Временный Патриарший Синод постановил: «Ввиду того что общение с Константинопольской Патриархией у нас не прервано, Епархиальный Архиерей должен относиться к греческому клиру и мирянам как к Православным». По контрасту с этим приходящих из Грузинской Церкви предписывалось принимать через покаяние 607 . Спустя полгода Синоду митрополита Сергия вновь пришлось рассматривать вопрос о взаимоотношениях с греческим духовенством. Один из протоиереев г. Феодосии представил рапорт, в котором описал свою непростую ситуацию. Лишившись своего храма, община городского православного собора вынуждена была совершать богослужения в местной греческой церкви. Условием этого со стороны греков было поминовение Патриарха Фотия. В результате русский священник стал поминать за богослужением Константинопольского Патриарха, Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра, его заместителя митрополита Сергия и местного православного епископа Порфирия (Гулевича), в то время как греческий священник поминал только Вселенского Патриарха. Такое положение стало порождать среди православных толки о причастности грека к обновленчеству, а «вместе и патр[иарха] Фотия». Примечательно, что Синод не стал опровергать причастность Фотия к обновленчеству, а порекомендовал, «ввиду неопределенности церковной позиции греческого священника, русской общине лучше совершать свое богослужение самостоятельно» 608 . Официальный ответ митрополита Сергия на вопрос Константинопольского Патриарха о «Просиноде» был дан лишь в письме от 12 апреля 1932 г. на имя архимандрита Василия. Прозвучал он с удивительным достоинством и ясностью: «Предложенные нам условия избрания депутатов ставят нашу Церковь в совершенно неудобное положение на Просиноде. (...) Нашу Церковь Его Святейшеству угодно рассматривать как неорганизованную церковную массу, не имеющую канонического возглавления. Наши депутаты должны явиться на Просинод не представителями Поместной Русской Церкви, равноправной с другими Поместными Церквами, а представителями каждый каких-то «церковных кругов» (как принято теперь выражаться), то есть, повторяю, неорганизованной массы, не имеющей своего лица и, следовательно, канонических прав, в том числе и решающего голоса на Соборе Поместных Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Полянский Василий Федорович (1860–1940-е), протоиерей, брат митрополита Петра. До 1918 г. священник Рязанской епархии. В 1918 г. возведен Патриархом Тихоном в сан протоиерея «во внимание к свыше пятидесятилетней отлично-усердной службе Церкви Божией». Около 1925 г. настоятель московской церкви Николы-на-Столпах. Был арестован в 1920-е гг., затем в 1932 г. Находился в заключении до 1940 г. После освобождения поселился в г. Волоколамске. В начале 1940-х гг. скончался в с. Коломенское Московской обл. Полянский Иван Васильевич (1898–1956), сотрудник ОГПУ– НКВД, полковник госбезопасности, преемник Е. А. Тучкова на посту начальника VI отделения СО ОГПУ. В 1944–1954 гг. председатель Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР. Полянский Тихон Васильевич, племянник митрополита Петра. Полянский Федор Евграфович, отец митрополита Петра. Поникоровская Анна Степановна, медсестра Тобольской больницы, жительница пос. Абалак. Пономарев, протоиерей. Попов Иван Васильевич, профессор см. Иоанн (Попов Иван Васильевич), мученик Попов Иван Сергеевич (1904–?), псаломщик. До 1925 г. служил в храме свв. Бориса и Глеба на Поварской. В 1925 г. арестован по «делу митрополита Петра». Приговорен к 3 годам ИТЛ, до 1929 г. в Соловецком лагере. В 1932 г. арестован в г. Орле, осужден. Дальнейшая судьба неизвестна. Попов Николай Григорьевич (1864–1932), протоиерей, обновленческий «протопресвитер». С 1893 г. профессор богословия училища (института) инженеров путей сообщения, с 1898 г. священник институтской Николаевской церкви. Член Св. Собора 1917–1918 г. В 1920–1923 гг. профессор истории Византийской церкви в Московской Духовной Академии. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. Член комитета «Живая Церковь », член обновленческого Московского епархиального управления. Участник и докладчик в 1923 и 1925 гг. обновленческих соборов. С 1925 г. член обновленческого «Священного Синода». С 1927 г. обновленческий «протопресвитер». Порфирий (Гулевич Поликарп Васильевич; 1864–1937), священномученик, епископ. С 1886 г. служил в Подольской епархии, протоиерей. В 1927 г. арестован в г. Винницы, выслан в Харьков без права выезда. В 1928 г. хиротонисан во епископа Криворожского, викария Днепропетровской епархии. С 1930 г. епископ Зиновьевский, викарий Одесской епархии, с 1931 г. епископ Симферопольский и Крымский. В 1936 г. арестован, выслан в Казахстан. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Спасо-Преображенский кафедральный собор (Кривой Рог) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский кафедральный собор - православный собор в Кривом Роге. Содержание История [ править править код ] В 1989 г. прихожане Свято-Вознесенского храма и жители города обратились к председателю горисполкома с просьбой предоставить им место под строительство нового храма, поскольку старый не вмещал всех прихожан. 5 апреля в 1990 г. состоялось освящение места под храм, которое предложили сами прихожане, — на холме где открывается живописный пейзаж. Архитектурный замысел и проект храма разработал киевский архитектор Александр Петросюк. Строительство собора, построенного в стиле украинского барокко началось в 1989 г., по благословению правящего архиерея архиепископа Варлаама и длилось 12 лет. Здание собора двухэтажное, крестокупольное, с 9 куполами в честь 9 ангельских чинов. Высота собора — 43 метра, он вмещает 3000 человек. Первая Божественная литургия состоялась в нижнем храме строящегося собора в 1990 г. 15 июля 2003 г. Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины совершил освящение собора. В верхнем храме три придела. Центральный освящен в честь Преображения Господня, левый — в честь сщмч. Порфирия (Гулевича), правый — в честь Турковицкой иконы Божией Матери. В соборе находится много икон с частицами мощей святых. Среди них есть иконы вмч. Георгия Победоносца, свт. Николая, вмч. Варвары, блаженной Матроны Московской. Икону св. Иоанна Воина, передали из музея. Изображение почернело и было трудно различимо. В 2004 году, на второй день Пасхи икона обновилась, и проявился лик святого Иоанна. Идея строительства Великой колокольни появилась еще в начале возведения Спасо-Преображенского кафедрального собора. Проект будущей колокольни был подготовлен киевскими архитекторами еще до образования Криворожской епархии Украинской Православной Церкви. Её строительство началось в октябре 2004 г. и закончилось в октябре 2005 г. Высота четырехэтажной колокольни — 48 м. На первом этаже колокольни находится общественная библиотека, на втором — помещение для архиерейского хора, на третьем собирается молодежное братство. Сама колокольня занимает четвертый этаж. Там установлены 22 колокола, самый большой из которых весит 1400 кг. Перезвон колокольни Спасо-Преображенского собора образует три музыкальных ряда, у каждого — своя тональность.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Храм священномученика Порфирия в Заозёрном (Евпатория) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм священномученика Порфирия в Заозёрном был организован в 1998 году в переоборудованном здании. Содержание История [ править править код ] Благодаря хлопотам Митрополита Лазаря, в 1998 году в честь новомученника Порфирия был создан небольшой храм в п. Заозерное Евпатории. Храм расположили в доме, где до этого размещался сельсовет, еще позже – амбулатория. В 1998 году 7 марта в поселке образовали общину УПЦ, председателем которой стала Н.И. Полянина. В ноябре 1998 года был подписан договор аренды этого строения под храм. Здесь требовался капитальный ремонт, однако актив общины, невзирая на трудности, приложил все усилия чтобы восстановить здание. В этом подвижническом труде приняли активное участие многие люди; делами храма, с марта 1998 года по 2003 год, занималась Н.И. Полянина. Первое богослужение прошло в храме в 1998 году шестого декабря в девять часов утра. Это знаменательное событие в жизни верующих людей, поскольку ранее службы проводились очень редко и то на улице. Храм продолжал развиваться с Божьей помощью и благодаря молитвам прихожан. В 2002 году второго декабря был заложен фундамент алтарной части храма. Это событие стало большой радостью. Весной 2003 года в храме появился священник на постоянной основе. Возвели крышу, отремонтировали отопление, заменили полы, возвели купол и установили крест. В храме появлялось все больше и больше прихожан, много икон было принесено ими в дар. В 2003 году в храме был образован хор, состоящий из трех человек. Современное состояние [ править править код ] При храме действует воскресная школа. Престольные праздники [ править править код ] Порфирий (Гулевич), епископ Симферопольский, священномученик — 2 декабря Как добраться [ править править код ] Адрес: Россия, Республика Крым, городской округ Евпатория, пгт Заозёрное Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Церковь священномученика Порфирия Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_священном...

священника Аверкия Северовостокова (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) священника Алексия Канцерова (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) священника Тимофея Петропавловского (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) игумении Маргариты (Гунаронуло, †1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученица) в Украинской Православной Церкви: митрополита Одесского Анатолия (Грисюка , 1880–1938, память 10/23 января, священномученик) архиепископа Курского и Обоянского Онуфрия (Гагалюка , 1885–1938, память 19 мая/1 июня, священномученик) архиепископа Харьковского Александра (Петровского, 1851–1940, память 19 мая/1 июня, священномученик) архиепископа Елецкого Сергия (Зверева, 1872–1937, память 31 октября/13 ноября, священномученик) архиепископа Херсонского Прокопия (Титова, 1877–1937, память 10/23 ноября, священномученик) епископа Прилукского Василия (Зеленцова, 1870–1930, память 22 марта/4 апреля, священномученик) епископа Симферопольского и Крымского Порфирия (Гулевича, 1864–1937, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) протоиерея Димитрия Киранова (1879–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) протоиерея Николая Мезенцева (1863–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) иеромонаха Варфоломея (Ратных, 1894–1938, память 19 ноября/2 декабря, преподобномученик) священника Тимофея Изотова (1875–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) священника Иоанна Блюмовича (1888–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) священника Владимира Пищулина (1889–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) иеродиакона Антония (Корж, 1888–1938, память 19 ноября/2 декабря, преподобномученик) протоиерея Николая Казанского (1874–1942, память 7/20 октября, священномученик) священника Елеазара Спиридонова (1873–1937, память 23 ноября/6 декабря, священномученик) 103-х новомучеников Черкасских (память 13/26 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вскоре в пределах викариатства прекратилась деятельность обновленцев, а к марту 1930 г. количество действующих храмов возросло до 161. В марте 1933 г. О. был вновь арестован и пробыл в заключении в старооскольской тюрьме 2 недели, после чего был этапирован в воронежскую тюрьму, где провел более 3 месяцев. В июне 1933 г. освобожден и отправлен в Курск. 27 июня уволен на покой, но уже 11 авг. назначен епископом Белгородским, временно управляющим Курской епархией. С 22 нояб. того же года - епископ Курский. 30 янв. 1934 г. возведен в сан архиепископа Курского и Обоянского. Ему был предоставлен для богослужения только один храм, запрещены посещения городских и сельских храмов епархии. Весной 1935 г. в Курске приняла монашеский постриг мать О. 23 июля 1935 г. он был вновь арестован с группой духовенства, в т. ч. с прот. сщмч. Ипполитом Красновским и со свящ. сщмч. Виктором Каракулиным по обвинению в контрреволюционной деятельности, заключен в тюрьму. Виновным себя не признал. 9 дек. специальная коллегия Курского обл. суда приговорила О. к 10 годам ИТЛ. Из Курска был переведен в орловскую тюрьму, а оттуда в марте 1936 г. отправлен по этапу на Дальн. Восток. Отбывал срок в Среднебельском совхозе Дальневосточного ИТЛ на ст. Среднебелая Амурской обл. Дальневосточного края (ныне Амурской обл.). В февр. 1938 г. против О., Белгородского еп. сщмч. Антония (Панкеева) и др. находившихся в лагере священно- и церковнослужителей было начато следственное дело. О. категорически отверг предъявленные ему обвинения в создании контрреволюционной организации из числа заключенных священнослужителей и в проведении антисоветской агитации. В марте того же года отправлен в тюрьму в г. Благовещенск. 17 марта 1938 г. постановлением Особой тройки УНКВД по Дальневосточному краю приговорен к высшей мере наказания, расстрелян в благовещенской тюрьме. Прославлен Архиерейским юбилейным собором РПЦ 2000 г. В 2013 г. в Кривом Роге установлен памятник О. и Симферопольскому и Крымскому еп. сщмч. Порфирию (Гулевичу).

http://pravenc.ru/text/2578455.html

Греческая община под руководством Анастаса Ксенитопуло встала на защиту Свято-Троицкого храма, который уже начали перестраивать под интернат для детей. Прихожане отправили ходатайство в греческую миссию в Москве. Раньше, по совету и с благословения отца Николая, они обратились к греческому консулу, с помощью которого общине удалось отстоять колокольный звон. Властям пришлось вернуть храм в 1934 году верующим, ведь большинство членов общины были греческими подданными, поэтому властям приходилось обращаться с ними корректно. Настоятелем храма был отец Митрофан Василькиоти, 85-летний старец, он совершал литургии, но выйти за пределы церковного двора ему уже не доставало сил. Отцу Николаю запретили совершать службы, но он помогал престарелому настоятелю исполнять требы и службы, читать и петь на клиросе. 15 декабря 1937 года протоиерея Николая Мезенцева арестовали в последний раз, обвинив в том, что он помогал сыну, белому офицеру, скрываться от Советской власти; в том, что священник принимал активное участие в возвращении Свято-Троицкого хромо и, «будучи в курсе деятельности контрреволюционной греческой националистической организации, скрывал это от Советской власти». Отец Николой и в этот роз не признал себя виновным, несмотря но преклонный возраст и болезни, держался мужественно, сохранял душевный покой и остался верным Христу и Его Святой Церкви. 14 февраля 1938 года священник Николай Дмитриевич Мезенцев был приговорен к расстрелу. Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви в 1997 году священномученик Порфирий (Гулевич) и протоиерей Николай Мезенцев причислены к лику местночтимых крымских святых. В Свято-Троицком монастыре покоятся мощи святителя Луки. Архиепископ Лука (1877—1961) — личность замечательная, даже уникальная: выдающийся врач, хирург, священник. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 года в городе Керчи в семье аптекаря. В детстве увлекся рисованием, но художником не стал, решив выбрать другую профессию. В 1898 году Валентин поступил в Киевский университет на медицинский факультет, из всех учебных предметов он предпочитал анатомию. После окончания университета собирался стать участковым земским врачом, чтобы помогать бедным людям. Но судьба распорядилась иначе. Россия вступила в войну с Японией, и В. Войно-Ясенецкий в 1904 году отправился на Дальний Восток. Там началось практическая деятельность молодого хирурга и началась очень успешно: операции, проводимые Валентином Феликсовичем, проходили безупречно. Здесь же он встретил свою будущую жену Анну Васильевну Ланскую, которая работала медицинской сестрой. Войно-Ясенецкого заинтересовала проблема обезболивания при операциях, поэтому он уехал в Москву в клинику известного ученого Петра Ивановича Дьяконова. Там он собрал материал по региональной анестезии. А в 1915 году вышла книга Войно-Ясенецкого «Региональная анестезия», за которую Варшавский университет присудил ему премию имени Хойнацкого.

http://sobory.ru/article/?object=09016

Архив Пн Митрополит Астанайский Александр совершил поминовение страдальцев за Христа в селе Жаналык – на месте массового захоронения политзаключенных и репрессированных 13 августа 2023 г. 12:54 12 августа 2023 года, в рамках празднования 15-летия всецерковного прославления Собора новомучеников и исповедников Казахстанских, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр посетил мемориал в селе Жаналык Талгарского района Алма-Атинской области, где совершил славление новомученикам и панихиду по невинно убиенным страдальцам за веру. Здесь в 1930-50 годы находился полигон НКВД — место расстрела и захоронения политзаключенных и репрессированных. Это крупнейшее в Республике Казахстан место массового погребения жертв политических репрессий. В Жаналыке похоронены свыше 4 тысяч человек, в числе которых большое число православных священнослужителей, монашествующих и мирян. На полигоне расстреляны и захоронены прославленные в лике новомучеников Церкви Русской: священномученик Порфирий (Гулевич), епископ Крымский; священномученик Макарий (Кармазин), епископ Екатеринославский; преподобномученик Пахомий (Русин), иеромонах Аксайского скита; священномученик Симеон Афонькин, иерей из Каскелена; священномученик Сергий Бредников, иерей из Талдыкургана; священномученик Иоанн Честнов, иерей из Москвы; священномученик Илия Березовский, иерей из Новосибирска; священномученик Роман Марченко, иерей из Иссыка; преподобномученик Галактион (Новиков), иеромонах Валаамского монастыря. В числе известных священнослужителей, убитых и погребенных в Жаналыке: архиепископ Иннокентий (Пустынский), бывший архиепископ Туркестанский; епископ Алма-Атинский Тихон (Шарапов), архимандрит Арсений (Корди), архимандрит Александро-Невской лавры Павлин (Гончаров), архимандрит Аркадий (Перепечко), протоиерей Никифор Стрельников, бывший ключарь Воскресенского собора г. Санкт-Петербурга, протоиерей Матфей Шевченко, бывший настоятель Вознесенского кафедрального собора г. Верный. Глава Православной Церкви Казахстана совершил панихиду у мемориала, сооруженного над братской могилой. Вместе с Его Высокопреосвященством молились: благочинный приходов Алма-Аты, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров; благочинный Илийского церковного округа протоиерей Александр Зырянов; настоятель храма праведного Иоанна Кронштадтского поселка Жетыген Алма-Атинской области протоиерей Вадим Алексеев, духовно окормляющий село Жаналык; клирики Илийского благочиния; жители села.

http://patriarchia.ru/db/text/6049282.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ Ефрем (Кицай), архиеп. Криворожский и Никопольский. Фотография. 2007 г. Ефрем (Кицай), архиеп. Криворожский и Никопольский. Фотография. 2007 г. (Кицай Иван Степанович; род. 5.07.1966, с. Зашковичи Львовской обл.), митр. Криворожский и Никопольский. Из крестьянской семьи. Окончил среднюю школу (1983), Львовский кулинарный техникум (1985). В 1985-1987 гг. служил в Советской Армии. После увольнения из армии был псаломщиком в храме ап. Филиппа в Новгороде. С 1988 г. учился в Московской ДС, по окончании которой в 1992 г. был принят в число братии Киево-Печерской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавры . 25 сент. 1992 г. пострижен в монашество с именем Ефрем. В том же году поступил в КДА. 27 сент. 1992 г. рукоположен во диакона, 10 окт.- во иерея. Нек-рое время был благочинным Киево-Печерской лавры. 1 янв. 1994 г. возведен в сан архимандрита. В 1996 г. окончил КДА со степенью канд. богословия за соч. «Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров), его труды и пастырское наследие». 27 июля 1996 г. из Днепропетровской епархии была выделена Криворожская. 13 сент. в трапезном храме Киево-Печерской лавры Е. хиротонисан во епископа Криворожского и Никопольского. В 1996 г. епархия насчитывала 85 приходов (33 городских и 52 сельских), только в половине приходов проходили богослужения. К 2008 г. в епархии было уже 224 прихода (80 городских и 144 сельских). В Кривом Роге на время образования епархии действовало 5 храмов, в наст. время их 40. На территории епархии открыты и действуют криворожский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь (учрежден в 1995 в Днепродзержинске, в 1997 переведен в Кривой Рог), криворожский во имя священомученика Владимира мужской монастырь (учрежден в1996, в 1997 переведен в Кривой Рог), днепродзержинский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь (1999). В епархии особо почитаются Курский архиеп. сщмч. Онуфрий (Гагалюк) и Симферопольский еп. сщмч. Порфирий (Гулевич) как первые святители, служившие на территории Криворожской епархии. 1 июня 2002 г. Е. освятил храм во имя сщмч. Онуфрия в Кривом Роге. В криворожском Спасо-Преображенском кафедральном соборе был освящен придел во имя сщмч. Порфирия. Святыней епархии является Турковицкая икона Пресв. Богородицы, список к-рой был обретен 16 авг. 1998 г. в Свято-Вознесенской ц. Кривого Рога и торжественно перенесен в кафедральный Спасо-Преображенский собор.

http://pravenc.ru/text/182127.html

сщмч. Порфирий (Гулевич) , продолживший борьбу с расколами. Архиерей много служил, на богослужении неизменно произносил проповеди, посещал приходы. 11 авг. 1931 г. он был переведен на Крымскую кафедру. На протяжении 20-30-х гг. XX в. на территории Елисаветградского (Зиновьевского) викариатства были закрыты практически все церкви. Процесс имел поэтапный характер. В 1921-1922 гг. были упразднены домовые и училищные храмы: при муж. гимназии, при духовном, реальном и кавалерийском училищах, Чечелеевская жен. община (основана в 1881 как скит в с. Чечелеевка Александрийского у., в 1899 скит преобразован в Иоанно-Предтеченскую жен. общину (Херсонские ЕВ. Приб. 1899. 19. С. 495-502)). Закрытие храмов в 1929-1931 гг. было более агрессивным, оно сопровождалось разрушением колоколен, изъятием колоколов, ликвидацией приходов «по просьбе верующих», выселением священников за пределы Украины и их массовыми арестами. Только за дек. 1929 - янв. 1930 г. было закрыто 52 церкви, к 1 марта 1930 г. изъято 144 колокола общим весом ок. 55 т. Третий этап - 1935-1939 гг.- характеризуется массовыми арестами духовенства и закрытием последних храмов вик-ства: в Кирово (бывш. Елисаветград, затем Зиновьевск), Александрии, Новомиргороде, Златополе, Ровном, Юзефове, Новоукраинке, Песчаном Броде, Нов. Праге, Цветном, Аджамке, Братском и др., мн. храмы были разрушены. В 1937 г. прекратилось богослужение в 2 последних действующих храмах в Кирове: в принадлежавшем обновленцам Греческом соборе Владимирской иконы Божией Матери и в принадлежавшем патриаршей Церкви Скорбященском храме в предместье Николаевка. К 1941 г. все приходы К. в. были упразднены, большинство священнослужителей репрессированы. Обновленческий раскол . Благодаря деятельности еп. Онуфрия (Гагалюка) «Живая церковь» на Елисаветградщине не утвердилась. В янв.-февр. 1924 г. вслед. активности ГПУ позиции обновленцев укрепились, но в сер. 1924 г. обновленчество снова потеряло авторитет, после того как направленный на Елисаветградскую кафедру обновленческим синодом Антоний (Панкеев) покаялся и вернулся в патриаршую Церковь.

http://pravenc.ru/text/1841109.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010