Это послание, как мы сказали, написано от лица римской Церкви. Кто писатель его, это не видно ни в приветственной формуле, ни в других местах. Что он был один из предстоятелей Церкви, это едва ли может подлежать сомнению (см. гл. 40 (напр., Тильмон) думали видеть в нем иудея по происхождению, основываясь на том, что он назвал Авраама и Иакова отцами нашими (гл. 4 уместны и в устах христианина из язычников, когда ап. Павел называет Авраама отцом верующих. Хорошо знакомый с ветхозаветным писанием. автор послания не чужд познаний в греческой мифологии, а также и в естественных науках (гл. 6 25 например, римской дисциплины военной и название вождей нашими (гл. 47    Древнее предание, сохранившееся у церковных писателей, единогласно называет автором этого послания Климента, епископа римского. Егезипп (из 2-й половина II-ro века), по свидетельству Евсевия («Церк. Ист.», III, 16); знал и говорил в своих памятных записках о послании Климента к коринфянам по поводу их нестроения; к сожалению, Евсевий не передает ясно слов его. Зато он приводит важное место из послания Дионисия, епископа коринфского к римским христианам (около 168–176). «Сегодня мы, пишет он, провождали святой день Господень и читали послание ваше, которое и всегда будем читать для нашего наставления, равно как и первое, написанное Климентом» (!Евсевий, «Церк. Ист.», IV. 23 !Ириней, показывая порядок первых римских епископов, говорит о Клименте так: «при этом Клименте, когда между коринфскими братьями возникло не малое возмущение, Церковь римская послала коринфянам превосходное писание, убеждая их к миру и возобновляя веру их и предание, которое они недавно приняли от апостолов». Климент Александрийский, называя Климента Римского апостолом, приводит из его послания к коринфянам отрывки из 18 глав его. Ориген также неоднократно упоминает о Клименте Римском и его послании: особенное внимание его обратило на себя замечательное место из Климентова послания (гл. 20 за океаном. !Евсевий, называя послание «великим и удивительным», свидетельствует, что оно было общепризнаваемым творением Климента, и во многих церквах было читаемо всенародно и прежде и в его время.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3817...

Между так называемыми братьями Господними есть Симон. По мнению одних (пролог, 18 сент.), Симеон, причисленный к лику 70 апостолов, был сын Иосифа обручника и брат Иакова праведного и принадлежал к братьям Господним ( Mф. XIII, 56 ; Mk. VI, 3 ). По другим – Симеон (Симон) от 70 апостолов был сын Клеопы и Марии и племянник Иосифу обручнику; последнее мнение принято православною восточною церковью. В службе св. Симеону, сроднику Господню, в 9 песни (2 ст.) сказано: «Симон – Симеон, сугубо звание имел еси…» Св. Димитрий, митрополит Ростовский, о двояком наименовании Симона, сродника Господня, в Четьи Минеи под 27 апреля пишет: «но ин бе Симон, а ин Симеон: Симон бе Иосифов сын, брат родной Иакова, брата Господня, а Симеон сын Клеопин, брат двоюродный Иакову и потому сродник Господень, к семидесяти апостолам причтенный. Симон же Иосифов сын, отнюдь не обретается во апостолех; вестно есть от св. евангелиста Иоанна в главе 7-й, ст. 5: «Яко ни братья Христовы вероваху в Него…» Но сие яве есть яко послежде вероваху в Него и бысть Иуда (иже и Фаддей) един от дванадесяти св. апостол (см. об Иуде и Фаддее в числе 70), Иаков же от семидесяти первый и Иосий также от 70.; о Симоне же мнится яко не прия службы апостольския, или прежде рассеяния св. апостол по вселенной прейде от здешних извествующу св. апостолу Павлу в 1 послании к Коринфянам в 15 главе: «мнози, рече, пребывают доселе, а неции же и почиша». В Западной церкви Иосиф обручник считается девственником и именуемые братьями Господними (Иаков, Иосия, и Симон), были (будто бы) сыновьями младшего брата Иосифова Клеопы и Марии, упоминаемой в числе св. жен мироносиц ( Лk. XXV, 18 ; Uh. XIX, 25 ; Mk. XV:47, XVI:1, XXVII:56 ). Эта Мария у ев. Иоанна называется Клеоповою, по мужу, а у еванг. Матфея и Марка – Иаковлевою и Иосиевою по своим сыновьям (см. Душеп. Чтение, янв. 1905. А. Лебедев . Братья Господни;) Мнение о братьях Господних, как сыновьях Клеопы и Марии, обосновывается на свидетельстве блаж. Иеронима (т. IV. 112–113 стр.). Есть мнение (Дорофей) что Клеопа и Симеон одно и то же лицо, смешение в одно отца и сына, по западному верованию; или дяди с племянником, по восточному преданию. Но св. Димитрий замечает, что у него (под 4 января в соборе семидесяти апостолов) довольно изъявлено, яко «ин бе Клеопа, а ин Симеон. Клеопа отец Симеонов, а Симеон сын Клеопов, Господень не племянник, а сродник, аки бы брат двоюродный». (Четьи Минеи 27 апр.). Есть еще мнение, по которому Еммауский спутник Господа нашего Иисуса Христа, не поименованный св. еван. Лукою, был Симон или Симеон ( Ориген в книге против Цельса: св. Василий Великий в толковании на пр. Исаию VI гл. 9 ст.) говорить: очистительным огнем горело сердце у Клеопы и Симона, когда Господь отверзал им писание» (толк. на пр. Исаию VI гл. 9 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Тем не менее в церкви, хотя и «Один и Тот же Дух, — как пишет св. Павел к Коринфянам, — но дары Его различны. И Господь Иисус Христос Один и Тот же, действует вся во всех, но действия различны. Каждому дается разное проявление Духа на общую пользу тела Церкви. Каждому из нас дается благодать, но по разной мере дара Христова. Одному дается Духом слово премудрости, другому слово знания тем же Духом. Иному вера тем же Духом; иному дары исцелений тем же Духом. Иному чудотворения, иному пророчество, иному разные языки. Все же сие производит Один и Тот же Дух, разделяя каждому особо своею властью, как Ему угодно. Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему угодно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее. И вы — тело Христово, а порознь члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, разные языки. Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Тщательно оберегая чистоту Христова евангелия, истинные Христовы апостолы указали своими поступками и писаниями множество лиц и общих начал, несогласных с Христовым учением. Этими указаниями переполнены как Евангелия, так и Деяния Апостольские и все апостольские Послания, как и Апокалипсис. Перечислять их нужды нет (напр. Апок. гл.2 и 3; Тит.3, 9-10; 2 Тим. 4, 14 и т. п.). Стоит прочитать послания Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, чтобы видеть, как стойко, бодрственно и неусыпно стояли святые апостолы на страже, оберегая чистоту Христова евангелия. «Есть лжеапостолы, — предостерегает св. Павел Коринфян (2 Кор.11, 13-15), — лукавые делатели, которые принимают вид апостолов Христовых. И неудивительно, потому что сам сатана принимает вид ангела света; неудивительно, если и служители сатаны принимают вид служителей правды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

10. А эти, чего не знают (именно, сверхчувственное), то хулят: они духов бесплотных злословят, святость Владыки Христа презирают и благодать Божью превращают в распутство; а что по естеству, как бессловесные и неразумные животные, знают (чувственное), тем – уча, что всем чувственным можно пользоваться для удовлетворения телу, и неразумно пользуясь им, – они растлевают себя и от этого погибают (ср. 2Пет. 2:22 ) 445 . 11. Горе им! заключает апостол этот отдел, потому что они пошли путём Каина, который первый вступил на путь неправды и указал этот путь всем последующим нечестивым людям 446 ; потому что они ради мзды предались заблуждению Валаама, ибо как он, обольщённый надеждой на сокровища Валака, забыл волю Божию и внушил ему склонить Израиль к разврату ( Числ. 31 гл.), так и они в своём корыстолюбии забыли волю Божью и закон христианский и своей развращённостью развратили новый Израиль (ср. 2Пет. 2:15 ); и погибли 447 в упорстве (в пререкании) Корея, который вместе с Дафаном, Авироном и другими 250 мужами восстали против власти (κυριτητα ср. 4 ст.) Моисея и Аарона ( Числ. 16:1 и след.). 5. Продолжение характеристики нечестивых, появившихся среди христиан, и указание ожидающей их судьбы при втором пришествии Господа 12–15 ст. С 12 ст. апостол описывает положение нечестивых в Церкви. Они приносят ей только вред. Их нечестивое поведение и стремление к наживе и наслаждению бесчестит имя христианин. От них нельзя ожидать никакого доброго плода или доброй деятельности. Но судьба их уже предвозвещена и предъизображена. Когда явится Господь Иисус Христос для последнего суда с тьмами ангелов, то на них исполнится то, что предсказал о нечестивых патриарх Енох. 12. Это – пирующие с вами 448 на вечерях любви 449 люди нечистые (ср. Мф. 22:12 : не в брачной одежде; 2Пет. 2:13 : срамники и сквернители), своим присутствием и поведением позорящие ваши собрания, – пирующие без страха пред Тем, во имя чьё они собрались, и без уважения к святости общества, которое вечеряет, – утучняющие себя (ср. Зах. 34:2 ); безводные облака, проносимые (παραφερμεναι по Sin. АВСК L ) ветром, не дав дождя, который бы напоил жаждущую землю: осенние деревья, не имеющие ни плодов, ни листьев; бесплодные, от которых и нечего ожидать плода; дважды умершие, люди, бывшие мёртвыми по грехами в язычестве и теперь опять умершие в грехах по отступлению от христианства (ср. 2Пет. 2:20–21 : лучше бы им не познавать пути правды, нежели познав возвратиться назад от преданной им святой заповеди), исторгнутые, – люди, уже не имеющие никакой связи с Источником благодати, чтобы быть, способными к святой жизни и доброй деятельности;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

18 ноября 1945 года Спасительна лишь действенная вера Слово на Послание св. ап. Иакова, гл. 2, стихи 14–26 В сердца свои вложите важные слова, что вера «без дел мертва» ( Иак. 2:20 ), ибо и лютеране, и отделившиеся от них сектанты не понимают должным образом того, что говорит апостол Иаков. Они полагают, что одной только верой можно спастись, основывая свое мнение на словах Спасителя: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16:16 ). Поэтому они и держатся убеждения, будто достаточно лишь уверовать в Господа Иисуса Христа и креститься, причем под крещением понимают только свое сектантское крещение, отвергая наше истинное. Они называют друг друга спасенными, детьми Божиими, считая себя уже теперь святыми. А мы разве смеем считать себя спасенными? Мы разве не знаем, что многое еще требуется от нас, прежде чем мы станем таковыми? Сектанты свое мнение оправдывают ссылкой на слова святого апостола Петра: «Вы» – «род избранный, царственное священство, народ святой люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 ), выхватывая из Священного Писания отдельные фразы и не сопоставляя их с другимитекстами. Но послушайте слова Иисуса Христа: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7:21 ). Значит, помимо веры в Бога, нужны еще дела. Святой апостол Иаков об этом говорит: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его? Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела», покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва» ( Иак. 2: 14, 18–20 )? Нужна не просто вера, но действенная вера. Надо, чтобы она так крепко вселилась в сердца наши, всецело овладев всеми нашими помышлениями и волей, чтобы мы не могли жить не так, как велит нам вера в Господа. Ибо тот, кто полон истинной веры, не может нарушать заповеди Христовы, не может жить бесчинно, проводя жизнь в смехе, в развлечениях, в блуде и прелюбодеянии. Может ли верующий человек проводить жизнь свою в пьянстве, воровстве, убийствах, разврате? А ведь даже среди бандитов есть такие, кто говорит, будто верует в Бога,– это я сам слышал от них. Может ли такая вера спасти их?

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Inst. I 7. 2). Эта красивая формулировка не может скрыть, однако, что умение отличить канонические писания НЗ от новозаветных апокрифов все же пришел к Кальвину от ранней Церкви через средневековую католическую традицию. Учение о «самодостоверности» Свящ. Писания (autopistia) легло в основу лютеран. ортодоксии: Писание само свидетельствует о своем божественном авторитете, богодухновенности и непогрешимости. Однако отвержение традиции не могло не привести к сомнениям в унаследованном от нее каноне. Так, М. Лютер сомневался в каноничности и апостольском характере Послания к Евреям, Посланий Иакова, Иуды и Апокалипсиса. Хотя он и не желал навязывать свое мнение другим или удалять эти книги из НЗ, он напечатал их в самом конце своего перевода НЗ, по сути как приложения ( Мецгер. 2011. С. 239-240). Основанием для этого служит несогласие Лютера с отдельными мнениями, изложенными в этих книгах, апокрифические цитаты в Послании Иуды, а также то, что Апокалипсис перенасыщен видениями. Существенно, что Лютер не считает авторство важным критерием каноничности: «Все, что не учит Христу, апостольским быть не может, даже если это учение св. Петра или св. Павла. А всякая проповедь Христа - апостольская, даже если проповедником был бы Иуда, Анна, Пилат или Ирод» (цит. по: Там же. С. 240). Очевидно, что это крайне субъективные критерии, к-рые открывают путь к самым радикальным пересмотрам К. б. в зависимости от индивидуального озарения и настроения богослова. Придерживаясь в теории учения о «самодостоверности», на практике протестант. церкви приравняли свой канон НЗ к тому, который существовал в католической Церкви к началу Реформации, а свой канон ВЗ - к масоретскому, и в том и в другом случае опираясь на сложившуюся многовековую традицию (напр., 1-я гл. Вестминстерского исповедания). Роль канона в различных христ. Церквах во многом зависит от того, как именно понимается отношение Писания и Предания. В протестант. церквах вопрос о том, входит или не входит тот или иной текст в К. б., играет решающую роль для вероучения, поэтому вопрос о границах К.

http://pravenc.ru/text/Канон ...

6. Проблема учителей в Послании Иакова. Два вида мудрости (гл. 3). 7. Послание Иакова о Таинстве Елеосвящения. Темы для доклада 1. Вопрос о взаимном влиянии учения Иак. и Посланий Рим., Гал., Евр. 2. Соборное послание Иакова о Таинстве Елеосвящения. Приложения Приложение 1. Блж. Феофилакт Болгарский. Толкования на Апостол Толкование на Иак. 1, 2 – 3 «Всяку радость имейте, братце моя егда во искушения впадаете различна». Искушения и печаль ради Бога апостол признает и похвальными и достойными радости, потому что они – нерасторжимые узы и умножение любви и сокрушения, почему и сказано: чадо, когда приступаешь ты служить Господу, то приготовь душу твою к искушению ( Сир. 2:1 ), и Христос сказал: в мире будете иметь скорбь, но мужайтесь ( Ин. 16:33 ). Ибо без подвигов нельзя получить венцов ни в мире, ни от Бога. Называет их не детьми, но братьям – по смиренномудрию. Искушения доставляеют рачительным всякую «радость» потому, что чрез них обнаруживается искусство таковых, а искусство ведет к совершенству ( Иак. 1:4 ). Но скажет кто-нибудь: если таково действие искушений, то как Христос научает нас в молитве просить Бога о невведении нас во искушение ( Мф. 6:13 )? Отвечаем: искушения двоякого рода. Одни происходят от нас, а другие посылаются на нас Богом для упражнения и прославления нашего. И от нас происходящие искушения двоякого же рода. Одни бывают от нерассудительной храбрости, которую мы называем дерзостью и от которой заповедует нам Господь беречься, потому что хотя и бодр дух, но во время подвигов бодрость угасает, почему храбрость та не оканчивается добром для имеющих ее. Другие искушения, как например, погибель содомлян ( Быт. 19:13 ), посылаются за грехи. Этих искушений всеми силами должно избегать чрез жизнь безгрешную; искушений же от Бога, каковы были Иову, Аврааму, не только не должно избегать, но, если возможно, нужно привлекать терпением и благодарением, потому что они удостаивают прославления и венцов, Сказал: искушения «различна» потому, что одни искушения, как объяснили мы, бывают от Бога, а другие от нас,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Послание написано так обще, что могло бы быть проповедью ученика Христа и пред Иудеями, ещё не верующими. 1) Имя „Иисус» упоминается в нём только два раза. 2) Слова „Евангелие» совсем нет. 3) В нём нет ещё обсуждения догматических вопросов христианского учения. 4) Посвятивший себя изучению главным образом ветхозаветной мудрости, практически-учительной, ап. Иаков и в послании мало сообщает догматических истин, но даёт преимущественно советы практической деятельности. 5) Его наставления имеют множество параллелей с нагорной проповедью и вообще словами Иисуса Христа и представляют множество ссылок на Ветхий Завет . Он указывает на Раав, Авраама, Иова, Илию; на кн. Псалтирь, пр. Исаии, Амоса; можно видеть параллели с кн. Сираха, Премудр. Соломона, Притчей и Экклезиаста. – Но выше всякого сомнения, что св. Иаков в нравоучении стоит на новых, чисто христианских основаниях. Его учение, что для нравственной жизни необходимо возрождение словом истины (1:18), что возрождённый человек может исполнить весь нравственный закон и может достигнуть свободы от греха (1:25; 2:12), что совершенствование и оправдание христианина достигается в союзе с Христом живой и деятельной верой (2:14–26) и проч., указывает, что он имел совершенно чистые и догматические христианские воззрения на оправдание и спасение во Христе благодатью по вере, о чём он впоследствии засвидетельствовал также и своим отношением на апостольском соборе к ап. Павлу и христианам из язычников ( Деян. 15 гл.). Тон послания соответствует поводу увещаний: то мягкий, то строгий. Часто напоминает речи пророческие властностью, благочестивой строгостью и требованием непоколебимой преданности закону Божьему. Его послание, как мы видели, не представляет изложения и развития каких-либо общих догматических вопросов, но представляет ряд логически связанных между собой отделов нравственно-практических наставлений по поводу тех или других простейших явлений из жизни первых христиан. В них апостол приступает прямо к делу. Сначала говорит спокойно, прямо и просто, но потом настаивает на сказанном с повышением голоса, как в устной речи, и с сильными указаниями на греховность и преступность того поведения христиан, которое он обличает, с быстрыми вопросами, заключающими в себе и ответы, и с живописными сравнениями и уподоблениями, часто в параллелизмах, как в речах пророческих. Речь его выражается большей частью в кратких предложениях, иногда отрывочных и не связанных союзами, иногда с повторениями. Язык послания весьма хороший греческий. 4. Время и место написания послания

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Третья паримия из соборного послания Апостола Иакова. Гл. II, стт. 1–13. В сей паремиии содержится обличение лицеприятия и учение о любви к ближним, простирающейся на всех без изъятия. Гл. II, ст. 1. Братие моя, не на лица зряще имейте веру (в) Господа нашего Иисуса Христа славы. Вера в Иисуса Христа уравнивает всех. Верующие во Христа Иисуса все суть чада Божии по благодати возрождения, следственно братья между собою. Во Христе Иисусе нет различия между знатными и незнатными, между богатыми и бедными. Это различие существует в житейском быту, но ему нет места в Христовой Церкви. Посему ко всякому верующему должно относиться с одинаковым почтением, и любовно, кто бы он ни был, знатный или незнатный, богатый или бедный. Предпочтение в сем случае одних другим было бы лицеприятием, которое нетерпимо в обществе верующих во Христа Иисуса, Господа славы. Пред величием Его славы меркнет всякая человеческая слава, всякое внешнее превосходство одних пред другими. Стт. 2, 3, 4. Аще бо выйдет в сонмище ваше муж, злат перстень нося, в ризе светле, внидет же и нищ в худе одежди, и воззрите на носящаго ризу светлу, и речете ему: ты сяди зде добре (тебе хорошо сесть здесь), и нищему (бедному) речете: ты стани тамо, или сяди зде на подножии моем: и не разсмотристе (не разделились ли) в себе, и бысте судии помышлений злых? Если с верою во Христа несовместно лицеприятие, если она всех уравнивает пред Господом славы, всех связует узами духовного братства и потому требует одинакового почтения и любви ко всем, без различия званий и состояний, то, очевидно, заслуживают строгого обличения поступающие вопреки сему требованию. В обличение их Апостол Иаков говорит: «не разделились ли вы между собою» («не разсмотристе в себе»), забыв духовное братское единение во Христе Иисусе, и «не сделались ли судьями с худыми мыслями», когда, например, в церковных собраниях («в сонмище») для одних отводите почетныя места, других же уничижаете пред ними? Войдет в церковь человек в богатой одежде и с золотым перстнем на руке, вы услужливо предлагаете ему где-нибудь на видном месте особое седалище («сяди зде добре»), на котором он может покойно сидеть всю службу, или, по крайней мере, во время чтений и поучений; а войдет в церковное собрание бедный христианин, вы ставите его где-нибудь вдали от места совершения богослужения («стани тамо») и, когда позволяется во время службы садиться, сажаете его у вашего подножия на полу. Подобная разборчивость в обращении с богатыми и бедными наблюдаема была в еврейских синагогах. Христиане из Евреев не вдруг могли отрешиться от еврейских обычаев и продолжали следовать им в местах своих церковных собраний, которыя по сему Апостол называет синагогами («внидет в сонмище ваше муж»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

1 Проф. Н.Н.Глубоковский прямо именует второго брата Господня «Иосифом» и не считает нужным входить ни в какое объяснение («Послание Павла к Галатам». СПб., 1902. С.65). Предупредительнее к своим читателям эрлангенский проф.Цан, который в своем научном труде: Forschungen zur Gesch. d. neutesam. Kanons (Leipz., 1900. Bd.VI. S.334), перечисляет как евангельские рукописи, так и указывает древних писателей, где и у которых имя Иосий заменяется именем «Иосиф». 2 Этот же рассказ повторяется и у Луки, но у него нет ни одной новой черты в сравнении с двумя первыми евангелистами (Лк.8:19—21). 3 Толкование на Евангелие от Иоанна. Казань, 1899. С.176. 4 Собрание творений св.Иоанна Златоуста. T.VIII. Беседы на Евангелие от Иоанна. СПб., 1902. С.318. 5 De viris illustribus. Или в русском переводе: «Книга о знаменитых мужах», гл.2. 6 Филологические основания см. у Zahn " a в его вышеуказ. сочинении. Bd.VI. S.333. 7 В русском переводе рассматриваемого места переводчиками к слову «женщинами» прибавлено: «некоторыми», но прибавка эта не нужна. 8 Кстати сказать: в русском переводе писаний св.Луки, в одном списке апостолов (в Евангелии) Иуда правильно назван «Иаковлевым», а в другом списке (в Деяниях) неточно назван «братом Иакова». Последнее название взято из послания Иуды (1:1) и наперед предрешает, кто этот Иуда, чего переводчикам ни в каком случае делать не следует. 9 Этот последний перевод признает более правильным проф. Н.Н.Глубоковский (из вышеупомянутой книги которого мы и взяли оба эти перевода). С.64. 10 Слова Мария Викторина. Приведены в вышеуказанном сочинении Zahn " a . S.281. 11 Zahn . Forschungen zur Gesch. des neutestamentlichen Kanons u.s.w. Bd.VI. S.306—307. 12 Zahn . Op.cit. S.314. 13 Св.Епифаний . «О ересях»: ереси 30-ая (гл.14) и 51-ая (гл.10). 14 Проф.Н.Н.Глубоковский говорит, что слово: τν πρωττοκον — первородного (первенца), «вероятно, не подлинно», т.е. его не находилось в оригинале у Матфея (Обзор «Послания ап.Павла к Галатам». СПб., 1902. С.67), но на чем основано такое мнение, нам неизвестно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2640...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010