10-летие Харбинских музыкальных курсов. 5-й справа сидит еп. Димитрий (Вознесенский). Фотография. 17 дек. 1937 г. 10-летие Харбинских музыкальных курсов. 5-й справа сидит еп. Димитрий (Вознесенский). Фотография. 17 дек. 1937 г. Д. выступил одним из инициаторов создания «Братства святой Руси», учрежденного в Белграде в 1933 г. под председательством первоиерарха Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) митр. Антония (Храповицкого) . В сент. 1934 г. Д. подписал постановление архиерейского Собора РПЦЗ в Сремски-Карловци, отвергающее указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя РПЦ митр. Сергия (Страгородского , в 1943-1944 Патриарх Московский и всея Руси) о запрещении в священнослужении архиереев Зарубежной Церкви. Д. резко и непрестанно осуждал церковно-общественную деятельность митр. Сергия и руководителя Западноевропейского экзархата русских православных приходов митр. Евлогия (Георгиевского) , считая ее губительной для Русской Церкви. По мнению Д., основанием возникшего в церковной эмиграции разделения было не столкновение честолюбий митрополитов Евлогия и Антония, а вопрос о том, «быть ли в Зарубежной Русской Церкви строю соборному, иль - единоличному, а с тем вместе - объединенному или разобщенному». В окт.-нояб. 1935 г. Д. исполнял обязанности секретаря на состоявшемся в Сремски-Карловци по инициативе и под председательством Сербского Патриарха Варнавы (Росича) совещании по вопросу об установлении мира и единства в рус. церковной диаспоре, на котором выступил против попыток митр. Евлогия ограничить самостоятельность Германской епархии, управляемой Берлинским еп. Тихоном (Лященко) . Согласно неосуществленному плану реорганизации зарубежного церковного управления, предполагалось одну из 4 создаваемых зарубежных епархий - Китайскую и Дальневосточную - передать под управление Д. Тогда же он был награжден сербским орденом св. Саввы 2-й степени. В февр. 1936 г. Архиерейским Синодом РПЦЗ был направлен в Индию для согласования вопроса о возможном соединении с Русской Церковью христиан восточно-сир. обряда (см. Маланкарская Церковь ) в раджанате Траванкор (ныне на территории шт. Керала). По пути Д. провел около месяца в Русской Духовной миссии в Иерусалиме, возглавлявшейся его близким другом архиеп. Анастасием (Грибановским) , и в разъездах по Св. земле. В Индии Д. посетил мн. населенные пункты Траванкора, где рассказывал об истории и совр. состоянии Русской Церкви. 9 марта 1936 г. в резиденции католикоса в г. Коттаям состоялось собеседование Д. с главными представителями Маланкарской Церкви по вопросу об условиях объединения.

http://pravenc.ru/text/178149.html

В конце концов, с этим согласился и сам митрополит Филарет, который перед Крестом и Евангелием пообещал уйти в отставку. Но, в результате происходит следующее: Вернувшись в Украину, митр Филарет советуется с бывшим тогда президентом Украины Л.Кравчуком, самовластно захватывает архив и церковную казну УПЦ, отрекается от данной им архиерейской клятвы, и полагает начало новому расколу, который и по сей день раздирает Православную Церковь в Украине. УПЦ сразу же дала должную оценку поведению митр Филарета. Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим 27 мая 1992 г. созвал епископов Украинской Православной Церкви в г. Харькове на Архиерейское совещание, на котором было принято решение о немедленном проведении Архиерейского Собора УПЦ. Митрополит Никодим возглавил и провел 27-28 мая Собор епископата УПЦ. Основным его действием было выражение недоверия митрополиту Филарету, смещение его с Киевской кафедры, с должности Предстоятеля УПЦ и зачисление за штат в связи с невыполнением им клятвенного обещания освободить должность Предстоятеля УПЦ, данного на Архиерейском Соборе 31 марта — 5 апр. 1992 г. После этого, на основании Раздела V, п.п. 12,13 Устава состоялось избрание нового предстоятеля УПЦ. Во втором туре митрополит Владимир (Сабодан) получил 16 голосов и был избран митрополитом Киевским и Предстоятелем Украинской Православной Церкви. Митрополит Филарет нарушил архиерейскую присягу и не выполнил ни определений апрельского Архиерейского Собора РПЦ, ни определений Харьковского Архиерейского Собора, ни постановлений Священного Синода. В результате он был извержен из сана и лишен всех степеней священства. В дальнейшем Филарет, лишенный должности и священного сана, с церковной кассой УПЦ перешел к раскольнической УАПЦ. Это событие внесло в жизнь Православной Церкви новую смуту с образованием так называемой УПЦ КП и звания " Патриарха Украины " . Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 23.02.1997 г. постановил: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой, и будет ему анафема перед всем народом».

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Укра...

В настоящее время вопрос о применении принципа соборности встает для Русской Церкви в нескольких областях; речь идет о регулярности созыва и составе Поместных Соборов, о роли священнослужителей и мирян в церковной жизни, об отношениях Русской Православной Церкви с другими Поместными Православными Церквами. Созвать следующий после 1918 года Собор Русской Православной Церкви удалось только по окончании Второй мировой войны. Из девяти Соборов, созванных после 1943 года, только четыре (1945, 1971, 1988, 1990) были Поместными, то есть включали священнослужителей не архиереев и мирян (по одному клирику и мирянину от епархии). Юбилей 2000 года послужил предлогом для созыва Собора в Москве. На этом Соборе был принят новый Устав Русской Православной Церкви. Согласно Уставу 1988 года, Поместные Соборы должны были созываться каждые десять лет. Так как последний Поместный Собор прошел в 1990 году, то поместным должен был быть Собор 2000 года. Он, однако, был архиерейским. В новом Уставе Поместный Собор стоит на первом месте, как и в 1917 году, и рассматривается непосредственно после общих положений: «В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору». В Уставе не указывается ни периодичность его созыва, ни его состав, ни роль мирян. Однако процедура принятия решений, предусматривающая «право вето» архиерейского совещания, очень похожа на ту, которая существовала в 1917 году: если с решением пленарного заседания не согласно большинство архиереев, оно должно быть пересмотрено. Если новое предложение будет также отклонено, то постановление теряет всякую юридическую силу. Подобное нововведение свидетельствует о стремлении вернуться к организации Поместных Соборов, которая более соответствует духу Собора 1917–1918 годов. Поместный Собор в таком понимании рассматривается не просто как выборный или утверждающий решения архиерейских Соборов орган, но также как законодательное учреждение, согласное с русской традицией соборности. Соборность нельзя смешивать с демократией, несмотря на то, что демократические веяния чувствовались на Соборе 1917–1918 годов ввиду внешнего политического и социального контекста. Соборность заключается в гармоничном сочетании различных даров Духа, в котором последнее слово принадлежит иерархии, действующей не изолированно, а сообща со всеми остальными частями Тела Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На самом деле, в первой половине XVII века разрешение на ношение митры от османских властей имели все восточные патриархи (см.: Ченцова, 38 (прим. 11) ). Но при их сослужении митру надевал только Константинопольский патриарх. См.: Голубинский, 269 . Дмитриевский не согласен с Голубинским, считая, что митры носили многие греческие архиереи еще до XVII века ( Дмитриевский, прим. 1 ). В конце марта 1988 года в ходе Предсоборного Архиерейского Совещания высказывалось пожелание привести традицию ношения митр в Русской Православной Церкви в соответствие со всеправославной практикой. 27 декабря 1988 года Его Святейшество обратился к Священному Синоду с письмом, в котором предлагал установить единый для всех архиереев (а не только Патриарха и митрополитов) образец митры, увенчанной крестом. При этом предлагалось сохранить традицию ношения митры без креста для архимандритов и протоиереев, удостоенных этой награды. Священный Синод принял положительное постановление по этому вопросу в заседании 27—28 декабря 1988 г. (См.: Журнал Московской Патриархии , 1989, С.  7). Нет его и у современных старообрядческих белокриницких архиереев. Новозыбковские архиереи малый омофор имеют, но традиция его ношения явно позднего происхождения и позаимствована у господствующей церкви. Как бы двойная епитрахиль (спереди и сзади архиерея). Еще архиереев от священников отличали палица, поручи (обе принадлежности не носились священниками) и жезл. Так сейчас и у старообрядческих архиереев. Новозыбковские архиереи во внебогослужебное время носят на груди, как и при богослужении, крест и панагию (в отличие от белокриницких). Эта традиция, по-видимому, позднего происхождения. Если она не основана просто на незнании, то происхождение ее неизвестно (благодарю за консультацию Н. Г. Денисова). Мы не упомянули здесь великий параман, который надевается Патриархом на подрясник перед богослужением. В остальных случаях параман в современной практике русской церкви носится монахом всегда под подрясником. Афонские монахи, кстати, носят его на подряснике, снаружи. Таков, по-видимому, был древний обычай ношения парамана, который сохранился парадоксальным образом в современном русском патриаршем богослужении.

http://bogoslov.ru/article/376191

О колебаниях Владыки Хризостома свидетельствует письмо Первоиерарха Русской Православной Церкви за границей митрополита Антония (Храповицкого) о. Иоанну Пупкову на Валаам, написанное в конце 1924 г. или начале 1925 г.: «Господь сподобил меня летом побывать в Иерусалиме в прочих местах св. земли, также был у Патриархов Восточных Православных. Все трое говорили против введения нового стиля, хотя большевики и некоторые финские попы лгут, будто все Восточные Патриархи за новый стиль. Недавно пришлось побороть последнего – Афинский и всея Греции Митрополит Хризостом, уступая настойчивым требованиям народа, объявил, что можно праздновать и по-старому». Однако это, вероятно, было частное заявление архиепископа, которое не имело серьезных последствий (первое официальное заявление министра внутренних дел Греции о временном разрешении сторонникам старого стиля открыто совершать свои богослужения последовало 23 декабря 1926 г.) 345 . В сентябре 1925 г. премьер-министр Теодорос Пангалос издал новый закон, в котором повторялись основные положения конституционного закона о Церкви 1852 г. и аннулировались решения Собора Элладской Церкви 1923 г. Вновь был учрежден Постоянный Синод (из семи членов-архиереев), как высшая административная и церковная власть, вместо Архиерейского Собора. В Синод Т. Пангалос назначил государственного комиссара, который, хотя и не имел права голоса, все же утверждал синодальные постановления, за исключением решений, касающихся вопросов веры и богослужения. Вскоре Постоянный Синод был увеличен до 13 членов (включая председателя). Греческие архиереи на тайном совещании в Афинах решили не принимать нового закона. Тем не менее, до 1931 г. им пришлось жить с этим законом. В октябре того же года архиепископ Хризостом официальным письмом признал автокефалию Польской Православной Церкви, не признаваемую Московским Патриархатом. 21 ноября 1926 г. греческое правительство выпустило закон об эллинизации всех топографических наименований – городов, деревень, рек и гор. В это время проживающие на территории Греции македонцы были принуждены поменять свои имена и фамилии на греческие, каждая фамилия должна была оканчиваться на «ус», «ис» или «полос». Все славянские книги были изъяты и уничтожены, в македонских церквах, кладбищах и памятниках уничтожались церковнославянские надписи, даже иконы подлежали либо уничтожению, либо на них заменялись славянские буквы греческими. Церковно-славянский и македонский язык были запрещены не только в храмах, но и в домашнем употреблении 346 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VI.6. Npuзhamь весьма желательными государственную поддержку православных учебных заведений, а также разработку и принятие государственно-церковных программ развития православного образования с целью удовлетворения образовательного запроса граждан на изучение их детьми православной культуры в государственной и муниципальной системе общего образования.   VII. Внешнецерковная деятельность VII.1. Благодарить Святейшего Патриарха и Священный Синод за усилия, направленные на укрепление общеправославного единства. Одобрить труды, осуществляемые в этой области Отделом внешних церковных связей. VII.2. С удовлетворением отметить позицию нашей Церкви в процессе подготовки к Всеправославному Собору и итоги Патриаршего визита в пределы Константинопольской Церкви, а также успешное развитие двусторонних отношений Московского Патриархата с Поместными Православными Церквами. VII.3. Признать целесообразной деятельность Отдела внешних церковных связей в сфере межхристианских отношений, призванную и далее служить делу свидетельства о неповрежденной апостольской вере и совместной защиты традиционных христианских ценностей в жизни современного общества. VII.4. Отметить значение взаимоуважительного диалога Русской Православной Церкви с властями и общественностью зарубежных стран. VII.5. Положительно оценить сложившийся опыт взаимодействия Церкви с международными организациями в обсуждении актуальных вопросов современности и поддержать инициативу создания консультативной группы религиозных лидеров высокого уровня при генеральном директоре ЮНЕСКО, как действенный механизм донесения голоса людей веры до мирового сообщества. VII.6. Признать полезным развитие межрелигиозного диалога как на канонической территории Русской Православной Церкви, так и за ее пределами с целью поддержания общественной стабильности, предотвращения конфликтов на религиозной почве, совместного противостояния вызовам агрессивного секуляризма, достижения добрососедства и мирного сосуществования между народами различных религиозных традиций и культур.

http://patriarchia.ru/db/text/1061582.ht...

«Ввиду того, что в Сербии пребывает значительное число Преосвященных Епископов Русской Православной Церкви, Я, как верный Ее Сын, обращаюсь к Вам и к ним, прося возносить к Престолу Царя Царствующих моления, да дарует Он Мне, своему смиренному рабу, мудрость и крепость духа для выполнения долга, возложенного на Меня Промыслом Божьим» . Письмо Государя Кирилла Владимировича архиепископу Полтавскому и Переяславскому Феофану (Быстрову), 28 сентября 1924 г. Митрополит Евлогий и архиепископ Феофан, не считая для себя возможным, в силу церковной дисциплины, лично ответить Кириллу Владимировичу, передали его обращение на рассмотрение Архиерейского Собора, открывшегося 3/16 октября 1924 года в Сремских Карловцах. Также в адрес Собора поступили «просьбы различных лиц и организаций о разрешении русскому духовенству за границей поминать в храмах за богослужением имена Великого Князя Кирилла Владимировича, как Государя Императора, Супруги Его Великой Княгини Виктории Феодоровны, как Императрицы, и сына их Владимира Кирилловича. Как Наследника Цесаревича и Великого Князя» . Архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан (Быстров), 1920-е гг. «Архиерейский Собор 1924 года недвусмысленно заявил, что отказывается признать великого князя Кирилла Владимировича императором», - восклицает в своей статье А.А. Кострюков и цитирует документ, который автоматически воспринимается читателем в качестве соборного постановления. Однако пафосное утверждение опровергается митрополитом Антонием, который в том же 1924-м году заявил в прессе, что: «Архиерейский Собор не признал возможным входить в обсуждение вопроса о Манифесте Великого князя Кирилла Владимировича, усмотрев в этом вопросе превышающий его (Собора) компетенцию характер, и потому снял его с повестки Собора и передал на рассмотрение Епископского Совещания в частном порядке» . Действительно, хранящийся в Государственном архиве Российской Федерации и цитируемый в статье Андрея Александровича документ озаглавлен следующим образом: «Протокол I Епископского Совещания» .

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/26/...

Постановления Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2015 года) 4 февраля, 2015. Новостная служба Постановления Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви. 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви. 1. Участники Архиерейского Совещания, вознося благодарственную хвалу Пресвятой Троице за милости, явленные Церкви нашей, свидетельствуют о развитии ее жизни и служения во всех странах канонического присутствия Московского Патриархата и в диаспоре. Заслушав доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о деятельности Русской Православной Церкви, который лег в основу работы Совещания, его участники выражают благодарность Святейшему Патриарху Кириллу и Священному Синоду за труды, понесенные ими со времени Освященного Архиерейского Собора 2013 года, и поддержку всех их начинаний. 2. Архиереи, собравшиеся на Совещание, молят Бога ниспослать справедливый мир на землю Украины, остановить на ней трагическое кровопролитие, оградить ее от дальнейших скорбей, а ненавидящих друг друга — привести к покаянию и взаимному прощению. Участники Совещания единодушно выражают поддержку Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию и епископату Украинской Православной Церкви в их трудах по сохранению церковного единства и преодолению расколов. Важным для прекращения нынешнего конфликта видится переход к широкомасштабному диалогу, который позволил бы людям разных политических взглядов и убеждений, культурных и языковых предпочтений вместе определять будущее страны. При этом важно, чтобы никакая из общественных сил не была исключена из процесса принятия решений. Чада Русской Православной Церкви призываются к молитве о мире и к оказанию посильной помощи невинно пострадавшим в результате вооруженного конфликта. Участники Совещания призывают всех, от кого это зависит, немедленно приложить усилия для прекращения кровопролития, уносящего человеческие жизни.

http://pravmir.ru/postanovleniya-arhiere...

Постановления Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2015 года) РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_105991.html 04 февраля 2015 Постановления Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2015 года) Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/3981135.html Официальный сайт Московского Патриархата 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви. 1. Участники Архиерейского Совещания, вознося благодарственную хвалу Пресвятой Троице за милости, явленные Церкви нашей, свидетельствуют о развитии ее жизни и служения во всех странах канонического присутствия Московского Патриархата и в диаспоре. Заслушав доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о деятельности Русской Православной Церкви, который лег в основу работы Совещания, его участники выражают благодарность Святейшему Патриарху Кириллу и Священному Синоду за труды, понесенные ими со времени Освященного Архиерейского Собора 2013 года, и поддержку всех их начинаний. 2. Архиереи, собравшиеся на Совещание, молят Бога ниспослать справедливый мир на землю Украины, остановить на ней трагическое кровопролитие, оградить ее от дальнейших скорбей, а ненавидящих друг друга – привести к покаянию и взаимному прощению. Участники Совещания единодушно выражают поддержку Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию и епископату Украинской Православной Церкви в их трудах по сохранению церковного единства и преодолению расколов. Важным для прекращения нынешнего конфликта видится переход к широкомасштабному диалогу, который позволил бы людям разных политических взглядов и убеждений, культурных и языковых предпочтений вместе определять будущее страны. При этом важно, чтобы никакая из общественных сил не была исключена из процесса принятия решений. Чада Русской Православной Церкви призываются к молитве о мире и к оказанию посильной помощи невинно пострадавшим в результате вооруженного конфликта. Участники Совещания призывают всех, от кого это зависит, немедленно приложить усилия для прекращения кровопролития, уносящего человеческие жизни.

http://religare.ru/2_105991_1_21.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Завершилось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви Служба коммуникации ОВЦС, 19.07.2023. 19 июля 2023 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви.  Архиерейское Совещание было созвано в соответствии с решением, принятым Священным Синодом Русской Православной Церкви 29 декабря ( журнал 121 ): «Для братского обсуждения текущих вопросов церковной жизни созвать на 19 июля 2023 года Архиерейское Совещание в составе всех епархиальных и викарных архиереев епархий на территории России – в обязательном порядке, а также архиереев епархий в других странах – в зависимости от возможности прибыть в Москву».  С  основным докладом  выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. После доклада Его Святейшества состоялась дискуссия.  С  докладом  о подготовке Синодальной библейско-богословской комиссией документа «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей» выступил ее председатель митрополит Венгерский и Будапештский Иларион.  Об изменениях в светском законодательстве рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега).  Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий выступил с сообщением по поводу итогового документа Совещания.  После обсуждения было принято  Постановление  Архиерейского Совещания. Как отмечается в Постановлении, «Архиерейское Совещание с сожалением констатирует, что одним из инструментов враждебных Православию политических сил стали руководители Константинопольского Патриархата, ослепленные жаждой удовлетворения частных интересов и амбиций. Рассмотрев представленное Синодальной библейско-богословской комиссией заключение  «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей» , участники Архиерейского Совещания выражают согласие с выводами этого документа и передают его на утверждение Священного Синода».

http://mospat.ru/ru/news/90545/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010