235 Верховской С. Несколько богословских вопросов, связанных с халкидонским догматом. Православная мысль. вып. 9. Париж, 1953, с. 35. 240 Сомнение в непогрешимости своих предшественников, кажется, только однажды проявило себя в действиях римских пап: через четыре года после официального разрыва только что избранный папа Стефан IX, сопровождавший кардинала Гумберта в той печальной поездке 1054 года, направил в Константинополь посольство, которое «было, как кажется, выражением сознания самого папы Стефана, что кардинал Гумберт жестоко оскорбил греческую Церковь и что, во всяком случае, если на ком, то на папе, личном свидетеле горестного разрыва между двумя половинами христианского мира, лежит обязанность возобновить прерванные между ними отношения» (Катанский А. История попыток к соединению Церквей греческой и латинской в первые четыре века по их разделении. СПб., 1868, с. 44). Впрочем, пока посольство еще было на пути в Константинополь, папа Стефан скончался и послы были отозваны... 241 Бриллиантов А. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. Спб., 1898., С. 279. 243 см. Греческая и латинская традиции об исхождении Святого Духа//Страницы. Журнал Библейско-богословского Института св. апостола Андрея. 1996, 1, с. 145. Соответственно, можно лишь поразиться тому мужеству и той безграмотности, с которыми русские фило-католики (формально оставаясь православными священнослужителями) отстаивают тот догмат, который перестали защищать сами католики. Прот. Иоанн Свиридов, например, решил напасть на проф. Д. Поспеловского за то, что он согласно процитировал воспроизведение оксфордским богословом, православным епископом Калистом традиционно-православного мнения: в Троице «все исходит от Отца». В результате в глазах прот. Свиридова еп. Калист, проф. Поспеловский и даже Папский совет оказались еретиками: «Поразительны и богословские рассуждения профессора, рассуждающего о филиокве. Ссылаясь на высказывания еп. Калиста Уэра, он не замечает, как сам скатывается к древней доникейской ереси монархиан, утверждая, что в Святой Троице «все исходит от Отца» (прот. Иоанн Свиридов. Рецидив «провинциального конфессионализма»//Церковно-общественный вестник 7 (Приложение к Русской мысли от 16.1.97). Это тот случай, когла русский протоиерей оказался большим католиком, чем сам Римский Папа. Кстати, «монархиане» просто отрицали Троицу и либо утверждали, что во Христе воплотился Отец, либо вообще не считали Христа Богом (см. Андреев И. Д. Монархиане

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

265 Месяца мая, в 20-й день. Обретение честных и многоцелебных мощей иже во святых отца нашего Алексия, митрополита Киевского и всея Руси чудотворца. Слово вкратце. Списано же бысть обретение Германом (Гермогеном), патриархом//Творения Святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея Руси. М., 1912. С. 51–56. 285 Выписка из протокола экстренного заседания членов бюро Обласкома ТССР 24 января 1922 г.//Там же. С. 72. 289 Духовенство, согласно советскому законодательству, «нанималось» коллективом верующих для отправления религиозного культа. Наём оформлялся соответствующим договором. См.: Государство и церковь . Сборник узаконений, распоряжений и разъяснений по отделению церкви от государства НКЮ, НКВД, ГИК. Саратов, 1925. С. 80–83. 292 Кампания за отдачу церковного золота голодающим//Чёрная година. Саратов, 1922. 1. С. 32–33. 302 См.: Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996. С. 54. 303 С 1910 года по благословению епископа Саратовского Гермогена в зале музыкального училища, а также в чайной-столовой Братства св. Креста совершались еженедельные молебны с пастырскими беседами. Непременным участником этих бесед был свящ. Сергий Ледовский, выступавший с проповедями на вполне злободневные, хотя и не имеющие отношения к политике или церковной реформе темы. При этом его сослужитель свящ. А.П. Мраморнов называет его «любимым народом пастырем и проповедником». См.: Мраморнов А.П., свящ. Сочинения 1896–1919 гг.: записки, епархиальные хроники, публицистика. Саратов, 2005. С. 80–88, 96–98. 309 См.: Сергий (Ларин), еп. Обновленческий раскол: В 3 т. Астрахань; Москва, 1953–1959. (Машинопись). С. 165. 316 Флеровский И. Борьба с дурманом религии//Вестник Саратовского Губкома Р.К.П. 28 февраля 1922. 17. С. 13. 320 Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. С. 88–91. Парадоксально, но у обновленцев Ленин вызывал разве что не преклонение, – если, конечно, их славословия в его адрес были искренними. После его смерти обновленческие храмы, в отличие от патриарших, служили по нему панихиды и оплакивали усопшего «как христианина по природе своей», человека и политика, наделённого самыми великими добродетелями. См.: Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в 20 веке. С. 67.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

30. Московская патриархия, 1990. Голубев С.Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. В 2 т. Киев, 1883–1898. Грушевский М. 10 т. Киев, 19131936. Исаевич Я.Д. Братъства та роль в розвитку кулътури XVIXVIII ст. Киев, 1966 Карташев А. Очерки по истории Русской Церкви, т. 1 и 2. Париж, 1959. Кельсиев А.В. Галичина и Молдавия: путевые письма. СПб., 1868. Любавский М.К. Лекции по древнерусской истории. М., 1918. Оксиюк И.Ф. Первые столетия христианства на Руси и латинский Запад. Богословские труды, т. 28, 1987. Свитич А. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия. Буэнос-Айрес, 1959. Ундольский В. Ученые труды Епифания Славинецкого. ЧОИДР, 4, 1846 г. Флоровский Г. Пути русского богословия. Хижняк З.И. Киев, 1981. Шмурло Е. Римская курия на русском православном Востоке в 16091654 гг. Прага, 1928. Fedoriw G. History of the Church in Ukraine. Toronto, 1983. Jablonowski A. Akademija Kijowsko-Mohilanska. Krakow, 1900. Moroziuk Russell. Politics of a Church Union. Montreal, n.d. Nichols R. & T. Stavrou, eds. Russian Orthodoxy under the Old Regime. Minneapolis, 1976. Sysyn E. Between Poland and the Ukraine: the Dilemma of Adam Kysil, 16001653. Cambridge, Mass., 1985. Tazbir J. Piotr Skarga, Szermierz kontrreformacji. Warszawa, 1985. Vernadsky G. A History of Russia: Vol.III: The Mongols and Russia. Yale Univ. Press, 1953. Vol. V: The Tsardom of Moscow (Parts 1 & 2). Yale Univ. Press, 1969. Vlasovs’kyj I. Outline History of the Ukrainian Orthodox Church. New-York, 1956. Глава 6. Восемнадцатое столетие в истории Русской Церкви Последний русский патриарх XVII века Адриан, скончался в 1700 г. Это был консерватор, продвинутый на патриарший престол матерью Петра против воли молодого царя, который хотел на этом месте видеть блестяще образованного епископа Маркела, владевшего несколькими языками и свободно общавшегося с западно-европейцами. Адриан же, поддерживая расширение образования и способствуя открытию Московской академии, в остальном открыто показывал свое недовольство западничеством Петра и его богохульными попойками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

49 «Приют» представляет собой две квартиры, принадлежащие учредителям Семеновского благотворительного общества (Общества потомков П. П. Семенова-Тян-Шанского), которые решили продолжить дореволюционную семейную традицию призрения одиноких пожилых женщин. Насельницы «приюта», основанного в 1999 г., проживают в этих квартирах временно или постоянно, находясь в благожелательной семейно-церковной обстановке с полным уходом и пансионом. 51 Архиепископ Кирилл (Поспелов, 1876–1953) – с 1906 г. служил священником сначала в Баку, затем в Саратове, где был благочинным церквей города, ключарем кафедрального собора. В 1921 г., состоя членом Саратовского комитета помощи голодающим, собрал значительные средства в Саратовской губернии и на Украине. С 1934 г. около десяти лет находился в лагере для заключенных в Казахстане. Затем проживал в Актюбинске. В 1944 г. принял монашество. С 1 апреля 1944 г. – епископ Пензенский и Саранский, с июля того же года – Ташкентский и Среднеазиатский. С 20 июня 1946 г. – епископ Ивановский и Шуйский, с 27 января 1947 г. вновь епископ Пензенский и Саранский, в феврале 1951 г. возведен в сан архиепископа. 54 Калинин Михаил Иванович (1875–1946), советский государственный и партийный деятель. С 1919 г. – Председатель ВЦИК, в 1922–1938 гг. – один из Председателей ЦИК СССР. Возглавлял созданную в связи с голодом 1921–1922 гг. Центральную комиссию помощи голодающим (ЦК Помгсш). 56 Архиепископ Андрей (Комаров, 1879–1955) – иерей с 1901 г., после 1908 г. – приходской священник в Саратове, в 1923 г. принял монашество. В 1921 г. внес большой вклад в организацию помощи голодающим и беспризорным детям. В 1923 г. хиротонисан в епископа Балашовского, викария Саратовской епархии, затем последовательно был викарием других епархий в Поволжье. В 1934 г. возведен в сан архиепископа. С 1941 г. – правящий архиепископ Куйбышевский и Сызранский, с декабря 1943 по март 1944 г. вызывался на зимнюю сессию Священного Синода, во время которой ему было доверено делать заключения по прошениям бывших священников (отрекшихся). Вероятно, именно тогда он и получил письмо вдового протоиерея Леонида Поспелова (будущего архиепископа Кирилла). С начала 1944 г. – архиепископ Днепропетровский, Запорожский и Сталинской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

60 Шишкин А.А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола русской православной церкви. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1970. 62 Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции. 1917–1923 гг. М.: Наука, 1968; Его же. Тихоновщина и ее крах. Л.: Лениздат, 1987. 65 Мануил (Лемешевский) , митрополит. Русские православные иерархи периода с 1863 по 1965 годы. Т.1–6. Эрланген: Кафедра истории и теологии христианского Востока, 1979–1989; Кузнецов А.И. Обновленческий раскол в Русской Церкви. Т.1–3. Астрахань, 1956–1959. Рукопись; Сергий (Ларин), епископ. Обновленческий раскол. Т. 1,2. Астрахань;М., 1953–1959. Рукопись; История Русской Церкви. Миссия Русской Православной Церкви в современном мире. М., 1987. Рукопись; Сергеенко А. О положении Церкви в России. Париж, 1947. Рукопись; Цыпин В. История Русской Православной Церкви 1917–1990. 66 Иоанн (Снычев), митрополит. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия – григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие. Их особенности и история. Сортавала: Сортавальская кн.типография, 1993; Его же. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. 67 Rëssler R. Kirche und Revolution in Russand. Patriarch Tichon und der Sovietstaat. Këln-Wien, 1969; Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке; Его же. A History of Marxist-Leninist Amheism and Soviet Antireligions Policies. London: Macmillan, 1987; Struve N. Les chretiens en URSS. Paris: Editions du Sevil, 1963; Fletcher W. The Russian Orthodox Church underground, 1917–1970; Stricker G. Religion in Russland. Darstellung und Daten zu Geschichte und Gegenwart. 68 Краснов-Левитин А. Лихие годы. 1925–1941. Париж: Имка-Пресс, 1977; Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Т. 1–3. 70 Валентинов А.А. Черная книга («Штурм небес»). Париж: Русское национальное студенческое объединение, 1925; Польский М. Новые мученики российские. Т. 1–2. Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1949, 1957; Криптон К. Защита канонов православия. 1922–1925//Вестник русского христианского (студенческого) движения (Вестник РХД, Париж) 1979, По 128, с.218–243; Григорий (Граббе), епископ. К истории русских церковных разделений заграницей. Опровержение ошибок и неправд в сочинении Д.Поспеловского «The Russian Church under the Soviet Regime 1917–1982». Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

925 Макаревич А.Ф. Новый взгляд на документы Национального архива Республики Беларусь в борьбе с фашистской агрессией/Отечественные архивы. 1994. 3. С. 33. 37–38. 930 В 1921 г. «собор», состоявший из мирян, диаконов и священников «хиротонисал» протоиерея Василия Липковского в «митрополиты» наложением рук всех присутствующих. Созданная таким революционным путем Украинская автокефальная « церковь » получила прозвище «липковщина». Советские власти сначала поддержали ее, как и любой раскол в Церкви, но в период коллективизации 1930 г. заставили «липковцев» самоликвидироваться. 931 Heyer F. Die Orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945. Köln – Braunsfeld. 1953. S. 175–176; Сообщения и распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, митрополита Берлинского и Германского и Среднеевропейского митрополичьего округа (CP), сентябрь 1942. С. 4. 11–12; октябрь 1942. С. 5–6. 937 Stehle Н. Der Lemberger Metropolit Scheptyckyj und die nationalsozialistiche Politik in der Ukraine/Vierteiljahreshefte für Zeitgeschichte 34/1986, 3 Heft. S. 412; BA R5101/22 183. Bl. 22 945 Armstrong I. Ukrainian Nationalism, 1939–1945. New York. 1955. P. 83; Stehle H. , a.a.O. S. 410–411. 979 Винтер Э. Политика Ватикана в отношении СССР 1917–1968. М., 1977. С. 166; Heyer F., а.а. О. S. 188. 981 Архиепископ Вениамин Чебоксарский и Чувашский/Журнал Московской Патриархии. 1977. 1. С. 18–20. 982 Алексеев В., Ставру Ф. Указ. соч. С. 106–108, 111; Heyer F., Weise Ch., a.a.O. S. 261, 275; Зернов H. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991. С. 224; CP, январь 1943. С. 5; сентябрь 1943. С. 5 983 Heyer F., Weise Ch., а.а. О. S. 261–262, 264; CP, август 1943. С. 3; За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 1917–1956. Биографический справочник. Книга I. А-К, М., 1997. С. 240, 508. 985 IfZ, МА 488/2, Bl. 308–309; Armstrong I. Op. cit. P. 192; Поспеловский Д.В. Указ. соч. С. 214–215, 458; CP, июнь 1943. С. 3. 987 См.: Fireside H. Icone and Swastica: The Russian Orthodox Church under Nazi and Soviet Control. Cambridge, 1971; Inkeles A., Bauer H. The Soviet Citizen: Daily Life in a Totalitarian Society. Cambridge, 1959.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В следующей дневниковой тетради архиепископ вспоминает эту ситуацию: «2 июля 1944 г. В Саратове с марта создалась для меня неблагоприятная атмосфера. Борис Вик, побуждаемый ненасытным честолюбием, захотел быть епископом, принял соответствующие меры, и ко мне явились ходатаи из Вольска о назначении к ним Бориса викарием. В числе ходатаев был и свящ[енник] Шереметьевский. Я взял это ходатайство с собой в Москву. В это время разыгралась история с телеграммой на имя т. Сталина, которую Борис послал помимо меня, об отчислении 250 тыс. р[ублей] на армию. Я сделал ему выговор, предупредив, что должен об этом самоуправстве донести Патриарху, что и сделал. Когда я приехал в марте в Москву, Патриарх уже накануне получил мое письмо и при первом же разговоре со мной сказал мне: “Надо Вас от него освободить” и на другой же день провел в Синоде назначение Бориса, но не в Вольск, а в Ворошиловград (с переменою потом в Нежин). Об избрании в епископы я и о. Колчицкий сообщили Борису, не указав города назначения». Кирилл (Поспелов; 1876–1953 гг.), архиепископ Пензенский и Саранский. Недолго участвовал в обновленческом движении и состоял членом Саратовского обновленческого епархиального управления; в 1923 г., принес покаяние и вернулся в патриаршую Церковь; в 1934–1937 гг. подвергался арестам, последний срок отбывал в одном из лагерей Казахстана; весной 1944 г. был вызван в Патриархию и пострижен в монашество, хиротонисан во епископа Пензенского и Саранского; с 1951 г. в сане архиепископа. Иларий (Ильин; 1868– 1951 гг.), 5 марта 1944 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии; с мая 1944 г. епископ Ульяновский и Мелекесский, одновременно управляющий Казанской епархией, в декабре 1945 г. возглавил Чебоксарскую и Чувашскую кафедру, с февраля 1950 г. архиепископ. Далее неразборчиво. Анна Николаевна Фэдор (1900–1967 гг.), старшая дочь владыки Григория; в 1943 г. ему удалось вызволить ее в Саратов из ссылки (г. Бишкек), куда она с малолетней дочерью Ириной была «в течение 48 часов» выслана из Ленинграда в январе 1938 г. после расстрела мужа Р. П. Фэдор.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

В этот период, вошедший в историю как «период хрущёвских гонений на Церковь », была закрыта значи­тельная часть монастырей, духовных семинарий, сокращено число епархий, закрыто много православных храмов. Статистика свидетель­ствует. что за 10 лет (с 1953 по 1963 г.) число приходов РПЦ сократилось на 40%. Из восьми имевшихся до этого семинарий, пять (Ставро­польская, Саратовская, Киевская, Луцкая, Минская или Жировицкая) были закрыты. Закрыто было более 30 монастырей, а в остав­шиеся (осталось 16) запрещено было принимать лиц моложе 30 лет. Власти требовали от священ­ноначалия РПЦ частого перемещения архиереев с кафедры на кафедру (с тем, чтобы не созда­вались прочные контакты с верующими и об­щественностью вообще), а священников – с прихода на приход. В этот период под давлением властей Русская Православная Церковь вынуж­дена была даже изменить устав своей деятель­ности – «Положение об управлении Русской Православной Церковью» – в той его части, ко­торая касалась положения настоятеля прихода. Выставлено было требование привести «Поло­жение» в строгое соответствие с постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР 1929 г. «О рели­гиозных объединениях», которое устраняло священнослужителей как лиц, не имевших избира­тельного права, от участия в хозяйственных делах приходов. По настоянию властей 18 июля 1961 г. в Троице-Сергиевой Лавре был проведён чрезвычайный Архиерейский Собор. «Это сове­щание с трудом может быть названо собором, – напишет позднее о нём канадский исследователь проф. Д. Поспеловский, – поскольку епископы приехали по телеграммам от Патриарха, в кото­рых ничего не говорилось о цели вызова». «...B присутствии трёх представителей правительства, сидевших за отдельным столиком за спиною епископов» (13), Святейший Патриарх Алексий так изложил подоплёку этого Собора: «В апреле этого года Совет по делам Русской Православной Церкви известил нас о том, что Совет Министров СССР вновь обратил внимание на многочисленные случаи нарушения со стороны духовенства советского законодательства о куль­тах и указал на необходимость внести надлежащий порядок в жизнь приходов, а именно в вопросе восстановления прав исполнительных органов церковных общин в части финансово­-хозяйственной деятельности, в соответствии с законодательством о культах».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другие говорили, что Лосев чудо нашего времени, открыл нам Платона, которого мы до него не знали, великий деятель русской культуры, выдающийся советский историк и одновременно историческая личность. Леонард Максимов: помню 1953 год, Калошин переулок; мы чувствовали пульс, живую связь времен; за какие-то два часа занятий выходили обновленными, отказывались от суеты жизни; мы не становились философами, но выходили людьми. Николай Федоров приветствует на латинском и А. Ф. сразу отвечает ему там же. Уваров из Белорусского университета читает стихи. Студент Скупцов жалуется, что Арсений Гулыга и другие украли у него почти всё, кроме одного: А. Ф. музыкант, скрипач; чистота звука поразительная нигде ни промаха, бесконечная глубина; он служил не только истине, но и любви к красоте: мы ждем от него еще много и много книг; молодежи нужны однако и его ранние книги. Аверинцев вышел с красными гвоздиками  . Столович из Тартуского университета читает тоже на латыни «несовершенные стихи», Лосев отмахивается от этой характеристики платком, левой рукой. Платон, Аристотель, Вагнер, Владимир Соловьев, продолжает Столович, соединились в А. Ф. Пусть другие мера всех вещей, но он мера духа. Он выстоял… как музыка и как античный космос. Есть имя, что звучит как звание, Лосев. Чертихин от издательства «Искусство»: мы Вас любим и готовы страдать с Вами и дальше (хорошая ядовитая злость Москвы, здоровая сплетня, доносящая всё до всех). Рождественский (веселый, сладко улыбается, но shabby, уже дряхлый): «Толчок, толчок…»; потом зачитывает поздравления Поспелова и Журова своему младшему современнику. Виктор Ноевич Ярхо (говорит, как бы падая вперед): некоторые студенты мечтали бы прикоснуться к Вам, как к папе римскому; у Вас преимущество, с папой не спорят, сказанное им вне обсуждения, ipse dixit; Ваши труды provozieren, этим они награда для ученого, хотя многое в них спорно (обнимает А. Ф., смеется). Кессиди жалеет: древнегреческие философы не имели Вас среди себя; неделю назад я вернулся из Эллады и принес этот скромный лавровый венок (надевает; Лосев через полминуты снимает; Аверинцев и Михайлов аплодируют как сумасшедшие). Я воздух привез оттуда, дух Эллады! Греки просили передать Вам: ρρωσον! А вот кусок мрамора от храма Ники, который я добыл, сильно рискуя  ; если я не смогу прочесть, то тут Аверинцев, но кажется, что сказано: нет ничего дороже свободы (А. Ф. напряжен и сосредоточен, Аверинцев кисло и остро полуулыбается, наклоняясь вперед). Григорий Петрович Калюгин, поэт: «Вы гордо поднимались на Голгофу, но путь в Каноссу — это не для Вас… Не угашайте духа, Дон Кихоты!». Татьяна Вадимовна Васильева (уже очень располневшая): «В моем лице выступает древнелатинская поэзия…» Леонид Лутковский, изящен, красив, прекрасно одет, черная борода: от Киевского государственного университета, кафедра классической филологии, тоже на латинском языке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

За это семинарист был приговорен к трем годам концлагеря, а избивавшие его комсомольцы остались безнаказными. А в Одессе десятиклассницу исключили из школы за «аморальное поведение», выразившееся в том, что, будучи комсомолкой, она вышла замуж за семинариста и обвенчалась в храме. И это в самый либеральный 1956 год! Избранная библиография Алексий (Симанский), патриарх. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи, тт. 1, 2, 3. М., 1948, 1954, 1958 гг. Валентинов А. Религия и церковь в СССР. М., 1960. Деяния совещания глав и представителей автокефальных православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, 818 июля 1948 г. В 2 т. М., 19481949 гг. Документы Совета по делам РПЦ и Совета по делам религий. ГАРФ. Константинов Д. Православная молодежь в борьбе за Церковь в СССР. Мюнхен, 1960. Левитин-Краснов А. Воспоминания. T. I. Лихие годы. Париж: ИМКА-Пресс, 1977; T. II. Рук твоих жар. Тель-Авив, 1979; T. III. В поисках нового града. Тель-Авив, 1980. Левитин-Краснов А. Защита веры в СССР. Париж, 1966. Разумовский Г. Экуменическое движение и русская православная церковь . М., 1948. Разъяснение для приезжающих в Америку Ди-Пи. (Карловацкая брошюра-агитка против Американской православной Церкви). Нью-Йорк, 1950. Рар (Ветров) Г. Плененная Церковь . Франкфурт-на-Майне: Посев, 1954. Русская православная Церковь : устройство, положение, деятельность. М.: Патриархия, 1958. Трубникова А.Я. Командировка в XIII век. М., 1965. Bogolepov А.А. The Statutes of the Russian Orthodox Church of 1945. New York, 1959. Curtiss J. The Russian Church and the Soviet State, 19171950. Boston: Little, Brown & Co., 1953. Fletcher W. Nikolai. London: Collier, Macmillan, 1968. Spinka M. The Church in Soviet Russia. N.Y.: Oxford U. Press, 1956. Глава 14. Хрущевские гонения и послехрущевская Советская церковная политика Первым сигналом готовящейся новой расправы с Церковью явилось Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 г., которое, признав, что и к Церкви, и к сектантам тянется молодежь, призывало Министерство просвещения, комсомол и профсоюзы развернуть беспощадную борьбу с религией. Постановление обещало приступить к изданию регулярного массового антирелигиозного журнала для нейтрализации церковной прессы, хотя последняя выражалась в единственном ежемесячном «Журнале Московской Патриархии» тиражом 15 тысяч, украинском «Православном вестнике», выходившем шесть раз в год, и баптистском «Братском вестнике», тоже выходившем каждый второй месяц незначительным тиражом, в то время как общий годовой тираж антирелигиозных брошюр уже в 1950 г. превышал 800 тысяч экземпляров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010