И дальше мы читаем: “Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою”. Сегодня вечером уже храм будет украшаться в черные ткани и все время поста черный цвет будет преобладать. Вообще-то это латинская традиция, которая пришла к нам из южнорусских земель. В древней Руси наоборот, во время поста все украшали в белое облачение, в белые радостные ризы, чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Богом, ибо Господь далее говорит: “А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явится постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно”. Пост существует не для того, чтобы устраивать скандалы на кухне, чтобы нюхать под дверью соседа, готовит он мясо или нет, это совсем не так. Более того, апостол Павел пишет: “Кто постится — для Господа постится, кто не постится — для Господа не постится, то кто не ест — не осуждай того, который ест. А кто ест, не осуждай того, кто не ест”. Иными словами, мы должны прогнать дух осуждения на всё время поста и не гнушаться теми нашими родственниками, которые не войдут в течение поста. Но вы можете дать им дельный совет: если мужчине трудно отказаться от мяса, пусть откажется от чего-нибудь другого. Он может отказаться от курения, например в среду, пятницу и воскресение, и Бог примет такой пост. Ребенок может отказаться от компьютерных игр, если у него болезненная ситуация с этими играми, он может отказаться в среду, пятницу и воскресение, и Бог примет такой пост. Я помню, был один прихожанин, подросток, который всё время жевал жвачку, он никогда не расставался с жвачкой, и даже когда он шел в храме к причастию или целовать иконы, он вынимал жвачку и клеил за ухо. И я ему предложил отказаться на время поста от жвачки и он отказался. И все, кто знали его: родители, взрослые, друзья удивлялись. И мы видели, ему трудно, и Бог, конечно, принимает и такой пост. Нельзя совсем не поститься. Кому-то надо отказаться от просмотра каких-то сериалов. Я не рекомендую на время поста смотреть новости по телевизору. Сейчас новости абсолютно депрессивные, подталкивают нас к осуждению, к озлобленности, ненависть разжигается между славянскими и православными народами, поэтому надо позаботиться о том, чтобы ничего лишнего не было во время поста. Как мы убираем скоромное из холодильника накануне поста, так и из жизни своей надо исключить всё то, что перевозбуждает нас, все то, что ввергает нас в депрессивное состояние, всё то, что повышает злость в нашей жизни. И это очень важно. Сказано о Господе, что Он трости надломленной не переломил, льна курящегося не угасил. Это свидетельство о том, что Он примет любую форму твоего поста. Но если ты будешь поститься как положено, ты получишь особую награду от Бога. Только не превозносись над теми, кто не может так же успешно проходить течение поста.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-pr...

После Его отшествия ученики будут поститься. Эти слова нет надобности понимать, как заповедь. Спаситель говорит здесь как бы так: «ученики не могут поститься теперь; но настанет повод и время и для поста, и для разных выражений скорби» (68, 183). Иначе говоря, пощение – как присущее дням плача и сокрушения – явно неуместно во времена телесного присутствия среди учеников самого Христа Спасителя. Когда же не будет уже среди них Христа (по телесному Его присутствию), тогда им придется самим встречаться с многими искушениями, страданиями и бедствиями, и тогда настанет для них время исполнять обязательства поста. «Настойчивость, с которою христианское предание всегда относило к самим апостолам учреждение Великого поста, позволяет искать по крайней мере зачатков его в то время. Возможно, что слова Спасителя: «когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» ( Мф.9:15 ; Мк.2:20 ; Лк.5:35 ), выставляемые таким древним писателем, как Тертуллиан , в качестве основания для Пасхального поста, были поняты в этом смысле и апостолами, и побуждали их освящать постом (который они вообще любили) годовой день смерти Господней. Так как этот день приходился на еврейскую пасху, то, когда соблюдение еврейских праздников прекратилось у христиан, последние легко могли прийти к мысли освящать постом именно день еврейской пасхи в воспоминание смерти Христовой. В виде такого поста и существовала первоначально пасха», по свидетельству о ней во II веке у св. Иринея (+202) (92, 45). И хотя ни Сам Спаситель, ни первоначальная Церковь не учредили правил о посте, но несомненно одно: христиане с самого начала пост принимали в качестве религиозной дисциплины, обязательной в деле духовного совершенствования. Так, Иисус не предписывает пост, но несомненно санкционирует его, что видно из записанных в Евангелии Его слов: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся втайне... и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

16 . И зачем Писание говорит, что постился Петр и во время поста и молитвы ему открылась тайна о крещении народов 587 ? Разве это не доказывает, что сами святые от поста становятся еще сильнее? Во время поста Моисей получил закон 588 . Во время поста Петр познал благодать Нового Завета. Постом Даниил затворил пасти львов и прозрел события будущих времен 589 . Сможем ли мы получить спасение, если постом не смоем наших грехов? Ведь Писание говорит: пост и милостыня οт греха избавляют 590 . 17 . Откуда эти новые проповедники, отрицающие ценность поста? Не призыв ли язычников святится: Станем есть и пить ( Ис. 22:13 )? С какой иронией обличает их апостол, говоря: По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем ( 1Кор 15:32 ) Другими словами: что пользы мне в сражении, угрожающем смертью, если не спасение моего внутреннего человека? Спасение же наше бесплодно без надежды на воскресение. Потеряв ее, станем есть и пить, чтобы не упустить плод нынешней жизни, если нет будущей. Следовательно, без удержу наслаждаться пищей и питьем – удел тех, кто ни на что не надеется после смерти. Поборники удовольствия эпикурейцы говорят: «Смерть для нас ничто. Распадение недоступно чувству умершего, а то, что недоступно чувству, для нас ничто» 591 . А следовательно, живым они считают лишь тело, а не ум и способной к действию лишь плоть, а не душу. Они утверждают, что при разлучении души с телом пропадает и само состояние жизни, перестают существовать заслуги добродетелей и все силы души и что вместе со способностью тела чувствовать они сами исчезнут полностью и, хотя тело распадется не сразу, от их души не уцелеет ничего. Итак, душа гибнет раньше тела! Соблюдая строгость рассуждения, им не следовало бы упускать из виду плоть и кости, которые сохраняются после смерти. Вдруг, в согласии с истинным учением, это позволило бы им не отрицать благодать воскресения?! 18 . Не случайно апостол, обличая их, предостерегает нас от подобных мнений: Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога ( 1Кор. 15:33–34 ). Трезвенность – благо, ибо опьянение – грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Во-первых, ПОЛЬЗА от святого поста состоит в обуздании плоти и укрощении всякого бессловесного движения. Это весьма угодно Богу, желающему, чтобы мы рас­пяли нашу плоть со страстями и похотями. Об этом говорит Апостол Павел: усмиряю и порабощаю тело мое ( 1Кор. 9, 27 ). По толкованию святого Златоуста, Апостол говорит об усмирении тела постом. Это подтверждает Псалмопевец: А я, когда они преследовали меня, облекался в рубище и смирял постом душу мою ( Пс. 34, 13 ). И в другом месте: Коле­на мои ослабели от поста, и тело мое изнемогло без елея ( Пс. 108, 24 ). Подобно всаднику, несущемуся на необузданном коне, который мчится, не желая того, и, свернув с пути, падает в овраг и пропасть погибельную, у человека с необуз­данной плотью открыты врата всем беззакониям, и нет вожжей, чтобы, не свернув на путь лукавый, направить коня на путь правый. Святой пост обладает силой укрощения безудержных страстей, угашения пламени зависти, ярости и гнева, истребления горде­ливой надменности, исправления тщеславных мечтаний, утоления огня сладострастия, обуздания всех органов чувств, зрения, слуха, осязания, обоняния. Короче говоря, пост – преславный страстеубийца, укротитель похотей, победитель всякого беснования неис­товствующей плоти и преизрядный торжественник. Во-вторых, ПОЛЬЗА от святого поста состоит в том, что он настраивает душу на молитву и размышления о Небесном. Так, Моисей подготовил свою душу посредством поста, прежде чем дерзнул приступить к Богу и вступить с Ним в беседу, получив от Него богоначальные скрижали ( Исх. 34 ). Так, Илия постился сорок дней, прежде чем удостоился увидеть Бога в веянии тихого ветра на горе Хорив ( 3Цар. 19 ). Так, Даниил подготовил себя трехнедельным постом для познания и понимания Откровения Божия ( Дан. 10 ). Пост подобен лестнице, возводящей ум к Небу, это крылья, на которых душа взлетает к Богу, к горнему Богомыслию и Боговедению. В-третьих, ПОЛЬЗА святого поста в том, что это средство, чтобы служить Богу. В говение реализуется Богопочитание. Так, Пророчица Анна в постах и молитвах служи­ла Богу день и ночь ( Лк. 2 ). Эта женщина соблюдала пост не по Божию повелению, а по своему произволению, почитая тем самым Бога и служа Ему. Об этом говорит и Апос­тол Павел: Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения Вашего ( Рим. 12, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Если говорить о посте как о воздержании от определенных видов пищи, то нет, не каждому православному пост вменяется в обязанность. Не должен поститься ребенок, больной человек, если назначения лечащего врача предписывают вкушение скоромного, не нужно поститься беременным и кормящим женщинам. Но тут еще хочется сказать о том, что именно наполняет пост смыслом. Как для человека, который едет по дороге на автомобиле смысл поездки не в том, чтобы просто ехать и наматывать на кардан километры, а в том куда он наконец приедет, так и для постящегося смысл поста лежит не в самом посте, а за его пределами. Смысл Великого Поста в Пасхе, в радости о том, что победа Христа над смертью это и наша победа. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав. В этом весь смысл христианской веры. Христос не только сам силою своего Божества воскрес, но и нам жизнь даровал. Вот стать участником этой победы Жизни над смертью, можно только будучи участником Таинства Евхаристии, причащаясь Тела и Крови Христа. Без Причастия пост – всего лишь диета. Поэтому если постящийся человек не участвует в Божественной Литургии, не посещает храм, ну а саму Пасху, проводит во всяческом разгуле, то такой пост по своей сути нецерковен, да собственно и постом не является, а профанацией поста. 4. Что такое благословление, и нужно ли его брать перед тем, как начать поститься? Благословением на пост для нас для всех является день Прощеного Воскресенья, когда православные, собравшись в храме просят прощения друг у друга и у священства за вольные и невольные обиды. Пост и покаяние – это наша жертва Богу, а жертва невозможна без мира с ближними, по слову Самого Христа. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. ( Мф. 24 ) Особое же благословение нужно брать не на сам пост, а на то чтобы его нарушить по тем или иным объективным причинам, например по болезни. И потому те кто не может поститься в полной мере, в Прощеное Воскресенье испрашивают у духовенства благословения на послабление поста. 5. Кто определяет постящемуся степень строгости поста?

http://azbyka.ru/vosem-voprosov-o-veliko...

И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя и не умирает для себя, а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем, и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни» ( Рим.14:6-8 ). Сейчас идет Успенский пост, и для многих из нас, выздоравливающих алкоголиков, тема церковного поста — особая, трудная тема. Для многих, приходящих в Церковь в процессе выздоровления, пост становится настоящим камнем преткновения. С одной стороны, мы хотели бы соблюдать мудрую многовековую церковную традицию. С другой стороны, для трезвеющего алкоголика пища — зона особого риска. И лучше я объемся мясом в самый строгий пост, чем выпью постной водочки с огурчиком. Апостол Павел — этот апостол свободы во Христе — предлагает нам путеводную нить, благодаря которой каждый из нас может сам для себя выбрать ту меру поста и вообще церковной дисциплины, которая поможет выздоровлению, а не повредит. Кое-то может удивиться, даже возмутиться: что ж, алкоголизм и выздоровление в АА важнее следованию правилам церковной жизни? Общий ответ: нет, но в каждом отдельном случае надо внимательно разбираться. Неофит-алкоголик может очень сильно обжечься на чрезмерно строгих постах и долгих богослужениях. Поэтому следует выбрать для себя ту меру, которую я могу ответственно понести без риска для жизни. «Первым делом — главное». А чтобы не вызывать соблазн, не испытывать вины из-за своего несовершенства, я решил обсудить проблему поста со священником в нашем храме. Наши священники понимают специфику выздоровления от алкоголизма, священник, к которому я обратился, сказал, что главное для меня сейчас — регулярное участие в таинствах, в общецерковной молитве, а пост — по обстоятельствам. Богу, — сказал он мне, — угоден и приятен ваш безвременный алкогольный пост. К тому же некоторые ограничения, не связанные с пищей, вполне могут считаться соблюдением поста: отказ от просмотра телевизора, от компьютерных игр, регулярное чтение Слова Божия и т.п. Еще он сказал, что можно смиренно просить Бога о том, чтобы Он Сам помог мне войти в опыт поста и молитвы, раз у меня пока не все получается.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Изменение воли Божией, явно засвидетельствованное в исцелении болящих, происходит либо вследствие покаянной веры самого больного во Христа Спасителя, либо вследствие веры ближних, движимых любовью к болящему и ходатайствующих пред Богом об исцелении больного (см. Мф.8:8, 15:28 ; Мк.2:3, 5 ). Надлежит, однако, вспомнить, что много «было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина» ( Лк.4:27 ). Сам Спаситель, посетив город Назарет, «дивился неверию» его жителей, «и не мог совершить там никакого чуда» ( Мк.6:5, 6 ). 144 Нам неведомо, кого именно и когда воля Божия определяет на перенесение неисцельной болезни и последующую смерть. Христиане веруют во всемогущество Бога, Спасителя нашего. «Невозможное человекам возможно Богу» ( Лк.18:27 ). И тогда – то есть при наличии веры в Бога – мое сострадательное участие в положении больного (а значит и моя любовь к больному), делает действенной мою молитву о нем пред Богом. Но молитва без поста тяжела бывает и приземиста. Пост ослабляет узы, коими плоть покоряет и прикрепляет к себе дух; посему во время поста духу удобнее возвышаться горе в молитве. Молитва без поста – удел совершенных 145 , всецело покоривших своему духу плоть свою, то есть – распявших «плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). Нам же, грешным, чтобы возносить дух горе, чтобы молиться духом, надлежит усилием воли обуздывать притязания плоти, смирять свою плоть постом и подвигами телесными (коленопреклонениями на молитве, бодрствованиями, посещениями больных, трудами для ближних, паломничеством и т.п.), дабы она не чинила препятствий нашей молитве и благочестивым занятиям. Нет такой крепости, которая не сокрушилась бы от молитвы и поста верующего христианина: «все возможно верующему» ( Мк.9:23 ). В Евангелии мы имеем ряд указаний, в которых прямо раскрывается связь недугов телесных и духовных с действием сатаны (напр., «сию же дочь Авраамову, которую связал сатана» – Лк.13:16 ; «Вошел же сатана в Иуду» – Лк.22:3 ; Ин.13:27 ; «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому» – Деян.5:3 ) (48, 173). Можно допустить, что бесы очеловечиваются человеческими страстями и похотями, которые они сами же разжигают, и таким образом получается известное взаимное развращение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

И пост – это не время «можно – нельзя». Если пост низводится до этого понимания, то нет никакого поста, нет никакого пути, нет никакой встречи с Богом, нет никакой радости от поста, нет никакого переживания того, что ты сейчас в этот момент можешь... Как написано в Евангелии, которое читается перед постом: А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф.6:17–18 ). Прочтите эти несколько строчек, вдумайтесь в них. Если их человек не слышит, то нет никакого смысла вычленять, когда можно масло, когда нельзя... Сколько можно выпить вина или пива в такой-то день? Люди до безумия доходят иногда, всерьез воспринимая слова «с маслом и без масла». А если я в этот день масло поел, что теперь случится? Изысканный пост? Простите меня, но лучше есть сосиски и курицу Великим постом, чем дорогие изысканные морепродукты: устрицы, лобстеры, королевские креветки. Как стало приятно поститься в последнее время! Зашел в дорогой супермаркет, и все, нет проблем! Иоанн Златоуст пишет: «Те деньги, которые ты сэкономил во время поста, отдай бедным – вот это будет пост». А то, что ты перешел с одной еды на другую, – разве это пост? Может быть, конечно, и пост, если ты знаешь, что ты делаешь, если это дает тебе духовную пользу, ты становишься лучше, добрее, умнее. Ты ел котлетки, стал есть картошку, сэкономил деньги – отдал их нищим: тогда это пост! Мне кажется, столько всего сказано на эту тему. Но мало кто хочет об этом думать, потому что всех заботит один и тот же вопрос: «Что, батюшка, можно? Чего, батюшка, нельзя?» Великий пост. Победить страсть пожирания всего и всех 24 Самое очевидное Пост существует не только в культуре христианства, в культуре Православия, но и в культуре очень многих религиозных систем. Общее представление о посте, которое дает Википедия как справку, начинается именно с того, что пост – некое ритуальное воздержание от какого-либо рода пищи, и тут важна цель, ради которой это воздержание происходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Скачать epub pdf Неделя о Страшном суде В преддверии поста – а пост начинается уже, по существу, в понедельник, так как заговенье на мясо есть первая ступень поста, – святой апостол Павел в Послании к Коринфянам, которое мы читали, пишет: «Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Да, действительно, некоторые говорят, что мясо есть – грех. Нет, в мясе никакого греха нет. Наоборот, велено от Церкви отлучать того, который говорит, что мясо есть – грех. Смысл поста не в том, чтобы гнушаться каких-то родов пищи, смысл поста – в воздержании, чтобы утеснить свое чрево, чтобы чувства наши пришли в тишину, чтобы мы освободили свой дух. Но к сожалению, учение апостола Павла о посте слишком высоко, чтобы обывательское сознание его воспринимало. Поэтому он говорит: «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила к соблазнам для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?» Слава Богу, капищ сейчас уже нет, но каким образом это к нам относится? В самом практическом смысле. Иногда постом мы вынуждены идти в гости к человеку, внешнему для Церкви, и так все устраивается, что на столе нет никакой постной пищи. Что делать? Апостол говорит: ешь, ничего страшного нет в том, что ты проглотишь кусок мяса. Не надо только, воспользовавшись этим случаем, подналечь так, чтобы успокоить свое чрево. Ну а если там окажется кто-то, кто, увидев, как ты ешь мясо, может соблазниться? В патерике рассказывается, как путешествующие монахи пришли в один монастырь и им подали на трапезу мясо. Они стали есть, и вдруг один сказал: «Это мясо». Они говорят: «А, это мясо, тогда мы не будем». То есть когда возник повод для соблазна, они сразу отказались есть, потому что соблазнять нельзя. Поэтому если за столом зайдет речь о посте, тогда тут же надо сказать: нет, мясо мы вкушать не будем, потому что пост. А если речи о посте нет и никто не понимает, что сейчас происходит в Церкви, то, вкусив чего-то скоромного, мы этим согрешаем в очень незначительной мере по сравнению с тем, если будем отказываться и тем самым превозноситься над другими. Поэтому иногда лучше вкусить мясо, а на следующий день можно вообще ничего не есть, если уж так тебе охота попоститься. А излишне рассуждать на тему гастрономии христианину не пристало именно потому, что пища не приближает к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Но если пришли, то «кушайте же во славу Божию все предлагаемое вам без сомнения. А вместо этого положите вы хранение устам своим от празднословия, смехословия и осуждения. Это будет выше вашего поста» (прп. Антоний Оптинский ). 10. Неправильный выход из поста (разговение), многоядение Вкусная трапеза и духовная радость – это непременные атрибуты праздника, следующего за многодневным постом. Однако в порыве радости можно очень неумеренно разговеться. Особенно это актуально на Пасхальной неделе и на Святках, когда нет поста в среду и пятницу, и праздничные дни насыщены обильными трапезами. Не буду рассказывать, чем чревато для организма переедание, полагаю, каждый знает это на себе. Если разговляться неосторожно, то духовная радость потихоньку сменяется духовным расслаблением, и вновь начинают разгораться страсти, с которыми шла борьба весь пост. В итоге можно свести на нет духовную работу всего поста, а к новому посту подойти с солидным багажом старых грехов. Чтобы этого не происходило, нужно проявлять умеренность в еде и не давать волю страстям. 11. Оправдание отказа от постов или их нарушения цитатами из Библии Хотя данный вопрос не является ошибкой или проблемой в самом посту, все же хочется рассмотреть его в рамках данной статьи. Для этого стоит привести несколько цитат. « Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни – для Господа различает; и кто не различает дней – для Господа не различает. Кто ест – для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест – для Господа не ест, и благодарит Бога » ( Рим.14:5-6 ). На первый взгляд, цитата предполагает самому размыслить, стоит поститься или нет, поскольку « пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем » ( 1Кор.8:8 ). Однако, обе цитаты вырваны из контекста. В обоих случаях апостол говорит о насущной для первых христиан проблеме – идоложертвенной пище, которая свободно продавалась на базаре и не было возможности понять, была ли она посвящена языческим богам или нет.

http://azbyka.ru/oshibki-postjashhihsja

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010