Послушница. Автор: Игорь Подвысоцкий, источник: lifeisphoto.ru — Что же делать, если человек пришел в «розовых очках» — и таких сегодня очень много — принял постриг, а через десяток лет осознал внутренние нестроения. Что ему остается? В монастыре очень суровая школа жизни. И как раз, к сожалению, самая печальная особенность наших монастырей заключается в том, что здесь тебе никто никогда ничем не поможет. Только ты сам. Может быть, это и соответствует монашеским обетам, которые монах дает — он действительно должен сам, совсем один, «претерпеть всякую скорбь Царствия ради Небесного». Вот в наших монастырях ему и предоставляется эта скорбь — даром и в изобилии. Он — один. Ему никто не помощник. Ему могут посочувствовать братия или сестры одного с ним статуса, но большего он не добьется. Особенно, если он начнет, с точки зрения начальства, бузить, ерепениться, гордиться, не-смиряться. Так что, знаете, в монашество не надо приходить в «розовых очках». Это ответственный, сознательный выбор . Если человек его принял — «назвался груздем — полезай в кузов». Надо самому понимать, что делать. Но, с другой стороны – тем б о льшая ответственность пастырей, которые нередко надевают на неофитов эти «розовые очки», вместо того, чтобы говорить им правду. — Возможно ли в монастырях использование механизма смирения ближнего? Если нет, то как этому противостоять? Что значит, как противостоять? С точки зрения «смиряемого»? — С точки зрения любого, втянутого в этот конфликт. Во-первых, нужно, чтобы сам «смиряемый» верно понимал, чт о с ним происходит. Это самое сложное, потому что он – «смиряемый» – будучи напитан «внеконтекстным» прочтением святых отцов и тенденциозными наставлениями начальства о таком вот «смирении» и «послушании», якобы необходимыми для спасения, уже не способен правильно оценивать ситуацию. Для него сама мысль о якобы «неподчинении» уже страшна — он подумает, что «впадает в прелесть». Здесь важны два этапа. «Смиряемый» должен осознать, что практика «смиряния» никакого отношения к христианству не имеет. Это манипулирование им, а то и просто издевательство. Осознать это трудно, потому что люди, облеченные властью и духовными полномочиями, будут обвинять во всем его – новоначального: мол, это он плохой и не понимает, что подобное насильственное «смирение» совершается ради его же «духовной пользы». Осознав же, что к святоотеческим смирению и послушанию подобное поведение старшей братии отношения не имеет, «смиряемому» придется, во-вторых, принимать то или иное самостоятельное, ответственное христианское решение.

http://pravmir.ru/svoboda-pache-poslusha...

Более продолжительную остановку Игнатий имел в Смирне. Сюда к нему явились депутации из Церквей Ефеса и смежных с ним городов Магнезии и Тралл, с епископами во главе, чтобы приветствовать св. мученика и оказать ему возможную поддержку. С чувством глубокой благодарности Игнатий ответил этим Церквам Посланиями, которые вручил их епископам. В Смирне же 24 августа св. Игнатий написал Послание к Римлянам с просьбой не препятствовать его мученическому подвигу, то есть не подавать за него аппеляции. Вторую продолжительную остановку Игнатий имел в Троаде. Здесь от Агафопода он получил радостную весть о прекращении гонений в Антиохии. По этому поводу он написал Послания к филадельфийцам и смирянам с благодарностью за оказанный ему, а также Агафоподу приём и с просьбой послать вестника в Антиохию с приветствием по поводу окончания гонения. Ту же просьбу выражает он и в письме к Поликарпу, причём добавляет, что хотел написать ещё много Посланий ближайшим Церквам, но в силу внезапного ускорения пути не мог этого сделать, почему и поручает это Поликарпу. При написании своих Посланий св. Игнатий имел в виду лжеучения, которые в то время стали распространяться в Малой Азии. Игнатий весьма опасается этих ересей. Малоазийские лжеучители, по его словам, весьма деятельно ведут свою пропаганду, прикрываясь именем Христа. «К яду своего учения они примешивают Иисуса Христа, чем приобретают к себе доверие; но они подают смертоносную отраву в подслащённом вине» (Ign. Ep. ad Trall., 6//PG. T. 5. Col. 680B; р. п.: C. 325). Их потому нужно бояться, как зверей в человеческом облике. Каково было их лжеучение? Оно, несомненно, носило двоякий характер – иудаистический и докетический, ибо против того и другого направляется полемика Игнатия. Впрочем, иудаизм, как его называет Игнатий, выступает теперь уже в значительно смягчённой форме. Оттеняя необходимость и спасительность исполнения Закона, он, по-видимому, не ставит обязательным обрезание. «Если кто вам будет излагать иудейство, не слушайте его, ибо лучше от человека, имеющего обрезание, слышать христианство, чем от необрезанного – иудейство».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Цель пастыря – быть действительно «отцом духовным», вести всех людей к Единому Отцу Небесному, и он, конечно, должен сделать все, чтобы поста­вить себя в условия одинаковой близости ко всем и всех поставить одинаково близко к себе. Освобождение от плоти. Если духовное понятие «плоти», «плотяности» означает не физическое тело, а перевес плотской жизни над духовной, порабощение человека стихиями тела своего и «угашение духа», то, конечно, необходимо освобождение и от плоти, как и от «мира». Священник не должен быть явным аскетом, очень строгим воздержником. Подобное состояние испугает многих и отвратит от духовной жизни. Бес­плотный враг пугает людей «духовной жизнью», смешивая в их сознании «духовную жизнь» с «умерщвлением своего тела» и подобными страшными, невыносимыми для простого мирянина понятиями. И – человек отвращает­ся от всякой духовной жизни, испуганный призраком «аскетизма». Поэтому священник не должен казаться (и еще меньше, конечно, – выказывать себя!) строгим аскетом. Чувствуя это, некоторые иереи впадают в другой грех: под видом смирения и смиряния себя пред людьми, «невыделения себя» из среды других, расслабляют и убивают себя невоздержанием и даже внутренне (а то и внешне) тщеславятся таким своим «смирением». Это смирение есть, конечно, призрачное, и совсем не смирение. Это – лукавство. Отложив лукавство, надо скромно пользоваться благами земли, необходимыми для жизни. Истинная духовная жизнь пастыря и его молитвенность сами укажут ему меру воздержания. Всякий излишек моментально отражается на внутреннем состоянии духовного человека, стремящегося быть всегда молитвенным, легким, удободвижным к добру, свободным от темных, двоящихся и давящих мыслей, неизменно облегающих душу от невоздержании в питии, пище и сн 228 . Певец за 6 часов до выступления своего перестает есть, чтобы быть «лег­ким» и чтобы голос звучал легко. Борец наблюдает строго за режимом своим и, укрепляя тело, следит за тем, чтобы не отяжелить его. Вот – правдивый, жизненный, медицинский аскетизм – условие здоровья и самой полной жизнеспособности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   См. R. Sohm . Kirchenrecht, s. 197—198.    Вопреки Р. Зому, стр. 198 и Литцману (H. Lietzmann. Histoire de l’Eglise ancienne. Trad.: Franç. t. II, Paris, 1937, p. 54: «La thèsë «La où est l’Esprit là est l’Eglise» se transforme au cours de la lutte contre la gnose en une nouvelle proposition: «Là où est lévêque, là est l’Eglise». Cette dernière thèse a remporté la victoire sur l’enthousiasme et la gnose; elle est jusqu’aujourd’hui la doctrine fondamentale du catholicisme»). В этом утверждении Литцмана заключается глубокое недоразумение. Учение Игнатия об епископе вытекает из его евхаристической эклезиологии. Она, так же, как эклезиология ап. Павла, не могла быть и не была основанием «католицизма», употребляя этот термин в том значении, которое ему придает Литцман.    Привожу перевод P. Th. Camelot: «L’Eglise de Dieu qui séjourne à Smyrne à l’Eglise de Dieu, qui séjourne à Philomelium et à toutes les communautés de la Sainte Eglise qui séjournent en tout lieu».    См. выше, стр. 11.    См. Th. N. T. B. II, s. 852. Вопреки мнению авторов указанной статьи K. L. и M. A. Schmidt, термин «paroiki,a» в эпоху Игнатия и Поликарпа не может быть противопоставлен термину «e,kklhsi,a», который якобы обозначал «Gesamtkirche».    На этом значении особенно настаивает P. Th. Camelot (Ignace d’Antioch. Lettres, р. 242), ссылаясь на G. Bardy (La théologie de l’Eglise de S. Clément de Rome à S. Irenée. Paris, 1945, р. 65). Правда, он сам указывает, что Цан толковал термин «кафолическая церковь» в смысле православной церкви, которая противопоставлялась еретическим общинам.)    Послание Смирнской церкви, XVI, 2.    См. «Ignace d’Antioch. Lettres», p. 265.    Послание Смирнской церкви, VIII, 1.    Послание См. церкви, XIX, 2.    См. выше, стр. 9    Наприм.: «Приветствует вас любовь Смирян и Ефесян». (Трал. XIII, 1). «Приветствует вас любовь троадских братий…» (Смир. XII, 1). «Приветствует вас любовь братий в Троаде…» (Филад. XI, 2). Во всех этих текстах, мы можем термин «любовь» переводить через «Евхаристическое собрание», что для Игнатия совершеннь тождественно с местной церковью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3725...

Вот, я, глубокий грешник, если искренно пожелаю найти в церковном обществе и общении таинств и молитв Господа Иисуса Христа в Его, разумеется, сильном действии на меня, то непременно найду, и до некоторой степени нахожу. Для этого стоит только вычистить себя покаянием, обособиться от греховных привычек сначала в делах, потом через борьбу с расположениями, наконец, устремиться вседушно к молитве, смирянию себя, доброте и терпению с мыслью, что этим я угождаю Христу, – и тотчас сердце мое начинает утончаться, и я, не знаю, как и откуда, начинаю ощущать привходящую в меня силу, начинаю жить и ходить в ее присутствии. После того Бог из мыслимого Существа превращается для меня в реальность, в живое любящее меня Существо, Которому сладко всегда предстоять молитвенно. Дорасти до этих состояний – значит пробиться к Богу сквозь кору своей душевной страстности. Частично Бог удостаивает нас Своих откровений после каждого доброго дела, совершенного с жертвой себя в пользу ближних. Тогда душа, как губа, напоевается чудной силой свыше. Кто не упускает данных моментов, но полагает на них труд молитвы, тот постепенно приходит в яркое чувство присутствия Божия. Тогда, – придем ли мы в Церковь и станем ли там говорить два простых слова: «Господи, помилуй», – как в это время все наше существо действием Божиим трепетно пронизывается именно ощущением близости к нам неописуемого Источника Силы. Это – пресладко и блаженно. Здесь какое-то прозрение в Бога, требующее чистоты сердца и при наличии ее становящееся доступным нам. Обычно к такому состоянию вслед за покаянием мы приходим терпением во всех отношениях: терпением скуки на молитве, терпением при налаживании отношений любви ко всему, тогда как все у нас постоянно рвется от самолюбия, терпением личных восстаний страстей – гордости, похоти, корысти и чревоугодия и подавлением их вспышек. Коротко обобщить сказанное можно так: начни борьбу с собой, покайся, введи себя в веру и жизнь по вере молитвой, тогда самое дело объяснит непонятные до этого состояния верующих. Преподобный Серафим Саровский и всю цель жизни полагал в стяжании благодати Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Ирина - инокине Наталье 6 июня 2022, 19:55 Я и не задеваюсь. Со стороны видится депресснячок - ок, это интересная обратная связь: бывает, что видятся депресснячки, которых нет, а бывает, что изнутри не видятся те, которые есть. Все бывает. Но разве не видите, что тут интересная вещь произошла: с темы обсуждения вы перешли зачем-то на меня? Причем довольно давно. Это я опять не в упрек, это к вопросу о механизме того, о чем я говорю. Давайте ретроспективно. Было сказано, что причина раздражения всегда в гордости, что дело не в действиях других. Я согласилась, но добавила, что иногда бывает и другой механизм, однако из-за общего курса на смирение, не всегда верно понимаемое, и смиряние (и иногда из-за гордости, но объявляющих) можно… инокиня Наталья -- Ирине 5 июня 2022, 21:04 ...о депресснячке, то ни в коей мере не хочу Вас как-то задеть. Однако, Вы и сами привели очень подходящий пример: " Больным пальцем куда ни ткни... " Не в больное тело, а больным пальцем, да. Никто никого здесь не попрекает за больные пальцы, но их надо лечить, а не терять время, рассказывая, кто эти пальцы прищемил, и какой он жестокий. инокиня Наталья -- Ирине 5 июня 2022, 20:57 Я могу ошибаться, но в одном из моих ответов есть прямое рассуждение о том, что делать, если дело не в Вас, - значит наблюдение: " вы сразу решили, что дело точно во мне " не соответствует действительности. Ни сразу, ни к середине разговора я этого не решила. Но к концу, да, возникли мысли о не очень уместной настойчивости, с которой Вы делаете стопроцентные обобщения: о чужой враждебности, о тотальной опасности, о всеобщей некомпетентности... Другое дело, что это тоже может быть следствием слишком жестких столкновений с реальностью - в том числе и с настоящей, увы, враждебностью, опасностью, некомпетентностью - но реакция на все эти грустные вещи у Вас явно чрезмерная. Поэтому, когда я говорю Ирина - инокине Наталье 4 июня 2022, 07:08 Как удается? Вообще, повод-то есть. :) Ну смотрите: между нами возникла легкая коллизия и вы сразу решили, что дело точно во мне, вплоть до моих ментальных проблем. Это вот я тоже не в упрек, просто описательно. Это не негатив, это страх. Я не знала, как с опасностью некорректного нормирования справляться, потому что опасность есть, а средства нет. Опасно не потому что все плохие, а потому что я с этим встретиться могу везде. Вся Церковь стала опасна. Больным пальцем куда ни ткни... А теперь я поняла внутри, как несколько разнонаправленных идей совместить, точка опоры теперь есть. И многое другое поняла, поэтому совершенно искренне вам благодарна: без этого разговора не сформулировала бы.

http://pravoslavie.ru/146233.html

архиепископу. Именно, в указанном году были вызваны к преосвященному священник Емецкого Покровского женского монастыря (находившегося в ведении сийского игумена) Елеазар, обвиненный в том, что он «укорял» игумению Емецкого монастыря «духовными великими винами», а также – сын Елеазара Оська, обвинявшийся в пьянстве и бражничестве. По разбору дела Елеазар и Оська были в архиепископском доме «в смирении немалое время», а Оська даже «смирян, бит плетьми нещадно» (Грамота Афанасия в Сийский монастырь на имя игумена Варфоломея, от 7197 (1688) г., декабря. Архив Сийского мон.). 14 Акты Холмог. и Устюж. Еп., кн. 2, CXCVIII, стр. 477–488. Под началом в монастыре свящ. Стефан находился недолго, до 7 декабря; освобожден был по просьбе воеводы Кондратия Фомича Нарышкина. Ibid., стр. 478–479. 15 Указ из архиер. Судного приказа в никол.мон. от 7203 (169) г., сент. 5 (Архив Никол. Корел. Монастыря – в Арханг. Епарх. Древнехранилище). 16 Архиерейская память в Никол. Корел. Мон. От 7202 г., марта – из рукоп. Собрания Игн. Кл. Зинченко. 19 Распопа (роспопе ), муж. (старин.). Священник, лишенный сана. – примечание электронной редакции. 22 Пошл. кн. архиер. дома 196 г. (запись за 2 июля), 200 (18 марта), 202 (14 марта), 204 (11 ноября), 206 (27 мая) годов, рукоп. Арх. сем. 233 и Холм. соб. 1463. 23 Целовальники – должностные лица Московской Руси, выбиравшиеся земщиной в уездах и на посадах для исполнения судебных, финансовых и полицейских обязанностей. – примечание электронной редакции. 25 Черновая расходная книга архиер. дома за 193 (1685) г.–из собр. И. М. Сибирцева, 15, л. 64. 26 См., напр., челобитную крестьян Ребольских волостей Кольского уезда, от 12 марта 194 года – о выборе у них нового священника, Семена Федорова (Из собр. И. М. Сибирцева); челобитную крестьян Веркольского прихода, от 28 мая 200 г. о постановлении им в священники Юрия Прокофьева чакольца – на место овдовевшего Герасима Иванова (Архив Арханг. Епарх. Древнехранилища). 27 В «Книге пошлинного сбору» за 1688 г., в отделе: сбор с иеромонашеских и епитрахильных грамот, между прочим, записано: «Июля в 28 день бил челом преосвященному архиепископу Матигорской волости священник Василий Аверкиев: в нынешнем во 196 году июля в 20 день он священник овдовел, а детей у него от жены осталось малых безпомощных младенцев четверо, и ныне он с теми детьми в самом безприютстве живет и сердоболей никого нет, и чтоб преосвящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Пятая невозмутимо пресекает всякие жалобы на нездоровье: тяжело? терпи, умрешь на послушании – сразу в рай попадешь! Иногда тем и кончается: послушницу, страдающую тяжелой хронической болезнью, подлечиться не отпускали, а когда, наконец, благословили, оказалось поздно, и девушка скончалась, правда успели постричь, в больнице. Игумения, вопреки ожиданиям сестер, ни виноватости своей, ни раскаяния не обнаружила, напротив, возвращаясь с кладбища широко перекрестилась и удовлетворенно молвила: «слава Богу, еще одну проводила!». Юный Паисий Величковский , когда новый игумен позволил себе ударить его по лицу, немедленно покинул обитель в Любече, хотя для этого и пришлось по льду перейти Днепр. А нынче бывает, вдруг ни с того ни с сего наместник на исповеди приступит к столь же юному, как святой Паисий, послушнику с требованием раскаяться в пакостнейших грехах, уверенно аргументируя разгул собственных гадких фантазий: вижу по глазам! тут уж психика надламывается и конфликт завершается дурдомом, к сожалению, для послушника; восторженные идеалы – преподобный Сергий, старцы, любовь – не выдерживают столкновения с извращенной жестокостью реальных отцов. Издевательство и тиранство возможны, разумеется, при общности воззрений начальствующих и подчиненных; на стенах собственных келий некоторые смиренники развешивают большие черные плакаты: «ты ничто, никто и звать тебя никак!» . Последствия заниженной самооценки, глубоко и всесторонне исследованные Достоевским, бывают ужасны: с одной стороны, позиция «какой спрос с ничтожества» означает отказ от принципов, стойкости, от всякой ответственности, в сущности, от христианства; с другой – неизбежно следует реванш гордыни, обостряется подозрительность, ожесточение: ведь всякий норовит обидеть слабого, если не отгрызаться; «ято один, а они-то все!» . Вступивший в монастырь склонен доверять чужому опыту – послушание же! – считая все смиряния вплоть до прямых издевательств допустимыми и даже необходимыми: память подсовывает темничников в «Лествице» и несчастного Сервия в «Сказаниях Нила Мироточивого»; сомнения от контраста с духом Христа и Евангелия изгоняются услужливой мыслью об особом статусе монашества в среде христианства. Идеальное послушание часто маскирует нравственную неразборчивость, стремление к карьере, ради которой приближенные к начальству становятся поощряемыми соглядатаями, доносчиками и гонителями.

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

иерей Александр Заплетин, lknboimpoojiub44 31 июля 2012г. 10:57 Канонические основания... Насколько я понимаю ситуацию, канон не есть закон, он есть ориентир. И используется по мере возможности, а не в обязательном порядке. Потому вопрос не сколько в каноничности, сколько в пользе для правильного и церковного (помня и о канонах, конечно) развития монашества учитывая именно сегодняшнее состояние общества (откуда приходят послушники) и Церкви. Банальный пример. Имеем монастырь со многими послушаниями - почти полностью себя самообеспечивающий. Послушания, понятно, " колхозного " типа выходят - надо еду выращивать, молочко доить и прочее-прочее. Для монаха из крестьян еще 80 лет назад работа... элементарная и в охотку. А для монаха, а тем более монахини из офисных " хомячков " это тяжкий труд вгоняющий в уныние, т.е. страсть крайне опасную. Выходит, надо делать пастырскую поправку на состояние общества, а не ссылаться на древние установления. Аналогично с " зело смирянием " , метод отлично срабатывающий по человеку 1-19 века, к его духовной пользе, сломает нашего современника в большом количестве случаев. Потому вопрос более сложный, чем просто ориентация на каноны или прошлый опыт монашества. Другой вопрос, что сам документ ИМХО крайне невнятный во многих моментах, и раз уж это этакий формальный устав (почти вне собственно духовного), то в нем абсолютно недоработаны вопросы защиты прав не-монаха (трудник/послушник должен жить и по законам РФ, он еще не монах, т.е. трудовая книжка, трудовой кодекс и прочее его касается в разрезе работ) и защиты прав монаха от изгнания в бомжи. Вопрос выборности настоятеля и внутренне-духовной организации вне моей компетенции, но, быть может, в большинстве вновь созданных обителей действительно еще рано. Вот еще лет 20-30, вот тогда... когда стаж монахов в среднем будет лет 20-25... Это было по базовой теме. По моей же мысли в прошлом сообщении... " Миряне, по сути, питаются крохами со стола монахов " Ой, как я не уверен... Ой, какое увлеченное высказывание... Помните о запрете на гнушение и монашеством и браком? Вот такие мысли дают повод к превознесению (погибели) не вполне совершенным монахам, и вышибают опору из под ног мирянина. Мол главные христиане - монахи, а мирянин это так... бледная тень. Хотя и призваны и те и эти к одному совершенству, пусть и несколько разными путями. Общежительный монах тренирует стяжание Любви на братии/сестрии, а семейный мирянин абсолютно аналогично - на супруге и детях. Оба они христиане. Понятно, что монашеский путь удобней для совершенства... И опасней для оступившихся. Но суть и цели одни, миряне это не брачные недомонахи, все-таки...

http://bogoslov.ru/article/2692518

Послание к одной новообращенной, по имени Марии кассобелисской, писано будто бы по случаю просьбы ея о том, чтобы св. Игнатий послал в Кассобелис одного епископа и двух пресвитеров, не смотря на то, что эти лица очень молоды для столь высоких постов. Изысканность ответа, приписываемого Игнатию, изобличает латинского ритора, а не христианского пастыря. Автор делает такие сравнение между беседой письменной и беседой устной. Он называет письмо второю гаванью, доставляющею кораблям удобное пристанище. Праведников уподобляет фонтанам, которые привлекают своей красотой даже тех, кои не чувствуют никакой жажды. Такого рода напыщенная риторика несвойственна мужу апостольскому. Есть в этом послании и анахронизм: именно здесь говорится, что Игнатий пишет это послание во время первосвященничества Климента Римского , находясь под военнои стражей (т. е. пред своей мученической смертию); но исторически известно, что мученичество Игнатие свершилось чрез несколько лет спустя по смерти Климента. Послание к диакону Герону есть извлечение из посланий ап. Павла к Тимофею и Титу или нечто в роде комментарие на них. В письме к церквам Тарса и в письме к Антиохийцам автор касается весьма важных догматов: божества Иисуса Христа и Его вочеловечения. Конечно, нельзя отрицать того, что и подлинные письма Игнатие касаются этого же самого предмета; но дело в том, что автор забывает эпоху св. Игнатия, как в изложении истин, которые защищает, так и в опровержении заблуждений. Так напр. он относит к 1-му веку те церковные должности, которые имеют позднейшее происхождение, т. е. должности иподиакона, чтеца, певца, привратника, заклинателя. Письмо к Филиппийцам напоминает еще позднейшее время. Автор старается доказать, что не три Отца, не три Сына и не три Утешителя, что не три лица Святой Троицы воплотились, а воплотилось одно лице – Сын Божий. Подобная утонченность напоминает 5-й век. Особенно же критика обратила внимание на то, что доказывать подлинность всех 15-ти посланий – значило идти против свидетельства истории, потому что Евсевий и Иероним упоминают только о семи посланиях Игнатия: Ефесеям, Магнезианам, Траллианам, Римлянам, Филаделфийцам, Смирянам и Поликарпу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skv...

   001   002     003