К предстоящему Собору Епископов Русской Православной Церкви Заграницей. В воскресение 821 октября нынешнего 1962 года, если Богу будет угодно и если мы доживем до этого дня, в Нью-Йорке должен открыться очередной Собор Епископов Русской Православной Церкви заграницей. Какое значение имеют Соборы Епископов? Собору Епископов каждой данной области или Поместной Церкви принадлежит, по канонам, или церковным правилам, имеющим общеобязательное значение и силу для всех членов Церкви, высшая власть в данной области или данной Поместной Церкви. А высшая власть во  всей  Вселенской Церкви принадлежит Вселенскому Собору, то есть Собору Епископов  всей вселенной. В каждой отдельной Епархии местный Епархиальный Епископ обладает  всей полнотой  канонической власти, то есть власти, предусматриваемой канонами. Но вопросы, превышающие местное значение и имеющие значение  обще-церковное,  а также вопросы не предусматриваемые ясно канонами и вызывающие споры и прекословия, ни один Епископ, даже стоящий во главе целой области или Поместной Церкви, не в праве решать  самолично,  без совещания и обсуждения с другими Епископами данной области или Поместной Церкви. Для решения таких вопросов, имеющих важное обще-церковное значение, и созываются Соборы Епископов. Согласно канонам, такие Соборы Епископов: 1) благоучреждают дела своей области или поместной Церкви, 2) разсуждают о догматах благочестия, 3) разрешают церковные прекословия и сомнительные случаи, 4) разбирают жалобы на Епископов, 5) решают споры Епископов о приходах, 6) исправляют определения меньших соборов, 7) избирают и поставляют новых Епископов и 8) судят Епископов. В первые века христианства, Соборы Епископов, как этого требует 37-е правило Св. Апостолов, 5-е правило Первого Вселенского Собора и 19-е правило Четвертого Вселенского Собора, созывались дважды в год,  весной и осенью. Но впоследствии, по причинам разных неудобств, было постановлено созывать такие Соборы Епископов  однажды в год,  о чем говорят 8-е правило Шестого Вселенского Собора и 6-е правило Седьмого Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКОЕ ПРЕДСОБОРНОЕ СОВЕЩАНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 28 МАЯ 1971 Г. Состоялось в Успенском храме Новодевичьего московского мон-ря под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Крутицкого и Коломенского Пимена (Извекова) . После кончины 17 апр. 1970 г. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церкви» началась подготовка к созыву Поместного Собора для избрания нового Патриарха (см. Поместный Собор РПЦ 1971 г. ). 15 мая 1970 г. Свящ. Синод РПЦ установил годовой траур по почившему Патриарху, 25 июня на расширенном заседании Синода было принято решение о созыве Поместного Собора для избрания нового Патриарха по истечении срока траура - с 30 мая по 2 июня 1971 г. Решение Синода противоречило 14-й статье 1-го разд. Положения, согласно к-рому выборы нового Патриарха должны были состояться не позднее 6 месяцев после кончины Предстоятеля. Отсрочка выборов была связана с тем, что Поместному Собору предстояло помимо избрания нового Главы Церкви утвердить постановление Архиерейского Собора РПЦ 1961 г. о внесении изменений в 4-й разд. «Положения об управлении Русской Православной Церкви» - о приходском управлении, принятое под жестким давлением властей. КГБ опасался возможных выступлений архиереев на Поместном Соборе против постановления 1961 г. и потому вынудил Синод отсрочить созыв Собора, чтобы гос. органы имели время для проведения предварительной работы по организации соборных решений. В том, чтобы архиереи единодушно выступили по всем вопросам на Поместном Соборе, был также весьма заинтересован Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Пимен, об этом он говорил с заместителем председателя Совета по делам РПЦ В. Г. Фуровым 5 апр. 1971 г., накануне А. п. с. (ГАРФ. Ф. 6891. Оп. 6. Д. 441. Л. 31). На А. п. с. обсуждалась повестка дня буд. Поместного Собора, кандидатура Патриарха, порядок его избрания, а также содержание решений, к-рые предстояло принять Собору.

http://pravenc.ru/text/76526.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР [греч. Αλξανδρος - отражающий мужей] (ок. 250 - апр. 326 или 328), свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.), архиеп. (Патриарх) Александрийский (на кафедре с 312). А. был одним из наиболее заметных членов александрийского клира в правление Петра Александрийского (300-311), после кончины к-рого на кафедру был избран свт. Ахилл , проживший после этого всего неск. месяцев. В то время в Александрии стало весьма заметно влияние пресв. Ария и его партии, сказавшееся при выборах следующего архиепископа. Согласно Филосторгию , А. был избран при поддержке Ария, но блж. Феодорит утверждает, что ересиарх выставил др. кандидата. И А., и Арий были образованными богословами и диалектиками: архиепископ стоял на позициях ново-александрийского богословия (см. Александрийская школа ), Арий же был близок традициям Антиохийской школы . Поначалу А. пытался воздействовать уговорами и отвратить Ария от богословских новшеств, но безуспешно. К 319 г. произошел решительный разрыв: Арий и его сторонники открыто выступили против архиепископа. В ответ А. назначил диспуты по спорным вопросам, к-рые ни к чему не привели, и ок. 320/21 г. в Александрии состоялся Собор с участием ок. 100 епископов Египта, Ливии и Пентаполя. Соборным постановлением Арий был осужден, лишен сана и вместе со своими сторонниками (2 епископа, 6 пресвитеров и 6 диаконов) выслан из города. Вскоре Арий покинул Египет и нашел прибежище у Евсевия Никомидийского. Вослед ему А. разослал восточным епископам десятки писем с предупреждениями об опасности распространения ереси. Во время войны Константина I Великого с Лицинием (323-324) Арий вернулся в Египет, где продолжал беспокоить архиепископа и смущать народ. По просьбе А. папа Сильвестр направил в Александрию еп. Кордубского Осию , к-рый привез с собой послание Константина с увещаниями прекратить вражду. На Соборе в Александрии (324) Осия помогал А. в устроении дел Патриархата и отлучил некоего Колуфа, незаконно присвоившего себе право епископского рукоположения. Однако искоренить арианство тогда не удалось.

http://pravenc.ru/text/64056.html

Послание святого апостола Павла к Галатам Сведения о стране, называемой Галатией Галатией называлась малоазийская область, находившаяся почти в середине Малой Азии и окруженная с севера Вифинией, Пафлагонией и Понтом, а с юга Фригией, Ликаонией и Каппадокией. Страна эта первоначально была населена греками, но в третьем веке до Р. X. в ней поселились вторгшиеся с берегов реки Рейна в Македонию и Грецию, а затем перешедшие в Малую Азию (в 280 году) древние галлы (одно из кельтских племен), которые и сообщили ей свое имя Галатии, или Галло-Греции. В 189 году до Р. X. римский консул Манлий подчинил эту страну власти римлян, оставив ей собственное управление. В 26 году по Р. X. Август обратил Галатию в римскую провинцию. Поселившись здесь, воинственные прежде галлы обратились к мирным занятиям и искусствам и стали возделывать свою плодородную и цветущую страну. Постепенно они смешались с местными греками, усвоив их нравы и язык. Богатая Галатийская страна начала привлекать евреев, которые со времени Александра Македонского вынуждаемы были выселяться из Палестины в разные другие области. Император Август заявил свое особое покровительство переселяющимся в Галатию иудеям, о чем сообщает иудейский историк Иосиф Флавий. Основание христианских церквей в Галатии Первое упоминание о просвещении Галатийской страны светом Христовой веры мы находим в книге Деяний св. апостолов, в начале рассказа о втором апостольском путешествии св. апостола Павла. Упомянув об огорчении, вследствие коего св. апостол Павел разлучился со св. Варнавою после апостольского собора и, взяв себе в спутники Силу, проходил Сирию и Киликию, Дееписатель, рассказав о присоединении к ним еще нового спутника, Тимофея, говорит: " проходя же по городам, они (то есть св. Павел со своими учениками Силою, Лукою и Тимофеем) предавали верным соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом. Прошедши через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии " , и т. д. (Деян. 16:4-6). Несомненно, что в это самое время св. апостол Павел и положил основание христианским церквам в главных городах Галатии — Анкире, Пессине, Тавии и Гордии. Что Галатийские церкви основаны св. апостолом Павлом, это ясно видно из самого послания к Галатам (см. 1:6-9; 4:13 и др.). Никаких подробностей об этом книга Деяний, правда, не сообщает, но зато при описании третьего апостольского путешествия св. апостола Павла Дееписатель отмечает, что св. апостол Павел " проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников " (Деян. 18.23). Утверждать же в вере, конечно, можно только уже обращенных к вере прежде.

http://sedmitza.ru/lib/text/430628/

Почему не состоялся процесс над Патриархом Тихоном? Святейший Патриарх Тихон, Москва, 1918г. Судебный процесс над Патриархом готовился несколько месяцев, он призван был продемонстрировать антисоветскую сущность Церкви и ее главы, как центральной фигуры якобы существующего контрреволюционного заговора, и тем самым оправдать гонения на Церковь в России. Поэтому главной задачей следователей был сбор материала и свидетельских показаний, доказывавших, что Патриарх и высшее духовенство ставило перед собой цель свергнуть советскую власть. Основной целью затеянного властями судилища было политическое, идеологическое, нравственное и в определенном смысле религиозное уничтожение Патриарха. Однако новый этап активной подготовки этого процесса начался 15.12.1922 г., " особоуполномоченный ГПУ " Я.С. Агранов подписывает постановление " ...приступить к производству дознания по обвинению гр. Беллавина и Феноменова " . В качестве основания назван приговор Московского трибунала от 05.05.1922 г., причем оба подследственных уже именуются " зачинщиками и организаторами кампании по противодействию мероприятиям Соввласти. Патриарха активно допрашивают. Об условиях, в которых оказался Патриарх, красноречиво говорит Е. Тучков, начальник 6 " антицерковного " отделения Секретного отдела ОГПУ, в своем докладе Менжинскому: " Тогда перед нами встала задача обработать Тихона, так чтобы он не только извинился перед Советской властью, но и покаялся в своих преступлениях... Правда, надо сказать, что здесь работы с Тихоном было чрезвычайно много...но благодаря созданной для Тихона обстановки и условий, где он содержался под стражей, а также правильно сделанного к нему подхода, Тихона удалось обломать.. " . Далее начальник 6 отделения продолжает: " Я здесь совершенно сознательно упустил подробности приемов нашей работы... имея в виду, что таковые во первых Вам известны, а во вторых они настолько разнообразны, что если их описать, то потребовалось бы написание целой книги " . Из истории ВЧК-ГПУ-НКВД известно, что к подследственным применялись различные методы воздействия: от угроз до страшных пыток. Хотя Тучков не раскрывает подробно, какие методы применялись по отношению к Патриарху, ясно то, что Патриарх находился под жесточайшим давлением.

http://pravoslavie.ru/5202.html

преосвященного Никона, епископа Владимирского, от 27 ноября 1905 года Дать обстоятельные суждения по предложенным в указе Святейшего Синода от 27 июля 1905 года, за 8, весьма серьёзным и сложным вопросам в столь короткое время за неимением в маленьких губернских городах нужных учёных сочинений – не представляется возможным. По мере же сил и возможности долг имею, во исполнение указа, представить по данным вопросам своё мнение. Но прежде чем отвечать на вопросы, предположенные к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви, считаю долгом дать ответы на вопросы, выдвинутые в предложении г. синодального обер-прокурора, касающиеся самого Собора. По вопросу о составе предполагаемого Собора Всероссийской Церкви При решении этого вопроса нужно отправляться от трёх точек: канонических постановлений, церковной практики и современного состояния Церкви. На основании канонов: Апост. 37-е, Антиох. 20-е, I Всел. Соб. 5-е, IV Всел. Соб. 19-е, VI Всел. Соб. 8-е, VII Всел. Соб. 6-е, Лаод. 40-е, Карф. 27-е, 87-е – ясно видно, что Собор составляют епископы. О присутствии на соборах клириков и мирян в правилах не упоминается. Практика Церкви показывает другое. На апостольском Соборе присутствовали не одни апостолы, но и старцы-пресвитеры и даже братия миряне, на что указывают выражения: Павел и Варнава «прияти быша от церкве и апостол и старец» ( Деян.15:4 ); «собрашася же апостоли и старцы ведёти о словеси сем» (ст. 6); «умолчаша же все множество» (πλθος) (ст. 12); «тогда изволися апостолом и старцем со всей церковью» (ст. 22); «апостолы и пресвитеры и братия – находящимся в Антиохии» (ст. 23); «собравшись, единодушно рассудили» (ст. 25). В последующие времена пресвитеры, диаконы и миряне также принимали участие в соборах. На соборах, составленных св. Киприаном, о падших принимали участие confessores et laici stantes (stantes – которые во время гонений не пали и не подлежали церковному покаянию) (Opp. Kypriani, ер. XI, ed. Baluz. р. 22; ер. XIII, р. 28; ер. 66, р. 114 и ер. 71, р. 126). Такой образ действий св. Киприана, – «что в столь важном деле предоставляется рассуждать епископам, передавая своё мнение пресвитерам и всему народу», – клир римский вполне одобрил (ibid., ер. 31, р. 43). На соборе по вопросу о перекрещивании еретиков, кроме 87 епископов, принимало участие много пресвитеров, диаконов и maxima pars plebis (ibid., p. 320).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Происхождение и содержание Символа Веры Символом веры называется краткое и точное изложение истин христианской православной веры. Слово «символ» означает «образец». Так называлось в первые века изложение истинного христианского учения, которое отличало истинных христиан от неверующих и лжеучителей. Сначала в христианской Церкви было несколько символов веры , но с IV века введен был повсюду один символ, который неизменно употребляется в Восточной Православной Церкви до настоящего времени. Этот символ веры составлен был на I и II вселенских соборах. Вселенским собором называется собрание верховных пастырей Церкви, по возможности со всей вселенной, для решения важных вопросов, касающихся главных истин христианской веры. Само правило собирать соборы взято из примера Апостолов, которые, по поводу недоумения относительно принятия в Церковь Христову язычников и обязательности для них ветхозаветного закона Моисеева, собрались на собор в Иерусалиме ( Деян.15:6–21 ). Основанием этого служат слова Самого Иисуса Христа: «Если кто не послушает Церкви, пусть будет для вас, как язычник» (Мф.18:17); в этих словах Спасителя постановлениям Церкви приписывается такая важность, что не послушавший их становится лишенным благодати Божией, подобно язычнику. Первый вселенский собор был созван в Никее в 325 году для разбора лжеучения Ария, который учил, что второе лицо Святой Троицы – Сын Божий не есть Бог и не равен Богу Отцу, а есть творение Божие, хотя самое лучшее и совершеннейшее. Второй вселенский собор был созван в 381 году в Константинополе для разбора лжеучения Македония, который учил, что третье Лицо Святой Троицы, Дух Святый не равен Богу Отцу и Сыну. На этих двух соборах был составлен Символ веры , который назван Никео-Константинопольским. Символ веры разделяется на 12 членов или частей, причем первые 7 членов составлены на Никейском соборе, а остальные на Константинопольском. Содержание членов символа веры следующее: в 1-ом члене говорится о Первом Лице Святой Троицы, Боге Отце; во 2-ом члене о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием, Иисусе Христе, в 3-ем члене о воплощении Сына Божия, в 4-ом члене о страданиях, смерти и погребении Иисуса Христа, в 5-ом члене о воскресении Иисуса Христа, в 6-ом члене о вознесении Его на небо, в 7-ом члене о втором пришествии Иисуса Христа на землю, в 8-ом члене о Третьем Лице Святой Троицы, Святом Духе, в 9-ом члене об истинной Церкви Христовой, в 10-ом члене о таинстве Крещения, в 11-ом члене о будущем воскресении мертвых, в 12-ом члене о жизни будущего века. 1-ый член

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  3.7 из  5) Предыдущий Следующий 47. Ароматное богослужение Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы рассмотрели общую структуру Вечерни. Теперь несколько занятий посвятим ее частностям. Сегодняпоговорим о каждении, которым начинается вечерня в составе Всенощного бдения и которым сопровождаются отдельные части основных богослужений. Благовония за богослужением Богослужение в виде воскурений имеет Божественное происхождение. Еще в Ветхом Завете Бог так повелел Моисею: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне… ароматы… для благовонного курения ( Исх. 25, 2, 6 ). Моисей приготовил таковые для того и другого употребления, причем пропорции составных веществ были указаны опять-таки Самим Богом ( Исх. 30, 22-25, 34-38; 37, 29 ). В качестве курительного материала при Моисее брались стактионих, душистый халван и чистый ливан; впоследствии к ним прибавили еще другие ( Исх. 43, 24; Иер. 6, 20 ; ср.: Сирах. 24, 7 ). Каждение благовонными веществами в новозаветной Церкви также употребляется с самого начала ее основания, о чем говорят Апостольские Постановления и различные чины Литургий. Каждение употребляется в торжественные моменты службы. У далеких от Церковной жизни существует убеждение, что каждение — принадлежность грустного, скорбного, печального, по преимуществу заупокойного богослужения. Но с точки зрения церковного Устава, наоборот, каждение есть признак торжественности, праздничного характера богослужения, важности его частей. Значение каждения А сейчас хочу обратить ваше внимание на такую уставную особенность, согласно с которой Всенощное бдение начинается с каждения всего храма. То, что его полагается производить до начала са­мой службы и в присутствии всех собравшихся к ней, равно как обстоятельность, с какою описывается оно в Типиконе, делает из него как бы особую службу!! Причем, каждение должно совершаться в полном безмолвии и все должны в это время стоять. В этом случае, каждение приготовляет нас к службе «вонею благоухания». Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов со­жжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных рели­гиях, христианская Церковь удержала эту и еще немногие (елей, вино, хлеб).

http://azbyka.ru/video/47-aromatnoe-bogo...

Разделы портала «Азбука веры» Диакон (греч. δικονος – служитель) – первая степень священнослужителя в  Церкви , следующая перед пресвитером и епископом . Диакон есть первая ступень в священной иерархии ( священноначалии ). Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств , но не может совершать их самостоятельно (кроме Крещения , которое могут при необходимости совершать и миряне). Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектении и т.п. Поставление в диаконы совершается архиереем через  рукоположение . протоиерей Геннадий Нефедов Чин диакона – апостольского происхождения. В него производят через хиротонию (рукоположение, таинство священства). Канонический возраст диаконской степени – не ниже 25-тилетнего. Неженатый диакон уже не имеет право вступить в брак после посвящения. Степень диакона – предварительная степень для пресвитерского служения. Диаконский чин имеет следующие правительственные степени – протодиакон и архидиакон (старший иеродиакон). 1. История установления чина Звание диакона в христианской Церкви установлено апостолами, которые для служения трапезе в Иерусалимской общине предложили избрать семь человек «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости». Избранных поставили пред апостолами, и те, «помолившись, возложили на них руки» ( Деян.6:1-6 ). Таким образом – через избрание, поставление пред апостолами, молитву и рукоположение от святых апостолов – были хиротонисуемы первые диаконы. Со времен святых апостолов священнослужение диаконское непрерывно сохраняется в Православной Церкви как низшая степень Священства. Сообразно первоначальному избранию их «служить трапезам» в обязанность диаконов входит помогать пресвитеру и епископу при богослужении, при управлении паствой и назидании ее. В Постановлениях Апостольских говорится: «Диакон да будет умом, глазом, устами, сердцем и душою ангелом и пророком епископа и пресвитера». Посему диаконы, по преданию апостольскому, суть как бы «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр.1:14 ). В соответствии с этим назначением диакона указывается, что при богослужении, а равно и вне богослужения, диакон не благословляет, но приемлет благословение от епископа и пресвитера» (Пост. Апост., прав. 7 Шестого Вселенского собора).

http://azbyka.ru/diakon

Разделы портала «Азбука веры» О симонии. Многократно и многообразно из евангельских, апостольских и отеческих наставлений мы научаемся иметь несребролюбивый нрав при посвящении в священство и не брать золота или серебра при рукоположении любого посвящаемого, как покажем в помещенных ниже изречениях из Божественных слов Писания и отеческих наставлений. Ведь те, кто возлагает руки, – служители Духа Святого, а не продавцы, ибо получившие от Господнего гласа такое дерзновение объявили, чтобы те, которые даром получают благодать Духа, даром и давали получающим ее от них (см. Мф.10:8 ). Если же кто-либо будет обличен в том, что купил благодать за золото, такого объявляют изверженным из священного чина. Ведь хотя по имени он и получил священство, но на деле его именование ложно, потому что никто не может служить Богу и маммоне ( Мф.6:24 ), чему научились мы из Евангелия. И поскольку мы слышим, как Бог через пророка взывает: Священники, говорите к сердцу Иерусалима ( Ис.40:2 ), и потом угрожает: Если страж увидит идущий меч и не вострубит трубою, и народ не остережет себя, и нашедший меч отнимет у (кого-либо из) них жизнь… кровь ее взыщу от руки стража ( Иез.33:6 ), то мы, страшась осуждения за молчание, возвещаем всем предстоятелям наших церквей, чтобы с дерзновением сказать нам словами божественного апостола: Чисты мы от крови (см. Деян.20:26 ) преступающих постановления правил и особенно рукоположивших или рукоположенных за деньги. Божественный апостол Петр, чью кафедру унаследовала Ваша братская святость, отверг таковых, как Симона-волхва. Потому мы не уклоняемся от того, чтобы возвещать истину, храня и соблюдая преподанное в правилах святыми апостолами и нашими достославными отцами, и, если кто-либо нарушил что-нибудь из этого, мы такими гнушаемся. Ваше братское священнолепное архиерейство, законно и по воле Божией руководя иерархическим служением, пользуется славой у всех. Ибо Великий и первый Архиерей Христос Бог наш изрек через пророка: Живу Я, только прославляющих Меня прославлю (см. 1Цар.2:30 ). Я знаю, муж желаний духовных, что нечестивая ересь Македония и его последователей-духоборцев более терпима, чем эта. Ведь те вздорно разглагольствуют о том, что Святой Дух есть тварь и раб Бога и Отца, а эти, как представляется, делают Его своим рабом. Так, всякий владелец, если захочет, продает то, что имеет, будет ли это слуга или другое что из ему принадлежащего. Подобным образом и покупатель, желая стать владельцем покупаемого, приобретает то ценою серебра. Поэтому творящие беззаконное дело симонии низвергают Духа Святого, впадая в одинаковый грех с теми, которые богохульствовали о Христе, будто Он изгоняет бесов силой веельзевула (см. Мф.9:34 ), или, правильнее сказать, уподобляются Иуде-предателю, продавшему Христа богоубийцам-иудеям ценою серебра. Но Святой Дух единосущен Христу Богу нашему, а потому всякому ясно, что их ждет та же участь, как доказано.

http://azbyka.ru/pravo/tarasiya-konstant...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010