Песнь 1-ая Ирмос Воскресения день – просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия. «Воскресения день – благоприятное начало!» – так начинает свое знаменитое первое Слово на Пасху великий вития церковный Григорий Богослов († 389 г.), простирая грядущему после него «златоструйному» песнотворцу Иоанну Дамаскину († 777 г.) благоприятное начало для его пасхального канона, сделавшего эти два слова началом пасхального словесного пира православной Церкви. Воскресения день . – Слово воскресение заключает в себе мысль об огне и свете 17 . От удара стали (кресала) по кремню возникает искра ; искрой же (молнией) сопровождается электрический разряд. И в том и другом случае наше наблюдение замечает быстроту явления и его внезапность. По-видимому, наше слово воскресение ближе, чем слова восстание и пробуждение , выражает недоступную слову тайну воскресения Христова. Из запечатанного каменного гроба, хранилища смерти, воссияла жизнь, возблистала Божественная Искра, зажегшая невечереющий свет вечного царства благодати. Таков же будет и день явления Христа во славе, как открыто нам Его божественным глаголом: «ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой» ( Лк.17:24 ). Просветимся, людие . – Если воскресение есть возблистание света, то близ него нет места мраку и сокрытости: «ночь прошла, день же приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся во оружия света» ( Рим.13:12 ). Просветимся! «Просвещение же есть светлость душ, изменение жизни, вопрошение совести, которая от Бога ( 1Пет.3:21 ), – говорит св. Григорий Богослов . – Просвещение есть пособие в нашей немощи, отложение плоти, последование Духу, общение со словом, исправление создания, потопление греха, причастие света, рассеяние тьмы. Просвещение есть колесница, возносящая к Богу, сопутствование Христу, подкрепление веры, совершение ума, ключ Царствия Небесного, перемена жизни, снятие рабства, разрешение от уз, претворение состава» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Церковные сутки открывает вечерняя группа служб, которая начинается 9-м часом. Причем 9-й час имеет важное литургическое значение: открывая вечернее богослужение, которое относится к грядущему дню, 9-й час все же является службой уходящего дня, так как на нем читаются тропарь и кондак уходящего дня. Это символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви. Все неизменяемые молитвословия служб суточного круга, за исключением Литургии, находятся в Часослове. Следует, однако, обратить внимание на то, что Часослов начинается со служб утренней группы. Но следовало бы поместить в его начало чинопоследования служб вечерней группы (9-й час, вечерня и повечерие), так как церковный день начинается с вечера. Итак, в Часослове находятся следующие службы суточного круга (по порядку): – полунощница вседневная (полное чинопоследование); – полунощница субботняя и воскресная (схематически); – утреня (только неизменяемые молитвословия); – 1-й час; – 3-й час; – 6-й час; – последование изобразительных; – Чин о панагии; – 9-й час; – вечерня (только неизменяемые молитвословия); – великое повечерие (полностью); – малое повечерие (схематически; его лучше совершать по Следованной Псалтири, часть 2). Из перечисленных последований в современной приходской практике регулярно совершаются только утреня, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы и вечерня. Что же касается других служб, то Великое повечерие и последование изобразительных совершаются только в навечерие Рождества Христова и Богоявления, а также в седмичные дни Великого поста; малое повечерие совершается крайне редко (в некоторых храмах не совершается вообще); полунощница служится только раз в году (перед пасхальной утреней), а чин о панагии перешел в разряд исключительно монастырских богослужений. Устав для совершения каждой службы назначает определенное время, причем различные виды одной и той же службы могут совершаться в разное время. Вечерня почти всегда совершается вечером (кроме тех случаев, когда она соединяется с Литургией). Однако все три вида вечерни (малая, вседневная и великая) должны, согласно Уставу, быть совершаемы в разное время. Малая вечерня бывает «прежде солнечного захождения» (Типикон, I гл.); Великая вечерня на бдении начинается «по еже зайти солнцу мало» (Типикон, II гл.); тогда как вседневная вечерня – «пред вечером мало» (Типикон, IX гл.). Как видно, Типикон указывает только приблизительное время для начала богослужений; конкретный же час определяется в соответствии с местом и временем года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Если смерть наступила в течение восьми дней от Пасхи до вторника Фоминой недели (Радоницы), то помимо «Последования по исходе души» читают Пасхальный канон. В Православной Церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири по усопшему вплоть до его погребения. Псалтирь читают и в дальнейшем в дни поминовения, а особо усиленно в первые 40 дней по кончине. Во время Пасхальной недели (восемь дней от Пасхи до Радоницы) в Церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона. Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить Пасхальным каноном. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь. — Когда тело омыто и одето, возжигается лампада или свеча, которая должна гореть до тех пор, пока в доме находится покойный. — В руки покойного полагают погребальный крест, на грудь кладут святую икону: для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери (лучше покупать в церковной лавке, где уже все освящено). — На лоб умершего возлагают венчик, являющийся символом соблюдения веры усопшим христианином и совершения им христианского жизненного подвига. Венчик возлагается в надежде на то, что почивший в вере получит по воскресении от Бога небесную награду и нетленный венец. — Гроб обычно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам. — Желательно сразу после смерти человека заказать в храме или монастыре сорокоуст — поминовение за Божественной литургией в течение 40 дней. В храмах, где богослужение совершается не ежедневно, усопшего поминают в течение 40 Божественных литургий. При желании и возможности можно подать записки с именем усопшего и в нескольких храмах. Делать это желательно еще до отпевания и погребения. Литургия (греч. Λειτουργα, «служение», «общее дело») — главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других Церквах, в котором совершается таинство Евхаристии. Литургия — прообраз Тайной Вечери. Если человек умер не дома и тела его в доме нет — После того как выполнены все формальности и тело забрали в морг, надо начинать читать в красном углу перед иконами канон, называемый «Последование по исходе души от тела», а затем Псалтирь по усопшему. Если нет возможности пригласить в дом священника, то «Последование» могут читать ближайшие родственники и знакомые. Специальный текст для чтения мирянами размещен в приложении.

http://azbyka.ru/death/chelovek-umer-cht...

Этот обычай ничем, кроме эмоций, объяснить невозможно. В Типиконе сказано, что девятый час в этот день читается трипсалмный, т.е. обычный. Почему? Ведь девятый час – это последняя служба церковного дня, и в этот день он относится к субботе Светлой седмицы. Известно, что девятый час присоединяется к началу следующего дня, после него служат вечерню, но на девятом часе звучат тропарь и кондак уходящего дня, а изменяемые части вечерни относятся к дню наступающему. Но в замене пасхального последования на обычное на девятом часе в Светлую субботу можно усмотреть определенную логику. Строй богослужения Фоминой недели, конечно же, праздничный, но не пасхальный. И если мы споем пасхальные часы, а потом начнем вечерню, то соседствующие части службы – девятый час и великая вечерня, будут контрастировать, противоречить друг другу. Все-таки чины эти различны – безпсалмные часы и всенощное бдение со 103-м псалмом, с Блажен муж, с кафизмами на утрени. Это разные части Устава. К сожалению, мы теряем это ощущение единства и органичности богослужения, и, когда перед всенощной закрывают Царские врата, нам очень приятно сознавать, что мы присутствовали при последнем пении девятого пасхального часа. Но это, конечно, чисто эмоциональное ощущение, и Устав тут ни при чем, Устав в этот день назначает девятый час трипсалмный. Богослужение Фоминой недели чрезвычайно интересно и красиво; стихиры и канон заслуживают отдельного и долгого обсуждения. Напомним только одну фразу: «О доброе неверие Фомине!» В богослужении этого дня не раз звучит мысль о том, что само отсутствие Фомы было промыслительным, а его неверие называется «добрым». Почему оно доброе? Потому что оно помогает нам верить, как помогло уверению Фомы. Если такой близкий друг и апостол сомневался в свершившемся Воскресении и высказывал дерзновенное желание осязать раны Христа, то и всем нам, у кого так много сомнений и так мало веры, дается возможность взглянуть на это событие новыми глазами, чтобы еще раз поверить светлому Христову Воскресению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Затем читаются псалмы до слова «Слава», что означает «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». На каждой «Славе» читается молитва «Помяни, Господи Боже наш…», находящаяся в конце «Последования по исходе души от тела» с упоминанием имени усопшего. Затем продолжается чтение псалмов до следующей «Славы». По окончании кафизмы читают «Трисвятое», «Пресвятая Троице», «Отче наш», тропари и молитву, положенную после каждой кафизмы. Возбраняется при чтении Псалтири добавлять молитвы неизвестного происхождения и вообще любые молитвы, не находящиеся в Богослужебных книгах. Во время Пасхальной недели (8 дней от Пасхи до вторника Фоминой недели – Радоницы) в церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона. Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить чтением Пасхального канона. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь, т.к. Псалтирь употребляется с первых времен христианства не только в одних скорбных случаях, но и в радостных, а Апостольские постановления указывают читать Псалтирь в 3й день по кончине ради Того, Кто в 3й день воскрес из мертвых. Отсюда следует заключить, что нет надобности отлагать чтение Псалтири над усопшим и в святые дни Пасхи. Для выражения же большей торжественности праздника, можно делать некоторые прибавления пасхальных песней, по прочтении каждой кафизмы и даже «Славы». Если к гробу умершего приглашен священник, то он совершает заупокойное богослужение – литию или панихиду . В первый же день нужно позаботиться о церковном поминовении усопшего. Желательно сразу же, в день смерти, заказать сорокоуст в тех храмах, где богослужение совершается ежедневно. Если рядом несколько храмов, то хорошо в них подать записки с именем усопшего на Божественную литургию или на панихиду. Делать это можно и даже нужно еще до отпевания и погребения. Усопшие, со дня кончины которых не прошло 40 дней, называются новопреставленными . Пока гроб с покойным находится дома, прощаться с усопшим приходят родственники, друзья, знакомые. И, в большинстве случаев, подойдя к гробу, не находят нужных слов для прощания. Самое уместное в этом случае, осенив себя крестным знамением, прочитать следующие краткие молитвы:

http://azbyka.ru/kak-molitsya-o-chelovek...

Так, в списке Типикона Великой ц. Patm. 266 (IX-X вв.) на предпразднство Рождества Христова (23 дек.) указан Е. «Вифлееме, благоукрасися» на подобен «Небо звездами», без указания гласа (Fol. 61), на сам праздник - Е. «Посетил ны есть с вышних Спас наш» (Fol. 64v-65) ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 34, 36). В Святогробском Типиконе по списку Hieros. S. Crucis. 43 (1122 г.), отражающем иерусалимские обычаи ок. X в., смешанные с различными заимствованиями из к-польской практики, Е. ежедневно поются на утрене; они сопровождаются указанием подобна или замечанием «самогласен», иногда с указанием гласа (см.: Παπαδπουλο-Κεραμες. Ανλεκτα. Σ. 14, 38, 141, 196). В качестве мелодической модели подобна здесь часто указывается 1-й воскресный Е., что позволило М. Н. Скабаллановичу предположить существование одного напева для всех 11 гимнов (см.: Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 298). Состав Е. на дни Страстной седмицы более разнообразен по сравнению с содержащимся в принятой ныне редакции Триоди - каждый из дней имеет собственные Е. (ср.: Дмитриевский А. А. Богослужение Страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X в. Каз., 1894. С. 10, 36, 38, 56, 71, 87, 143, 166, 186, 198, 202, 206, 208, 212, 214). В Синайском Канонаре IX-X вв. (Sinait. gr. 150), описывающем богослужение согласно Типикону Великой ц. с элементами палестинского монашеского богослужения, для пасхальной утрени упоминается канон, но Е. не указан ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 173); в последовании песненной утрени, согласно рукописи Sinait. 973, 1153 г., гимнографический канон, напротив, не упоминается, но перед Пс 50 указано петь кондак, а Е. занимает место после библейских песней, малой ектении и молитвы, затем следуют хвалитные псалмы со стихирами, великое славословие, воскресный тропарь и Евангелие (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 89; Арранц. 1979. С. 104-105, 116). Об окончательном проникновении Е. не только в монастырскую, но и в кафедральную визант. традицию свидетельствует свт. Симеон Фессалоникийский, к-рый в описании песненной утрени не упоминает канон и Е., но ниже пишет: «Прежде на песненной утрени не пели их (канонов.- С.

http://pravenc.ru/text/189659.html

449 Самому архимандриту Андрею принадлежит перевод службы на Сретение («Тульские Епархиальные Ведомости». 1862. 3. С. 141 – 156), а также сопровождающая его литургическая статья «Праздник Сретения Господня» (там же, с. 131 – 140). Другие службы переведены преподавателями семинарии: священником Михаилом В. Покровским, священником Александром Н. Ивановым , священником Александром И. Никольским, учителем И. И. Сахаровым. (Подробнее: Сове Б. И. Цит. соч. С. 37–38). 450 О нем: Родосский А. С. Биографический словарь воспитанников Санкт-Петербургской Духовной Академии. С. 205. 451 См.: Стихиры великопостных служб с переводом на русский язык, с указанием чтений и кратким изложением содержания их. М., 1876. 267 с.; Изд. 3. 1897. Протоиерею Михаилу Боголюбскому принадлежит еше ряд литургических переводов и исследований, в том числе исторический справочник по всем чтимым Русской Церковью иконам Божией Матери: Слава Богоматери. Сведения о чудотворных и местно чтимых иконах. М., 1907. 617 с. 452 Воскресная служба Октоиха всех восьми гласов или напевов на славянском и русском языках, заключающая в себе песнопения малой вечерни, великой вечерни, полунощницы, утрени и литургии. Изд. 3. СПб., 1910. 455 Мироносицкий П. П. Толковое богослужение. Вып. 1. Воскресения день. Пасха – Христос Избавитель в песнопениях пасхальной утрени. СПб., 1913; Его же. Тайна Пресвятой Троицы и Утешитель – Дух Святой в песнопениях недели Пятидесятницы. СПб., 1913 (обе статьи в приложениях к «Церковным ведомостям»). 457 Кедров Н. И. Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, сиречь последование утрени во святый и Великий Пяток. М., 1908; Его же. Непорочны, похвалы и канон во святую и Великую Субботу на утрени. М., 1905; Канон великий, творение Андрея Критского , Иерусалимского, чтомый в первую неделю поста. М., 1915. 458 Григоровский М. Ирмосы воскресные 8-ми гласов, двунадесятых праздников, а также Великого Четвертка и Великой Субботы. Славянский текст с русским переводом. СПб., 1900; Его же. Некоторые песнопения из служб воскресных, на дни первой недели Великого Поста и Страстной, на Святую Пасху, на двунадесятые праздники и на дни общечтимых святых. Славянский текст с русским переложением. Почаев, 1909.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Часослов – книга, содержащая неизменяемые молитвословия служб суточного круга (кроме литургии) и предназначенная для употребления на клиросе. Данная книга по-гречески называется Ωρολγιον (ρα – «час», λγιον – «слово»); это название она получила из-за того, что вместе с остальными службами содержит молитвословия часов. В настоящее время термин «Часослов» прилагается к книге, которую протоиерей К. Никольский называет «малым Часословом» и которая является сокращенным вариантом второй части Следованной Псалтири. В силу своей компактности и удобства в использовании Часослов является книгой, наиболее употребляемой чтецами (и певцами), хотя некоторые последования, изложенные в нем, слишком краткие. В современных изданиях (с середины XVII в.) Часослов начинается со служб утренней группы, хотя до Патриарха Никона начинался с вечерни 136 , что было более обоснованно, так как вечерня – первая служба наступающего дня. Итак, в основной части Часослова находятся следующие службы суточного круга (по порядку): – полунощница вседневная (полное чинопоследование); – полунощницы субботняя и воскресная (схематически; гораздо удобнее совершать эти службы по Следованной Псалтири); – утреня (только неизменяемые молитвословия: ктиторские псалмы, называемые в церковном обиходе двупсалмием; тропари по Трисвятом; шестопсалмие; «Бог Господь…» и «Аллилуиа» со стихами; Песнь Богородицы – «Честнейшую»; хвалитные псалмы; два вида славословия – великое и вседневное; «Благо есть…» и окончание утрени для седмичных дней Великого поста); – 1-й час; – 3-й час; – 6-й час; – последование изобразительных; – чин о панагии; – 9-й час; – вечерня (только неизменяемые молитвословия: 103-й псалом, «Господи, воззвах…», «Свете тихий…», дневные прокимены, «Сподоби, Господи…», «Ныне отпущаеши…», конечные тропари и молитвы вечерни для седмичных дней Великого поста); – великое повечерие (полностью); – малое повечерие (схематически; предпочтительнее со­вершать его по Следованной Псалтири, часть II). Из перечисленных последований в современной приходской практике регулярно совершаются только утреня, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы и вечерня. Также относительно часто совершаются великое повече­рие и последование изобразительных (в навечерие Рождества Христова и Богоявле­ния, а также в седмичные дни Великого поста). Что же касается остальных служб, то малое повечерие совершается крайне редко (в некоторых храмах не совершается вообще), полунощница служится только раз в году (перед пасхальной утреней), а чин о панагии перешел в разряд исключительно монастырских богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В субботу после Литургии артос разрезается на части и раздается народу 574 . Вечерня на Пасхальной седмице предваряется пасхальным 9 часом и имеет то же последование, что и в первый день, кроме того, на вечерне бывает вход с кадилом (а не с Евангелием). Евангелие, соответственно, не читается. Прокимны великие, на каждый день особые. На вечерне каждый день – разные гласы. Вечерня служится только в епитрахили и фелони. Если в Светлую седмицу, начиная с понедельника, случится праздник великого святого (например, вмч. Георгия – 23 апреля ст.ст.) или храмовый праздник, то к песнопениям Пасхи присоединяются песнопения в честь святого: стихиры, тропарь, канон и прочее. На вечерне читаются паремии, на утрене поется полиелей, степенны, 1 антифон 4 гласа, читается Евангелие и молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя». Великого славословия не бывает. На Литургии – Апостол, Евангелие и причастен дню и святому. Есть обычай в пятницу Светлой седмицы совершать последование в честь обновления храма Пресвятой Богородицы, именуемого Живоносный («Живоприемный») Источник. На вечерне и утрене поются особые стихиры в честь Богородицы, на утрене – канон святителя Никифора Каллиста (XIV в.). На Литургии – прокимен, Апостол и Евангелие – дня и Богородицы. После Литургии обычно совершается малое освящение воды. ФОМИНА НЕДЕЛЯ (ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ) Светлая седмица заканчивается (восьмым днем) – Неделей (воскресеньем) о апостоле Фоме, именуемой также Неделей Фоминой, которая как завершение Светлой седмицы издревле составляла особое торжество, как бы повторение самого Пасхального дня, отчего и названа Антипасхой (греч. – «вместо Пасхи»). С этого дня начинается круг Недель и седмиц целого года. В этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, поэтому Неделя Антипасхи получила также название Недели новой, то есть первой, а также Дня обновления или просто Обновления. Такое название тем более подобает этому дню, что именно в восьмой день Господь благоволил «обновить» радость Воскресения Своим явлением святым апостолам, в том числе и апостолу Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения (в воспоминание этого события и Неделя получила название «Недели Фоминой»).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Бубуруз П., Апостольское Предание св. Ипполита Римского . Перевод с латинского и предисловие, БТ-5 (277–296) Буйэ Л. (см. ниже Bouyer L.), Евхаристия (Машинопись). Воронов Л. , Литургия по Testamentum Domini nostri J.C., БТ-6 (207–219) Глубоковский Н., О пасхальной Вечери Христовой и об отношениях к Господу современного Ему еврейства, Киев, 1906. Голубцов А. , Чиновники холмогорского Преображенского Собора, Москва, 1903 (см. библиографию в Р-1159). Горский А., Совершил ли Иисус Христос пасху иудейскую..., Москва, 1851 (см. библиографию в «Анафоре», БТ-13). Горцев И., Божественная Литургия на Златоуста, София,1942) 43. Гяуров Х., Денат на Тайна Вечеря, София, 1952. Деснов Н., Недоуменный вопрос из чина литургии св. Иоанна Златоуста , БТ-4, 1968, 181–189. Деяния Московских соборов, 1666–1667 гг., 11, М., 1895. Дмитриевский А., Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока, I – Киев, 1895; II – Киев, 1901; III – Петроград, 1917. Дмитриевский А., Богослужение в Русской Церкви в XVI в., Казань, 1884. Иоанн Дамаскин , Точное изложение православной веры . Перев. с греч. А. Бронзова , СПб., 1894. Карабинов И. , Евхаристическая молитва (Анафора), Спб., 1908. Киприан (Керн) , Евхаристия, Париж, 1917. Красносельцев Н. Материалы для истории чинопоследования Литургии св. Иоанна Златоуста , Казань 1889. Мансветов И. , Митрополит Киприан в его литургической деятельности. Историко-литургическое исследование, М.,1882. Муретов С. , К материалам для исторического последования литургии, Сергиев Посад, 1895. Муретов С. , Исторический обзор чинопоследования проскомидии до «Устава Литургии» Константинопольского Патриарха Филофея, Опыт историко-литургического исследования, М., 1895. Николай, еп. Макариопольский, Богословие святой Евхаристии, (Машинопись, 1971). Орлов М. , Литургия св. Василия Великого , СПб., 1909. Петровский А. , Древний акт приношения вещества для таинства евхаристии и последования проскомидии, «Христ. Чтен.», 84, 1904, март. Скабалланович М. , Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типика с историческим введением, I, Киев, 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010