Пораженная всеведением Иисуса, обнаружившего её тайну, самарянка поняла теперь, что говорит не с обыкновенным человеком; и потому, чтобы замять неприятный для неё разговор о её семейных делах, говорит: «Господи! вижу, что Ты Пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться находится в Иерусалиме». – Это был спорный вопрос между самарянами и евреями. Отвечая на этот вопрос, Христос говорит: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе; Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Эти слова означают, что Богу вездесущему можно поклоняться везде; и поклоняться Ему надо не наружно только, не одним только преклонением колен и поклонами, а истинно, всею душою. Начиная как будто понимать значение слов Иисуса Христа, самарянка в раздумье говорит: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Это – Я, Который говорю с тобою , сказал ей Господь. Услышав это, самарянка побежала в город и рассказала всем, что у колодца сидит Человек, Который обнаружил все её тайны: «Пойдите (говорит), посмотрите: не Он ли Христос?» Когда она отходила от колодца, забыв даже кувшин (водонос), пришли из города ученики и предложили Господу есть. Но Иисус забыл и голод и жажду. Видя толпу самарян, идущих к Нему, Он сказал ученикам: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Вы говорите, что жатва наступит через четыре месяца; а Я говорю вам посмотрите на эту приближающуюся к нам ждущую жнецов! как она побелела и поспела к жатве! И Я пошлю вас жать то, что Сам посею. Когда подошли к Иисусу самаряне, то пригласили Его в свой город, где Он пробыл два дня. Многие уверовали в Него и потом говорили той женщине «Уже не по твоим речам веруем; ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Потщимся же, следуя призывам святой Церкви, в особенности в сии святые дни Пятидесятницы, поддерживать в себе жажду «воды живой», жажду общения со Христом, жажду благодати посланного Им в мир Духа Святого! Пусть осуществится у нас на деле то, что часто поем мы в эти дни устами своими: «О Божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе!... О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися!» 187 Как жена самарянка оставила водонос свой, ощутив в душе своей жажду слышания слова Христова, так будем готовы и мы оставить на время хотя бы даже неотложные житейские попечения, когда они и в святые дни праздника заглушают в душах наших жажду Божественную. В особенности те из нас, кто призван или будет призван сеять семена добрых учений в народе, должны быть бдительны в отношении к душе своей, чтобы не угасла в ней жажда духовная, дабы как на апостолов первых излился Дух Святой в день Пятидесятницы, так и продолжатели дела их в нынешнее время, исполняясь дарований Духа Святого, могли источать народу «реки... воды живы» ( Ин. 7, 38 ). Ибо как может возбуждать в душе жажду слышания слова Божия тот, кто сам в себе ее не может возбудить? Пока в народе нашем сильна жажда Божественная, которую возбудила в нем вера Христова и поддерживало чтение Слова Божия, сделавшегося доступным разумению славян благодаря славянским первоучителям, так что к деятелям среди нашего народа приложимы еще и доселе слова Господа, сказанные апостолам после беседы с женой самарянкой: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» ( Ин. 4, 35, 38 ). Да не падет же на этих деятелей ответственность пред Богом за то, что они, входя в труд, ранее их начатый уже святой Церковью, следовательно более легкий для них, угашают, а не поддерживают в народе эту Божественную жажду, угашая ее в себе самих постоянною суетою и страстями житейскими! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Почему же так осмелела интеллигенция? Мы уже говорили об эффекте диссидентов, их смелости и беспомощности власти, неспособности ответить на вызов диссидентов иначе, как террором. Но были и другие причины. Горбачев нуждался в общественности, той же интеллигенции для проведения перестройки (известна его встреча с представителями Союза писателей накануне писательского съезда, во время которой он просил писателей о сотрудничестве в борьбе против алкоголизма, в борьбе за моральное возрождение народа). А интеллигенция уже была не та, что при Хрущеве, готовая служить верой и правдой за одно лишь послабление цензуры в «Новом мире» и «Литгазете», за реабилитацию части политзаключенных. В те времена интеллигенция по большей части была так далека от религии, что фактически не заметила хрущевских гонений. Теперь же материализм был окончательно скомпрометирован, а разные формы богоискательства (но не церковной религиозности, которая все еще остается уделом небольшого меньшинства) стали широко распространенным явлением во всех слоях общества. А тут еще случился Чернобыль, который ударил по всем принципам советской структуры, доказывая ее некомпетентность, безответственность и трусливую бесчеловечность. Присутствовал здесь и мистический момент, ибо «чорнобыль» по-украински «полынь», а в «Апокалипсисе» Иоанна Богослова есть такой пассаж: «...И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику... на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью; и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» ( Откр.8:1011 ). В связи с этим распространились эсхатологические настроения ожидание конца света, и естественно, толкование Чернобыля и его создателей как продуктов сатанинской деятельности. И такие настроения были распространены не только среди простого народа. Таким образом, сотрудничество общественности с Горбачевым, которого он добивался, при гонениях на религию было бы в атмосфере второй половины 80-х гг. вряд ли возможным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прибывши в Каппадокию, Лизий стал всячески разыскивать годных для набора людей. Между прочим, ему донесли и об Иероне, как о человеке здоровом и сильном и отличающемся особенным мужеством. Лизий тотчас же послал воинов взять его и привести. Посланные не застали Иерона дома: он был на работе в поле. Воины отправились туда и хотели схватить его; но Иерон, узнав, что его берут для воинской службы, отказался идти с ними, считая для христианина вредным иметь общение и служить вместе с идолопоклонниками. Воины хотели взять его силою, но разгневанный Иерон схватил попавшееся под руку дерево и начал их бить; он оказался настолько сильнее воинов, что они обратились в бегство, а он гнал их, как лев гонит козлят. Рассеянные им воины вновь собрались, однако, в одно место. Им стало стыдно друг друга, что не только не могли одолеть одного человека, но и были им прогнаны. Они боялись возвратиться к тому, кто их послал, с пустыми руками и говорили между собою, что если они воротятся без Иерона, то не только будут всеми осмеяны за то, что один человек победил их всех, но и будут жестоко наказаны за трусость. Поэтому они позвали себе на помощь своих товарищей и во второй раз в еще большем числе устремились на Иерона. Услыхав об этом, он набрал себе дружину из восемнадцати мужей — христиан, скрылся вместе с ними в находившуюся вблизи пещеру и оттуда отражал нападение осадивших его язычников. Последние известили между тем своего начальника, что Иерон с другими христианами заперся в пещере, и они не могут взять его. Начальник отправил к ним на подмогу еще более воинов и всё-таки они ничего не могли сделать, так как, боясь Иерона, никто не осмеливался даже приблизиться ко входу в пещеру. Тогда начальник послал к ним одного из друзей Иерона, по имени Кириака. Кириак, пришедши на место, посоветовал воинам удалиться от пещеры, так как Иерона, — говорил он, — можно взять только кротостью и добрым советом, а никак не силою. Когда воины удалились, Кириак вошел к Иерону и убеждал его не сопротивляться власти и идти записаться в воинскую службу. Мирною беседою своею он успокоил Иерона, вывел его из пещеры и отвел в его дом к матери — старой и слепой вдове. Она начала громко оплакивать сына, называла его опорой своей старости и светом своих слепых очей и жаловалась, что лишается единственного утешения в своем печальном вдовстве. Между тем воины, окружавшие Иерона, принуждали его идти с ними. Простившись с плачущей матерью, соседями и знакомыми, которые собрались там, Иерон захватил с собою одного своего родственника, по имени Виктора, и пошел в город Мелитину [ 3 ] вместе с воинами, сопровождаемый двумя своими близкими родственниками Матронианом и Антонием и некоторыми другими единоверцами. Путники не поспели в Мелитину до захода солнца [ 4 ] и ночевали на месте, где застала их ночь. Ночью блаженному Иерону явился некто одетый в белые одежды и возвестил ему кротким и полным любви голосом:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Пяток 3-й седмицы Великого Поста О грехах и покаянии А если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши. 1 Ин. 2, 1–2 Исповедь у иеромонаха Арсения (Писарева). 2007 г. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Грех есть преступление Закона Божия, неисполнение святых повелений Божиих. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3, 4). Человек может согрешать различным образом: делом, словом, помышлением, ведением, неведением, волею и неволею. Мы грешим « делом» , когда это дело противно заповеди Божией. Если человек предается объядению, пьянству, лакомствам, то грешит против заповеди Божией: «не сотвори себе кумира и всякого подобия». Воровство, грабежи, убийства и другие подобные поступки – грехи делом. Грех « словом» , когда слово это противно воле Божией. Например, праздные разговоры, слова, песни – грехи словом. Господь Иисус Христос воспрещает эти грехи, говоря: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36). Если поносим словами ближнего нашего, упрекаем его, браним или за глаза говорим о нем неправду, жалуемся на него несправедливо, клевещем из ненависти, то грешим против заповеди Божией: «не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна». Эти грехи словом бывают зловреднее многих грехов делом и могут стоять наряду с человекоубийством. Мы грешим « помышлением» , если имеем какие-либо желания противные любви к ближнему, когда поступаем против заповеди Божией: «не желай ничего, что принадлежит ближнему твоему». Грехи помышлением столь же тяжки, как и грехи делом и словом, и строго воспрещаются Священным Писанием. Грехи « ведением» – те, которые мы делаем, зная, что они запрещены законом Божиим, делаем их по страстям нашим – по гордости, злобе, лености и тому подобное – и оправдываем себя ложными доводами. Поступающие таким образом достойны того же приговора, который произнес господин на лукавого и ленивого раба своего: «лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал… негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25, 26–30).

http://pravoslavie.ru/1640.html

" Рыбная ловля - аллегория апостольского служения. Мозаичный пол базилики в Аквилее, Италия (314 год). " Изображения космических вод и источников широко распространены в церковном искусстве. Сохранились разнообразные иконографические изводы рек, расположенные в различных частях интерьеров византийских храмов. Мозаичные полы с морями и реками характерны для ранних храмов. Обычно на мозаичных полах изображены райские реки и символы плодородия. Встречаются также сцены рыбной ловли - аллегории апостольской проповеди Евангелия. Плавающие в водах рыбы и птицы на водяных растениях обозначали души верующих, возрожденные святым крещением и вкушающие его спасительные плоды (Г.К.Вагнер, Византийский храм как образ мира, Византийский временник 47, 1986) . В мессианских пророчествах Ветхого Завета исходящие из храма Божия источники возрождают райское плодородие природы (Иез 47. 1-12; Иоил 3. 18). Об этих пророчествах свидетельствует Христос в беседе с самарянкой: " Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную… Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве " (Ин 4. 14, 35). Епископ являет образ Первосвященника Христа, поэтому в Православной Церкви реки указывают на духовный смысл архиерейского служения. По словам святителя Симеона Солунского " источники символизируют высший дар архиерейского служения - давать поучения " (Книга о храме, 24) . Проповедь Слова Божия " насыщает мудростью, как Фисон и как Тигр во дни новин; наполняет разумом, как Евфрат и как Иордан в дни жатвы; разливает учение как свет и как Гион во время собирания винограда " (Сирах 24. 27-29) . Возможно, райские воды были символом архиерейского служения уже в Ветхом Завете. Иосиф Флавий и Филон Александрийский упоминают эмблемы водной стихии на облачениях первосвященника (Иосиф Флавий, Иудейские древности, кн. 3 гл. 7; Филон Александрийский, Жизнь Моисея, гл. 2) . В Православной Церкви учительскую благодать епископства символически изображают на мантии источники или струи - длинные нашивные ленты. В Византии источниками также украшали святительский стихарь. Три источника знаменуют сугубую благодать Пресвятой Троицы, как бы покрывающую со всех сторон епископа. " Мантия изображает промыслительную и всесодержательную и всеохраняющую благодать Божию, как одежда, охватывающая и обнимающая все тело, а источники означают различные струи учения, вечно источаемые двумя заветами - ветхим и новым " (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 47) .

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/re...

С праздником Рождества Христова приветствую всех Вас, дорогие мои. Епископ Александр Почему Господь пришел не сразу, 2002 “Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление” ( Гал. 4:4 ). Приветствую Вас, дорогие мои, с радостным праздником Рождества Христова! Мы только готовимся встретить наше Рождество, а инославный мир уже отпраздновал его – шумно, со всяким излишеством и в большой суете. Эти две недели, на которые как бы “опаздывает” наш праздник дают нам возможность глубже задуматься о значении величайшего события— пришествия в мир Сына Божия. Размышляя об этом, недоумеваешь только, почему Он так долго медлил прийти в мир, и как бы не спешил исправить ужасные последствия грехопадения Адама. Думается, что причина этому та, что пока человек на личном горьком опыте не осознал всю глубину своей духовной катастрофы, пока он не убедился, что без помощи Божией он не сможет побороть грех в себе, он не был готов со всем усердием откликнуться на зов Спасителя и принять Его всем своим сердцем. Действительно, когда апостол Петр отрекся от Христа во дворе первосвященника, то он тотчас же сознал весь ужас своего падения, и, как сказано в Евангелии, “выйдя вон, плакася горько.” Адам же и его жена Ева, напротив, будучи обличены Богом в нарушении заповеди, не обнаружили никаких признаков покаяния, но, покинув рай, занялись устройством своей жизни. Нужно было пройти тысячелетиям, чтобы созрела нужда в Искупителе; духовно одряхлеть потомкам Адама, чтобы ощутилась нужда в новом Адаме-Христе. Нужно было людям изнемочь во взаимной вражде, чтобы почувствовать необходимость в Примирителе; нужно было им устать от постоянной лжи и лицемерия, чтобы возжелать пришествия Правды Божией! Одним словом, людям следовало сначала полностью осознать свою греховность и бессилие, чтобы стать восприимчивыми к спасительной Евангельской проповеди. И в самом деле, из Евангельской истории и других книг Нового Завета, из истории Церкви и житий святых явствует, что в истории человечества не было другого исторического периода, более благоприятного для принятия “благой вести,” чем начало христианской эры. Ко времени пришествия Христа в мире созрела готовность покаянного обращения к Богу и многие с радостью принимали христианскую веру. “Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? – говорит Спаситель Своим ученикам. – А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.” Здесь Он подразумевает, конечно, наступление духовной жатвы (Иоанн 4:35).

http://azbyka.ru/propovedi/rozhdestvensk...

Самарянская женщина сделалась провозвестницей Спасителя, и в этом самарийском городе были посеяны первые семена Христова учения. Жители вышли из селения и пошли ко Христу. Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве ( Ин.4:35 ). Говоря это, Христос, несомненно, указывал ученикам на идущих к Нему самарян. Семя пшеницы – это зародыш, содержащий в себе новую будущую жизнь. Оно может стать новым колосом, пойти в пищу животным или людям. Вспомним, что этот образ используется также и в проповеди Иоанна Крестителя. Лопата Судьи разделяет от шелухи пшеницу, имеющую в себе начало будущей жизни. Посеянные зерна дали жизнь новым колосьям, теперь только бы этот урожай не потерять. Чтобы не сгнили зерна, нужно вовремя собрать новые плоды земли, тогда возрадуются те, кто трудились. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут… Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их . ( Ин. 4, 36, 38 ). Бог сеет, а апостолы жнут. Господь дал право и возможность апостолам и Церкви собирать этот урожай. Семя Божие – Евангельская весть – учит благодатной и богоугодной жизни. Но человек свободен и может не ответить на призыв Христа. Нередко людям нужна помощь родных или знакомых, чтобы они помогли посеять и взрастить в нас это семя. Миссия членов Церкви – нести живое евангельское учение, которое пришло к нам через апостолов от Иисуса Христа. Это семя сеется и сейчас в сердцах человеческих, однако взойти оно может и нескоро. 2008 год 85. «Как открылись у тебя глаза?» Сын Божий, став человеком, приняв человеческую природу, освятил ее Своим Божеством. Прожив 33 года на земле, помогая людям духовно исцелиться, телесно укрепиться, преодолевая и побеждая в людях не только недуги, но и саму смерть, Спаситель возносится в мир Небесной славы. Там, куда Он вознесся обновленным в Воскресении телом, Божеством Он всегда пребывал. Но теперь Господь и как Человек, Своей человеческой природой получает всю честь, силу и славу Бога. Евангелист Марк так говорит об этом, описывая событие Вознесеня: И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога ( Мк.16:19 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Скачать epub pdf Седмица 5-я по Пасхе О пшенице Господней Неделя 5-я по Пасхе Ин. 4:42 Однажды на пути в Галилею Господь Иисус Христос остановился у колодца близ города Самарии. Когда ученики ушли достать что-нибудь поесть, к колодцу за водой подошла женщина, и Господь заговорил с ней. Когда же вернулись ученики и женщина ушла, Господь сказал: «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступила жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». Господь сказал так, потому что немногие вопросы, заданные самарянкой, немногие слова, ею сказанные, – напоминают спелые зерна, уже готовые при первом прикосновении отделиться от колоса и войти в Господню житницу. Разговор начался с того, что Господь просто попросил пить, и другая просто дала бы Ему воды, не рассуждая, кто Он и какой веры. Но эта удивленно спросила: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня самарянки? ибо иудеи с самарянами не сообщаются». И этот ответный вопрос был первым зерном в Господнюю житницу, потому что обнаружил, что для самарянки есть нечто высшее телесных потребностей, есть религиозные законы, и она искренне удивлена, как может этот серьезный, благочестивый человек нарушать их? Если бы женщина просто дала Ему воды, то разговор не возник бы; а тут – Господь продолжает и говорит: «если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай мне пить; то сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду». Женщина удивилась: «Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок; откуда же у тебя вода?» – и этих словах еще нет ничего особенного, но тут же она прибавила: «Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его?» А это уже – второе зерно в житницу Господню: этот вопрос обнаружил, что женщина помнит о своих корнях, о своих праотцах, помнит, что от кого унаследовала. Но вот Господь говорит ей нечто более трудное для понимания. Он говорит, что здесь в пустыне у Него Самого есть живая вода, и кто будет пить Его воду, «тот не будет жаждать вовек», и что вода эта сделается в нем – «источником воды, текущей в жизнь вечную».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Слава неизреченному человеколюбию Божию! Слава Его щедротам! Говоря: «Господи, помилуй», мы должны каяться в грехах своих, должны бояться Господа как рабы непотребные, недостойные, повинные праведному Его гневу, должны жить праведно и свято, как сказано: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» [ 2Тим.2:19 ]. Какая отрадная, оживляющая сердце мысль, если представить, что все христиане православные составляют одно духовное Царство Божие как сыны Царства, одну Церковь Божию, одно тело, один дух, одна виноградная лоза с множеством рождий, что во всех царствует Бог во Христе Иисусе и во всех живет Дух Божий, как сказано: «вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них... и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» [ 2Кор.6:16–18 ]; или: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» [ 1Кор.3:16 ]. О, если бы во всех царствовал Бог , как молимся: «да приидет Царствие Твое»; о, если бы все жили по воле Божией, отвергая свою, ложную, гибельную! Если бы все старались жить праведно и свято, как свят Господь Бог наш! Если бы во всех обитал Дух Святой, Коим все отрождены и запечатлены. Если бы во всех жил Христос! Если бы все духовно созревали на Божией ниве, как пшеница духовная! Если бы всюду царствовал мир, тишина, любовь, чистота, воздержание и прочие добродетели! Какое было бы восхитительное зрелище на земле! Как бы все были благополучны, довольны! Надо усердно молиться об этом, особенно за литургией. «Посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» [ Ин.4:35 ]! Чудна, Божественна литургия Православной Церкви по той широкой любви, которою она объемлет весь мир, всех людей, особенно всех православных христиан. О, как должен быть чист сердцем и возвышен духом иерей, служащий литургию, как и прочие службы, и приносящий Богу такие общие и согласные молитвы о всем мире, о всех людях, о живых и умерших, и приносящий благодарственную Жертву Господу за всех святых и за Самую Пресвятую Богородицу! Он должен быть превыше всего земного, превыше всех пристрастий земных, превыше всех страхов бесовских! Он должен быть исполнен любви пламенной, серафимской к Богу и к возлюбленному от Него миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010