«Думал, что Бог силен и из мертвых воскресить». «Смысл слов сих следующий: по той же вере, по которой Авраам веровал, что Бог даст ему сына, которого у него не было, по той же вере он был убежден, что Бог воскресит и мертвого, воскресит закланного. Одинаково было чудно, т. е. по человеческому соображению, как то, что родится сын от утробы омертвевшей, устаревшей и уже сделавшейся не способною к деторождению, так и то, что закланный воскреснет, и однако он верил; прежняя вера руководила его к вере и в будущее» (Злат.). – «Почему и получил его в предзнаменование», – греч. θεν αυτν κα ν παραβολ εκομσατο, – слав.: «тем же того и в притчи прият», т. е. «в образе, так как овен был притчей Исаака или образом. Так как жертва была совершена и Исаак был заклан в намерении Авраама, то Бог и даровал его патриарху» (Злат.). Евр.11:20 .  Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. «Верою в будущее…» «Неужели праведники знали все будущее? Конечно. Если Сын Божий не открывался тем, которые не могли принять Его по своей немощи ( Мф 13:17 ), то, без сомнения, открывался прославившимся добродетелями. Так и Павел говорит теперь, что они знали будущее, т. е. воскресение Христово» (Злат.). – «Благословил Исаак Иакова и Исава…» «Хотя Исав был старше, но он поставляет наперед Иакова – за добродетели его. Видишь, какова была вера Исаака? Почему бы в самом деле он обещал сыновьям столь великие блага, если только не по вере в Бога?» (Злат.). Евр.11:21 .  Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. Упоминаемая здесь вера Иакова весьма ясно открывается из самого содержания его благословений и произнесенных им при сем пророчеств, см. Быт 48:13–21 . – «И поклонился на верх жезла своего…» «Здесь апостол показывает, что Иаков не только сказал, но так надеялся на будущее, что показал его и самым делом. Так как от Ефрема имел восстать другой царь, то он и говорит: и поклонился на верх жезла своего, т. е. будучи уже старцем, он поклонился Иосифу, выражая имеющее быть поклонение ему от всего народа. Это отчасти уже исполнилось, когда ему кланялись братья, но должно было исполниться и после через десять поколений» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И если скажешь в сердце твоём: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – не бойся его [Вт. 18:21–22]. Пророк, сделавший такое ложное предсказание, мог подвергнуться побиванию камнями. Господь сказал: «пророка, который дерзнёт говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти» (Вт. 18:20). Такого рода наказание предохраняло от повторных поползновений данного пророка и обеспечивало некоторое время для раздумий у других пророков, прежде чем они скажут: «так говорит Господь». Истинность сама по себе ещё не делает книгу канонической. Это скорее проверка аутентичности книги, чем её каноничности. Это негативный критерий, согласно которому книга может быть удалена из канона. Жители Верии применили этот принцип, когда обратились к Писанию, чтобы выяснить, истинно ли учение Павла ( Деян. 17:11 ). Если бы проповедь апостола не соответствовала учению ветхозаветного канона, она не могла бы быть от Бога. Многие апокрифы были отвергнуты именно потому, что оказались не аутентичны. Иудейские учители и раннехристианские отцы Церкви отвергли или сочли второразрядными эти книги из-за того, что в них встречались исторические неточности и даже нравственные несоответствия. Реформаторы отвергли некоторые книги потому, что находили в них еретические учения, например, моление о мёртвых, которое проповедуется в 2Мак. 12:44–45 . Апостол Иоанн настоятельно призывал верующих испытывать всякую предполагаемую «истину» на соответствие уже известному эталону, прежде чем принимать её ( 1Ин. 4:1–6 ). Такая проверка на аутентичность послужила причиной сомнений в Посланиях Иакова и Иуды. Кое-кто полагал, что Послание Иуды не аутентично, поскольку в нём, возможно, цитируются не аутентичные книги псевдоэпиграфии ( Иуд. 1:9, 14 ; см. Jerome, 4). Мартин Лютер сомневался в каноничности Послания Иакова, потому что в нём нет достаточно явной сосредоточенности на распятии. Мартину Лютеру казалось, что книга учит о спасении делами. Углублённое изучение сняло с Послания Иакова эти обвинения, и даже сам Лютер изменил мнение о нём в лучшую сторону. Постепенно, в ходе исторического процесса, Послания Иакова и Иуды себя реабилитировали, и их каноничность была признана после того, как удалось гармонизировать их с остальным Писанием.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Иудейскому восстанию и его подавлению, которое сопровождалось голодом и другими неслыханными бедствиями, разрушением Иерусалима и храма, предшествовало убийство брата Господня Иакова, приходящееся примерно на 63 год. По рассказу Егезиппа, книжники и фарисеи в отчаянии от большого числа обратившихся ко Христу иудеев в канун Пасхи просили Иакова: «Мы и весь народ свидетельствуем о тебе, что ты праведен и не взираешь на лица. Убеди толпу: пусть не заблуждается об Иисусе, и весь народ и все мы послушаем тебя. Стань на крыло храма, чтобы тебя видели и чтобы слова твои хорошо слышал весь народ. Ведь на Пасху собираются все колена, а с ними и язычники». Но Иаков, поставленный на крыло храма, громко исповедал: «Что спрашиваете меня о Сыне Человеческом? Он восседает на небе одесную Великой Силы и придет на облаках небесных». Услышав эти слова, «многие, – по словам Егезиппа, – убедились и прославили свидетельство Иакова, говоря: “Осанна Сыну Давидову”». Обманутые в своих надеждах, книжники и фарисеи набросились на Иакова с криками: «О-о! И праведный в заблуждении!», свергли апостола с крыши храма и стали бросать в него камни. Оставшись живым после падения, Иаков «стал на колени, говоря: “Господи Боже, Отче! Молю Тебя, отпусти им, ибо не знают, что делают”». Когда в него так бросали камнями, продолжает Егезипп, один из священников закричал: «Остановитесь! Что вы делаете? Молится за вас праведник!» «Кто-то из них, какой-то суконщик, ударил праведника по голове скалкой… Иаков мученически скончался… Он правдиво засвидетельствовал и иудеям, и грекам, что Иисус есть Христос. Вскоре Веспасиан осадил их». Иакову Праведному принадлежит включенное в Новый Завет послание, главной темой которого является соотношение веры и добрых дел: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?.. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2: 14, 19).

http://pravoslavie.ru/34553.html

Мих.1:2. Слушайте все народы, и внимай земля и что наполняет ее, и да будет Господь Бог свидетелем против вас, Господь из святого храма своего.     LXX: Слушайте все народы и да внимает земля и все находящийся на ней, и да будет Господь вам во свидетельство, Господь из дома святого Своего.    Так как буквально исторический смысл слов ясен, то я предоставляю понимание его уму читателя. В переносном же смысле они призывают к слушанию народы, т. е. церкви всего мира, и ко вниманию землю, потому что еретические учения на ней имеют земные свойства. Что ереси причисляются к делам плоти, которая относится к земле, об этом во-первых не умалчивает Апостол в послании к Галатам (Галат. V:19—21), во-вторых Господь в Евангелии показывает благоразумному слушателю говоря: «Сущий от земли» говорит о земле, а для различения таковых от принадлежащих к церкви Он говорит: «приходящий с небес есть выше всех» (Иоан. III:31.); и: «что он видел и слышал, о том свидетельствует» (Иоан. III:32). Слова: «слушайте народы», в виду изречения Господня: «кто имеет уши, чтобы слышать, пусть слышит», (Лук. VIII:8), говорят нечто большее сравнительно с словами за ними следующими: «и внимай земля»; посему слова: «слушайте все народы» мы будем относить к церкви, а к еретикам, принявшим земное учение, слова: «и внимай земля» и все находящиеся на ней, чтобы и первые, если услышат, и вторые, если будут внимать, не потерпели тех бедствий, которыми угрожает дальнейшее слово Господне. И да будет им Господь «во свидетельство», или, как говорится в еврейском тексте: «во свидетеля», или, как яснее истолковал Симмах, «свидетельствующим,» и свидетельствующим не из другого какого-либо места, но из дома Своего, который есть церковь, и несомненно в Сыне, т. е. в Господе нашем Иисусе Христе, Который воистину есть храм Отца, и устами Которого говорит Отец, проникающий до глубины души и мозга костей тех, которые захотели бы слышать и внимать. Мих.1:3—5. Ибо вот Господь изойдет [Вульг.; исходит] от места Своего, низойдет и наступит на высоты земли. И горы растают под Ним и долины распадутся, как воск от лица огня, как воды, льющиеся с крутизны: все это за нечестие Иакова и за грехи дома Израилева. Что есть нечестие Иакова? разве не Самария? и кто поставил высоты Иуды? разве не Иерусалим?»     LXX: ибо вот Господь изойдет от места Своего и низойдет и взойдет на высоты земли и поколебляются горы над Ним и долины растают, как воск от лица огня и как вода, сходящая в стремнины: все это по причине нечестия Иакова и по причине греха дома Израиля. Какое нечестие дома Иакова? разве не Самария? и какой грех дома Иуды? разве не Иерусалим?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Тяжелым испытанием мессианских чаяний, связанных с Домом Давидовым, явилось падение Иудейского царства при нашествии Навуходоносора. Однако еще заранее, задолго до тех дней, когда должно было рухнуть Иудейское царство, пророки уже возвещали, что хотя падет царство и с ним династия Давида, но Ягве вновь восстановит Дом Давида в Мессианском цпрстве, ибо Он верен своей клятве, данной Давиду. Пророк Амос еще в VIII в. до Р.Х., за два века до падения Иерусалима, возвещал грядущие бедствия, однако оставил и надежду: Но дом Иакова не совсем истреблю, говорит Ягве ( Амос 9:8 ). Жестокое поражение постигнет народ Божий за его грехи, но тем не менее дом Иакова не совсем истреблю, и далее пророк прямо возвещает обещание Ягве Бога: В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней, и разрушенное восстановлю, и устрою её, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Ягве, творящий всё сие ( Амос 9:11–12 ). Исполнение пророческих слов о восстановлении падшей скинии Давидовой святые отцы находили в царстве Иисуса Христа, Сына Давидова. Еще Ангел Гавриил, посланный от Бога в Назарет Галилейский, возвестил при благовещении Деве Марии о Имеющем от Нее родиться Сыне: И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца ( Лк. 1:32–33 ). Так после шестивекового униженного и бесправного существования царственных потомков Давида начало во Христе Иисусе исполняться обещанное Ягве Богом через Амоса восстановление падшей скинии Давидовой. Вот как об этом рассуждают святые отцы. Прп. Ефрем Сирин : «Впрочем, не сокрушу Иакова, как сокрушил народы сии; но придет день, когда возставлю скинию Давидову падшую, и возгражду падшая ея, и раскопаная ея возставлю. Прообразовательно исполнилось сие во время возвращения иудеев из плена, а истина совершилась во дни распятия. Скиниею Давидовою пророк называет весь род человеческий, который низложен был преступлением заповеди, и который возставил от падения Христос. Он возвратил нам погубленную нами жизнь, и сверх того, страданием и смертию за нас даровал нам нескончаемое царство. И возгражду ю, якоже дние века; – ю, т.е. Церковь , которую искупил Христос Своею кровию – это сонм уверовавших во Христа. Его возсоздал Христос, воздвиг от падения и возвращает ему жизнь, какая дана была первоначально, в настоящем веке в виде залога, в будущем же – во всей полноте» Толк, на кн. пророчества Амоса, 9, 11–12].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Учение Павла о соотношении закона Моисеева и оправдания через веру является центральной темой Посланий Павла к Римлянам и Галатам. Подробное рассмотрение этого учения выходит за рамки настоящей книги. Тем не менее на основании сделанного нами беглого сравнения между Посланием Иакова и посланиями Павла можно утверждать, что Иаков и Павел отстаивали разные позиции в споре о значимости закона Моисеева. Если Павел говорит об упразднении «закона заповедей» учением Христа (Еф, 2:15), то для Иакова это совсем не так: закон продолжает сохранять для него значимость. Это явствует как из приведенной в Деяниях речи Иакова, так и из эпизода, который будет рассмотрен нами в свое время: когда Иаков будет упрекать Павла в том, что он, no слухам, учит иудеев «отступлению от Моисея», и потребует от Павла выполнить обряд ритуального очищения ( Деян. 21:17 26). В Послании Иакова тема закона Моисеева получает развитие, весьма отличающееся от того, как та же тема трактуется Павлом: Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, – хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы ( Иак. 2:8–12 ). «Законом царским» Иаков называет в данном случае ветхозаветную заповедь о любви к ближнему ( Лев. 19:18 ), повторенную Христом в числе двух важнейших заповедей закона ( Мф. 22:37–40 ; Мк. 12:29–31 ). Он также ссылается на одну из десяти заповедей Моисеевых ( Исх. 20:13–14 ). И наконец, ключевое утверждение: нарушитель одной заповеди становится преступником закона, и даже если человек соблюдает весь закон, но согрешит в чем-либо одном, он становится виновным во всем. Столь сильной аналогии закона Моисеева мы нигде в апостольских посланиях больше не встречаем. Если Павел говорит о необходимости соблюдать «весь закон» ( Гал. 5:3 ), то он относит это исключительно к обрезанным, причем тут же нападает на них:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Далее Апостол говорит о грехе. «Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» ( 1Ин.5:16-17 ). Ничто в словах Иоанна не заставляет относить ко «греху к смерти» те или иные конкретные грехи. Тем не менее, всякий грех может быть смертным, поскольку он выражается в сознательном противлении воли Божией. Все зависит от отношения к греху человека, от его воли к покаянию. Послание Иуды Епископ Кассиан (Безобразов) делает следующее заключение об авторе: «Составитель послания называет себя «рабом Иисуса Христа» и «братом Иакова». Ссылка на Иакова без дальнейшего определения может относиться только к Иакову, Брату Господню. Будучи братом Иакова, Иуда оказывается и сам братом Господним. Действительно, в списке братьев Иисусовых, на последнем месте – в Мф. (13, 55), на предпоследнем – в Мк. (6, 3), стоит имя Иуды. Очевидно, он был одним из младших. Принимая во внимание, что, по свидетельству Ин.7:5 , братья Иисусовы, в дни Его земного служения, в Него не верили, можно сказать с уверенностью, что Иуда был Апостолом только в общем смысле этого слова: в число Двенадцати он не входил, и для отожествления его с Иудою Иаковлевым (он же Фаддей, иногда называемый Леввеем) нет никаких оснований» . Послание оспаривалось из-за двух ссылок на апокрифы. Вот они: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (9) («Успение Моисея»). «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих» (14) (книга Еноха). Послание обращено ко всем христианам и написано, скорее всего, в Риме до разрушения Иерусалима. Послание Иуды очень схоже со Вторым посланием Петра. Епископ Кассиан (Безобразов) отмечает: «Как Петр, переживший Павла, считал нужным подтвердить его учение для основанных Павлом Церквей, так и Иуда, переживший Петра, напоминал его учение тем, к кому Петр обращался с последним словом наставления. И как Петра, так и Иуду побуждало к тому не сознание старшинства – Иуда ни в каком смысле не мог быть выше Петра, – а долг и право пережившего. Это напоминание – устами пережившего – являет еще раз единство христианского мира и откровения Нового Завета, тем более что Иуд. обнаруживает точки соприкосновения не только с 2 Пет., но и с другими новозаветными книгами» . Апокалипсис

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

ап. - апостол архиеп. - архиепископ - блаженный - Вселенский собор - греческий - доцент - еврейский - латинский - митрополит множ.ч. - множественное число - правило - преподобный - протоиерей - профессор - Рождество Христово - святой - священник, священный - так называемый - то есть - толкование франц. - французский Ветхий Завет (В.З.) - Бытие - Второзаконие - Книга пророка Даниила - Книга Екклизиаста, или Проповедника - Книга пророка Иезекииля - Книга пророка Иеремии - Книга пророка Исаии - Исход - Левит - Первая книга Паралипоменон - Вторая книга Паралипоменон - Книга Премудрости Соломона Притч. - Притчи Соломона - Псалтирь - Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова - Первая книга Царств - Вторая книга Царств - Третья книга Царств - Числа Новый Завет (Н.З.) - Послание к Галатам - Деяния святых апостолов - Послание к Евреям - Послание к Ефесянам - Послание Иакова - от Иоанна святое благовествование - Первое послание Иоанна - Послание к Колоссянам - Первое послание к Коринфянам - Второе послание к Коринфянам - от Луки святое благовествование - от Матфея святое благовествование - Откровение ап. Иоанна Богослова - Первое послание Петра - Послание к Римлянам - Первое послание к Тимофею - Второе послание к Тимофею - Послание к Титу - первое послание к Фессалоникийцам - второе послание к Фессалоникийцам - Послание к Филимону - Послание к Филиппийцам Примечания: 1 См. список сокращений в конце книги. 2 В светских, часто идеологизированных определениях догмата обычно негативно характеризуется то, что содержание его не подлежит критике и принимается на истинное без доказательства, практической проверки, а лишь на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету [см., напр., статью “Догмат” в “Советском энциклопедическом словаре” (М. 1984), “Философском энциклопедическом словаре” (М., 1989)]. В основе такого представления лежит непонимание того, что содержание догмата, его истина – это истина о Боге, истина, сообщаемая человеку абсолютным, вечным, неизменным, всесовершенным Богом, Который есть сама жизнь и источник жизни всего, в силу чего содержание догмата не может устаревать, окостеневать. Именно поэтому догмат не мертвая схема, а живой смысл, живое знание и в то же время интеллектуальный каркас вероучения.

http://azbyka.ru/osnovy-pravoslavnogo-ve...

188 Букв.: под наименьшим (очень маленьким) рулем. Между прочим, у кораблей во времена апостола Иакова, было обычно два руля (широкие весла по обе стороны кормы), которыми управлял один кормчий. 191 Ср.: РВ: «Или возьмем огонь: сколько дерева он сжигает!». NIV: «Consider what a great forest is set on fire by a small spark». 193 «Круг жизни – поэтическое обозначение всей жизни человека, которая с самого рождения его вертится непрестанно, как колесо, доколе смертию не прекратится верчение этого колеса» ( Михаил (Лузин) , епископ. Толковый Апостол. С. 102. 201 Это обычай иудейских книжников: приводить для доказательства своей точки зрения две цитаты из Св. Писания или два примера житейской мудрости. 202 «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их» ( Мф.7:16–20 ). 205 « Иак.3:13 действительно содержит неожиданность: христианских мудрецов узнают по их поведению. Одновременно это значит: их узнают не по их интеллигентности, не по их риторике, не по их современности!» (Майер, Г. Послание Иакова. С. 184). 206 Горькая – в переносном значении: суровая, жесткая, злобная. Так же: рвение, сильное чувство зависти и ревности. 207 Так же: любопрение (любовь к прениям: т.е. спорам), ссора, соперничество; это слово характеризует амбициозного вождя, который плетет интриги, использует раздоры своих соперников. 219 Ср.: РВ: «А те, которые созидают мир вокруг себя, мирно сеют, чтобы пожать мир праведности». NIV: «Peacemakers who sow in peace raise a harvest of righteousness». 222 «Первое слово обозначает хроническое состояние военных действий, военную кампанию, а второе – отдельные конфликты или столкновения в ходе войны» (НЛЭК. С. 855). 224 Ср.: «Часто тщеславие враждует против объедения; и сии две страсти понуждает разрешать [пост – и.Е.], а тщеславие внушает показывать свою добродетель…» Преподобный Иоанн Лествичник . Лествица/14:9. С. 115–116).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

" Вера - это сила " ноября 2023 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Рождества Христова на Средней Рогатке В канун Недели 22-й по Пятидесятнице, 4 ноября,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  совершил Всенощное бдение в  храме Рождества Христова на Средней Рогатке . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель  протоиерей Павел Иванов  с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. Митрополит поздравил верующих со святым воскресным вечером и памятью апостола Иакова, брата Господня. " По преданию, Иаков, брат Господень, был сыном праведного Иосифа от первой жены, - сказал владыка в проповеди. - Он уверовал в Христа как Сына Божия, и Господь по Воскресении поставил его первым епископом Иерусалима, главой первой христианской общины. А матерью всех Церквей стала Иерусалимская Церковь во главе с апостолом Иаковом. Он тридцать лет правил ею и никуда не уезжал, как другие апостолы с проповедью во многие страны. Его ответственностью был Святой град, здесь находилась его паства. Но многие, приходящие туда, уезжали в свои страны и нуждались в дальнейшей поддержке " . " Сохранилось соборное послание апостола Иакова, которое вошло в канон Нового Завета, - продолжил архипастырь. - Это послание к христианам из иудеев, которые не знают, как поступать, потому что везде их гонят за Христа. Он говорит, что надо все терпеть. Господь так и учил: " Если Меня гнали, будут гнать и вас " (Ин. 15:20). В послании Иаков говорит, как мы должны обращаться с языком, который много нам вредит. " Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть " (Иак. 3:2,9,10). Главная тема послания - это сочетание веры и дел. Уже в то время ошибочно считали, что можно спасаться одной верой. Но апостол Иаков говорит, что вера без дел мертва. Вера должна быть во главе угла, укрепляя и направляя нас к Богу, а дела - производное от нее. За свидетельство и верность Христу апостол окончил жизнь мученической смертью - иудеи сбросили его с Иерусалимского храма, где он, видимо, молился. В предании говорится: за то, что иудеи сбросили Иакова, через семь лет пришли римляне и окончательно разрушили Иерусалим. От Иерусалимского храма остались одни стены, которые сейчас называются Стеной плача " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010