Боковые приделы были освящены в честь и славу Пресвятой и Живоначальной Троицы и святого чудотворца Николая Мирликийского. В январе 1888 года при храме была открыта церковно-приходская школа на средства священника о. Василия Нименского и от пособия от Олонецкого епархиального совета для детей заводских служащих и мастеровых. В 1929 году собор был закрыт по решению общего собрания рабочих Онежского завода и Петрозаводского городского Совета. Здание решено было передать городскому краеведческому музею, при этом были снесены все 5 куполов, а внутри возведено межэтажное перекрытие, устроен подвал для хранения музейных экспонатов.

http://sobory.ru/article/?object=00149

С 1819 года Сергиевою пустынью начал править епископ Ревельский, Викарий Петербургской митрополии. Это звание имели: Владимир Ужинский (1819–1822 г), Григорий Постников (1822–1826 г.), Никанор Клементьевский (1826–1831 г.), Смарагд Крыжановский (1831–1833 г.) и Венедикт Григорович в 1833 году. Потом снова пустыня подчинена была настоятелю в сане архимандрита. С 1834 года до настоящего времени она управлялась двумя Игнатиями: Игнатием Брянчаниновым с 1834 до 1857 года и Игнатием Малышевы м с 17-го ноября 1857 года до настоящего времени. В 1836 году мая 30-го Сергиева пустыня возведена из 2-го в 1-й класс. В ней ныне существуют следующие церкви: 1)      Главная церковь или собор во имя св. Троицы находится в средине монастыря. Построение его начал производить на средства Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит ее Афанасий Волховский в 1756 году; кончено оно в 1760 году. Главный алтарь освящен 10-го августа 1763 года членом Святейшего Синода, Лаврским же архимандритом Лаврентием Хоцятовским, в присутствии Государыни Императрицы Екатерины . При этом Иеромонах Платон Левшин 112 , назначенный Императрицею из наместника в Лавры в законоучителя Наследнику Великому Князю Павлу Петровичу, сказал слово на текст: «Господи кто обитает в жилищи Твоем». Пс. 14:1 . По окончании богослужения Государыня изволила за обеденным столом у архимандрита кушать, со всеми находившимися в свите Ея Величества фрейлинами и другими придворными особами. Приделы этого собора, правый – в честь св. Апостолов Петра и Павла и левый –во имя св. Захарии и Елисаветы, освящены, раньше главного олтаря, членом Святейшего Синода архимандритом Лавры, знаменитым придворным проповедником Гедеоном Криновским; первый 18-го, второй 19-го августа 1761 года. Этот второй придел Захарии и Елисаветы был в последствии закрыт на несколько лет; но при капитальном возобновлении всего храма, 113 освящен во имя Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, настоятелем архимандритом Игнатием Брянчаниновым 1840 года августа 16-го. Главнейшую святыню собора составляет икона Преподобного Сергия Радонежского, привезенная, по преданию, основателем пустыни архимандритом Варлаамом из Сергиевой Лавры. При ней находится сребропозлащенный малый крест с частицею святых мощей Преподобного Сергия Радонежского, принесенный 22-го апреля 1861 года в дар Сергиевой пустыне известным путешественником ко святым местам, камергером, Андреем Николаевичем Муравьевым, получившим эту святыню в 1850 году, от высокопреосвященного митрополита Московского Филарета. Здесь, на горнем месте главного престола, помещается в большом изящном киоте, устроенном по рисунку архитектора А. И. Мельникова, примечательнейший по художеству образ «Святыя Троицы», писанный знаменитым профессором Карлом Павловичем Брюлловым в 1840 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Виталий Иосифов 1885–1890. Иероним Экземплярский 1890–1894. Александр Богданов 1894–1898. Георгий Орлов 1898–1902. Димитрий Ковальницкий 1902–1903. Иннокентий Беляев 1903–1909. Кирилл Смирнов 1909. Козловское викариатство, учр. в 1868 г. Епископы (в Тамбове): Иоанникий Москвин 1869. (С 25 окт. 1869 г. было вакантно). Нафанаил Троицкий 1904–1908. Григорий Яцковский 1908. Тверская, учр. в 1271 г. Кафедра в Твери Епископы Тверские: Симеон еп. Полоцкий 1271–1289. Андрей кн. Ерденев 1289–1315. Варсонофий 1315–1328. Феодор I 1330–1341. Феодор II 1342–1360. Василий 1361–1372. Евфимий Вислен 1374–1390. Св. Арсений 1390–1409. Антоний 1411–1434. Илия 1434–1457. Моисей 1458 – 1461. Геннадий Кожа 1461–1477. Вассиан кн. Сгригин-Оболенский 1477–1508. Нил (грек) 1508–1521. Епископы Тверские и Кашинские: Акакий 1522–1567. Св. Варсонофий 1567–1570. Савва 1570–1573. Феодорит 1573–1578. Архиепископы: Захарий 1578–1602. Еп. до 1589. Феоктист 1603–1609. Арсений (грек) 1613–1615. Пафнутий 1620–1627. Евфимий 1628–1642. Иона 1642–1654 . Лаврентий 1654–1657. Иоасаф (Иосиф) 1657–1676. Симеон (Симон) 1676–1681. Варсонофий Чертков-Еропкин 1681. Митр. Сергий 1682–1702. Каллист Поборский 1703–1712. Епископы и Архиепископы: Алексий Титов 1713–1714. Варлаам Косовский 1714–1720. Сильвестр Холмский 1720–1723. Митр. Феофилакт Лопатинский 1723–1738 Архп. с 1725. Митрофан Слотвинский 1738–1752 Архп. с 1744. Вениамин Пуцек-Григорович 1753–1758. Афанасий Вольховский 1758–1763. Иннокентий Нечаев 1763. Гавриил Петров 1763–1770. Платон Левшин 1770–1775. Архп. Арсений Верещагин 1775–1783. Иоасаф Заболотский 1783–1788 Архп. с 1785. Тихон Малинин 1788–1792. Архиепископы и Епископы: Ириней Клементьевский 1792–1798. Еп. до 1796. Павел Пономарев 1798–1799. Еп. до 1799. Павел Зернов 1800–1803. Еп. до 1801. Мефодий Смирнов 1803–1814. Еп. до 1804. Серафим Глаголевский 1814–1819. Филарет Дроздов 1819–1820. Симеон Крылов-Платонов 1820–1821. Иона Павинский 1821–1826. Амвросий Протасов 1826–1831. Григорий Постников 1831 – 1848.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Кроме раньше приведенной мысли о последствиях предложения Филарета Павскому – вступить в монашество, в биографии последнего, составленной г. Барсовым, прямо говорится, что Филарет «не мог выносить соперничества или конкуренции новых ученых знаменитостей и умел парализовать их успех силою своего всеобъемлющего авторитета» (Рус. Стар. 1880 г. т. XXVII, стр. 123), а потому и Павскому будто бы не давал хода и всячески старался унизить его. Но говорить так о великом Филарете значить не понимать истинного характера его, каковой яснее всего открывается из писем великого святителя. Дальнейшее, надеемся, уяснит истинный характер отношений Филарета к «ученым знаменитостям» вообще и в частности к Павскому. На настоящий раз мы скажем лишь то, что Павский не был свободен от увлечения мыслями так называемой неологии, что особенно откроется из истории его переводов, а потому естественно сдерживаем был в необходимых случаях столпом православия – Филаретом. Но при всем том последний так высоко ценил ум и обширную эрудицию своего питомца, что не усомнился призвать его в сотрудники себе в великом деле перевода Библии на русский язык, не усомнился в 1821 году ходатайствовать о присуждении ему ученой степени доктора богословия и т.д. См. Сушкова, Записки о жизни и времени Филарета Московского , стр. 75. Москва, 1868; Чтения в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1868 г. кн. VI, стр. 72 Материалов для биографии Филарета и др. Так исчисляет участников дела перевода Четвероевангелия сам Филарет в письме к секретарю Библейского Общества В. М. Попову от 9 апреля 1819 года. Если же в «Воспоминаниях» того же Филарета, напечатанных в Прав. Обозр. за 1868 г. части XXVI, стр. 526, кроме его самого и Моисея, именуются таковыми участниками еще бакалавры академии Григорий Постников и Кирилл Богословский-Платонов , но зато не упоминаются Павский и Поликарп: то участие их без сомнения, должно относить к другим частям Нового Завета и к св. книгам Ветхого Завета. Григорий до 1826 года пробыл в Петербурге, сперва (в 1814–1816) в качестве бакалавра, затем инспектора (1816–1819) и наконец (1819–1826) ректора духовной академии, после чего переведен был на епископскую кафедру в Калугу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

архиеп. Псковский и Рижский Павел (Пономарев) епископ, бывший еп. Нижегородский и Алатырский с 26.10.1798 архиепископ с 15.05.1799 по 26.12.1799 архиеп. Ярославский и Ростовский Павел (Зернов) епископ, бывший еп. Костромской и Галичский с 15.01.1800 архиепископ с 15.09.1801 по 18.12.1803 архиеп. Казанский и Симбирский Мефодий (Смирнов) епископ, бывший еп. Тульский и Белевский с 31.12.1803 архиепископ с 1.05.1804 по 30.08.1814 архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский Серафим (Глаголевский) архиепископ, бывший архиеп. Минский и Литовский с30.08.1814 по 15.03.1819 митр. Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) архиепископ, свт., бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 15.03.1819 по 26.09.1820 архиеп. Ярославский и Ростовский Симеон (Крылов-Платонов) архиепископ, бывший архиеп. Черниговский и Нежинский с 26.09.1820 поЗ.07.1821 архиеп. Ростовский и Ярославский Иона (Павлинский) архиепископ, бывший еп. Орловский и Севский c 21.07.1821 по 6.11.1826 архиеп. Казанский и Симбирский Амвросий (Протасов) архиепископ, бывший архиеп. Казанский и Симбирский с 6.11.1826 †1.07.1831 Григорий (Постников) архиепископ, бывший архиеп. Рязанский и Зарайский с 28.07.1829 по 1.03.1848 архиеп. Казанский и Свияжский Гавриил (Розанов) архиепископ, бывший архиеп. Херсонский и Таврический с 1.03.1848 по 15.02.1857 на покое; † 8.09.1858 Филофей (Успенский) епископ, бывший еп. Костромской и Галичский с 15.02.1857 архиепископ с 23.04.1861 по 5.05.1876 митр. Киевский и Галицкий Алексий (Ржаницын) архиепископ, бывший архиеп. Рязанский и Зарайский с 9.09.1876 † 9.06.1877 Евсевий (Ильинский) архиепископ, бывший архиеп. Карталинский и Кахетинский с 8.12.1877 †12.03.1879 Савва (Тихомиров) епископ, бывший еп. Харьковский и Ахтырский, с 23.04.1879 архиепископ с 20.04.1880 †18.09.1896 Викарии Тверской епархии Старицкие епископы С 7 марта 1836 года Иринарх (Попов) епископ, рукоположен с 3.05.1836 по 15.09.1836 еп. Рижский и Митавский, викарий Псковской епархии Неофит (Соснин) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Взошедши же на поляну, ты найди средину ее и вбей тут вот этот колышек, заметив для памяти его признаки». Когда г. Манторов был и на следующий год в Сарове, о. Серафим дал ему уже четыре обтесанные колышка и велел их поставить на той же поляне, так чтобы прежний кол приходился в середине. Михаил Васильевич исполнил, как приказывал о. Серафим, не понимая, что из этого должно выйти. Но теперь понятно, что старец еще за два года до решительного участия в общине, имел мысль устроить мельницу и при ней образовать особое отделение Дивеевской общины. Земля, на которой о. Серафим наметил новое помещение общины, принадлежала наследникам г. Баташева. Господь устроил так, что около этого времени одна из наследствующих особ, Вера Андреевна Постникова, урожденная Баташева, посетив Саров, была у о. Серафима. Старец просил у нее эту землю, и Вера Андреевна с любовью уступила ее, обещаясь взять на свою долю этот участок. Только она забыла заявить о сем в главной конторе, от ведения которой земля зависела. Приобретши таким образом и землю, о. Серафим, после известной нам молитвы, совершенной с сестрами в дальней пустыне, 9-го декабря 1825 года, в день Зачатия Пресвятой Богородицы, получил решимость и укрепился духом приступить к делу. В остальные дни 1825 и во весь почти 1826 год он сам готовил столбы и лес для мельницы, которую, по примеру Алексеевской общины, он хотел устроить и для общины Дивеевской. От настоятеля Сарова о. Нифонта было позволено воспользоваться для сего дела Саровским лесом. В заготовке леса помогали о. Серафиму сестры Дивеевской общины. О. Серафим устроил в келлии дальней своей пустыни печь, чтобы здесь зимою тепло было отдыхать после трудов. В день Зачатия Божией Матери 9-го декабря 1826 года, ровно через год после молитвенного начала дела, в первый раз были привезены на Саровских лошадях столбы и бревна к месту, предизбранному для нового поселения сестер Дивеевских. После сего и самим сестрам дано было благословение вывозить Саровский лес для мельницы. Ближайший помещик А.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010