Поэтому я старюсь читать все, что касается этой темы, и искренне благодарен вышеуказанным авторам и ресурсам за попытку осмыслить этот трудный и болезненный феномен расцерковления. Я искренне считаю, что каждый из них подчеркивает важные аспекты темы, и об этом нужно говорить. Вместе с тем, мне кажется, что в чем-то попытка найти единый ответ, почему человек расцерковляется, напоминает попытку найти единый и непротиворечивый ответ, почему люди разводятся (аналогия между разводом и расцерковлением вполне уместна, не случайно апостолом Павлом в Послании к Ефесянам 5:21-33 брак уподоблен союзу Христа и Церкви, и этот текст читается на венчании). Давайте чуть более подробно рассмотрим эту аналогию, и пойдем с детства. Детско-родительские отношения Кто-то видит причины развода в непроработанных детско-родительских отношениях, и, соответственно, в переносе. В таком случае люди часто видят перед собой не реального человека, а образ, созданный своим воображением; цепляются к малейшим проявлениям того, что так раздражало в родителях. Подобно этому слишком часто мы смотрим на Бога через призму своих отношений с родителями . Бога мы можем видеть чересчур требовательным или безучастным, критичным и даже жестоким. От такого Бога устаешь и хочется убежать. Иногда верующие люди производят прямо противоположную операцию: идеализируют, т. е. видят в Боге образ эдакого доброго волшебника, который должен уберечь от любого страдания. Соответственно, когда трудности наступают, наступает и разочарование в Боге. Очень важно увидеть, как мои отношения с родителями накладывают отпечаток на мое видение Бога. Очень важно увидеть, как мое отцовство влияет на восприятие Бога у моего маленького сына. Не случайно заповедь о взаимоотношениях с родителями названа первой заповедью (Ефес 6:2). Именно через родительскую любовь (или то, что было на ее месте) мы получаем первый урок о любви Божией. По людям, потерявшим доверие к Богу, становится понятно, как важно, чтобы отец был примером любви к своим детям. Когда доверие в отношениях с отцом подорвано, и с доверием Богу могут быть сложности. Впрочем, если не утрачено доверие к Писанию, молитвенное размышление над ним может стать путем очищения образа Божия от этих и любых других проекций и искажений. Среда обитания

http://blog.predanie.ru/article/kak-izbe...

в) В ст. 31 говорится о соединении мужа и жены в одну плоть, и это единство приспосабливается к единству верующих со Христом ( Еф.5:30 ). Последующий ст. 33, относится также к мужу и жене. Поэтому и предыдущее и последующее заставляет слово тайна относить к браку. 2. Брак правильно называется тайной в том смысле, что в нем подается и действует особенная благодать Божья, таинство в смысле церковном. Рассмотрим следующие положения: а) Апостол говорит исключительно о браке христианском, т. е. о муже и жене − христианах. Ибо жене и мужу указывает на Христа ( Еф.5:22, 25 ) и сравнивает их брак с браком Христа с Церковью, говорит: мы члены тела Его ( Еф.5:30 ). Апостол уважает и брак верных с неверными ( 1Кор.7:12 ), но не почитает его связью нерушимой, или союзом всецело освященным. Лицо верное может позволить отлучение неверному. Также 1Кор.7:15 . Здесь, напротив, говорится о браке, как о священном союзе ( Еф.5:29–30 ); б) Брак христианский есть образ соединения Христа с Церковью − таинственный. Из приложения слов Писания о браке Адама ко Христу и верующим видно, что апостол находит в браке вообще некоторый образ таинственного союза Христа с Церковью. Без сомнения, брак до Христа был образом того сеновным ( Евр.10:1 ), подобно как жертвы были образом жертвы Иисуса Христа, манна − образом Евхаристии. Но из приложения к словам о Христе: уды есмы тела Его и пр. слов, выражающих единство мужа и жены ( Еф.5:31 ), видно, что брак христианский, не есть уже простой образ, но таинственный. Ибо таинственный образ есть тот, в котором заключается и действует на самом деле сила первообраза. Но в браке единство супругов, по учению апостола, заимствует силу свою от соединения Христа с верующими, следовательно, действует сила первообраза подлинно. Так омовения ветхозаветные были простым образом очищения грехов смертью Иисуса Христа. Омовение новозаветное в крещении не есть уже простой образ, но таинственный ( Рим.6:4–5 ); в) В браке христианском, подается особенная благодать сочетающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

и) Рапорт врача Академии А.В. Танина: „Имею честь сообщить Вашему Преосвященству, что 16 августа мною был произведён медицинский осмотр студентов духовных семинарий и других лиц, явившихся к поверочным испытаниям для поступления на I курс Московской Духовной Академии. Из них мною отмечено: страдающих слабостью зрения (преимущественно близорукостью) – 21, болезнями органов кровообращения – 6, органов пищеварения – 3, кожными болезнями – 2, малокровием – 7, наклонных к лёгочным заболеваниям – 3. Каких-либо особенно серьёзных болезней, которые могли бы послужить препятствием к принятию в Академию, ни у кого из них мной не обнаружено“. и) Донесения экзаменационных комиссий, производивших поверочные испытания студентов духовных семи- —468— нарий и других лиц, явившихся в Академию для поступления в состав LXXI академического курса по вызову начальства и по собственному желанию, о достоинствах устных и письменных ответов, данных на испытаниях. А) Донесение комиссии, производившей испытания по Священному Писанию Нового Завета: „Поверочный экзамен по Священному Писанию Нового Завета держали 69 лиц: 18 студентов, присланных семинарскими начальствами, и 51 волонтёр; в числе последних 8 священников, один иеродиакон, один монах-грек, бывший студент Афинского университета, и один окончивший курс гимназии. 18 из волонтёров окончили курс раньше текущего года, начиная с 1897 г. Комиссия не может сказать, что она была вполне удовлетворена выслушанными ответами. Знакомство с новозаветным текстом экзаменовавшиеся обнаружили вполне достаточное: написанные без цитата тексты находили довольно скоро и без особых затруднений. Исключения были немногочисленны, хотя порой весьма удивительны. Так вологодский волонтёр не нашёл обличительной речи Господа Иисуса Христа против книжников и фарисеев, хотя в билете было написано и её начало – Мф.23:2 . Волонтёр московский беседу ап. Павла с ефесскими пресвитерами нашёл в послании к ефесянам; когда же оказалось, что слова ап. Павла в этом послании направлены вовсе не к пресвитерам, – поиски были перенесены в первое послание к Тимофею, но 20-я глава Деяний была позабыта. Не нашли указанных на билете мест даже один из трёх московских присланных ( 1Кор.10:1 ) и московский же волонтёр-священник ( Рим.10:1 ). Достаточное знакомство с текстом обнаружено было также и в том, что экзаменовавшиеся довольно легко и в изобилии приводили параллельные места и более или менее удачно отвечали на вопросы о приблизительном месте нахождения того или другого текста, той или другой мысли. Почему-то не могли указать к евангельскому учению о клятве ( Мф.5:33–37 ) параллелей из апостольских посланий ( Иак.5:12 ; Евр.6:16–17 ) волонтёры псковский и тверской вып. 1908 г. Волонтёр саратовский, притом священник, не мог при-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Μετ μακροϑυμíας, с долготерпением. Слово это относится к поздним временам греческой литературы: оно встречается у LXX ( Притч. 25:15 . Исаи. 57:15 . Иер. 15:15 ), а из писателей языческих у Плутарха (Luc. 32, 33): ’εϑαμαζε τς μακροϑυμíας, (Аннибал) удивлялся долготерпению (жителей Пренесте). В Новом Завете μακροϑυμíα употребляется и о Боге в том смысле, что Он по милосердию Своему долго терпит грехи людей ( 1Петр. 3:20 . 2Петр. 3:15 . Римл. 2:4 . 1Тим. 1:16 ), и о человеке, который благодушно переносит обиды и бедствия ( 2Кор. 6:6 . Гал. 5:22 . Кол. 1:11 .–3:12. 2Тим. 3:10 ). Но тогда как о человеке в этом же смысле употребляется синонимическое слово πομον, терпение, и иногда в связи со словом ρακροϑυμíα ( Кол. 1:11 . 2Тим. 3:10 ), – о Боге, как существе всеблаженном, употребляется только слово: μακροϑυμíα, и если в одном месте Нового Завета Он называется Θεòς τς πομονς, Богом терпения ( Римл. 15:5 ), то это в том смысле, что Он дарует рабам Своим силу и дух терпения. Ст. 5.ν βπτισμα, едино крещение. Βπτισμα, – крещение слово новозаветное; у классиков же встречаем глагол: βαπτíζειν. У древних из них находим употребление этого глагола только в переносном смысле; так у Платона (Sympos. р. 176. В.) ο βεβαπτισμνοι употребляется в значении: погрузившиеся в вино, пьяные; у него же (Evthyd. р. 277) τò μειρκιον βαπτιζóμενον значит: мальчик, забитый вопросами софистов. В буквальном же смысле слово: βαπτíζειν употреблялось только поздними писателями и имело у них значение: погружать в воде, чтобы вымыть; а βαπτíζεσϑαι значило погружаться в воду, тонуть. Плутарх (de Superstit. p. 166) говорит: βπτισον σεαυτòν ες ϑλασσαν погрузись в море. Страбон (Lib. 6) οδ τος κολμβοις βαπτíζεσϑαι συμβαíνει–бывает, что и не умеющие плавать не тонут. Диодор Сицилийский употребляет βαπτíζεσϑαι о животных, утопающих в реке (1. 36, 35); Полибий – о затонувших кораблях (1, 51, 6). В переносном смысле βαπτíζεσϑαι означало у них же, как у Платона, быть подавленным, обремененным, напр., τας εσφορις податями (Диод.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Стих 33. Жена да убоится своего мужа. У апостола достаточно раскрыто учение об отношении супругов и о любви их взаимной (Смотрите толкование на 1Кор.13:4 ). И потому это выражение служит только повторением или заключением слов, связанных в начале о повиновении жён мужьям. Жена должна повиноваться мужу, любить его (ибо любовь выражается и в радостном, согласном повиновении), бояться его, как боятся дети родителей, хотя и любят их и любимы ими; должна страшиться нарушения своей любви и верности к мужу. Понятно, что здесь нет речи о рабском страхе и подчинении, какое замечалось в дохристианское время у разных народов (Сравните 1Пет.3:2 ). Наоборот, подчиняясь порой мужу и в явном его заблуждении- ради мира и согласия, и зная что всё бремя ответственности за семью лежит именно на муже – она творит дело угодное в очах Божиих, Который по молитвам её может вразумить супруга и привести всё к благополучию. [ Глава 6:2. Яже есть заповедь первая во обетовании (русский перевод: с обетованием). Указанием на то, что к этой одной заповеди присоединено обещание долголетней жизни, как награда за её исполнение, апостол хочет показать важность её и необходимость исполнения]. [ Стих 4. Отцы, не раздражайте чад своих. Причиной неповиновения чад бывают часто сами родители, когда требуют от них неразумно или несвоевременно исполнения какого-нибудь приказания. Против таких отцов и направлено замечание апостола]. [ Стих 5. Раби, послушайте господий своих. Христианство не узаконивает рабства и не отменяет его. Для него все состояния безразличны, и оно только требует от своих чад исполнения обязанностей, которое не нарушало бы обязанностей любви к Богу и ближнему]. Стих 7. Служаще Господу, а не человеком. Апостол научает смотреть на свои житейские обязанности как на обязанности христианские, и таким образом в исполнении их иметь перед глазами Господа. Отсюда благоговение, благочестие и нелицеприятие. Стих 9. Послабляюще им прещение. В само рабство вносится тот же дух любви и кротости, которым отличается Евангельское учение. Апостол поставляет всех – и господ, и рабов – перед Господом, как детей одного отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Павел резюмирует свои мысли в 8:28–30. Он снова делает акцент на статусе Иисуса как подлинного образа Божьего и статусе народа Иисусова, обновляемого в этот образ (и, соответственно, возвращающегося к своей миссии мудрых посредников Творца – нести порядок творению); ср. Флп 3:20–21 и Кол 3:10 . Это настолько важно, что Павел даже несколько разрывает композицию отрывка. «Предопределение», о котором он говорит, не есть какое–то божественное самодурство, но воля Творца о людях, носителях Его образа, – чтобы они несли творению порядок, справедливость, обновление и, прежде всего, свободу от рабства тлению. Далее, снова возвращаясь к основному своему вопросу о людях, Павел в шести словах формулирует то, на что в 5:1–2 ушло тридцать восемь: hous de edikaiosen, toutous kai edoxasen – «кого Он оправдал, тех и прославил». Оправдание вытекает из смерти и воскресения Иисуса; оправданные уже начинают участвовать в Его славе (ср. Послание к Ефесянам) и станут ее полноценными участниками, когда их нынешние тела преобразятся (ср. Флп 3:20–21 ) и станут подобны телу Иисуса. Так метафорическое настоящее заглядывает в осуществленное будущее. Переход от смерти и воскресения Иисуса к смерти и воскресению его народа торжественно звучит в Рим 8: 31–33 . Павел риторически вопрошает, может ли что–либо встать между народом Мессии и окончательным спасением, и дает ответ, указывая на все свершенное Богом в Мессии. Центральное место тут занимает стих 34, подчеркивающий, что воскресение Иисуса – краеугольный камень христианской надежды: Кто осудит? Мессия Иисус, умерший, но и восставший? Он, который пребывает по правую сторону Бога? Он, который и ходатайствует за нас? 963 Нынешние страдания, гонения и мученичество народа Божьего – это ничто в свете любви Бога, излитой на нас через Мессию. Павел убежден (8:38–39), что: …Ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни настоящее, ни будущее, ни силы, ни высота, ни глубина, ни какая другая тварь не сможет нас отлучить от любви Божьей в Мессии Иисусе, Владыке нашем.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

  Протоиерей Артемий Владимиров: Это замечательное и знаменитое апостольское слово [« Да убоится жена мужа своего »] говорит о благоговении ее пред избранным ею главой, помазанной в таинстве венчания. Мы ведь действительно, едва лишь вступая в знакомство друг с другом – речь идет о коллегах, о дружеском общении – бываем удивительно собранны, корректны, предупредительны, деликатны. Мы не позволяем себе проявляться никаким неуместным страстным расположением. Можно сказать, без обиняков, что мы боимся друг друга, стесняемся друг друга. Боимся произвести дурное впечатление. Боимся навязывать себя собеседнику. Так бывает со всеми, кто вступает в общение с не знакомыми людьми. Вот и в семьях христианских апостол Павел хочет видеть это благоговение, эту высокую культуру взаимного общения, в котором нет места разнузданности, развязности. Какой-то раздражительности, занудства, когда супруги предъявляют претензии друг другу, переходят на повышенные тона – вот отсутствие страха, благоговения. И до какого цинизма доходят подчас взаимные отношения самых близких родственников только потому, что они забывают, – Господь взирает на них. Он таинственно соприсутствует своей Благодатью. Да убоится жена мужа своего оставить его холодным и голодным. Да убоится его в отпуск одного отпускать. Убоится его пилить, бесконечно обрушивая на него какой-то неизжитый негатив. Пусть улыбается, сердцем встречает его радостно. Пусть поддерживает его, равно как и он, конечно же, любя свою милую, проявляет по отношению к ней заботу, внимание, бережно обращается с ней, как с драгоценным сосудом. С наследницей вечной жизни. Все это так просто, ясно и понятно, что у нас нет никакой нужды перетолковывать Евангельские слова. Должно лишь опираться на собственную совесть, на мудрость благоприобретенную и мыслить о том нравственном идеале, к которому все мы призваны в нашем семейном общении.   Протоиерей Максим Козлов: Многие мужья любят приводить эти слова из Послания апостола Павла к ефесянам, но почему-то предыдущие слова из этой цитаты, которая читается на Таинстве Венчания, опускают. А прежде, чем говорится: «…жена да боится своего мужа», сказано: « …каждый из вас да любит свою жену… » ( Еф.5:33 ). И только в этой двуединой правде следует воспринимать эти апостольские слова. Но обычно первая часть, как критиками этой точки зрения (в основном со стороны жен) так и любителями (в основном со стороны мужей) забывается.

http://azbyka.ru/semya/dolzhna-li-zhena-...

Молитва Господи Боже наш, Иже Авраама назвав друга и Исаака превозлюбив, и Иакова благословив к жене Лии и совокупив... нередко выписана и в древнерусских и южнославянских рукописях до первой половины XVII века. В древнерусской практике при совершении чина второбрачия к этой молитве прибавлялись некоторые второстепенные молитвословия и песнопения, а также чтения из 1-го Послания к Коринфянам (7, 7–14) и Евангелия ( Мф. 19, 3–12 ) вместо обычных для венчания первого брака чтений из Послания к Ефесянам (5, 20–33) и Евангелия ( Ин. 2, 1–11 ) и собственно священнодействие венчания. К XVII веку помимо этой молитвы и особых чтений в чине венчания второбрачных появились еще и специально посвященные случаю второбрачия молитва Владыко Господи Боже наш, всех щадяй и о всех промышляя... и главопреклонная молитва Господи Иисусе Христе, Слове Божий, вознесыйся на честнем и животворящем Кресте... (см. приложение 2). При венчании второбрачной и единобрачной сторон молитва Господи Боже наш, Иже Авраама назвав друга и Исаака превозлюбив, и Иакова благословив к жене Лии и совокупив... читалась только над второбрачной стороной, а затем чин совершался по уставу первого брака с произнесением имени единобрачной стороны прежде второбрачной. На Руси и в других славянских странах долго сохранялась традиция, восходящая к отмеченной еще у преподобного Феодора Студита византийской практике, когда второбрачной стороне венец возлагался не на голову, а на плечо. При венчании второбрачных общая чаша могла преподаваться не только супругам, но и всем присутствовавшим 16 – тем самым община показывала, что она покрывает любовью несовершенство второбрачия. Указанные чтения, молитвы и особенности венчания второго брака доныне сохраняются в русской старообрядческой и единоверческой практике. Кроме упомянутых молитв второбрачия в рукописях встречается иное последование благословения второго брака, состоящее из молитвы Господи Боже наш, повелевый соединитися мужу с женой во еже быти има в плоть едину... и главопреклонной молитвы Приклонивый небеса и сшедый на спасение рода человеческаго... (см. приложение 3) 17 . Также по рукописям известна особая молитва на троебрачие (заметим, что к XV–XVI векам чин благословения третьего брака перестал на практике существенно отличаться от чина благословения второго 18 ): Боже, Боже наш, Бог отцев наших Авраама и Исаака, и Иакова... (см. приложение 4) 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

23. 1 Тим 2, 1; ср. Флп 4, 6. 24.  Lange, I. Theologisch — homiletisches Bibelverk. Die Pastoralbriefe. v. con Oosterzee, Biel. u Leipz. 1874. S. 29. 25. Еф 5, 19 и Кол 3, 16. 26. Иак 5, 19. 27.  Goltz E. Das Gebet in der ältesten Christentheit, Leipz. 1901, S. 183. 28. ср. 1 Кор 14, 26: егда сходитеся, кийждо вас псалом имать. 29. В древне-славянских Апостолах: «в песнях и в хвалах и в гласех (или: славах) духовных». 30.  Migne, Patr., s. gr. 62, col. 363. Богдашевский Д. Послание св. ап. Павла к Ефесянам, Киев 1904, стр. 621–622. 31.  Goltz, D. Gebet 184. 32. Еф 2, 20. 33. 1 Сол. 5, 27. 34. Кол 3, 16. 35. Лк 1, 1. Смирнов, Богосл. апост. времени.//Труды Киев Дух. Ак. 1873, II, стр. 96. 36. Иак 3. 37. Евр 13:7, 17; 1 и 2 Тим и Тит многие места. 38. Иак 2, 2–5. 39. Об Александрийский синагоге, построенной Осиею IV, Талмуд говорит: «там стояла 71 кафедра соответственно 71 старцу (синедриона) и стоили они 25 мириад. Молящиеся не сидели смешанно, но золотых дел мастера отдельно, серебряных дел мастера отдельно, кузнецы отдельно, ткачи отдельно». Талмуд. Succa IV, I. 40. 1 Кор 14, 16. Обе цитаты и у Дмитриевского А. Древне-иудейская синагога и ее богослужебные формы в отношении к древнехристианскому храму и его богослужебным формам (По поводу кн. А. Никитина под загл. Синагоги иудейские…) Казань 1893. Авторитетнейший литургист в этой брошюре решительно отрицает, вопреки А. Никитину, какую-либо архитектурную зависимость христианского храма от синагоги, но допускает широкое влияние синагогального богослужения на наше: стр. 42 и д. 41. 1 Кор 16, 13; 14, 35. 42.  Фивейский М. свящ. Духовные дарования в первоначальной церкви. М. 1907, стр. 21–23. 43. 1 Кор 11, 20. 44. Иуд 12. 45. В параллельном месте 2 Пет 2, 13 вместо γπαις стоит πταις (слав. питающеся лестьми своими, ядуще с вами); но ряд кодексов и так имеет γπαις (Ватик. Вульг. перев. ефиоп. Пешито и др.). Batifoll (Agape в Etudes d’histoire et de théologie positive, Paris 1902), отрицающий существование агап, читает и в Иуд 12 πταις (по нек. кодексам). Действительно, это единственное место в Новом Завете и во всей тогдашней литературе, где слово γπη имеет такой технический смысл. Везде в Ветхом Завете, у LXX, в Новом Завете, у самого ап. Иуды (1 и 21 ст.) и у Филона (только один раз γπη) γπη означает только любовь. Соколов П. Агапы или вечери любви в древне-христианском мире, Серг. Пос. 1906, стр. 73–75.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Часть нравоучительная (4—6, 18)    Разъяснил Апостол всесторонне в предыдущих главах, как все возглавленно в Господе Иисусе Христе, стараясь всячески возвести в созерцание сей истины ефесян и моля о том Бога. Теперь из этой главной мысли, как начала, выводит он, как надлежит жить и действовать христианам, так объединенным и так обновленным во Христе. Сначала изображает он А. — общий строй жизни о Христе Иисусе, — Еф. 4:1-16; потом предлагает Б. — правила жизни: 1. — общие, — Еф. 4:17-32, 5:1-21, и 2. — частные по состояниям, — Еф. 5:22-33, 6:1-9; наконец, на том основании, что жизнь такого рода есть борьба, В. — облекает христианина во всеоружие духовное: тут очерк подвижничества, — Еф. 6:10-18. А. Общий строй жизни христиан Еф. 4:1-16.    Очерк сего строя очень прост: храня 1) единение духа в союзе мира — Еф. 4:1-10; 2) под руководством Богоучрежденных пастырей — Еф. 4:11, 12; 3) возращайте все во Христа — Еф. 4:13-16. 1. Единение духа в союзе мира.    Это главное у христиан — каждому быть как все, ни в чем не особиться. Прежде мимоходом поминал уже Апостол, что разумение у христиан идет в лад «со всеми святыми» (Еф. 3:18), и молитва их к Богу восходит от лица Церкви всей (Еф. 3:21); теперь учит, что и жизнь их вся течет сообща, — в сердечном друг с другом союзе и самоотверженном взаимосодействии.    а)    Основы такого сердечного общения суть противоэгоистические расположения: смирение, кротость, терпение друг друга, единомыслие и единодушие (Еф. 4:1-3). Без этих добродетелей невозможно состояться прочному общению и союзу мира. Гал. 4:1-3. Молю убо вас аз юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте, со всяким смиренномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию, тщащеся блюсти единение духа в союзе мира.    Первый стих — о достойном звания хождении можно принять как заглавие и общее начало для всего нравоучения, в смысле: ходить достойно христианского звания. Какое нравственное правило ни возьми, оно будет подходить под это начало и из него исходить. Но, судя по ходу речи, Апостол имел в мысли определенный образ хождения, достойного звания, именно: любовное всех взаимообщение. Ибо он только что выяснил, как все соединены в Господе и стали едино — в Нем и о Нем. Теперь говорит: к этому призваны вы; ходите же достойно сего, то есть пребудьте в любовном взаимообщении. Святой Златоуст, приступая к толкованию сего стиха, взывает: «И опять у нас глава Христос», то есть опять Апостол наводит нас на ту же мысль о возглавлении и объединении всех во Христе, чтоб тем расположить к взаимному единению всех между собою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2950...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010