Для нормального функционирования церковного организма необходимы все три иерархические степени. О том, что это изначально рассматривалось Церковью как необходимое условие церковной жизни, свидетельствует свщмч. Игнатий Богоносец, муж апостольский, согласно преданию принявший посвящение непосредственно от ап. Иоанна Богослова. Он пишет (Послание к Траллийцам, гл. 2): " Необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству как апостолам Иисуса Христа, надежде нашей, ...и диаконам, служителям таинств Иисуса Христа, все должны всячески содействовать, ибо они не служители яств и питий, но слуги Церкви Божией " ; " Все почитайте диаконов, как заповеди Иисуса Христа, епископов, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов — без них нет Церкви " (Послание к Смирянам, гл. 8). 4.9. Необходимость принадлежать к Церкви для спасения Свщ. Писание прямо говорит, что спасение возможно только во Христе (Деян. 4, 12): " ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись " . Без соединения со Христом невозможно принести никакой добрый плод. Поучение Спасителя о лозе и ветвях заканчивается словами: " ...без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет... " (Ин. 15, 5—6). Однако эти высказывания, которые говорят о невозможности спасения без Христа, еще сами по себе не доказывают невозможность спасения вне Церкви. Кого или что спасает Господь? Апостол Павел говорит: " ...Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела " (Еф. 5, 23). О необходимости находиться в единении с главой и быть членом церковного тела напоминают и другие слова апостола: " Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим " (Кол. 2, 18—19). О необходимости пребывать в единении со Христом как с Главой Церкви говорят все экклезиологические образы Нового Завета: лоза и ветви, краеугольный камень и строящееся на нем здание, образы дома и семьи, пастыря и единого стада.

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

А. От Климента, по свидетельству Иринея 163 , «третьяго от апостолов» епископа Римского, «видевшего блаженных апостолов и обращавшагося с ними, еще имевшего проповедь апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими», мы имеем (первое) послание к коринфской церкви, написанное по поводу бывших в ней беспорядков (στσις, dissensio), между 93–95 г.г. I-ro века. Об этом послании упоминают Егезипп 164  и Дионисий Коринф. 165 . Подлинность его не подлежит более сомнению 166 . В главе XIII мы читаем: «Будем помнить слова Господа Иисуса, которыя изрек Он. поучая кротости и великодушию. Он так сказал: «милуйте, чтобы быть помилованными, отпущайте, дабы вам было отпущено; как вы делаете, так с вами будут поступать; как даете, так вам дано будет; как судите, так сами судимы будете; какою мерою мерите, такою отмерится вам». Слова эти несколько в ином сочетании, но с буквальною точностью встречаются у ев. Матфея – 7:1–2, ср. 12; Луки 6:36–38 . В главе 46 Климент пишет: «Вспомните слова Иисуса Господа нашего. Он сказал: «горе тому человеку; хорошо было бы ему не родиться, нежели соблазнить одного из избранных Моих; было бы лучше для него, если бы он повесил себе камень жерновый и ввергнулся в море, нежели соблазнить одного из малых Моих» 167 . Здесь Климент несколько мест из евангелий соединил вместе, ср. Мф. 18:6; 26:24 ; Лк. 17:2 ; Мк. 9:12 . – За Климентом Рим. следует Игнатий Богоносец , послания которого относятся к первому десятилетию, или 15-летию II в. 168 . В послании к Филадельфийцам он пишет: «И меня хотели некоторые обольстить по плоти, но дух, будучи от Бога, не обольщается. Ибо он знает, откуда приходит и куда идет» 169 , (гл. VII, ср. еван. Ин. 3:8 ). «Хороши священники, но превосходнее первосвященник... он есть дверь к Отцу» 170 9, ср. Ин. 10:7,9 ). «... преисполнены веры в Господа нашего, Который истинно из рода Давидова по плоти, Сын Божий по воле и силе Божественной, истинно родился от Девы, крестился от Иоанна, чтобы исполнилась на Нем всякая правда» 171 . (Смирян. 1. ср. Мф. 3:15 ). «Вмещающий да вместит» (Смир. 6, ср. Мф. 19:12 ). «Лучше мне умереть за Иисуса Христа, чем царствовать над всею землею» 172 ( Рим. 6 , ср. Мф. 16:26 ). «Я слышал некоторых говорящих: если я не найду евангелия в древних, не буду верить... Кто не верит евангелию, то ничему (соб. πσιν μο) не верит» 173 , Филад. 8:1.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

102 Послание к Смирянам, 7. Цит. по «Протестантам о Православии», с. 183. 103 Против ересей, 3. Цит. там же. 104 Беседы на Исход 13:3. Цит. там же. 105 Там же, с. 171. 106 Златоуст «Шесть слов о священстве», с. 34. Цит. там же. с. 176. 107 Беседы на Евангелие от Матфея, 82. Цит. там же, с. 182. 108 Молитвослов, глава «Последование ко святому Причащению». 109 «Православно-догматическое богословие», с. 382. Так же верили Климент Александрийский, Тертуллиан, Киприан, Евсевий Кесарийский, Григорий Нисский, Епифаний, Макарий, Амвросий, Кирилл Александрийский, Феодорит и все остальные древние учителя и Отцы Церкви. На с. 381-419 см. многие тому ссылки и подтверждения. 110 Рогозин, по своему обычаю, баснословит, что догмат пресуществления даров появился впервые в 1059 г. 111 О том, что древние христиане имели жертвенники в местах своих собраний, упоминает Ориген, Евсевий и др. См. «Православно-догматическое богословие», том II, с. 583. 112 Прочитать об этом можно, например, в газете «Донбасс православный», 8, июль 2000 г. 113 С. И. Фудель «Об о. Павле Флоренском». - УМ8Л-РКЕ88, 1988, с. 15. 114 Я имею в виду то, что человек логически не может ответить на вопрос: есть ли у вселенной пределы? Если есть, то что находится за ее пределами? Если бы мы могли долететь до этого предела, то что бы мы увидели там? А если бы мы что-то увидели, то не было бы это продолжение вселенной? Если же у вселенной нет пределов, то неужели она бесконечна? Ведь мы знаем, что только Бог. Логического ответа на этот и подобные вопросы нам не известны. 115 Толкование на Ев. Иоанна, кн. 10 гл. 2. Цит. по Архимандрит Илларион «Христианства нет без Церкви», с. 19. 116 П. Рогозин «Откуда все это появилось», с. 9. 117 А. Мень «Культура и духовное восхождение». - 1992 г., с. 27. 118 Правило 97. О Святом Духе., гл. 27. Интересно параллельно отметить, что Василий Великий говорит здесь о знаменовании образом креста; о молитве к востоку; о словах призывания для приложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову; о благословении воды крещения, елея и самого крещаемого; о троекратном погружении человека при крещении; об отрицании сатаны и ангелов его при крещении. Все это осталось в Церкви, а в протестантизме ничего из этого нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

Протестантская наука много спорит против этой церковной истины, но для оспаривания апостольского происхождения иерархии протестантам приходится отрицать подлинность пастырских Посланий апостола Павла, т.е. подрывать авторитет Священного Писания, и тем самым рубить тот сук, на котором держится само же протестантство. Достаточно прочитать книгу Деяний апостольских иПпослания ап. Павла к Тимофею и Титу, чтобы убедиться именно в апостольском учреждении иерархии в Церкви. Павел и Варнава при самом основании церквей рукополагали в каждой церкви пресвитеров (Деян. 14:23). Титу ап. Павел заповедует поставить по всем городам пресвитеров (Тит. 1:5). Дух Святый поставил епископов пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе кровью Своею (Деян. 20:28). Вот почему ещё в первом веке (около 97 года) римский епископ Климент в особом послании к коринфянам доказывает необходимость повиновения иерархии тем, что иерархия в Церкви навеки установлена самими апостолами. Между прочим, Климент пишет: " Апостолы благовествовали нам от Господа Иисуса Христа; Иисус Христос был послан от Бога. Итак, Христос - от Бога, а апостолы - от Христа, - и то, и другое было в порядке по воле Божией. Принявши повеление, апостолы, совершенно убеждённые воскресением Господа нашего Иисуса Христа и утверждённые в вере словом Божиим, с полнотою Святого Духа вышли, благовествуя наступающее Царство Божие. Проповедуя по городам и сёлам, они поставляли первенцев их, по испытании их духом, епископами и диаконами для будущих верующих " (гл. 42). " Апостолы наши знали через Господа, что будет раздор об епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предвидение, поставили вышеназванных и издали закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи приняли их служение " (гл. 44). Всего через два десятилетия св. священномученик Игнатий Богоносец по пути в Рим на страдания пишет послания к различным церквам и повсюду убеждает покоряться иерархии. " Ничего не делайте без епископов и пресвитеров. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете это делать сами по себе, " - пишет св. Игнатий магнезийцам (гл. 7:2). " Делающий что-либо без ведома епископа служит дьяволу, " - пишет он смирянам (гл. 9:1). " Кто будет почитать себя больше епископа, тот пропал совершенно, " - пишет св. Игнатий ученику своему Поликарпу, епископу Смирнскому (гл. 5:2). Без иерархии, по учению св. Игнатия, нет Церкви (посл. к траллийцам, гл. 3:1). " Которые суть Божии и Иисус Христовы, те с епископом, " - читаем в послании к филадельфийцам (гл. 3:2).

http://pravoslavie.ru/sretmon/illarion/c...

Свои наставления святой Климент завершает молитвенным обращением к Богу о ниспослании всякому верующему помощи небесной в его спасительном подвиге. «Всевидящий Бог и Владыка духов и Господь всякой плоти, избравший Господа Иисуса Христа и чрез Него нас в народ избранный, да даст всякой душе, призывающей великое и святое имя Его, веру, страх, мир, терпение, великодушие, чистоту и целомудрие в благоугождение имени Его чрез Первосвященника и Ходатая нашего Иисуса Христа» 37 . Святой Игнатий, епископ Антиохийский, написал семь посланий: к Римлянам, к Ефесянам, к Магнезийцам, к Траллийцам, к Филадельфийцам, к Смирянам и к Поликарпу, епископу Смирнскому. Все они вышли из-под пера святого Мужа во время его исповеднического пути в Рим. При их написании святой Игнатий имел ввиду распространившиеся в Малой Азии ереси: иудаизм и докетизм. Из всех посланий выделяется послание к Римлянам, в котором особенно ярко проявилось стремление святого Мужа «умереть за Христа» (гл. 4–7). Всё богословие святого Игнатия христоцентрично. Сотериологические взгляды его тесно связаны с христологическими; последние служат основанием для первых. Вопреки заблуждениям докетов святой Игнатий подробно раскрывает учение о воплощении Сына Божия. Воплощение Господа нашего Иисуса Христа – это осуществление плана Божественного домостроительства; выразилось оно в том, что Христос, будучи Богом, «соделался человеком совершенным» 38 . Святой Игнатий решительно настаивает на истинности Божества и человечества Христа Спасителя. «Слово вечное, происшедшее не из молчания» 39 , по плоти истинно из рода Давидова 40 . Христос «истинно родился от Девы», сохранив Её девство. Он истинно крестился от святого Иоанна, истинно был распят за нас плотию при Понтии Пилате и Ироде тетрархе, «и пострадал истинно, как истинно и воскресил Себя, а не так, как говорят некоторые... будто он пострадал призрачно». Он и по воскресении пребывает во плоти. И когда «пришел к бывшим с Петром, то сказал им: возьмите осяжите Меня и посмотрите, что Я не дух бестелесный... По воскресении Он ел и пил... как имеющий плоть». Он и ныне утверждает христиан, «ибо сделался человеком совершенным» 41 Совершенно ясно и точно отмечая Божество и человечество Спасителя, святой Муж не менее ясно указывает и на неразрывное единство двух природ в Лице Иисуса Христа: предикаты человеческие он усваивает Богу. «Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего», – просит он христиан города Рима 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   Цель пастыря — действительно быть «отцом духовным», вести всех людей н Единому Отцу Небесному; и он, конечно, должен сделать все, чтобы поставить себя в условия одинаковой близости ко всем, и всех поставить одинаково близко к себе.     Освобождение от плоти. Если духовное понятие «плоти», «плотяности» означает не физическое тело, а перевес плотской жизни над духовной, порабощение человека стихиями тела своего и «угашение духа», то, конечно, необходимо освобождение и от плоти, как и от «мира».    Священник не должен быть явным аскетом, очень строгим воздержником. Подобное состояние испугает многих и отвратит от духовной жизни. Бесплотный враг пугает людей «духовной жизнью», смешивая в их сознании «духовную жизнь» с «умерщвлением своего тела» и подобными страшными, невыносимыми для простого мирянина понятиями. И — человек отвращается от всякой духовной жизни, испуганный призраком «аскетизма». Поэтому священник не должен казаться (и еще меньше, конечно, - выказывать себя) строгим аскетом. Чувствуя это, некоторые иереи впадают в другой грех: под видом смирения и смиряния себя пред людьми, «не выделения себя» из среды других расслабляют и убивают себя невоздержанием и, даже, внутренне (а то и внешне), тщеславятся таким своим «смирением». Это смирение есть, конечно, призрачное, и совсем не смирение, а лукавство. Отложив лукавство, надо скромно пользоваться благами земли, необходимыми для жизни.    Истинная духовная жизнь пастыря и его молитвенность сами укажут ему меру воздержания. Всякий излишек моментально отражается на внутреннем состоянии духовного человека, стремящегося быть всегда молитвенным, легкий, удободвижным к добру, свободным от темных, двоящихся и давящих мыслей, неизменно облегающих душу от невоздержании в питии, пище и сне.    Певец за 6 часов до выступления своего перестает есть, чтобы быть «легким» и чтобы голос звучал легко. Борец наблюдает строго за режимом своим и, укрепляя тело, следит за тем, чтобы не отяжелить его. Вот правдивый, жизненный, медицинский аскетизм — условие здоровья и самой полной жизнеспособности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

Цель пастыря — быть действительно “отцом духовным”, вести всех людей к Единому Отцу Небесному; и он, конечно, должен сделать все, чтобы поставить себя в условия одинаковой близости ко всем и всех поставить одинаково близко к себе. Освобождение от плоти. Если духовное понятие “плоти”, ”плотяности” означает не физическое тело, а перевес плотской жизни над духовной, порабощение человека стихиями тела своего и “угашение духа”, то, конечно, необходимо освобождение и от плоти, сколь и от “мира”. Священник не должен быть явным аскетом, очень строгим воздержником. Подобное состояние испугает многих и отвратит от духовной жизни. Бесплотный враг пугает людей “духовной жизнью”, смешивая в их сознании “духовную жизнь” с “ умерщвлением своего тела” и подобными страшными, невыносимыми для простого мирянина понятиями. И — человек отвращается от всякой духовной жизни, испуганный призраком “аскетизма”. Оттого, священник не должен казаться (и еще меньше, конечно — выказывать себя!) строгим аскетом. Чувствуя это, некоторые иереи впадают в другой грех: под видом смирения и смиряния себя пред людьми, “невыделения себя” из среды других, расслабляют и убивают себя невоздержанием и даже внутренне (а то и внешне) тщеславятся таким своим “смирением”. Это смирение есть, конечно, призрачное, и совсем не смирение. Это — лукавство. Отложив лукавство, надо скромно пользоваться благами земли, необходимыми для жизни. Истинная духовная жизнь пастыря и его молитвенность сами укажут ему меру воздержания. Всякий излишек моментально отражается на внутреннем состоянии духовного человека, стремящегося, быть всегда молитвенным, легким, удободвижным к добру, свободным от темных, двоящихся и давящих мыслей, неизменно облегчающих душу от воздержания в питии, пище и сне. Певец за 6 часов до выступления своего перестает есть, чтобы быть “легким” и чтобы голос звучал легко. Борец наблюдает строго за режимом своим и, укрепляя тело, следит за тем, чтобы не отяжелить его. Вот правдивый, жизненный, медицинский аскетизм — условие здоровья и самой полной жизнеспособности.

http://azbyka.ru/pastyrstvo

— Однако, разумное начало! — похвалил отец Херувим. — Мы с игуменьей тогда пять часов просидели, все монастырские проблемы обсуждали, подходы к их решению вырабатывали, после чего она ряд кардинальных изменений в распорядок монастырской жизни внесла. Время послушаний пятью часами ограничила, из двадцати шести коров четыре самых лучших оставила для монастырской кухни, остальных вместе со свиньями соседнему фермеру продала. Литургию благословила служить каждые среду, пятницу, субботу и воскресенье и на каждой литургии вместе с сестрами сама причащаться начала. Кроме того, каждый день утреннее и вечернее правило с сестрами в чреду на клиросе читает. Раньше конца правила и молебна с акафистом чтимой иконе сестер на послушание не отправляет, кроме кухонных. По воскресным дням и праздникам «чин о панагии» ввела. «Неусыпаемую» Псалтирь возродила с чтеним синодиков. Благословила нас, священников, на каждой литургии по две проповеди говорить — одну после Евангелия, на евангельскую тему, и вторую после отпуста, на житие святого дня или на тему праздника. Кроме того, по воскресным дням, сразу после вечерней трапезы, благословила нас с сестрами духовные беседы проводить о монашеской жизни, по Святым Отцам, по молитвенному опыту подвижников. Сама всегда на беседах присутствует, вопросы вместе с сестрами задает, причем не как начальствующая, а как равная. И вообще за четыре с лишним года она еще ни на кого голоса не повысила, не наорала, как предыдущая, хотя сестры порой повод еще какой дают… Крест игуменский только на службы и выезд к начальству надевает, келейницы при себе не держит, чтобы наушников не плодить, «открывать помыслы» себе самой не принуждает: «Для этого у вас, сестры, батюшки есть». Никаких «раздеваний» и прочих унизительных «смиряний» сестрам не устраивает, а если кому поклоны и благословит, то сама тут же рядом с наказанной сестрой становится и столько же поклонов кладет. — Вы где такую «ангелоподобную святую» добыли?! — воскликнул отец Херувим. — Владыка прислал, — смиренно ответил отец Димитрий.

http://azbyka.ru/fiction/flavian-vosxozh...

В тоже время, снискав этим путем доверие в братстве, Варфоломей с своими советниками мог теперь смелее смирять неспокойных людей, не опасаясь общего братского восстания, и действительно смирял. Между 1663 и 1666 гг. смиряемы были, например, соборные старцы:, Герасим Фирсов с отставкой от собора за воровство и пьянство, Александр Стукалов за отнятие у торгового человека Ивашки Корнилова 16 ведер вина и за то, что водился в монастыре «с ведомым вором», молодым червцом Питиримом, который в 1664 г. «зарезал до смерти старца Мартирия, и за всякими худыми делами и за бездельными хульными письмами ходил».... и т.д. Упрочив таким образом спокойствие в монастыре, Варфоломей в 1664 г. отправился в Москву в полной уверенности, что братии теперь не из-за чего волноваться, в чем и не ошибся. Между тем, келарь Савватий Абрютин в том же году свозил в Новгород 13 человек молодой братии для посвящения в иеромонахи и иеродиаконы, которые тем менее могли выходить из покорности своему настоятелю, как люди, облагодетельствованные от него. Но тем не менее, недовольные Варфоломеем по разным причинам старцы не оставляли своих намерений и попыток так или иначе мстить Варфоломею и волновать братию. По словам Герасима Фирсова с товарищами, пославшими на Варфоломея челобитную в 1666 г., они до этого времени «многажды об архимандритове бещинье к великому государю челобитные за руками посылали», но Варфоломеевы советники, «которых он в строителях на Москве держит, те их челобитные перенимали и выкупали, и на то монастырскую казну тащили и к великому государю не допускали» 219 . Не имея успеха в челобитных, недовольные и неспокойные монахи в последнее время начали пугать Варфоломея и волновать братию подметными письмами. Так Варфоломей в своей челобитной к царю в 1666 г. между прочим писал: «да в нынешнем во 174 (1666) году сей зимы, в Соловецком монастыре учали быть письма подметные у гробницы преподобного отца Германа, и те письма у той гробницы поднял инок Кирил». Но «набежал на него Корила дьякон Нил и те письма у него из рук взял, а сказал: я де те письма отдам мне, архимандриту, и с теми письмами он, дьякон ходил по кельям к своим единомышленникам, к попу Трифону и к иным, чтобы мятеж в братии учинить, и после те письма отдал отцу моему духовному и своему, священнику Леонтию, а сказал: тех де писем никому он, Нил, не объявлял, и те письма отец мой духовный, священник Леонтий сжег на огне, а те де письма писаны неведомо углем, или будет спицею; а то де письмо попись походило на письмо старца Геннадия; и то знатно, что то дело составное, и по сыску за то он, Нил, смирян, и рнясь тому тот Нил ныне всякие на меня, архимандрита, затейные наносы составляет» 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

Как это враг ухитрился уверить вас, что его нет, или если есть, то ничего сделать нам не может? Последнее совершенно верно, если всю силу свою будем полагать в Господе, а не в себе самих. Но это не значит, что можно уж жить спустя рукава. Враг все юлит около нас, и мало-мало случай, тотчас подстревает с своими советами, красными всегда на вид и всегда бесполезными и вредными. Потому надо быть настороже и ухо держать остро, чтоб замечать его хитрости и, заметив, отражать их простотою веры в Господа, ратуя именем Его. Не думайте, что он сразу станет предлагать вам грубое что. Нет, он начинает всегда благовидностями; от них переходит к пустякам; от этих к маленьким грешкам, а от сих и к большим. Но обычнейшее его занятие – игра в помыслы. Все подбрасывает то одно, то другое; цель же та, чтоб отвлекать от достодолжных помышлений и занимать душу бездельем, имея, однако ж, в виду, не откроется ли возможность посеять и что-либо худое. Так сеет враг души всего мира, как в решете. Осмотритесь и увидите, что в этом отношении много даем мы выигрышей врагу. О том, как с этим быть, читайте у Исихия о молитве и трезвении. Пишете: «Кажется, я смиренна». Что вы смирены, это видно. Но смиренны ли вы, это другой вопрос. " Есть также разница между смирением и смирянием. Кто смиряет себя, тот еще не смирен, а ищет смирения и хочет быть смиренным. Я полагаю, что вы хотите быть смиренною и ищете смирения; но, смешивая смиряние со смирением, считаете уже себя смиренною. Потрудитесь в себя-смирянии, и смиренными станете. Что, просыпаясь, находите иногда какой-либо стих из псалмов в устах, это великая милость Божия. Ангел Божий влагает эту молитву пред просыпанием. И читайте этот стишок целый день или пока читается. Записывать надо. Заведите особую для этого тетрадку. Пригодится. «Иногда, – говорите, – порождается ожидание, что все у меня может быть отнято, даже пища, одежда, кров». – Что же – вы на этом и останавливаетесь?! Нет; вы доканчивайте такое помышление так: только Господь не может быть отнят; буду же всею ревностию ревновать о том, чтоб стяжать Господа и никогда не лишиться Его со мною сопребывания. – Затем не возвращайтесь к тому, чтоб упрочить свое внешнее; пусть оно под этим титлом и остается навсегда, то есть под титлом обреченного на исчезновение и готового к тому поминутно. Из этой мысли родится потом чувство отрешения от всего, – будете как отрезанная от всего. Это сделает вас опорожненным сосудом, в который удобно уже будет помещать всякое стяжание духовное, вечно пребывающее. – Так пусть идет у вас в духе. Но ничего нет дивного, что и самым делом может так совершиться. На свете не один Иов оставляется, как перст, – ничего нет и на гноище. Страшно ведь это; а у Господа – это золотая лествица на небо. Письмо 49. О состоянии охлаждения. О себяжалении и самоугодии. Вражия логика

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003