Нет, в христианской Церкви собор не был и не должен быть каким-либо собранием иерархов без клира, без мирян. Вспомним об Апостольском Соборе. В Книге Деяний ясно обозначается, что на нем принимали участие в рассуждениях и решении не одни Апостолы, но также и пресвитеры ( Деян.15:6 ), братия (23), вся, целиком, Церковь : λη εκχλησα (22). Правда, святой Лука приводит речи только двух Апостолов: Петра и Иакова, но, несомненно, в рассуждениях принимала участие и братия. Это совершенно ясно открывается из слов ( Деян.15:12 ): «тогда умолкло всё собрание и слушало Варнаву и Павла»; «умолкло», следовательно до того времени собрание не молчало. Речи, как видно, далеко не были согласными, ибо Лука говорит, что по долгом рассуждении, Петр, встав, сказал (7). Однако братия не только рассуждала, но и самое решение Апостольского Собора состоялось не без её согласия: «Тогда – читаем мы в 22 ст., – Апостолы и пресвитеры со всею Церковию рассудили, избравши из среды себя " … и т. д. Поэтому, и самое послание Апостольского Собора начиналось словами (23): «Апостолы и пресвитеры и братия, находящаяся в Антиохии, Сирии и Киликии», и т. д. Вот первый Собор, положивший начало всем прочим. На нем, как видим, братия или миряне – не простые слушатели, но живые участники рассуждений и прений. Апостолы лишь после всестороннего выяснения вопроса высказали свое авторитетное мнение, которое, как решающее, и было принято всем Собранием. Ближайшие к апостольскому времени соборы, о которых сохранились исторические известия, относятся к половине второго века. Но мы знаем, что как в I, так и во II столетии в церковных делах принимали самое деятельное участие обыкновенно все христиане. Так избрание пастырей совершается в это время всей Церковью , что ясно видно из древнейшего памятника христианской письменности – «Учения 12 Апостол» (гл. 15) 2 и из творений Мужей Апостольских, – например, св. Климента Римского , св. Игнатия Богоносца 3 и других. Равным образом, осуждение и низложение пастырей также усваивается всем христианам, о чем говорят, например, св. Климент Римский и св. Поликарп Смирнский 4 . Вообще всё, что бы ни случилось в Церкви, ведал епископ со всей Церковью . При таком порядке вещей немыслимо, чтобы на каком-либо соборе древнейшего времени миряне не принимали участия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

В лат. традиции к Е. прилагаются такие названия, как oleum (масло), unctio (помазание), oleum unctionis (масло помазания), unctio olei sacrati (помазание освященным маслом), unctio infirmorum (помазание больных). Начиная с XIII в. широко распространены такие названия, как extrema unctio (последнее помазание), sacramentum exeuntium, sacramentum moribundorum, unctio egredientium (таинство/помазание умирающих). Православные богословы отвергают эти поздние наименования, поскольку они отражают представление о Е. как об исключительно предсмертном таинстве, что противоречит его первоначальному смыслу. Установление таинства Основанием для совершения Е. служат слова из Евангелия от Марка о том, что ученики Христа «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк 6. 13), и слова из Послания ап. Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5. 14-15). Правосл. богословы, рассуждая о Е., опираются гл. обр. на Послание ап. Иакова как на ясное и определенное свидетельство об этом таинстве, содержащее указания на его вещество, на его видимую и невидимую стороны и на установление его Самим Господом («во имя Господне»). Евангелие от Марка В синоптических Евангелиях рассказывается, что Христос отправлял Своих учеников на проповедь (Мф 10. 1, 8; Мк 6. 7-11; Лк 10. 3-9), причем во время исполнения Его наказа апостолы исцеляли больных, помазывая их елеем (Мк 6. 13). Возможно, исцеление было непосредственно связано с изгнанием бесов (Мк 6. 13; 9. 17-29; ср.: Лк 10. 17). Впрочем, богословы сомневаются в том, что упоминаемые в Евангелии от Марка помазания могли быть таинством Е., поскольку они совершались до Страстей Христовых, когда апостолы еще не имели дара Св. Духа. Речь может идти либо о временном даре (ср.: 1 Кор 12. 9), либо о прообразе таинства (ср.: Ин 3. 22; 4. 1-2). Т. о., основным свидетельством установления таинства Е. является Послание ап. Иакова. Именно по этой причине протестант. богословы не считают Е. таинством, ссылаясь на то, что оно основано только на церковной традиции, а не на прямом указании Господа (что в классическом католич. богословии, с к-рым полемизировал протестантизм, должно было быть одним из обязательных признаков любого таинства). Послание ап. Иакова

http://pravenc.ru/text/189773.html

Существенное содержание послания Апостола Иакова состоит в увещании к благоразумному и терпеливому перенесению искушений, как имеющих благотворное значение в ходе благочестивой жизни. Выясняя взгляд на искушения, применительно к тем обстоятельствам, по поводу которых он писал, Апостол Иаков говорит: «с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие»... ( Иак.1:2–4 ). Бывайте творцы слова, а не точию слышателие ( Иак.1:22 ). Иже бо весь закон соблюдет, согрешит же во единем, бысть всем повинен ( Иак.2:10 ). Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать: еда может вера спасти его (14)? Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть (26). Указывая далее разные обстоятельства, производящие искушение, а именно: злословие, ложную мудрость (3 гл.), сластолюбие, клевету (4 гл.) и притеснение бедных богатыми, святой Иаков возвещает, в чем должна состоять истинная мудрость ( Иак.3:17 ), советует повиноваться Богу и противиться диаволу ( Иак.4:7 ), избегая клеветы и осуждения ( Иак.4:11–13 ); богатым же угрожает грядущими скорбями ( Иак.5:1 ). В заключение увещаний святой Иаков говорит: Долготерпите убо, братие моя, яко пришествие Господне приближися ( Иак.5:8 ). Терпение Иовле слышасте и кончину Господню видесте (11). В конце послания святой Апостол Иаков дает повеление в случаях болезни верующих призывать пресвитеров церковных для молитвы над больным и помазания его священным елеем ( Иак.5:14–15 ) и увещевает молиться друг за друга, ибо много может молитва праведнаго поспешествуема (16). Дух и характер послания Апостола Иакова, как и язык, во многом напоминают воодушевленное, пламенное слово замечательнейших ветхозаветных пророков, которым Иаков является подобным и в способе обращения, равно как в картинности и живости изображения, и меткости сравнений глубокознаменательных и образных. Но, напоминая речь пророков, Апостол Иаков ведет ее в чисто христианском духе, причем нередко почти с буквальною точностью воспроизводит некоторые Евангельские изречения и мысли, особенно же из бесед Спасителя, находящиеся в Евангелии святого Апостола Матфея. Церковное употребление послания

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ин. 21:18 ). Позднейший писатель не осмелился бы этого говорить о себе. В 3:2 он отличает себя от апостолов, которые принесли читателям первые проповедь о Христе; но здесь нет противоречия его утверждению, что он им проповедал силу и пришествие Господа, как самовидец. Его величия (1:16); он мог быть у них после насаждения у них христианства ап. Павлом, даже если бы он и не был у них совсем, то всё-таки он мог бы сказать им это, потому что он писал им о силе и пришествии Господа в первом своём послании (1:7; 3:22; 5:4). Как доказательство подлинности послания, наконец, замечательно свидетельство в нём об ап. Павле (3:15). – Далее о втором послании ап. Петра свидетельствует послание ап. Иуды употреблением одинаковых и редких выражений и очевидным упоминанием ап. Иудой в своём послании, опровергавшем лжеучителей, существовавших в его время, предостережений христианам, сделанных ещё ап. Петром (ср. 2Пет. 2:1–2 и Иуд. 4:17 ; 2Пет. 2 гл. и Иуд. 1:4–18 ). В святоотеческой литературе мужей апостольских и отцов 2 в. до Оригена находятся только указания на него и отголоски, но нигде из него не приводится дословно ни одного целого стиха, ни одного предложения, характерного в послании, ни подобной связи мыслей 308 . В послании к Диогнету, у Игнатия Богоносца , даже у Тертуллиана и Киприана нет никаких ясных указаний на него. Его нет в Сирском переводе Пешито и фрагменте Мураториевом. Только Ориген († 254 г.) первый ясно говорит, что ап. Пётр оставил первое послание, всеми признаваемое (μολογουμνην) и второе, оспариваемое (μφιβλλεται γρ... см. у Евсевия Ц. И. VI, 25), причём сам считает его Петровым, ставит наравне с первым (говоря: ап. Пётр гремит двумя трубами своих посланий – гомилия VII), признаёт каноническим и приводит из него многие цитаты, как слова Писания. Так же выражается о нём церковный историк Евсевий. Он хотя ставит его среди спорных (ντιλεγμενα), но замечает, что оно многим казалось полезным, что им многие усердно пользовались наравне с другими каноническими писаниями, и поэтому ставит его рядом с посланиями ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Точно так же Поликарп в послании к Филиппийцам внушает пресвитерам удаляться от сребролюбия (6 гл.), беречься любостяжания (11) и прямо говорит, что проступок пресвитера Валента заключался в любостяжании. То и другое предполагает, что пресвитеры управляли финансами общины. Послание Иакова ( Иак.5:14–15 ) усвояет пресвитерам литургические функции. В послании Климента Римского пресвитеры являются совершителями евхаристии (44). Наконец, тем и другим одновременно приписываются учительские обязанности ( 1Тим.3:2 ; 1Тим.5:17 ). 8) В сирском переводе Нового Завета (Пешито) слово πσоπоς обычно переводится выражением kaschische, значащим пресвитер ( 1Тим.3:2 ; Тит.1:7 ; Флп.1:1 ). Здесь таким образом мы имеем древнейшее свидетельство (II в.) о тождестве терминов епископ и пресвитер. 9) Таков был вообще взгляд древней церкви, как это можно видеть из ясного свидетельства бл. Иеронима (Comment. in Tit. 1, 5 ). Все эти факты, говорят, не оставляют никакого сомнения в том, что в апостольское время термины епископ и пресвитер безразлично употреблялись для обозначения одних и тех же лиц, одной и той же церковной должности. Все епископы были пресвитерами, и все пресвитеры – епископами. Разница между обоими терминами исключительно филологическая и формальная, а не в содержании понятий. В то время как термин πσоπоς обозначает самую должность или функцию предстоятеля, слово πεσβτεος было его почетным титулом. При этом первое обозначение употреблялось сначала по преимуществу у христиан из язычников, второе у христиан из иудеев, будучи прямым заимствованием из иудейской терминологии. Таковы аргументы, приводимые в пользу отождествления терминов епископ и пресвитер. Как мы уже отчасти видели, ни один из этих аргументов не имеет безусловной силы. Самое большее, в чем они могут действительно убеждать, это то, что функции пресвитеров и епископов сродны, что оба понятия в значительной части своего содержания совпадают, что некоторые лица могли быть и действительно были и епископами, и пресвитерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Учение Послания Иакова III. Смысл искушений по Посланию Иакова 1. Что понимает апостол Иаков под искушениями в Гл. 1? 2. Для чего нужны искушения и откуда происходят? (см. Приложение) 3. Какое неправильное понимание искушений обличает апостол Иаков (гл. 1)? IV. Вера и дела в Послании Иакова; сопоставить с Евр., Рим., Гал. 1. Обсуждение терминологии апостолов Павла и Иакова: вера, дела, закон, виновность, оправдание 2. Чем объясняется созвучие темы веры и дел у ап. Павла (напр., Рим. 3:28 ) и ап. Иакова ( Иак. 2:20 )? 3. Непротиворечивость учения апостолов Павла и Иакова о вере и делах V. Бедность и богатство, отношение к миру по Посланию Иакова 1. Положение бедных и богатых в Церкви (см. Домашнее задание) 2. Каким по Иак. должно быть правильное отношение к богатству? 3. В чем опасность богатства? 4. Понятие «мир» в Послании Иакова: хранить себя от мира (1:27); дружба с миром (4:4) VI. Проблема учителей в Послании Иакова; два вида мудрости (гл. 3) 1. К кому обращает ап. Иаков слово об опасности учить других? (см. Приложение) 2. В каких пороках обличает ап. Иаков самозваных учителей? 3. Критерии различения истинной мудрости ст ложной 4. Ветхозаветное учение о мудрости (Прем, Иов) VII. Послание Иакова о Таинстве Елеосвящення 1. Иак. 5:13 – 15 как указание на Таинство Елеосвящения 2. Свидетельство ( Иак. 5:13 – 15 ) о ранее существовавшей практике: Блж. Феофилакт. «Это апостолы совершали уже и в то время, когда Господь жил еще между людьми: они помазывали больных елеем ( Мк. 6:3 )» (С. 191) 3. Внешняя форма и плоды Таинства Елеосвящения (см. текст Иак.) Стихи для узнавания Иак. 2:14 – 20 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «Ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. 4.4–10 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас. 5.14–16 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Вопросы к зачету Какие послания называются Соборными и почему? Место Соборных посланий в каноне Нового Завета. Адресаты, авторство Иак, повод написания, обзор основных тем Послания. Смысл скорбей (искушений) по Посланию Иакова. Вера и дела по Посланию Иакова. Сопоставить с Посланиями Рим, Гал, Евр. Бедность и богатство, отношение к миру по Посланию Иакова Проблема учителей в Послании Иакова. Два вида мудрости (гл. 3). Послание Иакова о Таинстве Елеосвящения. Темы для доклада Вопрос о взаимном влиянии учения Иак и Посланий Рим, Гал, Евр. Соборное послание Иакова о Таинстве Елеосвящения. Приложение 1. Блж. Феофилакт Болгарский. Толкования на Апостол Толкование на Иак 1. 2–3 «Всяку радость имейте, братие моя егда во искушения впадаете различна». Искушения и печаль ради Бога апостол признает и похвальными и достойными радости, потому что они – нерасторжимые узы и умножение любви и сокрушения, почему и сказано: чадо, когда приступаешь ты служить Господу, то приготовь душу твою к искушению ( Сир 2. 1 ), и Христос сказал: в мире будете иметь скорбь, но мужайтесь ( Ин 16. 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Тот же учитель церкви в последних не речи слышит, а громы. Читайте, говорит он, послания Павла, особенно к Римлянам, Галатам и Ефесеям, где он весь представляется в подвиге, и вы увидите в свидетельствах, заимствуемых им из Ветхого Завета, сколько он искусен, сколько благоразумен, сколько скрытен в своих действиях. Просты, кажется, слова его, как будто несведующий и бесхитростный говорит он; как будто не умеет ни поставить, ни избежать сетей: но откуда ни посмотришь – все молнии. Он медлен, но берет все, чего ни коснется; обращается назад, но чтобы победить; притворяется бежать, но чтобы убить. Из числа сих (21) посланий некоторые не всегда или не всеми были приписываемы тем, которых имя на себе носят, а потому иногда были исключаемы и из Св. Канона. Таковы суть: Послание Иакова, второе Петра, второе и третье Иоанна, послание Иуды и послание Павла к Евреям. Раскроем здесь истину. О послании Иакова Евсевий (истор. кн. 2 гл. 23) пишет так: «первое из, так называемых, посланий соборных приписывают св. Иакову, хотя некоторые считают оное неподлинным и подложным, и только немногие из древних писателей упоминают о нем». Иероним (в каталоге церков. писателей) говорит: «уверяют, что это послание писано не Иаковом, а кем-нибудь другим под именем Иакова, хотя с течением времени и получило важность, равную с прочими». Вот что противопоставляет древность мнению о подлинности сего послания: но очевидно, что сии свидетельства не содержат в себе ничего решительного в пользу противного мнения. Евсевий соглашается, что некоторые из древних упоминают о сем послании как о подлинном: молчание других конечно не доказывает, но и не опровергает сего. Против Иеронима можно поставить много постановлений соборных и свидетельств стольких же древних Отцев церкви, из которых видно, что сие послание было принимаемо в каноне св. книг не иначе, как под именем Иакова. Повод к сомнению в подлинности апостольского происхождения сего послания может быть подало видимое противоречие учения о вере, содержащегося в оном, с учением о том же Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Ио. – Ин. – Евангелие от Иоанна. Дн. – Деян. – Книга Деяний Апостольских. Ик. – Иак. – Послание Иакова. 1 Пт. – 1Пет – 1-е Послание Петра. 2 Пт. – 2Пет. – 2-е Послание Петра. 1 Ио. – 1Ин. – 1-е Послание Иоанна. 2 Ио. – 2Ин. – 2-е Послание Иоанна. 3 Ио. – 3Ин. – 3-е Послание Иоанна. Ид. – Иуд. – Послание Иуды. Рм. – Рим. – Послание Ап. Павла к Римлянам. 1 Кр. – 1Кор. – 1-е Послание Коринфянам. 2 Кр. – 2Кор. – 2-е Послание Коринфянам. Гл. – Гал. – Послание Галатам. Еф. – Еф. – Послание Ефесянам. Фл. – Флп. – Послание Филиппийцам. Кл. – Кол. – Послание Колоссянам. 1 Сл. – 1Сол. – 1-е Послание Солунянам. 2 Сл. – 2Сол. – 2-е Послание Солунянам. 1 Тм. – 1Тим. – 1-е Послание Тимофею. 2 Тм. – 2Тим. – 2-е Послание Тимофею. Тт. – Тит. – Послание Титу. Фм. – Флм. – Послание Филимону. Ев. – Евр. – Послание Евреям. Ап. – Откр. – Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). 3. Указания на писания св. Отцов, учителей и писателей церковных Афан. В. – Афанасий Великий , Архиепископ Александрийский (373). Цитируются творения его по изданию их в русском переводе при Московской Духовной Академии; 4 части, 1854–1863. Вас. В. – Василий Великий , Архиепископ Кесарии Каппадокийской (379). Творения его цитируются по изданию их в русском переводе при Московской Духовной Академии; 7 частей, 1843–1848 гг. Григ. Б. – Григорий Богослов , Архиепископ Константинопольский (391). Творения его цитируются по изданию их в русском переводе при Московской Духовной Академии; 6 частей, 1843–1848 гг. Злат. – Иоанн Златоуст , Архиепископ Константинопольский (407). Цитируются его знаменитые беседы на Евангелие от Матфея по русскому переводу, 3 части, Москва, 1839 г., и на Евангелие от Иоанна, в русском переводе при С.-Петербургской Дух. Академии; 2 части, 1854–1855 гг. Феофил. – Феофилакт, архиепископ Болгарский (около 1107 года). Цитируется его толкование на четырех Евангелистов, или так называемый «Благовестник», по изданию в русском переводе, Казань: часть 1-я 1855 г.; часть 2-я 1857 г.; часть Евф. Зиг. – Евфимий Зигабен , Константинопольский монах XII в. Цитируется его толкование на Четвероевангелие, составленное на основании древнеотеческих толкований, впрочем, самостоятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

При страшных обстоятельствах последнего дня земной жизни Господа, любовь к Нему ап. Иоанна победила его слабость и страх. Он был в доме первосвященника и здесь видел унижение и мучения Христа и осуждение Его на смерть; а когда распяли Господа, он стоял при кресте Его, причём Господь поручил его попечению Свою Матерь и назвал его вместо Себя сыном её. Вероятно, он находился при кресте и в последние минуты жизни Господа и видел последние страшные происшествия. В книге Деяний Апостольских о нём рассказывается сравнительно мало. Первый раз он упоминается в обществе верующих, собравшихся в иерусалимской горнице для молитвы ( Деян. 1:13 ). Потом рассказывается, как они с ап. Петром, по исцелению хромого и после проповеди о Христе, были взяты под стражу, а наутро отвечали пред синедрионом, что они должны повиноваться больше Богу, чем людям; далее рассказывается, как в другой раз он вместе с прочими апостолами был заключён в тюрьму, терпел за Господа позор и бичевание. После этого вместе с ап. Петром он путешествовал в Самарию для низведения Св. Духа на обратившихся там ко Христу ( Деян. 3 гл., 4 гл., 5 гл., 8 гл.). Принимая участие вместе с ап. Петром и прочими апостолами в деле проповеди о Христе и созидании Церкви Его, он вместе с сим жил и попечением о Матери Господа и благочестивыми размышлениями. Святые апостолы Иаков, брат Господа, ап. Пётр и ап. Иоанн, живя в Иерусалиме, были представителями иудео-христианства, но, как рассказывает ап. Павел, во время пребывания его в Иерусалиме и он вместе с другими столпами Церкви также подал ему руку общения и признал его миссию к язычникам. ( Гал. 2:9 ). Предание о деятельности ап. Иоанна очень обширно, но в нём трудно выбрать достоверное. Несомненно, что после смерти его брата Иакова в 44 г., и затем смерти Богоматери, с началом иудейской войны (66-го года) он из Иерусалима удалился в Малую Азию, избрал главным пунктом своей жизни и проповеднической деятельности один из важнейших городов иудейского рассеяния Ефес; затем в царствование Нерона или Домициана, за свидетельство об Иисусе был сослан (или сам удалился) на остров Патмос, где написал свой Апокалипсис; затем опять возвратился в г. Ефес и здесь уже в глубокой старости в конце 1-го века написал Евангелие и послания. 2. Содержание послания Во введении к посланию (1:1–4) апостол указывает содержание его и цель. Исходя из понятия о христианском состоянии, как общении христиан во Христе с Богом Отцом, ап. Иоанн излагает в своём послании учение об этом Богообщении с той целью, чтобы споспешествовать христианам – это Богообщение обнаруживать в святой жизни и делать его более и более совершенным, в противоположность заблуждению, при котором с презрением к святости жизни христианство ограничивалось только чистым знанием, и чтобы его радость о пребывании христиан в общении с Богом Отцом и Господом Иисусом Христом была совершенной (4 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010