Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИОНСКИЙ I СОБОР (26 июня - 17 июля 1245), Собор Римско-католической Церкви, созванный папой Римским Иннокентием IV (1243-1254); в католич. традиции признаётся XIII вселенским Собором. Источники Из-за того, что папа Иннокентий IV включил декреты Л. С., за исключением 5 главных постановлений, в состав «Novae constitutiones» (Новелл-дополнений к своду канонического права «Liber Extra» (см. Декреталии Григория IX )), история текста соборных постановлений оказалась запутанной. Точное число декретов Л. С. было установлено только в ХХ в., их редакции плохо исследованы. Взаимосвязь редакций Новелл проанализирована в работах Ш. Куттнера ( Kuttner. 1940), к-рый ввел их условные обозначения, и П. Й. Кесслера ( Kessler. 1942-1944): 1) группа из 8 постановлений, изданных и частично глоссированных канонистами еще до Л. С.; впосл. обнародованы в числе соборных декретов; 2) «Collectio I» (22 декрета, обнародованные буллой Иннокентия IV «Cum nuper in concilio Lugdunensi» от 25 авг. 1245 и считающиеся постановлениями Л. С.); 3) «Collectio II» (11 постановлений, к-рые были составлены на основе не имеющей отношения к Собору декреталии «Romana ecclesia» и обнародованы 21 апр. 1246 буллой «Cum inter»); 4) «Collectio I+II»; 5) «Collectio 37 constitutionum», где к «Collectio I+II» были добавлены 4 декреталии; 6) «Collectio III», в к-рой к «Collectio 37 constitutionum» были добавлены еще 3 декреталии (всего 41 новелла); все обнародованы буллой «Ad explicandos» от 9 сент. 1253 г. В текст этих основных редакций во многих рукописях вставлялись еще т. н. экстраваганты - декреталии, не вошедшие в состав офиц. сводов и включавшиеся в списки с этими сводами по частной инициативе канонистов (известно более 50 экстравагант к «Novae constitutiones» - см.: Kessler. 1942-1944; Bertram. 2006; Казбекова. 2010; она же. Тематическая систематизация. 2014). В качестве экстравагант бытовали и 5 главных постановлений Л. С. политического и хозяйственно-экономического характера. Исследования рукописной традиции показали, что свод «Collectio I» был послан в Болонский и Парижский ун-ты ( Kessler. 1942-1944).

http://pravenc.ru/text/2110518.html

храм Иоанна Богослова на Новой площади ЖМП 6 июнь 2012 /  20 июня 2012 г. 13:00 Практические вопросы применения закона об имуществе религиозного назначения В настоящее время приняты все подзаконные акты, необходимые для реализации Федерального закона 327-ФЗ " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " . Последним было принято постановление правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года, которое определяет порядок формирования плана передачи религиозным организациям имущества, закрепленного за федеральными органами. В число принятых подзаконных актов входит прежде всего постановление правительства РФ от 21 апреля 2011 300 " О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 года 490 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов правительства Российской Федерации " . Этим постановлением были внесены поправки в постановление правительства РФ от 30.06.2011 года 490. В новой редакции данное постановление касается только находящихся в федеральной собственности предметов внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметов, предназначенных для богослужебных и иных религиозных целей, отнесенных к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда РФ либо документам Архивного фонда РФ. Таким образом, новая редакция акта не распространяется на недвижимое имущество религиозного назначения. Органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться этим постановлением при передаче в безвозмездное пользование религиозных организаций находящегося в государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, и документам Архивного фонда РФ (п. 2 новой редакции постановления 490).

http://e-vestnik.ru/analytics/praktiches...

Обозревая устройство богослужения в нашей православной Церкви, мы не имеем в виду описывать богослужебные обряды, или излагать весь чин богослужения: мы будем сводить только общие и основные Правила о совершении богослужения н важнейшие постановления о главных и существенных его принадлежностях; также такие постановления, которые – а) руководствуют самих священнослужителей в исправлении духовных треб, а мирян в их употреблении,– б) которые относятся более к управлению богослужебной части, т. е. к благоустроению её в разных отношениях, к соблюдению надлежащего благочиния при совершении священных действий, к разрешению могущих возникать здесь недоумений и случаев, затруднительных для священников или мирян, к предупреждению и пресечению в богослужении всего, противного духу православной Церкви и действующим в ней законам. Словом сказать, мы будем излагать не обрядовую сторону богослужения, а закононоложительную, или законодательство православной Церкви относительно богослужения. В связи с общими, древними правилами мы будем приводить наши отечественные узаконения. В состав полного обозрения этого предмета должны войти: 1) общие постановления о православном богослужении, и 2) частные – относительно священных мест, священных действий и священных времен Церкви. На этот раз мы ограничимся только общими постановлениями и частными – относительно священнейших мест. 1. Общие постановления Так как в православной Церкви существует таинство священства, в котором избранные по достоинству лица освящаются на совершение церковного богослужения, так как есть положительный богослужебный устав, с различными чинопоследованиями, принятый и сохраняемый Церковью от древнейших времен Христианства: то всякое священнодействие должно быть совершаемо не иначе, как правильно поставленным священнослужителем,–и не иначе, как по уставу, заключающемуся в книгах церковных (напр. соб. пр. 6. лаод. 55. VI всел. 55. V II 4 4 т вселен. . карф. 1 1в). в). Запрещается всякое уклонение от церковного устава, всякое произвольное в нем изменение; также и нововведение, уставу противное 1 . Как тщательно и строго Церковь православная всегда охраняла древний устав богослужения, апостолами и отцами преданный, видно из правил вселенских соборов, которые осуждали всякое отступление от священным преданий и обычаев, по видимому даже неглавных и несущественных В богослужении: каковы напр. правила о не преклонении колен В церкви в дни воскресные и пасхальные _ (1 всел. 20.VI всел. 20). Утверждать и вводить в Церковь вновь составляемые службы и молитвословия, исключительное право принадлежит высшей духовной власти, собору, (карф. 116), или – в нашей отечественной Церкви Синоду 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Глава III. История источников церковного права А. На Востоке §9. Апостольские постановления и правила Первыми законодателями христианской церкви были Апостолы. По смерти их, христианские общины управлялись своими епископами по тем нормам, которые даны были в посланиях и преданиях апостольских и которых все держались с неизменною верностью, как общего и необходимого канона церковной жизни и дисциплины. Когда христианские церковные общины распространились далеко за пределы римской империи и когда поэтому возникла опасность забвения или искажения церковно-юридических норм, открылась потребность письменного изъяснения их, в форме положительных обще-обязательных правил: в конце III или начале IV вв. появляется несколько канонических сборников, содержание которых усвоялось самим Апостолам. Наиболее важными из них являются Апостольские постановления (Διαταγαс των υγων Αποστλων) и Апостольские правила (Καννες των γιων " Αποστλων). Апостольские постановления, в настоящем своём виде, представляют сборник из 8 книг, в котором соединены в одно целое три самостоятельных сборника, происшедшие в разные времена и от разных авторов. Первоначальное зерно постановлений Апостольских заключается в первых шести книгах. 12 К этому сборнику впоследствии были присоединены два других, в виде седьмой и восьмой книг его. Последний сборник (8-я книга), как самостоятельное целое, озаглавливаете: «Постановления св. Апостолов о расположениях»; по этому заглавию весь сборник из восьми книг получил название Апостольских постановлений. По времени происхождения первые 6 книг относятся ко второй половине III в., а две последние к IV веку. Церковные писатели IV в. (свв. Афанасий, Епифаний) говорят уже об Апостольских постановлениях, как об общеизвестной книге, и хотя не причисляют её к каноническим, однако же рекомендуют для чтения и объяснения в церквах. В 692 г. Трулльский собор, заметив, что в догматическом учении Ап. постановлений встречается нечто привнесённое еретиками, постановил, ради ограждения христианской паствы, «Климентовы постановления благорассмотрительно отложить» (прав. 2). Тем не менее составители церковно-юридических сборников продолжали пользоваться Апостольскими постановлениями, особенно 8-ю книгою их, в которой всего более содержится канонического материала. Отрывки из этой книги из греческих номоканонов перешли и в нашу печатную Кормчую. – На Западе Ап. постановления были мало известны.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Уфа. Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. На территории собора расположены: Карта и ближайшие объекты Рождества Пресвятой Богородицы кафедральный собор расположен по улице Кирова, 101 (бывшая Приютская), место было выбрано епископом Антонием в 1901 г. Из-за нехватки средств строительство затянулось, пока на помощь не пришел уфимский меценат, купец Никифор Миронович Патокин. 23 августа 1909 г. на колокольню нового храма были подняты колокола. Всего их было восемь. Самый большой весил 50 пудов 35 фунтов, самый маленький - 10 фунтов. Церковь была кирпичной, с такой же трехъярусной колокольней и деревянным одноглавым куполом, обитым железом и окрашенным в кирпичный цвет. На куполе колокольни и алтаря были железные кресты, бронзированные через огонь, крыша крыта железом и окрашена в зелёный цвет. Полы асфальтовые, края цементные. Длина церкви, считая и колокольню, 206,5 саженей, наибольшая ширина 10,5 саженей. 6 сентября 1909 г. преосвященным Нафанаилом, епископом Уфимским и Минзелинским, было совершено освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем был назначен Василий Григорьевич Лезенков. Церковь действовала в 1920-е и 1930-е годы. Постановлением Президиума БашЦИК от 5 апреля 1934 года церковь была закрыта, храм был передан " Башкино " в декабре 1935 г. для установления звукового кино. В дальнейшем передан в авиамастерские, согласно Постановления Горсовета от 16 октября 1938 г. Постановлением Уфимского Горсовета 224 от 21 июня 1955 г., здание бывшей Рождество-Богородицкой церкви было передано под кинотеатр, который получил наименование " Йондоз " . Были произведены большие разрушения, уничтожена купольная часть. Наполовину снесены опорные столбы. Кинотеатр находился в помещении храма до 1991 г. Постановлением решения Горисполкома от 21 августа 1991 г. здание возвращено Епархиальному управлению. Первым настоятелем после открытия храма был назначен Развеев Борис Борисович. Началось восстановление храма. С благословения Никона епископа Уфимского и Стерлитамакского о. Борис произвел реконструкцию храма, расширил церковь, надстроил колокольню, покрыл железом крышу.

http://sobory.ru/article/?object=08336

иерей Геннадий Егоров Содержание Предисловие Введение Раздел I. Пятикнижие Моисея Глава 1. Начало 1.1. Библейский рассказ о сотворении мира 1.2. Соотнесение библейского повествования о сотворении мира с научными гипотезами 1.3. Сотворение человека 1.4. О нетленности первозданной твари 1.5. Пребывание людей в раю 1.6. Грехопадение 1.7. Последствия грехопадения 1.8. Смысл наказания 1.9. Обетование спасения Глава 2. Начало истории человечества 2.1. Дети Адама 2.2. Допотопное человечество 2.3. Потоп. Ной и его семья 2.4. Завет Бога с Ноем 2.5. История потомков Ноя 2.6. Вавилонское столпотворение Глава 3. Патриарх Авраам 3.1. Призвание. Обетование 3.2. Путешествие в Египет 3.3. Разделение с Лотом 3.4. Встреча с Мелхиседеком 3.5. Завет Божий с Авраамом. Рождение Измаила 3.6. Обрезание 3.7. Что такое завет 3.8. Перемена имени и обещание сына 3.9. Шестое явление Бога Аврааму. Откровение Св. Троицы 3.10. Обстоятельства гибели Содома и Гоморры 3.11. Наследники Авраама 3.12. Великое искушение Авраама Глава 4. Патриархи Исаак, Иаков, Иосиф 4.1. Жизнь Исаака 4.2. Исав и Иаков – первородство и благословение 4.3. Видение лествицы в Вефиле 4.4. Пребывание у Лавана и возвращение 4.5. Поединок в Пенуэле 4.6. Символическое значение истории патриархов 4.7. История Фамари 4.8. Патриарх Иосиф 4.9. Благословения, данные патриархом Иаковом  своим сыновьям 4.11. Некоторые обобщения по первоначальной  истории человечества Глава 5. Исход 5.1. Происхождение и призвание Моисея.  Откровение об Имени Божием 5.2. Символическое значение видения купины 5.3. Возвращение Моисея в Египет 5.4. Казни Египетские. Исход из Египта, установление праздника Пасхи 5.5. Переход через Красное (Чермное) море 5.6. Пророческий смысл Исхода 5.7. Исход как усыновление Богу 5.8. Чудеса на пути до горы Синай 5.9. Заключение Завета и его смысл 5.10. Утверждение Завета 5.11. Золотой телец 5.12. Синайское богоявление 5.13. О явлении ангелов 5.14. Скиния и ее принадлежности 5.15. Освящение скинии Глава 6. Левит 6.2. Постановления о священстве    6.3.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

1. Синодальное постановление патриарха Сисинния о невенчании второбрачных Это (неизданное) постановление довольно часто встречается в греческих рукописях канонического содержания, но всегда – только под глухим заглавием: διταξις συνοδιχ περ δευτερογαμας (или περ δευτερογαμοντων), т. е. без имени патриарха, при котором оно состоялось, и без всякой даты. В таком виде оно было известно по рукописям Чижману, который в своём знаменитом труде: «Брачное право восточной церкви» приводит небольшой отрывок из этого постановления, но не делает никакой попытки определить, хотя бы приблизительно, время его издания 1 . Русские канонисты, по отношению к этому вопросу, поставлены лучше. Московская синодальная библиотека предлагает им не только два превосходных греческих списка этого постановления 2 , но и славянский (сербский) перевод его – в списке XV века и, что всего важнее, с таким надписанием: Чинь сьбра стго града о втробрачнимь сьвькуплни 3 . Нет оснований думать, что славянский переводчик сам сочинил это надписание, т. е. по собственному домыслу поставил над своим переводным текстом имя патриарха Сисинния. Такое предложение представляется невероятным уже потому, что все другие, довольно многочисленные статьи канонического содержания, входящие в состав означенного сербского Требника и изложенные здесь в особом, сравнительно новом переводе 4 , имеют над собой те же самые надписания, какие даются им в греческих подлинниках. Почему же нужно было допустить, что одна только занимающая нас статья получила своё надписание от самого славянского переводчика, а не была точно так же надписана и в своём греческом оригинале? А если так, то в самом содержании статьи не оказывается никакого повода к сомнениям в действительной принадлежности её оригинала патриарху Сисиннию, известному и другими своими постановлениями по вопросам брачного права, преимущественно – знаменитым «томом», запрещающим браки в 6-й степени свойства 5 . Во времена этого патриарха (995–998) греческая церковь , несомненно, держалась ещё того строгого воззрения на второй брак, какое выражено в издаваемом διταξις συνοδικ: второбрачных супругов она не только подвергала епитимии, назначенной в древних церковных канонах 6 , но и лишала своего благословения и венчания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Кирилл (Смирнов Константин Иларионович), митр. Казанский и Свияжский Родился 26 апреля 1863 года в СПБ епархии. В 1887 году окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия, и назначен законоучителем Елизаветпольской гимназии. 21 ноября 1887 года рукоположен во священника. 1894 г. – законоучитель 2-й СПБ гимназии. 1900 г. – настоятель Кронштадтской Троицкой церкви. В 1902 году овдовел и 10 мая пострижен в монашество и назначен начальником духовной миссии в Урмии в сане архимандрита. 6 авг.1904 года хиротонисан во епископа Гдовского, вик. СПБ епархии. 30 дек.1909 г. – епископ Тамбовский и Шацкий. 6 мая 1913 года возведен в сан архиепископа. В 1914 году участвовал в прославлении Св. Питирима Тамбовского. 19 марта 1918 года был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским. К месту назначения ему прибыть не удалось ввиду военных действий. С середины 1918 года – митрополит Казанский и Свияжский. С апреля 1922 года епархией не управлял, жил в Красноярской области. В завещании Святейшего Патриарха Тихона митрополит Кирилл был поставлен первым кандидатом на местоблюстительство, но принять эти обязанности не имел возможности. Святейший Патриарх выразил такое доверие митрополиту Кириллу, знал его твердую веру и светлый ум, но несмотря на эти свои достоинства, митрополит Кирилл допустил большую ошибку, став на сторону оппозиции против митрополита Сергия. Убежденный сторонник патриаршества, он считал учрежденный митрополитом Сергием Синод угрозой единоличному патриаршему управлению. По его мнению, организовав Синод, Митрополит Сергий превысил полномочия не только Заместителя, но даже и Местоблюстителя. Протестовал он и против возношения имени Заместителя Патр. Местоблюстителя митрополита Сергия за богослужением вслед за именем самого Местоблюстителя, митрополита Петра; поминовение митрополита Сергия он допускал только на ектениях, молебнах и т.д. общим порядком, в записках, наравне со всеми остальными верующими. Глубоко возмутило митрополита Кирилла и августовское постановление Синода, воспрещавшее священникам отпевать умерших в расколе. Это постановление он не ставил в числе причин отхода, но указывал на него, как на повод считать митрополита Сергия «потерявшим душевное равновесие”.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1 Император Константин на Соборе располагал, по-видимому, правом голоса, хоти и совещательного (Проф. В. В. Болотов. Лекции по Истории древней Церкви, т. III, с. 48). 2 За исключением справки издателей «Деяний» (ст. XII), где перечисляются наиболее выдающиеся участники Собора на основании различных исторических свидетельств. 3 Лекции..., т. I, с. 134—135; т. IV, с. 25—26. 4 Срав. К. Смирнов. Обозрение источников истории Первого Вселенского Собора. Ярославль, 1888, с. 17. 5 Т. е. оригиналы актов. 6 В качестве «письмоводителя», или секретаря, св. Александра, епископа Александрийского (Созомен. Церковная история, II, 17). 7 Об определениях Никейского Собора, 27. Творения св. Афанасия, ч. I, 1902, с. 437. 8 Послание к африканским епископам, 10. Творения св. Афанасия, ч. 3, 1903, с 289; срав. Об определениях Никейского Собора, 3. Творения св. Афанасия, ч. 1, с. 402 9 Жизнь Константина, III, 14. Говоря о подписях епископов под определением о Пасхе, Евсевий, по-видимому, имеет в виду не отдельный акт по этому вопросу, а соборное послание к Церкви Александрийской (ст. XVI), содержащее краткое замечание относительно празднования Пасхи. Такой же смысл имеет, вероятно, и выражение св. Афанасия: «О Пасхе написали: постановлено нижеследующее» (О соборах, 5. Творения св. Афанасия, ч. 3, с. 96). Срав. ст. XV: «Постановлено — святейший праздник Пасхи совершать в один и тот же день». 10 Цит. соч., с. 19—20 11 Лекции..., т. II, с. 436. 12 Происхождение актов Вселенских Соборов. 2-е прилож. к сочинению «Духовенство древней Вселенской Церкви». М., 1905, с. 482, 3-е подстр. примеч. 13 Евсевий Кесарийскнй. Жизнь Константина, IV, 27. 14 См. Rufin. Hist, eccl., I, 5. 15 Церковная история, II, 21. 16 В редакциях Сократа, блаж. Феодорита и Геласия имеются некоторые разности. 17 «Посему приложил я в конце Евсевиево послание, чтобы из него увидеть тебе неблагодарность к своим учителям этих христоборцев...» Творения св. Афанасия, ч. 1, с. 403, § 3. 18 «Вселенские Соборы IV-V веков». Изд. 3. СПб., 1904, с. 43, 2-е подстр. примеч., 48, подстр. примеч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4156...

  разделы   рассылка  распечатать Устав РПЦ о патриархе 1. Предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) носит титул: " Святейший патриарх Московский и всея Руси " . 2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата РПЦ и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. 3. Имя патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах РПЦ по следующей формуле: " О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси " . 4. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем. 5. Отношения между патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом святых апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора. 6. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях – Поместные Соборы, и председательствует на них. Патриарх Московский и всея Руси созывает также заседания Священного Синода. 7. Осуществляя свою каноническую власть, патриарх Московский и всея Руси: а) несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода; б) представляет Соборам отчеты о состоянии церкви за межсоборный период; в) поддерживает единство иерархии церкви; г) осуществляет начальственное наблюдение за всеми Синодальными учреждениями; д) обращается с пастырскими посланиями ко всей полноте РПЦ; е) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом; ж) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией; з) сносится с предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени; и) представляет РПЦ в отношениях с высшими органами государственной власти и управления; к) имеет долг ходатайства и " печалования " перед органами государственной власти как на канонической территории, так и за ее пределами;

http://religare.ru/2_61722.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010