Несмотря на попытки советской власти упразднить Свято-Троицкий собор, предпринятые в самый тяжелый для церкви период – 30-е годы прошлого столетия, храм удалось спасти, в том числе благодаря стараниям греческой общины. За спасение этого храма отдали жизни два его служителя. Епископ Симферопольский и Крымский Порфирий (Гулевич) и протоиерей Николай Мезенцев были расстреляны в 1937 и 1938 годах. В 1997 году Церковь причислила погибших священников к лику местночтимых святых. В монастыре с 1996 года покоятся мощи святителя Луки. Здесь также хранится одна из крымских святынь – обновившаяся чудесным образом икона Божией Матери «Скорбящая». Сегодня на территории Свято-Троицкого женского монастыря, помимо собора, находятся небольшой светлый Крестильный храм Илии Пророка и часовня. В ограде обители в одноэтажном здании располагается музей святителя Луки (Войно-Ясенецкого). С правой стороны от главного въезда на территории монастыря – одноэтажная постройка с колоннами – хорошо сохранившийся архитектурный фрагмент XVIII века; это бывшие Греческие торговые ряды, ныне – служебное помещение Свято-Троицкого кафедрального Собора. Здесь в конце 18 – начале 19 века расселилась греческая община, были построены греческие торговые ряды: открытая галерея с девятью колоннами, выточенными из блока известняка, под черепичной крышей, с глубокими створчатыми подвалами-хранилищами внизу. Слева от входа в Свято-Троицкий собор в трехэтажном здании под покатой зеленой крышей размещаются келии, трапезная и мастерские. Свято-Троицкий женский монастырь стал обителью в начале 2003 года. Светлый и радостный даже поздней осенью и зимой Симферополь – это прежде всего Свято-Троицкий кафедральный собор. А в Свято-Троицком соборе – рака с мощами святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Из раки поднимается сильнейший непередаваемый аромат. Молитвы святителю Луке, исповеднику, архиепископу Крымскому Тропарь святителю Луке, исповеднику, архиепископу Крымскому, глас 1-й Возвестителю пути спасительного, исповедниче и архипастырю Крымския земли, истинный хранителю отеческих преданий, столпе непоколебимый, Православия наставниче, врачу богомудрый святителю Луко. Христа Спаса непрестанно моли веру непоколебиму православным даровати и спасение, и велию милость. Кондак святителю Луке, исповеднику, архиепископу Крымскому, глас 1-й

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Иконостас был выполнен мещанином Черниговской губернии Пантелеймоном Бочаровым. Кроме иконостаса храм украсили «двадцатью праздничными иконами по 20 руб. каждая». В 1841 году по чертежам губернского архитектора С. Дево вокруг церкви была возведена прямоугольная металлическая ограда на каменных столбах. Церковь во имя вмч. Феодора Стратилата была освящена в 1842 г. 30 ноября/13 декабря н.ст. в день памяти ап. Андрея Первозванного.Первым священником был протоиерей Михаил Родионов, который в 1851 году был назначен благочинным Крымских церквей. В этом храме некоторое время служил священномученик Тимофей Изотов (1875-1938). Он родился и вырос в Симферополе, учился в церковно-приходской школе и любил прислуживать в храме. В 1909 году его приняли в штат кафедрального Алексондро-Невского собора псаломщиком. В 1912 году Тимофей Изотов был рукоположен архиепископом Димитрием (Абашидзе) в сан диакона. В 1916 году его перевели в Ялту в храм вмч. Феодора Тирона, а в 1921 году он стал священником церкви Всех Святых в Симферополе и служил в ней 6 лет. В 1922 году во всех храмах Крыма изымали ценные предметы. Пришлось и отцу Тимофею, скорбя в душе, отдать комиссии все, что потребовали. В 1928 году архиепископ Дионисий (Прозоровский) рукоположил диакона Тимофея в сан иерея и направил в село Новопавловку. Через 8 лет, в сентябре 1936 года архиепископ Порфирий (Гулевич) перевел его священником в алуштинский храм вмч. Феодора Стратилата, где он служил до своего ареста. Прихожане полюбили своего пастыря за твердую веру, мужество и кротость нрава. Время было тревожное: церкви закрывали, священников арестовывали, верующих преследовали. Община алуштинского храма после церковных служб собирались дома у старосты Матроны Яковлевны Левут. В тайне от посторонних обсуждали церковную жизнь, читали Священное Писание, отец Тимофей совершал молебны и панихиды, крестил детей. Произнося перед членами общины проповеди, с горечью отмечал, что «с приходом советской власти вера в Бога среди населения с каждым днем все падает. Люди даже забывают Церковь и Бога, власть отделила церковь от государства и все время преследует духовенство, религия вообще везде и всюду преследуется. Настало самое тяжелое время. Надо смиренно и терпеливо вести религиозную работу среди населения, нам надо сплотиться».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_во_имя_вс...

Непосредственно рядом со святителями Тихоном и Петром стоят святители митрополиты Кирилл (Смирнов) Казанский и Агафангел (Преображенский) Ярославский. Эти два иерарха были названы в “Завещании” Патриарха Тихона кандидатами в Местоблюстители Патриаршего Престола. По своему положению в Церкви, мудрому и подвижническому противостоянию воинствующему безбожию они занимают выдающееся место в сонме святых этого времени. За ними следуют ряды иерархов, также мужественно и самоотверженно защищавших паству – фактически, основную часть русского народа. Среди них – замечательные подвижники, великие молитвенники, глубокие богословы. Второй ряд слева от центра возглавляет священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, за ним предстоит священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский; напротив изображены священномученики Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский и Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский; далее следуют такие замечательные подвижники, как святители Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский; Петр (Зверев), архиепископ Воронежский; Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский; Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский; Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский; Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской; Гермоген (Долганев), епископ Тобольский; Андроник (Никольский), архиепископ Пермский и Соликамский; Порфирий (Гулевич), епископ Крымский и множество других, представляющих основную часть епископата Русской Церкви 20-30 годов. Однако святых епископов больше, чем их можно изобразить. В соответствии с древней традицией множественность неведомых подвижников обозначена нимбами, возвышающимися над верхним рядом изображенных иерархов. Ниже епископов, такими же рядами справа и слева от расположенных в центре царственных мучеников, предстоят святые мученики от священства, монашества, мирян. Их число поистине необозримо, по необходимости написаны лишь наиболее известные. В первом ряду рядом с Царской Семьей стоят святая великая княгиня Елисавета с инокиней Варварой, далее – священноисповедник архимандрит Сергий (Сребрянский), духовник Марфо-Мариинской обители, священномученики протоиерей Констатин Голубев, протоиерей Сергий Мечев и другие. С противоположной стороны видим священномучеников архимандрита Сергия (Шеина), протоиерея Философа Орнатского, протоиерея Иоанна Кочурова, протопресвитера Александра Хотовицкого и других с ними.

http://pravmir.ru/opisanie-ikony-sobora-...

В 1937 г. митрополиты Кирилл и Иосиф, а также епископ Евгений (Кобранов) вместе с группой священнослужителей и мирян были арестованы и заключены в чимкентскую тюрьму. Узникам сразу же обеспечили невыносимые условия. Им не давали спать, пища была несъедобной, вода гнилой. Таким способом заключенных пытались сломать перед допросами. Архипастырей обвинили в создании нелегальной контрреволюционной религиозной организации. Их дальнейшая участь уже была предрешена в НКВД. 19 ноября 1937 г. «тройка» НКВД по Южно-Казахстанской области приговорила митрополитов Кирилла, Иосифа и епископа Евгения к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в Лисьем овраге под Чимкентом. Погибали и другие святители – 2 декабря 1937 г. в Казани был расстрелян епископ Иоасаф (Удалов), в тот же день в казахстанской ссылке были убиты епископы Порфирий (Гулевич) и Макарий (Кармазин). В Казани был арестован и расстрелян архиепископ Венедикт (Плотников), в Нижнем Новгороде был арестован митрополит Феофан (Туляков). После жестоких издевательств был казнен и он. Еще одной утратой для Церкви была гибель митрополита Нижегородского Евгения (Зернова), расстрелянного 20 сентября 1937 г. Не спасали от смерти и старые связи со спецслужбами – так, 2 декабря 1937 г. был расстрелян митрополит Серафим (Александров) . Оставшиеся на свободе иерархи и священники Московской Патриархии подвергались беспрецедентному давлению с целью принуждения их к сотрудничеству. Архиереи, шедшие на компромисс, иногда не скрывали перед собратьями факта своего падения и даже пытались обратить проступок на пользу Церкви, препятствуя закрытию оставшихся храмов. Судьба этих священнослужителей была печальна – в НКВД двойной игры не прощали и обвиняли их в «двурушничестве». В 1937 г. жертвами такого обвинения стали расстрелянные архиепископ Питирим (Крылов), епископ Иоанн (Широков) и др. Все было готово и к устранению митрополита Сергия (Страгородского) . Было арестовано его окружение, на местоблюстителя уже было заведено дело как на «японского шпиона».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мужественному святителю-исповеднику были устроены достойные его мужества и исповеднического подвига похороны, и он вместе с апостолом Павлом, в завещание всем проходящим земное служение святителям, мог бы сказать: «Будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника... Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия...» (2 Тим. 4, 5, 7 - 8). 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука был причислен к лику местночтимых святых Крымской епархии. 18 марта 1996 года были обретены его святые мощи и 20 марта перенесены в кафедральный Свято-Троицкий собор города Симферополя. В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви внес имя святителя Луки, прославившего нашу Церковь исповедническим подвигом, в список святых новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. Архимандрит Дамаскин (Орловский) Библиография  Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май». Тверь. 2007. С. 272-386 Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Я полюбил страдание...» Автобиография. М., 1996. Протодиакон Василий Марущак. Святитель-хирург: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). М., 1997. «Секретно»: архиепископ Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) под надзором партийно-советских органов./Составители протоиерей Николай Доненко, Филимонов С.Б. Симферополь, 2004. Поповский М.А. Жизнь и житие святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа и хирурга. СПб, 2005.   Шевченко Ю.Л. Приветствует вас Святитель Лука, врач возлюбленный. СПб, 2007. Примечания [a] Священномученик Амфилохий (в миру Александр Яковлевич Скворцов); память 18 сентября/1  октября. [d] Священномученик Иоасаф (в миру Владимир Давидович Жевахов), епископ Могилевский; память 22 ноября/5 декабря. [f] Священномученик Порфирий (в миру Поликарп Васильевич Гулевич), епископ Симферопольский; память 19 ноября/2 декабря. [g] Священномученик Кирилл (в миру Константин Иларионович Смирнов), митрополит Казанский; память 7/20 ноября.

http://fond.ru/kalendar/453/luka/

Ближайшим помощником епископа Порфирия (Гулевича) был протоиерей Николай Мезенцев (1863—1938). Протоиерей Николай Мезенцев родился в селе Красная Слободка Трубчевского уезда Орловской губернии в малоимущей семье псаломщика. Он рано лишился родителей, духовное образование получил за казенный счет. В 1891 году приехал в Симферополь и был принят преподавателем в Таврическую духовную семинарию. В 1903 году отец Николай стал настоятелем храма Рождества Богородицы при больнице Таранова-Белозерова и оставался им до своего ареста в 1923 году. Установление Советской власти повлекло немало трагических событий как в личной, так и в церковной жизни отца Николая. Его старший сын Сергей Николаевич — офицер Добровольческой армии — прятался некоторое время в Симферополе, затем уехал в Севастополь, где был арестован и расстрелян. В 1922 году началась кампания по изъятию церковных ценностей для борьбы с голодом в Крыму. Отец Николай старался сохранить серебряные утварь и сосуды, необходимые для совершения богослужений, икону Тихвинской Божией Матери, пожертвованную при учреждении больницы, и иконы, оставленные прихожанами в храме на хранение. Собрание прихожан решило выдать в помощь голодающим лом серебра и восемь риз с икон. Но властям казалось, что священник укрывает огромные церковные богатства, поэтому отец Николай был арестован. Ему предъявили обвинение в расхищении, сокрытии и небрежном хранении церковных ценностей, а также в оказании сопротивления при их изъятии. Протоиерея Николая Мезенцева осудили на три года концлагерей и отправили в нижегородскую тюрьму, откуда его выпустили досрочно спустя десять месяцев. По возвращении в Симферополь отец Николай служил в Петропавловском соборе, затем перешел в Свято-Троицкую греческую церковь, ставшую позже кафедральным собором. Свято-Троицкий храм закрыли в феврале 1933 года, отца Николая вновь арестовали, обвинив в сокрытии ценностей теперь уже Петропавловского собора. Несколько месяцев он провел в тюрьме, заплатил 640 рублей штрафа, после чего его отпустили.

http://sobory.ru/article/?object=09016

В 1881 году закончились строительные работы, и собор предстал во всей своей обновленной красе. Внутренняя отделка храма была великолепна. Стены, окрашенные в охристый цвет, чудесно гармонировали с позолотой иконостаса, риз, с золотистым опенком дубового паркета. Симферопольцы гордились своим кафедральным собором, называли его «Исаакиевским» и, конечно же, считали, что он в самом деле нисколько не хуже настоящего Исаакиевского собора. В Александро-Невском соборе имелись священные и исторические реликвии: подаренные Екатериной II золотые потир, дароносица, лжица, два копия, Евангелие, дарохранительница, сосуд для воды, ковш, кадило, два блюдца, звездица. На престоле хранилась копия чудотворного образа Божией Матери Касперовской, ее подарил храму архиепископ Иннокентий в 1857 году. Долгие годы в соборе находился важный документ — Высочайшая грамота императора Александра II, в которой он благодарил жителей Таврической губернии за услуги, оказанные Отечеству во время Крымской войны 1853—1856 гг. Еще одна реликвия — большое напрестольное Евангелие, украшенное сребровызолоченными досками с изображением Воскресения Христова и четырех евангелистов на верхней доске и Благовещения и четырех херувимов — на нижней. На Евангелии была сделана надпись: «С молитвою веры и благодарности ко Христу Спасителю, за сохранение драгоценной жизни Благочестивого Императора Александра II 4 апреля 1866 г., приношение в Александро-Невский кафедральный собор от духовенства и дворянства Таврического». К Александро-Невскому собору были приписаны греческая церковь во имя Святой Троицы, Петропавловский собор, часовня во имя святого князя Александра Невского на Базарной площади, часовня на военном кладбище, построенная над могилами защитников Севастополя, умерших в Симферополе от ран. В Александро-Невском соборе служили многие замечательные священнослужители: священномученики Никодим (Кротков) и Порфирий (Гулевич). Один из них Николай Федорович Казанский (1874-1942), еще при жизни прихожане почитали его святым за высоту духовной жизни. А до революции его жизнь была спокойной, Господь уготовил ему тернистый путь страданий после установления советской власти. Отец Николай в своих проповедях обличал новую власть в беззакониях, выступал против раскольников и обновленцев, стараясь сохранить истинное православие, мир и порядок в церкви. В тревожные времена он оставался спокойным и благодушным, личным примером учил прихожан стойко, с молитвой на устах переносить все испытания, ниспосланные Богом. За каждым богослужением священник призывал молиться о всех владыках, священнослужителях и мирянах, томящихся в тюрьмах. Отца Николая неоднократно арестовывали: бесстрашный, твердый в своих взглядах священник был неугоден советской власти.

http://sobory.ru/article/?object=50184

Запрудное. Церковь Порфирия (Гулевича). Церковь. Действует.   Престолы: Порфирия (Гулевича) Год постройки:между 2010 и приблизительно 2022. Адрес: Республика Крым, г. Алушта, с. Запрудное, ул. Школьная Координаты: 44.591104, 34.316318 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=56660

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @8376@ Подпись к иллюстрации: Епископ Порфирий (Гулевич) Размер файла: 56.29 Кб Кто разместил: Дмитрий181292 Дата размещения 13.01.2014 19:05:16 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/8376.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @8326@ Подпись к иллюстрации: Священномученик Порфирий Гулевич Размер файла: 35.62 Кб Кто разместил: Дмитрий181292 Дата размещения 08.02.2013 17:37:55 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/8326.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010