Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах Источник Содержание От издательства От автора Глава I. Государственно-церковные отношения в СССР – объект исторического исследования §1. Задачи исследования, терминология, методологическая основа §2. Характеристика источников §3. Русская Православная Церковь и государственная религиозная политика в 1917–1938 гг Глава II. Изменение Государственно-церковных отношений в годы второй Мировой войны §1. Положение Русской Церкви накануне Великой Отечественной войны (1939–1941 гг.) §2. Патриотическая деятельность Московской Патриархии §3. Религиозное возрождение на оккупированной территории СССР §4. Ликвидация обновленческого и григорианского расколов §5. Религиозная политика советского государства в годы войны Глава III. Церковное сопротивление в СССР §1. Иосифлянское движение §2. Катакомбное движение §3. Религиозные диссиденты Глава IV. Московская Патриархия на Международной арене §1. Русская Церковь в центре «большой политики» §2. Ослабление внешнеполитической активности Патриархии §3. Новая активизация международной деятельности Церкви Глава V. Государственно-церковные отношения в 1945–1965 гг §1. Временное «перемирие» 1945–1953 гг §2. Укрепление позиций Патриархии – 1953–1957 гг §3. Снова «война» – 1958–1964 гг Заключение     редакционная коллегия тома: кандидат искусствоведения, доцент, протоиерей Валентин ЧАПЛИН (Крутицкое Патриаршее Подворье, Москва) профессор Дмитрий Владимирович ПОСПЕЛОВСКИЙ (Университет Западного Онтарио, Канада) профессор Вильям ван дер БЕРКЕН (Теологический факультет Утрехтского Университета, Голландия) профессор Эрих БРИНЕР (Институт «Вера во втором мире», Швейцария) кандидат исторических наук Александр Юрьевич ПОЛУ НОВ (Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова) Илья Владимирович СОЛОВЬЕВ (Крутицкое Патриаршее Подворье, Москва) Валентин Арсеньевич НИКИТИН (Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Настоящее народное кино» В общероссийский кинопрокат выходит художественный фильм «Русский крест» 08.04.2023 1264 Время на чтение 3 минуты Фото: pravoslavie.ru 16 апреля 2023 года в общероссийский кинопрокат выходит художественный фильм «Русский крест», сообщает Православие.ru. «Русский крест» – полнометражный художественный фильм по одноимённой поэме русского поэта Николая Мельникова (1966–2006), киновысказывание режиссёра Эдуарда Боякова (основателя фестивалей «Золотая Маска», «Традиция», создателя театров «Практика», «Политеатр», художественого руководителя МХАТ им. Горького (2018–2021), художественного руководителя Нового театра). Фильм «Русский крест» – история о покаянии и духовном возрождении простого человека, Ивана Ростка, достигшего предела в своем падении. Главный герой обретает веру после явления ему святого Георгия и ставит перед собой задачу – восстановить разрушенный в советское время деревенский храм. В главных ролях: Михаил Пореченков («Ликвидация», «Белая гвардия», «Поддубный»); Полина Чернышова («Тихий Дон», «Легенда о Коловрате», «Красный призрак»); Юрий Кузнецов («Холодное лето 1953-го», «Улицы разбитых фонарей», «Остров»). Генеральный продюсер – Игорь Кудряшкин. Продюсер – Вадим Горяинов («Стиляги», «Географ глобус пропил», «Поддубный»). Оператор – Максим Осадчий («9 рота», «Сталинград», «Дуэлянт», «Легенда о Коловрате»). В фильме звучит музыка Тихона Хренникова-младшего и группы LAVRA (Варвара Котова, Сергей Калачев, Василий Поспелов). Фильм произведён кинокомпаниями «Глагол» и «Киноспутник» при поддержке «Фонда Русской Цивилизации «Светославъ». Кинопрокат организует компания «Атмосфера кино». Официальный партнёр – корпорация «Синергия». Информационные партнёры картины – «Дорожное радио», ВГТРК, ИД «Комсомольская правда», журнал «Фома», радио «Вера». Благословение на создание фильма его авторы получили у схиархимандрита Илия (Ноздрина), чьим духовным чадом был поэт Николай Мельников. Продюсеры и прокатчик приняли совместное решение о необычном для кинорынка старте проката – 16 апреля 2023 года, в день Светлого Христова Воскресения (московская премьера – в кинотеатре «Октябрь»).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/08/na...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ (Поспелов Леонид Николаевич; 20.03.1876, с. Можаровка Городищенского у. Пензенской губ.- 18.12.1953, Пенза), архиеп. Пензенский и Саранский. Из семьи псаломщика. Лишился отца в возрасте 5 лет. Окончил начальную школу в с. Селищи Краснослободского у., затем Пензенское ДУ. В 1898 г. окончил Пензенскую ДС. Согласно автобиографическим сведениям, до революции учился на юридическом фак-те Саратовского ун-та, но не окончил его (ГАРФ. Оп. 6991. Оп. 7. Д. 68. Л. 4). Во время выпускных экзаменов в семинарии привлек внимание бакинского прот. Александра Юницкого редким баритональным басом, и тот предложил ему место диакона в соборе г. Баку. 1 окт. 1898 г. рукоположен во диакона к этому собору, а также назначен законоучителем бакинского 5-классного городского Михайловского уч-ща. В 1901 г. рукоположен во иерея. Служил сначала на сверхштатной должности, с 1906 г. в штате уч-ща. Одновременно был законоучителем 2-й бакинской жен. гимназии и благочинным 2-го округа церквей Бакинской губ. Просил о переводе для служения в более мягком климате из-за болезни жены, ездил на прием к обер-прокурору Синода В. К. Саблеру . Обер-прокурор предложил место настоятеля кронштадтского Андреевского собора. Из смирения он отказался и был назначен в Саратов. Успешное завершение поездки к обер-прокурору о. Леонид приписывал молитвам блж. Ксении Петербургской ( Тимаков. 2000. 3(25). С. 301-303). 10 дек. 1913 г. назначен служить в кафедральный Александро-Невский собор г. Саратова, одновременно с янв. стал законоучителем в 1-й саратовской жен. гимназии. Был ключарем саратовского кафедрального собора. Награжден набедренником (1904), скуфьей (1907), камилавкой (1915), в 1916 г. «по обстоятельствам военного времени награжден наперсным крестом, выдаваемым Святейшим Синодом». Возведен в сан протоиерея. В 1916 г. духовенством был избран, а затем назначен благочинным 1-го округа церквей г. Саратова, награжден митрой. В 1919 г. инициировал открытие при Александро-Невском кафедральном соборе «Общества милосердия» для оказания помощи семьям и сиротам лиц духовного звания, служивших при соборе.

http://pravenc.ru/text/1840341.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛОВ Иван Акимович (19.09 (или 14.10). 1891, Москва - 1.01.1974, там же), старообрядческий писатель, экономист. Род. в потомственной старообрядческой семье. Отец - А. Т. Кириллов (1866-1941) в 1907 г. стал одним из учредителей остоженской общины храма Покрова Пресв. Богородицы (Москва), являлся последним председателем общины до ее закрытия в 1932 г. В авг. 1937 г. он был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, виновным себя не признал, приговорен к 10 годам заключения, умер в Онеглаге (Архангельская обл.). К. в 1909 г. окончил Московский коммерческий ин-т (ранее окончил Московское коммерческое уч-ще). Активно печатался в старообрядческой периодике, в московских газетах, до 1917 г. работал в Московской городской управе, в 1919 г. начал преподавать в Московском ин-те народного хозяйства им. К. Маркса (ранее Московский коммерческий ин-т, с 1924 Московский ин-т народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, ныне Российский экономический ун-т). Впосл. работал в Московском инженерно-экономическом ин-те им. Серго Орджоникидзе (ныне Гос. академия управления), был заведующим кафедрой финансирования. В 1953 г. награжден орденом Ленина. В 1955 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук по теме «Основные и оборотные средства социалистической промышленности (источники образования)». В 1911-1912 гг. К. принял активное участие в издании старообрядческого ж. «Старая Русь» (Рига), являлся секретарем редакции и представителем журнала в Москве. Особенностью «Старой Руси» было стремление объединить на своих страницах старообрядцев всех согласий. К. и редакция провозглашали нравственной обязанностью каждого старообрядца «воспрепятствование разрастанию пропасти между отцами и сыновьями». Деятельность старообрядчества, по мнению К., может развиваться прогрессивно лишь путем единения всех согласий на почве общих интересов. От имени редакции «Старой Руси» К. совместно с Е. Т. Поспеловым подготовил доклад для XII Всероссийского съезда старообрядцев (30-31 янв. 1912, Москва), впосл. опубликованный в «Старой Руси» (1912. 4. С. 74-76; 5. С. 86-87; 6. С. 103-106). На страницах журнала увидели свет др. статьи К., в частности рецензия «По поводу второго тома исследований Н. Ф. Каптерева «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович»» (1912. 8. С. 132-135; под псевд. Веди).

http://pravenc.ru/text/1840457.html

Кирилл (Поспелов Леонид Николаевич), архп. Пензенский и Саранский Родился 20 марта 1876 года в семье бедного псаломщика. В 1898 году окончил Пензенскую духовную семинарию. I окт.1898 года рукоположен во диакона и назначен в г. Баку. В 1906 году рукоположен во иерея собора в г. Баку. С января 1914 года – священник Александровского собора и законоучитель Саратовской гимназии. Возведен в сан протоиерея, с 1916 года – благочинный церквей г. Саратова, где за усердное служение награжден митрой. В 1921 году, будучи ключарем Саратовского кафедрального собора, о. Леонид предпринял серьезный шаг для оказания помощи голодающим. Получив соответствующий мандат от ЦК Помгол’а, он выехал на Украину для сбора пожертвований мукой, а недели через две привез с собой целый поездной состав с мукой. За это он получил благодарственную грамоту от ЦК Помгол " а, а один вагон муки был выдан ему для распределения между нуждающимися по его собственному усмотрению. 1934–1942 гг. проживал в Казахстане. В 1944 году овдовел и принял монашество. I апреля 1944 года хиротонисан во епископа Пензенского и Саранского. Хиротония состоялась в Москве. Чин хиротонии совершал Патриарх Сергий и другие иерархи. В том же 1944 году был перемещен на кафедру епископа Ташкентского и Среднеазиатского. С 20 июня 1946 года – епископ Ивановский и Шуйский. С 27 янв.1947 года, согласно прошению, снова назначен епископом Пензенским и Саранским. 25 февраля 1951 года возведен в сан архиепископа. Скончался 18 декабря 1953 года. Во всех местах своего служения оставил о себе воспоминание как о добром пастыре. Он часто устраивал ночные службы с поклонами и с чтением акафистов. Неустанно проводил беседы с паствой о вере и христианской жизни. В самом начале обновленческого движения архп. Кирилл, тогда еще просто о. Леонид, принадлежал к числу духовенства, не признававшего ВЦУ, но после того, как Саратовский епископ Иов выбыл из города, о. Леонид примкнул к обновленцам и даже состоял членом их епархиального управления. В лоно Православной Церкви он вернулся довольно скоро, в 1923 году, по всей вероятности, в марте, когда в Саратове появился новый епископ и основная масса духовенства, уклонившаяся в обновленчество, отхлынула обратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Д. В. Поспеловский написал несколько десятков монографий, учебников и статей, главным образом, посвященных истории Православной Церкви в России, СССР и русском зарубежье. 16 сентября. ПРАВМИР. 12 сентября в местечке Маунт Хоуп (Канада) на 80-м году жизни скончался профессор Дмитрий Владимирович Поспеловский, известный церковный историк, специалист по новейшей истории Русской Церкви. О кончине Дмитрия Поспеловского сообщает Седмица.Ru со ссылкой на Прес-службу Свято-Филаретовского института. Д. В. Поспеловский, правнук великого русского педагога К.Д. Ушинского, родился в 1935 г. на территории Польской республики (ныне Ровенская область Украины). В 1944 г. его семья эвакуировалась на Запад и после 1945 г. обосновалась в Западной Германии. В 1950-е гг. Поспеловские, как и многие другие эмигранты второй волны, отправляются за океан. Дмитрий Владимирович в Канаде окончил среднюю школу, университет, получил ученую степень магистра. В 1967 г. в Великобритании защитил докторскую диссертацию. В 1953 г. в Германии стал членом Народно-Трудового Союза, работал на радиостанции «Свободная Россия», был сотрудником радиостанций БиБиСи и «Свобода». В 1972-1997 гг. профессор Поспеловский преподавал русскую историю в университете Западного Онтарио (Канада), активно занимался историей Православной Церкви в России в XX в. Был одним из основателей и активным членом прихода Преображения Господня (Онтарио, Канада). Впервые после окончания Второй мировой войны Д.В. Поспеловский смог приехать в Россию в 1988 г. в составе американской делегации на юбилейный церковный Собор, посвященный 1000-летию крещения Руси. После изменений, которые произошли в тогда еще советской России, он получил возможность лично участвовать в трудах по возрождению церковной жизни, духовной школы и просвещения. Преподавал церковную историю в различных православных учебных заведениях – ББИ им. св. ап. Андрея, Православном университете св. ап. Иоанна Богослова, духовных семинариях Смоленска и Минска. Д. В. Поспеловский написал несколько десятков монографий, учебников и статей, главным образом, посвященных истории Православной Церкви в России, СССР и русском зарубежье. Самой известной его работой является монография «Русская Православная Церковь в XX веке», которая вышла в свет в 1995 г. Последней большой работой Д.В. Поспеловского стала монография «Тоталитаризм и вероисповедание».

http://pravmir.ru/skonchalsya-tserkovnyi...

На Пасху выйдет фильм «Русский крест» по одноимённой поэме Николая Мельникова Москва, 16 марта 2023 г.      16 апреля 2023 года в общероссийский кинопрокат выходит художественный фильм «Русский крест». «Русский крест» – полнометражный художественный фильм по одноимённой поэме русского поэта Николая Мельникова (1966 – 2006), киновысказывание режиссера Эдуарда Боякова (основателя фестивалей «Золотая Маска», «Традиция», создателя театров «Практика», «Политеатр», художественого руководителя МХАТ им. Горького (2018 – 2021), художественного руководителя Нового театра). Фильм «Русский крест» – история о покаянии и духовном возрождении простого человека, Ивана Ростка, достигшего предела в своем падении. Главный герой обретает веру после явления ему святого Георгия и ставит перед собой задачу – восстановить разрушенный в советское время деревенский храм.      В главных ролях: Михаил Пореченков («Ликвидация», «Белая гвардия», «Поддубный»); Полина Чернышова («Тихий Дон», «Легенда о Коловрате», «Красный призрак»); Юрий Кузнецов («Холодное лето 1953-го», «Улицы разбитых фонарей», «Остров»). Генеральный продюсер – Игорь Кудряшкин. Продюсер – Вадим Горяинов («Стиляги», «Географ глобус пропил», «Поддубный»). Оператор – Максим Осадчий («9 рота», «Сталинград», «Дуэлянт», «Легенда о Коловрате»). В фильме звучит музыка Тихона Хренникова-младшего и группы LAVRA (Варвара Котова, Сергей Калачев, Василий Поспелов). Фильм произведен кинокомпаниями «Глагол» и «Киноспутник» при поддержке «Фонда Русской Цивилизации «Светославъ». Кинопрокат организует компания «Атмосфера кино». Официальный партнер – корпорация «Синергия». Информационные партнёры картины – «Дорожное радио», ВГТРК, ИД «Комсомольская правда», журнал «Фома», радио «Вера». Благословение на создание фильма его авторы получили у схиархимандрита Илия (Ноздрина), чьим духовным чадом был поэт Николай Мельников. Продюсеры и прокатчик приняли совместное решение о необычном для кинорынка старте проката – 16 апреля 2023 года, в день Светлого Христова Воскресения (московская премьера – в кинотеатре «Октябрь»).

http://pravoslavie.ru/152501.html

К сведениям, приведенным уполномоченным, можно добавить, что в 1908 г. священник Алексий Микулин был арестован по обвинению в политической неблагонадежности, но за недоказанностью был освобожден и переведен в военную церковь Коканда. В 1909–1910 гг. — личный секретарь епископа Туркестанского Димитрия (Абашидзе), священник кафедрального собора и благочинный в городе Верном. В 1913 г. архиепископом Иннокентием (Пустынским) был переведен на должность настоятеля городского прихода в городе Скобелеве, а также благочинного и законоучителя двух женских гимназий. В 1918 г. священник Алексий Микулин был возведен в сан протоиерея. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. В 1922–1924 гг. — уполномоченный ВЦУ по Туркестанской митрополии, в 1927 г. возведен в сан «епископа Ферганского». В 1929 г. переведен в Москву на должность настоятеля храма Христа Спасителя, преподавал в обновленческой духовной академии, был награжден саном «архиепископа». В 1929 г. назначен управляющим Дальневосточной митрополией, в 1930 г. освобожден по собственному желанию, назначен «архиепископом Пятигорским». В 1931 г. назначен на должность ключаря храма Христа Спасителя в Москве. После закрытия храма Христа Спасителя уволен на покой по собственному желанию и с 1 сентября 1931 г. «прекратил работу в обновленчестве». В сентябре 1945 г. с благословения Патриарха Алексия епископом Воронежским Иосифом (Ореховым) воссоединен с Православной Церковью в сане протоиерея. В 1946 г. епископом Кириллом (Поспеловым) назначен священником в Александро-Невский храм Ташкента . Митрополит Мануил (Лемешевский) в «Каталоге русских архиереев-обновленцев» ошибочно указал, что «архиепископ» Алексий Микулин после увольнения с должности настоятеля храма Христа Спасителя в сентябре 1931 г. «много лет проживал в Москве, занимаясь пчеловодством. С Московской Патриархией общения не имел, скончался в 1954 г.» . Эту ошибку воспроизвел протоиерей Валерий Лавринов: в его книге «Обновленческий раскол в портретах его деятелей» также отсутствуют данные о протоиерее Алексие Микулине с 1938 г., не упомянуто его воссоединение с Патриаршей Церковью в 1945 г. и дальнейшее служение в Ташкентской епархии. Дата смерти (1954 г.) указана неверно .

http://bogoslov.ru/article/6176302

Дальше область догадок. Скорее всего, на следующий день, т.е. 3 марта, пока был жив Генеральный секретарь (или все думали, что он жив), опираясь на упомянутое решение Политбюро от 1951 г., три фигуранта этого постановления: Берия, Булганин и Маленков, предложили объединить Бюро Президиума ЦК и Президиум ЦК в один орган Президиум ЦК, более чем в два раз сократив его численность: с 25 чел до 11 человек, оставив в нем только «нужных» фаворитам людей. Скорее всего, это было выдано за последнюю волю вождя. Видимо тогда же был преобразован Президиум СМ СССР, в него было включено Бюро Президиума (возглавил Президиум СМ СССР Г.М.Маленков), а так же был преобразован Секретариат ЦК. Последний был сокращен до 5 человек: сам Маленков, Игнатьев, Поспелов, Шаталин и, наконец, Хрущев. Последние четверо – все креатуры Маленкова. Как это келейное решение было легитимизировано? Применением машины голосования. 5 марта 1953 г. в 20 час проводится совместное заседание, Пленума Центрального Комитета КПСС, Совета Министров Союза ССР и Президиума Верховного Совета СССР. Сталин еще жив. Слово предоставляется Берия, который говорит, что Бюро Президиума ЦК тщательно обсудило создавшуюся обстановку в нашей стране в связи с тем, что в руководстве партией и страной отсутствует товарищ Сталин. Бюро Президиума ЦК считает необходимым теперь же назначить Председателя Совета Министров СССР. Бюро вносит предложение назначить Председателем Совета Министров СССР тов. Маленкова Г.М. ( при живом еще Сталине!). Предложение, определившее будущее развитие страны, принимается практически без обсуждения. Как Маленков уговорил Берия отдать ему пост Председателя Совета Министров? Что он ему обещал? Этого мы никогда не узнаем. Кто, в конечном счете, выиграл, кто улучшил своё положение в «табели о рангах»? Конечно, Маленков – он занял кабинет Сталина в Кремле и место Сталина в Совете Министров, а так же Хрущев – он стал единственным секретарем ЦК, одновременно входящим и в Президиум ЦК, т.е. фактически стал вторым секретарем ЦК. Далее. Ворошилов – из зампреда Совмина стал Председателем ВС СССР, Молотов – вернулся на партийно-государственный Олимп и вернул жену из ссылки, Каганович получил титул Первого заместителя Предсовмина, не забыли Микояна, Сабурова, Малышева, Первухина – дали им важные отраслевые министерства. Понизили Булганина – из зампредов в Министры обороны и, главное, понизили Берия – из зампредов Совета Министров (первого среди трех равных: Берия, Сабуров, Первухин) в министры хоть и мощного, укрупнённого, но всего лишь министерства (МВД). Это явная аппаратная победа Маленкова.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/05/ew...

Досрочно освободившись из лагеря в июле 1933 г. как «подлинный ударник Беломорстроя», архимандрит Гурий на короткий срок вернулся в Ленинград, но проживать там и служить не имел права. Он переехал в город Бийск на Алтае, где к нему присоединился молодой геолог — Константин Николаевич Вендланд (будущий митрополит Ярославский Иоанн), ставший его духовным сыном. У архимандрита Гурия было тайное решение: по возможности перебраться в Казанско-Богородицкий мужской монастырь в китайском городе Харбине, а оттуда в Японию к митрополиту Сергию (Тихомирову). Но в итоге они оказались в Ташкенте. Официально «пребывая на покое» с 1933 по 1944 г., архимандрит Гурий руководил небольшой общиной из своих духовных чад. Он получил от митрополита Арсения (Стадницкого) благословение на тайное служение в домашних условиях и антиминс для совершения Божественной литургии. В сентябре 1934 г. архимандрит Гурий совершил тайный постриг в монашество К. Н. Вендланда с наречением имени Иоанн, а в сентябре 1936 г. епископ Иннокентий (Тихонов), служивший викарием в Старой Руссе, рукоположил монаха Иоанна во иеродиакона и иеромонаха. В 1937 г. архимандрит Гурий заболел крупозным воспалением лёгких, и это способствовало его знакомству с епископом Лукой (Войно-Ясенецким), осуществлявшим врачебную практику в Ташкенте. В 1938 г. архимандрит Гурий с частью общины, опасаясь ареста, переселился в предместье Ферганы — кишлак Беш-Бала, где был куплен частный дом. В земляном полу дома была вырыта ниша, в которой находился алтарь домашнего храма в честь всех святых, в земле Российской просиявших. В 1939 г. из Ленинграда в Фергану переехал Александр Хархаров (будущий архиепископ Ярославский Михей), который также стал духовным сыном архимандрита Гурия. Тайная община архимандрита Гурия в пос. Беш-Бала под Ферганой. 1940 г. После крушения обновленческой организации Патриарх Сергий в феврале 1944 г. направил архиепископа Куйбышевского Алексия (Палицына) в Ташкент для принятия покаяния от обновленцев и устройства церковной жизни в Среднеазиатской епархии. Благодаря его приезду архимандрит Гурий после длительного «подполья» получил возможность выйти на открытое служение: в июне 1944 г. он был назначен настоятелем Покровского собора Самарканда, но в октябре того же года указом епископа Ташкентского и Среднеазиатского Кирилла (Поспелова) переведён в Фергану. Причиной перевода послужили внутриобщинные конфликты в самаркандском соборе и обострившаяся болезнь. В апреле 1945 г. архимандрит Гурий получил назначение в Ташкент на должность секретаря Епархиального совета с введением в причт Александро-Невского храма. 

http://bogoslov.ru/article/6172382

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010