(принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2011 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 47) 47. Архиерейский Собор поддерживает и одобряет усилия Святейшего Патриарха и Священного Синода, направленные на укрепление единства Святой, Соборной и Апостольской Церкви посредством усовершенствования общеправославного сотрудничества, в том числе в рамках процесса подготовки Всеправославного Собора. Развитие братских и равноправных отношений с Православными Поместными Церквами является важнейшим направлением внешних церковных связей. О сотрудничестве Поместных Православных Церквей при подготовке Всеправославного Собора (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 27 декабря 2011 г., журнал 141) (...) Постановили: 2.      Подчеркнуть важность братского общения Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, встречи которых направлены на укрепление единства Православия. 3.      Отметить необходимость тесного сотрудничества Поместных Православных Церквей в процессе подготовки Всеправославного Собора на основе единодушного принятия решений. О подготовке Всеправославного Собора (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2013 г., «Постановления», пп. 60–61) 60. Большое значение имело совещание Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, состоявшееся 21 ноября 2011 года в Патриаршей резиденции в Московском Кремле при участии Предстоятелей Русской, Грузинской, Польской Православных Церквей, Православной Церкви Чешских земель и Словакии, а также официальных представителей Антиохийской, Румынской и Болгарской Православных Церквей. Освященный Собор поддерживает и одобряет выраженное на данном совещании общее убеждение в том, что все решения, как в ходе подготовки Всеправославного Собора, так и на самом Соборе, необходимо принимать исключительно на основе единогласного волеизъявления всех Поместных Церквей, а не большинством голосов. 61. При подготовке Всеправославного Собора нельзя не принимать во внимание критические настроения духовенства и верующего народа, их отношение к перспективам созыва Собора. Освященный Архиерейский Собор подчеркивает, что регламент и повестка дня Всеправославного Собора, принципы его формирования, протокол его богослужений и заседаний, проекты основных соборных документов должны быть предварительно согласованы всеми Поместными Православными Церквами. Иерархи Русской Церкви считают, что подготовка Всеправославного Собора должна предусматривать широкое обсуждение готовящихся постановлений и отличаться особой заботой о сохранении чистоты православного вероучения. Члены Архиерейского Собора считают необходимым, чтобы президиум Всеправославного Собора составляли Предстоятели всех Поместных Православных Церквей и чтобы на Соборе епископат Поместных Церквей был представлен максимально полно. II. 12.3. Двусторонние межцерковные отношения

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Как вам известно, на Архиерейском совещании в феврале месяце были подведены промежуточные итоги осуществления решений и пожеланий Архиерейских Соборов 2011 и 2013 годов, касающиеся, в частности, обучения навыкам социального, миссионерского, молодежного и катехизического служения помощников благочинных. Совещание рекомендовало синодальным учреждениям и епархиальным управлениям приложить усилия к активному исполнению поручений в вопросах образования мирян для дальнейшей работы в качестве помощников благочинных. В Санкт-Петербургской митрополии данное постановление планируется реализовать на базе духовной академии, которой недавно межведомственная комиссия при Учебном комитете выдала представления Русской Православной Церкви на право реализации программ подготовки в упомянутых выше четырех направлениях деятельности. Об этом мы сегодня еще подробно поговорим. Уверен, что сделан важный шаг в вопросе исполнения решений Архиерейских Соборов. Участники Архиерейского совещания также обратили внимание на привлечение мирян к активному участию в епархиальной и приходской жизни в качестве волонтеров как в социальной, так и в других сферах. Поэтому отделам епархии нужно подумать об исполнении этого важного пожелания. Там же были одобрены два документа с последующим утверждением Архиерейским Собором: " Об участии верных в Евхаристии " и " Временное положение о распределении выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви " . Первый документ излагает сложившуюся в нашей Церкви, но ранее нигде в полном объеме не зафиксированную практику подготовки и причащения Святых Христовых Таин. Совещание рекомендовало провести семинар по теме принятого документа.  Также затрагивались вопросы взаимодействия епархий и их канонических подразделений с ХПП " Софрино " . Завершая свое вступление, хочу сказать, что каждый из нас должен отчитываются в своей жизни и деятельности перед разными инстанциями, и в первую очередь - перед Господом нашим Иисусом Христом, Который знает все наши сердечные желания и намерения, а также перед своей совестью - индикатором нашего внутреннего состояния. Поэтому мы должны всеми силами трудиться на своем месте, взращивать тот участок, который поручила нам Святая Матерь Церковь, руководствуясь в своей деятельности пастырским отношениям и любовью. Иначе одно администраторство не принесет пользы ни самим себе, ни тем, кто ожидает ее от нашего служения. Главный отчет всех нас ждет еще впереди. 

http://mitropolia.spb.ru/docs/vstupiteln...

Однако неправы те, кто пытаются непременно противопоставить Церковь, общество и государство, трактуя принцип светскости как обоснование якобы непримиримого конфликта или радикального разделения. Разумеется, управленческие структуры Церкви и государства не следует объединять; общественные ассоциации также призваны сохранять некую автономию и от государства, и от церковных институтов. Но люди в Церкви, государстве и обществе в значительной мере одни и те же». Такое единство людей, которые, будучи православными христианами, могут быть и государственными служащими, и членами разных общественных объединений, сегодня все в большей степени ощущается нашим народом. И в этом единстве православные миряне, общаясь в молитве и в действии с иерархами, духовенством, монашествующими, совершают одно общее дело, которое нельзя разделить на собственно церковное и, так сказать, «церковно-светское». Архиерейское Совещание выработало целый ряд документов. Предложен к принятию Священным Синодом документ «Об участии верных в Евхаристии», одобрено и также предложено Священному Синоду Положение о распределении выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви». О документе, касающемся Евхаристии, мы поговорим отдельно. В постановлениях , которые каждому христианину стоит внимательно прочесть, говорится многое о вещах, волнующих как епископат, так и клир, и паству нашей Церкви. Процитируем текст об Украине: «Архиереи, собравшиеся на Совещание, молят Бога ниспослать справедливый мир на землю Украины, остановить на ней трагическое кровопролитие, оградить ее от дальнейших скорбей, а ненавидящих друг друга — привести к покаянию и взаимному прощению. Участники Совещания выражают поддержку Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию и епископату Украинской Православной Церкви в их трудах по сохранению церковного единства и преодолению раскола. Важным для прекращения нынешнего конфликта видится переход к широкомасштабному диалогу, который позволил бы людям разных политических взглядов и убеждений, культурных и языковых предпочтений вместе определять будущее страны. При этом важно, чтобы никакая из общественных сил не была исключена из процесса принятия решений.

http://patriarchia.ru/db/text/3964180.ht...

11. Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов простым большинством голосов. 12. Президиум, Секретарь и председатели рабочих органов составляют Соборный Совет. Соборный Совет является руководящим органом Собора. В его компетенцию входит: а) рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений о порядке их изучения Собором; б) координация всей деятельности Собора; в) рассмотрение процедурных и протокольных вопросов; г) административно-техническое обеспечение нормальной деятельности Собора. 13. Все архиереи – члены Собора составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается Председателем Собора по его инициативе, по решению Совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства. Если какое-либо решение Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения. 14. Открытие Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения. 15. Заседания Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из членов Президиума Собора. 16. В открытых заседаниях Собора помимо его членов могут принимать участие приглашенные богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия определяется регламентом, но в любом случаев они не имеют права участвовать в голосовании. Предложение о проведении закрытого заседания вправе вносить члены Собора. Примечание: избрание Патриарха Московского и всея Руси проводится в закрытом заседании. 17. Решения на Соборе принимаются большинством голосов, за исключением особых случаев, оговоренных принятым Собором регламентом. Когда имеет место равенство голосов при открытом голосовании, то перевес дает голос Председателя. При равенстве голосов в случае тайного голосования проводится повторное голосование.

http://e-vestnik.ru/docs/ustav_russkoy_p...

11. Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов простым большинством голосов. 12. Президиум, Секретарь и председатели рабочих органов составляют Соборный Совет. Соборный Совет является руководящим органом Собора. В его компетенцию входит: а) рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений о порядке их изучения Собором; б) координация всей деятельности Собора; в) рассмотрение процедурных и протокольных вопросов; г) административно-техническое обеспечение нормальной деятельности Собора. 13. Все архиереи – члены Собора составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается Председателем Собора по его инициативе, по решению Совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства. Если какое-либо решение Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения. 14. Открытие Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения. 15. Заседания Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из членов Президиума Собора. 16. В открытых заседаниях Собора помимо его членов могут принимать участие приглашенные богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия определяется регламентом, но в любом случаев они не имеют права участвовать в голосовании. Предложение о проведении закрытого заседания вправе вносить члены Собора. Примечание: избрание Патриарха Московского и всея Руси проводится в закрытом заседании. 17. Решения на Соборе принимаются большинством голосов, за исключением особых случаев, оговоренных принятым Собором регламентом. Когда имеет место равенство голосов при открытом голосовании, то перевес дает голос Председателя. При равенстве голосов в случае тайного голосования проводится повторное голосование.

http://sedmitza.ru/lib/text/429415/

На следующий день после совещания, 23 февр., решением Синода Украинской Церкви они были смещены со своих кафедр, что вызвало возмущение среди церковного народа, и паства не отпустила архиереев из своих епархий. Епископы Онуфрий и Сергий направили послания Святейшему Патриарху Алексию, в к-рых заявляли об отказе от своих подписей под определением Собора УПЦ, состоявшегося 1-3 нояб. 1991 г., и от своих подписей под обращением епископата Украинской Церкви о даровании автокефалии. За отказ братии Киево-Печерской лавры поставить подписи под обращением в поддержку автокефалии с должности наместника был смещен архим. Елевферий (Диденко). Появилась угроза нового раскола внутри УПЦ. 29 янв. 1992 г. обращение епископата УПЦ было доставлено в Москву архиереями, в то время выступавшими приверженцами автокефалии,- архиеп. Одесским Лазарем (Швецом) , еп. Волынским Варфоломеем (Ващуком) и еп. Львовским Андреем (Гораком) , к-рый позже ушел в раскол. Для водворения мира церковного Патриарх Алексий отправил 4 февр. телеграмму митр. Филарету с просьбой «воздержаться от любых канонических прещений» до предстоящего 18-19 февр. заседания Свящ. Синода Русской Церкви. На это митр. Филарет дерзко ответил Патриарху в телеграмме от 17 февр.: «Прошу Ваше Святейшество и Священный Синод Русской Православной Церкви не принимать никаких постановлений, касающихся внутренней жизни Украинской Православной Церкви». 17 февр. 1992 г. от митр. Филарета в адрес Святейшего Патриарха поступила еще одна телеграмма, в к-рой он заявил о том, что не приедет на заседание Синода по причине болезни. Перед заседанием Синода Святейший Патриарх Алексий получил также открытое письмо Совета по делам религий при Кабинете министров Украины, в к-ром Совет настаивал на предоставлении УПЦ автокефалии. Свящ. Синод РПЦ, заседавший 18-19 февр. 1992 г., выступил с «Посланием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету и епископату Украинской Православной Церкви», в к-ром говорилось, что Синод передает поднятый Собором УПЦ вопрос Архиерейскому Собору, к-рый должен был пройти в период с 31 марта по 4 апр.

http://pravenc.ru/text/76514.html

В отличие от позднейшей официальной позиции Синода РПЦЗ, считавшего «Завещание» патриарха Тихона 1925 года подложным, Анастасий в те годы признавал подлинность этого документа, в чем, считал он, убеждает «внутренняя его логика… отвечающая направлению мысли и действий патриарха в последние годы: никаких уступок в области веры и канонов, но подчинение не за страх, а за совесть советской власти как попущенной волей Божией… Отсюда начинается для нас новая духовная трагедия... Патриарх ушел от нас, осудив наши взгляды и нашу церковную работу» (письмо князю Г.Н.Трубецкому). О Патриаршем Местоблюстителе священномученике Петре (Полянском) Анастасий писал 24 мая 19 25 года, что он «не имеет и малой доли того авторитета, каким обладал почивший Святейший… Он слишком спешит протянуть руку общения  и дружбы советской власти» (там же). 10 сентября 19 34 года Архиерейский Собор в Сремски-Карловци особым постановлением отверг указ митрополита Сергия (Страгородского) от 22 июня 19 34 года о запрещении в священнослужении карловацких епископов, включая Анастасия и находившихся в общении с ними клириков. Под соборным постановлением стоит подпись владыки Анастасия. 31 октября–18 ноября 1935 года Анастасий принимал участие в совещании под председательством сербского патриарха Варнавы (Росича) по объединению РПЦЗ. В том же году владыка Анастасий был возведен патриархом Варнавой в сан митрополита. 10 августа 19 36 года, после кончины митрополита Антония (Храповицкого), Анастасий, как старейший по хиротонии архиерей и первый заместитель почившего, был избран первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, председателем Архиерейского Собора и Синода. После того как 11 сентября 19 43 г. митрополит Сергий (Страгородский) был избран Патриархом Московским и всея Руси, в Вене 21 октября 19 43 г. состоялось совещание 8 епископов во главе с Анастасием, которое объявило незаконным и недействительным избрание первосвятителя. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, обратившийся к клиру Русской Православной Церкви Заграницей с призывом вернуться в лоно Матери-Церкви, также не был признан Синодом РПЦЗ. На этом совещании была принята резолюция, в которой, в частности, говорилось об «установлении молений о помощи Божией для освобождения России от большевистско-коммунистического ига».

http://pravoslavie.ru/6086.html

16. Члены Собора ознакомились с ходом составления Катехизиса Русской Православной Церкви и одобряют работу, проведенную Синодальной библейско-богословской комиссией. Текст Катехизиса следует направить на отзыв постоянным членам Священного Синода, предстоятелям Самоуправляемых Церквей, первоиерарху Русской Зарубежной Церкви, руководителям синодальных учреждений, ведущим духовным школам, а также тем епархиальным архиереям, которые выразят пожелание принять участие в рецензировании текста. Сроком подачи отзывов определить 1 сентября 2016 года. Собор поручает Священному Синоду принять решение о дальнейшей судьбе текста после рассмотрения в Синодальной библейско-богословской комиссии поступивших отзывов. 17. Члены Собора считают полезным продолжение работы по подготовке методических материалов и образцов бесед для катехизации лиц, готовящихся к Крещению, и восприемников крещаемых детей, а также для готовящихся к вступлению в брак. 18. Собор утверждает одобренный Архиерейским Совещанием 2 февраля 2015 года и принятый Священным Синодом 5 мая 2015 года (журнал документ «Об участии верных в Евхаристии», а также иные принятые Священным Синодом в межсоборный период документы. Утверждаются решения Священного Синода об образовании митрополий: Алтайской, Астраханской, Брянской, Бурятской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Забайкальской, Калужской, Карельской, Кубанской, Курганской, Липецкой, Минской, Мурманской, Орловской, Пермской, Псковской, Санкт-Петербургской, Смоленской, Тобольской, Томской, Удмуртской, Ханты-Мансийской. Утверждаются решения Священного Синода и Синода Украинской Православной Церкви об образовании епархий: Александровской, Армавирской, Ахтубинской, Бийской, Борисовской, Бориспольской, Борисоглебской, Великолукской, Великоустюжской, Вяземской, Выборгской, Гатчинской, Глазовской, Горноалтайской, Даугавпилсской, Ейской, Елецкой, Ишимской, Клинцовской, Козельской, Колпашевской, Костомукшской, Кудымкарской, Ливенской, Лидской, Молодечненской, Муромской, Нерчинской, Новороссийской, Норильской, Переславской, Песоченской, Роменской, Россошанской, Рубцовской, Сарапульской, Северобайкальской, Североморской, Славгородской, Слуцкой, Соликамской, Тихвинской, Тихорецкой, Череповецкой, Шадринской, Югорской.

http://patriarchia.ru/db/text/4367700.ht...

16. Члены Собора ознакомились с ходом составления Катехизиса Русской Православной Церкви и одобряют работу, проведенную Синодальной библейско-богословской комиссией. Текст Катехизиса следует направить на отзыв постоянным членам Священного Синода, предстоятелям Самоуправляемых Церквей, первоиерарху Русской Зарубежной Церкви, руководителям синодальных учреждений, ведущим духовным школам, а также тем епархиальным архиереям, которые выразят пожелание принять участие в рецензировании текста. Сроком подачи отзывов определить 1 сентября 2016 года. Собор поручает Священному Синоду принять решение о дальнейшей судьбе текста после рассмотрения в Синодальной библейско-богословской комиссии поступивших отзывов. 17. Члены Собора считают полезным продолжение работы по подготовке методических материалов и образцов бесед для катехизации лиц, готовящихся к Крещению, и восприемников крещаемых детей, а также для готовящихся к вступлению в брак. 18. Собор утверждает одобренный Архиерейским Совещанием 2 февраля 2015 года и принятый Священным Синодом 5 мая 2015 года (журнал документ «Об участии верных в Евхаристии», а также иные принятые Священным Синодом в межсоборный период документы. Утверждаются решения Священного Синода об образовании митрополий: Алтайской, Астраханской, Брянской, Бурятской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Забайкальской, Калужской, Карельской, Кубанской, Курганской, Липецкой, Минской, Мурманской, Орловской, Пермской, Псковской, Санкт-Петербургской, Смоленской, Тобольской, Томской, Удмуртской, Ханты-Мансийской. Утверждаются решения Священного Синода и Синода Украинской Православной Церкви об образовании епархий: Александровской, Армавирской, Ахтубинской, Бийской, Борисовской, Бориспольской, Борисоглебской, Великолукской, Великоустюжской, Вяземской, Выборгской, Гатчинской, Глазовской, Горноалтайской, Даугавпилсской, Ейской, Елецкой, Ишимской, Клинцовской, Козельской, Колпашевской, Костомукшской, Кудымкарской, Ливенской, Лидской, Молодечненской, Муромской, Нерчинской, Новороссийской, Норильской, Переславской, Песоченской, Роменской, Россошанской, Рубцовской, Сарапульской, Северобайкальской, Североморской, Славгородской, Слуцкой, Соликамской, Тихвинской, Тихорецкой, Череповецкой, Шадринской, Югорской.

http://pravoslavie.ru/90333.html

землю, совершил Божественную литургию у Гроба Господня и в Гефсимании и великое водоосвящение на р. Иордан (ВРЗЕПЭ. 1966. 56. С. 238-252). В. принял участие в Архиерейском предсоборном совещании Русской Православной Церкви 28 мая 1971 г ., проходившем в Москве, на к-ром высказался за тайное голосование при избрании Патриарха, а также выступил против одобрения постановления о приходах, принятого Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 18 июля 1961 г ., передающего хозяйственно-финансовые обязанности от духовенства к мирянам, напомнив, что постановление нарушает каноны, согласно к-рым «епископ да имеет попечение о всех церковных вещах» (Ап. 38) (Из восп. о Соборе 1971 г. С. 212). На Поместном Соборе РПЦ 1971 г ., проходившем в Троице-Сергиевой лавре 30 мая - 2 июня, на к-ром был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) , В. подал письменное заявление, подтверждающее его отношение к постановлению о приходах 1961 г., а также выступил против политической окраски «Обращения Поместного Собора Русской Православной Церкви к христианам всего мира»; 3 июня присутствовал на интронизации Патриарха в Богоявления соборе в Елохове . В. неоднократно приезжал в Россию, совершал богослужения, посещал храмы и мон-ри, с большим интересом следил за развитием церковной жизни в России. В окт. 1984 г. он присутствовал на торжествах, посвященных 175-летию со дня основания ЛДА; 7 сент. 1985 г. приехал на торжества по случаю тезоименитства (9 сент.) Патриарха Пимена. 15 сент., в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, В. совместно с митр. Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) совершил свою последнюю Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе в Ленинграде, где 85 лет назад был крещен. После литургии он почувствовал себя плохо, был доставлен в больницу с инсультом и параличом левой части тела. Спустя 7 дней В. мирно почил о Господе. Погребен на Серафимовском кладбище в С.-Петербурге, согласно его желанию быть похороненным в родной земле. Сочинения В период пребывания на Св.

http://pravenc.ru/text/150717.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010