Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше...» ( Ин.3:3–7 ) 769 . И это «рождение от Духа» многократно упоминается в нескольких местах Нового Завета ( Ин.3:8 ; Ин.3:5, 4:7 ). «Верующим во имя Его (Христово) дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин.1:13 ) – κ Θεο γεννθησαν. «Всякий, делающий правду, рождён от Него (Христа)» ( 1Ин.2:29 ) – ξ ατο γεγννηται – «и всякий любящий рожден от Бога» ( 1Ин.4:7 ) – κ το Θεο γεγννηται. «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден» ( 1Ин.5:1 ) – κ το θεο γεγννηται. Во всех приведённых текстах стоит предлог κ с родительным падежом, показывающий, что субъект при нём (Дух, Христос, Бог) рассматривается как Отец рождённого. Когда Никодим спрашивал, как может человек войти снова в утробу матери и родиться во второй раз, то Иисус только подтвердил необходимость второго рождения и пояснил, что необходимо рождение Духом. Такою благодатною утробою для духовного рождения является Жена Христова – Церковь , рождающая Ему детей. «...Если естественное рождение Сам Христос представляет образом духовного, и если для естественного рождения нужна матерняя утроба, то и для духовного рождения не нужна ли матерняя утроба, не в буквальном значении сего слова, как думалось Никодиму, но в высшем, соответственном предмету? – Сей вопрос и оправдывается и разрешается одним разом, если скажем, что матерняя утроба и сокровищница жизни для нового человека есть Христова Церковь и Ее хотя рукотворенный, но духом благодати исполненный, тайнодейственный Храм» (8:514–515). «Поскольку все верующие во Христа суть чада Божии, как сказует св. Иоанн Богослов: «елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его» ( Ин.1:12 ), то понятно и достоверно, что все верующие или, иначе, все причастники небесного звания, все христиане, от первого до последнего, суть братия, не по плоти, но по благодати, не по земному, но по небесному родству, как чада Отца Небесного, как дети Матери Церкви» 770 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Приближение грядущего Судии живых и мертвых при гласе Архангела и трубе Божией ( 1Сол.4:16 ) потрясет и разрешит составы земли. Последует всеобщее освобождение, возвращение и преобразование жизни. Все сущие во гробах услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут ( Ин.5:25 ) и воскреснут нетленными ( 1Кор.15:52 ). Все живые того последнего дня в то же время изменятся, и все вместе восхищены будем на облаках в сретение Его на воздухе ( 1Сол.4:17 ). Все вознесемся, преображенные и прославленные, подобно Ему, в самое небо ( Евр.9:24 ), небо новое, и так всегда с Господом будем ( 1Сол.4:17 )! Аминь. Слово в Неделю седьмую по Пасхе И на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее Мф.16:18 В навечерие дня спасительного страдания Своего Господь наш Иисус Христос, молясь к Богу Отцу об избранных Им от мира во всемирное свидетельство Нового Завета, так взывал: Отче Святый! соблюди их во имя Твое… Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое. Ньше же к Тебе иду… М/р возненавидел их, потому что они не от мира… Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла ( Ин. 17; 11-15 ). Итак, еще при жизни Самого Началосовершителя веры нашей представлялась горестной участь верующих! В таком печальном виде изображается нам в нынешнем евангельском чтении первое общество христианское, названное Великим Пастырем малым стадом ( Лк.12:32 ). Другое чтение (Апостольских Деяний) представило нам этих верующих уже не малым, зачинающимся обществом, а Церковью, распространенной далеко по языческому миру, но также и показало, что предреченная Господом участь шла за ними. Внимайте себе, - говорил апостол Павел пресвитерам Ефесской Церкви, — и всему стаду… Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою… И ныне предаю вас, братия, Богу ( Деян.20:28-32 ). Еще одно утреннее чтение (Синаксарь) нынешнего дня, объясняющее значение его, изобразило перед нами в новом виде состояние тех же верующих во Христа, когда они составляли собой уже не только Церковь, но и союз множества Церквей, входивших, как совокупные части, в единое безмерное и несчетное целое — Царство Божие, распространившееся во все концы вселенной.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Пророчество это находится в тесной связи с вышеизложенным пророчеством о страданиях Христовых, а именно, поясняет последнее обетование его о распространении и утверждении царства Мессии между земнородными. Оно читается так: возвеселись, неплодная, не рождающая.., нежели имеющая мужа ( Ис 54:1–8 ). Апостол Павел определяет предмет сего пророчества следующим образом: Высший Иерусалим ( Церковь Христова) свободен: он матерь всем нам. Ибо написано: Возвеселись неплодная, нерождающая, воскликни и возгласи, не мучившаяся родами, потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа ( Гал 4:26–27 ). Следовательно, как по ходу речи у пророка, так и по сему толкованию Апостольскому здесь говорится о призвании язычников в Церковь Христову, а именно, что из язычников будет больше верующих во Христа, нежели из иудеев: у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. По аналогии, установившейся со времени написания книги Песнь-Песней, заветные отношения или единение человека с Богом изображаются в Писании под именем брачного союза. Посему Бог , вступивший в завет с евреями, изображается здесь супругом ветхозаветной или Иудейской Церкви; а язычники, чуждые заветов обетования, названы пустыми или незамужними. Равным образом повеление расширить и распространить кущу или палатку: распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои; ибо ты распространишься направо и налево, по слововыражению, установившемуся со времени странствования в пустыне, изображает поступление язычников не как прозелитов, а как детей; ибо не приобретение рабов, но чадородие побуждало еврея устраивать обширнейшую палатку. Замечательно здесь: 1) усиление речи (распространи, расширь, утверди, не стесняйся, распространишься направо и налево); оно показывает постоянно возрастающее могущество Церкви Христовой, тогда как число последователей других религий (напр. мусульманства) по достижении известного предела уменьшается; 2) что Церкви из язычников обещается непостыдность или непрерывность покровительства небесного: не бойся, ибо не будешь постыжена… с подлинника так: не бойся, ибо не будешь посрамлена; и не стыдись, ибо не будешь поругана, но забудешь стыд юности твоей ( Ис 45:4 357 ); – и

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Святитель Спиридон против обновленцев Очень важным представляется для нас и то, как ревностно стоял святитель Спиридон на страже духовных сокровищ Церкви. По свидетельству историков Никифора и Созомена, он чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности до последнего слова книг Священного Писания. В наши дни, когда «неообновленцы» все настойчивей говорят о возможности критического отношения к богодухновенным книгам и требуют «русификации богослужения», поучительно звучит его обличение некоего Трифиллия, человека весьма изощрённого в красноречии и книжной премудрости. Во время проповеди о расслабленном тот заменил евангельские слова Спасителя: «востани и возми одр твой» (Мк. 2, 12) на «востани и возми ложе твое». Не вынося изменений слов Писания, святитель сказал Трифиллию: «Неужели ты лучше сказавшего «одр», что стыдишься этого слова?» «Все, что приняла святая Церковь, должно быть любезно сердцу христианина», – говорит преподобный Серафим Саровский. И все святые Отцы заповедуют нам: «Золото принял, золото и передай». Царственное священство В необыкновенном соединении у святителя Спиридона, одновременно пастыря и пастуха, можно увидеть ещё одну тайну Церкви. В наше время безусловно необходимая полемика с сектантами и антипротестантская апологетика о царственном священстве верных приводит порой к другого рода искажениям. Как если бы «священство верных» представляло опасность для священства иерархического и сакраментального. Но то и другое относится к Великому Первосвященнику, Ходатаю Нового Завета, Который раз и навсегда со Своею Кровию вошел в Небесное Святилище и приобрел для нас вечное искупление (Евр. 9, 12). Он – Источник всякой благодати. Вся совокупность членов Церкви участвует в священстве Христа в той мере, в какой каждый соединяется со Христом. В Церкви – Теле Христовом – Глава и члены составляют одно, осуществляя полноту Христа. Церковь – всецелый Христос, говорят святые Отцы. Апокалипсис ясно утверждает эту тайну: « Он содеял нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр. 1, 6; 5, 10). Так исполняется торжественное пророчество Писания: «А вы будете священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас» (Ис. 61, 6 ). «Вы избранный народ» (Ис. 43, 20), «вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19, 6; Втор. 7, 6), « возлюбленный… которого Я избрал» (Ис. 44, 1). И, как букет цветов, собранный со всех полей, как пучок лучей, из всех обетований звучит слово апостола Петра: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»( 1 Пет. 2, 9).

http://pravoslavie.ru/37201.html

Теперь же, через схождение Святого Духа и дар ведения языков Господь дает возможность соединения разделенных народов. Послав Духа Святого, Господь направил Своих апостолов в разные страны. Направил для того, чтобы собрать людей, рассеянных по всей вселенной. Но собрать уже не для утопических богоборческих проектов, но для соединения во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Как сказано в одном из песнопений праздника Пятидесятницы, в древности «языки смешались за дерзость столпотворения: ныне же языки разделились ради славы Боговедения». «Надобно было, — говорит святитель Григорий Нисский, — чтобы народы, рассеянные при вавилонском столпотворении, снова соединились при духовном строительстве Церкви». Сошествие Святого Духа было событием, предсказанным за много лет. В одной из библейских книг пророк Иоиль возвестил: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши…И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь» (Иоил. 2, 28, 32). Последнее указание – о спасении всякого, кто призовет имя Господне и об остальных, которых призовет Господь – особенно важно. Религиозно-этническая замкнутость иудеев и исключительность Ветхого Завета сменяется открытостью Церкви Новозаветной для вхождения в нее всех народов. Создается собрание, что в переводе и означает Церковь, в которой не будет иметь значения национальная принадлежность ее членов. Как сказал потом апостол Павел, во Христе нет ни грека, ни еврея, ни раба, ни свободного, но все едины. В древние времена, после дарования заповедей, Господь через пророка Моисея заключил с еврейским народом завет или союз. Мы называем теперь его «Ветхим заветом», то есть, «древним союзом». Содержание этого союза состояло в следующем. Господь избрал евреев из среды других народов, назвал своим народом, и всячески помогал. Еврейский же народ должен был исполнять данные Богом заповеди Закона. Но союз этот не был совершенным. Страницы библейских книг полны сообщениями о грехах и отступлениях богоизбранного народа. И Господь через пророков неоднократно возвещал о будущем Новом завете: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… Вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31, 31, 33; Евр. 8, 8, 10).

http://pravmir.ru/rozhdenie-hristianskoy...

Что слепо, или повреждено, или уродливо, или больно, или коротливо, или паршиво, таких не приносите Господу, и в жертву не давайте на жертвенник Господень» ( Лев.22:21,22 ). А ты, православное чадо Нового Завета, христианская душа, а не жидовин, приносишь к жертвеннику Господню не вола, не овцу, не козла, а только грошовую свечку, да и тут норовишь, чтоб она была даже не грошовою, а копеечною. Кого же ты обманываешь, подобно Анании и Сапфире? Сущее твое не твое ли было? Для чего же тебе, разве для собственной славы в очах людских, нужно поставить две копеечный свечки вместо одной грошовой? Для чего же ты, желая принести жертву угодную Богу, украдкой или насильно, вопреки противодействую церковников, втискиваешь в церковь Божию то, что еще святые апостолы запретили приносить к алтарю Господню?!.. Да. Бывали на Руси, по высшим общим соображениям, отнятия церковного достояния на удовлетворение более вопиющих о себе общих нужд. Но чтобы личная корысть коренных русских людей повела со всех сторон подкоп, чтобы пресечь главный, да и последний оскудевающий приток приношений на церковь от холодеющей ревности русских православных христиан и направить его в собственный иудин ковчежец, – ведь и Иуда предатель, и тот о нищих и о Христе печещеся, но и себя не забывал, – это на святой Руси неслыханное дело пришлось услышать и воочию увидеть нашему последнему тревожному времени. «Сие же веждь, – писал апостол Павел к Тимофею ( 2Тим.3:1–5 ), – яко в последние дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы…, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися. И сих отвращайся». Аминь. Леонтий, митрополит Московский Слово в день Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня 62 В одном из стихов канона св. кресту читаем: крест – мудрости книга. Выражение это заключает в себе глубокую и поучительную мысль. На ней, братие и сестры о Господе, я хочу остановить ваше вниманье ныне. Мудрость с самой глубокой древности была в почтении у всех народов, и ревностные ее искатели – мудрецы пользовались особенным уважением.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

10, 16). Так что мы можем сказать, что сектанты находят в Библии то, чего там просто не написано. На этом фоне становиться не удивительным утверждение сектантов, что «Церковь Бога живого» (1 Тим. 3, 16) — это тоже 144000 правителей . Как уже не удивляет и то, что сектанты умудряются извратить совершенно ясное учение о неуничтожимости Церкви (Мф. 16, 18) как утверждение, что «членов его собрания после их верного пути не сможет задержать даже смерть» . Таким образом они обходят очевидный вопрос: какое отношение имеют они сами к той Церкви о которой сказал Иисус? Ведь за 1800 лет наверняка куда больше, чем 144000 человек вошло в Нее. И значит им места там уже не останется. Но главное обоснование своей доктрины сектанты находят в словах Апокалипсиса и послания к Евреям (Евр. 12, 22). Сначала мы разберем последнее место Писания, на которое они ссылаются. Все послание к Евреям посвящено доказательству того, что Новый Завет выше Ветхого. И в этой главе ап. Павел говорит, что вы приступили не горящей огнем горе Синаю, а «к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12, 22–24). Этот текст ничего не говорит в пользу того, что после 1914 года 144000 человек будут править на небе как духи. В нем апостол прямо обращается к своим современникам (60-е годы I века) и говорит, что они уже общаются с духами праведников (которые совершенно очевидно не лежат в земле) своими молитвами, и приступают к Небесному Сиону и к ангелам, и все это происходит потому, что все они, как и православные христиане сейчас стали одной Церковью с бесплотными силами возглавляемые Христом, чья Кровь также доступна для всех нас в таинстве Причастия. Как из этого текста, который опровергает всю иеговистскую антропологию можно вывести учение о 144000 небесных правителях совершенно непостижимо! Но как мы знаем само число 144000 встречается в нескольких местах Апокалипсиса и сектанты придает большое значение этим местам, считая их главными основаниями введения своей новой кастовой системы. И так обратимся к самому священному тексту. Первое упоминание о 144000 встречается в 7 главе Откровения и этот текст является ключевым для сектантов:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

167 Ис. 54, 5; Иез. 16; Мф. 22, 1–14; 2 Кор. 11, 2 и мн. др.  Почему? Святой Андрей говорит: «Как много благ будущего века, превосходящих всякую мысль, так многоразличны и имена, которыми они называются. Называются они иногда Царством Небесным по славе его и честности, иногда – раем по неоскудению трапезы наслаждений, иногда лоном Авраамовым по успокоению в нем усопших, а иногда – чертогом и браком не только по причине бесконечного веселия, но и ради чистого, истинного и неизреченного соединения Бога с Его рабами, – соединения, настолько превосходящего телесное общение друг с другом, насколько свет различается от тьмы и миро от зловония». «напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца» – эти слова, как и многие другие в книге, адресованы гонимой Церкви. После описания в двух последних главах наказания зла и торжества правды Ангел через апостола Иоанна призывает Церковь к мужеству и терпению в испытаниях. «сии суть истинные слова Божии» – слова о том, что в свое время зло будет наказано, добро восторжествует и сохранившие верность Христу получат вечную награду – эти слова есть несомненная истина. 10 Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества. Может быть, по причине значимости последнего откровения (о ниспровержении царства зла, о наступлении Царства Божия и браке Агнца) святой Иоанн хочет поклониться Ангелу, который его от этого удерживает. Из Ветхого Завета известны случаи поклонения ветхозаветных праведников являвшимся им Ангелам (ср. Дан. 8, 17). Но в данном случае Ангел воспрещает это Иоанну. Может быть, запрещение связано с изменившимся после пришествия Христа достоинством человека: если Бог, Владыка Ангелов, стал человеком, то и человек теперь возводится на новое несравненно высшее, по сравнению  с Ветхим Заветом, достоинство. Святой Андрей в этой связи также говорит, что из Ангельских слов мы усматриваем смирение святых Ангелов, которые не присваивают себе, подобно демонам, Божественную славу. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

—367— торических свойств лиц и явлений, ибо таковая их сторона есть первостепенная с Аристотелевской и со схоластической точки зрения, а не с библейской. Она не отсутствует и в последней, но не занимает в ней главного места, которое, по большей части, принадлежит точке зрения телеологической. Впрочем, касательно этого методологического предмета предлагаю читать трактат Св. Иоанна Златоуста : о пророчествах, а мы перейдём к прямому изъяснению Данииловых видений. Всякий читатель книги пр. Даниила не затруднится истолкованием этого видения, ибо оно истолковано самим пророком. Царства зверей суть царства языческие, а царство Сына Человеческого есть царство Святых, т. е. Христова Церковь , а по иудейскому толкованию – царство еврейское. Этим и заканчиваются современные толкования видения, но это только предисловие, а не само толкование. Нужно дать ответ, почему языческие царства изображены под видом зверей, а царство Божие под видом Сына Человеческого. Выяснить это следует в связи с изложением того, как Бог учил избранный народ об его призвании и как это уразумели избранники Божии. Библеисты изъясняют это призвание с точки зрения мессианской, и это верно конечно, но весьма неполно. Мессианское учение было преподано весьма прикровенно, вполне ясно было открыто патриархам и законодателю нравственное назначение народа иудейского среди беззаконных язычников. „Господь явился Аврааму и сказал ему: Я Бог всемогущий; ходи предо мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою“ и т. д. ( Быт.17:1 ) Цель этого завета Господь ещё яснее определил в другом видении, когда открыл ему предстоящую казнь Содома за его разврат и жестокость. „От Авраама точно произойдёт народ великий и сильный, и благословятся в нём все народы земли. Ибо Я избрал его для того, чтобы, он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путём Господним, творя правду и суд“ ( Быт.18:18–19 ). Установив союз с народом израильским для того, чтобы он творил правду и суд, Господь воспрещает ему дружиться с народами беззаконными, чтобы они не ввели в грех наследия Его ( Исх.23:32–33 ), чтобы не научили

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3.4. Пророчество о Церкви Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Вместе с судом постоянно поставляются картины того, что будет после него, картины торжества правды, которая придет после суда и после наказания, и здесь пророк Исаия говорит о возвышении горы Господней: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева» (Ис. 2:2-3). Здесь под горой дома Господня следует понимать Церковь Христову, которая возвысится и в которую будут привлечены все народы. Тема того, что все народы будут призваны Богом, и от всех народов люди благочестивые придут и будут поклоняться в храме Божием, пронизывает книгу пророка Исаии от первой до последней страницы. Не случайно самое начало этой книги сразу обращается к небу и к земле, показывая этим, что Бог есть не только Бог Израиля или что еще менее – Бог отдельных верных израильтян, но Бог есть Бог неба и земли. А значит, Бог есть Бог всех народов, что Его промыслительные действия распространяются абсолютно на всех людей. И поэтому, когда какие-то народы: ассирийцы или вавилоняне приходят и сокрушают израильтян – это не значит, что они внезапно явились из области мироздания, на которую промышление Божие не распространяется, и вторглись на землю, которая Богу принадлежит. В все эти действия тоже происходят по попущению или по прямому указанию Божию. В соответствии с этим показывается и то, что все народы не только будущие рабы израильтян, но все эти народы – Божии, хотя в тот момент еще далеко от Него стоящие, что и о них Господь печется, чтобы и для них соделать спасение, которое соделывается среди Иерусалима и на горе Сионе: «ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена» (Ис. 2:3-4). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/431411/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010