Здесь другое: «να μνημονεομεν» – это несомненно сказано Павлу и Варнаве. Но когда Павел говорит об исполнении этой просьбы, он выражается: « κα σποδασα», т. е. я один без Варнавы исполнял условие, ибо Варнава разлучился со мной». Исторических данных о том, как и когда ап. Павел исполнял свое обещание, мы не имеем. Сообщаемое в Деяниях (11 гл.) случилось ранее описываемого пребывания в Иерусалиме, а упоминаемое в 1Kop.16, 2 Kop.8, Рим.15:27 ; под. Деян.21:17; 24:17 случилось уже после написания данного послания. Но это не дает права сомневаться в искренности слов ап. Павла. При большей или меньшей отрывочности сказаний в Деяниях и посланиях ап. Павла, очен возможно, что многие из путешествий его по Палестине с раздачей милостыни отпущены. Обличение апостолом Павлом апостола Петра в Антиохии и речь, произнесенная по этому поводу (2:11–21) 2:11. Егда же прииде Петр во Автиохию, в лице ему противу стах, яко зазорен бе. 2:11. Когда же Петр пришел в Автиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. 12. Прежде бо даже не приити некиме от Иакова, с языки ядяше: егда же приидоша, опряташеся и отлучашеся, бояся сущих от обрзания. 12. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. 13. И лицемеришася с ним и прочии иудеи, яко и Варнаве пристати лицемрству их. 13. Вместе с ним лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. 14. Но егда видех, яко не право ходят ко истине благовествования, рекох Петру пред всеми: аще ты иудей сый, язычески, a не иудейски живеши, почто языки нудиши иудейски жительствовати; 14. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи иудеем, живешь по язычески, а не по иудейски: то для чего язычников принуждаешь жить по иудейски? 15. Мы естеством иудеи, а не от язык грешницы: 15. Мы по природе иудеи, а не из язычников грешники. 16. Уведевше же, яко не оправдится человек от дел закона, но токмо верою Иисус Христовою: и мы во Христа Иисуса веровахом, да оправдимся от веры Христовы, а не от дел закона: зане не оправдится от дел закона всяка плоть.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

5)        Соборное послание св. ап. Иакова: сведения об авторе, время и место написания послания. Учение о терпении  в искушениях. Другие темы послания. 6)        Соборные послания св. ап. Петра. Время и место написания посланий. Учение о святости христианской жизни. Нравственные наставления христианам. 7)        Соборные послания св. ап. Иоанна Богослова. Время и место написания посланий. Учение о любви в Первом послании св. ап. Иоанна Богослова. 8)        Житие св. апостола Павла. Св. ап. Павел об апостольском служении. 9)        Послание св. ап. Павла к Римлянам: время и место написания послания. Учение об оправдании верой. Жизнь по Духу. 10)    Первое послание св. ап. Павла к Коринфянам (время, место и повод к написанию). Нравственные наставления коринфянам (о спорах, о поведении в церкви, о браке, о блуде, об идоложертвенном) 11)    Послание св. ап. Павла к Галатам. Время и место написания послания. Основные темы послания. 12)    Послание св. ап. Павла к Ефесянам (время, место и повод к написанию). Учение о Церкви. Обязанности мужа и жены. Духовная брань. 13)    Послание св. ап. Павла к Колоссянам. Время и место написания послания. Учение об Иисусе Христе как истинном Боге. Опровержение гностиков и иудействующих. Нравственные наставления. 14)    I , II Послания св. ап. Павла к фессалоникийцам. Учение о Воскресении мертвых, Втором пришествии и Антихристе. 15)    Послание св. ап. Павла к Евреям. Обстоятельства написания. Учение об Иисусе Христе, о превосходстве Нового Завета над Ветхим. Учение о вере.   Отрывки из Апостола: 1) Определить, из какого послания взят отрывок. 2) Кратко изложить учение, которому посвящен отрывок. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

В 24 и 25 ст. апостол заключает послание славословием премудрому Богу, с уверенностью и упованием поручая исполнение того, о чём он пишет, всемогущему и верному попечению Божьему, обнимающему прошедшее, настоящее и будущее. 24. Могущему же соблюсти вас от падения и поставить вас пред славой Своей непорочными в радости неизреченной и преславной при втором пришествии Господа (ср. 1Пет. 1:6, 8; 5:13 ), 25. Единому премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, принадлежит 466 слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки (ср. Евр. 13:8 ). Эта слава и величие, сила и власть Бога Отца, спасшего христиан чрез Господа нашего Иисуса Христа, которая всегда у Него одна и та же, неизменна, надеется апостол, сохранит для Господа и читателей непорочными и приведёт их к вечному спасению и участию в славе и чести Его и в неизреченной радости будущей вечной жизни. 422  Из того обстоятельства, что апостол в послании не упоминает о разрушении Иерусалима в 70 г., конечно, нельзя делать заключения, что он написал послание ранее 70 года. Но и несправедливо видеть в 5 ст. указание на это разрушение и делать решительное заключение, что послание написано после 70 года. (См. объяснение 5 ст.). Если даже допустить пользование со стороны ап. Иуды апокрифическими книгами: „Вознесение Моисея» и „книгой Еноха», что без достаточного основания допускается Фарраром (Первые дни христианства, 781–784), то и тогда время написания послания определить нельзя, ибо время происхождения этих книг не установлено. 425  πσαν σπουδν ποιεσϑαι не значит, что ап. Иуда будто бы сначала обдумывал или уже писал более общее и обширное послание, а значит только, что он как апостол считал своим призванием, обязанностью. 430  Блаж. Феофилакт и некоторые новейшие толкователи в виду того, что дальнейшая характеристика появившихся лжеучителей напоминает прежде уже написанную ап. Петром таковую же характеристику лжеучителей, появление которых ап. Пётр в своё время уже предвидел, принимают эти слова в смысле ближайшего прошедшего: „о которых давно уже прежде написано ап. Петром». К выражению πλαι в этом смысле ср. Мк. 15:44 ; 2Пет. 1:9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Ибо как тот, кто делает добро, от Бога и усовершил мысленное око свое светом познания Его, почему весь стал светом, видит истинный свет, Бога, и бывает для других светилом в мире, содержащим слово жизни ( Флп. 2:16 ), так и тот, кто делает злое, ходя во тьме, ни сам не может видеть Бога, то есть делать угодное Богу, ни для других быть руководителем, но ненавистен и отвратителен для всех» (Феофилакт). Кто делает и проч.: см. прим. к 1Ин. 3:9–10, 4:1, 3:6, 8, 12, 20, 2:3 . 12 О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно. 12 . О Димитрии и проч.: кто был этот похваляемый так апостолом Димитрий, точно неизвестно. Существует предание, записанное Дорофеем Тирским, что он впоследствии был Епископом Филадельфийским, одного из городов, упоминаемых в Апокалипсисе ( Апок. 3:7 и далее). Засвидетельствовано всеми и проч.: три свидетельства указывает апостол относительно Димитрия: свидетельствуют все, свидетельствует сама истина, свидетельствует сам апостол. – Всеми, то есть всею Церковию, или всеми Церквами, какие только знают о нем. – Самою истиною: самими делами его свидетельствуется истина, что он ходит в истине (ср. прим. к 2Ин. 4 ). И мы: сам апостол лично (ср. прим. к Ин. 19:35, 21:24 ). 13 Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами тростью, 14 а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам. 15 Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно, Аминь. 13–15. Многое и проч.: см. прим. к 2Ин. 1:12 . – Лир: см. прим. к 1Пет. 1:2 ; 2Пет. 1:2 . – Друзей: ср. Деян. 27:3 и прим. – Поименно: отдельно каждого из друзей. Выражение особенной любви апостола ко всем и каждому. – Читать далее Источник: Толковый Апостол. Соборные послания, изъясненные епископом Михаилом (Лузиным). Послания Апостола Иакова. Апостола Петра. Апостола Иоанна Богослова. Апостола Иуды. - Москва : Правило веры, 2009. - 764 с. : ил.; 16 см.; ISBN 978-5-94759-099-9 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Было ли так, что в Церкви Христовой были грешные члены с самого начала бытия Церкви на земле? Все в Церкви было всегда согласно с научением Спасителя: всегда в обществе верующих были согрешающие члены. И св. Апостолы во всех своих посланиях верующим говорят о греховности их. Ап. Иаков указывает на предрассудки, человекоугодничество, невоздержанность языка, распри и вражды, а цель самого послания Ап. Иакова есть взаимное исправление верующих ( Иак. 5:19, 20 ). Таковы же послания Ап. Петра и все послания Ап. Павла. В кратком описании жизни Церкви Христовой в книге Деяний Апостольских такое же положение: тут и Анания с Сопфирой согрешили, тут и христиане-иудеи и христиане-Еллинисты спорили и бедных вдовиц обижали ( Деян. 6:1, 2 ), и Апостолы были в несогласии ( Деян. 15:36–41 ). Точно так же и в Откровении Ев. Иоанна все Церкви описаны с падениями и греховными недостатками (2 и 3 глава) ( Ин. 2–3 ). Итак, как же совместить веру в безгрешность Церкви с допущением греховности ее членов? Церковь свята, т.е. выделена из всех религиозных обществ особенными милостями Божьими; однако, члены Церкви не безгрешны, а «лишь идут верным путем непорочности» и имеют все действенные средства достигнуть совершенства. Неужели же сектанты думают, что они безгрешны? Сектанты баптисты, адвентисты, и особенно пашковцы (евангелики) всегда почти бесстыже заявляют, что они безгрешны и непорочны; когда же им укажешь на явные их грехи, они и тут не каются, а говорят, что у них нет грехов, хотя они и согрешают иногда. Это все равно, как если бы кто – пьяница сказал, что он не пьет, а выпивает. Так, действительно, и говорят некоторые из сектантов – пьяниц. Какое же доказательство своей мнимой безгрешности приводят сектанты? Они ссылаются на слова Ап. Иоанна Богослова: «всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Иоан. 3:9 ). Свидетельствуют ли эти слова о безгрешности сектантов? Нисколько. Здесь, во-первых, говорится о рождении от Бога, а сектанты рождены от диавола, потому что ни Христос Бог , ни Апостолы Его не создавали сект, а создал их диавол, во-вторых, сказанными словами Ап. Иоанн говорит только о том, насколько не к лицу христианам греховность, – что они не должны допускать греха. Однако, Ап. Иоанн не отрицает, что христиане на деле грешат. Он говорит: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Иоан. 1:8 ). А если и пишет о безгрешности рожденных от Бога, то сам Апостол объясняет, для чего так пишет: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали» ( 1Ин. 2:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

21. И, во-вторых, заключает апостол речь о любви, от Него мы имеем, чрез Иисуса Христа, эту заповедь: чтобы любящий Бога любил и брата своего. В 4 гл. послания апостол указал христианам на божественного совершителя и свидетеля нашего общения с Иисусом Христом, Сыном Божиим, и Богом Отцом – Духа Божьего и признаки Его действия в христианах, открывающиеся в исповедании ими Иисуса Христом во плоти пришедшим и Сыном Божьим и в любви к братьям и к Богу, возвышающейся до дерзновения пред Ним в день суда. В 5 главе апостол указывает на третий признак действия в христианах Духа Божьего – веру их в Иисуса Христа, Сына Божьего. Верующий в Иисуса Христа – Сына Божьего, говорит апостол, как и любящий братьев (4:7), рождён от Бога, и естественно любит Отца своего и рождённых от Него, братьев своих, исполняя все заповеди Его. Этой верой христиане победили и побеждают мир. Верующий в Иисуса Христа – Сына Божьего, утверждаясь на свидетельстве апостолов, Духа Божьего и своего внутреннего опыта, имеет в Сыне Божьем вечную жизнь и по молитве к Богу Отцу с дерзновением дарует жизнь и братьям своим, согрешающим не к смерти. 5:1. Всякий верующий, что Иисус есть Христос, Сын Божий (5 ст.), обращается апостол к вере христиан, как третьему признаку действия в них Духа Божьего, от Бога рождён 611 и любит родившего 612 . И всякий любящий родившего любит и рождённого от него. 2. В том, что любящий родившего, естественно, любит и рождённого от него, мы познаём, что мы любим детей Божьих 613 . Когда мы любим Бога и из любви к Нему исполняем заповеди Его (3:23: да веруем во имя Сына Его Иисуса Христа и любим друг друга; 4:21: да любяй Бога любит и брата своего). 3. Ибо любовь к Богу состоит в том, присоединяет апостол разъяснение, что любовь христиан к Богу не есть только чувство или теоретическое знание о Нём, как о совершеннейшей любви, но есть любовь, выражающаяся делом и истиной, исполнением воли Бога, – чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его для христиан, как детей Божиих, любящих Отца своего и послушных воле Его, не тяжки (ср. Мф. 11:30 : лёгкое бремя) 614 ,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Наконец, в заключении первой части послания апостол даёт наставление христианам избегать антихристианской лжи. Апостол указывает, прежде всего, что христиане должны быть внимательны к себе, ибо настало последнее время и предсказанное Христом о появлении антихриста уже начинает исполняться: появилось много антихристов, лжеучителей, искажающих христианство. 18. Дети! опять с таким нежно-ласковым названием обращается апостол к своим читателям, чтобы как можно глубже вложить в их сердце следующие далее наставления и укрепить их в борьбе с испытаниями. Последнее время (Слав.: година) 529 . И как вы слышали от апостолов слова Господа, Что придёт 530 антихрист 531 , сообразно с этим и теперь 532 появилось много антихристов 533 , искажающих христианство антихристианской ложью. Из сего мы познаем, что последнее время, близок конец всего. Далее, останавливая внимание христиан на антихристах, апостол говорит, что хотя они и вышли (отделились) из среды христиан, но они не были христианами; это были люди по стремлениям и жизни чуждые Христу, лжехристиане. 19. Они вышли от нас (из нашей среды), но не были из нас (Рус.: наши), не были христиане; они принадлежали к Церкви Христовой только внешне; ибо если бы они были из нас (Рус.: наши), то остались бы с нами: но они вышли, чтоб открылось не только в отношении к ним, но и в отношении ко всем, что не все наши, не все принадлежащие к Церкви Христовой суть христиане; но истинные христиане пребывают в ней, а кто оставляет её, те не были христианами, о чём и свидетельствует их отпадение от Церкви 534 . 20. И (Рус.: впрочем 535 ) вы имеете помазанье от Святого, Господа нашего И. Христа (Еп. Михаил, Ин. 6:69 ; Деян. 3:14; 4:27 ; Откр. 3:7 ), вы имеете Духа Божьего, Духа Христа ( Рим. 8:9 ), вы истинные христиане 536 и знаете всё 537 , знаете всю истину (21 ст.). И 21. Я написал вам это не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете её, и потому что 538 всякая ложь не от истины; не затем, чтобы научить вас истине, но чтобы научить вас правильному пользованию ею против лжеучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Главное свойство христианской любви есть жертва на пользу брата, забота о благе брата. Если эта жертва должна простираться до пожертвования для блага брата жизнью, то тем более, конечно, мы должны жертвовать для братьев материальными благами, которыми мы владеем для поддержания своей жизни. 17. Но если кто имеет блага мира, средства земной жизни 582 и видит, что брат его имеет нужду 583 , и затворит (отвращаясь) от него сердце своё, то как любовь к Богу (ср. 4:0) пребывает в нём? В том, разумеется, нет любви к Богу. Блаж. Феофилакт: потом и ещё продолжает обличать тех, которые ограничивают любовь словом и обнаруживают её только на языке. 18. Дети 584 , не станем любить словом и языком 585 , но делом и истиной (в противоположность бессодержательной, притворной и ложной любви). 19. И в этом, чрез это (если мы любим делом и истиной) мы узнаём, что мы от (κ) истины (рождены от истины, дети её и свойства её живут в нас, как прирождённые нам), прибавляет апостол утешение: и успокаиваем пред Ним, пред Богом, сердца наши: 20. Потому что, если сердце наше зазирает, осуждает нас, то Бог больше (болий есть) сердца нашего и знает всё. Бог есть наш Отец любящий и прощающий, знает нашу во Христе любовь к Нему, проявляемую нами в любви к братьям делом и истиной (ср. Ин. 21:17 ) 586 . 21. Возлюбленные! обращается апостол к читателям далее с указанием им и на нечто весьма радостное и великое: если (же) сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение пред Богом, полную уверенность и том, что Он Отец наш и мы дети Его. 22. И если что просим, получаем от Него (или как Рус. перев.: и чего ни попросим, получим от Него), потому что мы, как дети Его, заповеди Его соблюдаем и делаем угодное пред Ним (ср. Ин. 14:13; 15:7; 16:23 ). 23. И заповедь Его, заключает апостол, открытая Им чрез Христа воля Его, есть та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа, познали в Иисусе Сына Его, Христа, и любили друг друга, как Он (Христос) дал нам заповедь. 24 (а). И кто заповеди Его (Бога) соблюдает, тот пребывает в Нём и Он в том (ср. Ин. 10:38 ). 4. III часть послания. Истолковательное изложение

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

- В Послании к Титу Павел пишет: Он спас нас не по делам праведности, которые мы бы сотворили, а по Своей милости (3, 5). Каково значение этих слов, какой сдвиг религиозного сознания здесь происходит? Насколько это революционно по сравнению с Ветхим Заветом? - Да, здесь - особая заслуга Павла, то, что не выражено так ярко у других апостолов - Петра, Иакова, Иоанна. Это дилемма Закона и благодати. Павел решает ранее не решавшуюся задачу, говорит то, чего никто до него не говорил: исходя из слов Христа, расставляет Закон и благодать по местам, не уничижая ни того, ни другого. Чем спасемся, Законом или благодатью? Делами праведности или Его милостью, Его крестной жертвой? И насколько здесь уместно это самое «или»? Павел отвечает на это в Послании к Римлянам, где сказано: вы, братья, умерли для закона Телом Христовым, чтобы принадлежать другому, воскресшему из мертвых (7, 4), и далее: закон свят, и заповедь свята, и праведна, и добра (7, 12). То же мы видим в Послании к Галатам: мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, мы уверовали во Христа Иисуса (Гал. 2, 15-16). Через апостола Павла эта тема стала основополагающей в христианстве, и она никогда не утратит актуальности. Достаточно вспомнить, с какой силой вспыхнула эта дилемма в XVI веке, в эпоху Реформации, когда Лютер провозгласил свое solo fide - «только верой». - Церковь родилась в Сионской горнице, схождением Духа Святого на апостолов (см.: Деян. 2), но Павел, наряду с Петром и, может быть, другими апостолами, стал одним из первых ее строителей-практиков, если можно так выразиться. Устройством Церкви воинствующей мы по сей день обязаны ему? - В текстах Павла содержатся глубинные основы экклезиологии - учения о Церкви. Спаситель говорит Петру: на сем камне Я создам Церковь Мою (Мф. 16, 18). Почти все! А у Павла в Посланиях к Ефесянам и к Коринфянам мы имеем основы православной экклезиологии канонического права и церковной практики. При этом очень интересна динамика Павловых Посланий: поздние письма, к Титу и к Тимофею, отличаются от ранних, адресованных христианам Коринфа и Ефеса. Этим общинам на момент получения писем от Павла было по полтора-два года. На момент написания Павлом писем к Титу и Тимофею христианской Церкви уже пятнадцать-двадцать лет. И если в ранних Посланиях все дышит харизмой, то в поздних автор строит уже некоторую структуру, устанавливает нормы поведения для епископов, для диаконов (1 Тим. 3), для мужчин и женщин, закладывает основы церковного права, потому что Церковь стала нуждаться в этом (не преподаем же мы право детсадовским детям).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРУСАЛИМСКИЙ СОБОР АПОСТОЛОВ о к-ром известно как из автобиографического сообщения ап. Павла в Гал 2. 1-10, так и из повествования евангелиста Луки в Деян 15. 2-21. Оба описания свидетельствуют, что в Иерусалиме состоялась встреча апостолов Павла , Петра , Иакова , брата Господня, и, согласно Гал 2. 9, Иоанна . Цель встречи - обсуждение вопросов, связанных с признанием миссии ап. Павла среди язычников и определение необходимых условий принятия язычников в христ. Церковь. Собор направил послание христианам из язычников Антиохии, Сирии и Киликии. Это послание цитируется или, возможно, излагается в Деян 15. 23-29. Большинство исследователей придерживаются традиц. т. зр., что в 15-й гл. кн. Деяния святых апостолов и у ап. Павла в Гал 2 речь идет об одном и том же событии, а именно об И. С. а. В таком случае И. С. а. состоялся в 49 или 50 г. Однако такое отождествление событий, описанных в Деяниях св. апостолов и в Галатам Послании , привело к возникновению альтернативных т. зр.: отождествляется сообщение ап. Павла о его посещении Иерусалима (Гал 2) с сообщением Деян 11. 27-30 или с Деян 18. 20-22. Эти не менее гипотетичные т. зр. не вносят существенного изменения в традиционно принятую, хотя и приблизительную дату И. С. а. Поводом И. С. а. были события в Антиохийской Церкви, описанные в Деяниях св. апостолов. Первое миссионерское путешествие апостолов Варнавы и Павла, начавшееся в Антиохии, сопровождалось успехом евангельской проповеди среди язычников малоазийских провинций Римской империи. Вернувшись в Антиохию, апостолы Варнава и Павел «рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам» (Деян 14. 27). Но успех апостолов стал причиной конфликта. «Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян 15. 1-2). В Иерусалиме снова выступили «некоторые из фарисейской ереси уверовавшие» (Деян 15. 5). Они настаивали на необходимости твердого соблюдения закона Моисея и требовали обрезания обращающихся из язычников. Тогда «апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян 15. 5-6).

http://pravenc.ru/text/Иерусалимском ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010