В юные годы учился в Главном инженерном училище в Санкт-Петербурге, был лучшим учеником. Поддерживал знакомство с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, М.И. Глинкой; вместе с тем уже тогда активно общался и с подвизавшимися в столице монашествующими. В сердце молодого человека родилось желание и самому принять иноческий постриг. В 1826 году, по окончании училища, стремясь стать монахом, он подал прошение об отставке, которое, однако, не было удовлетворено. В том же году перенес тяжелую форму туберкулеза, чудом остался в живых. Однако в конце 1827 года будущий святитель, даже вопреки воле родителей, все же вышел в отставку – по состоянию здоровья – и поступил послушником в Александров Свирский монастырь. Стремление молодого человека к монашескому житию активно поддержал знаменитый оптинский старец – преподобный Лев (Наголкин) . В 1828–1831 годах Брянчанинов жил в Площанской, Оптиной и Семигородской пустынях, в Глушицком монастыре. 28 июня 1831 года в Вологодском кафедральном соборе Дмитрий Александрович Брянчанинов был пострижен в монашество епископом Стефаном – с именем Игнатий, в честь священномученика Игнатия Богоносца . 5 июля рукоположен во иеродиакона, а 20 июля – во иеромонаха. С 1832 года находился в Григорьеве Пельшемском монастыре (Вологодская губерния), где в результате неблагоприятного климата оказалось серьезно подорвано его здоровье. В 1833 году – по желанию императора Николая I – будущий святитель стал настоятелем Санкт-Петербургской Троице-Сергиевой пустыни с возведением в сан архимандрита. С 1838 года являлся благочинным монастырей Санкт-Петербургской епархии. 27 октября 1857 года, по настоянию митрополита Санкт-Петербургского Григория (Постникова) , святитель Игнатий был рукоположен во епископа Кавказского и Черноморского. Епархия была образована относительно недавно, на ее обустройство в ту пору не хватало необходимых денежных средств и людских ресурсов, но святителю Игнатию все же удалось добиться значительных успехов: строились храмы и монастыри, была учреждена семинария, упорядочен устав церковных служб, повышены оклады духовенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Владимир, архиепископ Тобольский и Сибирский (Алявдин Василий Федорович) Родился 28 июля 1791 года в г. Владимире в семье священника Успенского женского монастыря. В мае 1799 года Василий поступил во Владимирскую духовную семинарию и еще до окончания ее, в марте 1812 года, был назначен в ней учителем французского языка. В 1814 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1818 году со степенью магистра. По окончании академии определен инспектором Пензенской духовной семинарии и профессором философии и еврейского языка. Вскоре был назначен и ректором Пензенских духовного и уездного училищ. В 1820 году, по его просьбе, был переведен во Владимирскую духовную семинарию на те же должности, какие занимал в Пензенской. Как профессор Василий отличался прекрасным знанием своего предмета, умело и увлекательно преподавал его. 7 января 1826 года в Боголюбском монастыре Василий был пострижен в монашество архимандритом Никодимом, а 20 января епископом Владимирским и Суздальским Парфением (Чертковым) рукоположен во иеромонаха и назначен строителем Солбинской Николаевской пустыни (в Переславльском уезде). 15 октября 1827 года иеромонах Владимир переведен ректором и профессором философии в Санкт-Петербургскую духовную семинарию и одновременно назначен ректором Александро-Невского духовного училища. 29 января 1828 года возведен в сан архимандрита и определен действительным членом конференции Петербургской духовной академии. С 25 сентября 1829 года – ректор и профессор богословия Калужской духовной семинарии и настоятель Лихвинского Доброго Покровского монастыря. 5 декабря 1834 года вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения. 20 января 1835 года в Духовской церкви Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. Хиротонию совершали: Санкт-Петербургский митрополит Серафим, бывший митрополит Карталинский и Кахетинский Иона (Василевский), архиепископ Тверской и Кашинский Григорий (Постников) и Венедикт (Григорович), епископ Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии. Назначение в Киевскую епархию радовало епископа Владимира, но служить там ему пришлось недолго.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ж. Фотий — патриарх Константинопольский в 858–867 и 878–886 гг. Угрозы и насилие его противников не смогли заставить его добровольно отречься от сана. З. В данном примечании 2, как и в примечаниях 1, 3, 6, имеются в виду события, происшедшие после написания основного текста «Замечаний» (в феврале 1860 г.), — крестьянские волнения после обнародования Манифеста 1861 г. Усмирение выступления крестьян в селе Бездна 7 апреля 1861 г. сопровождалось жертвами, что повлекло протесты оппозиционной общественности и ряд ответных мер со стороны властей- Заметной фигурой в этих событиях был профессор А. П. Щапов (см. с. 460 настоящего издания). И. Письмо к Герцену анонимного корреспондента из России — «В гимназиях древние языки заменили маршировкой, в корпусах учат по-славянски, в университетах попы под именем философии разбирают бредни Василия Великого и других византийских растлителей ума» — опубликовано вместе с сочувственным ответом Герцена в «Полярной звезде» (Лондон, 1856. Кн. 2. С. 244). К. Искандер Герцен/Вступ. статья, сост. Н. В. Елагин. Берлин, 1859. Об этой книге см. с. 457–458 настоящего издания. Л. Цитата из статьи русского публициста, эмигранта В. А. Энгельсона «Что такое государство?», опубликованной без подписи в «Полярной звезде» (1855. Кн. 1. С. 28–29). М. Филарет (Дроздов, 1782–1867) — Митрополит Московский и Коломенский в 1826–1867 гг. В 1993 г. причислен к лику святых, день памяти 19 ноября/2 декабря. Григорий (Постников, 1784–1860) — Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский в 1856–1860 гг. Тексты и комментарии на с. 393–445 подготовил А. М. Любомудров.  Примечания 1. Пс. 1. 2. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей (Пс. 1:1). 3. Пс. 1:2. 4. Пс. 33:9. 5. Повелениями Твоими я вразумлен… Всем сердцем моим ищу Тебя… Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое… Буду утешаться заповедями Твоими, которые возлюбил… Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра… А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого… В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою… Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль… Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее (Пс. 118:104, 10, 32, 47, 72, 127, 11, 162, 35).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

П. принимал активное участие в научной работе в СПбДА, в т. ч. и в переводе святоотеческих творений. С 1821 по 1839 г. его статьи выходили в ж. «Христианское чтение», однако авторство не всех его работ возможно точно установить, статьи публиковались без указания автора (см. перечень публикаций П.: Вольский. 1902. С. 108; Барсов. Т. 27. С. 503-504; Чистович. 1873. С. 133. Примеч. 1). После женитьбы в 1815 г. П. был рукоположен во иерея и получил место священника сначала в Казанском соборе, позднее в сане протоиерея служил в Андреевском соборе на Васильевском о-ве. В 1814 (1815) г. П. был принят в Российское библейское общество (РБО) и был его директором до закрытия об-ва в 1826 г. Он был одним из основных переводчиков Библии на рус. язык (см. в ст. Библия , разд. «Русские переводы»). Организационная часть работы была возложена на переводной комитет, в состав к-рого П. входил как переводчик и редактор. П. осуществил перевод Евангелия от Матфея, кроме того, ему были поручены окончательный просмотр и проверка перевода новозаветных книг. Когда в 1820 г. приступили к переводу ВЗ, П. был утвержден главным редактором. Рус. перевод ветхозаветной части Библии был начат с Псалтири (в 1822 вышло 1-е издание). Принципиальная анонимность работы комитета привела к появлению в лит-ре имен П. и свт. Филарета (Дроздова) как переводчиков. Однако свт. Филарет в отличие от П. никогда не считал себя переводчиком Псалтири, к-рая осталась единственной книгой ВЗ, изданной в проекте РБО. В связи со сменой политических приоритетов вся деятельность по переводу Библии на рус. язык была приостановлена в 1825 г., а РБО закрыто в 1826 г. В 1817 г. П. стал цензором в Комитете духовной цензуры, где прослужил более 9 лет. В том же году П. в течение полугода замещал должность законоучителя в Царскосельском лицее, А. С. Пушкин отзывался о нем как об «умном, ученом и добром священнике» ( Пушкин А. С. Полн. собр. соч. М., 1949. Т. 12. С. 336-337). В 1818 г. П. был утвержден советом СПбДА в звании профессора. В 1819 г. гр. С. С. Уваров, попечитель С.-Петербургского учебного округа, пригласил П. занять богословскую кафедру в открывшемся С.-Петербургском имп. ун-те, к-рую он возглавлял до 1827 г. За это время П. разработал богословский курс для светских слушателей. В ун-те он читал догматическое и нравственное богословие, «Историю развития религиозных идей в человеческом обществе». Сохранились отзывы о нем как о талантливом лекторе и педагоге, умеющем увлечь слушателей. В 1821 г. «по представлению свт. Филарета (Дроздова) и ректора СПбДА еп. Григория (Постникова)» П. была присуждена ученая степень доктора богословия «за труды по переводу Священных книг на русское наречие и за основательные уроки богословия в Санкт-Петербургском университете и еврейского языка в Академии» ( Чистович. 1863. С. 7). В том же году за переводческую деятельность он был награжден орденом св. кн. Владимира 4-й степени и был избран почетным членом Конференции МДА.

http://pravenc.ru/text/2578637.html

Также ежегодные дополнительные выплаты в семинарии были возможны за счет сумм, жертвовавшихся в разное время епархиальными владыками, некоторыми епархиальными монастырями и поступавших из Духовной Консистории. Последние поступления собирались от продажи венчиков и разрешительных молитв, и в разное время были неодинаковы. Большой наплыв учеников вызвал перенаселение жилых помещений, рассчитанных только на 100 человек. «Прежнего помещения для семинаристов в одном Платоновском корпусе было уже недостаточно. В корпусе могли помещаться только казенные ученики, а из своекоштных – лишь немногие счастливцы. Остальные же воспитанники вынуждены были жить частью при Вифанском монастыре – «на конюшенном, неводном и богадельном дворе», частью же в двух, прилегавших к монастырю и семинарии с северной и юго-восточной стороны, слободках. Само собой понятно, что житью-бытью этих воспитанников не позавидуешь. По отзывам лиц, испытавших это счастье, и по прошениям, поступавшим в правление семинарии от учеников, живших вне ее стен, им «приходилось сносить и —15— холод, и голод. Жить в душных, сырых и тесных помещениях, освещать свое помещение простой лучиной, питаться как-нибудь и чем-нибудь, ходить в худых халатах и рваных сапогах» 21 . «В таком неблагоустроенном виде Вифанская семинария оставалась до вступления на Московскую кафедру святителя Филарета (Дроздова) . Время святителя Филарета было временем обновления и благоустройства Вифанской семинарии. Давно начатое дело о постройке нового семинарского корпуса в первые годы святительства Филарета было приведено к окончанию. По ходатайству митрополита перед Святейшим Синодом 4 сентября 1826 года последовал Высочайший Указ, которым повелевалось на построение нового семинарского корпуса при Вифанской семинарии отпустить из капиталов Комиссии Духовных Училищ 137649 рублей. В том же 1826 году приступлено было к строительству нового корпуса по плану архитектора Бове И-го (...). В октябре 1829 года двухэтажный каменный корпус был окончен строением, и в следующем году происходило его освящение» 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Начиная с этого дня (то есть 9 декабря), рассказывала Прасковья Степановна, батюшка весь год сам трудился, готовил столбы и лес для мельницы, и дивеевские сестры работали у него, для чего в своей дальней пустынке он сложил печь, чтобы они здесь отдыхали после трудов. В 1826 году, в тот же день 9 декабря, Зачатия Божией Матери, были привезены в Дивеево на Саровских лошадях столбы и бревна к месту, предызбранному для нового поселения сестер. Весь материал был приготовлен о. Серафимом, а затем и самим сестрам дано благословение вывозить Саровский лес для мельницы. Так как земля, предназначенная для постройки мельницы, принадлежала г-ну Баташеву, то о. Серафим посылал Прасковью Степановну на Илевский завод к его приказчику. Прасковья Степановна рассказывала, что она пятнадцать раз ездила на завод с сестрой Марьей Семеновной, но не могла добиться милости. Царица Небесная устроила так, что генеральша Вера Андреевна Постникова, урожденная Баташева, приехала в Саров к о. Серафиму. Старец стал просить у нее эту землю, и Вера Андреевна с любовью обещала уступить ее, взяв этот участок на свою долю, но, однако, позабыла заявить о том главной конторе, в ведении которой была земля. Тогда батюшка просил из конторы отнестись к генеральше Постниковой, и вскоре получилось письменное заявление Веры Андреевны о пожертвовании ею одной десятины земли. Затем впоследствии генеральша Постникова вместо одной десятины подарила три. Отец Серафим несказанно утешился таким милосердием Божиим и приказал сестре Елене Васильевне Мантуровой написать ей от него благодарственное письмо и послал в благословение сухариков. Только зимой 1829 года была отмежевана эта земля, и тогда весною о. Серафим приказал сестрам этот участок земли обрыть канавкою. О радости батюшки о. Серафима, когда он получил в подарок три десятины земли, свидетельствует нам и любимая батюшкой сестра Ксения Васильевна. Когда она пришла к о. Серафиму, он, весь сияющий, воскликнул: «Видишь ли, матушка, как Сама Царица Небесная схлопотала нам землицы, вот мы тут мельницу-то и поставим!» В Саровском жизнеописании о.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Что такое требование было порождено лицемерием и желанием скрыть самое существование секты, это доказывается тем, что, помимо церковных богослужений, Серафим под воскресные и праздничные дни устраивал свои тайные сектантские богомоления. Правда, нет основания думать, что у серафимовцев происходили возмутительные хлыстовские радения: на своих собраниях они читали акафисты, пели и сектантские песни, сочиненные Серафимом, играли на различных музыкальных инструментах, а главное – допускали кощунственное причащение: они ломали просфору на мелкие кусочки, вкладывали их в церковную чашу, наполненную красным вином, и этим причащались. В конце прошлого столетия, одна из бывших последовательниц Серафима, по имени Елена, пошла дальше своего учителя и, объявив себя «пророчицей» и «прозорливицей», основала уже чисто хлыстовскую секту, названную по ее имени «Еленушкиной сектой». Она имеет своих последователей во многих местностях, даже и за пределами Псковской губернии. 9. Калиновцы 99 Секта имеет только несколько пунктов соприкосновения с хлыстовством. Она появилась на севере России, в Демянском уезде Новгородской губернии, в первой четверти прошлого века (обнаружена в 1826 году). Название свое она получила от своего основателя и распространителя, крестьянина Новгородской губернии, Демянского уезда, Курского прихода Калины Афанасьева. Калина, как и многие другие хлыстовские пропагандисты, имел вид святоши, странствующего богомольца; выдавал себя за строгого подвижника и постника; иногда даже юродствовал. Крестьяне звали его «божьим человеком», «блаженненьким», а его приверженцы преклонялись перед его святостью, приписывали ему божеское достоинство, признавали его братом Иисуса Христа, а к концу его жизни считали его самим Иисусом Христом. Он даже творил, будто бы, чудеса, исцеляя больных и предсказывая будущее. В истинность его проповеди и спасительность его наставлений калиновцы верили безусловно, и были убеждены, что только один Калина знает истинный путь в Царство Небесное и ведет по нему своих последователей; он же освободит их и от всех тех бедствий и скорбей, которые постигнут всех других людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Но инок со смирением умолил митрополита оставить его в Лавре, — “под покровом преподобных Антония и Феодосия Печерских”. 25 января 1808 года иеромонах Антоний получил важное и ответственное послушание. Митрополит Киевский и Галицкий Серапион (Александровский) поручил ему заведование лаврской типографией, пророчески напутствовав его: “Будешь управлять лодочкой, а со временем тебе дастся корабль”. Молодой заведующий показал, каким надлежит быть духовному начальнику. Благий и кроткий к своим подчиненным, он не требовал, чтобы ему служили, а сам был всем слугою. “Кто строг к себе, тот снисходителен к другим, а кто снисходителен к себе, тот строг к ближним. Недолго сделать человека несчастным; нам, начальствующим, надлежит спасать, а не губить…”. Будущий Святитель с самого начала своего монашеского пути отличался милосердием и нестяжательностью. Довольствуясь только самым необходимым, он благодетельствовал больным, бедным и богомольцам, был строгий постник, молитвенник и аскет в духе древних пустынножителей. 20 сентября 1814 года иеромонах Антоний был определен начальником Ближних пещер, называемых по имени основателя русского монашества Антониевыми. Это послушание было ему особенно дорого; здесь, служа у мощей великих угодников Божиих, “он жил в благоухании святыни” и напитывался ее благодатью. 2 января 1815 года иеромонах Антоний был назначен наместником Киево-Печерской Лавры и в 1817 году возведен в сан архимандрита. Господь сподобил архимандрита Антония дара проникать в глубины человеческого сердца, неотразимо действуя силою своего кроткого и смиренного слова, дара неистощимой любви к страждущей пастве. Особенно он был сострадателен к бедным. Толпы нуждающихся наполняли Лавру, и нищелюбивый наместник отдавал им почти все, что имел. Несмотря на тяготы нового послушания, архимандрит Антоний по-прежнему соблюдал строгое монашеское правило. 31 января 1826 года в Киево-Печерской Лавре архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Воронежского и Черкасского (5 апреля 1829 года он получил титул епископа Воронежского и Задонского).

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Из училища Димитрий перешел в Тамбовскую Духовную Семинарию, где был одним из лучших учеников. Успешно закончив семинарию, в 1826 г. он поступает в Московскую Духовную Академию. 19 августа 1829 года Димитрий был пострижен в иночество, причем Московский митрополит Филарет (Дроздов) , отметил его особым отличием, дав ему одному свое имя. В марте 1830 года инок Филарет был рукоположен в иеродиакона, а 29 августа – в иеромонаха. Прибывая в стенах академии, он прошел все иерархические ступени – от студента до ректора. В январе 1835 года возведен в сан архимандрита, а в декабре – определен ректором и профессором богословских наук в МДА. По отзыву современников, «между учеными архимандритами первое место занимает ректор академии Филарет, молодой летами, но весьма сведующий, скромный и постник, умевший внушить к себе уважение». Одной из главных заслуг ректора Филарета была инициатива повременного издания при МДА «Творений Св. отцов в русском переводе». За усердную и ревностную службу архим. Филарет 29 апреля 1839 года был сопричислен к ордену св. Анны второй степени, а 7 октября 1841 года «всемилостивийше повелено ему» быть викарием Псковской епархии, епископом Рижским. На новой кафедре преос. Филарет, одновременно с защитой православия от протестантских притеснений, вступил в энергичную борьбу с расколом, распространившимся в Риге среди богатого купечества. Результатом его усилий было возвращение немалого числа раскольников в лоно Православной Церкви. За время архипастырского служения преос. Филарета в Прибалтийском крае присоединилось к православию 113 910 крестьян, а число приходов возросло с 6 до 98. 6 ноября 1848 года еп. Филарет назначается на Харьковскую кафедру. Здесь он открывает епархиальное женское училище и устраивает новое здание для духовной семинарии. Харьковский университет стал первым высшим учебным заведением избравшим Филарета Гумилевского своим почетным членом – 1852 году, а за ним Московский – 1855 году. Много потрудившись на благо Харьковской епархии, преос. Филарет в 1859 году возводиться в сан архиепископа и переводиться на древнюю Черниговскую кафедру. Здесь он восстанавливает духовную семинарию, открывает епархиальное женское училище, которое в последствии стало называться «Филаретовским», в честь своего основателя. Важной для епархии была деятельность преос. Филарета, касающаяся устройства церковно-приходских школ. До прихода его на кафедру в епархии было всего 20 школ для обучения детей простого народа, а к 1863 году им было открыто 848 школ. Заботился владыка и о благолепии храмов и благоустройстве монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Феодора, Клеопу (учеников Паисия Величковского) и их спостника о. Леонида, незадолго перед этим бывшим строителем этой обители. Это три великих имени в истории русского монашества. Встреча с о. Леонидом была промыслительна. Когда о. Моисей после основания им оптинского скита (в 1825 г.) сделался настоятелем всей обители (1826), в скит прибыл о. Леонид (1829) и положил начало старчеству. Благодаря тому, что о. Моисей прошел тот же духовный путь внутренняго делания, что и о. Леонид, между обоими строгими подвижниками было глубокое взаимное понимание, полное единодушие в полном смысле этого слова. И если епархиальное начальство не понимало сущности старчества и преследовало старца Леонида (в схиме Льва), то о. Моисей, бывший и сам на одинаковом духовном уровне со старцем Львом, понимал великое значение старчества и между Старцем и Настоятелем никогда не бывало малейшего трения. Таким образом старчество, процветавшее в Оптиной, обязано всецело своим существованием отцу Моисею. Сам строгий постник и подвижник, о. Моисей преисполнен был самой нежной любовию к людям и был сострадателен к их погрешностям. Вот один из множества примеров: в обители работал печник, плутовавший и неисправно работавший. О. Архимандрит решил его расчитать, но печник просил прощения и обещал исправиться. О.Архимандрит простил его и снова нанял. Эконом, узнав об этом, говорит о. Моисею: «Батюшка! Вы опять того печника наняли, ведь он плут, как и Вам хорошо известно». – «Да, ведь он бедный человек, я видел, что на нем и рубашки-то нет, а только кафтан, надобно ему помочь, притом он обещал исправиться». «Батюшка, когда же он исправится? Он известный негодяй!» «Как! человек хочет исправиться, а ты говоришь, что он негодяй. Сам ты негодяй! Ступай!» Так эконом и ушел. Неподражаемо было искусство о. Архимандрита говорить с каждым в его тоне; с образованными на их языке, а с средними сообразно с их понятиями и их образом речи. Он хорошо понимал потребность каждого. С удивительным искусством старался он всегда избегать среди бесед разговора о людях в смысле их осуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010