1878–1884 гг. 183 Я иду. Но ведет меня Бог. Настал новый год 1878-й. Я встретил его не спокойно и не весело, ожидая указа о перемещении меня в Москву из Киева, в котором хотелось положить свои кости. В этом неприятном ожидании прошла неделя, прошла другая. Наконец 14 января, в субботу, в шесть часов пополудни, я получил перехожий указ и начал читать его в ту самую минуту, в которую мой хор в Крестовой церкви запел: аминь. Приидите поклонимся Цареви нашему Богу. «Да будет же воля сего Бога моего! Покорствую ей благодушно и радостно. Как орлу всякий воздух свой, так благородному мужу всякая страна отечество». Вот что я написал на этом указе и пошел в церковь молиться. Из этого дееписания видно, что Государь в 31 день минувшего декабря утвердил всеподданнейший доклад святейшего синода о бытии мне членом московской святейшего синода конторы сверх штата, с увольнением от чигиринской викарной кафедры и пребывании моем в московском ставропигиальном Новоспасском монастыре, который согласно синодальному определению 14 декабря 1877 года вверен моему управлению, и об отпуске мне прогонных денег на проезд от Киева до Москвы и сверх сего пятисот рублей в пособие на подъем и путевые издержки из суммы, ежегодно ассигнуемой на прогоны и пособия по духовному ведомству. В 16 день января киевская духовная консистория при своем докладе представила мне копию оного же указа, данного киевскому митрополиту Филофею, на которой изложена следующая резолюция его преосвященства: «Консистория имеет 1. о содержании настоящего указа объявить духовенству киевской епархии, 2. сделать распоряжение о приеме по надлежащему от преосвященного Порфирия все, что к передаче от него следовать будет по званию викария киевской епархии и по званию настоятеля Киево-Михайловского монастыря, 3. временное исправление должности настоятеля сего монастыря поручить наместнику оного под ближайшим наблюдением благочинного монастырей, архимандрита Смарагда, которому предписать, чтобы им, при члене консистории протоиерее Димитрии Жданове и при старшей братии монастыря освидетельствовано было монастырское имущество по приходо-расходным книгам и описям и чтобы о последующем донесено было консистории за общим подписанием лиц, бывших при освидетельствовании монастырского имущества».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1 . Блаженнейший и святейший патриарх Божия града Антиохии кир Мефодий, по данной ему от Бога власти и дару, отечески управлял в прошедшее лето Господне епархиями антиохийской, дамасской и хауранской и всей православной церковью, обретающейся в Сирии, Киликии и Месопотамии. Им совершены были особенные благие деяния. Когда амидийский митрополит Макарий, недавно воссоединённый с православной церковью, стал поникать под тяжестью убожества и наипаче нажиманий иноверцев, и хотел подать отречение от своего престола, тогда его блаженство поддержал его своими архипастырскими внушениями, указав ему, с одной стороны, венец, уготованный ему на небе за терпение и подвиг веры, с другой стороны, трудность заменить его, опасность отломления недавних прививок от древней маслины и потерю мзды за труд недоконченный. Нужно было в Амиде утвердить воссоединённое духовенство и прихожан его в православии и уставе церковном; святейший патриарх послал туда из Антиохии благоразумного и честнейшего в иереях о. Спиридона, который и трудился там с начала 1848 года до месяца июля, как наставник в училище и уставщик во храме. Надлежало избрать и посвятить архиереев в епархии феодосиопольскую, эмесскую, селевкийскую и виритскую, по блаженном успении их преосвященных предстоятелей, и блаженнейший Мефодий, несмотря на свою маститую старость, переехал снежные горы Антиливанские и Ливанские и в Бейруте соборовал о сей нужде своего престола с соседними архиепископами в месяцах мае и декабре и Феодосиополю даровал Тимофея, Эмессе Григория, Селевкии Захарию, законных, благоговейных и богочестивых святителей. Но каким словом возвеличить его за учреждение девичьего училища в Дамаске под руководством грамотной инокини сайданайской Феклы? Какие похвальные венцы соплесть ему за сие, поистине, боголюбезное и спасительное дело? Не нашему недостоинству восхвалять достойного! Посему мы довольствуемся одним простым словом о нём. Блаженнейший патриарх был обрадован причислением к его престолу одного храма в Москве и опечален был известием о приснопамятной кончине рабы Божией графини Анны Орловой. В нашей келье в Бейруте (30 ноября) он, держа в руках печальное известие, молился со слезами о душе покойницы и в горести промолвил: «Для многих умерла она, умерла и для антиохийского престола, с нею в гроб пошла надежда наша на устроение дома при нашем храме в Москве». В последние дни прошлого года бейрутские христиане своим неразумием, противлением его воле и буйным опозорением его сильно огорчили его сердце; но зато он утешен был нечаянным обращением в православие 60 семей униатских в древнем Сидоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

4) Существование нашей миссии в Иерусалиме украдкой не нравится нашему высшему духовенству. А для моего сердца, любящего правду, искренность, меры, а не полумеры, оно становится нестерпимым после трехлетия. В Иерусалиме в настоящее время и в настоящих обстоятельствах нужен российский епископ с причтом, гласный, признанный Портой, как пастырь русских поклонников. Гласного появления такого лица требует и духовная нужда сих поклонников, и желание умных святогробцев, которые говорят, что дела церкви палестинской пойдут лучше только тогда, когда представитель российской церкви будет иметь непосредственное влияние на эти дела, и крайняя надобность дать им истинное и благое направление, и пример древних церквей, кои единодушно посылали Епифаниев устроять церковь палестинскую, и устранение всяких сплетней, наговоров и подозрений протестантов и католиков, которые ныне видят в русском архимандрите тайного соглядатая, т. е. лицо достойное презрения, и которые внушают туркам, что этот монах подослан русским правительством вызнавать местности для будущих военных действий. (Они в некоторой степени правы, ибо излишняя и бесполезная осторожность подает им повод грешить таким образом). Гласного появления нашего епископа с деятельностью благотворной желают православные туземцы, недоумевающие, зачем прислан сюда русский архимандрит, который служит в изорванной ризе (увы! это правда, ибо синод поныне не выслал ризницы) и который в три года разделил темным арабам три часослова да три псалтири и три азбуки на их родном наречии, тогда как англичане делают много добра даже евреям. Наш епископ хорошо был бы принят и местными магометанами, которые в 1848 г. встретили меня отлично, полагая, что вслед за мной придет фирман султана обо мне, и которые теперь не хотят удостоить меня поклоном. Латинский патриарх в начале дружил со мною и радовался моему просвещенному посредству между ним и греками, думая, что я такое же законное лицо, как и он; а потом, когда узнал, что я тайный подосланец, поехал в Рим и Париж жаловаться на пронырства России и на меня безвинного. Хорошо ли это? Кому хорошо, а мне такое положение несносно. Родник воды сладкой и целебной завалили дипломатическим мусором. Иностранцы подозревают, что под этим мусором кроется отрава для них. Откройте сей родник. Дайте мне, или кому хотите, гласное существование в Турции. Если не надеетесь найти иноков способных, ошибаетесь. У нас под кукулями есть министры. Ежели боитесь ссоры с греческим духовенством, ошибаетесь. Ибо каждый образованный богослов убежден, что единство есть источник жизни, силы и движений.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

5½ часов. – От Ааронова холма погонщики навьюченных верблюдов моих поворотили направо в Уади Шех; а я с переводчиком и с четырьмя проводниками поехал прямо через песчаную Рахийскую долину в ущелье Накб-Хау. Мне хотелось видеть это ущелье. Через полчаса мы достигли до высшей плоскости Рахи, с которой дождевые воды текут в две противоположные стороны, одни к подошве Хорива, а другие в глубь ущелья Хау. С этой плоскости не видать священной вершины Синая. Следовательно, не здесь стояли израильтяне, когда в первый раз Бог изрекал им десять заповедей и когда они видели эту гору дымящуюся ( Исх.20:18 ) Проводники говорили мне, что на противоположной стороне ее есть другая обширнейшая Раха и что оттуда виден верхний остов Синая так ясно, как видна большая пирамида у Каира. Я пожалел, что по слабости здоровья не мог видеть эту Раху и, веря бедуинам, предположил, что там в первый раз возвещено было Десятословие народу Божию. – С высшего места Рахийской долины взорам представляется великолепная картина. Когда тут смотришь к монастырю, видишь гранитную гору св.Епистимии, словно огромный дом, а Хорив, словно закругленный алтарь церкви, который возвышается в конце обширной площади, усыпанной песком и обставленной отвесными высотами, будто монастырскими келлиями. Когда же смотришь в противоположную сторону, видишь ущелье Хау меж багряных гор, будто тесную улицу меж высоких зданий монастырских. Вся эта местность в связи с долиной Шех представляет собой нерукотворенную лавру. Небесный Зодчий от вечности приготовил ее для таких избранников своих, каковы были Нил, Орентий, Георгий Арселаит, Иоанн Лествичник , Иоанн епископ и мученик. Под влиянием этой мысли я в последний раз благоговейно взглянул на Хорив и на св.обитель. Бедуин поворотил и повел моего Эджина по другому склону Рахийской долины. Сижу на нем и громко пою: «Неопальная огню, в Синаи причащаяся купина Бога яви медленно-язычному и гугнивому Моисеови и проч.». Стезя подо мной понижается, а горы окрест меня возвышаются. Это кажущееся движение увеселяет меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

9. Политические и социальные условия в империи Вопрос о внутреннем состоянии империи при Палеологах в смысле ее общего управления, финансового и социально-экономического положения принадлежит к числу наименее разработанных и наиболее трудных и сложных вопросов византийской истории. Изданный обширный материал с данной стороны еще недостаточно обследован, использован и оценен. Много драгоценного материала, особенно в виде хрисовулов, монастырских и частных актов, хранится еще среди рукописных сокровищ различных библиотек Востока и Запада. Одно из самых важных мест занимают рукописи афонских монастырей, в изучении которых немалую роль сыграли русские ученые. В XVIII веке русский путешественник В. Г. Барский посещал афонские монастыри дважды (в 1725–1726 и в 1744 гг.) Он был современным ученым, который познакомился с богатствами исторических архивов Афона. Составленное им детальное описание увиденных документов пролило яркий свет на эти ценные источники. 1045 В XIX веке русские ученые епископ Порфирий Успенский , П. Севастьянов, Т. Флоринский и В. Регель ревностно работали в монастырях Св. Горы и опубликовали большое количество весьма важных документов, касающихся внутреннего положения империи. Особенно важны акты, изданные в приложениях к ряду томов “Византийского временника.” Эти публикации содержат обильное количество еще мало использованного материала для более углубленного проникновения в условия внутренней жизни позднейшей Византии. В самом конце XIX века греческий ученый С. Ламброс опубликовал каталог греческих рукописей Афона. Однако, вследствие обстоятельств, превосходящих возможности С. Ламброса, он не смог включить в свой каталог описание двух самых важных коллекций рукописей, находящихся в монастырях Лавра и Ватопеди. Каталог греческих рукописей библиотеки монастыря Ватопеди был опубликован в 1924 году. 1046 В 1915 году французский исследователь Г. Мийе (Millet) был послан на Афон, где он собрал серию документов из архивов Лавры, которая была, согласно одному хрисовулу, “головой и Акрополем всей монашеской республики.” 1047

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

III. Чин посвящения и рукоположения до степени священника Сей чин и следующая за ним часть требника переведены на славянский языке с латинского. А латинский перевод их сделан частию с коптского, частию с арабского языка, и помещен в старинном издании византийских историков, которым и пользовался в книгохранилище святогробского греческого монастыря в Иерусалиме. В обоих этих книгах, особенно замечательны следующие места: 1)  В чине посвящения иподиакона: «Помолитеся вси предстоящие, да снидет на него Дух Святый в словесех наших». Поистине молитвенное слово, как чистейшее проявление разумной души нашей, по невещественности своей есть самый соответственный Духу Святому орган, чрез который он действует благодатно. 2)  B заповеди Священнику: «Имеющий ти получи разрешение покровен прияет к тебе исповедати грехи свои». От сюда видно, что Копты исповедуются пред священником закрыв лица свои. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Бога единаго I. Поставление анагноста, сиречь чтеца Посвященный станет без хитона пред олтарем с покровенною главою, и долу преклонь выю. Епископ же станет на ступени олтаря. Приведшие ставленника снимают с него покров. Епископ речет им: Вы ли свидетельствуете, яко сей есть во истину достоин посвящения; и они свидетельствуют, рекше: «тако, наш отче, достоин есть». Тогда епископ, вземлет ножницы и стрижет главу его крестообразно, единожды посреди и четырежды по странам, глаголя: «во имя Святыя Троицы». По сем глаголет благодарение, и, прияв кадильницу, благословляет ю, и обращся лицеем к западу, глаголет сию молитву: Смиренно просим и молим Тя Господи, Господи Боже: приими раба Твоего (имярек.) чтеца в церковь Твою, да почивает ум его на правде и истине Твоей. Даждь ему страх службы Твоей, сотвори его достойна прикасатися священным сосудам, да будет благоговейный анагност, сиречь чтец пред Тобою, и тако приобрящет благодать Твою со всеми благоугодившими Тебе от века. Понеже милосердие, сущее в воле Твоей, есть приращение Тебе чести и почитания от коегождо служащего и поклоняющегося Тебе, Отче, Сыне и Душе Святе.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

II. Четыре литургии Копты служат четыре литургии: две св. Василия великого (одну по Коптски, другую по Гречески) почти во все дни года; св. Григория Богослова в господские праздники, именно, в Благовещение, в неделю Ваий, в Пасху, Вознесение, Пятидесятницу, Рождество Христово и Богоявдеше; св. Кирилла Александрийского в Великую Субботу. Все эти литургии переведены на Славянский язык с Латинского и Греческого по издания Ренодота. (Lilurgiarum orieotalium collectio opert et sludio Euseb. Renaudol. Parisiis. 1847). Первые две составлены Коптами по подражанию литургии св. Василия с разными дополнениями, а остальные, вероятно, приняты от тех, св. отцов, которых имена надписаны на них. Существенные части всех их суть: – молитвеннее приготовление всего нужного к священнодействию и возношение фимиама; чтение апостола и Евангелия; моленье о мире с взаимным лобзанием, прославление совершенств Божиих; воспоминание о создании и грехопадении человека, о сообщении ему закона и пророчеств, о воплощении сына Божия и установлении Тайной Вечери; призывание св. Духа не только на Дары, но и на верующих; прошение у Бога разных благ телесных и духовных; молитвенное общение со всеми святыми; моление об усопших; приготовление к Причащению молитвою, Отче наш; моление о разрешении грехов; причащение тела и крови Христовой; благодарение по причащении, и отпуст. В совершение литургии участвует весь народ с помощию диаконов, которые часто сказуют ему, что надобно делать, и о чем молиться в известные минуты. Такое участие показывает, что таинство причащения, по понятию Коптов, бывает действенно только при сочетании сердечной веры народа и священника, или епископа, совершающего оное. В первые христианские века епископы, служа литургию, произносили свои собственные молитвы над предложенными Дарами, как кто умел, сохраняя впрочем, одинаковый состав и порядок священнодействия, указанный апостолами. Те из епископов, которые не имели дара извитийствования сих молитв, заимствовали их, у мудрословесных святителей и вносили в свои служебники, означая или не означая имена этих святителей. Таких заимствованных молитв довольно много в Коптских литургиях, и они служат драгоценнейшим свидетельством той свободы облагодатстваванного духа, какая была в первобытной церкви. Кто внимательно сличит эти молитвы, тот заметит в них единство мысли и разнообразие выражения оной. Литургия святого Василия

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

IV. Часть Требника С Богом. Чин благословения священных сосудов Молитва на благословение сосудов алтаря Епископ глаголет: Господи Боже блажи и святе, во святем почиваяй, его же благоволением и заповедьми святыми древле раб Твой Моисей прия кровь и окропи ею все сосуды служебные, яже во образ нам быша, ныне молимтися и милися деем, о Благий человеколюбче: преподаждь освящение сосудом сим от Духа Твоего Святаго, и кропление крови Христа Твоего да покрыет я, воеже быти им сосудом чистым в чистое и истинное служение животворящего Твоего благоволения, еже есть Тело и страшная Кровь Христа Твоего, да освятятся и исполнятся хвалы имени Твоего Святаго во всех, Отче и Сыне и Душе Святе. Посем знаменует крестообразно из чувств своих, и взяв елей, помазует им сосуды, глаголя: Благословен Господь Иисус Христос Сын Бога Святаго, и Дух Святый. Аминь. Молитва освящения дискоса и покровов его Епископ глаголет: Владыка Господь Бог, Господь благий, да прострет руку свою святую и освятит дискос сей, полный благ, яже уготова любящим имя Его святое и возлежащим на вечери тысящу лет – И ныне, Господи, человеколюбче, простри руку Твою Божественную на дискос сей благословенный, на нем же имут возлежати уды Тела Твоего Святаго, еже вознесут на алтарь святилища святаго града (имрек). Слава Тебе со Отцем Твоим благим, и Духом святым, ныне и присно. Посем приимлет елей и помазует им дискос, глаголя: Благословен Господь Иисус Христос Сын Бога святаго и Дух святый. Аминь. Молитва благословения одежды, и егда она обветшает Епископ глаголет: Господи Боже, Творче Благий, уставивый одежду святилища и освящение одеяния, и творяй ново благо, еже уготова Господь любящим имя Его и возлежащим на вечери тысящу лет: понеже ты Господи человеколюбец еси, простри убо руку Твою десную на одежду сию, благословенную чериленицею (стр. 266, 268) тела Твоего святаго. Сия есть, яже уставлена во храме, иже есть церковь святая. Хвала Тебе и Сыну Твоему и Духу Святому, ныне и присно. Приемлет елей и помазует им одежду, глаголя: Благословен Господь Иисус Христос Сын Бога святаго и Дух святый. Аминь Благословение чаши

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

I. Изменения в составе Общества Церковно-Археологическое Общество при Киевской духовной Академии, состоящее под покровительством Его Императорского Высочества, Великого Князя Владимира Александровича, к концу 1884 года составляли: Попечитель Общества, Высокопреосвященнейший Платон, Митрополит Киевский и Галицкий; председатель; ректор Киевской дух. Академии, Преосвященный Сильвестр, Епископ Каневский, первый викарий Киевской метрополии, 29 почетных членов, 86 действительных, 39 членов-корреспондентов, всего 154 лица. В течение 1885 года последовала следующие перемены в составе Общества. Скончались: почетные члены – высокопреосвященный Александр, Архиепископ Литовский и Виленский, высокопреосвященный Тихон, Архиепископ Волынский и Житомирский, преосвященный Феодосий, Епископ Екатеринославский и Таганрогский, преосвященный Порфирий (Успенский) , член московской Синодальной Конторы, и Н. В. Калачев, сенатор и академик, директор Археологического Института; член-корреспондент, священник с. Луневки, обоянского у., Курской губ., Игнатий Лашкерев. Один член-корреспондент признан сложив... От члена-корреспондента, законоучителя нежинской женской гимназии, священника Еве Кушакевича, чрез того же Дмитриевского: икона пресв. Троицы, XVIII в., с изображениями Бога Отца и Бога Сына на поставленных ребром пластинках; Евангелии и Апостолы в греческом языке Упсальского издания 1690-х гг., in 8-о; книга Decomitiis Romauorum, Salisburgi, 1678, 12-o; медная трехсторонняя печать. От члена-корреспондента, бывшого ктитора храма нежинского греческого и Михайловского монастыря А. Г. Кунелависа, чрез того же Дмитриевского: деревянный складень молдавской иконописи XVIII в., с изображениями пресв. Богородицы «Неувядаемого цвета», Андрея Критского и великомученика Георгия, и 17 монет русско-румынских, новогреческих и западно-европейских. От действительного члена, житомирского (бывшего бердичевского) полициймейстера Т. I. Вержбицкого: роговой ящичек с изображением св. Бернарда, XVII в.; серебряная гимназическая медаль; два серебряных жетона и один бронзовый; 4 римские серебряные монеты; 95 серебряных и медных монет западно-европейских, польских и русских, большею частью хорошей сохранности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

I. Просопография церковная Извлечения из рукописей о внешнем виде Иисуса Христа и пречистой Его Матери, святых, и царей присутствовавших на святых вселенских соборах. Некоторые историки говорят, что у Спасителя волосы были волинсты и редки. Φασ τινς τν στορικν, τι τ ολον κα λιγτριχον σχμα π το Σωτρος οκειατερν στιν. Кедрин. Христос бяше красен добротою паче всех сынов человеческих. Высота бяше тела шесть стоп. совершен. Русы имея власы не велми хусты, паче оубо до брады висяща. Брови имущи черны велми наклонен. Очи же его веселы, якоже и праотца его Давида сказает образ, глаголя: «чёрмень помалу» и ноздрьма сличень. Надрус брадою. долгы имеа власы николиже стрижены, и мало наклонен выею, не велми прост (прям). Русь (?) имеа возраст телесный. Лице не велми кругло имеа, якоже и мати его. Чист и разумен нравом и кротостию, ко всякому человеку безгневен, и по всему материна обычаа приобщашеся. Из сборника на бумаге in 4° minor, в библиотеке Афонохиландарского монастыря, 17 века. Богоматерь малоглаголива, скоропослушлива, блогоиименита, не дерзновенна ко всякому человеку, якоже и дивитися всему разуму и глаголаниио ея. Возрастом же бяше средняа. Друзии же глаголют, яко паче средняа. Руса, желтовласа. Очима чермна, благозрачна. Брови черны. Руцы долзи. Круговатном. лицем. Долгы персты имящи. Блогодати Божия и красоты исполнена, и помыслы непостыдна и непремена. И смирение непреложно имяще. Одежды темнозрачны любящи ношаше: свидетельствует святый покров ея. Из того же сборника. Святый архидиакон Стефан был высок ростом, и волосы имел золотисторусые. Λγος στορικς το Νικτα. В соборном храме Афоно-Кастамонитского монастыря на правой, передней колонне, поддерживающей купол, утверждена древняя икона св. архидиакона Стефана, принесенная из Иерусалима в царствование Константина Мономаха (1042–1054 г). Она описана мною так: «Волосы, золотисторусы, в вид тернового венца Христова (Corona Christi). Темя голо. Брови правильны. Глаза приятны. Нос тонок, прям и длинен. Усы и бородка едва показались. Цвет лица – цвет пшеничного зерна с отливом алым. Живопись хороша и располает к молитве. Икона велика.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010