Глава десятая Мф.10:1 .   И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Избирает двенадцать учеников по числу двенадцати колен. Дав им силу. Он послал их, хотя и мало было их, так как вообще мало таких, которые идут тесным путем. Дал Он им силу чудотворений, чтобы, поражая чудесами, они имели внимательных к своему учению слушателей. Мф.10:2 .   Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Матфей перечисляет имена апостолов по причине лжеапостолов. Вперед поставляет Петра и Андрея, потому что они и призваны первыми; затем – сыновей Зеведея, но из них Иакова поставляет прежде Иоанна, ибо он исчисляет их не по достоинству, но просто, как пришлось. Итак, он говорит: Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Мф.10:3 .   Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Мф.10:4 .   Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. Посмотри на смирение Матфея: себя поставил после Фомы, а, дойдя до Иуды, не сказал: «этот мерзкий человек, этот враг Божий», но назвал его Искариотом, по отечеству, потому что был и другой Иуда – Леввей или Фаддей. Итак, были два Иакова: один Зеведеев, другой Алфеев, и два Иуды: Иуда Фаддей и Иуда-предатель, и три Симона: Петр, Кананит и предатель, ибо Иуда Искариотский назывался Симоном. Мф.10:5 .   Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите, Мф.10:6 .   а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; Мф.10:7 .   ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; «Сих» – кого? Рыбарей, простых людей, мытарей. Первоначально посылает их к иудеям, чтобы они не могли сказать: апостолы были посланы к язычникам, поэтому мы, иудеи, не уверовали. Итак, Он делает иудеев безответными. Самарян ставит наряду с язычниками, так как они, будучи вавилонянами, населяли Иудею и не принимали пророков, а только пять книг Моисеевых. Под Царством Небесным разумеет блаженство. Господь дает апостолам чудеса, как оружие, говоря им:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

19 Другого же из Апостолов я не видел [никого], кроме Иакова, брата Господня. 20 А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу. Ответьте на вопросы Что мы узнаем об апостоле Павле из этого отрывка? Как вы думаете, кто этот человек, который был восхищен до третьего неба? Почему апостол говорит, что он охотнее будет хвалиться своими немощами? Сформулируйте отношение апостола Павла к похвальбе Как вы понимаете слова «сила Моя совершается в немощи»? Прочтите толкования: Блаженный Феофилакт Болгарский Схиархимандрит Авраам Рейдман Архимандрит Ианнуарий Ивлиев Святитель Феофан Затворник Блаженный Феофилакт Болгарский Толкование на Новый Завет Послание к Галатам Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Хочет показать им, что он истинно отступил от закона, и для этого напоминает о прежней своей жизни и о резкой перемене, показывая, что он не перешел бы вдруг от иудейства, если бы не имел некоего божественного удостоверения. Поэтому и говорит: Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, то есть не человека я имел учителем, а был учеником Самого Христа. Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Так как клеветники говорили, что он не был, как прочие апостолы, непосредственным слушателем Христа, а все принял от людей, то он говорит, что открыл мне Евангелие Сам Тот, Который научил и Петра и других. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе. Откуда видно, что чрез божественное откровение получил я Евангелие? Из прежней моей жизни. Ведь будучи таким гонителем, как бы я мог вдруг измениться, если бы не извлекло меня некое божественное явление? А что я был ревностным гонителем, видно из того, что слышали об этом и вы, галаты, столь далеко живущие от Иудеи. Что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее. Заметь, как сильно он выражается. Ибо не сказал гнал, а жестоко гнал. И не только это, но даже опустошал, то есть пытался разрушить до основания и истребить, — ведь в этом состоит дело опустошителя.

http://bible.predanie.ru/nedelya-20-aya-...

Гал. 1:18 . «Потом спустя три года (т. е. от обращения ко Христу, а не от возвращения в Дамаск) ходил я в Иерусалим видеться с Петром» – только видеться или познакомиться с знаменитым Апостолом, а не учиться у него. «… и пробыл у него дней пятнадцать» – в каковой срок очевидно нельзя бы изучить основательно христианскую догматику, если бы и захотел Св. Павел. Гал. 1:19 . «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня». Значит, не только по кратковременности пребывания Павлова в Иерусалиме, но и по тогдашнему отсутствию 12-ти верховных Апостолов, не было и самой возможности для Павла что-нибудь заимствовать от них из вероучения христианского. Святой же Иаков не принадлежал к лику верховных Апостолов, но и с ним только виделся Св. Павел, а ничему не учился у него в эти пятнадцать дней. Гал. 1:20 . «А в том, что пишу вам», т. е. что не иначе, а так именно, как он рассказал, шли события после его обращения «пред Богом не лгу». В словах апостольских встречаем мы новое подтверждение законности клятвы в потребных случаях. Святой же Златоуст обращает еще внимание и на смирение Апостола; ибо он, как бы стоя на судище и готовясь подвергнуться истязанию, так заботиться о защищении себя, ибо имел многих противоборцев. Гал. 1:21 . «После сего отошел я в страны Сирии и Киликии», т. е. прямо двинулся на родину, миновав Иудею и Палестину. Сие говорит Апостол, дабы видно было, что и случайно не имел он встречи с Апостолами, ходившими тогда с проповедью по странам Палестинским, и, следовательно, не мог от них научиться христианскому вероучению. Гал. 1:22–24 . «Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, а только слышали они … и прославляли за меня Бога». Цель сих слов Апостола все одна и та же: «у Петра я не учился, а только видел его, – как бы так говорил Апостол, – у Иакова не учился, и его только видел, не учился и ни у кого другого низшего их, не так знатного лица. Возможно ли было мне учиться у тех, кои даже лица моего не видали?» (Фотий у Экумения).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

1. Приветствие 1–2 1. Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, возлюбленным 423 у Бога Отца и сохранённым верными своему званию для Иисуса Христа для участия с Ним в благах спасения и в славе Его 424 . 2. Милость вам, и мир и любовь да умножатся. Милость есть то, что Бог даровал и дарует христианам, призвав их из несчастного состояния во грехе и отчуждения от Него в жизнь возрождения, праведности и света (ср. 1Пет. 1:3 ): прощение грехов, возрождение, новая жизнь веры, надежды и любви, будущее спасение (ср. 21 ст.); мир – есть благодатный мир души христиан, плод дарованного им прощения и примирения с Богом (подробнее см. объяснение к 1Пет. 1:2 ) и следствие сознания верующими того, что Бог сохраняет их Иисусу Христу во всяких испытаниях; любовь – это главное, чего апостол желает своим читателям, которых Бог возлюбил от века и на которых изливает свою любовь доселе (1 ст.). 4. Характеристика нечестивых, появившихся среди христиан, и указание на гибель их в настоящем 8–11 ст. Во-вторых, апостол подробно характеризует нечестивых, появившихся среди христиан, развивая кратко сказанное о них в 4 ст., и, изображая их умственные и нравственные свойства, указывает на их погибель в настоящем. 8. Подлинно таким же образом (т. е. ближе всего, как жители Содома и Гоморры) и эти нечестивые, вкравшиеся к вам, изобретая для оправдания своей жизни всякие ложные вымыслы, подобно дремлющим и блуждающим в области грёз (Рус.: мечтатели), в похотях оскверняют плоть свою (ср. μετατιϑντες, прелагающие благодать Божью в распутство, 4 ст. и 2Пет. 2:10 ), отвергают всякое начальство (Sin. κυριτητας), волю которого они должны бы исполнять (ср. 4 ст.: отрицаясь единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа; 2Пет. 2:1, 10 : также сказанное о Содомлянах в кн. Быт. 19:9 ) и злословят славы, бесплотные силы, из которых злые властвуют погибельно над людьми, отдающимися служению плоти и нравственному развращению (ср. 2Пет. 2:11 ). Тогда как – 9. Михаил Архангел, когда говорил с дьяволом , споря с ним о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, порицания или хулы на него, но сказал: да запретит тебе Господь 444 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

«Абие не приложихся плоти и крови, ни взыдох во Иерусалим к первейшым мене Апостолом». Все сие говорит на клеветы противников. Ибо они сказывали о нем, что сподобился учения апостольского, но нарушает постановленное апостолами. Посему принужден рассказывать о себе, чего не делал ни в одном послании. Говорит же: «Сподобившись оного призвания, не пошел я тотчас в Иерусалим, но удовольствовался данною мне Богом благодатию», ибо крайне было бы неприлично приявшему учение от Бога входить о нем в рассуждения с людьми. «Но идох во Аравию, и паки возвратихся в Дамаск». Немедленно приступил я к проповеди, предлагая благовествование не сподобившимся еще Боговедения. Гал.1:18 .  Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Гал.1:19 .  Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. «Потом по триех летех взыдох во Иерусалим соглядати Петра». И сие опять показывает доблесть души его. Ибо, и не имея нужды в человеческом учении, как приявший оное от Бога всяческих, воздает подобающую первоверховному честь. Посему-то пришел к нему не научиться у него чему-нибудь, но только видеть его. Показывает же и приязнь. «И пребых у него дний пятьнадесять. Иного же от Апостол не видех, токмо Иакова брата Господня». Иаков назывался братом Господним, но не был родным Его братом. Он даже был не сын Иосифов, рожденный от первого брака, как предполагали иные, но сын Клеопы и двоюродный брат Господу, потому что матерью имел сестру Матери Господней. h5 Гал.1:20 .  А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу. Гал.1:21 .  После сего отошел я в страны Сирии и Киликии. Гал.1:22 .  Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен. Гал.1:23 .  А только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял. Гал.1:24 .  И прославляли за меня Бога. «А яже пишу вам, се, пред Богом, яко не лгу. Потом же приидох в страны Сирския и Киликийския: Бех же не знаемь лицем церквам иудейским, яже о Христе, точию же слышаще бяху, яко гоняй нас иногда, ныне благовествует веру, юже иногда разрушаше: и славляху о мне Бога». Ибо, узнав внезапную перемену, что волк делает свойственное пастырям, совершившееся со мною обратили для себя в повод к славословию Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

С 11 стиха начинается защитительная часть послания. Лжеучители, унижая св. Павла, говорили, что он Самого Господа Иисуса Христа никогда не видал, евангельскому учению научился от других апостолов, а потом отступил от них, составив своё собственное учение о ненужности закона Моисеева; для того же, чтобы прикрыть своё отступление, он, бывая с другими апостолами, говорит и действует, как они, чтобы не показать своего разногласия с ними. Защищая от клеветников своё апостольское достоинство, св. Павел прежде всего раскрывает Божественное, а не человеческое происхождение своего Евангелия, утверждая, что он научился ему «через откровение Иисуса Христа», то есть непосредственно от Самого Господа, являвшегося ему. Дальше он предлагает галатам увидеть явный перст Божий в той разительной перемене, которая произошла с ним, рассказывая, как из жестокого гонителя Церкви Божией он стал проповедником прежде гонимого им учения Христовой веры (ст. 11–24). Здесь, в этих автобиографических строках, особенно важны слова: «я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью», то есть с людьми – в данном случае, надо полагать, с другими апостолами, «и не пошёл в Иерусалим, к предшествовавшим мне апостолам, а пошёл в Аравию», где, видимо, св. Павел и был посвящён во все тайны христианского учения Самим Господом в многократных явлениях, что можно видеть, например, из Ефес. 3:3 . Только спустя три года св. Павел ходил в Иерусалим «видеться с Петром» – только видеться или познакомиться со знаменитым апостолом, а не учиться у него. В Иерусалиме св. Павел пробыл всего «дней пятнадцать», во время которых он никого из апостолов не видел, «кроме Иакова, брата Господня». Всё это св. Павел подчёркивает, дабы показать, что не от других апостолов почерпнул он свои знания евангельского учения. «А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу» – в этих словах мы видим новое подтверждение законности клятвы в важных случаях. Далее апостол говорит, что он «после сего отошёл в страны Сирии и Киликии», то есть опять не мог видеться с апостолами, ходившими тогда с проповедью по Палестине, и что церквам Христовым в Иудее лично он не был известен. Цель сих слов апостола все одна и та же: «у Петра я не учился, а только видел его, – как бы так говорил апостол, – у Иакова не учился, и его только видел, не учился ни у кого другого низшего их, не так знатного лица. Возможно ли было мне учиться у тех, кои даже лица моего не видели?» (Фотий у Экумения).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

е. признали нас как сотрудников одного и того же истинного благовестия, предназначив нам по преимуществу дело проповеди у язычников, а им по преимуществу у иудеев. 10 ст. Только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнят в точности. Но они мне поставили условием, чтобы я только не прерывал общения с Иерусалимской церковью и как на лучшее средство для сего указали на помощь бедствующим христианам Иерусалимской церкви, что я всегда и старался исполнить самым тщательным образом. Иудействующие старались представить Павла Галатам человеком колеблющимся действующим то так, то иначе. Опровергая эти речи иудействующих, апостол Павел разъясняет Галатам, что если он и был с иудеем иудей, с необрезанным обрезанный, для немощных был как немощный, то это вовсе не потому, чтобы он колебался или в чем либо изменял истине, которую возвещал Галатам, а для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Когда же истине грозила опасность быть искаженной, я всегда вставал, не колеблясь на защиту этой истины и обличал в лицо тех, с чьей стороны грозила эта опасность. 11 ст. Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Так, например, я не постеснялся выступить с обличением Петра прямо ему в лицо, ибо его поведение смутило многих. Что же случилось? Это ап. Павел раскрывает далее. 12 ст. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Апостол Петр вскоре после апостольского собора в Иерусалиме прибыл по делам миссии в Антиохию. Церковь Антиохийская была почти сплошь из бывших язычников. Ап. Петр, живя и вращаясь среди них, жил в духе христианской свободы, ел и пил с ними, оставивши всякие иудейские правила и обычаи. Этим он весьма содействовал объединению бывших язычников с прежде бывшими иудеями. Но случилось, что в Антиохию пришли, некоторые от Иакова, т. е. не от него лично, а из места или мест, где предстоятелем церкви был Иаков. Ап. Петр изменил свое отношение к язычникам, стал сторониться их, избегать общения с ними в трапезе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Вот почему апостол Иаков говорит: Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Если ты принял волю Божию – прими ее полностью, будь с ней согласным во всем! Часть 2 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду ( Иак.3:12 ). О чем эти слова апостола Иакова? Он говорит о том, чтобы те из нас, кто надеется на князей, на сына человеческого ( Пс.145:3 ), не забывали, что какое бы высокое положение человек ни занимал, он все равно остается только человеком. А Писание говорит нам, что всякий человек ложь ( Пс.115:2 ). И псалмопевец восклицает: Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения ( Пс.145:3 ). Значит, любой человек – это еще и врата погибели: ведь в людях нет спасения. Итак, если мы, надеясь на людей, хотим правильно выстроить свою жизнь – семейную, гражданскую, государственную, общественную – мы неизбежно придем в тупик, ибо всякий человек ложь . Если мы пойдем за грешником, чем окончится наше путешествие? В Евангелии сказано: если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму ( Мф.15:14 ). Мы должны идти только за Господом! У апостола Петра сказано: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его ( 1Пет.2:21 ). Когда мы идем за Господом – признаем Его власть над собою, подчиняемся Ему как Сыну Божию – наша жизнь меняется в лучшую сторону! А когда мы ждем спасения от людей – это все равно, что ждать маслин от смоковницы. Какая маслина может быть от смоковницы? И может ли приносить смоквы виноградная лоза? Она будет виноград давать! Мичурин скрещивал яблони с грушами и, говорят, чуть ли не арбузы с яблоками… Но человеческие фантазии ни к чему хорошему не приводят! Я недавно побывал в Тамбовской епархии, где в свое время служил, и расспрашивал местных жителей: «Ну, что тут Мичурин наделал?» – «Да все сорта погубил! До революции такие хорошие сорта были, а он все смешал и непонятно что получилось!» Так, братия и сестры, происходит и с нами, когда свою судьбу мы отдаем на откуп другим людям – пусть, мол, они решают наши проблемы. Этого не должно быть! Мы должны идти только естественным путем, признавая над собою только власть Бога. Только власть Бога! А если мы будем жить мирскими представлениями о власти, то неизбежно будут получаться всякие гибриды: не груша и не яблоко; ни вкуса и ни вида. Этого надо всячески избегать.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

4. Избрание двенадцати апостолов (Мф. 12:15–21; Мк. 3:7–12) Иисус Христос, зная о злом умысле, удалился с учениками Своими из Иерусалима, и пошел к озеру Галилейскому. За Ним последовало множество народа из Иерусалима, из прочих мест Иудеи, из Галилеи, из Идумеи, из-за Иордана, я из, живших около Тира и Сидона. Всех привлекал слух о чудесах Его. Когда Он пришел к самому озеру, то сказал ученикам Своим, чтобы для Него в готовности была лодка от народа, дабы не теснили Его. Потому что Он многих исцелял; так что, одержимые недугами, бросались, чтобы прикоснуться к Нему. И духи нечистые, завидевши Его, падали пред Ним, и кричали: Ты Сын Божий! А Он крепко запрещал им, чтобы не делали Его известным. Мк. 3:13–19 ; Лк. 6:12–16 В бытность свою в Галилее, Иисус Христос взошел на гору (по мнению древних, на Фавор) помолиться, п пробыл всю ночь в молитве к Богу. А когда настал день, призвал учеников Своих, и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами (посланниками). Он поставил их для того, чтобы они были постоянными и самыми близкими свидетелями Его дел и учения, чтобы посылать их для проповедования, и чтобы чрез них чудодейственно исцелять болезни и изгонять бесов. К этому высокому званию Апостольства призваны были: Симон, который, впоследствии, наречен Петром; брат его, Андрей; два сына Зеведеевы – Иаков и Иоанн, которых, как учеников Иоанна Крестителя, проникнутых пламенной ревностью его, более всех, Иисус Христос нарек Воанергес (сынами Грома); Филипп; Варфоломей, то есть, сын Фоломея (вероятно, тот, который у Иоанна Евангелиста назван собственным именем – Нафанаил); Фома, по значению имени своего, Близнец; бывший мытарем, Матфей, или, иначе, Левий Алфеев; Иаков Алфеев, в отличие от Иакова Зеведеева, называвшийся меньшим; Симон, в отличие от Симона Петра прозывавшийся Кананитом, или Зилотом, как принадлежавший, дотоле, к враждебному Римлянам классу Иудеев, называвшихся Зилотами, то есть, ревнителями отечественной свободы; Иуда, брат Иакова Алфеева или меньшого, прозванный Леввеем или Фаддеем; наконец, другой Иуда, как уроженец города Кариота, называвшийся Искариотом, который, впоследствии, сделался предателем Иисуса Христа. 5. Нагорная беседа (Лк. 6:17–30; Мф. 5:1–12)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010